Что такое температура и откуда взялась цифра 36.6?

Обновлено: 18.05.2024

© Е. О. Комаровский, 2008

© М. М. Осадчая, А. В. Павлюкевич, В. М. Юденков, иллюстрации, 2008

© ООО «КЛИНИКОМ», 2008

Вопрос № 1
Зачем нам нужна книжка о температуре?

Постарайтесь припомнить тот день, когда лично у вас повышалась температура тела. Что вы при этом чувствовали? Ничего приятного: слабость, дрожь, то холодно, то жарко, липкий пот, пересохло во рту…

Описанные ощущения знакомы и понятны всем. Ведь подобное было со всеми!

Давайте обсудим другое: не что вы при этом чувствовали, а что вы при этом делали.

Уж наверняка не сидели (лежали) сложа руки! Что-то пили, глотали таблетки, звонили доктору, чем-то растирались… Вы твердо знали и знаете, что повышение температуры тела - однозначный и несомненный признак болезни, а болезнь требует лечения.

Как лечиться при повышении температуры? Ответ на этот вопрос уходит корнями в детство. Ведь когда мы были маленькими, болезни с температурой одолевали нас намного чаще, нежели сейчас. И мы точно помним, что приход температуры далеко не всегда сопровождался приходом врача. Наши умные и опытные мамы и папы или, что более вероятно, мамы и бабушки хорошо знали, как поступить. Нас одевали потеплее, растирали грудку, поили чаем с малиной, давали когда сладкие сиропы, когда горькие таблетки. Иногда что-то засовывали в попу…

Было и такое, что мама менялась в лице, взглянув на градусник, и бежала к телефону. Приезжали две тети, одна была с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком. Из ящика появлялся противный шприц, а добрая и нежная мама вдруг становилась строгой и вместо того, чтобы защитить, крепко держала, пока недобрая тетя делала «бóльный» укол…

После этого тети обычно уезжали, но иногда оставались и долго спорили с мамой. Мама плакала, возражала и не хотела, потом начинала собирать вещи и вы вместе с тетями ехали в больницу, а там… Там было много уколов, много грустных деток и теть в белых халатах, там не разрешали гулять, там мыли полы чем-то ужасно пахнущим, туда не пускали папу и бабушку!

К счастью, мы выросли, поздоровели, мы реже попадаем в больницы и нас не надо держать: при необходимости мы мужественно подставляем попы под уколы вполне самостоятельно!

Но мы не можем сказать, что все это позади.

Мы стали мамами и папами, а значит, все только начинается. Наш малыш здоров, мы закаляемся и ведем правильный образ жизни, но нет никаких сомнений в том, что в один не очень прекрасный день мы обнаружим горячий лобик и будем со страхом разглядывать термометр.

И как наши мамы, мы не будем спокойно сидеть и смотреть на страдания бедного ребеночка! Мы поможем, обязательно поможем! Мы согреем и разотрем, мы напоим малинкой, мы дадим сиропчик и засунем свечку, мы, в конце концов, позвоним, и приедут две тети - одна с трубкой, другая с круглым блестящим ящиком…


Похоже, что все понятно: мы делаем, что знаем и как умеем, а когда не знаем или не получается, приезжают мудрые тетеньки с волшебным укольчиком.

И пока к нам ездят тетеньки, никакие книжки про температуру нам не нужны!

Мы будем и впредь помогать нашим детям, руководствуясь заветами бабушек и советами соседок по подъезду!

Мы согреем и разотрем, мы засунем и заставим проглотить, мы будем сидеть с пересохшим ртом в жаркой и сухой комнате, мы будем кормить больное дитя жирным супчиком, мы дадим множество самых разнообразных лекарств, а если не поможет - привлечем множество самых разнообразных узких и широких специалистов.

Мы даже на секундочку не усомнимся в своей правоте. Ведь греть, растирать, кормить, давать множество лекарств и привлекать множество специалистов - это правильно, однозначно правильно!

И мы будем гордиться тем, что по количеству волшебных укольчиков мы впереди планеты всей!

И с учетом всего сказанного - зачем нам нужна книжка о температуре?

Пусть тетеньки книжки читают, им за это деньги платят…

Ответы на оставшиеся 35 и 6 вопросов предназначены для тех, кто:

• не уверен в том, что его мама все делала правильно, а бабушка и соседки в курсе того, как правильно;

• сомневается в собственных силах, знаниях и умениях;

• хочет получить конкретную информацию, а вместе с информацией получить, в конце концов, ответ на очень важный вопрос: как эффективно и безопасно помочь собственному ребенку при повышении температуры тела.


Вопрос № 2
Почему 36,6 (что такое «нормальная температура» и откуда она взялась)?

У большинства животных - насекомых, пауков, рыб, рептилий - интенсивность обмена веществ прямо связана с температурой окружающей среды: чем теплее вокруг, тем обмен веществ протекает активнее. Летом эти животные растут, питаются и размножаются, с наступлением холодов становятся вялыми, теряют аппетит, перестают интересоваться противоположным полом и т. д.

Насекомые, пауки, рыбы и рептилии - холоднокровные животные. Температура тела тарантула, кузнечика, окуня и крокодила практически равна температуре окружающей среды.

Климат планеты Земля характеризуется тем, что большинство территорий подвержено значительным суточным и сезонным колебаниям температуры. Природу (или Создателя) совершенно не устроило такое положение вещей, когда интенсивность жизни определяется погодой. Ну куда ж это годится - зимой даже поговорить не с кем! И тогда появились теплокровные животные - птицы и млекопитающие.

Принципиальная особенность теплокровных животных вообще и человека как классического представителя теплокровных в частности - температура их тел постоянна и очень устойчива, она не зависит от температуры окружающей среды, а если даже и колеблется, то в очень небольших пределах, как правило, не превышающих 1-2 ℃.

У каждого конкретного вида птиц и млекопитающих имеется своя нормальная температура тела.

Нормальная температура тела - это температура, которая свойственна подавляющему большинству особей данного биологического вида в состоянии здоровья.

• для курицы - 40,5-42,5 ℃,

• для кролика - 38,5-39,8 ℃,

• для свиньи - 39,0-40,0 ℃.

Нормальной температурой тела человека считается 36,6 ℃.

Почему 36,6? Откуда взялись такие цифры? Ответ на этот вопрос обнаруживается в очень-очень далеком 1868 году. Именно тогда немецкий врач Вундерлих (C. R. A. Wunderlich) провел около 1 миллиона измерений температуры тела у 25 000 пациентов. Температура измерялась в подмышечной впадине, и средний показатель оказался равным 36,6. Вот с тех пор и повелось…

Летучие мыши, у которых во время спячки развилась «болезнь белого носа». Фото: Nancy Heaslip, NY Dept. of Environ. Conservation.

Человек да и все млекопитающие, все птицы — организмы теплокровные, но преобладающее большинство видов (например, все беспозвоночные, все растения) принимают такую температуру, какова температура окружающей среды. Что же заставило некоторые группы животных перейти к само-обогреву?

Конечно, у холоднокровных организмов при охлаждении все жизненные процессы замирают, а у теплокровных активно продолжаются. Но такое преимущество дорого даётся. Очень велик расход энергии. Поэтому человек вынужден принимать пищу почти в 50 раз чаще, чем, например, питон такого же веса, а калорий он потребляет в 30 раз больше, чем эта крупная змея. Почему же многие животные всё же идут на такие затраты?

По мнению американского биолога Артуро Касадевалла, виноваты низшие, микроскопические грибы. Мы почти не сталкиваемся с этими организмами, кроме тех неприятных, но довольно частых случаев, когда грибок угрожает нашим ногтям либо волосам, образует чёрные пятна на стенках ванной комнаты или портит хранящиеся продукты. Но очень многие холоднокровные животные вынуждены бороться с грибками. Тысячи патогенных видов грибков заселяют растения, амфибий и рептилий. Многие способны убивать насекомых. Но вот жить на человеке приспособились очень немногие. Некоторые могут повредить людям с ослабленной иммунной системой. Не хуже человека защищены от грибков млекопитающие и птицы. По оценкам, в мире около полутора миллионов видов низших грибов, но жить на млекопитающих могут менее 500 из них, и в основном это безвредные виды. Известны грибковые заболевания птиц, но их тоже немного. Касадевалл предположил, что большинство грибков неспособны выносить высокую температуру. Характерная для здорового человека температура тела около 37 градусов Цельсия (при измерении под мышкой, а в полостях тела или в толще органов больше), что выше среднегодовой температуры любой местности на Земле, включая Сахару и южноамериканские тропики.

В сотрудничестве с Центром биоразнообразия грибов в Утрехте (Голландия) Артуро Касадевалл изучил температурные предпочтения 4082 видов низших грибов. Оказалось, что большинство из них хорошо размножаются при температурах не выше 30 градусов. Менее трети способны выживать при температуре выше 37 градусов, и только пять процентов растут при 41 градусе (такова нормальная температура многих птиц). Другими словами, температура тела большинства птиц и млекопитающих несколько выше предела, допустимого для большинства грибков. Касадевалл попытался рассчитать на компьютерной модели, исходя из затрат энергии на подогрев тела и температурных требований вредных грибков, какова будет оптимальная температура животного, которая при минимальных затратах защитит от большинства грибковых заболеваний. Получилось 37,7 градуса Цельсия — близко к нормальной температуре человека.

И что особенно интересно, те немногие млекопитающие, температура которых постоянно или временами бывает ниже этого предела, особенно чувствительны к грибковым болезням. Например, утконос, который поддерживает температуру всего 32 градуса, часто страдает от грибков. Недавно популяции летучих мышей Северной Америки серьёзно пострадали от эпидемии «болезни белого носа». На мордочке летучей мыши, впавшей в зимний анабиоз и потому сильно снизившей свою температуру, развивается плотный белый налёт грибка Geomyces destructans, который не переносит температур выше 20 градусов. Смертность доходит до 95 процентов, способы лечения или профилактики пока не известны.

Гипотеза Касадевалла не отвергает устоявшегося представления о том, что теплокровность освобождает животных от капризов климата и суточных колебаний температуры, повышает эффективность биохимических реакций. Но из неё вытекают важные практические соображения. Глобальное потепление уже к 2100 году приведёт к повышению средней температуры в некоторых регионах почти до температуры человеческого тела. При таких условиях окружающей среды патогенные грибки могут к тому времени эволюционировать, повысив свою толерантность к теплу. И на человека могут напасть новые грибковые болезни.


Информацию о том, что 36,6 градуса — это норма, можно встретить на сайтах медицинских учреждений. В женских и мужских журналах пишут, что это идеал, развлекательные и научно-популярные порталы тоже поддерживают это мнение. Об этом пишут в детских книгах и медицинских популярных энциклопедиях. Одна из крупнейших российских аптечных сетей называется «36,6» — с намёком на якобы нормальную температуру человека.

В нашем разборе мы будем использовать шкалу Цельсия, в некоторых иностранных исследованиях цифры приводятся по Фаренгейту, для удобства их мы тоже будем переводить в показатели по Цельсию.

Прежде всего стоит отметить, что даже в научном сообществе нет строгого консенсуса по поводу того, какую точную температуру считать нормальной. Например, в некоторых западных странах нормой считается вовсе не 36,6 градуса, а 37 градусов. Мы не смогли выяснить, откуда в массовом сознании взялось число 36,6, поскольку в медицинских энциклопедиях приводится либо 37 градусов, либо диапазон температур, которые считаются нормальными. Какого-то литературного или кинематографического первоисточника этого заблуждения нам тоже найти не удалось.

Откуда же вообще взялись первые «эталонные» цифры? В середине XIX века немецкий учёный Карл Вундерлих измерил подмышечную температуру у 25 000 человек, обобщил данные и вывел 37 градусов как некое среднее значение. То есть и тогда эта цифра не была эталоном, а только «средним по больнице».

В 1992 году в Центре разработки вакцин Мэриленда проводились испытания новой вакцины, и 148 здоровым добровольцам, мужчинам и женщинам от 18 до 40 лет, три-четыре раза в день измеряли температуру в течение трех дней. Среднее значение было 36,8 градуса.

В исследовании 2017 года, проводившемся в амбулаторном отделении крупной больницы в США, учёные собрали показатели температуры 35 000 людей и получили те самые 36,6 градуса как средний показатель. Тем не менее разброс значений был достаточно велик — от 35,3 до 37,7. У участников исследования не было инфекционных заболеваний, они не принимали антибиотики, и в целом ожидалось, что их температура должна быть нормальной. Ранее шведские учёные обобщили исследования температуры тела здоровых людей, проводившиеся с 1935 по 1999 год, — там разброс был ещё больше: от 33,2 до 38,1 градуса.

Почему же значения настолько разнятся? Во-первых, важно, как именно измерять температуру. Так, например, оральная температура может быть ниже ректальной, подмышечная — ещё ниже. Это связано с тем, что кожа так или иначе охлаждается на воздухе, поэтому температура, измеренная внутри тела, всегда будет выше, чем снаружи.

Кроме того, на температуру тела может влиять множество факторов. Так, женщины в целом несколько «горячее» мужчин. А если они ещё и принимают противозачаточные таблетки, содержащие прогестерон, их температура может быть выше ещё на 0,6 градуса. Температура женщин в менопаузе во время приливов также может повышаться. Имеет значение возраст: у пожилых людей температура ниже, чем у молодых. Есть теория, что на температуру тела влияет и вес: у людей с диагностированным ожирением этот показатель был понижен. Важно и время, когда проводились измерения, так как наше тело само собой нагревается и остывает в течение дня на 0,25-0,5 градуса. Орально измерять температуру можно только через полчаса после курения, еды и горячего или холодного питья, после физической нагрузки или горячей ванны нужно подождать около часа при любом способе изменения — все это тоже может повлиять на результаты.


Источник

Недавно учёные Стэнфордского университета и вовсе выдвинули теорию, что даже та самая «средняя температура по больнице» с годами снижается. Они проанализировали данные о температуре тела человека за три периода: 1860-1940 (из военных служебных записей, медицинских карт и пенсионных списков ветеранов Гражданской войны в США), 1971-1975 (результаты Национального обследования состояния здоровья и питания в США) и 2007-2017 годы (данные взрослых пациентов, посетивших больницу Stanford Health Care). Оказалось, что за 157 лет средняя температура, измеренная орально, снизилась почти на полградуса и теперь составляет примерно 36,4.

Учёные предположили: такое изменение может быть связано с тем, что современная термометрия просто более точна, чем в XIX век, но более вероятно, по их мнению, что температура тела понижается благодаря более комфортной температуре в домах, распространению гигиены и доступному здравоохранению. Вундерлих основывал своё исследование на показателях предположительно здоровых людей, однако в то время были гораздо более распространены туберкулёз, сифилис, дизентерия и другие заболевания, которые могут быть не видны на первый взгляд и всё же повышать температуру.

Таким образом, нельзя считать, что 36,6 градуса — это абсолютная норма для каждого здорового человека в любой момент времени, так как речь шла о поиске некоего усреднённого показателя. Да, и он, по изначальным расчётам, был другим. К тому же на температуру тела влияет время и способ измерения, возраст, вес, приём некоторых лекарств, даже пол человека. Исследования показывают, что разница значений температуры у разных людей может доходить до нескольких градусов.

Читайте также: