Дополнительное образование для детей: какие ошибки при выборе совершают родители

Обновлено: 18.05.2024

Но в условиях большого разнообразия кружков и секций некоторые родители совершают типовые ошибки. Сегодня поговорим о них.

  1. Родитель выбирает секцию, ориентируясь только на свое мнение. Например, мама хотела стать балериной, или папа - олимпийским чемпионом. Но, как говорится, не получилось. Так пусть мой ребенок будет! Ответ всех психологов однозначный: подобное поведение родителей может очень негативно сказаться на психологическом благополучии детей, привести к ссорам и конфликтам в семье. Заставлять ребенка ходить в ненавистную музыкальную школу или часами плавать в бассейне, однозначно, не стоит. Согласитесь, что если ребенок равнодушен к музыке, не интересуется даже игрушечными музыкальными инструментами, то вряд ли его увлекут занятия в музыкальной школе.

2. «Пусть у ребенка будет нормальное детство во дворе, с друзьями». Да, некоторые родители размышляют именно так, отказывая ребенку в дополнительном образовании. Нельзя сказать, что это негативно повлияет на развитие ребенка, но он упустит множество возможностей. В современных центрах дополнительного образования работают хорошие преподаватели и психологи, которые готовят для детей интересные программы, помогающие в развитии, формировании интеллектуальных и творческих способностей. Общение со сверстниками, объединенными по интересам, способствует лучшей социализации ребенка. Кроме того, зарегулированное и консервативное школьное образование не успевает за новыми тенденциями в подготовке и развитии мышления и способностей детей, а вот хорошие центры работают по самым современным методикам.

3. Те родители, которые отдают ребенка во все кружки сразу, тоже не совсем правы. Плохо, когда у детей нет времени, чтобы вздохнуть, они живут по жесткому расписанию, возвращаются домой затемно и ночью делают уроки, ложатся спать, а на следующий день все повторяется. Постепенно у ребенка может возникнуть нервное истощение и другие проблемы со здоровьем из-за чрезмерной нагрузки. Отдыхать, проводить время на свежем воздухе и даже просто бездельничать ребенок должен обязательно.

4. Иногда родители используют дополнительное образование в качестве наказания…
Да-да, такие примеры есть. «Ты не справляешься с уроками - значит, не будешь ходить на секцию, ты ее не заслужил!». Лишать ребенка образовательных занятий, которые ему нравятся, из-за неудач в школе, наверное, одна из серьезных ошибок в воспитании. Можно загубить интерес к получению знаний, сформировать безвольную личность или спровоцировать девиантное поведение и потом жаловаться: «Ребенок ничем не интересуется, ничего не хочет…».

Воспитание и развитие ребенка - сложно и ответственно. Не совершайте описанных ошибок, выбирайте вместе с ребенком кружки и секции и получайте удовольствие от занятий!

В наше время перед родителями распахиваются двери огромного числа учреждений дополнительного дошкольного образования, предлагающих большой выбор различных кружков и секций. Конечно же каждый родитель старается не ошибиться при выборе той или иной секции. Поэтому сегодняшнее выступление посвящено анализу различных ошибок при выборе кружков для детей.

1. Всю жизнь мечтала…

Пожалуй, у каждого из нас в детстве была какая-то мечта. Кто-то свою мечту осуществил, кто-то забыл о ней, а чьи-то мечты и не сбылись, и покоя не дают по-прежнему. Да только вот исполнять их, кажется, уже поздно - взрослые люди, не до того. Другое дело - наши дети. Ну не получилось у мамы стать балериной - пусть. Зато можно отдать в балет пятилетнюю дочурку! Пусть порхает белым лебедем по сцене Большого, а мама будет из зала смотреть и радоваться. Только вот будет ли при этом радоваться дочурка - большой вопрос.

Помнить о том, что у ребенка могут быть свои мечты и желания. И именно исполнение его мечты, а не вашей, сделает его счастливым. Дайте ребенку возможность выбора, а осуществлением своей мечты занимайтесь сами - научиться тому, о чем вы так мечтали в детстве, никогда не поздно. Может быть, звездой балета и не станете, но звездой танцпола - вполне. Лучше, чем ничего, не правда ли?

2. Раз и навсе гда

Сегодня ваш ребенок хочет танцевать, завтра - рисовать, послезавтра - петь, а еще неделю спустя изъявляет желание заняться скалолазанием? Ну уж нет, дорогой, давай в этот раз ты определишься окончательно - танцы так танцы. А то у нас еще с прошлого года остались коньки, боксерские перчатки и набор юного хирурга.

Не спешить. Загореться идеей, глядя на других, но, попробовав, понять, что это не твое - это нормально. Дайте ребенку возможность испытать себя в разных направлениях деятельности и выбрать то, что будет действительно по душе. Пусть первые занятия будут «тестовыми» - после них ребенок сможет определиться, хочет он идти дальше или нет. И тогда уже можно приобретать «инвентарь».

3. Не хочешь - не н адо

Другая крайность, в которую могут впасть родители - пустить дополнительное образование на самотек. Ну, захотелось начинающему актеру уйти из студии через два месяца занятий - хорошо, не хочешь - не ходи, подыщем что-нибудь другое.

Разговаривать. Есть вероятность, что ваш ребенок задумал бросить хобби не потому, что разочаровался в нем, а потому, что не видит пока результатов своего труда. Он уже два месяца в труппе, а главная роль по-прежнему не его, как же так? Поговорите, объясните, что иногда для достижения первых ощутимых результатов нужно поработать чуть дольше. Можно договориться дождаться этих самых результатов, посмотреть на них и уже после этого принять решение.

4. Драмкружок, кружок по фо то…

Что будет делать ребенок, если дать ему слишком много свободного времени? Ну, конечно, сидеть за компьютером или шататься невесть где! И там обязательно свяжется с плохой компанией, научится дурному… Поэтому надо что? Надо загрузить его по полной! Школа, плаванье, музыкальная школа, дополнительный английский, шахматы… Чего-то не хватает? Ну, конечно, остается свободным воскресенье! В воскресенье пойдем на авиамоделирование.

Конечно, досуг ребенка организовывать необходимо, но не забывайте, что в любом возрасте у человека должно быть свободное время. Да, даже у дошкольника могут быть «свои дела», хотя взрослому человеку это понять бывает и непросто. Не перегружайте ребенка слишком сильно, пусть у него каждый день будет хоть несколько часов «личного времени», не занятого занятиями и кружками.

5. Мне это неинтере сно

Все мы понимаем, что кружки и секции необходимы для гармоничного развития ребенка, но вот взрослому зачастую сложно оценить ценность конечного продукта. Потому что конечный продукт, прямо скажем, часто оставляет желать лучшего - как ты ни старайся, а из спичек и желудей мало что хорошего может получиться. Так что, ты, ребенок, пожалуйста, занимайся в своей изостудии на здоровье, а маме на выставку идти некогда, мама работает в этот день. Ну и что, опять же, мама там не видела?

Чем бы ни занимался ваш ребенок, ваше участие в этом очень важно для него. Поэтому находите время для того, чтобы участвовать во всех мероприятиях, которые проводит его учреждение дополнительного образования - поддержите его в зале во время отчетного концерта, придите на выставку по итогам четверти… Интересуйтесь тем, что делают ваши дети, и это будет подогревать интерес в них самих.

6. Хуже в сех

Да, отчетные концерты, выставки и соревнования могут оказаться в некотором роде потрясением. Шансы, что именно ваши сын или дочь придут первыми, сыграют гениально или представят лучшую в этом городе скульптуру, не так уж и велики. Может быть, и не стоит тогда им этим заниматься? А то форму покупаешь, кисточки, рояль, а они - хуже всех в группе…

Сравнивать успех ребенка стоит только с его же собственными прежними успехами - это касается и ваших достижений, и достижений ваших детей. Люди разные - кто-то схватывает все на лету, а другим приходится много трудиться, чтобы добиться тех же результатов. Но это не значит, что одни лучше других. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.

7. Неудач ник

Сравнивать умеете не только вы - скорее всего, дети и сами увидят, если их результаты окажутся хуже, чем у сверстников. А уж один настоящий провал на сцене, конкурсе или соревнованиях может стать настоящей трагедией и поводом бросить свое хобби и не возвращаться к нему никогда. Может быть, оно и к лучшему - зачем эти конкурсы, одни расстройства с ними.

В такой момент важно поддержать ребенка и донести до него простую мысль о том, что не ошибается и не «проваливается» лишь тот, кто ничего не делает. Даже несколько неудач подряд не значат, что нужно опустить руки

8. Звездочка моя яс ная

Конечно, в каждом коллективе есть своя звезда - ребенок, который «берет» все конкурсы, выигрывает все соревнования, побеждает на всех олимпиадах. И как же приятно, если эта звезда - именно ваш ребенок. Приятно знать, приятно рассказывать знакомым, приятно хвалить за каждую победу…

Хвалить ребенка и гордиться им - это хорошо, но тут важно не переусердствовать. Не делайте из своего юного дарования «звезду» со всеми вытекающими последствиями - от успехов даже у взрослых может голова пойти кругом, а уж у детей-то и подавно

9. Спорт высоких достиже ний

Победы в конкурсах и на соревнованиях радуют, как родителей, так и детей, но каким трудом порой даются эти победы! Пропущенные занятия, вымотанные нервы, спортивные травмы. Стоит ли оно того?

Если дела обстоят именно так, что дополнительное образование занимает все больше и больше места в жизни ребенка, то в какой-то момент вам вместе нужно будет определиться для чего он этим занимается. Планирует выступать с сольными концертами по всему миру или музицировать вечерами для гостей? Хочет стать олимпийской чемпионкой или просто беспокоится о фигуре? Исходя из этого уже можно ставить цели и задачи, рассчитывать время и силы, которые ребенок будет посвящать своему хобби.

Образование

На протяжении многих веков репетиторство является самым эффективным способом поддерживать обучение ребёнка, привлекая не только академического специалиста, но также наставника и ролевую модель в одном лице. А предстоящее окончание учебного года уже сейчас заставляет нервничать и родителей, и школьников. Поэтому почти каждый родитель рано или поздно задумывается о том, что ребёнку нужен репетитор. И здесь возникают такие вопросы: как не ошибиться с выбором репетитора, где найти достойного, опытного специалиста и каким требованиям должен соответствовать тот или иной преподаватель? Итак, сейчас мы с вами рассмотрим главные критерии, предъявляемые к репетиторам, и раскроем секреты успешного и эффективного выбора «домашнего наставника».

Прежде чем приступать к выбору репетитора, для родителей важно конкретно определиться с целью своего поиска, то есть ответить на вопрос: для чего необходима помощь специалиста?

  1. Чтобы ребёнок подтянул свои знания по какому-то определённому предмету.
  2. Чтобы ребёнок полноценно подготовился к сдаче школьного ЕГЭ.
  3. Чтобы ребёнок вооружился необходимыми знаниями для успешного поступления в вуз.

Исходя из конечной формулировки ответа, станет ясно, на какого специалиста следует ориентироваться в своём выборе. Настоящие профессионалы в сфере школьного репетиторства, как правило, предпочитают работать только в одном направлении. Если же репетитор заявляет о своей способности обучить ребёнка практически всему и в любые, даже суперкороткие сроки, не исключено, что результаты подобной «помощи» окажутся более чем плачевными. Причина такого явления едва ли нуждается в разъяснении: педагогу, «распыляющему» свои усилия на целый спектр учебных предметов, едва ли может быть свойственно углублённое владение каждой отдельной темой. Соответственно, и уровень знаний ребёнка, обучающегося у «репетитора-эрудита», в итоге может оказаться в лучшем случае выше среднего.

Когда цель определена, остаётся лишь одно - где и как найти достойного наставника для своего чада. Многие родители, озадачившиеся этим вопросом, совершают очень много ошибок. Итак, сейчас мы рассмотрим самые главные аспекты, на которые стоит обратить внимание.

Лучше всего искать репетитора в начале года.

Лучшее время для поиска репетитора - июль и август. В это время репетиторы составляют своё расписание. К октябрю, как правило, лучшие репетиторы уже загружены полностью, и попасть к ним очень сложно. Придётся выбирать из того, что есть: это либо студенты, либо очень дорогие преподаватели.

Лучше всего искать репетитора по отзывам знакомых, у которых можно оценить результат.

Иногда родители говорят, что репетитор классный, а в итоге оказывается, что результат почти нулевой: ребёнок сдал бы экзамен на ту же оценку и без него. Родители обычно оценивают репетитора по общению с ним после занятия, но это не показатель. Показатель - это сданный экзамен. Если у вас есть знакомые, у которых ребёнок старше вашего, попросите рекомендации у них, а не у родителей одноклассников.

Читайте отзывы на сайтах, а не доверяйтесь администраторам.

Присутствуйте на первом занятии.

Многие родители стесняются присутствовать на первом занятии ребёнка с новым репетитором, полагаясь только на мнение самого ребёнка и оценку репетитора. Это неправильно. Репетитор в редкой ситуации откажется от занятий, а у ребёнка часто просто недостаточно опыта, чтобы понять, хороший это репетитор или нет. К тому же некоторые дети хитрят и говорят, что репетитор, который ничего не требует и решает за него домашние задания, лучше того, который требует и заставляет думать.

Доверяйте репетитору.

Если вы выбрали репетитора и уверены в его компетентности, то доверяйте ему и не говорите ему, как лучше учить ребёнка. Это очень раздражает и мешает репетитору методично доводить ребёнка до результата. Если же не доверяете репетитору, то не надо его контролировать, надо его сменить.

Не бойтесь устраивать пробное занятие.

Не стесняйтесь говорить репетитору, что первое занятие будет пробным или что вы рассматриваете кандидатуру ещё нескольких преподавателей. Адекватные репетиторы относятся к этому абсолютно нормально, а неадекватные вам не нужны. И даже после того, как вы уже начали занятия на постоянной основе, не бойтесь менять репетитора, если вам кажется, что вы нашли более компетентного преподавателя. Это тоже нормально - вы же не заключали никаких контрактов и договоров.

Не бойтесь студентов.

Если нужно подтянуть ребёнка по школе, то не нужно искать ему профессора или институтского преподавателя. Хорошие студенты отлично знают школьную программу и иногда лучше находят язык с детьми, так как ещё не успели забыть, что такое школа и как дети относятся к учёбе и всему прочему. К тому же профессора иногда слишком заумны, формальны и стоят дороже.

Ищите того, кто нужен именно вам.

Если вашему соседу репетитор нравится, не факт, что он подойдёт вашему ребёнку. У всех разный базовый уровень. Есть репетиторы, которые готовят к ОГЭ и ЕГЭ, есть те, кто подтягивает по школе, готовят к поступлению, к олимпиадам. В конце концов, кто-то лучше ладит с девочками, а кто-то с мальчиками. Это тоже нужно учитывать.

Не судите о репетиторе по количественным характеристикам.

Чаще всего родители судят о репетиторе по количеству решённых задач. Если за полтора часа успевают много задач сделать - это хороший репетитор, если три-четыре - плохой. Такой подход крайне неправильный. Репетитор нанимается, чтобы ребёнок научился решать задачи, а не чтобы репетитор решал задачи за него. Поэтому если репетитор за урок решает много задач, это говорит о том, что либо у ребёнка всё получается и репетитор не нужен, либо репетитор даёт ребёнку слишком лёгкие задачи, тогда репетитора нужно сменить, либо репетитор решает задачи за ребёнка и не даёт ему достаточно времени на подумать - это очень плохо.

Не делайте выводы на основании цены.

Мы привыкли к правилу «что дороже - то лучше». Но при выборе репетитора это не всегда работает. Человек может быть самым опытным и талантливым педагогом, но при этом оставаться альтруистом, не желающим завышать свои цены. Тем более если речь идёт о молодых учителях, которым отсутствие большого стажа не позволяет ставить пугающие прайсы. С другой стороны, не каждый хороший преподаватель будет работать за три копейки, а значит, обучение будет стоить денег. Но всё же лучше просмотреть в интернете расценки. Это даст уверенность, что вас не обманывают.

Результат должен быть незамедлительным.

Так не бывает. Не ждите пятёрок после первых занятий. Иногда имеет смысл заранее составить с репетитором прогноз успеваемости. Всё-таки постоянное пребывание в состоянии «ну когда уже всё будет?!» ещё никому не пошло на пользу.

Читайте также: