Город против деревни: проблема выбора

Обновлено: 25.06.2024

Во многом функции деревни и города схожи, но у каждого типа поселения есть свои специфические функции. К числу важнейших функций деревни относят пространственно-коммуникационную. В наши дни интерес к этой функции обостряется. Ее необходимо знать с точки зрения выявления дальнейших возможностей освоения территории страны и оценки роли сельских поселений в решении продовольственной задачи. Создание надежной инфраструктуры (сети железных, автомобильных дорог, строительство аэродромов и взлетных полос и т.д.) при решении перевода сельского хозяйства на фермерский путь развития имеет первостепенное значение.

Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, "утоления" информационного голода жителей села. Имеется в виду не только потребление средств массовой информации - телевидения, радио, газет. Вопрос стоит гораздо шире. Дело в том, что резко увеличилась активность потребления и производства духовных ценностей на базе нового более высокого образовательного уровня населения и новых духовных потребностей.

В течение уже 100 лет деревня выполняет донорскую функцию. Из села черпается больше ресурсов, чем отдается взамен. Причина - в устойчивой миграции из деревни в город. Расходы на воспитание, учебу, профессиональную подготовку в большей степени несло село, а доход от реализации трудового потенциала людей, уехавших в город, доставался последнему.

Город всегда притягивал к себе население деревень, хуторов, небольших городов, сел, что обусловлено:

  • · развитием промышленности;
  • · более широким выбором сфер приложения труда;
  • · более высоким уровнем благоустройства;
  • · набором коммунальных и культурных услуг;
  • · нежеланием заниматься тяжелым сельскохозяйственным трудом и т.п.

Все это сформировало основное направление миграционных потоков населения: отток сельского населения в город. С середины 20-х и до середины 80-х годов городское население увеличилось на 80 млн. человек. В современных крупных городах России доля эмигрантов составляет 2/3 городского населения. Так была решена проблема обеспечения рабочей силой городов. Но решалась она за счет "вытягивания" ресурсов, лучшей рабочей силы из деревни.

В середине 80-х годов наметилась некоторая стабилизация: безвозвратная миграция сельского населения заметно сократилась (стала преобладать сезонная, маятниковая миграция и эпизодические виды перемещений).

С 90-х годов возрос миграционный поток город-деревня, город-село. Это связано с ухудшением жизни населения в городах, особенно неработающих пенсионеров, значительным удорожанием стоимости проездов на железнодорожном, автомобильном транспорте и другими причинами. Те, у кого оставались корни в селе, переехали поближе к земле-кормилице. Эта тенденция не коснулась Москвы.

В последние годы усилился приток мигрантов в село из районов крайнего Севера, от Мурманска до Анадыря, а также из стран ближнего зарубежья и горячих точек России.

Село все более и более стареет. Так, доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20%. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду.

Сельскохозяйственное производство стало убыточным, 92% всех акционерных обществ, коллективных и государственных хозяйств, а также фермерских - убыточно. Объем производства сельскохозяйственной продукции уменьшается. За период 1991-1995 он сократился почти вдвое. В 1998 г. сельское хозяйство понесло убытков больше, чем в 1997 г., на 10 млрд. рублей. Причин здесь несколько. Главная из них - политика правительства по отношению к этой важнейшей сфере народного хозяйства. Во всех странах мира, занимающих лидирующие позиции в сфере сельскохозяйственного производства, эта отрасль дотируется. Размеры дотаций составляют от 30 до 60% и более от общего объема производимой продукции. В России сегодня в сельское хозяйство отчисляется 2,2% от ежегодного ВВП. Кроме того, жители хуторов, деревень, сел несут большие -убытки от бездорожья, от отсутствия машин, механизмов по переработке произведенной сельскохозяйственной продукции, от отсутствия хранилищ, оборудованных современной техникой.

Деградация и разорение деревни в 1998 г. набрали еще большую силу, чем в предыдущем году. За последние 7 лет из оборота выведено 30 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 10 млн. га - в Центрально-Черноземной и Нечерноземной зонах России. Посевы зерновых, включая все сферы хозяйствования: колхозы, совхозы, акционерные общества, фермерские хозяйства, - уменьшились за эти 7 лет на 14 млн. га. Производство зерна на душу населения в 1998 г. составило 376 кг, а голод наступает при производстве на душу населения менее 350 кг. Положение в сельском хозяйстве настолько критическое, что Россия утратила продовольственную безопасность и может оказаться перед реальной угрозой голода.

Сейчас в деревне идут мучительные процессы, связанные с переменой форм собственности, приспособлением к налогам, кредитам, диспаритету цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Отсюда падение сельскохозяйственного производства, чем умело пользуются политики западных стран.

Шагом не к рыночным отношениям, а от них считают экономисты такую форму, как прямой продуктообмен между городом и деревней, практикуемый многими коллективами промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Деньги исключаются из процесса купли-продажи еще и по той простой причине, что их часто не платят ни рабочим промышленности, ни работникам села. Государство должно принять самое активное участие в создании равноправных экономических отношений между городом и деревней, их сбалансированном развитии, поддержании экономически обоснованной дифференциации в доходах населения города и села. То же относится и к формированию единой производственной, социальной и коммунальной инфраструктуры. Становление новых форм хозяйствования на селе невозможно без государственной поддержки. Важно не устранение деревни, а ее социальное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями и т.д.


Учёные из Высшей ш­колы экономики и Института географии посчитали: ежегодно из сельской местно­сти в города уезжают 200 тыс. человек. С 2002 г. в­ымерли 36 тыс. деревень.

«Сейчас миграционный поток из сёл в город преобладает. Но уже появился встречный: с каждым годом всё больше людей стремится уехать из города поближе к земле. И эта тенденция будет только нарастать», - считает преподаватель НИУ ВШЭ, исследователь изолированных сельских территорий фонда «Хамовники» Артемий​ Позаненко.

Государство не помогает, но и не мешает

Татьяна Богданова, «АиФ»: Артемий, во время научных экспедиций вы посетили много о­трезанных от мира деревень. Как там люди выживают и почему не уезжают?

Артемий​ Позаненко: В России пространство о­рганизовано центростремительно. Все основные дороги ведут к Москве, а в регионах они лучами сходятся к областному цент­ру. В результате горизонтальные связи плохо развиты, на стыках границ регионов есть такие слепые зоны, куда дороги почти не доходят. В совет­ское время многие удалённые д­еревни, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, были связаны с Большой землёй малой авиацией или водным транспортом. Но когда СССР рухнул, люди оказались предоставлены сами себе. Но вот что характерно: чем сильнее изоляция, тем устойчивее населённый пункт. Люди научились выживать там своими силами. Они сообща расчищают просеки под ЛЭП, делают ледовые переправы, ж­ивут охотой, собирательством, рыбалкой. Руки властей до таких уголков не всегда доходят, и местным это даже нравится. Государство им не помогает, но и не мешает.


Чем меньше степень изоляции деревни, тем больше бежит оттуда население. Особенно когда закрываются школы, дома культуры, ФАПы. Люди горюют по советскому времени и сетуют на то, что молодёжь уезжает. И при этом делают всё возможное, чтобы их дети тоже уехали и обустроились в городе.

«Анастасийцы», «грачи» и др.

- Но вы утверждаете, что в последние годы появился обратный миграционный поток.

- Да, люди, пожившие в городе, возвращаются обратно в деревни. И со временем этот миграционный поток может стать даже более масштабным, чем нынешний из сёл в города. В деревню поехали дачники (в одной из деревень их назвали «грачами» - прилетают на лето). Теперь в родные сельские дома возвращаются пенсионеры и даже те, кому осталось несколько лет до пенсии, это активные и работоспособные люди. Кто-то заводит хозяйство, кто-то включается в неформальную занятость.

- Почему люди едут из комфортного города в умирающую порой деревню?

- Наши опросы показывают, что люди устали от цивилизации, бешеного ритма, пробок, вечного цейтнота. Они вроде бы всего добились, имеют работу и зарплату, но счастливыми себя не чувствуют. Некоторые бегут из города, движимые философскими идеями. Одно из самых крупных подобных движений - «анастасийцы» (названы по имени главной героини серии книг «Звенящие кедры России»). В России их, по разным данным, от 14 до 50 тыс. человек. Больше всего на Кубани, где тепло и хорошие урожаи. Также «анастасийцев» можно найти в большинстве регионов европейской части России и Западной Сибири, особенно в пределах 200 км от городов, из которых они и переезжают. Москвичи, например, едут в соседние Калужскую, Смолен­скую, Владимирскую области. И там на заброшенных полях создают свои поселения, которые называют поселениями родовых поместий.

Поместье должно быть не меньше 1 га, с огородом, лесом, прудом и родовым деревом. Жить в поместье предполагается всей с­емьёй, причём постоянно, хотя бывают случаи, когда в поселения приезжают только на лето. «Анастасийцы» создают артели из нескольких семей, производят какую-нибудь экопродукцию. Но основным заработком для большинства из них остаётся сдача в аренду городской квартиры. Детей возят в обычную школу или обучают на дому, благо у большинства есть высшее образование.


- Отказываются ли они от благ цивилизации?

- Телевизорами обычно не пользуются, а от интернета не отказываются. Некоторые стараются не использовать современные стройматериалы - ставят глиняные дома или соломенные мазанки - и пытаются делать свои дома автономными: топят их печами-буржуйками. К газу подключаются реже. В­одопровод тоже редкость - воду получают из автономных скважин. Но главная проблема - ЛЭП. Некоторые «анастасийцы» считают, что подключение к сети - это подключение к «системе», что недопустимо. ЛЭП можно провести только коллективно, и на общих голосованиях жители очень часто ссорятся из-за этого. Противники подключения используют автономные генераторы или солнечные батареи.

Но ещё больше бежит от цивилизации другое движение - беспаспортисты. Так называют людей, которые по религиозным причинам отказываются от паспортов, ИНН, СНИЛС и других документов и очень враждебно относятся к технологиям: не признают банковские карты, интернет, смартфоны. Если пользуются телефоном, то кнопочным, е­сли телевизором - то ламповым. Многие из них сознательно не подключают электриче­ство, а если есть - отключают. Беспаспортисты могут придерживаться разных мировоззрений, но наиболее заметные из них - православные. Часто они селятся в православных «местах силы», особенно близ толерантно относящихся к ним крупных монастырей. В некоторых подобных местах живёт до 300-400 беспаспортистов.

- Как же они живут без паспортов? Без документа ни на работу не устроиться, ни пенсию получить.

- Вместо паспортов они получают так называемые справки о тождественности. Но устроиться на официальную работу по ним нельзя. Поэтому живут своим хозяйством или подрабатывают на стройках, при монастырях, занимаются извозом. Люди постарше, особенно одинокие старики, живут на подаяния. При этом от пенсий многие отказываются. Многие беспаспортисты, хотя и далеко не все, живут очень бедно.

Отшельники XXI века

- Их дети в школу ходят?

- Как правило, беспаспортисты многодетные. Одних обучают на дому, других (видимо, не совсем официально) принимают в школы. Но вот сдавать ЕГЭ родители запрещают. Поэтому в школе дети учатся, но остаются без аттестата. Впрочем, есть немало случаев, когда дети втайне от родителей получают паспорта, сдают ЕГЭ и даже сбегают из дома.

- Если они не смотрят телевизор, не читают газеты и интернет, знают ли они, что происходит в стране?

- Интернет не любят, но основные сведения о внешнем мире черпают именно оттуда. Как правило, это делает один человек - духовник, который печатает брошюры с новостями и затем распространяет их среди остальных.

Уезжать из тайги Агафья отказывается: вдали от родного места ей становится плохо.

- А сколько в России таких отшельников, как знаменитая Агафья Лыкова?

- Отшельников много, но никто их не считал. Кстати, во время одной из экспедиций мы наткнулись ещё на одно поселение, недалеко от заимки Лыковых. Там в глухой тайге абсолютно изолированно живут 3 семьи. Добраться до них можно только на «Урале», да и то не всегда, надо идти вброд по горной реке. И таких людей, спрятавшихся от цивилизации, довольно много на просторах России. Не всем для счастья н­ужны новый айфон, автомобиль или квартира на 25-м э­таже «­человейника».

Город против деревни: проблема выбора


Каждый день сотни людей устремляются из провинции в большие города в поисках счастливой жизни, хорошего образования и высоких зарплат. В то же время многие из тех, кто родился в мегаполисе, пытаются сбежать из родного города в пригород. Где же лучше?

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Мегаполис привлекает широкими возможностями. Для талантливого, умного и упорного человека - это лучшая почва для развития и самореализации. Кроме того жизнь в мегаполисе кажется на первый взгляд интересной, яркой, наполненной событиями. Да, с одной стороны, развлечений, ресторанов и культурных мероприятий в больших городах несоразмерно больше, чем в пригороде. Но с другой стороны, очень часто у жителя мегаполиса не хватает сил и времени, чтобы посещать интересные ему места. Ритм жизни в больших городах куда более стремительный, чем в провинциальных. Поэтому жители мегаполисов больше подвержены стрессу, раздражительности, их могут преследовать головные боли, бессонница, подавленное состояние. Именно это стало причиной популярного в последнее время движения дауншифтинга. Дауншифтингом называют такой процесс, когда люди покидают большие города и отказываются от всех благ мегаполиса ради тихой и спокойной жизни за городом.

Жизнь за городом дает возможность содержать собственное хозяйство, получая натуральные и полезные продукты, свободу передвижения и чистый воздух. Все это, безусловно, привлекает в сельской жизни. Правда, стоит помнить, что инфраструктура в дачных поселках и деревнях развита гораздо хуже, чем в больших городах. Здесь могут быть перебои с электричеством и водой, сюда сложнее добраться врачам и коммунальным службам, да и ближайший магазин может оказаться совсем не в шаговой доступности. Кроме того если ты решишься на жизнь за городом, то работать тебе придется либо удаленно, либо все в том же мегаполисе. Во втором случае придется каждый день преодолевать огромные пробки.

Большинство людей пытаются нивелировать плюсы и минусы обоих вариантов. Они живут в мегаполисах, но имеют дачу в пригороде. Мегаполис хорошо подходит для работы, учебы, активной культурной и социальной жизни, а в пригороде можно отдохнуть, забывая на некоторое время о насущных проблемах и суете. Что бы ты ни выбрала для себя, помни, что настоящий дом там, где твои родные и близкие.

Читайте также: