Болезненная поспешность речи. Невропатические и психогенные нарушения речи

Обновлено: 28.05.2024

М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 c.В хрестоматии представлены ключевые работы из научной педагогической, психологической литературы, посвященной проблеме заикания.
В представленных работах отражены вопросы истории изучения заикания, этиологии и патогенетических механизмов заикания, а также коррекционной логопедической работы. Хрестоматия является дополнением к учебнику «Логопедия. Заикание» (авторы: Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова).Содержание:История изучения заикания. Симптоматика
Данилов И.В. Черепанов И.М. Краткий исторический очерк
Рау Ф. А. Исторический обзор развития организации помощи детям заикам дошкольного возраста
Хватцев М.Е. Заикание
Щкловский В.М. ЗаиканиеЭтиология и патогенез заикания
Левина Р.Е. Заикание у детей
Данилов И.В. Черепанов И.М. Некоторые общие вопросы организации речевой деятельности
Лохов М.И. Межполушарные взаимодействия в процессах речи
Шкловский В.М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях
Суворова В.В. Матова М.А. Туровская З.Г. Репродуктивные образы бинокулярного зрения при нетипичных межполушарных отношениях у заикающихсяПсихолого-педагогическая и клиническая характеристика заикающихся
Селиверстов В.И. Психологические особенности заикающихся. Модель фиксированности на своем дефекте
Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О., Мозговая Е.Л. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием
Казаков В.Г. Психопатология и принципы терапии затяжных форм заикания у взрослых
Асатиани Н.М., Казаков В.Г.,Фрейдин Ю.Л. Некоторые вопросы клинической классификации заикания
Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов дифференцированного применения логопедической ритмики в коррекционной работе со взрослыми заикающимися
Клепикова Р. И. Анализ динамики речевого и внеречевого дыхания у взрослых заикающихся до и после лечения
Станишевская Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканиемПсихолингвистическое направление в исследовании заикания
Жинкин Н.И. Язык, речь и текст.
Чевелева Н.А. Очобенности речи заикающихся школьников
Ястребова А. В. Особенности речевой коммуникации и учебной деятельности заикающихся детей младшего школьного возраста
Кузьмин Ю.И. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений
Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой
Дьякова Е.А. Речевые ошибки и особенности процессаречеобразования у заикающихсяОсновные системы комплексной психолого-педагогической реабилитации заикающихся
Рау Ф.А. Перевоспитание речи. Методы работы.
Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста
Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских домов
Чевелева Н.А. Заикание у детей
Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержании логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста
Арутюнян Л.
3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании
Некрасова Ю.Б. Вариант комплексного метода по устранению заикания у взрослых (в условиях поликлиники)
Шкловский В.М. Комплексная система лечения заиканияОсновные логопедические и психотерапевтические технологии, используемые при реабилитации заикающихся
Волкова Г.А., Тележникова М. Использование игровой деятельности в коррекции заикания у детей
Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л.,Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре
Лубенская А.И. Специализмрованная методика аутогенных тренировок для взрослых заикающихся
Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха
Исагулиев П.И. Функциональные тренировки повышенной трудности и их роль в комплексе медико-педагогической работы со взрослыми заикающимися
Миссуловин Л.Я. Функциональные тренировки
Гринер В.А. Цели, задачи особенности логопедической ритмики
Оганесян Е.В. Дифференцированная методика логопедической ритмики для занятий с заикающимися подростками и взрослыми
Ходорова
3. С. Практическое руководство в логопедической работе с заикающимися школьниками-подростками
Богомолова А.И. Методика формирования твердой ритмичной речи
Арутюнян (Андронова) Л.З. Способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки
Андронова Л.З. Коррекция интонационной стороны речи заикающихся
Буянов М.И. (сост.) Логопедическая коррекция заикания
Раздолъскш В.А. Экспериментальное изучение влияния звукоусиления на речь заикающихся
Вессарт О.В. Особенности речи заикающихся и нормально говорящих при маскировке белым шумом
Драпкин Б.З.Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков
Некрасова Ю.Б. Активная логопсихотерапия при восстановлении речи взрослых заикающихся в амбулаторных условиях
Лохов М.И. Особенности коррекции речи у взрослыхПрофилактика заикания
Чевелева Н.А.Родителям о заикании у детей
Рау Е.Ю. Возможности педагогической коррекции нарушения общения при заикании учителями общеобразовательной школы

Нарушения речи при психических расстройствах у детей 574

Ссылка для цитирования

"…при психических расстройствах, когда в той или иной степени страдает функция мышления или нарушается коммуникация ребенка с другими людьми, речь непременно «отреагирует» и явится своеобразным «зеркалом», отражающим патологические процессы в развивающейся психике ребенка. Врачу, логопеду, педагогу, психологу нередко приходится сталкиваться с разнообразными речевыми нарушениями у детей, и эти расстройства имеют немалое значение в диагностическом поиске и выборе тактики ведения того или иного ребенка".

Речь – это специфически человеческая форма деятельности, отражающая процессы мышления и служащая, главным образом, общению между людьми (1).

Из определения мы сразу можем сделать вывод, что при психических расстройствах, когда в той или иной степени страдает функция мышления или нарушается коммуникация ребенка с другими людьми, речь непременно «отреагирует» и явится своеобразным «зеркалом», отражающим патологические процессы в развивающейся психике ребенка. Врачу, логопеду, педагогу, психологу нередко приходится сталкиваться с разнообразными речевыми нарушениями у детей, и эти расстройства имеют немалое значение в диагностическом поиске и выборе тактики ведения того или иного ребенка. Нередко мы останавливаемся перед вопросом – достаточно ли в том или ином случае только логопедической, педагогической, психологической коррекции, не требуется ли медикаментозная терапия, дополнительные параклинические обследования? Итак, для организации максимально эффективной помощи ребенку, у которого мы выявили нарушение развития речи, необходимо правильно сориентироваться в диагностическом поле. Для облегчения процесса дифференциальной диагностики постараемся описать характер нарушения речи при разных патологических состояниях, выделить различающие их особенности, сформулировать рекомендации по лечебной работе.

1. Нарушения речи при неврозах

Невроз – нервно-психическое расстройство, причиной которого является психическая травма – острая (испуг) или затяжная (неблагополучная семейная обстановка, разлука с родителями, травмирующая ситуация в школе). Наиболее частыми речевыми расстройствами невротического характера являются заикание и мутизм.

Невротическое заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Чаще появляется в 2-3 года, на этапе становления речи или в 4-5 лет, когда происходит ее интенсивное развитие и усложнение. Возникает вслед за психической травмой или на фоне «тяжелого периода» в жизни ребенка. Дети, как правило, быстро осознают свой дефект, переживают его, могут начать отказываться говорить при посторонних, отказываются выступать на утренниках, отвечать на занятиях в детском саду или школе. Заикание такого характера, как правило, усиливается при общении с незнакомыми людьми, волнении и сочетается с другими невротическими проявлениями: изменчивостью настроения, раздражительностью, плаксивостью, расстройствами сна, страхами.

Мутизм – полное или частичное отсутствие речевого общения при сохранной способности говорить и понимать речь. Часто мутизм напрямую связан с невротическим заиканием: желая «избавиться» от своего дефекта, дети избирают реакцию «ухода», боятся обнаружить свое заикание и вовсе отказываются от речи. Бывает мутизм и проявлением, так называемого, истерического невроза, когда ребенок «уходит в молчание» в рамках реакций протеста. Невротический мутизм редко бывает тотальным, а чаще – избирательным. Этот вид реакции пассивного протеста бывает преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще у девочек. Проявляется невротический мутизм в том, что ребенок отказывается от общения с теми лицами, которые так или иначе связаны с психотравмирующей ситуацией (их круг может быть довольно широким, преимущественно это – взрослые), а со сверстниками или в благоприятной, «принимающей» обстановке речевое общение сохраняется. Отличительной особенностью невротического мутизма (в отличие от мутизма при шизофрении или раннем детском аутизме) является сохранная способность к неречевым способам общения – у ребенка живая мимика, эмоциональные реакции, есть желание коммуникации, он может «общаться» жестами.

Факторы, способствующие возникновению невротических речевых расстройств:

1. Соматическая ослабленность у ребенка, наличие остаточных явлений перинатальной энцефалопатии.

2. Наследственная отягощенность патологией речи, наличие неврозов у родителей.

3. Излишняя требовательность со стороны родителей, жесткая позиция в воспитании, перегрузка учебной деятельностью.

4. Двуязычие в семье.

Невротические речевые расстройства требуют, прежде всего, кропотливой работы психолога, психотерапевта, включающей активную работу с родителями, и логопедической коррекции. Также необходимо и медикаментозное лечение – седативные средства, ноотропная терапия, при заикании - медикаменты, снижающие мышечный тонус (мидокалм).

2. Нарушения речи при задержке психического развития, резидуально-органических пограничных нервно-психических расстройствах, умственной отсталости

При данных состояниях недоразвитие речи, нарушение речевой функции является одним из первых и самых заметных признаков. Как правило, указанные состояния логически взаимосвязаны – органическая недостаточность ЦНС, причинами которой могут стать пренатальные повреждения головного мозга вследствие патологии беременности и родов у матери, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы, в некоторых случаях – опухолевый процесс или сосудистые нарушения, является истоком задержки психического развития (неразрывно связанной с задержкой и нарушением формирования речи). Речь в таких случаях обеднена, отстает в сроках развития, фонетически искажена. Возможно общее недоразвитие речи в виде алалии – моторной, когда преимущественно страдает экспрессивная речь, или сенсорной, связанной с трудностью понимания, дифференцировки звуков. Вероятно нарушение речи, связанное с афазией – амнестической, когда ребенок не может сразу подыскать нужные слова, моторной – связанной с нарушением речевых двигательных рефлексов и невозможностью произносить звуки, слоги, слова, или сенсорной – проявляющейся в непонимании обращаемой к ребенку речи. Возможно развитие дислалии – нарушения звукопроизношения, недостаточности грамматического оформления речи. В некоторых случаях возникает изолированное расстройство речи при сохранности других форм интеллектуальной деятельности, когда при неплохой успеваемости в математике, достаточном владении абстракциями, обобщением, оказываются не сформированными в нормальные возрастные сроки отдельные компоненты речевой функции, такие, например, как фонематический синтез и анализ (способность воспринимать и четко дифференцировать звуки слышимой речи и использовать их), различение близких по звучанию слов, звонких и глухих согласных.

Наряду с речевыми проблемами, таких детей отличают и другие особенности – утомляемость, истощаемость при умственной деятельности, возбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, пассивность, капризность. Речевая активность может быть разной – сниженной, когда ребенок мало пользуется речью, или повышенной – даже при расстройствах речи ребенок может быть «болтливым».

Возможно появление и так называемого неврозоподобного заикания. В отличие от невротического, тут не усматривается связи с психической травмой, оно развивается как будто исподволь, постепенно. Ребенок не переживает свой дефект так сильно, как при неврозах. Такая форма заикания более устойчива, тяжелее поддается лечению и коррекции.

Особенность, отличающая данные речевые нарушения от сходных при раннем детском аутизме или шизофрении, заключается в том, что речь для такого ребенка, несмотря на ее недостаточность, является средством общения. Он стремится к контакту, пытается донести до окружающих свою мысль, его мимика достаточно живая, он может неплохо справляться с невербальными заданиями, демонстрируя во многих случаях сохранную логику суждений.

При описанных состояниях особую важность приобретают такие методы исследования как ЭЭГ, ЭХО-ЭГ, РЭГ, УЗДГ, МРТ, где врач может увидеть патологические знаки. Наряду с логопедической, дефектологической коррекцией, работой нейропсихолога, необходимо наблюдение невролога и психиатра, назначение ноотропной, сосудистой терапии, дегидратации (если есть признаки внутричерепной гипертензии), в некоторых случаях, когда речевые нарушения возникают при опухолях головного мозга, требуется и хирургическое лечение.

3. Речевые нарушения при шизофрении у детей

При таком психическом заболевании как шизофрения, нарушения речи имеют отличительную особенность от тех, что мы рассматривали ранее, они являются отражением своеобразной «разлаженности» психических процессов, стирания границ между внутренней и внешней реальностью, погружения в мир внутренних болезненных переживаний, фантазий. Нарушения речи связаны с расстройствами восприятия (галлюцинациями, псевдогаллюцинациями), рудиментарными бредоподобными образованиями, резким, вычурным нарушением логики суждений вплоть до полной разорванности ассоциативного процесса.

При раннем развитии шизофрении речевые расстройства могут выглядеть так: после некоторого периода нормального формирования речи вдруг ребенок «замолкает» или начинает пользоваться своеобразно построенными фразами из 2-3 слов, как правило, в безличной форме – «дать пить», «идти гулять». Нарастают и другие признаки болезни – пассивность, отгороженность от сверстников, потеря интереса к игрушкам, моторная неловкость, беспредметные страхи, однообразные игры, ребенок может подолгу однообразно бегать по кругу, неадекватно смеяться, плакать без причины. Речь развивается, но своеобразно – изобилует эхолалиями (повторами слов спрашивающего вместо ответа), вербигерациями (повторами собственных слов или фраз, часто без связи с ситуацией). Иногда кажется, что ребенок не понимает обращенную речь, но это не так: из-за погруженности в себя он не может удерживать внимание на говорящем.

При других формах шизофрении речевое развитие ребенка может быть достаточно ранним, причем речь зачастую начинается не с традиционных «мама», «баба», а со сложных слов – «электрификация», «динозавр». Эти дети рано овладевают чтением, но при этом демонстрируют отсутствие интереса к игрушкам, не стремятся к общению со сверстниками, их игры и интересы странны, своеобразны, вопросы абстрактны, с «недетским» смыслом. Речь зачастую манерна – с особой интонацией, звуковым оформлением, это сразу бросается в глаза, отличая их от других ребят. Нередко речь вычурна, пестрит неологизмами, служит для отражения фантазий или страхов - «зубастый драндаплюх», «палка-изобреталка» и.т.д. Логический строй речи часто нарушен: «Неужели птица тоже может думать? Ведь для этого ей нужно поднять голову своей желтой лапкой!»; «Не буду есть ложкой, лучше руками, потому что снег за окошком холодный»; "Медведь живет в берлоге, а не в курятнике, потому, что он – один. А курятник – там много всех должно быть, например, два медведя, три, а может быть – пять». Речь становится стереотипной, ребенок может по нескольку раз повторять одни и те же слова или фразы, часто бессмысленные, без связи с ситуацией.

Возможно при шизофрении и такое нарушение речи как мутизм. От невротического, о котором мы уже говорили, мутизм при эндогенном заболевании отличает ряд особенностей:

- чаще бывает тотальным, в виде полного молчания;

- наступает без связи с психотравмирующей ситуацией;

- ребенок отрешен, «отгорожен», он не старается как-то взаимодействовать с другими людьми, мимика его невыразительна, иногда – неадекватна (смеется без причины, гримасничает). Внутренняя речь при этом может сохраняться, иногда, когда никого рядом нет, ребенок может заговорить сам с собой. Неожиданно может ответить на вопрос, заданный шепотом или адресованный другому ребенку.

Поскольку речевые нарушения при шизофрении – лишь малая надводная часть айсберга, с которым можно сравнить патологический процесс, затрагивающий практически все слои психики, подход к терапии должен быть комплексным. В этих случаях недостаточно только усилий логопеда, педагога, психолога: необходимо вмешательство психиатра, назначение медикаментозной терапии, прежде всего, нейролептиков.

И тут нельзя не сказать еще об одном «речевом симптоме», появляющемся именно на фоне лечения, при плохой переносимости нейролептических средств, в рамках нейролептического синдрома. Специалисты, занимающиеся с ребенком, или родители могут заметить, что вдруг, ни с того ни с сего, появилась новая интонация – речь стала «скандированной», ребенок произносит слова практически по слогам, с напряжением. При появлении такого признака на фоне лечения нужно сразу поставить об этом в известность психиатра, так как потребуется коррекция терапии.

4. Нарушения речи при раннем детском аутизме (синдром Каннера, синдром Аспергера)

Нарушения речи при данных состояниях в некотором плане похожи на те расстройства, которые характерны для шизофрении: возможен мутизм, речь наполнена эхолалиями (непосредственными и отставленными), стереотипна, изобилует штампами. Встречается феномен фонографии: можно отметить, что ребенок может дословно воспроизводить ранее услышанное, правда, чаще без связи с реальной ситуацией. Многие дети демонстрируют недетские речевые обороты, отмечается идентичное интонационное оформление – аутичный ребенок зачастую не контролирует громкость голоса, возможен оттенок манерности или речь звучит как «механическая». Речевая активность преимущественно бывает автономной: ребенок как бы разговаривает только «для себя», речь не является средством общения. Логически определенная идентичность РДА и детской шизофрении понятна – ядром и того и другого состояния является синдром аутистической отгороженности, определяющий способ взаимодействия с окружающим миром, отсюда и сходство речевых симптомов. Однако существует ряд особенностей, которые отличают расстройства речи при «настоящем» РДА от речевых расстройств, соответствующих аутистическому синдрому при шизофрении. Прежде всего, сразу отметим, что шизофрения – заболевание, оно имеет свое начало, имеет так называемую прогредиентность (течение). Аутизм Каннера и Аспергера – форма дизонтогенеза, то есть – искаженного развития, и заболеванием, в строгом смысле этого слова не является.

Отсюда и отличия в речевых нарушениях:

1. При РДА отсутствует «начало заболевания», нет периода нормального развития речи и ее распада. Уже с раннего детства гуление такого ребенка ограничено или необычно (напоминает крик или визг), отсутствует имитация звуков, дети не обращают внимания на обращенную к ним речь, не дифференцируя ее от других шумов.

2. Основа нарушения речи при РДА – слабость эмоционального резонанса и отсутствие потребности в контакте, но нет той диссоциации психических процессов, что есть при шизофрении, где аутизация вторична и изначально соседствует с другими психопатологическими проявлениями, описанными выше. У детей с РДА нет той выраженной вычурности, причудливости, резкой паралогичности и разорванности речи, словотворчество детей с РДА (с синдромом Аспергера) не производит впечатления нелепости. Дети с РДА представляются более «цельной личностью» (даже пребывая в состоянии аутистической отгороженности), в отличие от детей, больных шизофренией. Как правило, несмотря на то, что понимание подтекста, метафор у детей с РДА затруднено, но логика суждений (особенно при синдроме Аспергера) не нарушена.

В тактике ведения детей с РДА главное место отводится коррекционной работе – психолога, дефектолога, логопеда. Психиатр может помочь лишь симптоматически.

5. Расстройства речи при эпилепсии

Эпилептический процесс при любой локализации, так или иначе, влияет на становление функции мышления, а значит и на речь – в период частых приступов возможна олигофазия (обеднение речи), вне приступов за счет нарастания инертности в мышлении речь становится персеверативной, когда ребенок многословен, постоянно возвращается к одной и той же мысли, помногу раз может повторять одни и те же фразы, будто напоминая их себе или окружающим.

Существует и особая форма эпилепсии, когда расстройства речи являются одним из главных симптомов, выводящих к диагнозу. Это синдром Ландау-Клеффнера – эпилептическая афазия. Заболевание, как и обычная эпилепсия, как правило, начинается с эпилептических приступов, которые могут и не особенно встревожить врачей: протекают они легко, редко, в 30% случаев – клинически выраженных припадков вообще не бывает. А на первый план выходит регресс речи, когда ребенок теряет речевые навыки после предшествующего периода совершенно нормального развития. В начале заболевания медленно прогрессирует нарушение понимания речи – ребенок слышит звуковые сигналы, но не может различить их речевое значение. Вслед за нарушением понимания разрушается спонтанная речь. Операционная сторона мышления остается сохранной: дети выполняют достаточно сложные невербальные задания, могут писать (если раньше умели). Афазия при этом заболевании отличается стойкостью, речь часто полностью не восстанавливается.

Главным «судьей» в диагностическом поиске является ЭЭГ – даже при отсутствии клинически заметных приступов ЭЭГ демонстрирует наличие эпилептической активности с акцентом в левом полушарии (у правшей).

Данный синдром встречается, к счастью, достаточно редко, манифестирует обычно в 3-8 лет, преимущественно у мальчиков.

Лечение складывается из логопедической коррекции и противоэпилептического медикаментозного лечения. И в этом случае особую важность приобретает своевременность помощи – чем раньше начались занятия с логопедом и лечение у врача, тем больше шансов на выздоровление.

Афазия

Афазия

Афазия – это утрата речевых функций, которая происходит из-за поражения центра речи в коре головного мозга.

Симптомы афазии

Главный признак афазии — нарушение речевого процесса. Конкретные нарушения зависят от места развития патологического процесса в коре мозга. В зависимости от зоны поражения у пациента могут наблюдаться следующие симптомы:

  • бессвязная, несогласованная речь;
  • непонимание написанного текста;
  • непонимание смысла фраз, состоящих из союзов слов;
  • перестановка звуков в словах;
  • устойчивое повторение слов или фраз (персервации);
  • расстройство письма;
  • нарушение навыков чтения;
  • ухудшение зрительной и слуховой памяти;
  • забывание названий знакомых вещей.

Причины афазии

Нарушения речи и вербального общения возникают из-за различных заболеваний и процессов, которые затрагивают участки коры, а также пути проведения нервных импульсов между долями коры и другими областями головного мозга. К таким относят:

  • эпилептический статус;
  • инсульты;
  • опухоли;
  • травмы головы;
  • инфекционные заболевания (энцефалиты, энцефаломиелиты);
  • тромбоэмболия;
  • разрыв аневризм сосудов головного мозга;
  • болезнь Альцгеймера;
  • оперативные вмешательства на головном мозге;
  • тяжелые отравления токсинами и химическими веществами;
  • нарушения сознания;
  • психогенного генеза (стресс).

Получить консультацию

Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья.

Узнать подробности о заболевании, цены на лечение и записаться на консультацию к специалисту Вы можете по телефону:


Почему «СМ-Клиника»?

Диагностика афазии в «СМ-Клиника»

Диагностика афазии в «СМ-Клиника» начинается с тщательного опроса пациента, невролог выяснит малейшие нюансы возникновения симптомов и предшествующие им события (травмы, заболевания и пр.). После этого врач проведет тщательный неврологический осмотр, проведет оценку рефлексов.

Для оценки активности различных областей головного мозга, послойного изучения его структур и очагов поражения, а также состояния сосудов в «СМ-Клиника» проводятся следующие исследования:

  • электроэнцефалография;
  • ангиография;
  • МРТ;
  • КТ;
  • УЗИ сосудов головы и шеи;
  • дуплексное сканирование сосудов;
  • изучение спинномозговой жидкости.

Лечение афазии в «СМ-Клиника»

Как вылечить афазию знают врачи «СМ-Клиника». Нашим специалистам удалось помочь десяткам пациентов избавиться от нарушений речевой функции. Прежде чем выбрать методику реабилитации, невролог проведет лечение заболевания, вызвавшего афазию. Для этого назначается медикаментозная терапия, хирургические операции и общие реабилитационные процедуры. К последним относятся:

  • массаж;
  • ЛФК;
  • физиотерапия;
  • механотерапия;
  • иглорефлексотерапия.
  • вазоактивные;
  • психотропные;
  • общетонизирующие;
  • ноотропные;
  • антихолинэстеразные;
  • миорелаксанты;
  • катехоламинэргические;

Профилактика афазии

Так как чаще всего причиной афазии становятся нарушения работы сердечно-сосудистой системы организма, меры профилактики сводятся к следующему:

  • здоровый образ жизни
  • контроль кровяного давления
  • своевременное обращение к врачу
  • отказ от вредных привычек.

Заболевания по направлению Неврология

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

Лицензия ООО «СМ-Клиника»

© 2002-2022 ООО «СМ-Клиника»

Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного письменного согласия правообладателя. Указание ссылки на источник информации является обязательным.

Лицензия № ЛО-77-01-018779 от 19 сентября 2019 г.

Нарушение речи после инсульта

Нарушение речи после инсульта – частое, но отнюдь не самое тяжелое последствие заболевания. Нарушения могут проявляться в виде дизартрии (затрудненном произношении звуков или слов) и афазии (нарушении восприятия речи при сохраненном слухе).


Несмотря на то, что эти патологии имеют разный механизм образования, устраняются они с помощью занятий с логопедом и сеансов иглорефлексотерапии, которые назначаются в дополнение к медикаментозному лечению основного заболевания, вызвавшего проблемы с кровообращением в церебральных сосудах.

Чтобы человек мог говорить, требуется одномоментное участие большого количества структур головного мозга, мышц и связочного аппарата. Так, при речи задействуются зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический анализаторы, которые согласуются в нескольких центрах коры головного мозга. Кроме того, в процессе речи участвуют:

  • периферическая нервная система, отдающая нервные волокна к мышцам языка, гортани, голосовым связкам, бронхам;
  • респираторный тракт, от которого зависит поступление воздуха в легкие.

Учитывая сложную организацию звукопроизношения и такое обилие мозговых структур, задействованных в процессе речевой деятельности, неудивительно, что дизартрия и афазия встречается у 30% пациентов, перенесших инсульт.

При нарушении речи после инсульта, протекающего в форме афазии, человек не может пользоваться речью для выражения своих мыслей или общения с окружающими, при этом слух и артикуляционный аппарат у него остаются сохраненными. Причем некоторые пациенты не только не могут (или этот процесс сильно затруднен) сами говорить и понимать речь, но и не в состоянии писать или читать.

Различают несколько видов афазии (моторная, артикуляторная, сенсорная, смешанная и тотальная), каждая из которых имеет характерные черты:

  • для одних видов расстройств присущи повторы одного и того же звука или слова во время разговора, затруднения при чтении и письме;
  • для других – проблемы произношения звуков и слов из-за расстройства работы артикуляционного аппарата, в то время как речь на слух и чтение про себя остается сохраненными;
  • для третьих – нарушение восприятия на слух звуков, в результате чего речь больного становится наполнена множеством лишних звуков, которые очень затрудняют ее понимание;
  • для смешанной афазии характерно сочетание нескольких видов расстройства речи, при котором страдает и звукообразование, и распознавание слов.

Дизартрия возникает вследствие повреждения иннервации мышц речевого аппарата. При этом расстройстве возникают проблемы с артикуляцией, фонацией, речевым дыханием, интонационной окраской речи, в результате чего она теряет членораздельность и внятность. Степень выраженности расстройства зависит от тяжести поражения нервной системы. Помимо речи нарушается глотание, жевание, сосание, исчезает мимика, пациенты говорят в нос, скорость речи может меняться как в сторону ускорения, так и в сторону замедления.

Лечебно-восстановительные мероприятия при нарушении речи после инсульта проводятся совместно с неврологом, физиотерапевтом, логопедом, психотерапевтом, иглорефлексотерапевтом. Базовое лечение включает в себя медикаментозную поддержку, а остальные процедуры являются дополнением, ускоряющим выздоровление и восстановление речи у пациента.

Значительно ускоряют реабилитацию акупунктурные воздействия на биологически активные точки (БАТ), расположенные на голове, ушах, кистях, стопах, туловище пациента.

Существует множество методов активизации БАТ, каждый из которых способен значительно облегчить состояние больного, улучшить приток крови к ишемизированным участкам, нормализовать передачу нервных импульсов, повысить мышечный тонус и трофику тканей.

Каждый вид рефлексотерапии имеет свои показания, поэтому подбираются они строго в индивидуальном порядке с учетом сопутствующей патологии. В большинстве случаев рекомендуется начинать реабилитацию иглорефлесотерапией в максимально ранние сроки после мозгового удара.

Количество сеансов и их кратность в среднем составляет один-два раза в день в течение двух недель с повтором через 3-4 месяца. В дальнейшем может потребоваться еще один или несколько курсов рефлексотерапии.

Мы практикуем комплексный подход для эффективного лечения пациентов со стоматологическими, неврологическими, двигательными и другими проблемами.

Не откладывайте визит к врачу при появлении жалоб! –
Лечение в нашей клинике проходит максимально комфортно и быстро.

Нарушение речи

Нарушение речи

Способность к общению тесно связана с работой головного мозга, поэтому при нарушениях речи в первую очередь обследуется именно этот орган. Как правило, мутизм является следствием патологических процессов, протекающих в мозге и снижающих его активность. Иногда возникновению этого симптома способствуют психогенные факторы. В любом случае проблемы с речью требуют наблюдения квалифицированного медицинского специалиста. Наряду с риском навсегда лишиться способности к общению опасность состоит в развитии осложнений и прогрессирования первопричинного заболевания. Так, при образовании опухолей появляется угроза распространения метастазов по всему организму с последующим летальным исходом. Чаще всего нарушения речи вызываются следующими причинами.

Болезни при нарушении речи

Причины нарушения речи

  1. Инсульт левого полушария мозга. Расстройство речи возникает наряду с нарушением равновесия и спутанностью сознания. Нужно понимать, что пациенту с инсультом нужна срочная медицинская помощь, иначе велик риск инвалидности или смерти.
  2. Тромбоз синусов твердой мозговой оболочки. Еще один недуг, связанный с нарушением кровоснабжения головного мозга. Ведет к постепенному отказу органов чувств и лишает человека способности ясно выражать свои мысли. Нарушается речь, ухудшается зрение, возникает паралич лицевых мышц.
  3. Энцефалит. Воспалительные процессы в головном мозге начинаются вследствие попадания в организм инфекции. Если энцефалит привел к нарушению речи, вероятнее всего, он вызван вирусом герпеса.
  4. Опухоль головного мозга. Мутизм возникает на фоне и доброкачественных, и злокачественных новообразований. Определить характер опухоли по одним симптомам невозможно — нужно пройти полноценное обследование.

В некоторых случаях молчание обусловлено психогенными факторами. Нарушение речи нередко возникает из-за стресса (к примеру, при потере близкого человека).

Диагностика патологий речи

Если перенесенные заболевания привели к стойкому расстройству речи, желательно попасть на консультацию к терапевту или неврологу. После беседы врач вероятнее всего направит на такие процедуры:

  • дуплексное сканирование сосудов головы и шеи;
  • УЗИ глаз;
  • МРТ;
  • допплерография сосудов головного мозга.

Дополнительно назначается анализ крови, чтобы исключить вероятность инфекционного заражения. Если выяснится, что мутизм вызван исключительно психогенными факторами, потребуется консультация психотерапевта. Для восстановления дикции не будет лишним посетить логопеда.

Лечение недугов, ведущих к нарушениям речи

Эффективность лечения зависит от характера патологии. При постоянном прогрессировании нарушений назначенная терапия не всегда дает хороший результат. Так, больным с синдромом Альцгеймера и рассеянным склерозом не удается полностью восстановиться из-за возрастных изменений в организме. Больше надежды на позитивный исход в случаях, когда мутизм возникает на фоне очаговых поражений головного мозга: черепно-мозговых травм, инсультов и прочих недугов. После курса лечения пациенты постепенно восстанавливаются.

Опухоли удаляются хирургическим путем, после чего к человеку возвращается утраченная способность говорить. Для полного восстановления требуется комплексная терапия. Медикаментозные методы лечения сочетаются с занятиями у логопеда и регулярными беседами с психологом.

Читайте также: