Качество жизни пациента. Проблемы выбора врача в медицине.

Обновлено: 09.06.2024

1 ФГБОУ ВО "Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого" Министерства здравоохранения РФ

Существенным преимуществом здравоохранения в России является то, что по сей день оно государственное и в своей основе бесплатное. К отрицательным моментам бесплатной медицины относятся: длительное ожидание на прием к врачу и ограниченное время врача на прием больного, низкая зарплата медперсонала, плохое питание в больницах, переполненные палаты, недостаток лекарств и многое другое. Положительными моментами являются ее гуманистические и демократические принципы, внимание к больному человеку. Отношения врача с больным в значительной мере определяются престижностью врачебной профессии, ее спецификой и наличием контакта с больным. Взаимодействие осложняется отсутствием четких правил выстраивания отношений врача и пациента. С развитием медицины, изменением форм оказания медицинских услуг происходят существенные изменения в моделях отношения врача и пациента. Патерналистическая модель отношений в медицине теряет свои позиции в современном обществе. Если принципы отношений врача с пациентом в какой-то мере намечены (клятва врача, должностные инструкции, традиции и т.д.), то права, обязанности, ответственность и нормы поведения пациента не определены вообще.


3. Врачебная деонтология: Учеб. пособие для студ. мед. институтов. / Сост. И.Я. Макшанов. Минск, 1998. — 158 с.

4. Кралько А.А. Уголовная ответственность медицинских работников // Вестник пенитенциарной медицины. — 2006. — № 1. — С. 48-53.

5. Кузеванова А.Л., Петрова И.А., Недогода С.В. Проблемы регионального здравоохранения и практики подготовки и работы семейного врача в Волгоградской области (социологический аспект) / Стрежень: Науч. ежегодник. — Волгоград: ГУ «Издатель», 2004.— Вып. 4. — С. 384-388.

6. Медицинская этика и деонтология: Метод. разраб. для студентов и врачей-стажеров / Сост. Н.И. Артишевская и др. Минск, 1997.

7. Медицинская этика и деонтология: учеб.-метод. пособ. / Сост. Е.Г. Королева, В.А. Карнюк, А.Н. Мельников. Гродно, 1998.

8. Ситуационные задачи по медицинской этике и деонтологии: Учебное пособие. / Сост. Н.И. Артишевская, Р.А. Новикова, Н.П. Пригун. Минск: МГМИ, 1998. — 39 с.

Отношения между врачом и больным являются
основой любой лечебной деятельности.

Одним из основных вопросов, изучающихся в рамках медицинской деятельности, является нормативно-правовое обеспечение прав граждан в сфере медицинской деятельности. От того, насколько качественной является юридическая база прав граждан в медицине, насколько эффективно отдельно взятый гражданин может воспользоваться предоставленными ему правами, во многом зависит успешное динамичное развитие как медицинского права, так и правового государства в целом [2, 4].

Права граждан в сфере медицинской деятельности — это предусмотренные международными и внутригосударственными нормативно-правовыми актами положения, гарантирующие гражданам охрану здоровья и предоставление медицинской помощи при возникновении заболевания [4].

Права пациента — это инструменты управления процессом оказания медицинской помощи. Используя свои права, сам пациент (или назначенный им представитель) способен принять решение о целесообразности самого медицинского вмешательства, о месте его проведения, об условиях, в которых оно будет осуществлено, об обстановке, о его участниках, о необходимой для него медицинской информации, о виде и объеме вмешательства, о привлечении других лиц, представляющих или защищающих интересы пациента [2].

Права пациента — это прямо указанный в законодательстве перечень требований (законных притязаний) пациента, которые работники здравоохранения обязаны выполнять беспрекословно, в противном случае их действия являются правонарушением и наказуемы законом.

Эффективность практической деятельности врача зависит не только от законов, но и от того, насколько профессионально специалист организовывает взаимодействие с пациентами, их родственниками и ближайшим окружением и, конечно, с коллегами. Часто необходимо согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника. В психологии для характеристики тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности, применяется специальный термин - «интерактивная сторона общения».

На сегодняшний день между медиками-профессионалами и пациентами существуют патерналистическая (или сакральная) модель, модель коллегиального типа, модель контактного типа и модель технического типа.

Основы патерналистической, или сакральной, модели заложены в гиппократовскую эпоху. Врач предстает здесь в роли волшебника, заботливого отца и даже бога, который по своему усмотрению управляет жизнью человека (пациента). Пациент выступает в роли ребенка, слепо и безоговорочно доверяющего врачу, и не несет никакой ответственности за собственное здоровье. Гарантом безопасности для пациента в этой модели выступают деонтологические принципы, закрепленные в Клятве врача. И если не будет этих гарантий, пациент просто никогда не рискнет обратиться к врачу. Поэтому основной моральный принцип, который выражает традицию сакрального типа, гласит: «Оказывая пациенту помощь, не нанеси ему вреда». Патерналистическая модель отношений в медицине в современном обществе теряет свои позиции. Патернализм, традиционно царивший в медицинской практике, уступает место принципу сотрудничества. Повсеместно распространилась норма, согласно которой врач не имеет права принимать решения без согласия пациента, а тот в свою очередь выступает как компетентный потребитель медицинских услуг и требует всесторонней информации по поводу своего заболевания, методов лечения и реабилитации [5, 7, 8].

К модели равной ответственности врача и пациента за исход лечения относится модель контактного типа. В рамках договора (соглашения - как устного, так и письменного) обговариваются все аспекты профессиональных отношений «врач - конкретный пациент». Модель наиболее распространена в Европе, США и России, позволяет избежать отказа от эмпатии со стороны врача, что характерно для модели технического типа, и отказа от моральной ответственности со стороны пациента, что характерно для модели сакрального типа; позволяет уйти от ложного и неконтролируемого равенства в модели коллегиального типа. В отношениях, основанных на контракте, врач осознает, что в случаях значимого выбора за пациентом должна сохраняться свобода управлять своей жизнью и судьбой.

В России практическое применение этой модели имеет существенное отличие от общемировой практики. Ввиду ряда культурно-исторических причин патернализм в России прочно вошел в медицинскую практику. Поэтому избавиться от патерналистских установок общественного сознания за 30-40 лет просто невозможно. Портрет современной российской медицины определяют два фактора - демократические и рыночные преобразования в обществе и связанная с ними реформа здравоохранения [1]. При этом поливариантность медицинских услуг является достаточно новой как для потребителей услуг - пациентов, так и для их производителей - медицинских работников. Патерналистская модель взаимоотношений в медицине критикуется, на смену ей приходят контактная и коллегиальная модели взаимоотношений между врачом и пациентом. При этом принципиальным является вопрос об автономии пациента.

Поскольку пациент стал играть все более активную роль в лечебном процессе, имея, в частности, права на участие в принятии решений о выборе методов лечения и/или обследования вплоть до отказа от лечения, то это предполагает его информативность. Соответственно, возрастает роль медицинской информативности пациента (в первую очередь о своем заболевании / своих заболеваниях), которая является результатом взаимодействия, получаемой им по различным социально легитимизованным каналам - от медицинских работников, из средств массовой информации, от своих родных и знакомых, научно-популярной литературы и других источников.

При этом в связи с бурным развитием телевидения, многократным увеличением количества печатных газетных и журнальных изданий, других форм и средств массовой коммуникации в России в конце ХХ - в начале ХХI вв., даже в общественно-политических газетах и журналах медицинская информация в виде тех или иных «Полезных советов», рубрик «Ваше здоровье», «Ключ к здоровью», «Домашний доктор», «Исцели себя» и иного во все возрастающих объемах адресуется к самой широкой аудитории и оказывает все более значимое воздействие как на массовое сознание, так и на индивидуальные представления, установки, убеждения, мотивы читателей, которые в то же время являются эпизодическими или регулярными потребителями тех или иных медицинских услуг, т.е. пациентами [3, 6].

Следовательно, на своевременном этапе лечебный процесс предполагает не только ответственные личные решения пациента (которые в значительной мере базируются на его информативности), но и учет врачом при структурировании взаимоотношений с пациентом (наряду с признанием изменившегося статуса пациента) степени и направленности информированности последнего, во многом детерминирующей те или иные его решения.

В любом межличностном общении можно встретить конфликтные ситуации, структурными компонентами которых являются: объект и предмет, личности оппонентов - активных участников конфликта, места жительства, условия работы и жизни, обстановка социального взаимодействия, цели деятельности, стратегия и тактика противодействия, потребности и интересы. В современном мире конфликты встречаются почти на каждом шагу и, к сожалению, являются нормой жизни. Ведущие отечественные исследователи в области регулирования конфликтов А. Анцупов и С. Баклановский называют следующие основные принципы управления конфликтом:

— компетентность - вмешательство в развитие конфликтной ситуации должно осуществляться людьми с требуемой теоретической подготовкой и соответствующим опытом (психологом, юристом, медиатором);

— радикальность - степень вмешательства специалиста в конфликт не должна превышать глубины знаний вопроса (некий аналог профессиональной медицинской заповеди «не навреди»);

— сотрудничество и компромисс - предпочтительнее сделать так, чтобы способы разрешения спора были наименее конфликтными, не допускающими их активного противостояния.

На наш взгляд, последнее положение имеет особое значение именно для медицины, поскольку действия врача и пациента по природе своей изначально объединены общей мотивацией - восстановление здоровья.

Одним из наиболее многообещающих направлений в социальных науках, связанных с медициной, является развитие новых социальных технологий, имеющих своей целью модификацию медицинского поведения личности и групп в интересах общего дела.

Отправным пунктом внедрения новой организационной формы в отечественное здравоохранение стал приказ № 237 Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 26.08.1992 г. «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)». В Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ, принятой в 1997 г., первичная медико-санитарная помощь рассматривается в качестве основного звена при оказании населению медицинской помощи, и особая роль в этом отводится развитию семейной медицины. Создание службы семейного врача направлено на раннее выявление заболеваемости, формирование у населения здорового образа жизни, на сохранение трудового потенциала страны, снижение преждевременной смертности.

С момента начала реформы системы первичной медико-санитарной помощи прошло уже более 10 лет. На сегодняшний день в системе послевузовского медицинского образования подготовлено более 5000 семейных врачей, но численность реально работающих специалистов составляет менее 2000 человек, что, конечно, не может в полной мере удовлетворить потребности первичного звена здравоохранения. Большинство населения и медицинских работников на территориях, где динамично развивается новая система организации первичного звена здравоохранения, высказывается за широкое внедрение института семейной практики, пациенты отмечают существенные преимущества в работе семейного врача по сравнению с участковым терапевтом. Несмотря на то что эффективность работы семейного врача набирает все больше доказательств, реформирование первичной медико-санитарной помощи в большинстве территорий большинстве поликлиник помощь больным продолжают оказывать участковые терапевты, а служба семейного врача в полной мере не функционирует, медленно развивается амбулаторная консультативная помощь при стационарном звене, так же как и реструктуризация больничной сети [5, 6].

При сравнении числа пациентов, направляемых на консультацию к «узким» специалистам, выяснилось, что самый низкий (менее 10%) показатель был почти у половины семейных врачей (45,3%), на госпитализацию — у подавляющего большинства семейных врачей (81,8%), что свидетельствует о несколько большей эффективности их работы по сравнению с участковыми терапевтами. Из сравниваемых групп участковых и семейных врачей (сравнение с педиатрами в этой части не проводилось в силу специфики их пациентов и характера патологий) последние обладают наиболее широким спектром самостоятельно проводимых диагностических исследований. Например, измерение остроты слуха проводят 88,7% семейных врачей и 24% участковых терапевтов, 82,3% семейных врачей измеряют остроту зрения, в то время как у участковых врачей этот показатель составил 18,3%.

Удовлетворенность работой играет важную роль в процессе мотивации труда. Ответы на прямой вопрос об удовлетворенности своей работой выявили, что в профессиональной группе семейных врачей самый высокий процент неудовлетворенных своей работой (42% опрошенных, у педиатров и участковых терапевтов соответственно только 11,3% и 14,2%). Проведение группового интервью среди семейных врачей внесло некоторые коррективы в понимание удовлетворенности семейного врача работой и ее связи с организационными проблемами. Большая неудовлетворенность вызывается более высокими требованиями семейных врачей к результатам труда. Организационные проблемы, нехватка самого необходимого диагностического и лечебного оборудования, равнодушие руководителей здравоохранения вызывает у семейных врачей (в первую очередь наиболее молодых, 25-30 лет) разочарование и приводит к конфликтам. Удовлетворение от врачебной деятельности приносит квалифицированное выполнение своей работы, результат, выражающийся в излечивании больного, в возвращении ему статуса здорового человека. Семейные врачи, принявшие участие в нашем исследовании, считают свою работу интересной (82%), необходимой (87%). Обычно в полной мере и всегда реализуют свои физические и интеллектуальные способности 48% опрошенных семейных врачей (у педиатров и участковых терапевтов этот процент значительно выше и составляет соответственно 60,3% и 60,2%). Настораживает тот факт, что 41,7% семейных врачей не в полной мере реализуют свой потенциал (у педиатров и участковых врачей только 27,8% и 29,1%).

Оценивая основные параметры своей работы по пятибалльной шкале, все сравниваемые группы врачей поставили на первое место ответственность, но если педиатры и участковые терапевты вторым по значимости параметром выбрали важность своей работы, то семейные врачи — результативность профессиональной деятельности.

Внедрение и развитие семейной медицины на современном этапе в России сдерживается рядом факторов и причин, часть из которых входит в компетенцию органов управления федерального уровня, другие — местных органов и учреждений здравоохранения. Весь комплекс причин можно условно разделить на несколько групп:

1) политико-экономические причины: недостаточное финансирование, опирающееся на «узкое» понимание рентабельности;

2) законодательные и правовые причины: недостаточный уровень обеспеченности отрасли в плане законодательных и правовых актов, что явилось серьезным тормозом в проведении реформирования здравоохранения;

3) организационно-управленческие причины, среди которых следует отметить следующие: потеря прежней вертикали управления; отсутствие новых статистических форм учета и отчетности семейных врачей и соответствующих нормативных актов и документов; дефекты в подготовке кадров для семейной медицины, связанные с отсутствием взаимосвязи системы подготовки семейных врачей и среднего медицинского персонала; со стороны властных структур отсутствует заказ на здоровую нацию, а население пока исповедует устаревшую ментальность («мое дело — болеть, ваше — лечить») [1].

Выводы

Для оптимизации взаимодействия врача и пациента, а также повышения удовлетворенности больных лечебным процессом необходимо: информировать пациента о предлагаемых методах и средствах лечения, особенно при использовании методов, связанных с риском для его здоровья; обеспечить реализацию прав пациентов; прогнозировать потенциальную эффективность медицинских услуг; контролировать динамику заболевания путем последующих контактов с пациентом; разрабатывать превентивные меры по профилактике патологических состояний.

Качество жизни пациента. Проблемы выбора врача в медицине.

Очень важным является этический момент, касающийся качества жизни, несмотря на то, что дни пациентки сочтены. Отсутствие боли при терминальных стадиях рака значительно улучшит качество жизни. Некоторые пациентки полагают, что ухудшение качества жизни при возможном необратимом повреждении нервной системы в результате значительной кровопотери (как в первом случае) является настолько веским фактором, что они согласились бы на переливание крови вопреки религиозным убеждениям.

Так что пользу или вред от лечения нужно рассматривать в каждой конкретной ситуации. И конечно, во время лечения действует принцип «не навреди». В четвертом случае продление жизни с нестерпимыми болями и длительное пребывание пациентки в больнице необходимо рассматривать с позиции ухудшения качества жизни. Это становится неприемлемым «вредом» для пациентки. В первом случае после переливания крови качество жизни значительно улучшится, появится дополнительное время для воспитания ребенка и снизится риск тяжелого повреждения внутренних органов.
Польза от предлагаемого лечения должна положительно сказываться на исходе заболевания.

Наконец, при рассмотрении каждого конкретного случая необходимо принимать во внимание социальные обстоятельства и общественно-экономические условия. Необходимо иметь ввиду отношения между родителями, детьми и другими родственниками, юридические правила и стоимость лечения. Угрозы со стороны рассерженных семей подать в суд, пациенты без медицинской страховки и денег для оплаты лечения могут потрясти медицинский персонал так, что они забудут об этической стороне дела. Общественно-экономические условия важны для принятия окончательного решения, но не должны перевешивать медицинские показания и желания самого пациента.

Когда общественно-экономические условия идут вразрез с медицинскими показаниями и желаниями самого пациента, то они создают проблемы. Представим это на примере четвертого случая: 33-летняя мать вынуждена провести свои последние дни дома рядом с маленькими детьми из-за высокой стоимости оказания стационарной помощи. В первом случае из-за отказа пациентки от переливания крови она долгое время находилась в реанимационном отделении, а место в этом отделении требовалось тяжелому пациенту с осложнениями от терапии лейкоза, и он был вынужденно госпитализирован в другую больницу. Такой исход, имеющий отношение к этическому принципу справедливости, покажется нечестным и несправедливым.

этика в медицине

Какие же имеются отличительные особенности этических проблем в акушерстве и гинекологии? Конечно, взаимоотношения между матерью и плодом и остальными членами семьи являются насущными в акушерстве и гинекологии. Первостепенная забота врача — обеспечить пациентке наилучшее лечение. «Облегчить страдания больного» — это остается истиной со времен Гиппократа.

Специальная группа определила понятие «права» для плода, и врач должен принимать их во внимание. Американский колледж акушеров и гинекологов отмечает, что в истории развития медицинской этики никогда не было положения, когда благосостояние плода ставилось бы выше благополучия матери. Это необходимо иметь в виду при рассмотрении аналогичных проблем.

Аборты могут служить первым примером рассуждений, когда противоречивость эмоций может отрицательно сказаться на этическом решении. Учитывая первостепенный врачебный долг перед пациенткой, принять решение об аборте легче, если сохранение беременности угрожает жизни пациентки. Конечно, многие являются сторонниками выполнения аборта только для сохранения жизни пациентки/матери. Когда мы уходим в сторону от этой понятной всем ситуации, дискуссия становится сложнее. Для того, чтобы понять эти противоречия, необходимо определить понятие «человек» прежде, чем определять термин «аборт» как потерю человеческой жизни.

Что такое признаки жизни и когда они появляются во время беременности? Зависит ли способность ребенка выжить от матери? Данные важные выводы должны приниматься во внимание, например, при выполнении аборта в 12-недельный или более поздний срок.

Определение этих понятий также помогает нам рассматривать «право» матери подвергать плод определенному риску, например, употреблять кокаин, алкоголь, курить и отказываться от кесарева сечения при наличии показаний со стороны плода. На какой же стадии человеческого развития, если такое вообще произойдет, благосостояние плода будет ставиться выше, чем собственный выбор пациентки/матери? В каком случае мы можем пренебречь желаниями пациентки для спасения жизни плода? Например, влияет ли употребление матерью наркотиков на ее способность адекватно принимать решения? Относительно второго случая — можем ли мы принять решение матери-наркоманки продолжать принимать наркотики во время беременности?

Какие последствия при ограничении употребления наркотиков будут наблюдаться у таких матерей? Следует ли учитывать решение матери отказаться от кесарева сечения по показаниям со стороны плода, высказанное под влиянием наркотиков?

Наблюдая за многими изменениями в репродуктивной эндокринологии, идея идеального случая, иногда называемого эталонным случаем, может помочь в решении этического спора. Какие, например, отношения между родителями и детьми можно назвать идеальными? Биологические отношения между матерью, предоставляющей яйцеклетку, и отцом, дающим сперму, in vivo являются эталонной ситуацией. В нашей среде образцовыми считались отношения в семье с родительской ответственностью за финансовую поддержку, образование, сохранение культурного и исторического наследия. Сейчас они немного изменились. Усыновление или парой мать/отец, или родителями одиночками, или двумя матерями, или двумя отцами, оплодотворение в пробирке яйцеклетки матери спермой мужа, оплодотворение в пробирке яйцеклетки матери спермой донора, оплодотворение в пробирке донорской яйцеклетки спермой донора, использование суррогатных матерей являются довольно распространенными на данный момент.

Допустимы ли такие методики? Почему? Повлияет ли это на выводы о гуманности, которые мы сделали при обсуждении проблемы абортов.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

В последнее время для того, чтобы оценить степень удовлетворенности человека своей жизнью, пользуются понятием «качество жизни». Несмотря на то, что «качество жизни» является многоаспектным и чрезвычайно многогранным понятием, в широком смысле - это мера взаимодействия между средой и ее использованием, также - это мера оценки степени удовлетворения материальных и духовных потребностей, которые не поддаются прямому количественному измерению. В настоящее время одним из важнейших направлений в системе здравоохранения является исследование качества жизни в медицине. Такие исследования помогают глубже и тщательнее разобраться в проблеме отношения больного к своему здоровью. Важное место в исследовании качества жизни больных принадлежит изучению контроля оказываемой населению медицинской помощи. В связи с этим особый интерес вызывает изучение качества жизни и состояние психического здоровья учащейся молодежи. Так, чрезвычайно актуальным является исследование качества жизни студенческой молодежи, которая, являясь особой социальной группой, объединенной определенными возрастными границами, интенсивным умственным трудом, образом жизни и менталитетом, определяет уровень развития страны в целом, ее конкурентоспособность.

1. Сурмач М.Ю. Качество жизни, связанное со здоровьем, как предмет изучения социологии медицины // Социология. - 2011. - № 2. - С. 100-104.

2. Евсина О.В. Качество жизни в медицине - важный показатель состояния здоровья пациента // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 1. - С. 119-133.

3. Мироедов А.А. Качество жизни в современных оценках экономического роста и социального прогресса / А.А. Мироедов. - 2012. - № 2. - С. 44-49.

5. Новик А.А. Концепция исследования качества жизни в медицине / А.А. Новик. - СПб: ЭЛБИ, 1999. - 140 с.

6. Полянская И.А. Организационные технологии профилактики заболеваний, влияющих на качество и продолжительность жизни: Автореф. дис. к.м.н. / И.А. Полянская. - Кемерово, 2011 - 22с.

7. Шевченко Ю. Концепция исследования качества жизни в здравоохранении // Мед. газета. - 2000. - № 53. - С. 6-7; № 54. - С. 6.

8. Жолдасбекова А.С., Калматаева Ж.А. Современные подходы к изучению качества жизни в медицине и кардиологии (литературный обзор) / А.С. Жолдасбекова // Вестник КазНМУ. - 2016. - № 3. - С. 246-251.

9. Харьков Е.И. Особенности качества жизни и психологические характеристики больных пожилого возраста с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и пути коррекции последних / Е.И. Харьков, Е.Л. Давыдов // Рос. кардиол. журн. - 2010. - № 3. - С. 53-57.

11. Белоусов Д.Ю. Качество жизни, связанное со здоровьем детей: обзор литературы // Качественная клиническая практика. - 2008. - № 2. - С. 28-38.

14. Кутумова О.Ю. Оценка качества жизни в субъектах федерации как основа региональной здравоохранительной политики / О.Ю. Кутумова, Б.Э. Горный // Экономика здравоохр. - 2011. - № 1-2. - С. 21-23.

15. Амирджанова В.Н. Популяционные показатели качества жизни по опроснику SF-36 (результаты многоцентрового исследования качества жизни «МИРАЖ») / В.Н. Амирджанова, Д.В. Горячев, Н.И. Коршунов, А.П. Ребров, В.Н. Сороцкая // Научно-практическая ревматология. - 2008. - № 1. - С. 36-48.

19. Рассказова Е.И. Методы диагностики качества жизни в науках о человеке / Е. И. Рассказова // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2012. - № 3. - С. 95-107.

20. Влияние реконструктивно-пластических операций на качество жизни больных раком молочной железы в отдаленном периоде / Г.А. Ткаченко, Х.С. Арсланов, И.В. Поддубная [и др.] // Вопросы онкологии. - 2008. - № 6. - С. 724-728.

21. Жерлов Г.К. Основы функциональной хирургической гастроэнтерологии. Практическое руководство для врачей. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2009. - 274 с.

22. Амирджанова В.Н. Качество жизни больных ревматоидным артритом, получающих ритуксимаб / В.Н. Амирджанова // Научно-практическая ревматология. - 2008. - № 1. - С. 15-20.

23. Демченко Е.А., Круглова Н.Е. Качество жизни больных ишемической болезнью сердца: прогностическое значение и динамика в процессе реабилитации после коронарного шунтирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2014. - Сер. 12. - Вып. 3. - С. 90-97.

24. Новик A.A., Ионова Т.И., Никитина Т.П. и др. Качество жизни больных гемобластозами в различные сроки после трансплантации костного мозга/стволовых кроветворных клеток // Вестник Межнационального центра исследования качества жизни. - 2010. - № 15-16. - С. 12-23.

25. Знобина Т.И. Социально-гигиеническое исследование формирования инвалидности у детей с учетом их возрастных особенностей и качества жизни: автореф. дис. … канд. мед. наук. - Москва, 2008. - 26 с.

26. Биомаркеры как предикторы исходов хронической обструктивной болезни легких (обзор литературы) / А.В. Будневский, Е.С. Овсянников, А.В. Чернов, Е.С. Дробышева // Молодой ученый. - 2014. - № 5 (64). - С. 125-128.

27. Кайль Я.Я. Повышение качества жизни населения субъектов РФ как приоритет совершенствования государственного менеджмента / Я.Я. Кайль, В.С. Епинина // Управление экономическими системами. - М., 2013. - № 4. - С. 42-51.

28. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине // РАМН. - М.: ЗАО «Олма Медиа Групп, 2007. - 320 с.

Главная задача и цель любого государства - это создание таких условий жизни граждан, в которых люди чувствовали бы себя комфортно и удовлетворенно [1]. Для того, чтобы организовать подобную качественную систему управления государством, нужно учиться понимать культуру общества, учитывать основы потребностей человека, его интересы. Своим главным направлением деятельности государство должно считать постоянное стремление к повышению уровня качества жизни своего населения [2].

Начиная с далеких времен и до настоящего момента понятие качество жизни претерпевало множество изменений, постоянно корректировалось и совершенствовалось [3]. На сегодняшний день создано достаточно большое количество литературы, различных научных трудов, что еще раз доказывает заинтересованность людей в исследовании и повышении уровня качества жизни [4]. Проблема исследования качества жизни занимает пограничное место не только в системе отраслей психологического знания, но и в смежных с ней науках. Стоит отметить, что начальный период исследования качества жизни характеризуется отсутствием единого подхода как к изучению самого понятия, так и к методологии исследования [5].

Несмотря на то, что современные концепции качества жизни населения берут свое начало у древних философов, более четкие границы начали проявляться только в XX веке [6].

В современном мире повышенный всплеск интереса к изучению качества жизни напрямую связан с экономическим кризисом, вследствие чего снижается реальный уровень дохода населения в большинстве стран мира, углубляется имущественная дифференциация [7].

Концептуальные подходы к исследованию качества жизни в настоящее время очень разнообразны.

Так, качество жизни можно рассматривать как совокупность жизненно важных сторон индивидуума, отражающих его существование во всех аспектах жизнедеятельности [8].

Современный экономический словарь дает следующее определение качества жизни: качество жизни - это обобщенная социально-экономическая категория, которая включает в себя не только уровень потребления социальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье и комфортные условия среды [9].

По определению Всемирной Организации Здравоохранения качество жизни - это восприятие людьми своего положения в жизни в зависимости от культурных особенностей и системы ценностей [10].

Несмотря на то, что понятие качество жизни является очень широким и многогранным, нас интересуют именно медицинские аспекты этого понятия. Преследуя эту цель, Каплан (Kaplan) и Баш (Bush) в 1982 году предложили термин под названием «health-related quality of life» (качество жизни, связанное со здоровьем). Благодаря данной предложенной концепции изучения качества жизни, удалось выделить из общего плана основные параметры, которые описывают не только состояние здоровья, но и помогают оценить качество медицинской помощи [11].

Качество жизни в медицине - это уровень благосостояния и удовлетворения теми аспектами жизни, которые наиболее подвержены влиянию болезни или ее лечения. Исследования влияния заболеваний на человека во все времена интересовали врачей. Нашему великому соотечественнику М.Я. Мудрову принадлежит известное крылатое выражение: «Лечить не болезнь, а больного». Исходя из смысла данной фразы, можно проследить идею гуманистического направления российских медицинских школ.

Такой термин, как «внутренняя картина болезни», в свою очередь, ввел советский психолог, основатель отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия в своей книге «Внутренняя картина болезни и ятрогении» [12].

Интерес к проблеме качества жизни и влияния болезни на человека существовал и в зарубежной медицине. Еще в XVI веке английский ученый Френсис Бекон считал, что основной целью лечения больного человека является достижение гармоничного состояния человеческого организма, которое обеспечивало бы ему полноценную жизнь. Ему принадлежит цитата «обязанность врача целиком состоит в том, чтобы уметь так настроить лиру человеческого тела и так играть на ней, чтобы она ни в коем случае не издавала негармоничных и неприятных для слуха созвучий».

Также следует отметить, что при обследовании пациентов в Ирландии и Австралии в XIX веке учитывались данные не только объективного обследования больного, но и его субъективные ощущения, игравшие немалую роль в постановке диагноза.

Какие же причины способствовали появлению показателя качества жизни в медицине XX века?

Начиная с XVI века в мире преобладала биомедицинская модель здоровья и болезни, то есть медицина была четко ориентирована на объективные критерии, именно по ним и выставлялся диагноз. Особенно ярко это проявлялось на протяжении и в конце минувшего столетия, так как успехи в исследовании механизмов функционирования организма и патологических нарушений, а также разработка новейших инструментальных и лабораторных методов исследования, затмили собой ту сторону врачебной деятельности, основу которой составляет уникальная роль личности больного в лечебном процессе.

Таким образом, учитывая только объективные клинические и инструментальные данные, врач перестает видеть самого больного. В связи с этим на смену биомедицинской модели приходит биопсихосоциальная (глобальная), в структуре которой главная роль отдается больному как личности, со своими субъективными представлениями о болезни, страхами и тревогами.

В настоящее время преимущество биопсихосоциальной модели здоровья и болезни стало очевидным для специалистов подавляющего большинства областей, в частности, в области «помогающих» профессий, таких как врачи и психологи.

Исследование качества жизни основано на оценке пациентом уровня своего благополучия в физическом, психическом, социальном и экономических аспектах.

Инструментом для изучения качества жизни являются профили (позволяют оценить в отдельности каждый компонент качества жизни) и опросники (для комплексной оценки). И профили и опросники классифицируются на общие и специальные. Следует отметить, что эти инструменты изучения качества жизни лишь отражают то, как больной переносит свою болезнь, но не оценивают клинической тяжести заболевания [14].

В настоящее время разработано около 400 опросников качества жизни. Они широко применяются в медицине, особенно в тех ее областях, где качество жизни больше всего пострадало от заболеваний. Анализ результатов дает возможность охарактеризовать состояние больных с различными формами патологий [15].

К наиболее распространенным общим опросникам относятся: EuroQOL (EQ - 5D) разработанный группой европейских исследователей, а также американский опросник SF 36 и его модификации (SF-22, SF-20, SF-12) [16].

Опросник MOS SF-36 является наиболее распространенным общим опросником изучения КЖ, широко применяющимся как в популяционных, так и в специальных исследованиях КЖ. Он состоит из 36 вопросов и включает 8 шкал [17].

В зависимости от того, насколько человек оценивает тот или иной показатель, психическое и физическое состояние будет оценено по-разному. Так, чем выше показатель, тем лучше состояние [18].

Во многих областях медицины проводится исследование качества жизни [19]. Особенно подверженными изучению качества жизни больных являются такие разделы медицины, как паллиативная медицина, кардиология, трансплантология, онкология, хирургия, психиатрия, эндокринология, геронтология. Остальные разделы медицины, безусловно, не остаются в меньшинстве, они также прогрессивно изучаются и исследуются.

Концепция исследования качества жизни динамично развивается, расширяются сферы ее применения, увеличивается круг отечественных и зарубежных специалистов, участвующих в научных программах исследования качества жизни.

Стоит отметить, что в современном мире множество врачей и научных работников в Российской Федерации и за рубежом достаточно глубоко интересуются изучением качества жизни своих пациентов, а некоторые из них уже приступили к собственным исследованиям в отдельных областях медицины.

Главная цель активных исследователей проблем качества жизни населения - собирать и анализировать основной информационный материал, который они получают в результате своих исследований, для обеспечения информационной поддержки специалистов, занимающихся проблемами изучения качества жизни.

На настоящий момент изучение качества жизни направлено на то, чтобы распространить повсеместно ту модель концепции и методологии исследования, которая соответствует современным международным стандартам.

Исследование качества жизни в онкологии. Благодаря изучению показателей качества жизни в области онкологии, существует возможность проследить, описать и детально измерить гамму многогранных нарушений, происходящих с больным человеком по мере развития злокачественного новообразования [20].

Исследование качества жизни в хирургии. Изучение качества жизни больных с хирургической патологией необходимо для стандартизации способов лечения, оптимизации выбора соответствующей терапии, которая будет наиболее эффективна для отдельного пациента с учетом его индивидуальности, социального статуса, материальных возможностей. Исследование качества жизни в хирургии - наиболее надежный и эффективный метод оценки состояния пациента до и в процессе лечения, а также на стадии реабилитации [21].

Исследование качества жизни в ревматологии. На качество жизни ревматологических больных влияет как заболевание, так и проводимое лечение. Методология исследования качества жизни позволяет изучить воздействие заболевания и лечения на показатели физического, психологического и социального функционирования больного [22].

Исследование качества жизни в кардиологии. Доказано, что изучение и измерение показателей качества жизни кардиологических больных в динамике могут очень помочь врачу-специалисту определиться с выбором более правильной терапии для данного больного в будущем [23].

Исследование качества жизни в трансплантологии. Оценка качества жизни является основой реабилитационных программ для таких больных. Данные о качестве жизни позволяют выявить больных, которым необходима помощь в восстановлении физического, психологического и эмоционального благополучия [24].

Исследование качества жизни в педиатрии. Метод исследования качества жизни в педиатрии получил наиболее интенсивное развитие в течение последних 10 лет. В 2002 г. насчитывалось около 19000 публикаций, посвященных этому разделу медицины. В настоящее время основными сферами применения данного метода являются различные научные, клинические и популяционные исследования детского здоровья. Применение данного метода в клинической практике находится на этапе становления [25].

Исследование качества жизни в пульмонологии. На основе результатов исследования качества жизни можно судить о влиянии заболевания и лечения на больного. При сравнении показателей качества жизни больной и здоровой групп можно наблюдать, насколько сильно отдельное заболевание влияет на жизнь человека. Исследование показателей качества жизни в динамике позволяет более тщательно и достоверно судить об эффективности проводимой терапии [26].

Также исследования качества жизни проводятся и во всех остальных разделах медицины и здравоохранения. Такие исследования в любой области преследуют единую цель - изучить основные проблемы, тревожащие человека в период болезни, исходя из его субъективных представлений.

Когда человек заболевает, он начинает страдать не только физически, но и душевно. В связи с утратой возможности жить полноценной жизнью человек испытывает сильные психологические проблемы, а так как чаще всего врач располагает лишь физикальными, и инструментальными и лабораторными показателями, психологические и социальные проблемы пациента уходят на второй план. Результаты исследования качества жизни, в свою очередь, будут являться необходимым дополнительным материалом, который поможет врачу более комплексно оценить данного пациента. Также исследование качества жизни является одним из критериев оценки эффективности оказания медицинской помощи [27]

Качество жизни можно рассматривать как отдельный самостоятельный показатель здоровья больного, а исследование качества жизни в процессе лечения играет не меньшую, а иногда и большую роль в оценке стадии развития заболевания. Уточнение возможности оценки качества жизни при различных заболеваниях является насущной задачей современной медицины [28].

Качество жизни рассматривается как система показателей, которые характеризуются уровнем достижения жизненных стратегий, исполнением задуманных планов.

Проблема качества жизни населения является одной из самых актуальных среди всех областей науки и здравоохранения. Объяснить повышенный интерес к исследованию качества жизни можно тем фактом, что в связи с масштабными проблемами, обусловленными экономическим и экологическим кризисом, население начинает осознавать необходимость решения подобных глобальных задач.

Исследование качества жизни, связанное со здоровьем, является новой современной методологией здоровьесбережения, позволяющей оценить результаты формирования качества жизни человека в социальной среде, в том числе в образовательной деятельности.

Синтетическим индикатором качества жизни является здоровье, которое в своих измерениях интегрирует и обобщает все многообразие сторон качества жизни. Здоровье можно рассматривать и как меру качества жизни, и как критерий проводимых реформ.

В связи с возросшим интересом к проблеме качества жизни особенно актуальным звеном выступает студенческая молодежь, которая, являясь своеобразной социальной группой, объединенной такими общими факторами, как возрастные границы, интенсивные умственные нагрузки, а также образ жизни и менталитет, является в будущем показателем уровня развития страны в целом, ее конкурентоспособности.

Читайте также: