Экспертиза временной нетрудоспособности. Принципы

Обновлено: 21.05.2024

ЭВН-это вид мед экспертизы, которую проводят в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу

Федеральный закон РФ от 25.12.1002 №190-ФЗ об обеспечении пособиями по обязательному страхов граждан, работающих в организации и у индивидуальных предпринимателей, применяющих спец налоговые режимы и некоторых другие категорий граждан

Федеральный закон РФ от 29.12.2006 №255-ФЗ об обеспечении пособиями по времен нетрудоспособности , по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному мед страхованию

Приказ министра здравоохранения и соц развития РФ от 29 июля 2011 №624Н об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности

1.Оценка состояния жизнедеятельности и трудоспособности пациента в соответствии с диагнозом и условиями профессионального труда

2.установление факта нетрудоспособности

3. определение характера нетрудоспособности (временная или стойкая, по длительности),(полная или частичная, по степени)

4.Установление причины нетрудоспособности

5.Рациональное трудоустройство нуждающихся в облегчении условия труда

6.Изучение причин заболеваемости с временной утратой трудоспособности и инвалидности для разработки профилактических и реабилитационных мероприятий

7.определение клинического, трудового, бытового и социального прогноза

Уровни ЭВН: лечащий врач; клинико-экспертная комиссия ЛПУ; клинико-экспертная комиссия органа управления здравоохранением территории, входящей в субъект федерации; как органа управления здравоохранения субъекта федерации; главный специалист по эвн минздравсоцразвития России

Органы имеющие право проведения ЭВН 1. Лечебно-профилактические учреждения независимо от форм собственности 2. Органы соц защиты населения 3.территориальные исполнительные органы фонда соц страхования

Функции лечащего врача

Определение признаков ВН,

рекомендация лечебно-оздоровительных мероприятий

Определение сроков вн,

направление на вк (свыше 15 дней)

Выявление признаков стойкой ограничения жизнедеятельности

Аргументация обоснования для закрытия листка нетрудоспособности.

Функции заведующего отдел поликлиники, стационара эвн 1. Постоянный контроль за соблюдением врачами правил выдачи, продления, оформления, закрытия листков нетрудоспособности 2. Совместно с лечащим врачом решение вопроса о направление больного на вк и мсэ 3. Разбор конфликтов между врачом и пациентом 4. Ежемесячный анализ причин и сроков нетрудоспособности и первичного выхода пациентов

Функции заместителя главного врача 1. Организация учебы врачей по эвн 2. Инструктаж новых врачей по вопросом эвн 3. Анализ клинико-экспертных ошибок врачей 4. Осуществлен контроля за выполнением медико-экономических стандартов 5. Рассматривает иски и претензии мед страховых организаций и территориальных фондов соц страхования 6. Организация врачебной конференций по вопросам: качества мед помощи и заболеваемости с временной утратой трудоспособности

Функции врачебной комиссии:

1. Продления листка свыше 15 дней

2. Даёт заключение о сложных и конфликтных ситуаций

3. При направлении за пределы административной территории выдаёт лист на число дней необходимых для поездке к месту лечения

4. Направление пациентов на мсэ

5. Выдаёт лист на недостающие к отпуску дни и дни проезда сан-кур лечен 6. Выдаёт лист по уходу за бол (взрослыми) членом семьи от 3-7 дн

Экспертиза временной нетрудоспособности. Принципы

Статья 59. Экспертиза временной нетрудоспособности

1. Экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, лечением в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится лечащим врачом, который единолично формирует в форме электронного документа или в отдельных случаях выдает в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до пятнадцати календарных дней включительно, а в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, - фельдшером либо зубным врачом, которые единолично формируют в форме электронного документа или в отдельных случаях выдают в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности на срок до десяти календарных дней включительно.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ)

3. Продление листка нетрудоспособности на больший срок, чем указано в части 2 настоящей статьи (но не более чем на пятнадцать календарных дней единовременно), осуществляется по решению врачебной комиссии, назначаемой руководителем медицинской организации из числа врачей, прошедших обучение по вопросам проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

3.1. Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка проводится лечащим врачом или в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, фельдшером, которые единовременно формируют в форме электронного документа или в отдельных случаях выдают в форме документа на бумажном носителе листок нетрудоспособности в порядке и на срок, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 317-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ)

3.2. Листок нетрудоспособности формируется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, или выдается в форме документа на бумажном носителе в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

(часть 3.2 в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 126-ФЗ)

4. При очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее четырех месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а в случае отказа от прохождения медико-социальной экспертизы листок нетрудоспособности закрывается. При благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее десяти месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее двенадцати месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на медико-социальную экспертизу.

5. При оформлении листка нетрудоспособности в целях соблюдения врачебной тайны указывается только причина временной нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина). По письменному заявлению гражданина в листок нетрудоспособности могут вноситься сведения о диагнозе заболевания.

6. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Фонд социального страхования Российской Федерации в целях оценки обоснованности расходования средств обязательного социального страхования на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, вправе осуществлять проверку соблюдения порядка выдачи, продления и оформления листков нетрудоспособности.

Приложение. Порядок проведения экспертизы временной нетрудоспособности

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения экспертизы временной нетрудоспособности.

2. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в целях определения способности гражданина осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода гражданина по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу*(1).

3. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями и иными состояниями, связанными с временной потерей трудоспособности, долечиванием в санаторно-курортных организациях, при необходимости ухода за больным членом семьи, в связи с карантином, на время протезирования в стационарных условиях, в связи с беременностью и родами, при усыновлении ребенка.

4. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе временной нетрудоспособности (далее - медицинские организации).

5. Экспертиза временной нетрудоспособности осуществляется:

1) лечащим врачом;

2) фельдшером в случаях возложения на него отдельных функций лечащего врача*(1);

3) зубным врачом при стоматологических заболеваниях в случае отсутствия в медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, или ее структурном подразделении врача-стоматолога;

4) врачебной комиссией медицинской организации в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 7 настоящего Порядка.

6. Экспертиза временной нетрудоспособности проводится в день обращения гражданина в медицинскую организацию по основаниям, указанным в пункте 3 настоящего Порядка лечащим врачом (фельдшером, зубным врачом) гражданина (больного члена семьи гражданина).

7. При проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечащий врач (фельдшер, зубной врач):

1) устанавливает диагноз заболевания и степень функциональных нарушений органов и систем, наличие осложнений и степень их тяжести на основании сбора анамнеза и жалоб, внешнего осмотра гражданина;

2) рекомендует прохождение профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, определяет режим лечения, назначает исследования и консультации врачей-специалистов;

3) определяет сроки временной нетрудоспособности в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности"*(2) (далее - приказ Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н);

4) отражает в медицинской документации гражданина сведения о:

состоянии здоровья гражданина, в отношении которого проводится экспертиза временной нетрудоспособности, с обоснованием необходимости временного освобождения от работы;

характере и условиях труда, социальных факторах или обосновании закрытия листка нетрудоспособности при восстановлении трудоспособности;

выданном листке нетрудоспособности;

5) анализирует причины заболеваемости с временной утратой трудоспособности и первичного выхода на инвалидность, принимает участие в разработке и реализации мероприятий по их снижению;

6) при необходимости продления листка нетрудоспособности свыше срока, установленного действующим законодательством, в течение которого лечащий врач (фельдшер, зубной врач) вправе единолично выдать листок нетрудоспособности, направляет гражданина для решения вопроса о временной нетрудоспособности на экспертизу временной нетрудоспособности, проводимую врачебной комиссией медицинской организации.

8. При проведении экспертизы временной нетрудоспособности в случае, предусмотренном подпунктом 6 пункта 7 настоящего Порядка, врачебная комиссия медицинской организации помимо мероприятий, указанных в подпункте 5 пункта 7 настоящего Порядка:

1) оценивает эффективность назначенных врачом (фельдшером, зубным врачом) профилактических, диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий;

2) продлевает сроки временной нетрудоспособности в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н;

3) отражает в протоколе решение, принятое по результатам экспертизы временной нетрудоспособности гражданина в соответствии с целями, указанными в пункте 2 настоящего Порядка, а также, помимо сведений, предусмотренных Порядком создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации"*(3), сведения о состоянии здоровья гражданина, в отношении которого проводилась экспертиза временной нетрудоспособности, и обоснование принятого решения.

9. По результатам проведенной экспертизы временной нетрудоспособности в случае принятия решения о временной неспособности гражданина осуществлять трудовую деятельность ему выдается листок нетрудоспособности по форме, в порядке и сроки, установленные приказами Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. N 624н и от 26 апреля 2011 г. N 347н "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности"*(4).

*(1) Статья 59 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165).

Экспертиза временной нетрудоспособности

Экспертиза временной нетрудоспособности – это вид медицинской деятельности, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществления профессиональной деятельности, а также определение степени и сроков временной утраты трудоспособности.

Установление факта временной нетрудоспособности имеет важное юридическое и экономическое значение, т.к. оно гарантирует гражданину освобождение от работы и получение пособия за счѐт средств обязательного государственного социального страхования.

Экспертиза временной нетрудоспособности производится в том числе и частной систем здравоохранения. Различают следующие уровни проведения экспертизы временной нетрудоспособности:

первый – лечащий врач;

второй – врачебная комиссия ЛПУ;

Виды временной нетрудоспособности:

при заболеваниях и травмах;

при санаторно-курортном лечении и медицинской реабилитации;

по уходу за больным членом семьи, здоровым ребенком

Временная нетрудоспособность удостоверяется листком нетрудоспособности (больничным листом) и в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, справками установленной формы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ

Лечащий врач, осуществляющий экспертизу временной нетрудоспособности:

определяет признаки временной утраты нетрудоспособности на основе оценки состояния здоровья характера и условий труда и других социальных факторов;

фиксирует в первичных медицинских документах анамнестические и объективные данные, подтверждающие диагноз заболевания или другую причину, обуславливающую нетрудоспособность;

определяет сроки нетрудоспособности с учетом индивидуальных особенностей течения заболевания и ориентировочных сроков нетрудоспособности при различных заболеваниях;

выдает документ, удостоверяющий нетрудоспособность, в том числе и при посещении на дому, назначает дату очередного посещения врача, о чем делает соответствующую запись в первичной медицинской документации;

своевременно направляет пациента для консультации на клинико-экспертную комиссию для продления листка нетрудоспособности и решения других экспертных вопросов (частнопрактикующий врач направляет пациента в клинико-экспертную комиссию учреждения здравоохранения, обеспечивающего его медицинской помощью в соответствии с программой обязательного медицинского страхования;

при нарушении пациентом назначенного лечебно-охранительного режима, в том числе при алкогольном или наркотическом опьянении, делает соответствующую запись в листке нетрудоспособности и амбулаторной карте (истории болезни) с указанием даты и вида нарушения; при несогласии пациента с диагнозом опьянения направляет его на комиссию по экспертизе опьянения.

Листок нетрудоспособности можно оформить на первичном приеме специалиста, а так же получить информацию об оплате, продлении и закрытии листка нетрудоспособности.

1. Порядок осуществления контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности

2. Инструкция устанавливает общие организационные и методические принципы контроля за проведением экспертизы временной нетрудоспособности и обоснованностью выдачи листков нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях, независимо от их организационно - правовой формы и ведомственной подчиненности, а также у лиц, занимающихся частной медицинской практикой.

3. Функции контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляются:
при ведомственном контроле - должностными лицами территориальных органов управления и учреждений здравоохранения, обеспечивающими различные уровни экспертизы временной нетрудоспособности с учетом вынесенного решения экспертов предыдущего уровня, при вневедомственном (межведомственном) контроле - специалистами исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонда) совместно с территориальными органами управления здравоохранением и учреждениями здравоохранения с привлечением, при необходимости, представителей лицензионно-аккредитационных комиссий, страховых медицинских организаций, территориальных фондов обязательного медицинского страхования (в случае выполнения ими функций страховщика), профессиональных медицинских ассоциаций, учреждений высшего профессионального образования, научно-исследовательских институтов, других учреждений здравоохранения и независимых экспертов в пределах их компетенции.

4. Порядок осуществления ведомственного контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности:

4.1. Плановый контроль осуществляется клинико-экспертными комиссиями и (или) заместителями руководителей по клинико - экспертной работе лечебно - профилактических учреждений не реже одного раза в квартал, выборочно по работе отдельных врачей - специалистов либо по профилям оказания медицинской помощи. При этом осуществляется анализ не менее 30 - 50 медицинских карт амбулаторных или стационарных больных из числа случаев временной нетрудоспособности у проверяемого врача или подразделения.
При проведении плановых проверок применяется статистический метод "случайной" выборки и оцениваются:
- качество проведения и эффективность лечебно-диагностических мероприятий;
- своевременность привлечения к лечению необходимых специалистов, проведения консилиумов, применение возможных стационарозамещающих лечебных технологий, направления на госпитализацию;
- интенсивность лечебно-диагностического процесса;
- адекватность затраченных средств на лечение пациента достигнутому результату;
- обоснованность выдачи листка нетрудоспособности.
При необходимости к проведению плановых проверок могут привлекаться другие специалисты, отвечающие установленным требованиям.
По результатам проведенных проверок готовится информационный материал с указанием выявленных недостатков, рекомендациями по их устранению и доводится до сведения проверяемых и руководителей лечебно-профилактических учреждений.

4.2. Плановый контроль за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности осуществляется также клинико-экспертными комиссиями муниципальных органов управления здравоохранением или субъектов Российской Федерации не реже одного раза в три года. При осуществлении проверок оценивается состояние и постановка экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно - профилактических учреждениях и деятельность в этом направлении отдельных специалистов, заместителей руководителей по клинико-экспертной работе (или лиц, их заменяющих), клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений. Объем проводимых экспертиз определяется на региональном уровне.

4.2.1. Для оценки состояния работы членам комиссии должны быть представлены следующие документы:
- лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
- приказы руководителя проверяемого лечебно - профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
- при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, - решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
- наличие нормативной правовой документации по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и контроля качества медицинской помощи, вопросам медико-социальной экспертизы;
- сведения о повышении квалификации лиц, ответственных за работу по экспертизе временной нетрудоспособности, и лечащих врачей лечебно-профилактических учреждений;
- документация, имеющаяся в лечебно - профилактическом учреждении по данному разделу работы.

4.2.2. К данной работе могут также привлекаться специалисты - эксперты по профилям оказания медицинской помощи, отвечающие установленным требованиям.

4.2.3. Результаты проверки должны быть доведены до сведения проверяемых, территориальных органов управления здравоохранением и исполнительных органов Фонда.

4.3. Внеплановый контроль осуществляется:
- в связи с письменными запросами исполнительных органов Фонда, страхователей (работодателей), граждан по обоснованности выдачи, продления или оформления листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате;
- при возникновении конфликтных ситуаций по экспертизе временной нетрудоспособности и своевременности направления больных в учреждения медико-социальной экспертизы.

5. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности исполнительными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

5.1. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом - графиком, утвержденным совместным приказом (распоряжением) регионального отделения Фонда и территориального органа управления здравоохранением, не реже одного раза в пять лет в каждом лечебно-профилактическом учреждении, имеющем лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, независимо от его организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности.

5.1.1. Количество проверяемой медицинской документации для каждого проверяемого лечебно-профилактического учреждения устанавливается совместным решением территориального органа управления здравоохранением и регионального отделения Фонда. При этом оценивается:
- организация и состояние экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях, деятельность в этом направлении клинико-экспертных комиссий и лиц, занимающихся частной медицинской практикой;
- подтверждение случая временной нетрудоспособности записью, обосновывающей временное освобождение от работы;
- соответствие порядка организации экспертизы временной нетрудоспособности действующим нормативным правовым актам;
- соблюдение установленных правил выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности.

5.1.2. Для оценки работы проверяющим должны быть представлены следующие документы:
- лицензия на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
- приказы руководителя лечебно-профилактического учреждения, регламентирующие данный раздел работы;
- нормативные правовые документы по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности и вопросам медико-социальной экспертизы;
- при наличии работников со средним медицинским образованием, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, - решение местных органов управления здравоохранением, с указанием причин данного решения и сроков выдачи листков нетрудоспособности;
- книга регистрации листков нетрудоспособности (форма 036-У);
- книга записей заключений клинико - экспертной комиссии (форма 035-У);
- отчеты по форме 16-ВН;
- книги учета и использования бланков листков нетрудоспособности;
- документы по работе с испорченными и невостребованными бланками листков нетрудоспособности и акты по их уничтожению, акты комиссий по уничтожению корешков листков нетрудоспособности;
- медицинские карты амбулаторных и стационарных больных.

5.1.3. Экспертному контролю подлежат следующие случаи временной нетрудоспособности:
- превышающие длительность ориентировочных сроков на 30% и более, а также значительно короче этих сроков;
- несвоевременного представления больных на клинико-экспертную комиссию;
- закончившиеся выходом на инвалидность;
- с несвоевременным направлением больных в учреждения медико-социальной экспертизы.

5.1.4. При проведении проверок могут быть рассмотрены другие вопросы, касающиеся обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.

5.2. Внеплановый контроль осуществляется в связи с письменными или устными запросами граждан, страхователей (работодателей) по обоснованности выдачи, продления, оформления, учета и хранения листков нетрудоспособности, предъявленных к оплате, и в других случаях, требующих экспертного контроля.

5.3. По итогам проверок составляются справки в трех экземплярах с указанием выявленных недостатков (примеры), отклонений от установленного порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность, рекомендаций по их устранению, выводами и предложениями по улучшению работы и направляются комиссией проверяемым, в исполнительный орган Фонда, территориальные органы управления здравоохранением.

6. Порядок осуществления вневедомственного (межведомственного) контроля за состоянием экспертизы временной нетрудоспособности лицензионно-аккредитационными органами

6.1. Плановый контроль осуществляется в соответствии с планом-графиком работы в порядке контроля за соблюдением лицензионных условий в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения не реже одного раза в три года, в негосударственных учреждениях здравоохранения и у лиц, занимающихся частной медицинской практикой, не реже одного раза в год.

6.2. Внеплановый контроль осуществляется с привлечением необходимых экспертов:
- при проведении лицензирования и выдачи лицензии на право проведения экспертизы временной нетрудоспособности;
-в случаях поступления информации о проведении экспертизы временной нетрудоспособности лечебно-профилактическими учреждениями и лицами, занимающимися частной медицинской практикой, не имеющими лицензии на этот вид медицинской деятельности, с направлением соответствующих материалов в территориальные органы управления здравоохранением и территориальные исполнительные органы Фонда, а также в случаях поступления информации о нарушениях лицензионных условий.

8. Вопросы состояния экспертизы временной нетрудоспособности рассматриваются территориальными органами управления здравоохранением совместно с исполнительными органами Фонда не реже одного раза в год.

9. Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (п. 18 "Изменений и дополнений, которые вносятся в Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1471 "О некоторых мерах по упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 48, ст. 5555).

Читайте также: