Что такое катарсис? Характеристика

Обновлено: 08.06.2024

Ка́та́рсис [1] [2] (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление) — сопереживание высшей гармонии в трагедии, имеющее воспитательное значение. Именно за посещение трагедий в Афинах во времена Перикла платили деньги — «теойрикон» (2-3 обола) К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) [источник не указан 2278 дней] .

  1. Понятие в античной философии; термин для обозначения процесса и результата облегчающего, очищающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов.
  2. Понятие в древнегреческой эстетике, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека. Термин «катарсис» употреблялся многозначно; в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения), медицинском.
  3. Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
  4. В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки, способствующей уменьшению или снятию тревоги, конфликта, фрустрации посредством их вербализации или телесной экспрессии, ведущих к лечебному эффекту и лучшему пониманию себя. [3][4]

История понятия

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис — освобождение тела от какой-либо вредной материи, души — от «скверны» и болезненных аффектов.

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля. Гераклит, по свидетельству стоиков, говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству, которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля [5] . Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. — очищение духа от тела [6] ), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» ( κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» ( κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров [7] .

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения. Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс — по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер — чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев — как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда. Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние, в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Напишите отзыв о статье "Катарсис"

Примечания

Литература

  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб. : Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. — Б. , 1923.
  • Аристотель. Поэтика. / Перев. Н. И. Новосадского. — Л. , 1927. — С. 111—113.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — Т. 1. — М ., 1930. — С. 728—734.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступ. ст. // Аристотель. Об искусстве поэзии. — М ., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. — М .: Гардарики, 2005.
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. — М ., 1991.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Катарсис

– Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали.
– Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку.
Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу.
– Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке.
В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки:
– Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые.
Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону.
К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад.
– Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам:
– Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он.
Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом.
Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом.
– Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему.
– Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор.
По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать.
Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Алпатыч подошел к большой толпе людей, стоявших против горевшего полным огнем высокого амбара. Стены были все в огне, задняя завалилась, крыша тесовая обрушилась, балки пылали. Очевидно, толпа ожидала той минуты, когда завалится крыша. Этого же ожидал Алпатыч.
– Алпатыч! – вдруг окликнул старика чей то знакомый голос.
– Батюшка, ваше сиятельство, – отвечал Алпатыч, мгновенно узнав голос своего молодого князя.
Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча.
– Ты как здесь? – спросил он.
– Ваше… ваше сиятельство, – проговорил Алпатыч и зарыдал… – Ваше, ваше… или уж пропали мы? Отец…
– Как ты здесь? – повторил князь Андрей.
Пламя ярко вспыхнуло в эту минуту и осветило Алпатычу бледное и изнуренное лицо его молодого барина. Алпатыч рассказал, как он был послан и как насилу мог уехать.
– Что же, ваше сиятельство, или мы пропали? – спросил он опять.
Князь Андрей, не отвечая, достал записную книжку и, приподняв колено, стал писать карандашом на вырванном листе. Он писал сестре:
«Смоленск сдают, – писал он, – Лысые Горы будут заняты неприятелем через неделю. Уезжайте сейчас в Москву. Отвечай мне тотчас, когда вы выедете, прислав нарочного в Усвяж».
Написав и передав листок Алпатычу, он на словах передал ему, как распорядиться отъездом князя, княжны и сына с учителем и как и куда ответить ему тотчас же. Еще не успел он окончить эти приказания, как верховой штабный начальник, сопутствуемый свитой, подскакал к нему.
– Вы полковник? – кричал штабный начальник, с немецким акцентом, знакомым князю Андрею голосом. – В вашем присутствии зажигают дома, а вы стоите? Что это значит такое? Вы ответите, – кричал Берг, который был теперь помощником начальника штаба левого фланга пехотных войск первой армии, – место весьма приятное и на виду, как говорил Берг.
Князь Андрей посмотрел на него и, не отвечая, продолжал, обращаясь к Алпатычу:
– Так скажи, что до десятого числа жду ответа, а ежели десятого не получу известия, что все уехали, я сам должен буду все бросить и ехать в Лысые Горы.
– Я, князь, только потому говорю, – сказал Берг, узнав князя Андрея, – что я должен исполнять приказания, потому что я всегда точно исполняю… Вы меня, пожалуйста, извините, – в чем то оправдывался Берг.
Что то затрещало в огне. Огонь притих на мгновенье; черные клубы дыма повалили из под крыши. Еще страшно затрещало что то в огне, и завалилось что то огромное.
– Урруру! – вторя завалившемуся потолку амбара, из которого несло запахом лепешек от сгоревшего хлеба, заревела толпа. Пламя вспыхнуло и осветило оживленно радостные и измученные лица людей, стоявших вокруг пожара.
Человек во фризовой шинели, подняв кверху руку, кричал:
– Важно! пошла драть! Ребята, важно.
– Это сам хозяин, – послышались голоса.
– Так, так, – сказал князь Андрей, обращаясь к Алпатычу, – все передай, как я тебе говорил. – И, ни слова не отвечая Бергу, замолкшему подле него, тронул лошадь и поехал в переулок.


От Смоленска войска продолжали отступать. Неприятель шел вслед за ними. 10 го августа полк, которым командовал князь Андрей, проходил по большой дороге, мимо проспекта, ведущего в Лысые Горы. Жара и засуха стояли более трех недель. Каждый день по небу ходили курчавые облака, изредка заслоняя солнце; но к вечеру опять расчищало, и солнце садилось в буровато красную мглу. Только сильная роса ночью освежала землю. Остававшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пересохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожженным солнцем лугам. Только по ночам и в лесах пока еще держалась роса, была прохлада. Но по дороге, по большой дороге, по которой шли войска, даже и ночью, даже и по лесам, не было этой прохлады. Роса не заметна была на песочной пыли дороги, встолченной больше чем на четверть аршина. Как только рассветало, начиналось движение. Обозы, артиллерия беззвучно шли по ступицу, а пехота по щиколку в мягкой, душной, не остывшей за ночь, жаркой пыли. Одна часть этой песочной пыли месилась ногами и колесами, другая поднималась и стояла облаком над войском, влипая в глаза, в волоса, в уши, в ноздри и, главное, в легкие людям и животным, двигавшимся по этой дороге. Чем выше поднималось солнце, тем выше поднималось облако пыли, и сквозь эту тонкую, жаркую пыль на солнце, не закрытое облаками, можно было смотреть простым глазом. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не было, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере. Люди шли, обвязавши носы и рты платками. Приходя к деревне, все бросалось к колодцам. Дрались за воду и выпивали ее до грязи.

КАТАРСИС

КАТАРСИС (греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, собственно философском и др.). В философской литературе понятие К. имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с «очищением души» (»очищением от аффектов»). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора, Гераклита, Платона, Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое (»очищающее») действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и т.д. В новейшее время понятие К. получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и 3. Фрейда и достижении ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приемов ориентирован на достижение К. В обыденной жизни понятие К. употребляется преимущественно как синоним понятия очищение.

Новейший философский словарь. — Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "КАТАРСИС" в других словарях:

катарсис — В гештальте проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может… … Большая психологическая энциклопедия

КАТАРСИС — (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия

Катарсис — Катарсис ♦ Catharsis В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей,… … Философский словарь Спонвиля

Катарсис — (греч. кatharsis очищение) Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на … Энциклопедия культурологии

Катарсис — «очищение», в греческом религиозном врачевании освобождение тела от какой нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е.… … Литературная энциклопедия

КАТАРСИС — [гр. katharsis очищение] 1) введенный Аристотелем термин, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление зрителя, который пережил вместе с героем сценического произведения страдание и таким путем освободился от него; 2) психол. в… … Словарь иностранных слов русского языка

КАТАРСИС — (греческое katharsis очищение), 1) термин Поэтики Аристотеля, очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии. Понятие катарсис имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда один из методов психотерапии … Современная энциклопедия

Катарсис — (гр.catarsis тазару) адамның рухани жан және тән саулығын бейнелейтін ұғым. Бұл термин Аристотельдің трагедия туралы ілімінде қолданылған. Оның пікірінше, трагедия үрей, ашу (ыза), аяушылық және т.б. шақыру арқылы, көрерменді осы сезімдерді… … Философиялық терминдердің сөздігі

КАТАРСИС — (греч. katharsis очищение) 1) термин Поэтики Аристотеля, очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии. Понятие катарсиса имело многочисленные толкования.2) В психоанализе З. Фрейда один из методов психотерапии … Большой Энциклопедический словарь

Катарсис — (от греч. catharsis очищение) сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. Термин был привнесен в психологию и психоанализ из античной трагедии … Психологический словарь

Что такое Катарсис? Значение слова Катарсис в философском словаре

1) Катарсис - (гр. слово , означающее очищение ): душевное состояние , вызванное произведением искусства, которое, как указывает само слово, очищает душу от ее страстей. Так, согласно Аристотелю, зритель, наблюдающий за трагедией, выплескивает наружу свои животные или преступные наклонности, скрытые в каждом человеке , видя, как их изображают перед ним. Психоанализ ( техника вытеснения) и в свою очередь современная педагогика частично используют эту аристотелевскую гипотезу, например, для того, чтобы при помощи игры, пусть даже жестокой, элиминировать чрезмерную агрессивность ребенка.

2) Катарсис - очищение, просветление, достижение культовой чистоты. Цель культового катарсиса подготовиться к встрече с сакральной реальностью через удаление от мирских соблазнов.

3) Катарсис - (греч. katharsis - очищение ) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты . Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, собственно философском и др.). В философской литературе понятие К. имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с "очищением души" ("очищением от аффектов"). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора , Гераклита, Платона , Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое ("очищающее") действие музыки (Пифагор), сценической трагедии ( Аристотель ) и т.д. В новейшее время понятие К. получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и 3. Фрейда и достижении ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приемов ориентирован на достижение К. В обыденной жизни понятие К. употребляется преимущественно как синоним понятия очищение. В.И. Овчаренко

4) Катарсис - (греч. katharsis - очищение ) - эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедии (по Аристотелю, цель трагедии - совершать катарсис души, "очищение страстей", вернее, "очищение от страстей", а именно "возбуждением сострадания и страха ").- Очищение, которое уподобляется эстетическому удовлетворению, связано с работой воображения и созданием иллюзии . В психоанализе оно интерпретируется как удовольствие , испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, передающихся от эмоций др. человека , и как удовольствие от ощущения части своего прошлого "Я", которое принимает облик "Я" др. человека, обеспечивающий безопасность. Христ. концепция эпохи Просвещения склонна скорее к отрицательному взгляду на катарсис. Она находит свое завершение, напр., у Руссо, который осуждает театр , ставя в упрек катарсису то, что он лишь "пустое мимолетное чувство , которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства , сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость , которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия" ("Об общественном договоре ", М.-Л., 1959). Для Лессинга трагедия в конечном счете оказывается "поэмой, возбуждающей сострадание ", она призывает зрителя найти золотую середину между крайностями сострадания и страха. В своем эссе "О возвышенном" Шиллер видит в катарсисе не только призыв "к осознанию нашей моральной свободы", но находит уже и видение формального покоряющегося совершества. Гёте полагает, что катарсис помогает примирению противоположных страстей.

5) Катарсис - (греч. katharsis — очищение) — понятие древнегреч. эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека . Слово “К.” употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в “Поэтике” отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В “Политике” он говорит, что благодаря музыке “люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием ”. В обширной литературе, посвященной К., нет единого мнения о его сущности. К., видимо, включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты , синтезированные в эстетическом переживании.

Соседние слова

(гр. слово , означающее очищение ): душевное состояние , вызванное произведением искусства, которое, как указывает само слово, очищает душу от ее страстей. Так, согласно Аристотелю, зритель , наблюдающий за трагедией, выплескивает наружу свои животные или преступные наклонности, скрытые в каждом человеке , видя, как их изображают перед ним. Психоанализ ( техника вытеснения) и в свою очередь современная педагогика частично используют эту аристотелевскую гипотезу, например , для того , чтобы при помощи игры , пусть даже жестокой, элиминировать чрезмерную агрессивность ребенка.

очищение , просветление, достижение культовой чистоты. Цель культового катарсиса подготовиться к встрече с сакральной реальностью через удаление от мирских соблазнов.

(греч. katharsis - очищение ) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты . Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, собственно философском и др.). В философской литературе понятие К. имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с "очищением души" ("очищением от аффектов"). Иногда понятие К. квалифицируется как категория психологии искусства. Использовалось в философии Пифагора , Гераклита, Платона , Аристотеля и др., обращавших внимание на катартическое ("очищающее") действие музыки (Пифагор), сценической трагедии ( Аристотель ) и т.д. В новейшее время понятие К. получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и 3. Фрейда и достижении ими реального очищения психики от патогенной информации и облегчения страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приемов ориентирован на достижение К. В обыденной жизни понятие К. употребляется преимущественно как синоним понятия очищение. В.И. Овчаренко

(греч. katharsis - очищение ) - эмоциональная разгрузка; мистическое очищение души от грязи чувственности, телесности; одна из целей и одно из следствий трагедии (по Аристотелю, цель трагедии - совершать катарсис души, "очищение страстей", вернее, "очищение от страстей", а именно "возбуждением сострадания и страха ").- Очищение , которое уподобляется эстетическому удовлетворению, связано с работой воображения и созданием иллюзии . В психоанализ е оно интерпретируется как удовольствие , испытываемое во время спектакля человеком от своих собственных эмоций, перед ающихся от эмоций др. человека , и как удовольствие от ощущения части своего прошлого "Я", которое принимает облик "Я" др. человека, обеспечивающий безопасность. Христ. концепция эпохи Просвещения склонна скорее к отрицательному взгляду на катарсис. Она находит свое завершение, напр., у Руссо, который осуждает театр , ставя в упрек катарсису то, что он лишь "пустое мимолетное чувство , которое исчезает тотчас же. Вслед за иллюзией, породившей его, это остаток естественного чувства , сразу же загубленный страстями, бесплодная жалость , которая удовлетворяется несколькими слезами, но не подвигла никого на малейшее проявление человеколюбия" ("Об общественном договоре ", М.-Л., 1959). Для Лессинга трагедия в конечном счете оказывается "поэмой, возбуждающей сострадание ", она призывает зрителя найти золотую середину между крайностями сострадания и страха. В своем эссе "О возвышенном" Шиллер видит в катарсисе не только призыв "к осознанию нашей моральной свободы", но находит уже и видение формального покоряющегося совершества. Гёте полагает, что катарсис помогает примирению противоположных страстей.

(греч. katharsis — очищение ) — понятие древнегреч. эстетики, характеризующее эстетическое воздействие искусства на человека . Слово “К.” употреблялось греками многозначно: в религиозном, этическом, физиологическом и медицинском значении. Аристотель в “Поэтике” отмечал, что трагедия совершает путем сострадания и страха очищение страстей. В “Политике” он говорит, что благодаря музыке “люди получают некое очищение и облегчение, связанное с удовольствием ”. В обширной литературе, посвященной К., нет единого мнения о его сущности. К., видимо, включает в себя как физиологический (облегчение после большого напряжения чувств), так и этический (облагораживание чувств человека) моменты , синтезированные в эстетическом переживании.

Катарсис. Психология очищения

Единственное, что можно сказать о катарсисе уверенно: он благо для человека. Это проявление психики можно рассматривать хоть с медицинской, хоть с эстетической точек зрения, – результат один. Катарсис – это движение души вверх.

Содержание

Что это такое ↑

Слово «катарсис» появилось в Древней Греции, его русский эквивалент – «очищение» как результат переживания. Понятие, у которого практически полторы тысячи толкований в философской литературе, имеет богатую историю.

Немного истории ↑

Греческое религиозное врачевание катарсисом называло очищение тела или души от проявлений болезни (вредной материи).

Далее это понятие стало использоваться уже в культуре для характеристики религиозных праздников, а потом мистерий.

ask4

Став категорией философской, катарсис в трудах античной философии приобрел множество значений, его употребляли в связи с магией, религией, физиологией, медициной, мистерией, этикой, эстетикой, философией. Но основной оставалась трактовка об эстетическом переживании, связанным с очищением души.

Платон видел в переживании катарсиса освобождение духа от телесного бремени. Аристотель на понятии катарсиса «построил» свою «Поэтику».

В эпоху Возрождения идея великого грека о воспитательном воздействии трагедии получила дальнейшее развитие, но к этому добавилось и понимание катарсиса как эстетического наслаждения ради удовольствия.

К концу XIX века, благодаря практической деятельности немецких ученых и австрийца З. Фрейда, катарсис проник в психологию и психотерапию.

До сих пор некоторые психотерапевтические методики и приемы основаны на состоянии катарсиса: остром негативном переживании, которое, дойдя до крайней точки, резко становится позитивным.

Катарсис как самосовершенствование ↑

О катарсисе можно говорить и как об импульсе к дальнейшему развитию личности, если сравнивать его с бурей и шквалом эмоций, переживаемых человеком при соприкосновении с культурой.

Воспринимая произведение искусства, индивид способен пропустить через себя все его события и эмоции, а значит – получить новый опыт. В данном случае катарсис становится кульминационной точкой в бескорыстном, солидарном и познающем сопереживании чувствам и делам других людей.

Success

Эти очистительные эмоции раздвигают индивидуальные границы личности, и человек готов к восприятию новых чувств и знаний. Он преображается: он уже мудрее, свободнее, восприимчивей. Внутренний рост неизбежен.

Любая созидательная интеллектуальная деятельность обязательно содержит элементы катарсиса. Самая высокая степень их в познании.

Всякое познание ведет к самообразованию, то есть к сознательному строительству себя самого, к самосовершенствованию через постижение общечеловеческой культуры. Ведя эмоциональный диалог с культурой, человек самосозидает себя, а отсюда совершенствуется интеллект и меняется структура личности.

Психология ↑

В современной психологии катарсис – это очищение через воображение и создание иллюзии. Психоанализ интерпретирует его как удовольствие, которое индивид получает от своих эмоций во время передачи ему эмоций других людей.

Психотерапия термином «катарсис» называет снятие напряжения, то есть эмоциональное высвобождение.


Негативные переживания, которые сидят в человеке, обязательно должны найти выход, иначе они будут угнетать и вызывать на бессознательном уровне психосоматические симптомы. Как считают психоаналитики, чтобы освободиться от болезни, нужно пройти через эмоции.

Воскрешение негативных эмоций с целью освобождения от них – в этом заключается психотерапевтическое лечение катарсисом.

Человеку для освобождения негативной психической энергии приходится неоднократно воскрешать болезненные воспоминания, вновь и вновь переживать травмирующую ситуацию. Это очень сильное напряжение для психики, так как эмоции давно загнаны глубоко внутрь.

Такой катарсис похож на подъем в рай через нестерпимые (но необходимые) муки преисподней переживаний.

По Фрейду ↑

Зигмунд Фрейд, отталкиваясь от результатов лечения гипнозом в психотерапии, связал явление катарсиса с проявлениями истерии.

Он считал, что симптомы этой болезни формируются по причине направления психической энергии, связанной с негативными переживаниями, на уровень бессознательного.

Строишь свою жизнь, согласно гороскопам? Узнай о сочетании знаков зодиака .

А ты знаешь, какие профессии будут востребованы через 5 лет в России? Читай статью .

зиг

В своих исследованиях Фрейд применил гипноз с целью вызова катарсиса для излечения от истерии. Но раз за разом он убеждался, что гипноз не может быть панацеей, так как, несмотря на очевидные положительные результаты, устойчивого эффекта от лечения не получалось: слишком большим оказался процент повторных обращений.

Отказаться от гипноза заставило ученого и то обстоятельство, что достаточная большая часть пациентов поддавалась воздействию гипноза лишь частично, или не поддавалась вовсе.

Прекратив практику лечения гипнозом, он преуспел в новой психологической технике: Фрейд разработал метод, основанный на свободных ассоциациях (так называется техника в психологии, когда пациент называет первые пришедшие в голову образы).

Термину «катарсис», несмотря на длительную историю и широкое применение, на сегодняшний день так и не дано четкого и ясного определения.

До сих пор границы его понимания колеблются от медицинского «облегчения» до общекультурного «очищения» и «просветления» души человека.

Видео: На что направлены психотерапевтические тренинги Катарсис

Понравилась статья? Подписывайтесь на обновления сайта по по RSS , или следите за обновлениями ВКонтакте , Одноклассниках , Facebook , Google Plus или Twitter .

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью кнопок в панели слева. Спасибо!

Что такое катарсис? Характеристика

фото катарсис

Катарсис - это моральное очищение, сопереживание, возвышение, оздоровление и искупление, посредством которого душа приобретает чистоту.

Первоначально, понятие катарсис применялось в древнегреческом обществе: в философии, врачевании, мистериях, театре, асклепионах.

Древнегреческий философ Аристотель, первым использовал слово «катарсис» как психологическую и эстетическую характеристику в театральных трагедиях.

По Аристотелю, острые ощущения, полученные зрителями трагедий, положительно влияли на людей, заставляя их переживать, сострадать героям. В глубине своего сознания, человек находил что-то похожее в себе, а трагическая судьба героя, могла случиться и с ним. Милосердие и огромное удовольствие от театрального искусства, поднимало зрителя в высшую моральную и эмоциональную сферу, заставляя душу испытывать сильные эмоции и как результат - очищаться.

Греческий термин «ΚΑΘΑΡΣΗΣ» (катарсис) означает освобождение от чего-то постороннего или вредного. Этот термин имеет разные значения в медицине, гигиене, разных религиях. Он встречается почти во всей древнегреческой литературе.

Катарсис по Гераклиту - это процесс исцеления, который излечивает душу от болезней и недугов и обеспечивается посредством упражнений, знаний, самопознания и мудрости, в то время как чистота человеческой души связана с отказом от тела и возвращение к единой душе вселенной.

Феномен трагического катарсиса создаёт облегчение, настраивает души человека на добро и добродетель.

Катарсис улучшает человеческое существование и судьбу и оправдывает человеческое присутствие в мире.

Греческая трагедия, писал Гете, дает покой нашим душам, после того, как нас задушили эмоции, к нам приходит спокойствие и безмятежность, пробуждая в душах великие чувства.

Популярные статьи

Овощное рагу. Бриам - овощное рагу по-гречески

Бриам - овощное рагу по-гречески. Очень популярное и любимое блюдо греками, которое готовится из различных овощей: баклажанов, кабачков, стручковой фасоли, картофеля, перца, помидоров. Овощи обычно запекаются в духовке с сыром фета. Бриам также готовят из тушёных овощей (тушат в кастрюле).

Бриам можно приготовить и из тех овощей, которые у вас под рукой, фету можно заменить другим мягким сыром или совсем не добавлять сыр.

Зимний салат с миндалём, мёдом и листьями зеленого салата

В последние годы, салаты стали более сложными и часто могут заменить основное блюдо, так как содержат множество питательных ингредиентов.

Сегодня мы будем готовить зимний салат с миндалём, мёдом и листьями зеленого салата. Это полезный, питательный и сытный салат, который особенно подходит для обогащения зимнего рациона питания.

Ихор - кровь богов. Греческая мифология

В греческой мифологии часто упоминают о веществе под названием Ихор, которое текло в венах богов и было голубого цвета. Это была кровь богов, тогда как их пищей был нектар и амброзия.

Приключения Одиссея. Одиссей против киконов, лотофагов и циклопов

После падения города царя Приама и окончания 10-летней Троянской войны, началась подготовка ахейских кораблей к возвращению на родину, Элладу.

Остров Эвия (видео). Греческие острова

Эвия один из самых впечатляющих греческих островов с неповторимой красотой и прекрасным побережьем Эгейского моря, остров выглядит как миниатюра всей Греции.

Эвия большой остров, поэтому у многих возникает вопрос: В какой части на севере или на юге острова Эвия лучше провести свой отпуск?

Читайте также: