Чем опасен коронавирус для больных раком?

Обновлено: 05.06.2024

Коронавирусная инфекция и онкология, происходящие одновременно, опасны для граждан, прежде всего — высокой летальностью и тяжелыми последствиями. Такое мнение высказал доктор медицинских наук, профессор, главный онколог центра «СМ-клиника» Александр Серяков.

«При таком сочетании 18% летальных исходов у онкологических больных с COVID-19, и еще 60% оказывались в реанимации. Из тех, кто попал в больницу, каждый пятый оказывался на искусственной вентиляции легких», — пояснил он в интервью радио Sputnik.

Таким образом, врач признал проблему. Он также сообщил, что подобные исследования проводились в США и Китае, где летальность онкобольных при COVID-19 составила около 40%. Еще одной опасностью может стать новый новый штамм коронавируса — «Омикрон». Из-за него многие люди сидят дома, не посещают больницы и поликлиники, соответственно это вызовет волну онкологических заболеваний через год-два.

Будьте в курсе всех главных новостей России и мира - читайте канал @uranews

ds

К поликлинике онкоцентра мы приехали утром, когда наплыв пациентов максимален. Похоже, многие из них уже смирились с тем, что сопровождающим на приём теперь не пройти, так что немногочисленные провожатые ждали родных, рассредоточившись по больничной территории. У входа сотрудники проследили не только за тем, чтобы мы надели бахилы, но и измерили температуру. А каждого входящего в поликлинику пациента, сверяясь со списком, отправляли сразу к нужному кабинету.

— В регистратуру идти не нужно, карта уже у врача, — предупредила одного из пациентов сотрудница, пока мы «обувались» в полиэтиленовые бахилы.

В коридорах поликлиники оказалось довольно многолюдно, а это значит, что пациенты продолжают приезжать на приёмы, консилиумы, госпитализации — несмотря на карантин по коронавирусу, лечение этих больных не ограничили.

— Мы работаем с поправками на пандемию, но у нас сохраняются все плановые госпитализации, все плановые приёмы, работаем, в общем-то, в обычном режиме, — говорит заместитель главного врача по поликлинической работе Наталья Ворошина. — Наши пациенты нуждаются в лечении независимо от того, есть коронавирус, есть пандемия, или их нет. Поэтому наша работа не приостановлена, не сокращена, всё в полном объёме. И поликлиника, и стационар продолжают принимать пациентов по предварительной записи, по направлению, те пациенты, которые нуждаются в консультации, приходят на приём и консультируются, те, у кого запланирована госпитализация, они обязательно ложатся, если нет каких-то обычных противопоказаний для госпитализации.

В привычном ритме работы врачей непривычны лишь дополнительные мероприятия по профилактике «ковида».

— У нас введена обязательная термометрия для всех пациентов, которые приходят на приём, ограничено сопровождение, то есть пациенты в поликлинику приходят без сопровождающих. Введена термометрия и у сотрудников — каждое утро у нас начинается с измерения температуры, данные вносятся в журнал ежедневных осмотров, и только после этого сотрудник приступает к работе, — отмечает заведующая эпидемиологическим отделом онкоцентра Марина Бабикова.

Ограничения действуют и в стационаре, например, встречи с родными сейчас строго запрещены, впрочем, как и у всех южноуральцев, для которых продолжает действовать режим самоизоляции. Делается это, чтобы максимально оградить от вируса онкобольных.

— Однозначно, пациенты, имеющие онкологические заболевания, находятся в группе риска, особенно те пациенты, которые в данный момент проходят специальное лечение, — говорит Наталья Ворошина.

— Для пациентов с какими локализациями особенно опасен коронавирус?

— Может быть, с заболеваниями лёгкого, так как именно этот орган поражается при коронавирусе. Но, скорее всего, здесь надо говорить об этапах лечения, — размышляет специалист. — Наиболее подвержены заражению пациенты, получающие системную противоопухолевую терапию или лучевую терапию, пациенты, имеющие хроническую сопутствующую патологию, в принципе, как и в других случаях с коронавирусом — те же заболевания сердечно-сосудистой системы, хронические заболевания лёгкого.

— В каких случаях онкопациентам стоит отложить поход к врачу и когда этого точно не стоит делать?

— В первую очередь, это пациенты, которые находятся в ремиссии, находятся на диспансерном наблюдении. Они приходят к врачу раз в три месяца, раз в шесть месяцев. Есть пациенты, которые не состоят на учёте, но приходили к нам с подозрением, мы не подтвердили [опухоль], но рекомендовали консультацию повторить. Если нет признаков возврата заболевания, таким пациентам сейчас не нужно приходить на приём, особенно это касается пациентов старше 65 лет, — говорит Наталья Ворошина. — Но если возникли признаки заболевания, тогда, безусловно, нужно обратиться. Те пациенты, у которых сейчас проходит лечение (а у наших пациентов обычно несколько этапов: хирургический, лучевая, химиотерапия) и, например, поднялась температура — в этом случае они обязательно должны отложить приход к нам, вызвать врача на дом и по месту жительства. Такому пациенту при наличии температуры и хронического заболевания (а онкопатология сегодня считается хроническим заболеванием) должны предложить сдать мазок на COVID-19, и уже если он отрицательный, тогда смело идти на приём.

Без лишней необходимости врачи сейчас не советуют ходить в поликлинику, но в приёме никому не отказывают

Без лишней необходимости врачи сейчас не советуют ходить в поликлинику, но в приёме никому не отказывают

Фото: Олег Каргаполов

— Уже были случаи, когда из-за подозрения на коронавирус приходилось кому-то отказывать в госпитализации?

— Как жить вашим пациентам в условиях пандемии, чтобы не усугубить и без того неважное здоровье?

— Основной механизм, который позволяет прервать передачу вируса, это, конечно, изоляция, — уверена врач-эпидемиолог. — Это изоляция и источника инфекции, и восприимчивого коллектива. Мы должны относиться к этому с пониманием. Людям необходимо соблюдать самоизоляцию и оставаться дома.

— Есть ли смысл для профилактики принимать противовирусные препараты? Например, в Миассе для врачей, работающих с COVID-19, закупили «Гриппферон», может быть, пациентам из групп риска тоже стоит их принимать?

— У нас есть рекомендации российского общества онкологов, там такого пункта нет, и в свежей литературе тоже нет данных, что это может помочь противостоять заражению COVID-инфекцией, — говорит Наталья Ворошина. — Я бы сказала, что не стоит — пациенты и так принимают определённые виды лечения. Конечно, это дело каждого пациента, как себя вести, но, наверное, лучше в этот период принимать витамины, чтобы поддержать организм, правильно питаться, соблюдать режим самоизоляции. Это то, на что мы бы сейчас хотели обратить внимание.

— А известны ли случаи, когда коронавирус спровоцировал онкологическое заболевание, возможно ли это?

— Трудно сказать, вирус пока ещё мало изучен. Сейчас московский институт урологии переквалифицирован на лечение онкологических пациентов с «ковидом», наверное, проработав несколько месяцев, они дадут нам свои какие-то первые результаты, и мы сможем что-то об этом говорить. Здесь больше вероятен другой вариант, когда во время обращения пациента по поводу коронавируса, у него будет выявлено заболевание, — говорит доктор. — Такие случаи есть, когда пациенту делают компьютерную томографию, выявляют и туберкулёз, и другие заболевания. Может быть, у пациента не было повода обращаться [к врачу], и он обратился впервые. Это случайные находки. А чтобы инфекция именно спровоцировала заболевание, таких данных мы ещё не видели.

Рак и COVID-19: можно ли откладывать лечение? Этот и другие вопросы, связанные с пандемией

Период растерянности в связи с пандемией завершился в большинстве стран, в том числе и в России: в стационарах пациентов размещают таким образом, чтобы снизить риски инфицирования и их самих, и уже госпитализированных; больницы не переполнены, как это было прошлой весной, постепенно возвращаются профилактические мероприятия.

Накопленные за прошедший год научные данные уже позволяют выбирать оптимальные тактики лечения и распределения пациентов по медицинским учреждениям с разными заболеваниями. Ко Всемирному дню борьбы против рака ТАСС собрал информацию о том, что на данный момент известно про онкологические заболевания и коронавирус из данных надежных медицинских исследований.

Что будет, если человеку с онкологическим заболеванием диагностируют COVID-19?

Пациенты с онкологическими заболеваниями относятся к группе риска развития серьезных осложнений в связи с COVID-19. По некоторым данным, у пациентов со злокачественными новообразованиями риск заболеть COVID-19 будет в несколько выше по сравнению с теми, у кого рака нет. Однако, по другим данным, заболеваемость и смертность от коронавирусной инфекции не отличаются от этих показателей в общей статистике.

При этом исследователи отмечают, что принципиальное значение и для риска инфицирования, и для исходов заболевания имеют множество факторов, в том числе наличие сопутствующих заболеваний, возраст, лечение в специализированном онкологическом учреждении или в многопрофильной клинике, загруженность системы здравоохранения, организация противоэпидемических мероприятий и другие факторы.

Как отмечали эксперты на собрании научного совета РАН "Науки о жизни", в случае, если нет отдаленных метастазов, COVID-19 протекает с теми же симптомами и по тому же сценарию, что и у человека без рака. В то же время если онкологическое заболевание находится на продвинутой стадии, если иммунитет снижен или практически отсутствует (например, при подготовке к трансплантации костного мозга), то и риск серьезных осложнений из-за коронавируса существенно повышается.

Как коронавирус протекает у пациента с раком?

Нет подтверждения, что пациенты с определенным типом онкологического заболевания будут чаще инфицироваться SARS-CoV-2, однако известно, что у пациентов с онкогематологическими заболеваниями (лейкозы, лимфомы), а также с распространенным раком легкого риск серьезных осложнений при COVID-19 будет высоким. Кроме того, любое острое респираторное заболевание представляет опасность для такого пациента из-за снижения иммунитета.

Врачи также отмечают, что COVID-19 (как и другие инфекционные заболевания) будет опасен для пациентов в течение нескольких суток после операции. Это также связано с тем, что в раннем послеоперационном периоде высок риск и других осложнений — в результате наркоза и оперативного вмешательства.

По имеющимся сейчас данным, течение коронавирусной инфекции у пациентов с локализованными новообразованиями, без метастазов, не отличается от течения этой инфекции у пациентов без рака. Исследования в этом направлении продолжаются. Определенно можно сказать, что формирование антител к коронавирусу происходит в те же сроки и с той же силой, как и у пациентов без онкологических заболеваний.

Как диагностируют COVID-19 у пациентов с раком?

Работают ПЦР-тест и компьютерная томография (КТ) — как и во всех случаях с подозрением на COVID-19 в РФ. Иногда диагностика коронавируса у пациентов с раком легкого может занимать больше времени. Врачи отмечают, что у пациентов с онкологическими заболеваниями, особенно в случае изначального поражения органов грудной полости, не всегда можно с уверенностью подтвердить наличие или отсутствие коронавирусной инфекции по результатам компьютерной томографии.

У пациентов с аденокарциномой (злокачественная опухоль, состоящая из железистых клеток пораженного органа — прим. ТАСС), а также в некоторых случаях при побочных реакциях от химиотерапии и иммунотерапии может наблюдаться эффект "матового стекла" на КТ, не связанный с инфекцией. По словам заведующего кафедрой рентгенологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Игоря Тюрина, в этих условиях для установления точного диагноза может потребоваться больше времени и дополнительных исследований.

Влияет ли химиотерапия на COVID-19?

Первые научные данные на этот счет показывали, что у пациентов с онкологическими заболеваниями в Ухане и Италии смертность от коронавирусной инфекции была выше. Это побудило онкологические сообщества в разных странах рекомендовать изменение схем лечения рака для пациентов, а также по возможности, чтобы снизить риски инфицирования внутри стационаров, откладывать лечение на более долгий срок.

Однако накопленные данные и анализ большего числа пациентов показал, что такие результаты были получены во многом из-за перегруженности многопрофильных стационаров и сопутствующих заболеваний у этих пациентов, что обусловливало общую тяжесть состояния. В тех же случаях, когда в специализированном стационаре были правильно организованы противоэпидемические мероприятия, COVID-19 не сказывался так драматически на течении онкологического заболевания и не вынуждал изменять тактику лечения. И сейчас онкологи в большинстве случаев рекомендуют не откладывать лечение онкологического заболевания.

Более того, в некоторых ситуациях, при высокочувствительных опухолях, когда жизнь пациента зависит от необходимости продолжения противоопухолевой терапии, ее могут продолжать даже на фоне инфекции. В большинстве случаев при инфекции следующий курс терапии откладывают, пока не уйдут жалобы и не будет отрицательного ПЦР-теста. После этого системное противоопухолевое лечение возобновляют.

Кроме того, несмотря на противоречивые данные, все больше исследований показывают, что инфицирование SARS-CoV-2 во время проведения или после завершения системной противоопухолевой терапии кардинально не влияет на смертность от COVID-19. Данные исследований, а также рекомендации отдельных обществ и клиник в различных странах говорят о том, что лечение онкологических заболеваний в случае, когда это может ухудшить прогноз лечения, нельзя откладывать из-за COVID-19.

Можно ли откладывать операции?

На этот счет есть рекомендации, что на этапе, когда растет число заболевших COVID-19, могут быть перенесены профилактические, а в некоторых случаях и диагностические оперативные вмешательства. Однако, по убеждению самих онкологов, делать это можно только в той ситуации, если это не ухудшит прогноз заболевания у пациента. Такой же подход применяется и в отношении других операций по поводу лечения онкологического заболевания.

Влияет ли радиологическое лечение на заболеваемость и течение COVID-19 при раке?

Радиологические исследования и радиотерапевтические процедуры сами по себе не влияют на течение коронавирусной инфекции. Некоторые отклонения могут быть связаны с тяжестью общего состояния пациентов, распространенностью онкологического заболевания и состояния иммунитета.

Влияет ли COVID-19 на диагностику онкологических заболеваний?

Из-за сокращения объемов скрининговых программ в системах здравоохранения разных стран отмечается снижение диагностики онкологических заболеваний. По некоторым локализациям это снижение может достигать 50%. Это связано и с сокращением скрининговых программ на национальном уровне, и с тем, что люди в целом реже обращаются в медицинские организации, в том числе за другими видами помощи.

ТАСС благодарит за помощь в подготовке этого материала заведующего кафедрой радиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России Игоря Тюрина и старшего научного сотрудника отделения химиотерапии №2 НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина Минздрава России Михаила Федянина

Читайте также: