Как родители могут сохранить здоровье кожи малыша

Обновлено: 07.06.2024

РОДИТЕЛЯМ О ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА от 6 до 9 месяцев

Вашему ребенку уже полгода. Он по-прежнему нуждается в постоянном внимании. Каждый день его жизни должен приносить пользу его здоровью и развитию. Основное условие охраны и укрепления здоровья ребенка - режим.

Каким должен быть режим дня ребенка от 6 до 9 месяцев?

Ребенок ест 5 раз в сутки, перерывы - 4 часа, а ночью - 8 часов. После ночного кормления ребенок не бодрствует. Первое кормление сразу же после пробуждения ребенка.

После каждого сна 2-2,5 часа.

Днем малыш спит 3 раза по 2-1,5 часа, т.е. после бодрствования до следующего кормления. Продолжительность ночного сна - 10 часов.

Просыпаться он должен в одно и то же время.

Независимо от времени пробуждения следует соблюдать интервалы между кормлениями, бодрствованием и сном. Но в зависимости от установленного времени пробуждения меняются варианты режима. Сохраняется прежняя последовательность: сон, кормление, бодрствование.

Купание ребенка проводится перед ночным сном через день.

Часы кормления: 6,10,14,18,22

Часы кормления: 7,11,15,19,23

Часы бодрствования: 7-9,11-13,15-17.30,19-21

Часы сна: 9-11,13-15,17.30-19,21-7 утра

Вы продолжаете ежемесячно консультироваться с врачом-педиатром и кормите ребенка в строгом соответствии с его рекомендациями. Он получает женское молоко или адаптированные молочные смеси:

С 6 до 9 месяцев количество соков и пюре увеличивается до 80 г, желток до 1/2, овощные пюре и каши до 180 г.

С 7 месяцев вводится овощной бульон до 30-40 г. Протертое вареное говяжье мясо или рыбу, начиная с 10 г, к 9 месяцам доводят до 30 г. С этого периода в рационе ребенка начинает формироваться многокомпонентный прием пищи- завтрак, обед. С 9 месяцев мясо можно давать в виде отварных фрикаделек.

Детям с экссудативным диатезом рыбу не дают.

С 7 месяцев назначают кефир, ацидофильное молоко или цельное коровье молоко в количестве до 200 г.

Число кормлений - 5 раз. Общий объем - 900- 1100 г.

Примерная схема вскармливания ребенка к 9 месяцам жизни:

6.00 женское молоко или смесь- 200 г

10.00 10% каша - 170 г, желток - 1/2, фруктовое пюре - 50 г

14.00 овощной бульон - 40 г, овощное пюре - 180 г, сухари - 5 г, мясное пюре - 30 г,

фруктовый сок - 50 г

18.00 творог - 40 г, кефир или цельное молоко - 100 г, фруктовое пюре - 50 г, печенье - 10 г

22.00 женское молоко или смесь, цельное молоко, кефир - 200 г

МАССАЖ и ГИМНАСТИКА

Во время переодевания, гимнастики, во время бодрствования малыш принимает воздушную ванну (примерно 12 минут). Другие закаливающие процедуры это- «сухие обтирания». Делают их фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи (7-10 дней). Затем переходят к влажным обтираниям водой температуры 35 0 С, постепенно ее, снижая до 30 0 С. Так же, как и раньше, ежедневное купание с последующим обливанием водой температуры на 1 0 С ниже.

Разумеется, закаливание может проводиться только, если ребенок здоров.

Одежда та же, что рекомендовалась ему в 3-6 месяцев.

Установлено, что в 7 месяцев хорошо развивающийся ребенок стучит игрушкой, размахивает ею, перекладывает, бросает ее.

Хорошо ползает, находит по просьбе взрослого взглядом в привычном для него месте предмет. Подолгу лепечет, произносит повторно одни и те же слоги, пьет из чашки.

К 8 месяцам: длительно и разнообразно занимается игрушками (вынимает, качает и т.д.), подражает действиям взрослого с предметами, сам садится, сидит и ложится; встает, держась за барьер, стоит и опускается; переступает, держась за опору; на вопрос «где?»- отыскивает взглядом несколько предметов, находящихся в определенных известных ему местах; по просьбе взрослого выполняет разученные действия («ладушки», «дай ручку» и др.); держит в руке и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый; четко и повторно произносит различные слоги.

К 9 месяцам: ходит, слегка придерживаясь, на вопрос «где?» находит предметы в разных местах; знает свое имя; подражает взрослому, повторяет за ним слоги, которые есть в лепете; пьет из чашки, слегка придерживая ее руками, спокойно относится к высаживанию на горшок, с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и т.д)

Игрушки не только забава и развлечение ребенка. Они помогают его общему развитию, развитию речи, движений.

Игрушки должны быть разнообразными: неваляшки, шары, мячики разной величины и цвета; погремушки, звучащие игрушки из различного материалы; мисочки, ведерки с вложенными в них игрушкам; кастрюльки с крышками; кольца для надевания на руку; куклы, мишки, озвученные, заводные игрушки. Одновременно давайте не больше 2-3 игрушек и меняйте их. Учите ими играть.

Не следует давать мелкие игрушки, которые ребенок может взять в рот, а также игрушки с острыми углами. Все они должны быть целыми, хорошо вымытыми.

Ребенок растет, меняется. Другими должны быть и условия его бодрствования. Это важно для познания им окружающего мира, для формирования маленького человека, его речи, движений. Вам спокойнее когда он в кроватке, а он уже научился ползать, вставать и переступать. Ему для этого нужно пространство - манеж или отгороженное место на полу.

Ни в коем случае не сажайте ребенка, если он сам не садится, не ставьте, если он сам не встает! Только по назначению врача-невропатолога детей можно сажать и ставить до того, как они сами овладеют этим.

Разговаривайте с малышом, общайтесь ним. Старайтесь, чтобы он отвечал Вам лепетом, вслед за ним произносите слоги. Называйте свои действия и действия ребенка. Побуждайте его подражать действиям с игрушками, движениям, называйте их. Если ребенок умеет сам садиться и сидеть, ему пора есть, сидя за столом. Приучайте его к высаживанию на горшок.

Если Ваш ребенок будет посещать ясли, следует заранее поговорить с участковым врачом, получить его рекомендации. Для того, чтобы ребенок быстрее привык к новым для него условиям яслей, обязательно приучайте его есть с ложки, пить из чашки, засыпать без укачивания и пустышки. Приучайте его к общению с посторонними детьми и взрослыми.

КАК СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА

Советы по развитию, воспитанию, охране здоровья ребенка родители получают от участковой медицинской сестры и сестры кабинета здорового ребенка детской поликлиники. Для того, чтобы не пропустить самые начальные отклонения в развитии и здоровье малыша, родители должны посещать детскую поликлинику по приглашению в 7 месяцев в специальные дни приема здоровых детей первого года жизни. В этот день ребенку проведут антропометрические измерения. Назначат режим, питание, продолжат начатые в три месяца профилактические прививки.

Если Вы регулярно посещаете детскую поликлинику и следуете советам специалистов, то Ваш ребенок к девяти месяцам вырастет на 5,5 - 6 см, прибавит в массе тела - 1600-1650 г, к 9 месяцам у него уже - 4-6 зубов.

жизнь и здоровье детей — самое ценное для каждого человека и страны.
Не позволяйте несчастным случаям и травмам причинить вред Вашим детям.
Ознакомьтесь, пожалуйста, с памятками по профилактике детского травматизма.
Будьте здоровы .

Данная информация представлена с целью предупредить необратимые события

Памятка для родителей и детей по предупреждению детского травматизма

Сохранить здоровье ребенка задача каждого родителя. Обязанность родителей обучать детей основам профилактики травматизма. Важно при этом внушить им, что опасности можно избежать, если вести себя правильно. Наиболее распространенным является бытовой травматизм.

Переломы, черепно-мозговые травмы возникают как следствие падений с высоты (окно, диван, коляска, подбрасывание вверх во время игры), нередки ожоги жидкостями (горячий чай, суп), ожоги от горячей плиты, посуды, утюга, других электроприборов, открытого огня, отравления неизвестными веществами. Как можно предотвратить падения?

— устанавливать ограждения на подоконниках, балконах, не стоять и не играть в непосредственной близости от открытых окон (москитная сетка не является защитой от падений!), создавать условия, когда ребенку невозможно забраться на подоконник или предметы мебели, обеспечивать замки элементами защиты от открывания детьми;

— нельзя подбрасывать ребенка высоко вверх, он может удариться головой о потолок или люстру или, упасть мимо встречающих рук и удариться о пол или о землю;

— опасно оставлять малыша на диване или на неогражденной кровати, ставить рядом;

— нельзя кормить грудного ребенка, лежа в кровати; нельзя укладывать его на подушку и укрывать одеялом взрослого, ребенок может завернуться в тяжелое для него одеяло и задохнуться, а также нельзя оставлять малыша, когда купаешь;

Зоной повышенной опасности являются детские площадки и общественный транспорт.

— находитесь рядом с ребенком во время пребывания на территории площадки и в транспорте;

— ожидая транспорт, стойте на хорошо освещенном месте рядом с людьми, ребенка всегда держите за руку;

— на остановках не поворачивайтесь спиной к дороге, не пытайтесь стать в первом ряду нетерпеливой толпы с ребенком — вас могут вытолкнуть под колеса; при заходе в транспорт детей в возрасте до трех лет необходимо брать на руки и подобным образом из него выходить.

Очень важен личный пример поведения родителей на улице, в транспорте.

В возрасте после года возрастает активность ребенка, он начинает проявлять любознательность и активность. В связи с этим увеличивается опасность ожогов, травм от электрических приборов, химических ожогов пищевода, удушья от мелких предметов.

В этом возрасте часто возникает подвывих головки лучевой кости, когда взрослые резко тянут за руку ребенка при падении. Будьте бережны, не травмируйте малыша!

Как уберечь от ожогов?

— на время прекратить пользоваться скатертями; ставить подальше от края стола емкости с горячей пищей! Старайтесь не допускать приближения детей к горячим плитам, утюгам, духовым шкафам, открытому огню, ограждайте детей от легковоспламеняющихся жидкостей, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды;

— нельзя пользоваться без надзора взрослых пиротехническими средствами: хлопушками, петардами, фейерверками, можно получить тяжелые ожоги, потерять зрение, искалечиться и даже погибнуть.

Более того, нельзя хранить их дома, ведь они отнесены к взрывоопасным средствам;

— ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте;

— будьте также внимательны при сборе грибов, ягод и растений, не собирайте и не употребляйте грибы, растения и ягоды, которые вам неизвестны;

Как избежать удушья от мелких предметов?

— не следует давать еду с мелкими элементами костей, семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Старайтесь кормить ребенка измельченной пищей;

— пресекайте баловство за столом, смех и игры;

— покупайте игрушки, от которых невозможно отсоединить мелкие части, а занятия с мелкими деталями (мозаика, конструктор) проводить только совместно с ребенком;

Обращайте внимание, если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок положил что-либо в рот.

В школьном возрасте появляются специфические виды травм: спортивные, уличные, автотравмы. Для их предотвращения необходимо наличие соответствующей виду спорта экипировки, наличие защитных приспособлений!

Важно помнить правила поведения на воде:

— дети могут утонуть мене чем за две минуты даже в небольшом количестве воды, поэтому их никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды.

Профилактика травматизма у детей раннего возраста

Профилактика детского травматизма является важной медико-социальной проблемой. Полученная ребенком травма может привести к тяжелым последствиям, а иногда и к гибели. Нередко травма, полученная в детстве, становится причиной стойких функциональных нарушений в организме. Так, переломы могут привести к искривлению или укорочению конечности. Рубцы, остающиеся после ожогов, стягивают суставы, ограничивая их подвижность. Недостаточная двигательная активность пальцев вследствие ранения кисти ограничивает впоследствии выбор профессии. После сотрясения мозга пострадавшие многие годы жалуются на головные боли, бессонницу, плохую память, невозможность сосредоточиться.

У детей раннего возраста в основном наблюдаются бытовые травмы: падения, ушибы, ожоги, отравления, ранения острыми, колющими предметами, попадание в дыхательные пути рвотных масс, мелких предметов.

Статистика неумолимо свидетельствует — маленькие дети чаще всего получают травму по вине взрослых. Это сигнал нам, взрослым, о том, что при появлении в доме малыша, надо во многом пересмотреть свое поведение. Так, открытые окна и балконные двери при некоторой потере бдительности могут привести к трагическим последствиям, неубранные лекарства стать причиной тяжелого отравления малыша, которого привлекают яркие этикетки и разноцветные таблетки. Травмы детей до 1 года часто вызваны выпадением из коляски, падением с кровати, дивана, стула. В более старшем возрасте дети часто падают с высоты — с горки, лестницы и др. В результате таких падений могут возникнуть не только ушибы, но и более тяжелые повреждения — переломы костей, сотрясение мозга, разрывы тканей, внутренних органов.

Родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом.

По недосмотру взрослых малыш может получить травму от контакта с огнем (печи, плиты, спички), электроприборами, щелочами, кислотами. Причиной ожога ребенка могут быть: горячая жидкость, которую взрослые беззаботно оставляют на краю плиты, стола или ставят на пол. Возможны ожоги во время купания ребенка, когда его опускают в ванну или начинают подмывать из крана, не проверив температуру воды. Маленький ребенок может обжечься и при использовании грелки, если температура воды в ней превышает 40-60°С.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п., ведь во время прогулки маленький ребенок при недостаточном надзоре может не только занозить себе руки, пораниться стеклом, торчащими палками, гвоздями, но и съесть какое-нибудь ядовитое растение, ягоды, гриб.

У детей очень рано начинает проявляться стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако отсутствие знаний об окружающей обстановке и собственного опыта служит причиной того, что они берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что и приводит к травме.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности. Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др. Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах города. С этой же
целью можно использовать картинки, книги.

В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.

Каждый год в мире от травм гибнут 750 тыс. детей. Травматизм — это одна из основных причин смертности и инвалидности среди детей младшего возраста.

Наиболее распространенные травмы связаны с падениями, ожогами, утоплениями и дорожно-транспортными происшествиями. В основном травмы происходят дома или вблизи него.

В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: бытовой, транспортный, школьный и спортивный. Чаще встречается бытовой травматизм. Бытовым травматизмом считаются повреждения, которые дети получили дома, в квартире, во дворе или саду. Повреждения при этом разнообразнее всего, но самые опасные из них — это ожоги пламенем, химическими веществами и падение с высоты.

Причины бытового травматизма разнообразны, но чаще всего это недостаточный досмотр родителей. Такие, казалось бы, на первый взгляд пустяки, как оставленные в доступном для малышей месте иглы, гвозди, лезвия бритв, могут привести к травме, а иногда и к смерти. Это же самое касается и газовых плит, обнаженных проводов электросети, отворенных окон, лестниц и за свою неосторожность родители иногда очень дорого расплачиваются.

Дети до трех лет очень подвижны. Перед ними раскрывается новый неизвестный мир и, стремясь познать его, они пробуют предметы на ощупь, на вкус, их привлекают яркие, блестящие предметы, которые сделаны из стекла. Играясь такими предметами как иглы, булавки, гвозди, пуговицы, монеты и неумелое обращение с ними часто приводит к ранениям, а иногда малыши и глотают их.

У дошкольников и младших учеников повреждения могут быть предопределены другими причинами. Они подвижные и несдержанные. Они редко получают травмы в квартире или в школе, потому что авторитет взрослых является каким-то барьером, поэтому дети пытаются лишиться присмотра и охотно проводят свой досуг со своими ровесниками, катаясь на велосипедах, самокатах, санках, лезут на деревья, открытые люки, лестницы.

Поэтому необорудованные детские площадки, загроможденные дворы, открытые люки, канавы, неисправные лифты, перила лестницы, неисправные велосипеды тоже очень опасны. Особенно опасны для детей стройки и не огражденные участки, где проводятся ремонтные работы. Часто дети падают с высоты — балконов, лестниц, деревьев, что тоже приводит к тяжелым травмам.

Родители должны как можно раньше начинать формирование у ребенка навыков безопасного поведения, травматологической настороженности.

Наилучшей формой такого воспитания являются игры, с помощью которых малыш лучше усваивает необходимые навыки. Во время игр и занятий уже с 2 лет можно начинать обучать ребенка навыкам пользования острыми и режущими предметами, правилам обращения с горячей посудой, жидкостью, пищей и др.

Прогулки по улицам следует использовать для практического обучения детей правилам поведения на улицах. С этой же целью можно использовать картинки, книги.

Зная наиболее частые причины травм и несчастных случаев, родители должны создать для ребенка травмобезопасную среду пребывания. Например, дома следует устранить нагромождение мебели, закрепить люстры, книжные полки, картины, оградить батареи центрального отопления, исключить возможность контакта ребенка с электророзеткой, оголенным проводом.

На площадке, где гуляют дети, не должно быть битого стекла, гвоздей, необструганных досок, ящиков и т. п. В летний период следует обращать особое внимание на предупреждение несчастных случаев на воде, отравлений ядовитыми растениями, ягодами, грибами. Очень важен и личный пример поведения родителей на улице, в транспорте, дома.

Профилактика травматизма у детей дошкольного и школьного возраста.

Детский травматизм и его предупреждение — очень важная и серьезная проблема. Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.Работа по предупреждению травматизма это:

1) устранение травмоопасных ситуаций;

2) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно.

Наиболее часто встречающийся травматизм у детей — бытовой:

— ожог от горячей плиты, посуды, пищи, кипятка, пара, утюга, других электроприборов и открытого огня;

— падение с кровати, окна, стола и ступенек;

— удушье от мелких предметов (монет, пуговиц, гаек и др.);

— отравление бытовыми химическими веществами (инсектицидами, моющими жидкостями, отбеливателями и др.);

— поражение электрическим током от неисправных электроприборов, обнаженных проводов, от втыкания игл, ножей и других металлических предметов в розетки и настенную проводку.

Падение — также распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы Их можно предотвратить, если:не разрешать детям лазить в опасных местах; устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Предметы из стекла необходимо держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.

Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Травматизм на дороге.

С раннего возраста ребенка нужно обучать правилам поведения на улице, повышенному вниманию в отношении транспорта. Самая опасная машина — стоящая: ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, ребенок может попасть под колеса другой машины.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу: остановиться на обочине; посмотреть в обе стороны; перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет; переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста; идти, но ни в коем случае не бежать; переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора; на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя; переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали; если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать; детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом. Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа.

Водный травматизм

Взрослые должны научить ребенка правилам поведения на воде, ведь он может утонуть даже в небольшом количестве воды, поэтому детей никогда не следует оставлять одних в воде или близ воды, в т.ч. — в ванной. Нужно закрывать колодцы, ванны, ведра с водой.

Ребенка нужно учить плавать, начиная с раннего возраста.

ОжогиM/center>

Ожогов можно избежать, если:

— держать детей подальше от горячей плиты, пищи и утюга;

— устанавливать плиты достаточно высоко или откручивать ручки конфорок, чтобы дети не могли до них достать;

— держать детей подальше от открытого огня, пламени свечи, костров, взрывов петард;

— прятать от детей легковоспламеняющиеся жидкости, такие, как бензин, керосин, а также спички, свечи, зажигалки, бенгальские огни, петарды.

Удушье от малых предметов

Маленьким детям не следует давать еду с маленькими косточками или семечками. За детьми всегда нужно присматривать во время еды. Кормите ребенка измельченной пищей.

Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки — это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Если у него затруднено дыхание, нельзя исключить возможность попадания мелких предметов в дыхательные пути ребенка, даже если никто не видел, как ребенок клал что-нибудь в рот.

Отравления

Ядовитые вещества, медикаменты, отбеливатели, кислоты и горючее, например керосин, ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов — дети могут по ошибке выпить их. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление, поражение мозга, слепоту и смерть. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза и даже на одежду. Лекарства, предназначенные для взрослых, могут оказаться смертельными для детей.

Медикаменты ребенку нужно давать только по назначению врача и ни в коем случае не давать ему лекарства, предназначенные для взрослых или детей другого возраста. Хранить медикаменты необходимо в местах недоступных для детей.

Очень важно для взрослых — самим правильно вести себя во всех ситуациях, демонстрируя детям безопасный образ жизни. Не забывайте, что Вы — пример для своего ребенка!

Детская кожа отличается от кожи взрослого и нуждается в особом уходе. Особенно летом, когда солнце наиболее активно: солнечные ожоги у детей повышают риск рака кожи во взрослом возрасте.

В этом материале мы вместе с педиатром и автором блога «Доктор Юрьева» Екатериной Юрьевой разбираемся, как устроена детская кожа, как правильно ее очищать и защищать от воздействия солнца.

Все, что надо знать будущим родителям

Чем отличается кожа детей и взрослых

Кожа имеет несколько слоев. Самый верхний слой, который мы видим, называется роговым — это главный защитный барьер нашего тела. Он состоит из омертвевших клеток кожи, которые не дают бактериям, вирусам, частичкам пыли и грязи из внешней среды проникать внутрь организма. Клетки кожи сцеплены прослойкой липидов. Роговой слой можно сравнить со стеной дома, где клетки — кирпичи, а цемент — липиды.

Чтобы поверхность кожи не сохла, сальные железы выделяют кожный секрет, или себум. Это смесь липидов, которые помогают коже сохранять влагу и выполнять защитные функции. У детей до шести лет секрет почти не выделяется, а их роговой слой тоньше по сравнению со взрослыми. Из-за этого детская кожа хуже справляется с патогенными микроорганизмами и чувствительнее к ингредиентам косметики.

Когда солнечные лучи попадают на кожу, защитить ее от их пагубного воздействия помогает пигмент меланин. Его производят клетки, расположенные в нижней части эпидермиса. Меланин поглощает ультрафиолетовое излучение, чтобы защитить клетки кожи от повреждения.

Чем больше меланина в коже, тем она темнее и лучше защищена от ультрафиолетовых лучей. У детей меланина мало, поэтому они легче обгорают на солнце, а их кожу необходимо защищать от ультрафиолета тщательнее, чем кожу взрослых.

Работа защитного барьера кожи также зависит от уровня pH и микробиома. У людей pH кожи слабокислый с уровнем 5—6. Такая среда благоприятна для бактерий, которые после рождения начинают активно заселять тело малыша, тренировать его иммунную систему и формировать защитный микробиом.

От бактерий на теле ребенка избавляться не нужно. Наоборот, важно сделать так, чтобы микробиом малыша был разнообразным для защиты от кожных заболеваний. Чем скуднее микробиом и стерильнее кожа, тем выше риск роста патогенных бактерий и вирусов. Есть даже предположение, что чрезмерная гигиена мешает формированию микробиома и увеличивает риск атопического дерматита.

Уровень pH может на время меняться из-за щелочных косметических продуктов, например мыла. Чтобы избежать этого, важно выбирать мягкие очищающие средства.

Как очищать кожу ребенка

Базовый уход за кожей ребенка не зависит от времени года. Важно очищать кожу от грязи и пыли круглый год, но делать это бережно, чтобы не повредить хрупкий защитный барьер.

Для этого стоит сократить время купания, насколько это возможно, и не давать ребенку лежать в мыльной воде. Наносите очищающее средство в конце купания, чтобы смыть его и сразу вытащить малыша. Американское общество дерматологов рекомендует купать ребенка 2—3 раза в неделю.

Как правильно мыть младенцев. До того как отпадет пуповина, очищайте кожу ребенка смоченной теплой водой губкой, чтобы лишний раз не мочить пуповину и дать ей засохнуть и отпасть. После того как пуповина отпала, плавно переходите к купанию в ванной.

Как очищать малыша губкой:

  1. Уложите новорожденного на твердую поверхность.
  2. Поставьте рядом миску с теплой водой. Возьмите мягкую губку или ткань, смочите ее водой и протрите лицо и голову малыша.
  3. Добавьте в воду мягкое очищающее средство, смочите губку снова и протрите тело. Смойте мыло влажной губкой.

Как купать ребенка в ванной:

  1. Выберите, где купать малыша, в раковине или детской ванной, и наберите теплой, но не горячей воды.
  2. Медленно опустите малыша в воду. Большая часть его тела должна быть над водой.
  3. Смочите мягкую ткань или губку водой и протрите ею лицо малыша. Используйте мягкий шампунь и очищающее средство, чтобы очистить кожу головы и тела. Смойте мыло и вытащите ребенка.

Сразу после купания заверните малыша в чистое полотенце. Если вы замечаете, что после ванны кожа малыша сухая, грубая на ощупь и шелушится, наносите увлажняющий крем или попробуйте купать малыша реже — 1—2 раза в неделю.

Какие симптомы на коже ребенка указывают на то, что уход неправильный, и что с этим делать

Существует несколько показателей, что с кожей ребенка все в порядке.

Нормальный цвет. Стандартный цвет кожи ребенка — примерно светло-розовый, даже мраморно-розовый, с прожилками сосудов, которые видят родители.

Гладкость кожи. Кожа должна быть однородной, приятной на ощупь, не шершавой.

Если на коже возникают какие-то проявления — например, трещины, высыпания, вкрапления, — это признак того, что есть проблемы. Например, неправильная гигиена, когда ребенка слишком редко моют.

Кроме того, на состояние кожи может влиять питание или одежда. Если ребенку в ней слишком жарко, может появиться потница. Летом потница может появиться на частях тела, которые соприкасаются с коляской или автокреслом. В этом случае попробуйте воспользоваться специальным матрасиком: он поможет воздуху свободнее циркулировать между телом ребенка и сиденьем.

Чтобы точно определить, в чем дело, и помочь ребенку, я советую обращаться к педиатру и дерматологу.

Как ухаживать за кожей под подгузником

Эта зона нуждается в особой защите. Влажная среда под подгузником размягчает кожу, а трение тканей и частицы фекалий и мочи могут раздражать ее и приводить к красноте и шелушению. Чтобы избежать этого, меняйте подгузник сразу после того, как ребенок сходил в туалет.

Чтобы очистить кожу младенца от испражнений, только воды недостаточно. Частицы фекалий и мочи смешиваются с липидами кожи, которые вода смывает с трудом. Лучше всего использовать мягкое очищающее средство или влажные салфетки. Если вы предпочитаете салфетки, проверьте, что в составе нет спирта или отдушек: они могут раздражать нежную кожу ребенка.

Нанесение увлажняющего крема после очищения кожи промежности помогает поддерживать кожный барьер и защищает от частиц испражнений, так как создает на коже невидимую пленку. Для детской кожи можно использовать крем, содержащий 5% Д-пантенола: это вещество помогает восстановить и успокоить кожу, а также укрепить защитный барьер. Лучше выбирать крем без отдушек.

После нанесения крема дайте коже высохнуть. Позвольте малышу побыть без подгузника, сколько это возможно, чтобы кожа восстановилась. Старайтесь не использовать пудры и присыпки, так как их частички могут попасть в легкие ребенка.

Безопасно ли носить подгузники летом

Подгузники носить безопасно в любое время года, но важно вовремя проверять их наполнение. Грязный подгузник может раздражать слизистые и мягкую кожу ребенка, что приводит к появлению потницы или опрелостей.

Еще полезно в течение дня проветривать кожу ребенка, но в то же время не стоит слишком усердствовать с этим. Например, отказываться от подгузника в течение дня и оставлять его только на ночь. В 21 веке много придумано для удобства родителей, и от этого не стоит отказываться — есть другие дела, которые можно успеть сделать, вместо того чтобы постоянно стирать пеленки и менять мокрое белье. В летнюю жару можно использовать дышащие подгузники, например Offspring.

Не нужно переживать, что у мальчика будут проблемы с половыми органами из-за того, что он долго носит подгузники: это распространенный миф.

Чем отличается уход за кожей зимой и летом

Если кожа малыша все равно выглядит сухой и шелушится, наносите на сухие участки увлажняющие кремы или мази, которые создают на коже пленку и не дают влаге испаряться. Это может быть крем с Д-пантенолом , вазелин или другие плотные кремы или мази без отдушек.

Летом воздух более влажный и сухость беспокоит меньше, но в то же время нужно защищать кожу от ультрафиолетовых лучей. Расскажу, как правильно это делать.

Как защищать ребенка от ультрафиолета

Избегать пиковой солнечной активности. Солнце обычно наиболее активно с 11 утра до 16 часов дня. Если прогноз погоды обещает жаркий солнечный день и индекс ультрафиолетового излучения высокий, лучше выходить на улицу утром или после обеда, когда солнце менее активно.

Носить закрытую одежду. Выбирайте для прогулок на улице плотную, но легкую ткань, которая не просвечивает. Можно также приобрести специальную одежду, которая не пропускает ультрафиолетовые лучи: она имеет отметку UPF. Чтобы защитить глаза от ярких лучей, пригодятся широкие солнцезащитные очки.

Наносить солнцезащитный крем перед выходом на улицу на открытые участки тела. Не забывайте обновлять его каждые два часа и после купания.

Старайтесь не использовать солнцезащитный крем, если малышу еще нет шести месяцев, так как крем в раннем возрасте может вызвать красноту и зуд. Вместо этого лучше защищать кожу одеждой и находиться в тени. Если вы используете спрей, сначала наносите его себе на руки, а затем — на кожу ребенка, чтобы его частички не попадали в легкие.

Как правильно наносить солнцезащитный крем на кожу ребенка

В первую очередь необходимо правильно выбрать крем. Это должна быть сертифицированная аптечная марка, проверенная дерматологами, а значение SPF никогда не должно быть меньше 50.

Наносить крем нужно на все открытые части тела, хорошо их промазывая. Лицо и голова также нуждаются в защите. Нужно тщательно обработать нос и места под глазами, потому что они часто сгорают. Если позволяет длина волос ребенка, желательно нанести крем и на кожу головы, даже если он в панамке.

Важно покрыть кожу ребенка ровным слоем крема. Если кожа кажется сиреневой, это говорит о том, что крем нанесен правильно: часто крема для детей более густые, их белый цвет в сочетании с естественным розовым цветом кожи ребенка дает такой эффект.

Обновлять крем нужно примерно каждые два часа, особенно если ребенок купается.

Играть в тени, а не под прямыми лучами солнца, особенно если ребенку еще нет шести месяцев. Выбирайте одежду, которая закрывает руки и ноги, а также надевайте панамку, чтобы закрыть от солнца кожу головы и лицо. Учтите, что солнечный свет отражается от воды и песка, поэтому получить солнечный ожог на пляже легче.

Какая повседневная уходовая косметика для детей нужна и как ее выбрать

Главное правило по уходу за кожей ребенка: чем меньше косметики, тем лучше. Любое новое косметическое средство несет риск раздражения и аллергии. Здоровым малышам достаточно мягкого очищающего средства, увлажняющего крема под подгузник и солнцезащитного крема, если малыш уже старше шести месяцев. Если на коже есть особо сухие участки, можно дополнительно использовать вазелин.

Подобрав подходящую косметику однажды, менять ее не стоит. Косметика не вызывает привыкания и не перестает со временем быть эффективной.

Если в вашей семье были случаи атопического дерматита — хронического заболевания кожи, которое сопровождается краснотой, сухостью, сильным зудом и образованием корочек, — обсудите необходимость средств профилактики с педиатром. Риск атопического дерматита передается от родителей к детям. При высоком риске врач может посоветовать ежедневно наносить на кожу ребенка увлажняющий крем без отдушек.

Так как кожа ребенка тоньше и более уязвима к аллергенам и раздражителям, детская косметика требует строгого отбора. В ней не должно быть компонентов, которые потенциально могут раздражать кожу малыша.

ПАВ. В состав любого очищающего средства входят поверхностно-активные вещества — ПАВ. Такие вещества условно делятся на мягкие и жесткие. Первые действуют бережнее, поэтому лучше выбирать средства с ними. Чем больше мягких есть в составе, тем бережнее действует средство. Жестких стоит избегать, особенно если они стоят в начале списка ингредиентов и в составе нет других ПАВ.

Читайте также: