Эксперт: люди стали более жестокими из-за безнаказанности и низкой самооценки

Обновлено: 18.05.2024

«У нас каждый уверен: какое бы преступление ты не совершил, есть шанс избежать наказания» - уверен Сергей Ениколопов, руководитель отдела клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН, завкафедрой криминальной психологии МГППУ.

«АиФ»: - Сергей Николаевич, что происходит с молодёжью? Издеваются друг над другом, учителями, родителями, ветеранами. И выкладывают зверства в Интернет…

Сергей Ениколопов родился в 1948 г., кандидат психологи- ческих наук. Защитил диссертацию «Агрессия и агрессивность насильственных преступников». Автор более 160 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях.

С.Е.: - Для них это некая доблесть. Это извращённый способ доказать, что одноклассники, учителя или ветераны - никто. Таким образом молодёжь повышает свою самооценку, доказывает обществу: смотрите, я могу делать с вами, что хочу. Ведь это парадоксально: совершить преступление и повесить в Интернете улику. Но они не верят, что их найдут. И вот это абсолютное ощущение безнаказанности порождает издевательства. Все люди и эти «дети» тоже должны знать, что за мучения наказывают. А получается: сделал гадость, другие оценили - и это круто. Вот где общая деградация.

С.Е.: - Простых решений нет. Например, кастрация педофилов - это простое решение. А ужесточение наказания за изнасилование - ещё более простое решение и ещё более бессмысленное. Такие решения не работают. Ужесточение наказания за изнасилования с большей вероятностью приведёт к убийству жертвы. Преступника пугает не срок наказания, а его неотвратимость. Это более эффективно, чем если человек будет понимать: его могут и не поймать, но если вдруг поймают, то срок будет очень большой. Преступники ведь уверены, что их не поймают. Это наша национальная русская черта - рисковать. Не просто так появилась русская рулетка, так популярны казино. Мы играем в азартные игры, даже наперёд зная, что проиграем. А преступление в нашей стране вообще совершить легко, можно заранее всё продумать и подготовиться.

«АиФ»: - Каким образом?

С.Е.: - С помощью телевизора. Когда человеку показывают, как раскрывают преступления, - в художественных, документальных фильмах, криминальных передачах, то каждый невольно учится, что нельзя, например, оставлять на месте преступления окурки, отпечатки пальцев и т. д. Наше ТВ - это учебное пособие для преступника. Журналисты и следственные органы, дающие интервью, должны думать, какие последствия будут, если рассказывать подробности. Не помогут запреты, должны быть некая самоцензура, понимание: что можно делать, чего нельзя. Все помнят примеры с терактами, когда журналисты вели прямые репортажи с места событий, которые смотрели и террористы и потому знали обо всех планах по их обезвреживанию.

«АиФ»: - Есть мнение, что насилие, которого много на экранах ТВ, имеет прямую связь с ростом насилия в жизни. Но, если я увижу, что кто-то кого-то убивает, избивает в кино, ничто не заставит меня поступить так же в жизни…

С.Е.: - Вы просто переросли тот возраст. У человека период обучения приходится на 9-12 лет. Влияние увиденного насилия незаметно, но когда дети, насмотревшись на него, вырастают, то становятся агрессивными. Механизм воздействия информации, которую получают дети и подростки, прост. Вспомните, когда вы росли, то делали огромное количество вещей, подражая взрослым. А некоторые действия видели по телевизору. И это впитывается мозгом. Например, все девочки откуда-то знают, что невеста на свадьбу надевает белое платье, бросает подружкам букет, даже если в реальной жизни не были ни на одной свадьбе.

В современных фильмах с насилием практически всегда отсутствует только положительный или только отрицательный герой. Все всегда ведут себя одинаково: дал по зубам - значит, молодец. Если малыш поднимает с земли грязь, взрослый скажет ему: «Брось!» А когда ребёнок смотрит кино, то своим умом должен доходить, что хорошо, а что плохо, и обычно у него это получается, только если границы чётко обозначены.

Почему нормальные люди против порнофильмов? Вовсе не потому, что они показывают что-то такое, чего никто не видел. Но порно учит, что с женщиной можно делать, что хочешь, не тратя никаких усилий на ухаживания.

Посмотрите на футбольных болельщиков, которые крушат всё вокруг, даже если их команда выиграла. Этому пласту людей дали только такой способ выражать эмоции: если чем-то возмущён - подрался, если рад - дал по морде. Они с детства не видели, чтобы было по-другому. Кто-то должен контролировать количество эфиров с насилием. Например, над американским ТВ существует такой дамоклов меч - Ассоциация американских бабушек, довольно влиятельная организация, куда входят, конечно, не только бабушки. И каналы знают, что у них будет меньше рекламы, если ассоциация на них пожалуется.

По мелочам

«АиФ»: - Меня поразило, что после землетрясений в Японии у них не было ни одного случая мародёрства. А у нас вынуждены выставлять кордоны полиции, чтобы этого не допустить. В метро, в магазинах люди готовы порвать друг другу глотку из-за мелочи. Почему мы такие агрессивные?

С.Е.: - Есть много незначительных на первый взгляд факторов: скученность, плохая работа общественного транспорта - всё это создаёт напряжение, которое копится по мелочам. Люди уверены, что кругом одни идиоты. Агрессия - это защита нашего «я». Проблема в том, что большая часть населения воспринимает себя как проигравших, имеет заниженную самооценку. Никто не уважает инженеров, учителей, врачей. Когда-то даже профессия рабочего была почётной, сейчас никто ни во что не ставит человека, если он небогат и незнаменит. Сложно ждать от «офисного планктона» высокой самооценки. Если тебя не уважают, ты очень раним. Люди ищут, на ком отыграться. И находят: на жёнах, на детях, на подчинённых, на прохожих. Неслучайно главная русская фраза: «Ты меня уважаешь?» Если да, то я к тебе отношусь хорошо, если нет - дам по шапке. Нужно прежде всего снова научиться уважать себя и окружающих, тогда агрессии станет меньше.

Фото: Pexels

Кому-то достижение амбициозных целей может не принести радости, а для кого-то незначительные результаты становятся поводом для гордости. Разбираемся, как формируется самооценка и как она влияет на карьеру и личную жизнь

Что такое самооценка

Самооценка (англ. self-esteem) — это значимость, которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Существует общая самооценка, которая отражает уровень самоуважения, принятие или непринятие себя в целом. И частная самооценка, характеризующая отношение человека к различным сторонам своей личности, поступкам, успешности в отдельных видах деятельности. Например, человек считает себя психологически здоровой личностью — это общая самооценка; но при этом считает, что он плохо готовит или ему тяжело даются физические нагрузки — это частная самооценка.

Первым теорию самооценки представил американский психолог Уильям Джеймс в 1890 году. Он использовал простую формулу для определения самооценки, утверждая, что самооценка равна успеху, разделенному на наши цели, ценности и то, что мы думаем о своем потенциале. То есть, если наши фактические достижения невелики, а наш предполагаемый потенциал и цели высоки, мы считаем себя неудачниками. И наоборот, если наш успех превосходит ожидания, мы чувствуем себя прекрасно, и наша самооценка повышается.

В психологии самооценку характеризуют по уровню — высокая, средняя и низкая; реалистичности — адекватная и неадекватная (завышенная и заниженная); и устойчивости — стабильная и нестабильная.

Как формируется самооценка

Как говорят опрошенные РБК Трендами психологи, основы самооценки закладываются в детстве. По словам заведующего кафедрой психологии личности и дифференциальной психологии Московского института психоанализа Владимира Шляпникова, основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — формируется в результате общения с родителями в детстве.

«Важную роль в формировании самооценки играет и школа. В отличие от родителей учителя выставляют нам первую социальную оценку. Она носит более дифференцированный характер и относится к конкретным видам деятельности и предметам», — говорит он.

Фото:Shutterstock

Во взрослом возрасте на самооценку в большей степени влияют:

  • социально-экономический статус (образование, доход, безработица);
  • проблемы со здоровьем, инвалидность;
  • социальные отношения;
  • образ мышления.

Обычно именно наш опыт формирует основу для общей самооценки. Например, те, кто постоянно получают чрезмерно критические оценки от семьи и друзей, скорее всего, будут иметь низкую самооценку. Те, кто испытывают то, что американский психолог Карл Роджерс называл «безусловным позитивным отношением», с большей вероятностью будут иметь здоровую, адекватную самооценку. Под адекватной или здоровой самооценкой психологи понимают соответствие восприятия человеком самого себя реальному положению дел.

Как самооценка влияет на человека

Много факторов влияет на самооценку и, вместе с этим, много на что влияет сама самооценка. Она воздействует на процесс принятия решения, наши отношения с окружающими, эмоциональное здоровье. Рассмотрим подробнее, как самооценка может влиять на личность в целом, на обучение и на построение карьеры.

На личность

Для человека самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию.

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения. Это, в свою очередь, помогает человеку воспринимать собственный успех или неуспех, ставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную независимость личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

Как объясняет Владимир Шляпников, при здоровой самооценке человек адекватно оценивает свои возможности и ставит реальные цели. Например, если человек не является профессиональным спортсменом, но захочет принять участие в марафоне, он поймет, что ему для подготовки к забегу понадобится гораздо больше времени на подготовку, чем опытным атлетам; исходя из этого знания он примет решение, стоит ли ставить такую цель и как ее достигать. При этом, отмечает Шляпников, это не значит, что люди с адекватной самооценкой не могут ставить перед собой сложные цели — они должны это делать, и, как правило, люди с адекватной самооценкой достигают своих целей. «Такой человек добивается успеха и действует при этом на пределе своих возможностей, что позволяет ему развиваться как личности и профессионалу. При неадекватно завышенной самооценке человек неизбежно будет сталкиваться с неудачами. Ставя заведомо нерешаемую цель, человек вряд ли ее достигнет, как бы не старался. А сам процесс достижения цели может нести угрозу жизни и здоровью», — говорит он.

По словам эксперта, неадекватно заниженная самооценка плоха тем, что человек тоже не развивается. Он избегает риска, сложных задач, идет по пути наименьшего сопротивления, боится раскрыться в полной мере.

Фото:alpinabook.ru

На обучение

В подростковом возрасте самооценка ученика оказывает значительное влияние почти на все, что он делает в школе — как справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. И в детстве, и во взрослом возрасте низкая самооценка может снизить желание человека учиться, его способность сосредоточиться на процессе обучения. При этом из-за завышенной самооценки и внутренней позиции «я все знаю», у человека в принципе может пропасть желание учиться новому, а значит — развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят опрошенные РБК Трендами эксперты. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, заниженная самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

Фото:Unsplash

Рассмотрим, как проявляется завышенная и заниженная самооценка и с какой самооценкой человек более эффективен — в личных целях и в работе.

Завышенная самооценка

У многих завышенная самооценка — на самом деле попытка компенсировать заниженную самооценку и низкую самоценность, говорит Валентин Оськин. То есть, объясняет он, человек внутри себя чувствует, что он «не очень», уверен в том, что у него ничего не получается и все валится из рук, но другим преподносит себя ровно наоборот — прекрасным и восхитительным, мастером и талантом. При этом он часто получает от людей восхищение и похвалу.

«Это восхищение и похвала не дает человеку падать обратно в свой личный ад, но действие этих внешних эмоций очень скоротечно, и вскоре человек снова будет ощущать себя никчемным и ни к чему не способным, даже если это не так», — говорит Оськин.

Другой вариант завышенной самооценки — когда человек в детстве получал только похвалу и никогда не получал адекватную критику, даже тогда, когда это было объективно необходимо, объясняет эксперт. При такой ситуации человек часто не может адекватно сравнить свои навыки с реальным положением дел. Обычно в этом случае человек чувствуют внутри себя большую уверенность и восхищение собой, воспринимая то, что он делает, как нечто очень хорошее, прекрасное и важное, хотя на деле же его результаты довольно посредственны, если не плохи.

Признаки

Человек с завышенной самооценкой может:

  • быть озабоченным поддержанием своего совершенства;
  • сосредоточиться на том, чтобы всегда быть правым;
  • верить, что он не может потерпеть неудачу;
  • полагать, что он более квалифицирован и лучше других;
  • выражать грандиозные идеи;
  • сильно переоценивать свои навыки и способности.

Низкая самооценка

Низкая самооценка может привести к различным расстройствам психического здоровья, включая тревожные и депрессивные расстройства. Более того, она увеличивает риск возникновения суицидальных мыслей.

Человек с заниженной самооценкой может:

  • верить, что другие лучше него;
  • с трудом выражать свои потребности;
  • часто испытывать страх, неуверенность в себе и беспокойство;
  • испытывать сильный страх неудачи;
  • с трудом принимать положительные отзывы;
  • иметь проблемы с тем, чтобы сказать «нет» и установить личные границы.

Фото:«Альпина нон-фикшн»

Какой должна быть самооценка

Психологи утверждают, что для личности эффективным является достаточно высокая общая самооценка и адекватные частные самооценки разного уровня. То есть, человек в целом может считать себя хорошим человеком, но понимать свои слабые стороны. При этом Владимир Шляпников утверждает, что неадекватная самооценка — это не проблема, а симптом. Поэтому нужно корректировать не саму самооценку, а решать проблемы, которые на нее влияют. Говоря об общих способах повысить самооценку, психологи советуют минимизировать общение с людьми, которые принижают достижения человека; заботиться о себе, делать вещи, которые приносят радость; установить личные границы и следить за их соблюдением; чаще хвалить себя за даже небольшие достижения.

«Часто спрашивают, что лучше — заниженная или завышенная самооценка. Ответ простой — лучше всего адекватная, поскольку в предыдущих случаях она не соответствует реальности», — говорит Валентин Оськин. Эксперт дает пять советов, как воспитать адекватную самооценку:

  1. Хорошо понимать и соотносить свои реальные возможности, ограничения, навыки, умения и прочие качества с объективной реальностью. Например, если человек хочет повышения на работе, но должен обучится новым навыкам, применять их на практике, а не просить повышение, «просто потому что он хочет».
  2. Давать себе здоровую обратную связь о своей деятельности, учитывающую все стороны его деятельности, а не только позитивную или негативную. То есть не только хвалить себя, но и работать над своими ошибками.
  3. Принимать критику других людей, не делая ее частью своей личности. Если работнику сказали, что он плохо выполнил задание, человеку следует понимать, что речь идет исключительно об этом задании, и это не означает что он — плохой человек или работник.
  4. Адекватно воспринимать похвалу. «Человеку приятно и ценно мнение других людей, но это не должно влиять на то, как он сам относится к себе, и он не должен пытаться делать что-либо, чтобы похвалу заслужить: он и без других знает, что он хороший», — говорит эксперт.
  5. Отделять свою деятельность, ее процесс, результаты, и их качество от своей личности — человек всегда больше, чем результат его деятельности. «Проще говоря — если ты печешь блинчик, и он получается горелый, ты сам не становишься горелым блинчиком, твоя личность и опыт не сжимаются до горелого блинчика», — приводит пример Оськин.

Эксперты говорят, что стремиться к завышенной самооценке не стоит еще по одной причине. Дело в том, что достигнутый реальный успех человека с завышенной самооценкой будет выглядеть для него неполным. Вокруг нас есть примеры людей с деньгами, властью и впечатляющей карьерой, которые при этом не получают удовольствия от достигнутого.

Кроме того, в Сети есть множество тестов и методик на выявления уровня самооценки. Один из них — шкала самооценки Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина, которая считается классическим методом оценки уровня своей тревожности.


Причины низкой самооценки

У людей с низкой самооценкой всегда присутствуют негативные глубинные убеждения о себе. Они появляются в процессе жизненного опыта - в том числе, если человек сталкивался с большим количеством наказаний, запретов, оскорблений, пренебрежения. Первая группа таких убеждений связана с дефектностью («я какой-то не такой»), вторая - с беспомощностью («я слабый») и третья - с отсутствием любви («меня не любят»).

Негативные убеждения часто возникают, когда в детстве не удовлетворяются базовые потребности. В первую очередь, потребность в любви и принятии. Например, у матери на момент рождения ребенка не проснулись материнские чувства, а отец вообще растворился в неизвестном направлении. Другая ситуация - эмоциональная депривация от родителей. Например, они не привыкли выражать теплые чувства, были менее эмоциональны, чем другие семьи.

Достаточно часто от заниженной самооценки страдают люди, которые вроде бы имели достаточно хорошую поддержку в семье, но попали в ситуацию длительного буллинга. Например, в школе такая ситуация может серьезно изменить восприятие себя. Человек, вспоминая время травли, говорит, что испытывал страх и беспомощность. Он очень долгое время находился в состоянии хронического стресса, и этот негативный опыт у него закрепился.

Когда у человека искажена самооценка, то он находит в событиях еще больше подтверждений тому, что он плох

Есть и биологические предпосылки к тому, чтобы у человека закрепилась пониженная самооценка. Например, в одной и той же семье могут родиться и ребёнок-одуванчик, и ребенок-орхидея. «Одуванчик» прорастёт сквозь асфальт и будет менее чувствителен к окружающим факторам. Такой ребенок легче справится с тем же самым буллингом. А ребенок-орхидея, который в том числе по биологическим причинам более раним и застенчив, не сможет разрешить эту ситуацию, возможно даже не будет искать поддержки у родителей. Нельзя забывать, что у нас всех разные типы нервной системы. Мы отличны друг от друга еще при рождении, а затем жизнь тоже накладывает свой серьёзный отпечаток. Меняется выработка гормонов, закрепляются стрессовые реакции.

Огромную роль в нашей самооценке играют искажения личностного мышления. Мы все воспринимаем одну и ту же ситуацию по-разному. Недавние исследования показывают, что не стоит доверять даже своим воспоминаниям, потому что они серьезно искажены, в том числе под воздействием наших эмоций. Так вот если у человека искаженная личная самооценка, и он ощущает себя слабым, беспомощным, дефектным и ленивым, то он будет также искаженно воспринимать и все события, происходящие с ним. И находить все больше подтверждений тому, что он плох.


Один человек с низкой самооценкой будет избегать контактов с противоположным полом из страха, у другого, наоборот, будет огромное количество случайных связей

К чему приводят плохие мысли о себе

Часто наши глубинные негативные убеждения о себе достаточно тяжело выявить, кроме того сам человек пытается защититься от них набором правил. То есть он стремится не допустить подтверждения своих опасений и страхов. Например, если он думает, что нелюбим, то какие стратегии поведения он будет демонстрировать? Они могут быть абсолютно противоположными. Один будет избегать контактов с противоположным полом из страха, что его всё равно отвергнут. Другой выберет иное поведение: у него, наоборот, будет огромное количество случайных связей, а каждое знакомство он будет воспринимать как трофей. С виду будет казаться уверенным и дерзким, но на самом деле за этим поведением скрывать свои негативные установки в отношении себя. Такие правила, которые человек для себя создал, могут быть разными. Например, человек решает, что всегда должен быть вежливым. Или если его критикуют, это сразу значит, что он плохой. А если он не будет стараться изо всех сил, то ничего не добьется.

Чтобы оценить вашу самооценку, задайте себе ряд вопросов. Ваш жизненный опыт научил вас ценить себя таким, какой вы есть? Вы хорошего о себе мнения? Вы хорошо к себе относитесь и следите за собой? Вы себе нравитесь? Вы в равной степени оцениваете как свои сильные, так и слабые стороны? Вы вполне себя устраиваете? Вы чувствуете, что имеете право на внимание и время других людей? Вы судите о себе точно так же, как и других - не более, не менее? Вы более склонны поощрять себя, чем заниматься самокритикой?

Работая над самооценкой, не нужно стремиться к тому, чтобы она стала завышенной и улетела в космос. Это тоже не есть хорошо. Когда мы заведомо предъявляем к себе нереалистичные требования и заявляем, что-то вроде «я король мира», тем чаще реальность подсказывает нам, что с нашими убеждениями о себе что-то не так. Высокая самооценка часто бывает неустойчивой, поэтому внешние обстоятельства могут легко выбить человека из колеи. А нужно стремиться в первую очередь к устойчивости и учиться поддерживать себя.

У человека большая вероятность условно «схлопотать» депрессию или тревожное расстройство, если он все неудачи приписывает себе, а все позитивные вещи приписывает случайности. А именно этим обычно занимается человек с заниженной самооценкой.


Необоснованную критику в свой адрес легко отслеживать и пресекать

Что делать? Перестаньте себя критиковать наказывать

Психотерапевты выделяют несколько режимов, то есть эмоциональных состояний, в которые мы входим время от времени. Один из нездоровых - это режим критикующего или наказывающего родителя. В нем мы заставляем самих себя испытывать чувство неполноценности и вины, указываем на то, что мы что-то должны. При этом критикуем за такие мелочи, за которые никогда бы не стали ругать других. И наказываем в те моменты, когда на самом деле нуждаемся в помощи.

Вы можете легко заметить, как включается этот режим. Он дополнительно поддерживает низкую самооценки или даже еще больше ее снижает. Например, когда вы говорите себе: «Можно было бы сделать получше», «Почему это не так хорошо?», «И это всё, что ты сделал?», «Другие могут, и ты можешь». Результаты своего труда вы тоже представляете как какую-то ерунду. Окружающие хвалят вас, но вы думаете: «Нет, им показалось, мне просто повезло».

Хорошая новость в том, что мы можем легко отслеживать и пресекать в себе необоснованную самокритику и обесценивание. Этот навык вполне реально выработать даже без помощи психотерапевта. Хотя занять это может приличное количество времени. Попробуйте понаблюдать за своим критикующим родителем хотя бы в течение недели. Скорее всего, вы заметите, что он появляется даже тогда, когда не следовало бы себя ругать.


Научитесь выражать эмоции - и негативные, и позитивные

Отстаивайте свои границы и права

Развивайте ассертивность - способность отстаивать свои границы и права так, чтобы не разрушать чужое личностное пространство. Считается, что ассертивное поведение достаточно чётко коррелирует с адекватной самооценкой. Что в него входит? Открытое и искреннее выражение позитивных эмоций, а также открытое (но адекватное) выражение негативных. Нам нужно учиться правильно выражать свои негативные эмоции - это очень важно. Также к ассертивности относят способность к самозащите и умение сказать «нет». Достаточно часто, когда мы чувствуем себя внутри тревожно и беспомощно, соглашаемся на заведомо неприятные для нас вещи. А дальше начинаем себя винить: «Как ты мог, тебе точно нужно было отказать, почему ты не отказал, ты же мог взять себя в руки!» Также к ассертивности относят инициативность, умение предлагать, просить, соблюдать собственное достоинство - сейчас это красиво называют таким термином как «проактивность».

Тренируйте ассертивное поведение не в стиле «Ты тряпка, а ну соберись!», а в стиле «Тебе тревожно, но давай сейчас попробуем сделать маленький шаг». Еще стоит хвалить себя за попытку, даже если она пока не оказалась успешной. Например, вам не удалось отказать, хотя вы пытались это сделать. Или вы сказали «нет», но собеседник настоял на том, чтобы вы сказали «да». Но это уже повод сказать себе, что у вас это практически получилось, хоть пока и не до конца.

Заботьтесь о своих потребностях

Учитесь заботиться о себе и своих потребностях (опять же не нарушая границ других людей). Это, наверное, наиболее сложный совет, потому требует достаточно хорошего уровня осознанности. Учиться этому можно потихоньку - вы же ощущаете, что хотите выпить воду и пьете ее. Постарайтесь прислушиваться к более неоднозначным потребностям и чувствовать свои желания.


Представьте, что хвалите себя как своего любимого ребенка

Учитесь самоэффективности

Поддерживайте себя и замечайте свои достижения

Важно, чтобы поддержка и похвала в свой адрес не превращалась в что-то вроде: «Я такой крутой». Подумайте, за что вы может себя поддержать на сегодняшний день? Что хорошего вы сделали в течение дня? Представьте, что вы себе, как своему любимому ребенку, говорите хорошие слова. При этом похвала может быть не только за определенные успешные действия. Например, я пережил тяжёлую ситуацию, я с ней справился - это тоже повод для похвалы. Будет хорошо, если подмечать свои достижения станет вашей традицией.

Выстраивайте цели в соответствии с личными ценностями

Для подкрепления адекватной и устойчивой самооценки нужно научиться искать свои ценности. Обратите внимание, ценности - это не цели. Например, покупка автомобиля - это цель. А какая может быть тут ценность? Свобода перемещения, путешествия. Цель можно достичь и после этого ее не станет. А ценность недостижима, это некоторый этап пути. Очень важно понять, что является вашими ценностями, и по возможности выстраивать свою жизнь в этом русле. Но не стоит превращать это в радикальный поиск «своего предназначения». Это опасная и неправильная ситуация.

Наши ценности отчасти могут конфликтовать друг с другом. Например, вам важно путешествовать и развиваться, при этом вы мечтаете о детях. Тогда вы должны будете в какой-то момент научиться путешествовать с детьми, а не в гордом одиночестве. Кроме того, ценности в течение жизни могут меняться. Не бойтесь этого — главное быть гибкими. А еще попробуйте вместе с самыми близкими людьми собраться и описать ваши ценности и цели. Можно превратить это в традицию.

Не ставьте перед собой глобальные, труднодостижимые цели и не концентрируйтесь на отсутствующих у вас средствах. Лучше постепенно усложнять задачи, чем сразу ставить слишком высокую планку. И подбадривайте себя на пути к их осуществлению.

Читайте также: