Какие игрушки следует покупать детям в соответствии с возрастом?

Обновлено: 08.05.2024

Игрушки нужны ребенку не только для развлечения, но и для правильного развития. Сейчас в магазинах их множество, и иногда родители теряются, не зная, что выбрать. Это правильно, ведь все, что покупается детям, должно отвечать определенным требованиям. Дети в магазине выбирают игрушки импульсивно, часто получается, что дома они им уже не нравятся. Родители должны ответственно подойти к покупке, чтобы не окружать ребенка большим количеством ненужных вещей.

Требования к игрушкам

По мнению психологов и врачей многие игрушки, продающиеся в современных магазинах, вредны для детей. Они могут не соответствовать гигиеническим правилам или вредить психологическому развитию ребенка. Выбрать ребенку правильную игрушку сейчас сложно. Для этого нужно знать, какой она должна быть.

Игрушки должны быть изготовлены из безопасных, натуральных тканей, не вызывающих аллергии. Особенно это важно для малышей, которые берут их в рот.

Обеспечивается отсутствием острых краев, мелких деталей, прочностью конструкции, чтобы ребенок не смог ее сломать.

Они не дают правдивой информации о реальном мире.

Для малышей не рекомендуется приобретать кукол с половыми признаками или машинки с большим количеством деталей.

Также она должна способствовать выработке определенных навыков или знакомить с окружающим миром. Не рекомендуется покупать детям монстров, мутантов, зеленых зайцев.

Требования к игрушкам

Советы по выбору

Многие родители интересуются, какие игрушки выбрать детям. Ведь от этого зависит правильное развитие ребенка. Игрушка должна развлекать, но замечено, что малышей не надолго занимают музыкальные игры или другие малофункциональные развлекательные игрушки. Перед покупкой нужно хорошо подумать, нужна ли она ребенку, что она даст для его развития.

Есть несколько советов, которые помогут родителям:

  • приобретать нужно игрушки, соответствующие возрасту детей;
  • они должны быть реалистичными;
  • желательно не покупать пластмассовые игрушки, лучше их будет меньше, но из натуральных материалов;
  • не должно быть неприятного запаха или ярких красок, которые могут полинять;
  • желательно проверить выбранную вещь на прочность, чтобы малыш не сломал ее и не поранился;
  • если ребенок чем-то увлекается, нужно поощрять это, приобретая то, что ему нравится;
  • игрушки для детей после 2-3 лет должны быть многофункциональными: разбирающимися, с открывающимися дверцами;
  • не стоит ограничивать игрушки по полу малыша, у девочек и мальчиков должно быть разнообразие.

Какие выбрать

Особенно сложно понять, как выбрать развивающиеся игрушки для детей. В этом вопросе разбираются педагоги и психологи, можно проконсультироваться с ними. В детском центре «Клякса» есть разнообразные развивающие игрушки, рассчитанные на любой возраст ребенка.

А что же должно быть у ребенка дома?

  • Психологи рекомендуют, чтобы у ребенка был свой игрушечный друг - кукла, мишка или солдатик. Такая игрушка учит его общаться, справляться со страхами.
  • Нужны игрушки, повторяющие реальную жизнь - домики, кукольная мебель, посуда, муляжи фруктов.
  • Необходимы развивающие игрушки. Это кубики, пирамидки для малышей. Для более старших детей - конструкторы, пластилин, головоломки, настольные игры, пазлы.

Важность игрушек в жизни малыша неоспорима. Но необходимо знать, как правильно выбрать, чтобы они не принесли вреда. Лучше игрушек будет немного, но ребенок будет играть с удовольствием.


Игрушки — очень важный атрибут детства. Они не только развлекают ребенка, но и развивают его, помогая познавать окружающий мир. Какие игрушки будут не только интересны, но и полезны младенцам, детям в возрасте от года до трех лет и дошкольникам? На что стоит обращать внимание при выборе? На эту тему рассуждает дефектолог Олеся Югова.

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

Первое и главное, что нужно учитывать при подборе обучающих игрушек, — это возраст ребенка. В каждом периоде жизни есть своя ведущая деятельность, которая способствуют развитию психики ребенка в целом. Если пренебречь этим фактором, то подобранная игрушка может оказаться бесполезной.

Принимать во внимание нужно не только возраст, но и уровень развития ребенка. Это значит, что если ребенок немного отстает от норм своего возраста, то нужно подбирать игрушку для детей помладше.

Давайте разберемся, что и когда будет полезно для ребенка, какие игрушки будут не только развлекать, но и развивать его.

Пока ребенку нет и года, ему нужны не игрушки, а общение со взрослым: именно в этом заключается ведущая деятельность в младенческом возрасте. Благодаря этому общению ребенок учится понимать речь, а в дальнейшем и говорить, развивается его эмоционально-личностная сфера. Во втором полугодии жизни малыш начинает взаимодействовать с предметами. Можно предложить ему разнообразные погремушки, резиновые пищащие игрушки, мячики, прорезыватели (в этот период активно режутся зубы, и все перечисленное непременно окажется у ребенка во рту). Предметы должны быть легкими, доступными для схватывания и безопасными.

Это возраст активного развития сенсорного восприятия, не только зрительного и слухового, но и тактильно-кинестетического. Ребенок этого возраста, в отличие от более взрослых, усваивает куда большую долю информацию через прикосновения. Как можно чаще прикасайтесь к малышу, поглаживайте его, подбирайте игрушки с разными тактильными поверхностями: гладкие и рельефные, мягкие и твердые, имеющими разное звучание, цвет и даже температуру.

В первый год жизни ребенок тянет в рот все предметы, которые попадают к нему в руки, поэтому очень важна безопасность материалов. Многие родители считают, что деревянные игрушки — самые экологичные, и покупают только их. Они не совсем правы: плохо обработанное дерево может быть опасным, кроме того, такие вещи сложно как следует мыть и полностью дезинфицировать. Лучше покупать игрушки из хорошего пластика, резины или покрытого краской дерева. Откажитесь от предметов с мелкими деталями: ребенок может их проглотить. Помните, что у любого материала есть свой срок годности, даже если вещь выглядит хорошо.

В период от года до трех ребенок овладевает сенсорными эталонами, и основные из них — это цвет, форма и величина. Желательно дать малышу игрушки, в которых в разнообразии будут представлены эти признаки. Начните с предметов двух цветов, форм, размеров и затем постепенно расширяйте спектр. Это могут быть шарики, кубики, колечки пирамидки, коробочки, машинки. Не надо перегружать детское сознание и восприятие, оно не может вместить очень много. Подбирайте игрушки так, чтобы они поначалу отличались только одним признаком. Это значит, что если у малыша есть большая и маленькая машинки, желательно, чтобы они были одной формы, цвета и даже материала.

Давайте ребенку вещи, которые будут способствовать развитию слухового восприятия. Уделяте внимание и обонянию: чистые природные запахи, например аромамасла, специи, запах свежих фруктов и цветов, хорошо активизируют восприятие и психические процессы.

В раннем возрасте ребенку для познания, развития нужны предметы окружающего мира, потому что ведущая деятельность в этом возрасте — предметная. Многие игрушки устроены так, что ребенок сам догадывается, что с ними нужно делать: матрешку и пирамидку мы собираем и разбираем, кнопку — нажимаем. Шнуровки, рамки-вкладыши, стаканчики разного размера, которые нужно вставлять друг в друга, — список можно продолжать бесконечно. Другие игрушки можно использовать более свободно — куклы, машинки, кубики, мячи, наборы для сюжетных игр.

Очень важно, чтобы ребенок получал представлении о пространственных отношениях предметов Здесь ваши помощники — сборно-разборные игрушки, состоящие из нескольких частей, предметы, которые можно открывать и закрывать, доставать, высыпать, нанизывать, перекладывать, качать, катать. Предложите ему различные инструменты нашей повседневной жизни: ложку, карандаш, молоточек. Малыш станет осознавать, что ложка помогает есть пищу, которую невозможно есть руками; если водить карандашом по бумаге, остается след; палкой можно достать предмет, закатившийся под кровать.

Очень полезны для психического и эстетического развития продуктивные виды деятельности — лепка, конструирование, рисование. Кроме того, они тренируют сенсорное восприятие, моторику, умение анализировать и синтезировать, выполнять что-то по образцу. Замечательный эффект на детское развитие оказывают игры с песком и водой и, соответственно, игровые наборы для них.

Главная социальная потребность дошкольника — жизнь рядом со взрослым. Но родители не могут быть постоянно рядом, и тогда дети начинают объединяться в группы сверстников. На первый план выходит сюжетно-ролевая игра, в которой дети подражают взрослым, примеряют на себя их роли, воспроизводят ситуации из их жизни. Они играют с людьми своего возраста, но все же истоки игры всегда идут из взрослой жизни.

Здесь будут полезны наборы врача, учителя, механика, парикмахера, все, что может отображать взрослую жизнь, профессии. Дошкольники способны наделять одни предметы свойствами других: в их играх карандаш способен заменить градусник, а табуретка — машину, руль у которой будет воображаемым. Поддержите стремление к такому мышлению — не покупайте полный набор инвентаря, нужного для игр. Пусть ребенок фантазирует, сам что-то мастерит, лепит, рисует. Есть немало интересных наборов для изготовления поделок из различных материалов (гипс, воск, глина), с использованием разных техник. Это отличный вариант совместного досуга.

В этом возрасте многие уже начинают готовиться к школе, заботиться о развитии мышления. Не торопитесь научить ребенка читать, считать и писать, а вот познакомить его с цифрами и буквами уже можно. Сейчас очень много красивого счетного материала, магнитных азбук, книг с озвученным алфавитом, когда взрослому даже не нужно самостоятельно проговаривать все — ребенку достаточно нажать на кнопку, чтобы услышать, как читается буква. Все эти дидактические материалы помогают формировать интерес к буквам и цифрам.

Самое время тренировать различные виды мышления и мыслительные операции. Разглядывая картинки, у которых нужно найти отличия, малыш учится сравнивать. Разрезные картинки, составные игрушки, конструктор подходят для тренировки навыков анализа и синтеза, то есть понимания о целом и частях. Предложите ребенку сортировать игрушки: «Положи сюда машинки, а сюда кубики; клади справа красные вещи, а слева — зеленые; покажи мне, что на столе съедобное, а что несъедобное». Такие упражнения позволяют развивать умение обобщать и конкретизировать. Мне нравится методика «Нелепица»: дайте ребенку картинку, где изображены ситуации, которых просто не может быть. Например: кошка живет в гнезде на дереве, а ваза с цветами свисает с потолка. Попросите рассказать, что здесь не так. Малыш указывает на то, что кажется ему нелепым, и объясняет, как должно быть на самом деле: «Кошка живет в квартире, а гнездо — домик для птичек; ваза должна стоять на столе».

Все эти мыслительные операции помогают ребенку раскрыть связи между предметами, явлениями, фактами. Без установления этих отношений невозможна дальнейшая логическая и абстрактная деятельность, которая нужна для учебы и взрослой жизни. Можно использовать настольные игры, которые не только помогают развивать внимание, память и мышление, но и способствуют сплочению семьи.

Многие вещи можно сделать самостоятельно: картонные коробки с прорезями и предметы, им соответствующие, прекрасно заменят коробки-сортеры. Когда мама готовит обед, можно дать ребенку задание на сортировку, используя продукты: пусть в одну миску он кладет фасоль, а в другую горох. Можно подбирать крышки к кастрюлям по размеру. Эффект тот же, как от развивающих игрушек, а стоимость несравненно меньшая.

Не забывайте уделять внимание и физическому развитию. Есть множество игрушек для развития силы, ловкости, меткости: спортинвентарь — скакалки, кегли, мячи, мягкий дартс, кольцеброс.

Многие ответственные родители говорят: «Мы будем серьезно заниматься развитием малыша». Оставьте эту задачу педагогам в детском саду и школе, будьте родителями, которые могут играть и веселиться с ребенком. Многие мамы и папы теряют с возрастом способность расслабляться и веселиться как дети. Вместо этого они усердно занимаются с малышом и этим часто губят мотивацию. Поэтому мой совет: играйте с ребенком, получайте от этого удовольствие, а различные игрушки будут вам в этом подспорьем.

Читайте также:

Какие игрушки нужны детям?

Современный рынок пестрит большим разнообразием детских игрушек. Выбрать ту, которая будет не только интересна, но и полезна для малыша, бывает совсем не легко. В этой статье мы расскажем Вам, какое количество игрушек нужно детям, какие виды игрушек существуют и какие из них подходят ребенку в зависимости от его возраста.

Для чего нужны игрушки?

Игрушки - это неизменные спутники детства. Игра для ребенка - это не просто времяпрепровождение, а способ научиться чему-то новому и развить свои способности. Изначально игрушки были уменьшенными копиями орудий труда, а их функция заключалась в обучении ребенка пользоваться ими (например, раньше для малышей делали маленькие лук и стрелы, чтобы они научились охотиться). Впоследствии, когда такая необходимость отпала, несмотря на то, что внешний вид игрушки оставался неизменным, она стала инструментом развития каких-либо навыков.

Игрушки играют большую роль в жизни детей. Большинство из них являются упрощенными и уменьшенными копиями реальных предметов и приближают ребенка к миру взрослых.

Для чего нужны игрушки?

Роль игрушки меняется и в зависимости от возраста ребенка. Если изначально для малышей важна внешняя привлекательность игрушки, ее соответствие реальным предметам жизни, то уже в старшем дошкольном ценится ее «обобщенность» и многофункциональность.

Педагоги и психологи выделяют следующие виды игрушек.

  1. Сюжетно-образные игрушки (куклы, наборы профессий, фигурки животных и т.д.);
  2. Дидактические игрушки (головоломки, конструкторы, собственно дидактические игры);
  3. Спортивные игрушки (мячи, обручи, скакалки и т.д.);
  4. Музыкальные игрушки (бубны, погремушки, ксилофоны и т.д.);
  5. Настольные игры;
  6. Театральные игрушки (кукольный и пальчиковый театр);
  7. Игрушки-забавы (используются для развлечения).

Игрушки также различаются по своему назначению:

  1. Игрушки, способствующие развитию личностной сферы;
  2. Игрушки, которые способствуют развитию моторных и познавательных способностей.

Игрушки также различаются по своему назначению

Нужно ли детям много игрушек?

Если Вы спросите малыша, достаточно ли у него игрушек, он ответит, что, конечно, нет. Малышам всегда мало! Но, тем не менее, сколько игрушек покупать, решают взрослые. Некоторые родители стараются, чтобы у малыша было как можно больше игрушек, не задумываясь о том, так ли они необходимы. Психологи утверждают, что наличие слишком большого количество игрушек дома приносит ребенку мало пользы. В этом случае они перестают иметь для малыша ценность, а многие из тех, что есть, лежат без дела. Чтобы этого не происходило, время от времени нужно убирать часть игрушек, а когда ребенок наиграется оставшимися, заменять и их.

Детям не нужно слишком большое количество игрушек. Понаблюдайте за играми ребенка и Вы заметите, что с одними игрушками малыш играет часто, а к другим почти не проявляет интереса.

Среди игрушек должно быть разнообразие. Постарайтесь, чтобы у малыша были разные виды игрушек: музыкальные, спортивные, настольные и т.д. Среди достаточного количества игрушек, ребенок обычно выбирает любимые, к которым у него формируется привязанность. Играя с ними, дети учатся заботе и ответственности.

Подходите к выбору игрушек взвешенно:

  • Не приобретайте игрушки между делом, например, придя в магазин за продуктами;
  • Не следуйте моде на игрушки слепо;
  • Ориентируйтесь на потребности возраста;
  • Учитывайте интересы Вашего ребенка;

Игрушки для малышей до года

Возраст ребенка - один из главных критериев выбора игрушек. Главная задача игрушек для детей до года - это стимуляция органов чувств (зрения, слуха, осязания). Они должны быть яркими, приятными на ощупь и, в первую очередь, безопасными. Малышам до года подойдут такие игрушки, как:

  • Развивающий коврик с дугами;
  • Музыкальные игрушки (погремушки, колокольчики, бубны, шуршащие игрушки);
  • Тактильные мешочки;
  • Мячики (в том числе массажные);
  • Мягкие и деревянные кубики;
  • Рамки-вкладыши;
  • Пальчиковые игрушки;
  • Безопасные предметы из реальной жизни (пластиковые бутылки, бусы, деревянные ложки и т.д.);
  • Игрушки для ванной.

Чем младше ребенок, тем меньше игрушек ему необходимо. Гораздо ценнее эмоциональное общение с близкими взрослыми, которое происходит, в том числе, в процессе игры.

Игрушки для малышей до года

Какие игрушки полезны детям раннего возраста

Ведущей деятельностью малышей от 1,5 до 3 лет является предметно-манипулятивная деятельность, которая связана с овладением культурными способами действий с предметами. Дети этого возраста учатся пользоваться ложкой, мыть руки с мылом, открывать и закрывать замочки, одеваться и так далее. Поэтому самыми полезными игрушками для малышей раннего возраста являются обычные бытовые предметы. Также им будут интересны и полезны игрушки, развивающие наглядно-действенное мышление, мелкую моторику и познавательную активность:

  • Шнуровки;
  • Сортеры;
  • Рамки-вкладыши;
  • Бизиборды;
  • Игрушки-каталки;
  • Матрешки;
  • Пирамидки;
  • Машинки;
  • Кубики;
  • Конструктор с крупными деталями;
  • Музыкальные игрушки;
  • Спортивные игрушки;
  • Книжки;
  • Кинетический песок;
  • Наборы для творчества (рисования, лепки, аппликации);
  • Сенсорные коробки;
  • Лопатки, совочки, сита;
  • Обучающие карточки и так далее.

Дети раннего возраста стремятся к самостоятельности, поэтому у них должна быть возможность играть в одиночку. Очень важно, чтобы детские игрушки были качественными и безопасными, а также интуитивно-понятными ребенку.

Какие игрушки полезны детям раннего возраста

Вопросу хранения игрушек тоже следует уделить внимание. Рассортируйте игрушки по категориям и разложите их по контейнерам или корзиночкам. Ребенок должен знать, где что лежит, и учиться самостоятельно убирать игрушки на место.

Самые необходимые игрушки для детей дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста очень любознательны и полны энергии. Игрушки для дошкольников должны быть разнообразны, в том числе, давать возможность малышу развиваться через сюжетно-ролевую игру. Если Ваш ребенок посещает занятия или детский сад по системе Монтессори, стоит подобрать для игр дома те пособия и игрушки, которые будут дополнять Монтессори-материалы, с которыми малыш занимается в клубе.

  • Книги. Для детей от 3 до 5 лет лучше выбирать сказки с простым сюжетом или истории из повседневной жизни. Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) уже начинают читать сами, поэтому им понравятся короткие иллюстрированные сюжеты, напечатанные крупным шрифтом. Для совместного чтения можно выбрать книги с более сложными сюжетами, в том числе с фантастическими.

Самые необходимые игрушки для детей дошкольного возраста

  • Материалы для творчества. Это может быть цветная бумага и картон, пластилин и тесто для лепки, карандаши, краски, ножницы, клей и многое другое.
  • Конструкторы. От мягких и больших кубиков по мере взросления ребенка можно переходить к конструкторам с мелкими и оригинальными деталями. Игры с конструктором хорошо развивают мелкую моторику, внимание, мышление и воображение.
  • Сенсорные коробки. Это замечательная многофункциональная игрушка, которая подходит детям от 6 месяцев до 7 лет. Ее легко сделать при помощи подручных средств с минимальными материальными затратами. Наполнение сенсорной коробки может быть разнообразным: крупы, макароны, камни, песок, шишки, орехи, вода и так далее. Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение.
  • Кукольный и пальчиковый театр не только прекрасно развивают фантазию и речь, но и позволяют ребенку в полной мере проявить свои творческие способности.

В Монтессори-подходе сюжетные игрушки не приветствуются. Их вполне могут заменить удобные и подходящие по размеру реальные предметы.

В Монтессори-подходе сюжетные игрушки не приветствуются

  • Настольные игры. В настоящий момент существует большое разнообразие настольных игр для детей разных возрастов. С их помощью малыш может научиться считать и читать, следовать правилам, развивать познавательные процессы и мелкую моторику. Особую значимость имеют игры, в которые можно играть всей семьей.
  • Спортивный инвентарь. Для гармоничного развития ребенку просто необходима физическая активность. Замечательно, если дома у малыша будут мячи, скакалки, тоннели и другие спортивные снаряды.

Выводы

При выборе игрушек для своего ребенка мы рекомендуем Вам руководствоваться принципом «лучше меньше, да лучше». Они должны не просто занимать малыша, но и развивать его. Ориентируйтесь на возраст ребенка, его потребности и интересы. Кроме этого, детская игрушка должна быть качественной и безопасной. Для игр вполне можно использовать различные предметы быта, а также игрушки, сделанные своими руками.

Выводы

Заключение

Посещая Монтессори-клуб «Созвездие», ребенок оказывается в Монтессори-среде, наполненной множеством интересных предметов. Монтессори-материалы - это не просто игрушки, а специально разработанные инструменты для всестороннего развития малыша. На занятиях педагог наблюдает за ребенком и, если это действительно необходимо, оказывает ему помощь. Задача Монтессори-педагога - организовать пространство и действия каждого малыша так, чтобы дети могли заниматься интересующими их вещами самостоятельно. Приходите и развивайтесь вместе с нами!

Читайте также: