Химические вещества для противодействия массовым беспорядкам

Обновлено: 09.06.2024

Существует много типов боевых химических веществ Общие сведения о боевых химических веществах Химическое оружие разрабатывается государствами на случай войны и включает в себя: отравляющие вещества (предназначенные для нанесения серьезного вреда здоровью или причинения смерти); отравляющие. Прочитайте дополнительные сведения , которые поражают различные части тела. Отравляющие вещества для противодействия массовым беспорядкам — это химические составы, которые разрабатывались в первую очередь для борьбы с массовыми беспорядками, однако имеют и боевое применение. Термин «слезоточивый газ», который часто используют для их обозначения, на самом деле является некорректным. Отравляющие вещества для противодействия массовым беспорядкам — не газы, а растворимые твердые частицы, распыляемые в виде жидкости или аэрозоля (взвесь мелких частиц взрывной или дымовой природы). Отравляющие вещества для противодействия массовым беспорядкам предназначены для вывода людей из строя без причинения серьезного вреда здоровью или смерти (хотя смертельный исход возможен). К боевым вариантам этих веществ относятся хлорацетофенол (CN, маркетинговое название Mace® [«Булава»]), хлорбензальмалондинитрил (CS), дибензоксазепин (CR) и дифениламиноарсин (адамсит или DM, так называемое отравляющее вещество рвотного действия). Недавно разработанный перцовый аэрозоль (OC) используется преимущественно правоохранительными органами, а также в качестве средства самообороны. Учтите, что боевые химические вещества обычно имеют одно- или трехбуквенный военный код, который легче использовать, чем химическое название.

Симптомы

Большинство отравляющих веществ для противодействия массовым беспорядкам вызывают немедленное болезненное раздражение глаз, кожи и слизистых оболочек. При вдыхании развивается кашель, насморк, свистящие хрипы, иногда — одышка.

Как правило, симптомы прекращаются через полчаса, хотя остатки веществ на коже могут привести к образованию волдырей. В некоторых случаях возможно развитие стойкого осложнения на легкие — реактивного синдрома дисфункции дыхательных путей Реактивный синдром дисфункции дыхательных путей Бронхиальная астма — заболевание, при котором в ответ на определенные раздражители развивается сужение дыхательных путей, как правило, обратимое. Наиболее распространенными симптомами являются. Прочитайте дополнительные сведения

Диагностика

Иногда рентгенография органов грудной клетки

Диагноз основывается на симптомах и анамнезе воздействия. При одышке может потребоваться рентген грудной клетки, другие анализы не нужны.

Лечение

Обеззараживание пораженных областей

При первых признаках воздействия или возможного воздействия следует надевать защитные маски (при их наличии). По возможности, пострадавших выводят из района заражения.

Ликвидаторы удаляют отравляющие вещества с помощью сухой или влажной очистки пораженного участка. Несмотря на эффективность, вода может временно усугубить боль, вызванную воздействием некоторых отравляющих веществ для противодействия массовым беспорядкам (например, перцовых аэрозолей). Участки, пораженные перцовым аэрозолем, лучше очищать маслом или мыльным раствором. Глаза промывают большим количеством стерильной пресной или соленой воды.

Последствия применения отравляющих веществ для противодействия массовым беспорядкам в большинстве своем кратковременны, и основной массе пострадавшим не требуется госпитализация. Даже при наиболее тяжелых симптомах госпитализация ограничивается несколькими часами наблюдения.

Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не отражают официальной политики Министерства сухопутных войск, Министерства обороны или правительства США.

Дополнительная информация

Могут быть полезны перечисленные ниже ресурсы на английском языке. Обратите внимание, что составители Справочника не несут ответственности за содержание этого ресурса.

Неотложная медицинская помощь при опасности химического воздействия: Полезный ресурс, доступный онлайн и для загрузки, касающийся случаев применения химических веществ

ПРИМЕЧАНИЕ: Это — пользовательская версия ВРАЧИ: Нажмите здесь, чтобы перейти к профессиональной версии

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Химические средства подавления массовых беспорядков

Средства противодействия массовым беспорядкам являются химическими веществами, первоначально разработанными для подавления массовых беспорядков, но которые также были использованы в военных конфликтах (см. также Обзор боевых химических веществ Обзор боевых химических веществ [Overview of Chemical-Warfare Agents] Агентами химического оружия (ХО) являются компоненты химического оружия массового поражения (ОМП), разработанные органами государственного управления для использования в военное время, которые. Прочитайте дополнительные сведения ). Средства противодействия массовым беспорядкам также называются отравляющими веществами беспокоящего действия, слезоточивыми средствами или лакриматорами; их часто ошибочно называют слезоточивый газ, но на самом деле они не существуют в газообразном или парообразном состоянии. Напротив, они являются твердыми веществами, которые могут быть диспергированы в жидкости (путем растворения твердого вещества с образованием раствора, а затем распыления данного раствора), или в виде аэрозолей (мелкие частицы, высвобождаемые при взрыве или задымлении). Как антихолинергические средства, они предназначены для потери боеспособности, а не для причинения серьезных поражений или смерти, хотя могут привести к смерти по причине отека легких (острый отек легких).

Военные варианты этих агентов включают хлорацетофенон (CN, также маркируемый как Mace®), хлоробензилиденмалононитрил (CS), дибензоксазепин (CR), и дифениаминарсин (адамсит или DM, так называемый рвотный агент). Перцовый аэрозоль (OC, перцовый спрей) является недавно разработанным средством борьбы с беспорядками, которое преимущественно используется правоохранительными органами и для индивидуальной защиты. Хлорпикрин (PS) представляет собой соединение, используемое во время Второй мировой войны, которое иногда рассматривается как средство борьбы с массовыми беспорядками, хотя более правильно классифицировать его как легочной яд Боевые отравляющие вещества удушающего действия В число легочных ядов входят традиционные "вещества удушающего действия", такие как хлор, фосген, дифосген и хлорпикрин, а также некоторые везиканты, такие как иприт, люизит и оксим фосгена. Прочитайте дополнительные сведения .

Патофизиология

CN и СS приводят к алкилированию ферментов, таких как лактатдегидрогеназа; этот механизм может обуславливать временное повреждение ткани, которое разрешается после быстрого замещения инактивированных энзимов. Высвобождение цитокинов, таких как брадикинин, усиливает болевые ощущения, вызванные этими соединениями, так же, как и образование соляной кислоты при действии высоких доз агента. Скорее всего, для CR, существует подобный механизм действия. DM, очевидно, оказывает эффект частично посредством окисления функциональной группы мышьяка As (III) до As (V) и последующего высвобождения хлора. OC вызывает болевые ощущения путем связывания с транзиторным рецепторным потенциалом ванилоидных (TRPV1) рецепторов в нейронах, которые затем стимулируются высвобождением нейрокинина A, кальцитонин -ген-связанного-пептида и субстанцией Р. Эти соединения вызывают нейрогенное воспаление, связанное и возникновением болевых ощущений, капиллярной утечкой, отеком, вырабатыванием слизи и возникновением бронхоспазма.

Клинические проявления

Несмотря на то, что существуют небольшие различия между этими химическими веществами, большинство средств для борьбы с беспорядками вызывают немедленное раздражение и боль с вовлечением глаз, слизистых оболочек и кожных покровов, для которых на краткий срок также могут развиться эритематозные проявления. Респираторные эффекты, обусловленные вдыханием, обычно являются четко слышимыми (например, кашель, чихание и хрипы) при поражении агентами 1 типа, хотя могут также наблюдаться при поражении высокими дозами агентов 2 типа (дыхательная недостаточность с отсроченным началом по причине начинающегося острого поражения легких). Смертельные случаи обычно происходят по причине отека легких в результате воздействия высоких доз, полученного в закрытом помещении. Значительно устаревший агент DM может привести либо к немедленному, либо к замедленному началу раздражения, сопровождаемого рвотой.

Последствия поражения всеми агентами для борьбы с беспорядками обычно проходят в течение получаса, хотя агент, оставленный на коже, может привести к возникновению волдырей. Реактивный синдром дисфункции дыхательных путей (РСДДП) может развиваться вскоре после поражения и сохраняться в течении неопределенного срока, хотя невозможно прогнозировать, у каких пациентов будет развиваться такое осложнение.

Постановка диагноза осуществляется на основании анамнеза, проявлений (лакримация, блефароспазм, эритема, респираторные признаки 1 типа), и симптоматики (кратковременное раздражение, сопровождаемое болью, при воздействии высоких доз - дыхательная недостаточность или стеснение в груди с отсроченным началом). Рентгенографическое исследование органов грудной клетки, как правило, демонстрирует четкую картину поражения; его проведение не требуется в случаях, когда у пациентов не развивается одышка, предполагающая отек легких. Лабораторные исследования не способствуют диагностике поражения.

Сортировка

Пострадавших субъектов, как правило, следует срочно эвакуировать с места воздействия агента, и впоследствии обычно сортировать как нуждающихся в минимальной медицинской помощи, или не нуждающихся в неотложной помощи, поскольку эффекты агентов имеют свойство саморазрешаться, за исключением случаев высокодозового поражения. Признаки начинающегося отека легких должны привести к срочной эвакуации пациента в отделение легочной реанимации.

Прекращение воздействия вещества

Если боль в глазах не проходят спонтанно, следует провести процедуру обеззараживания области глаз

Применяют холодные компрессы и, при наличии болевых ощущений, анальгетики

При первых признаках поражения или потенциального воздействия применяются маски, при условии их наличия. Осуществление эвакуации людей из зоны поражения, когда это возможно.

Большинство эффектов в результате воздействия агентов противодействия массовым беспорядкам являются временными и не требуют вмешательства, за исключением дезактивации, и большинство пациентов не нуждаются в наблюдении дольше 4 часов. Тем не менее, пациентов следует проинструктировать, чтобы они вернулись в клинику в случае, если у них развиваются определенные эффекты, такие как образование волдырей или дыхательная недостаточность с отсроченным началом.

Мнения, выраженные в данной статье, принадлежат автору и не отражают официальную политику Департамента армии, Министерства обороны или правительства США.

Терроризм с применением химического, биологического, радиологического и ядерного оружия

Человек в защитном костюме

Перспектива получения негосударственными субъектами, в том числе террористическими группами и их сторонниками, доступа к оружию и материалам массового уничтожения и их использования представляет собой серьезную угрозу международному миру и безопасности.

Международный мир и безопасность

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций неоднократно специально рассматривал вопрос об угрозе применения оружия массового уничтожения и химического, биологического, радиологического и ядерного терроризма. В резолюции 1373 (2001) Совет признал наличие связи между международным терроризмом и, в частности, незаконными перевозками таких материалов. Совет изложил свою принципиальную позицию по этому вопросу в резолюции 1540 (2004), подтвердив, что распространение химического, биологического, радиологического и ядерного оружия, а также средств его доставки представляет угрозу для международного мира и безопасности.

Впоследствии Совет Безопасности в резолюции 2325 (2016) вновь подчеркнул необходимость укрепления национальных режимов нераспространения в осуществлении резолюции 1540 (2004).

В этой связи Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций призывает государства-члены, международные организации и систему Организацию Объединенных Наций:

  • Вести борьбу с контрабандной перевозкой химических, биологических, радиологических и ядерных материалов.
  • Обеспечить, чтобы достижения в области биотехнологий не использовались в террористических целях.
  • Совершенствовать пограничный и таможенный контроль в целях предотвращения и выявления незаконного оборота химического, биологического, радиологического и ядерного оружия и материалов.
  • Улучшать координацию при планировании мер реагирования на террористическое нападение с использованием химического, биологического, радиологического и ядерного оружия или материалов.

Во время проведения шестого обзора Глобальной контртеррористической стратегии Организации Объединенных Наций Генеральная Ассамблея призвала все государства-члены предотвращать «приобретение террористами оружия массового уничтожения и средств его доставки. и [рекомендовала] государствам-членам сотрудничать между собой и с соответствующими региональными и международными организациями в целях укрепления национального потенциала в этой сфере».

Программа по ОМУ/ХБРЯ

В ответ на эту глобальную угрозу КТУ ООН разработало Программу по оружию массового уничтожения/химическому, биологическому, радиологическому и ядерному оружию (ОМУ/ХБРЯ), которая направлена на углубление понимания государствами-членами и международными организациями уровня угрозы, который они представляют в связи с терроризмом. Наша Программа по просьбе государств-участников оказывает поддержку их усилиям по предупреждению, обеспечению готовности и реагированию.

В рамках нашей программной деятельности КТУ ООН также стремится укреплять партнерские отношений и оказывать поддержку в наращивании потенциала запрашивающим ее государствам-членам. Партнерства активнее всего используются, в частности, в таких областях, как пограничный и экспортный контроль, контроль за торговлей стратегическими товарами, незаконный оборот, защита ХБРЯ материалов и важнейших объектов инфраструктуры, реагирование на инциденты и урегулирование кризисов и судебно-медицинская экспертиза.

В Свердловской области оглашён обвинительный приговор соучастникам массовых беспорядков с перестрелкой, произошедших у дома по улице Депутатская в городе Екатеринбурге (ФОТО, ВИДЕО)


Собранные первым отделом по расследованию особо важных дел СК России по Свердловской области доказательства признаны судом достаточными для вынесения приговора 19 жителям городов Екатеринбург и Нижний Тагил, 1975-1999 годов рождения. В зависимости от роли каждого, они признаны виновными в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, ч.2 ст.212 УК РФ (покушение на участие в массовых беспорядках) и ч.ч.1,2 ст.212 УК РФ (организация и участие в массовых беспорядках).

Следствием и судом установлено, что 3 сентября 2016 года около 17 часов у одного из домов по улице Депутатская в Екатеринбурге произошла перестрелка между несколькими гражданами. В общей сложности, в инциденте участвовали 25 человек с одной стороны и 4 человека – с другой. При этом один из участников конфликта применил огнестрельное оружие (нарезной карабин «Вепрь»), а двое других - два травматических пистолета (калибра .45-rubber и 9 мм).

Согласно материалам уголовного дела, инцидент произошёл из-за случившегося накануне конфликта между двумя участниками – мужчинами, 1991 и 1977 годов рождения, из-за нанесённого оскорбления, на дне рождения у их общего знакомого. Так, по данным следствия, вечером 2 сентября 2016 года между ними на почве личной неприязни произошёл словесный конфликт, в ходе которого мужчина, 1977 года рождения, оскорбил молодого человека, 1991 года рождения, в неприличной форме. Указанные действия данный молодой человек воспринял как личное оскорбление и посчитал, что таким образом умаляется его авторитет среди присутствующих. В связи с этим, молодой человек, 1991 года рождения, решил организовать массовые беспорядки, в качестве повода для совершения которых послужил вышеуказанный конфликт.

Днём 3 сентября 2016 года к дому по улице Депутатская в Екатеринбурге прибыла целая группа людей, общей численностью 25 человек, которые, будучи вооружены ножами, битами, металлическими прутами, а также травматическим и пневматическим оружием, совместно приехали на 8 автомашинах. Указанные сообщники приняли участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся применением насилия к гражданам. В результате совместных и согласованных действий участников массовых беспорядков одному из пострадавших – мужчине, 1974 года рождения, причинено огнестрельное ранение, второму пострадавшему - множественные кровоподтёки, ссадины в области головы, туловища и рук, третьему мужчине, 1977 года рождения - кровоподтёки в области лица и левой голени. Четвёртый потерпевший сумел убежать с места перестрелки.

В ответ на противоправное посягательство двое из потерпевших, действуя в состоянии необходимой обороны, применили в отношении участников массовых беспорядков огнестрельное оружие и травматический пистолет, в результате чего 13 участников массовых беспорядков получили огнестрельные ранения, причём двое из них впоследствии от полученных ранений скончались в этот же день, 3 сентября 2016 года, в медицинских учреждениях Екатеринбурга, а двум другим соучастникам массовых беспорядков причинён тяжкий вред здоровью. После перестрелки все её участники, за исключением раненых, скрылись с места происшествия, часть из них впоследствии обратились в различные больницы Екатеринбурга, где им была оказана необходимая медицинская помощь.

Ещё на первоначальном этапе расследования органами областного СКР в связи с вышеуказанным инцидентом у дома по улице Депутатская возбуждалось и расследовалось также отдельное уголовное дело - по ст.105 УК РФ (убийство), которое впоследствии было переквалифицировано на ст.108 УК РФ (убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны), а также по ст.222 УК РФ (незаконный оборот оружия). Однако по результатам выполнения целого комплекса следственных действий установлено, что, во-первых, в действиях четырёх граждан (один из которых находился в своём доме с семьёй, включая малолетних детей, а трое других были у него в гостях) усмотрены признаки необходимой обороны, а также, во-вторых, что принадлежавшее хозяину дома оружие (порядка 5 ружей) приобретено и хранилось у него на законных основаниях. В связи с чем, уголовные дела об убийстве, покушении на убийство иных соучастников массовых беспорядков и о незаконном обороте оружия были прекращены. Вместе с тем, материалы проверки относительно законности хранения боеприпасов, найденных в ходе осмотра в жилище мужчины, 1977 года рождения, направлены по подследственности в органы полиции.

Трое лиц, которые подозревались в участии в массовых беспорядках, скончались (двое – в результате причинённых им огнестрельных ранений непосредственно в ходе конфликта у дома по улице Депутатская 3 сентября 2016 года, а третий фигурант – мужчина, 1988 года рождения, скончался в марте 2017 года в следственном изоляторе, от ранее имевшегося у него длительно развивавшегося тяжёлого заболевания). В связи с чем, в отношении троих указанных лиц уголовное преследование прекращено в связи с их смертью.

В отношении одного из обвиняемых – молодого человека, 1992 года рождения, в отдельное производство было выделено уголовное дело в связи с заключением с ним досудебного соглашения о сотрудничестве (поскольку мужчина полностью признал свою вину, подробно пояснив о своих преступных действиях и действиях своих сообщников, содействуя следствию). Приговором суда подсудимому жителю города Екатеринбурга, 1992 года рождения, который обвинялся по ч.1.1 и ч.2 ст.212 УК РФ (склонение к участию и участие в массовых беспорядках), назначено наказание в виде 5 лет 4 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Второе выделенное дело приостановлено в связи с невозможностью участия обвиняемого в уголовном деле, и третье - приостановлено в связи с временным тяжёлым заболеванием подозреваемого, препятствующим его участию в следственных и иных процессуальных действиях.

Таким образом, всего к уголовной ответственности привлечено 22 лица, которые были допрошены в качестве подозреваемых или обвиняемых (19 фигурантов – по основному уголовному делу).

Для того, чтобы установить все без исключения обстоятельства указанного инцидента, следователями регионального Следственного комитета и следователями-криминалистами отдела криминалистики областного СКР, совместно с представителями УМВД РФ по городу Екатеринбургу, а также региональных управлений ГУ МВД и ФСБ, проведён целый комплекс следственных действий и оперативных мероприятий. Так, допрошено свыше 150 свидетелей, 2 специалиста и 4 эксперта, признаны в качестве потерпевших и неоднократно допрошены 4 человека, с участием свыше 30 участников уголовного судопроизводства проведены проверки показаний на месте с применением видеофиксации. Также в ходе расследования проведено более 40 очных ставок между участниками уголовного судопроизводства, проведены несколько осмотров места происшествия, опознания, 20 обысков и выемок, свыше 50 осмотров изъятых в ходе следствия предметов и документов. В установленном законом порядке получены и осмотрены сведения о состоявшихся телефонных соединениях свыше 40 абонентских номеров и устройств участников уголовного судопроизводства. Кроме того, было назначено и проведено свыше 200 экспертиз, в том числе, медицинские, биологические, молекулярно-генетические, криминалистические, дактилоскопические, баллистические, трасологические, химические, компьютерно-технические, ситуационные, медико-криминалистические и психиатрические судебные экспертизы. Общий объём материалов уголовного дела составил более 100 томов. Указанные следственные действия позволили, в том числе, объективно восстановить картину произошедшего и изобличить лиц, давших ложные показания. По итогам расследования дали признательные показания 3 обвиняемых, которые не только рассказали каждый о своей преступной роли, но и о действиях своих соучастников массовых беспорядков. По итогам расследования установлены все лица, причастные к массовым беспорядкам. По результатам проведения судебных психиатрических экспертиз установлено, что все лица, привлекаемые к уголовной ответственности по данному уголовному делу, вменяемы.

В результате скрупулёзно проведённого осмотра места происшествия, осуществлённого по нескольким секторам, следственной группе совместно с криминалистами областного СКР и полиции удалось обнаружить все следы выстрелов, произведённых на месте происшествия и определить направления движения выпущенных в ходе конфликта пуль. По результатам проведения судебной ситуационной экспертизы также было установлено, что фактически стрельба велась с обеих сторон, а не только со стороны оборонявшихся.

Расследование уголовного дела представляло собой особую правовую и фактическую сложность, что обусловлено количеством участников уголовного судопроизводства, в том числе участием в уголовном деле 4 потерпевших, 19 обвиняемых, 7 из которых не имеют начального образования, навыков чтения и письменной речи, совершением преступления лицами, не документированными паспортами граждан РФ или какой-либо иной страны, состоянием здоровья обвиняемых, которые получили огнестрельные ранения в ходе массовых беспорядков и длительное время не могли принимать участие в расследовании, оказанием следствию противодействия, в том числе путем сокрытия орудий и следов преступления, необходимостью выполнения большого объёма следственных и процессуальных действий. Также определённая сложность была обусловлена фактом участия в преступлении пяти несовершеннолетних. Это предопределило необходимость выполнения следователями ряда дополнительных следственных и иных процессуальных действий в целях соблюдения прав указанных несовершеннолетних обвиняемых (право на участие законного представителя и педагога, проведение дополнительных экспертиз, истребование значительного количества характеризующих документов и т.д.).

Необходимо также отметить, что следствием СКР по итогам расследования выяснялись причины и условия, которые способствовали совершению указанных преступлений. В связи с чем, в компетентные органы власти внесён ряд представлений в целях исключения такого рода обстоятельств впредь.

Несмотря на то, что большинство обвиняемых свою вину в совершении вышеуказанных преступлений так и не признали, следствием областного СКР совместно с оперативниками полиции и ФСБ собрана достаточная доказательственная база. В связи с чем, уголовное дело с утверждённым обвинительным заключением было направлено в Свердловский областной суд для рассмотрения по существу.

Приговором суда десятерым подсудимым назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 3 лет 9 месяцев до 10 лет с отбыванием в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов. Также четверо подсудимых приговорены к 3 годам лишения свободы условно, ещё пятеро – к 1,5 годам лишения свободы условно.

Войска радиационной, химической и биологической защиты

Войска радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ) – специальные войска, предназначенные для проведения комплекса наиболее сложных мероприятий, направленных на снижение потерь объединений и соединений Сухопутных войск и обеспечение выполнения поставленных им боевых задач при действиях в условиях радиоактивного, химического и биологического заражения, а также на повышение их живучести и защиты от высокоточного и других видов оружия.

Основу войск РХБЗ составляют многофункциональные отдельные бригады РХБЗ, имеющие в своем составе подразделения, способные выполнить весь комплекс мероприятий РХБ защиты.

К основным задачам войск РХБЗ относятся:

  • выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки, масштабов и последствий разрушений радиационно, химически и биологически опасных объектов;
  • обеспечение защиты соединений и частей от поражающих факторов оружия массового поражения и радиационного, химического, биологического заражения;
  • снижение заметности войск и объектов;
  • ликвидация последствий аварий (разрушений) на радиационно, химически и биологически опасных объектах;
  • нанесение потерь противнику применением огнеметно-зажигательных средств.


РХБ защита организуется и проводится в полном объеме как при ведении боевых действий с применением, так и без применения ядерного, химического и биологического оружия и включает:

  • засечку ядерных взрывов;
  • радиационную, химическую, биологическую разведку и контроль;
  • сбор, обработку данных и информации о радиационной, химической, биологической обстановке;
  • оповещение войск об РХБ заражении;
  • проведение специальной обработки (дезактивации, дегазации и дезинфекции) вооружения, военной и специальной техники, сооружений и других объектов, а также санитарной обработки личного состава;
  • аэрозольное противодействие средствам разведки и наведения противника.


Войска РХБЗ развиваются как войска двойного назначения, способные решать задачи как в военное, так и в мирное время при ликвидации последствий аварий и катастроф на радиационно, химически и биологически опасных промышленных предприятиях. Дальнейшее наращивание их возможностей осуществляется путем создания современной системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения, интегрированной с автоматизированными системами управления войсками и оружием и устойчиво функционирующей в условиях применения ОМП и сильного радиоэлектронного противодействия. Наряду с этим предусмотрено оснащение соединений, частей и подразделений РХБЗ новыми, высокоэффективными средствами РХБ разведки, индивидуальной и коллективной защиты, техническими средствами снижения заметности и маскировки, огнеметно-зажигательным вооружением, а также внедрение более совершенных веществ, рецептур, способов и технических средств специальной обработки.

Читайте также: