Исследование слуховой адаптации. Оценка слуховой адаптации у пациента

Обновлено: 08.06.2024

Выраженные нарушения слуха являются причиной затруднения адаптации пациента с тугоухостью в обществе. Это происходит, прежде всего, вследствие ограничения общения с окружающими, а также дезориентации в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Принято считать, что около 10-15% населения страдает врожденными либо приобретенными нарушениями слуха, требующими коррекции средствами реабилитации слуха (слуховые аппараты, системы КИ).

Выявлению тугоухости у детей раннего возраста в настоящее время уделяют большое внимание и считают одной из наиболее актуальных задач современной оториноларингологии. У пациентов данной возрастной группы диагностика нарушений слуха особенно важна с точки зрения социальной адаптации. Сенсоневральная (старое название «нейросенсорная») тугоухость с высокими порогами слуха наиболее грозный вид тугоухости в отношении интеграции ребёнка в речевую среду. В норме становление речи начинается уже в первый год жизни ребенка, что является основополагающим моментом в развитии психики и интеллекта. В связи с этим, объективные (т.е. не зависящие от участия пациента в процедуре тестирования) методы оценки слуха являются основным, а зачастую единственным, критерием для определения дальнейших лечебных и реабилитационных мероприятий.

Диагностика слуха у новорожденных. Аудиологический неонатальный скрининг. Что это такое?

Отличительной особенностью данной скрининговой системы являются ранние сроки выявления детей с нарушениями слуха, и, соответственно, ранние сроки начала проведения лечебных и реабилитационных мероприятий среди слабослышащих и глухих детей.

Как правило, скрининговые обследования ориентированы на раннее выявление, в случае, если доказано, что выявление данного состояния или заболевания на ранних стадиях будет способствовать более эффективному лечению. Применительно к раннему выявлению нарушений слуха у новорожденных и детей первого года жизни это означает, что своевременная реабилитация слуха у таких детей будет способствовать сокращению доли лиц со стойким ограничением слуховой функции, когда за счет ее компенсации достигается практически полная социальная реабилитация таких детей, исключающая необходимость их содержания и обучения в специализированных учреждениях и предоставляющая им возможность стать полноценными членами общества.



Рис. 1. Структура двухэтапной программы аудиологического неонатального скрининга.

Расширенная диагностика слуха. Как выявляют нарушения слуха у малышей?

Из перечисленных выше исследований наибольшее распространение получил метод регистрации КСВП для объективной оценки уровня слуха. Классическая методика предполагает использование акустических щелчков в качестве предъявляемого стимула.

Получить данные о т.н. частотно-специфических порогах звуковосприятия позволяет тест регистрации слухового ответа на постоянный модулированный тон - Auditory Steady - State Response (ASSR).

Вызванный слуховой ответ (ASSR) - это ответ мозга на постоянные акустические стимулы, которые оптимизированы для частотной специфичности и более сопоставимы с чистыми тонами, чем акустический щелчок или тональная посылка.



Рис. 2. Автоматическая интерпретация данных ASSR — теста - построение ориентировочной аудиограммы.
На основе современной технологии регистрации и компьютерной обработки вызванного слухового ответа мозга на постоянные акустические стимулы (ASSR) предоставляется возможность производить объективную оценку состояния звуковоспринимающего аппарата по всем частотам речевого диапазона, в том числе у больных сенсоневральной тугоухостью с порогами слуха, превышающими 90 - 100 дБ. На основании полученных данных расширяются возможности подбора и первичной настройки слуховых аппаратов, в том числе и у детей раннего возраста. Кроме того, появляется дополнительная информация для выбора уха при кохлеарной имплантации за счет данных о сохранности отдельных частотных зон улитки.

Как готовить ребенка к исследованию слуха?

Как исследовать слух, если ребенок не спит?

Если усыпить ребенка не представляется возможным, проводят исследование слуха в состоянии медикаментозного сна. Такая методика востребована у детей с тяжелыми неврологическими нарушениями и другими состояниями сопровождаемыми нарушениями сна.

Для диагностики слуха под наркозом необходимо пройти предварительное обследование в нашем Центре и затем, в тот же день провести исследование слуха.

Внимание! Решение вопроса о проведении исследования слуха в состоянии медикаментозного сна принимается только врачом СУРДОЛОГОМ после осмотра ребенка и консультации!

Исследование слуха у детей старше 6 лет

Традиционный тест исследования слуха, тональную аудиометрию проводят детям от 6 лет. Данный метод исследования является субъективным, т.е. результат зависит от заинтересованности ребенка проходить тестирование.

Исследование слуховой адаптации. Оценка слуховой адаптации у пациента

При исследовании адаптации определяют степень понижения слуховой чувствительности н ответ на звуковое раздражение и время ее восстановления после прекращения раздражения. Для измерения адаптационной способности получаются два показателя: 1) величина повышения слухового порога (понижения чувствительности в децибелах); 2) скорость восстановления или возвращения слуха к исходному положению в секундах.

Исследование производится в звуконепроницаемой камере. Звуки различной частоты и интенсивности подводятся к обследуемому через телефон аудиометра. Можно пользоваться различными звуками интенсивностью от 30 до 100 дб выше порога обследуемого. Г. М. Комарович рекомендует пользоваться звуком в 2000 гц, при воздействии которого получаются наибольшие изменения, что значительно облегчает проведение исследования.

Пороги слуховой чувствительности определяются повторными измерениями. Ухо подвергается воздействию звука в течение 1—3 минут. Затем вновь измеряются пороги, которые в этот момент, как правило, дают наибольшее повышение. Повторные исследования порогов через небольшие промежутки времени (10, 20, 30 секунд, 1,2, 3, 4 минуты и т. д.) обнаруживают постепенное падение порогов до предшествующего раздражению уровня.

Для иллюстрации приведем кривые адаптации, полученные Ф. Д. Шейхон у лиц с нормальным слухом. После выключения звуковой нагрузки тоном в 256 гц, 50 дб над порогом (пунктирная кривая) величина порога соответственно возрастает на 5 дб, затем повысившийся порог начинает быстро снижаться, достигая через 10—30 секунд исходной величины. В течение последующих 2—7 минут, а иногда и более длительного времени, имеется даже четко выраженное повышение слуховой возбудимости—слуховая «сенсибилизация».

При действии звуков высокой частоты (4096 и 2048 гц) интенсивностью 50 и 60 дб над порогом слух понижается в большей степени, чем при действии звуков низкой частоты. Время восстановления слуховой чувствительности (время обратной адаптации) также невелико, составляя 20—30 секунд; лишь при большой интенсивности звуков оно затягивается до 60—100 секунд. Явления слуховой сенсибилизации нерегулярны и выражены в меньшей степени.

оценка слуховой адаптации

У больных с различными по характеру заболевапиями органа слуха течение процесса адаптации имеет свои отличительные особенности. При поражении звукопроводящей функции адаптационная способность не нарушается. Слуховая чувствительность быстро восстанавливается. При действии низкими звуками отмечается сенсибилизация слуха. При заболеваниях звуковоспринимающего аппарата время восстановления исходной чувствительности резко удлиняется и достигает 5—10 минут; иногда оно более 15 минут.

Особенно резко замедляется восстановление слуха при действии звуков большой интенсивности и высокой частоты. При болезни Меньера также имеется значительное удлинение времени обратной араптации. При остром среднем гнойном отите отмечается резкое замедление восстановительных роцессов, что, по-видимому, связано с частым вовлечением внутреннего уха.

Абсолютная величина возрастания порогов слуха, по данным Ф. Д. Шейхон, зависит только от надпороговой интенсивности звука. По данным же Г. М. Комарович, при поражении звуковоспринимающего аппарата имеется более выраженное падение чувствительности. Кроме того, последний автор выявил и другие дифференциально-диагностические признаки.

При поражении звукопроводящего аппарата наибольшее падение чувствительности наблюдается для частот, лежащих выше частоты раздражающего звука (асимметричный вид адаптационной кривой); при поражеюш же звуковоспринимающего аппарата адаптационпая кривая имеет симметричный вид с наибольшим падением чувствительности для частоты, соответ ствующей частоте звука раздражения.

Величина изменений чувствительности, наблюдающаяся после звукового раздражения при тугоухости звукопроводящего типа, зависит в большой степени от интенсивности звука раздражения над порогом больного уха; при тугоухости звуковоспринимающего типа эта зависимость выражена только в небольшой степени. У больных первой группы интенсивность звука раздражения над патологическим порогом прямо пропорциональна последующему повышению порогов, а значит, и длительности времени восстановления; у больпых второй группы эта зависимость менее отчетлива.

Таким образом, исследование слуховой адаптации может предоставить дополнительные данные для дифференциальной диагностики между заболеваниями среднего и внутреннего уха.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

В обзоре представлены данные исследований слуховой адаптации к ключевым параметрам речи - временным (темпо-ритмическим) и спектральным характеристикам голосового речевого сигнала, включая частоту основного тона голоса, формантные частоты, особенности тембра. Рассмотрены проявления адаптации к нелингвистическим характеристикам голоса - полу и возрасту диктора, его эмоциональному состоянию. Показано, как механизмы адаптации участвуют в разделении конкурирующих речевых потоков и в механизмах слухового внимания. Обсуждается роль слуховой адаптации в становлении речевого слуха и формировании голосовых прототипов в процессе онтогенеза. Приведены основные модели процесса восприятия речи и данные по изучению нейрофизиологических механизмов фонематического анализа, на основе которых они формировались. Представлены результаты экспериментальных и модельных исследований, которые свидетельствуют о том, что адаптационные процессы играют важную роль в усилении контраста сигнала с фоном и приводят к улучшению идентификации сигнала. Рассмотренные в обзоре особенности слуховой адаптации к речевому сигналу имеют практическое значение для организации реабилитационных мероприятий по восстановлению и развитию речевого слуха пациентов после слухопротезирования, а также для разработки технических систем распознавания речи.

Литература

Noren AJ, Eggermont JJ (2003) Neural correlates of an auditory afterimage in primary auditory cortex. J Assoc Res Otolaryngol 4:312-328.

Огородникова ЕА (1978) Эффект "селективной адаптации" при восприятии элементарных неречевых стимулов. Физиол журн СССР 64(12): 1803-1808. [Ogorodnikova EA (1978) The effect of selective adaptation on perception of elementary non-speech stimuli. Sechenov Physiol J USSR. 64(12):1803-1807. (In Russ)].

Masutomi, K, Kashino M (2013) Frequency-change aftereffect produced by adaptation to real and illusory unidirectional frequency sweeps. J Acoust Soc Am 134(1):EL14-EL18.

Malinina ES (2014) Perception of approaching and withdrawing sound sources following exposure to broadband noise. The effect of spatial domain. Zh Evol Biokhim Fiziol 50(1):59-68.

Lublinskaya VV, Ross J (1991) Perception of the temporal structure in speech-like sound sequence. Proc XIIth Int Congress Phon Sci:318-321.

Grandjean D (2020) Brain networks of emotional prosody processing. Emot Rev 13(1):34-43. doi: 10.1177/1754073919898522

Bates E, Thal D, Finlay BL, Clancy B (2002) Early language development and its neural correlates. In: F Boller, J Grafman (Series eds), SJ Segalowitz, I Rapin (Vol eds) Handbook of Neuropsychol. Amsterdam. 8 (Part II):109-176.

Crystal D (2005) The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge. CUP.

DeCasper AJ, Spence MJ (1986). Prenatal maternal speech influences newborns' perception of speech sounds. Infant Behav Development 9(2):133-150. DOI: 10.1126/science.737592

Ogorodnikova EA, Koroleva IV, Lublinskaja VV, Pak SP, Stoljarova EI, Baljakova AA (2009) Computer in rehabilitation of patients with cochlear implants. Proc 13-th Int Confer «Speech and Computer-SPECOM’2009». SPb. SPIIRAS:483-486.

Королева ИВ, Огородникова ЕА, Пак СП, Левин СВ, Балякова АА, Шапорова АВ (2013) Методические подходы к оценке динамики развития процессов слухоречевого восприятия у детей с кохлеарными имплантами. Рос оториноларингол 3:75-85 [Koroleva IV, Ogorodnikova EA, Pak SP, Levin SV, Balyakova AA, Shaporova AV (2013) Methodological approaches to assessment of the progress of auditory and speech perception in children with cochlear implants. Ross Otorinolaringol 3: 75-85. (In Russ)].

Koroleva IV, Ogorodnikova EA (2019) Modern achievements in cochlear and brainstem auditory implantation. In: Shelepin Yu, Ogorodnikova E, Solovyev N, Yakimova E (eds:) Neural Networks and Neurotechnologies. SPb. VVM. Chapt 30:231-249.

Читайте также: