Измерения параметров физического развития ребенка: роста, массы тела, окружности головы

Обновлено: 17.05.2024

Под термином «физическое развитие ребенка» понимают динамический процесс роста в разные периоды детства. Физическое развитие — условная мера физической дееспособности организма, определяющая запас его жизненных сил, потенциальной физической энергии. Оно характеризуется комплексом морфофункциональных признаков, в первую очередь соотношением размеров тела (длины, массы тела, окружности грудной клетки, головы). Уровень физического развития детей и его темпы зависят от множества факторов (табл. 3-1).

Таблица 3-1. Факторы, влияющие на рост и развитие ребенка

Более 100 генов регулируют синтез факторов и гормонов роста

Определяют темп роста, конечный предел роста

Другие гормоны (тиреоидные, половые, инсулин)

СТГ — основной гормон роста.

В пубертатном периоде важное значение имеет влияние половых гормонов на СТГ.

Белково-калорийная недостаточность, дефицит витаминов, аминокислот, кальция нарушают процессы роста

Климатические и географические условия

Жаркий климат и высокогорье тормозят процессы роста и ускоряют созревание

Соблюдение режима эмоциональных и физических нагрузок, достаточный сон — условия хорошего роста ребенка

Хронические и тяжелые острые заболевания тормозят рост ребенка

Для оценки физического развития используют следующие методы.

• Соматоскопический — визуальная оценка типа конституции, пропорциональности телосложения.

• Соматометрический (антропометрический) — измерение и оценка основных параметров физического развития: массы тела, длины тела, окружности головы, окружности грудной клетки.

• Физиометрический — определение с использованием аппаратуры жизненной емкости легких, измерение силы с помощью динамометра и др.

МЕТОДИКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Все измерения следует проводить в утренние часы, натощак.

Измерение роста

• Новорожденные и дети до 2 лет: измерение проводят в положении лежа на спине с помощью горизонтального ростомера. Ребенка укладывают на спину, упирая макушку в неподвижную планку ростомера. Голову фиксируют так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились в одной вертикальной плоскости. Ноги ребенка распрямляют легким нажимом на колени, подвижную планку ростомера плотно прижимают к пяткам. Расстояние от неподвижной до подвижной планки соответствует длине тела ребенка (рис. 3-1).


Рис. 3-1. Измерение длины тела у ребенка до 2 лет

• Дети старше 2 лет: измерение длины тела осуществляют с помощью вертикального ростомера. Ребенка устанавливают спиной к ростомеру, он должен касаться последнего пятками, крестцом, межлопаточной областью, затылком. Голову выравнивают, так чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода располагались в одной горизонтальной плоскости. Подвижную планку плотно прижимают к голове (рис. 3-2).

Измерение окружностей

Окружность головы измеряют наложением мягкой сантиметровой ленты, которая должна проходить через надбровные дуги и затылок. Ленту слегка стягивают, чтобы прижать волосы (рис. 3-3).

Рис. 3-2. Измерение роста у детей старше 2 лет


Рис. 3-3. Измерение окружности головы у ребенка


Рис. 3-4. Измерение окружности грудной клетки у ребенка

Окружность грудной клетки измеряют трижды — при спокойном дыхании, на высоте вдоха и при максимальном выдохе. Ленту накладывают под углами лопаток, при отведенных в сторону руках, а спереди проводят над сосками (рис. 3-4).

Измерение массы тела

Массу тела грудного ребенка определяют на специальных детских электронных весах с максимально допустимой нагрузкой до 10 кг и точностью измерения до 1 г (рис. 3-5).

Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 г.


Рис. 3-5. Взвешивание грудного ребенка

Методы ориентировочных расчетов

Длина тела новорожденного обычно составляет 48—52 см, в табл. 3-2 приведены средние показатели увеличения длины тела на первом году жизни.

Таблица 3-2. Увеличение длины тела ребенка на первом году жизни

Общее увеличение длины тела ребенка за год составляет в среднем 25 см. Таким образом, к концу первого года жизни она достигает 75—77 см. На втором году прибавка в длине тела составляет 12—13 см, на третьем году — 7—8 см.

В возрасте 8 лет рост достигает 130 см, в возрасте 12 лет длина тела утраивается по сравнению с новорожденным и составляет 150 см. С 10—12 лет начинается ускорение роста, достигающее максимума у мальчиков в 13,5— 15,5 лет, у девочек в 10—12 лет. В период вытяжения возможно увеличение роста на 8—10 см в год, этот процесс индивидуален и связан с конституциональными особенностями. Процесс роста останавливается к 18—19 годам у юношей, и к 16—17 годам у девушек.

Оценка окружности головы

При рождении окружность головы в среднем составляет 34-36 см, ее увеличение на первом году жизни представлено в табл. 3-3. В возрасте 1 года окружность головы составляет в среднем 46 см, в 5 лет — 50 см, в 10 лет — 55 см.

Таблица 3-3. Увеличение окружности головы на первом году жизни

Соотношение размеров окружности грудной клетки и окружности головы

При рождении окружность головы (34—36 см) превышает окружность грудной клетки (32—34 см) на 1—2 см, в возрасте 3—4 мес эти параметры сравниваются. К концу первого года жизни окружность грудной клетки превышает окружность головы на 1—2 см. После 1 года окружность грудной клетки превышает окружность головы на величину от п до 2п, где п — возраст ребенка.

Оценка массы тела

Масса тела доношенного новорожденного составляет 3200—3500 г.

За первые 3—4 дня масса тела уменьшается на 5—6%. Происходит так называемая физиологическая потеря массы тела. Этот дефицит восстанавливается к 7—10 дню жизни, затем масса тела неуклонно увеличивается.

Ежедневная прибавка массы тела составляет:

— в первые 3 мес жизни — 23—30 г;

— с 4-го по 6-й месяц — 20—25 г.

Средняя ежемесячная прибавка массы тела составляет:

— в I полугодии — 800 г;

— во II полугодии — 400 г.

Ориентировочный расчет долженствующей массы тела в I полугодии проводят по формуле: масса тела ребенка 6 мес равна 8200 г, на каждый недостающий месяц вычитают по 800 г.

В среднем за первые 6 мес здоровый ребенок прибавляет в массе 4300 г.

Ориентировочный расчет долженствующей массы тела во II полугодии проводят по формуле: масса тела ребенка 6 мес равна 8200 г, на каждый последующий месяц прибавляют по 400 г (у детей до 12 мес).

В дальнейшем масса тела ребенка увеличивается в среднем:

— на 2-м году жизни — на 2,5 кг;

— на 3-м году — на 2 кг;

— с 3-го по 10-й год — ежегодно на 2 кг;

— с 10-го по 15-й год — ежегодно на 3—4 кг.

Для детей в возрасте 2—Идет существует формула ориентировочного расчета долженствующей массы тела:

масса тела (кг) = 10,5 + 2 n ,

где n — возраст ребенка до 11 лет; 10,5 — средняя масса тела ребенка в 1 год.

Для детей старше 3 лет приблизительный расчет массы тела следующий:

— ребенок 7 лет при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг;

— на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитают 2 кг;

— на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляют 3 кг, а для детей периода полового созревания — 3,5 кг.

Таким образом, увеличение массы тела растущего ребенка имеет следующие закономерности:

• к концу первого года жизни масса тела новорожденного ребенка утраивается;

• к 6—7 годам масса тела годовалого ребенка удваивается;

• к 11—12 годам масса тела годовалого ребенка утраивается.

Оценка антропометрических показателей

Оценку антропометрических показателей можно проводить:

• параметрическим (сигмальным) методом;

• непараметрическим (центильным) методом;

• методом регрессионного анализа;

• с помощью расчета индекса массы тела (ИМТ).

Данный метод основан на расчете среднеарифметических показателей (М) и их среднеквадратических отклонений При проведении врачебного заключения, кроме уровня развития признаков, учитываются их гармоничность, когда разница между сигмальны- ми отклонениями не превышает

Непараметрический метод

Данный метод основан на использовании специальных таблиц центильного типа. Необходимо определить по таблицам, в какой интервал попадают показатели ребенка (длина, масса тела, окружность грудной клетки) (см. в Приложении, табл. 3-9—3-12).

Гармоничность физического развития ребенка определяется по максимальной разности между нормами коридоров центильной шкалы после оценки показателей роста, массы тела (по возрасту) и окружности груди.

0-2 — развитие гармоническое;

3 — развитие дисгармоническое;

4-7 — развитие резко дисгармоническое.

Индекс массы тела (ИМТ)

Более абстрактным, но не менее надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира, является так называемый индекс массы тела, или индекс Кетле. Формула его расчета выглядит следующим образом:

Таблица 3-4. Показатели ИМТ дифференцированы для разных возрастов


Избыток массы тела — оценка «1», во всех остальных случаях — «2».

Качественная оценка физического развития ребенка возможна при анализе последовательных измерений в декретированные сроки:

• до 1 года (ежемесячно);

• от 1 года до 3 лет (ежеквартально);

• от 3 до 7 лет (2 раза в год);

• от 7 до 17 лет (ежегодно).

Метод регрессионного анализа

Метод регрессионного анализа считают наиболее адекватным для оценки физического развития ребенка. Разработка нормативов основана на учете корреляционной зависимости между длиной тела и массой. Материалом для их создания служат данные массового обследования детей разных этнических и территориальных групп населения.

Данный метод применяют при оценке детей в детских коллективах, при углубленном обследовании ребенка педиатром, эндокринологом, генетиком и другими специалистами.

Для ориентировочной оценки физического развития ребенка с 1 мес жизни на уровне первичного врачебного приема достаточно учитывать отклонения в массе тела в процентах (масса тела может изменяться в ту или иную сторону не более чем на 10%). Ориентировочные пределы нормальных колебаний роста составляют: до 1 года — 4 см, в 1—5 лет — 6 см, в 5—10 лет — 9 см, в 10—15 лет — 10 см.

ОТКЛОНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Отклонения в физическом развитии могут быть сигналом неблагополучия в состоянии ребенка. Задержка развития плода (рис. 3-6) может быть:

• «симметричной», то есть с равномерным снижением массы и длины тела, что свидетельствует о более тяжелом поражении (воздействие неблагоприятных факторов на плод и в первую, и во вторую половину беременности);

• «асимметричной», при которой происходит снижение только массы тела при нормальном росте (воздействие неблагоприятных факторов на плод только во вторую половину беременности).

Избыток массы тела характерен для отечного синдрома, ожирения, лимфатико-гипопластического диатеза, а также для детей, родившихся от матерей с сахарным диабетом.

Окружность груди у новорожденного измеряют для сравнения с окружностью головы. Разница больше 2 см чаще всего служит признаком гидроцефалии при перинатальном поражении ЦНС. При измерении окружности головы и груди необходимо учитывать возможность сохранения захождения костей черепа друг на друга, возникшего в процессе родов, толщину подкожной клетчатки, отечность в области грудной клетки. Уменьшение окружности головы в сравнении с нормой при рождении чаше всего возникает в результате изменения ее конфигурации. Микроцефалию выявляют значительно реже, чем компенсированную гидроцефалию.

При оценке физического статуса одновременно учитывают длину и массу тела.

При раздельной оценке длина тела (рост) может быть средней (нормальной), сниженной, повышенной, низкой, высокой (рис. 3-7). Масса тела («питание») может быть нормальной, сниженной (сниженное питание), низкой (недостаточное питание), повышенной (повышенное питание), высокой (избыточное питание) (рис. 3-8).

• Нормальное физическое развитие (среднее гармоничное) — длина тела ребенка соответствует его возрасту (±5—10%), а масса соответствует длине.


Рис. 3-6. Новорожденный с задержкой внутриутробного развития (а) и с нормальными показателями физического развития(б)


Рис. 3-7. Мальчики в возрасте 5 лет с нормальным и сниженным ростом

• Диспропорциональное (дисгармоничное) физическое развитие не соответствует возрасту при отклонении в длине или массе тела более чем на 10%. Оно может быть пропорциональным — и длина, и масса тела ребенка снижены или повышены по сравнению с возрастной нормой более чем на 10%, и диспропорциональным — при несоответствии роста и массы тела друг другу.

В XX в. в развитых странах была отмечена акселерация, то есть ускорение роста и развития детей во всех возрастных периодах, начиная с внутриутробного. За последние 40—50 лет длина тела новорожденных увеличилась на 1—2 см, годовалых детей — на 4—5 см. Средний рост детей в возрасте 15 лет за последние 100 лет стал больше на 20 см.

Отмечают также более быстрое развитие мышечной силы, ускорение биологического созревания, о чем свидетельствуют более ранние сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, полового созревания, в частности менструальной функции у девочек. Различают гармоничный и дисгармоничный тип акселерации.


Рис. 3-8. Мальчики в возрасте 11 лет с повышенным, нормальным, сниженным питанием (слева направо)

• Гармоничный тип — и антропометрические показатели, и биологическая зрелость выше средних для данной возрастной группы.

• Дисгармоничный тип — усиление роста тела в длину не сопровождается ускорением полового развития или раннее половое созревание не сопровождается усилением роста в длину.

Акселерация — результат сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов (изменение генотипа из-за миграции населения и большого количества смешанных браков, изменившийся характер питания, климатических условий, научно-технический прогресс, влияющий на экологию).

Ранее процесс акселерации рассматривали только как положительное явление, но в последние годы у таких детей выявляют более частые диспропорции развития отдельных систем организма, особенно нейроэндокринной и сердечно-сосудистой. В настоящее время процесс акселерации в экономически развитых странах замедлился. В будущем не ожидают значительного снижения возраста полового созревания или дальнейшего увеличения длины тела выше установившейся в течение тысячелетий нормы.

Фрагмент истории болезни

Характеристика новорожденного: доношен или нет; масса тела, окружность головы, груди, длина тела при рождении.

Оценка физического развития ребенка старше 1 мес: оценка прибавки массы тела, окружности головы, груди, роста по месяцам.

Оценка физического развития ребенка 1—3 лет: ежеквартальная оценка прибавки массы тела, роста, окружности головы, груди.

Оценка физического развития ребенка 3—7 лет: оценка прибавки массы тела, роста, окружности головы, груди 2 раза в год.

Оценка физического развития ребенка 7—17 лет: ежегодная оценка прибавки массы тела, роста, окружности головы, груди.

Визуальная оценка типа конституции, пропорциональности телосложения.

Тестовые задания к главе «Физическое развитие»

1. Физиологическая потеря массы тела у доношенных новорожденных характеризуется:

A. дефицитом массы не более 6% от исходной;

B. восстановлением исходной массы тела к 14-м суткам жизни;

C. развитием в первые 3 сут жизни;

D . меньшей потерей массы при искусственном вскармливании.

2. Окружность головы ребенка при рождении составила 35 см. В 1 год этот показатель предположительно будет равен:

3. За первый год жизни рост здорового ребенка увеличивается в среднем на:

4. Масса здорового 7-летнего ребенка в среднем составляет:

5. 7-месячного ребенка принесли в поликлинику для проведения профилактических прививок. Его масса тела при рождении 3200 г. В настоящее время для ребенка оптимальной считается следующая масса тела:

6. Мальчик 10 лет поступает в спортивную секцию. Параметры его тела пропорциональны и соответствуют средним возрастным нормам с учетом акселерации. Укажите оптимальное для такой оценки сочетание массы и длины тела.

A. 28 кг и 120 см.

B. 30 кг и 136 см.

C. 33 кг и 140 см.

D . 38 кг и 140 см.

E. 40 кг и 145 см.

7. Масса ребенка 25 кг, рост 123 см. Назовите примерный возраст ребенка.

Правильные ответы: 1 — А; 2 — D ; 3 — С; 4 — С; 5 — В; 6 — С; 7 — Е.

Таблица 3-5. Соответствие массы тела длине/росту мальчиков



Таблица 3-6. Соответствие массы тела длине/росту девочек



Таблица 3-7. Оценка длины/роста, массы, окружности головы и груди


Таблица 3-8. Оценка соответствия массы тела росту (оценка питания)

Измерения параметров физического развития ребенка: роста, массы тела, окружности головы

Измерения необходимо проводить тщательно, обращая внимание на правильность методики и точность регистрации данных.

Массу тела легко и точно можно определить на электронных весах. Измерения необходимо проводить у обнажённого младенца или у ребёнка, одетого только в нижнее бельё, поскольку мокрые пелёнки или тяжёлая одежда могут иметь вес, набираемый за месяц или за год.

Рост. Оборудование для измерения роста необходимо поддерживать в исправном состоянии и регулярно калибровать. У детей старше 2 лет рост измеряют в положении стоя. У детей младше 2 лет измеряют длину тела в положении лёжа, при этом мать должна помогать. Точно измерить длину тела у младенцев непросто, поскольку при этом необходимо держать их ноги выпрямленными, а малыши не любят находиться в фиксированном положении.

По этой причине во время осмотра длину тела у младенцев часто не измеряют. Однако когда есть сомнения относительно нормального развития ребёнка, необходимо всегда измерять длину его тела.

Окружность головы. Затылочно-лобная окружность служит показателем развития головы и мозга. Используется средний результат трёх измерений. Это особенно важно для ребёнка с задержкой развития или при подозрении на гидроцефалию.

причины невысокого роста ребенка

Центильные интервалы роста и веса детей

Все эти измерения должны отмечаться в виде простых точек на соответствующих центильных картах развития. Стандарты для популяции должны формироваться и корректироваться для каждого поколения, чтобы позволить наметить тенденцию раннего наступления пубертатного периода и более высокого роста во взрослом возрасте вследствие улучшения питания в детстве. Рост в популяции имеет нормальное распределение, а отклонения от среднего значения измеряют в центилях или стандартном отклонении.

В настоящее время в британских относительных таблицах развития от 1990 г. выбраны интервалы, составляющие две трети от стандартной девиации (SD), соответствующие приблизительно 25,9,2 и 0,4-й центилям ниже среднего значения, и 75, 91, 98 и 99,6 центилям выше среднего значения. Чем дальше центили отстоят от средних значений, тем более вероятно, что причина маленького или большого роста ребёнка связана с патологией. Например, значения ниже 0,4-й или выше 99,6-й центили встречаются лишь у 4 из 1000 детей и могут использоваться в качестве критерия для направления в специализированный медицинский центр для консультации.

Каждый параметр развития не следует оценивать изолированно от других; например, низкий вес ребёнка может быть пропорционален маленькому росту, однако быть аномальным при высоком росте. Серийные измерения используются для того, чтобы показать модель и определить темп роста. Это способствует диагностике и мониторингу многих детских заболеваний.

Измерение параметров развития у детей:
• Должны проводиться регулярно для внимательного наблюдения за развитием ребёнка.
• Значения параметров развития необходимо фиксировать в таблицах.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Физическое развитие ребенка как совокупность различных показателей (длина, масса, форма, сила и т.д.), характеризующих его рост и развитие, обусловлено комплексом наследственных и социальных факторов. Для изучения физического развитие детей и подростков разработана унифицированная методика измерений человеческого тела и его частей. Все антропометрические показатели можно разделить на две группы: основные (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, и головы) и дополнительные (прочие антропометрические показатели, например, длина ноги, высота головы и др.). Анализ основных антропометрических показателей на момент обследования дает возможность оценить физическое состояние ребенка, в динамике - темпы физического развития. При этом учитывают особенности телосложения, состояния опорно-двигательного аппарата, степень полового созревания и др. Физическое развитие анализируют, сравнивая индивидуальные или групповые показатели со средними данными (стандартами), характерными для соответствующего возраста и пола ребенка.

Ценность показателей физического развития ребенка можно объяснить целым рядом аргументов. Для многих хронических заболеваний детского возраста не существует определенной симптоматики, относящейся к раннему этапу развития болезни, поэтому нарушение физического развития является одним из первых признаков неблагополучия и служит показанием для углубленного обследования ребенка. Нарушения физического развития детей и подростков могут быть следствием недостаточного питания, отсутствия необходимого ухода, неправильного или жесткого обращения с ребенком и т.п. Нарушения физического развития могут обусловливать конституциональные особенности, врожденную или наследственную патологию аппарата развития. У таких детей несовершенны механизмы адаптации и противоинфекционной защиты, например, недостаток массы тела ребенка может сопровождаться большей частотой малых аномалий развития. Любые отклонения антропометрических показателей от нормы при рождении ребенка могут стать одной из причин снижения иммунологической резистентности, повышая вероятность возникновения болезни на первом году жизни вдвое, а вероятность смерти - в 4 раза. Все факторы, характеризующие рост и развитие детского организма можно условно разделить на генетические и средовые. Влияние наследственности сказывается на росте ребенка после 2-х лет жизни.

Наследственные факторы определяют главным образом темп и возможный предел роста ребенка при оптимальных условиях окружающей среды.

Влияние средовых факторов на скорость роста детского организма прослеживается весьма отчетливо. Среди этих факторов выделяют питание и витаминную обеспеченность, двигательный режим и эмоциональные нагрузки, острые и хронические заболевания, влияние климатогеографических условий и др. При этом факторы окружающей среды могут замедлять или ускорять ростовые процессы, однако в целом тенденция роста достаточно устойчива, она подчиняется закону сохранения роста. Разнообразные неблагоприятные влияния, нарушающие индивидуальную скорость роста ребенка, могут быть впоследствии нейтрализованы феноменом «наверстывающего или компенсирующего роста». Чтобы же происходит с физическим развитием Вашего малыша с момента рождения до полного его взросления? Наблюдаем за ростом и развитием ребенка первого года жизни: Как же понять здоров ли он, все ли с ним в порядке?. Помните: о здоровье ребенка судят прежде всего по его весу, росту и окружности головы. В среднем масса тела новорожденного составляет 3,0-3,5 кг, длина тела 50 см, окружность головы 35 см. Но не ждите, что Ваш малыш обязательно будет соответствовать данному стандарту. Дети считаются нормальными, если их показатели находятся в следующих пределах: масса тела 2,5-4,5 кг, длина 45-55 см, окружность головы 33-37 см. Сразу после родов младенцы слегка теряют в весе, а затем восстанавливают его и начинают прибавлять. Дальнейшее увеличение веса, а также роста и окружности головы - важнейшие показатели состояния Вашего ребенка. К концу 1-го года жизни длина тела увеличивается на 47% по отношению к длине тела при рождении.

Прибавка массы тела ребенка на первом году жизни: к 4-5 месяцам масса тела удваивается, к 1-му году она увеличивается в 3 раза. Окружность головы ребенка в первые 6 месяцев жизни увеличивается приблизительно на 1 см в месяц, но если отец ребенка большого роста, а мать маленького, темп роста окружности головы может быть выше нормы, а при обратном соотношении - ниже нормы. Окружность грудной клетки новорожденных меньше окружности головы, эти размеры выравниваются только к годовалому возрасту. В первый месяц жизни ребенка нужно ежедневно взвешивать. Тем самым, Вы следите за становлением лактации и фиксируете суточный прирост массы тела. Масса тела самый чуткий показатель здоровья ребенка: заболел ли он, ухудшился ли у него аппетит, нарушился ли сон, допустили ли Вы какие-то погрешности в уходе - все это сразу найдет отражение в граммах. Признаком достаточности питания является нормотрофия - соответствие массы тела должной для данной длины тела ребенка. Если же вес малыша снизился больше чем на 10% - это уже признак гипотрофии (недостаточности питания). Не менее тревожен избыток веса - паротрофия (избыточное питание). А вот увеличение роста ребенка - это более стабильный показатель, и его нарушения часто свидетельствуют о наличии заболевания.

Оценить темпы развития Вашего ребенка на первом году жизни, назначить дополнительные обследования в случае нарушения темпов прироста массы, длины тела, окружности головы и грудной клетки, провести коррекцию питания, если в этом возникнет необходимость, сможет врач педиатр, поэтому так важно сотрудничество родителей с врачом с самого первого года жизни малыша.

Нужно помнить, что в течение первого месяца педиатр осматривает ребенка еженедельно, далее если развитие малыша соответствует нормальным показателям, ежемесячно. Оценка физического развития ребенка от года до 10 лет. После того как Вашему малышу исполнился один год, он начинает расти «как на дрожжах». На втором году жизни он прибавляет примерно 2,5-4,0 кг, а рост увеличивается на 10-15 см. в возрасте от 3 до 5 лет малыш прибавляет по 2 кг и по 3 кг за год.

Окружность головы ребенка с 51 см в возрасте 5 лет увеличивается до 53-54 см в 12 летнем возрасте. В 5-8 лет происходит первое вытяжение, Но не все дети растут одинаково - в зависимости от самых разных факторов, например генетических. Дети низкорослых родителей обычно меньше своих сверстников, но процессы полового созревания у них происходят все-таки в положенные сроки. Более быстрый рост, чем у сверстников, при нормальных пропорциях тела характерен для детей высоких родителей. У некоторых малышей темп роста со второго года жизни замедляется, но через 2-3 года снова ускоряется до нормы. У них и рост, и начало полового созревания отстают на срок, в течение которого рост был замедлен, но окончательный рост соответствует генетическому потенциалу. Вы должны понимать: темпы роста ребенка не должны соответствовать каким - то точным параметрам, критерии «нормальности» - вовсе не жесткие, но тем не менее, отклонения в темпах роста ребенка могут быть и патологическими: например, грубо не соответствовать возрасту или сопровождаться нарушением пропорций тела. Подобные случаи требуют консультаций специалистов. Также необходимо осуществлять контроль и за массой тела. Как уже говорилось выше, недостаток и избыток массы тела требует пристального наблюдения врачей педиатров, эндокринологов. У детишек со сниженной массой тела отмечается снижение иммунологической реактивности организма, что приводит к частым простудным заболеваниям. А избыточный все - это фактор риска приобрести в будущем ожирение и все сопутствующие ему серьезные заболевания: атеросклероз, болезни сердца, рак толстой кишки и т.д.

Возможными причинами чрезмерной прибавки веса являются:

  • Увеличение рекомендуемого объема пищи;
  • Утоление жажды ребенка молоком, сладкими напитками или молочной смесью;
  • Чрезмерное (более 50-100 мл в день) потребление сладких фруктовых соков и нектаров;
  • Использование избытка калорийных продуктов - жира, сладкого, творога выпечки;
  • Успокоение ребенка едой;
  • Семейное переедание, искажающее у ребенка выработку реального ощущения потребности в пище;
  • Насильственное кормление, воспитание привычки доедать все, что есть на тарелке.

Наладить правильный режим питания, дать рекомендации по ежедневному рациону Вам сможет Ваш врач-педиатр и эндокринолог. Помните, пожалуйста, что на втором году жизни врач - педиатр осматривает ребенка 1 раз в квартал, с третьего года жизни 1 раз в полгода, на четвертом году и далее один раз в год. Ваш ребенок от 10 до 15 лет. Равномерное увеличение роста дошкольников сменяется его резким ускорением в подростковом возрасте. В 10-13 лет (для девочек) и в 12-15 лет (для мальчиков) происходит второе вытяжение и одновременно нарастание массы тела. Максимальный темп роста у девочек обычно бывает в 12 лет. Увеличение роста в это возрасте составляет примерно 8 см за год. Максимальное увеличение веса тела у девочек обычно бывает позже в 13 лет. У мальчиков максимальный темп роста обычно приходится на 14-15 лет и составляет примерно 10 см в год. Максимальное увеличение тела у мальчика происходит обычно с максимальным увеличением роста.Вероятный окончательный рост зависит от роста родителей. Его можно посчитать по такой формуле: Рост мальчика = 1\2 х (рост отца + рост матери) + 6,5 см Рост девочки = 1\2 х (рост отца + рост матери) - 6,5 см. Нужно учитывать возможную погрешность - окончательный рост может быть на 8,5 см больше или меньше.

Самих мальчиков и их родителей часто волнует запаздывание с ускорением роста, а девочек, наоборот, беспокоит чрезмерно быстрый рост.Однако беспокоиться нужно только в том случае, если параметры роста ребенка существенно отличаются от параметров, указанных в специальных таблицах и графиках. В подобной ситуации необходимо обратиться к эндокринологу.

Помните - есть методы способные повлиять на эти процессы. Одной из наиболее важных особенностей физического развития детей и подростков является неравномерность изменений скорости роста. У детей дистальные сегменты тела растут с большей скоростью и в более короткий срок по сравнению с верхними и проксимальными сегментами. Так, например, в период постнатального вытягивания стопа ребенка увеличивается более значительно, чем голень, а голень - больше, чем бедро. На этом фоне прирост длины шеи или высоты головы будет минимальным. В отдельные периоды эта особенность роста ребенка приводит к определенной диспропорциональности, некоторой неуклюжести в движениях и походке. И только в период полового созревания скорость роста туловища будет значительно больше скорости вытягивания нижних конечностей. Таким образом, физическое развитие детей и подростков должно постоянно находиться в поле зрения педиатров и организаторов здравоохранения. Физическое развитие тонко отражает здоровье поколения, благополучие окружающей среды и позволяет прогнозировать долголетие и жизнестойкость популяции.

Автор материала: врач-педиатр клиники на Никулинской Ильина И. Д.

Читайте также: