Дети с нарушением слуха - образование и реабилитация

Обновлено: 28.05.2024

Человек приходит в этот мир с пятью органами чувств — вкус, обоняние, зрение, осязание и слух, которые с самого детства помогают нам познавать мир, наслаждаться его удивительными красками, многообразием живых форм, множеством голосов и звуков природы. Поэтому утрата или повреждение одного из них становится большой потерей, которая влечет за собой множество неудобств.

«У вашего ребенка нарушен слух», — какие эмоции испытывают родители, услышав впервые такой неожиданный и страшный для них диагноз?

Современные достижения медицинских технологий позволили помочь решить подобную проблему, предлагая спектр сверхмощных цифровых слуховых аппаратов. Достижения научно-технического прогресса привели к тому, что ежегодно происходит усовершенствование слуховых аппаратов, которые позволяют эффективно использовать остаточный слух детей и развить их индивидуальные возможности в области слухового восприятия.

Кохлеарный имплант (один из современных видов слухопротезирования детей с глухотой) дает ребенку шанс научиться слышать и слушать мир вокруг себя. Операция кохлеарной имплантации создает возможность восстановления и развития восприятия речи только на слух пациентам с тяжелыми формами тугоухости, для которых слухопротезирование даже новейшими типами слуховых аппаратов оказалось неэффективно (20-30% от общего количества).

Однако, насколько бы совершенными ни были технические средства, для достижения поставленных целей, а именно научить глухого ребенка слышать, правильно говорить, научить искусству диалога, необходима помощь квалифицированных педагогов.

В центре развития и абилитации ребенка Логопед Профи осуществляется развитие и реабилитация детей с нарушением слуха в рамках программы «Глухой — не значит немой» и программы реабилитации и обучения детей с нарушением слуха «Я слышу мир».

Занимаясь в нашем центре, малыши в игровой обстановке знакомятся с искусством слушания, учатся различать звуки речи и окружающие шумы, учатся узнавать голоса своих близких и педагогов, получают разносторонние знания об окружающем мире, обогащая свой активный и пассивный словарь. На занятиях с педагогами наши маленькие посетители узнают и приучаются к тому, что речь — это не просто «шум, издаваемый взрослым», а целое искусство общения.

Наши специалисты осуществляют обучение и развитие детей с нарушениями слуха, создавая потребность в речевом общении с помощью интересных игр, заданий, различных обучающих компьютерных программ. В игровой, но вместе с тем обучающей обстановке специалисты нашего центра проводят занятия по формированию учебных навыков и общему развитию детей раннего и младшего возраста, занятия по развитию слухового восприятия, развития речи.

Развитие и реабилитация детей с нарушением слуха

Технологическое развитие и постоянное совершенствование современных методов восстановления слуха дают возможность слабослышащим детям слышать практически все звуки окружающего мира.

Однако, возможность слышать при помощи технических устройств еще не значит, что все звуки, воспринимаемые ребенком, будут им автоматически услышаны и поняты. Для этого необходима методическая слухоречевая реабилитация, которая подразумевает создание естественных условий для развития детей с нарушением слуха, формирования у них адекватного слухового восприятия и внятной речи.

Успех выполнения технологий слухоречевой реабилитации зависит от постоянного взаимодействия с ребенком всех, кто его окружает и участвует в этом процессе. Ключевая роль принадлежит родителям и членам семьи слабослышащего ребенка, а также специалистам - сурдопедагогам, психологам, логопедам.

В настоящее время разработаны и успешно применяются целый ряд методик реабилитации детей с различными слуховыми нарушениями:

  • Метод LRS - «Слушание-чтение-говорение».
  • Метод Е.И.Леонгард.
  • Верботональная методика.
  • Метод развития слуха и мышления по Л.Грамматико.
  • Билингвистический метод.
  • Методика Т.К.Королевской.
  • Адаптивный метод.
  • Полисенсорный метод.
  • Метод моторного восприятия.
  • Целостный метод развития слуха и речи.

Разнообразие обучающих методик дает возможность выбора при индивидуальном подходе к коррекционной работе с нарушением слуха у детей. Основополагающими для всех авторских методик обучения являются следующие принципы:

  • как можно более раннее начало обучения детей с нарушенным слухом;
  • создание речевой среды для правильного формирования речи;
  • обеспечение всестороннего развития детей на основе коррекции имеющихся проблем;
  • учет закономерностей психофизического развития дошкольников.

В процессе реабилитации детей с нарушением слуха большая роль отводится игровым занятиям. Этот вид обучения хорошо воспринимается детьми, а все упражнения для детей с нарушением слуха, которые выполняются в игровой форме, лучше закрепляют слуховые и речевые навыки. Взаимному общению и всестороннему развитию детей с нарушением слуха способствуют хоровые декламации с музыкальным сопровождением, групповые речевые занятия.

С 2-3-летнего возраста такая работа проводится в специализированных детских садах для слабослышащих детей, а затем продолжается в специализированных школах.

Целью слухоречевой реабилитации является достижение необходимого уровня развития слухового восприятия и речи для дальнейшего обучения ребенка в общеобразовательной школе.

Современная государственная программа по развитию инклюзивного обучения детей с ОВЗ дают возможность детям с нарушением слуха всесторонне развиваться и получать образование наравне со слышащими сверстниками.

Реабилитация детей с нарушением слуха в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении ,Реабилитация детей с нарушением слуха в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении

Основные направления этой работы обсуждали 20 марта на открытом семинаре-практикуме, организованном кафедрой педагогики и психологии дошкольного образования в ГБСКОУ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I - II вида имени Е.Г.Ласточкиной». На семинаре (научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Л.П.Ступникова) приняли участие студенты Института педагогики и психологии, учителя-дефектологи, воспитатели специальных (коррекционных) учреждений для детей с нарушением слуха.

Дело в том, что исследования ведущих зарубежных и отечественных дефектологов (Р.М.Боскис, Ф.Ф. Рау, Е.З.Яхнина, Е.П.Кузьмичева, А.Леве и др.) показывают, что социальная адаптация детей с нарушением слуха и полноценное их включение в среду слышащих невозможны без наличия общепринятого универсального средства общения - устной речи, которая должна соответствовать речи нормально слышащих людей (В.Ф.Габдулхаков).

Особого внимания при организации коррекционно-развивающей работы заслуживает проблема классификации нарушений слуха. В настоящее время в оториноларингологии принята классификация нарушений слуха Всемирной организации здравоохранения, согласно которой выделяют пять групп нарушений слуха: I - 26 - 40 дб; II - 41 - 55 дб; III - 56 - 70 дб; IV - 71 - 90 дб; глухота - более 91дб. Однако кафедра педагогики и психологии дошкольного образования считает, что данная классификация носит сугубо медицинский характер и не может являться основой для образования, развития и адаптации детей с нарушением слуха.

Наибольшее признание в сурдопедагогике получила классификация нарушений слуха Л.В.Неймана, которая основана на исследовании слуха методом тональной аудиометрии при сопоставлении с результатами исследования слуха голосом, элементами речи и речью. В основу классификации глухих детей был положен диапазон воспринимаемых частот: I степень - 125 - 250 гц; II степень - 125 - 500 гц; III степень - 125 - 1000 гц; IV степень - 125 - 2000 и более гц.

Таким образом, вместе с расширением диапазона воспринимаемых частот увеличивается способность восприятия голоса и различения звуков речи. Для слабослышащих детей характерны нарушение слуха менее 83 - 85 дб и сохранность восприятия речевого диапазона, т.е. наиболее значимых для восприятия речи частот (500 - 4000 гц). Поэтому классификация слабослышащих детей осуществляется в зависимости от величины потери слуха: 1 степень - до 50 дб; 2 степень - 50 - 70 дб; 3 степень - более 70 дб.

Эта классификация позволяет определить количественные и качественные характеристики состояния слуха каждой группы детей, возможности использования и развития слухового восприятия в педагогическом процессе, осуществлять дифференцированный подход в обучении. В настоящее время в сурдопедагогике научно обоснована и разработана целостная система обучения детей с нарушением слуха устной речи в условиях интенсивного развития нарушенной слуховой функции.

Сотрудники кафедры педагогики и психологии дошкольного образования КФУ разработали и предложили для дефектологов условия эффективного коррекционного развития детей с нарушением слуха. Среди них:

1. Создание слухо-речевой среды, необходимой не только для формирования речи учащихся и осознания результатов овладения ею детьми, но и развития их личностных качеств. Слухо-речевая среда предполагает: создание условий, обеспечивающих постоянное восприятие учащимися с нарушением слуха речи окружающих с помощью различных типов звукоусиливающей аппаратуры; постоянное мотивированное речевое общение с детьми с нарушением слуха; использование естественных и специально созданных ситуаций, стимулирующих общение детей; использование устной речи как ведущей при общении с глухими и слабослышащими детьми педагогов, слышащих родителей, родственников, знакомых.

2. Комплексное слухо-речевое обследование детей на начало обучения в школе, включающее педагогическое обследование состояния слуха (без использования звукоусиливающей аппаратуры); выявление состояния и резервов развития слухового восприятия речи (с использованием звукоусиливающей аппаратуры); изучение возможностей учащихся понимать собеседника и быть понятым на материале связной речи; аналитическую проверку произношения.

3. Реализация дифференцированного подхода к развитию нарушенной слуховой функции, формированию устной речи учащихся с нарушением слуха как наиболее продуктивной педагогической технологии, отражающей идеи личностно-ориентированного процесса образования. Наши наблюдения показывают, что развитие речевого слуха и формирование произношения глухих и слабослышащих детей в рамках существующих программ, ориентированных на определенные сроки, не является достаточно эффективным: поспешно сформированные навыки восприятия и воспроизведения устной речи не являются стойкими и быстро распадаются; возрастающие трудности приводят к развитию у ребенка дошкольного возраста неуверенности в возможности овладения коммуникативными навыками, нежеланию учиться; у учителей-дефектологов возникает неудовлетворенность результатами своей работы.

4. Четкое определение и решение задач коррекции звукопроизношения, связанных с формированием произносительного навыка (постановка, автоматизация, дифференциация); название звука(ов), подлежащего(их) отработке. В соответствии с требованиями программы «Коррекция произношения» специальных общеобразовательных школ для детей с нарушением слуха, кроме работы над звукопроизношением, содержание обучения составляют такие разделы, как «Речевое дыхание», «Голос», «Слово», «Фраза». Формулировки задач при работе над этими компонентами должна быть очень конкретной.

5. Одним из ведущих факторов эффективности коррекционно-развивающих занятий по развитию слухового восприятия и коррекции произношения является отбор речевого материала и порядок его предъявления. От правильного отбора речевого материала будет зависеть точность и прочность формирования как слуховых представлений детей с нарушением слуха, так и их произносительных умений. Он должен соответствовать таким требованиям, как доступность по содержанию, доступность по грамматическому оформлению, соответствие слуховым возможностям детей, т.е. их частотному и динамическому диапазонам слуха, реализация фонетического принципа, коммуникативная направленность речевого материала, постепенное усложнение материала.

Все эти условия сумели блестяще проиллюстрировать на своих мастер-классах педагоги дошкольного отделения школы-интерната: Л.Д.Кокурина, В.В.Морозова, М.Н.Гафарова, З.Н.Мухамедрахимова, Л.С.Попова, М.А.Курносова, Г.Н.Валеева, Л.Э.Ахметзянова, М.П.Румянцева, М.Ю.Артамончева, Н.А.Сабирова и др.

Читайте также: