Мышление и сознание. Физиология памяти

Обновлено: 02.06.2024

Когнитивными называют процессы в центральной нервной системе, которые обеспечивают познавательную деятельность (от лат. cognitio — познание). К когнитивным процессам относят сознание, мышление, речь, память.

Нейрофизиологической основой когнитивных процессов, а также эмоций и циклической деятельности организма служат так называемые интегративные функции ЦНС. Этим термином обозначают функции мозга, не связанные непосредственно с обработкой сенсорных сигналов и управлением соматическими и вегетативными процессами. Следовательно, структуры, осуществляющие интегративные функции ЦНС, локализованы преимущественно в ассоциативных, а не в сенсорных (проекционных) и моторных зонах коры больших полушарий головного мозга.

Лимбическая система обеспечивает эмоциональный настрой, мотивацию (побуждение к действию), научение и запоминание, создает индивидуальную окраску информации, определяет характерную для индивидуума целенаправленную деятельность.

С неокортексом связаны логическое мышление и стереогности- ческие способности, обусловливающие пространственно-временные взаимоотношения организма со средой.

Элементы (структура) сознания

Сознание обеспечивается сложными нейронными сетями, служит главным признаком существования человека и строится на основе ощущений. Ощущения приводят к опознанию. Во взаимодействии с ним строятся все элементы сознания (рис. 14.1): формирование эталона, его хранение (память), творчество (созидание нового).

Благодаря памяти создается информационный тезаурус индивидуума. Тезаурусом называют словарь, в котором слова языка представлены наиболее полно, расположены не по алфавиту, а по тематическому принципу с указанием семантических (смысловых) отношений между ними. Именно так связаны между собой различные понятия в человеческом мозге.

Элементы сознания

Рис. 14.1. Элементы сознания

Рассмотрим в качестве примера мозговые механизмы опознания человеком зрительной информации (рис. 14.2).

Схема, иллюстрирующая гипотезу информационного синтеза

Рис. 14.2. Схема, иллюстрирующая гипотезу информационного синтеза

Согласно гипотезе информационного синтеза (А. М. Иваницкий), в реверберационном круге ощущений осуществляется сравнение сенсорного сигнала, поступившего в первичную проекционную зону зрительного анализатора (поле 17 по Бродману), со сведениями, извлеченными из памяти, включая сведения не только о физических свойствах, но и о биологической значимости поступившего сигнала.

Зрительный сигнал достигает поля 17 за 30 мс. Время движения сигнала по кругу ощущений через ассоциативную (поле 39) и энторинальную (поле 28) кору, а также через гипоталамус составляет в сумме 150 мс. Следовательно, периферический и центральный анализ зрительного сигнала происходит за 180 мс. Перечисленные структуры ЦНС объединяются в нейронный ансамбль (круг реверберации) посредством образования между ними временных связей (по терминологии И. П. Павлова, между этими полями происходит «проторение пути»). Важно отметить, что образующиеся временные связи обеспечивают возврат возбуждения к местам первоначальных проекций. Так функционирует круг ощущений.

Переход от ощущений к опознанию зрительных сигналов осуществляется включением в обработку информации нейронных сетей височной и лобной долей (поля 22 и 44). Опознание обычно происходит в словесной форме, даже в тех случаях, когда человек не произносит слова, а думает словесно. Такое оречевление информации называется вербализацией. Поэтому нейронные ансамбли, обеспечивающие опознание сигналов, включают структуры центров речи — поля 22 и 44.

Из сказанного следует, что при формировании кругов ощущений в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга сопоставляются два информационных потока: сенсорные сигналы (новая информация) и сведения, извлеченные из памяти (прежняя информация). При опознании и вербализации сенсорных сигналов, что характерно для мышления, в определенных пунктах коры больших полушарий головного мозга сопоставляются не два, а большее число информационных потоков.

Формирование нейронных ансамблей за счет корковых временных связей происходит на основе согласования ритмов электрической активности между определенными пунктами коры. Имеет место своеобразный резонанс на частотах, близких к 20 Гц. На них корковые временные связи образуются наиболее эффективно.

Факты о деятельности головного мозга при обработке сенсорных сигналов были получены посредством метода вербальных вызванных потенциалов. Он заключается в исследовании динамики электрических потенциалов головного мозга под действием словесных (вербальных) раздражителей. Результаты исследований были дополнены данными, полученными методами ядерно-магнитного резонанса и позитронно-эмиссионной томографии. Эти методы пролили свет и на механизмы мыслительной деятельности.

§1. Мышление, сознание, память

Материальной основой процесса мышления служит 1) система материальных нейронных связей в мозгу; 2) физиологические раздражения, идущие в мозг от органов слуха при воздействии на них звучаний речи; 3) физиологические раздражения, идущие в мозг от органов зрения при воздействии на них письменных знаков; 4) кинестетические раздражения, идущие в мозг от органов речи.

Мышление – это материальный процесс функционирования нейронов в мозгу и преобразование чувственных образов действительности в их идеальные образы на уровне абстрактного мышления. Мышление – это процесс отражения объективной действительности, это сам процесс согласования идеальной модели мира в мозгу с материальным оригиналом, построение его умственной, идеальной, абстрактной картины. Процесс обогащения и перестройки структуры сознания и есть мышление.

Сознание – это совокупность средств и результатов такого отражения. Мыслительные единицы или логические формы (фонемы, графемы, понятия, суждения, умозаключения) суть единицы сознания, единицы психики, церебральные, мозговые единицы. Сознание – это склад, багаж нервно-мозговых связей, а мышление – выборочное использование деталей этого склада. Языковой знак – материя, став идеальной, логической формой, обеспечивает мышление про себя и для других, т.е. речь.

Развёртывание речевой цепи – это процесс мышления как развёртывание нашего сознания, позволяющее воспринимать содержание этого сознания и слушателями, и читателями, и самим автором. Языковые знаки – это условное осознание человеком деятельности собственного сознания. Это значит, что мышление – часть сознания, включающего в свой состав помимо идеального процесса мышления, также отображение действительности в иных формах – эмоциональных, эстетических, волевых. Сознание – это орудие мышления, а мышление – это деятельность сознания, его динамика, его функционирование. Можно сказать, как у Гумбольдта, что мышление – это «энергейя», а сознание – это «эргон».

Сознание непрерывно пересматривает свою статическую структуру под воздействием получаемой и осмысливаемой информации. Сознание и мышление противопоставлены как статика и динамика. Мышление – это конкретное функционирование сознания, это динамика переструктурирования сознания по мере познания мира. Разница между сознанием (статикой мышления) и процессом мышления (динамикой мышления) состоит в том, что сознание непрерывно пересматривает свою статическую структуру под воздействием получаемой информации, т.е. результатов функционирования нейронных клеток. Мышление – это конкретное функционирование сознания. Единицы сознания – это структурные образования от низших (фонемы) до высших (умозаключения) логических форм.

Существует мнение, что сознание есть особая идеальная, нематериальная субстанция, принципиально отличная от субстанции материальной, вещной. Однако никакой бестелесной, нематериальной, идеальной субстанции вообще не существует и не может существовать. Её основой является материя. Сознание есть идеальное состояние как продукт деятельности мозга человека, а мышление – это сама деятельность единиц этого сознания. Идеи, мысли суть состояния клеток мозга и комплекса вполне материальных знаков, представленных в мозгу идеально. Сознание является субъективной реальностью, это накопленное отражение бытия, обобщение и личная практика людей в обобщённой, опосредованной форме – в форме понятий. Сознание есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включён и он сам, и его действия и состояния, это субъективный продукт, преобразованная форма проявления тех отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире. «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». [Ленин, т. 29:194].

Сознания не существует без языковых знаков, которые, в свою очередь, диалектически предполагают наличие сознания. 1) Сознание как абстракция тесно связано с понятием материального знака, для неё это не просто набор знаков, но система тесно взаимосвязанных со знаками психических процессов, которая не дана человеку как нечто врождённое, а постепенно складывается, развивается, уточняется, обогащается. 2) Формирование сознания – это последовательное развёртывание внешнего мира в мыслительное, идеальное. Ребёнок, научившись говорить, ещё не научился думать отдельно от звучащей речи. Думая, он обязательно разговаривает сам с собой, это процесс превращения внешнего действия во внутреннее можно проследить и при чтении: сначала чтение только вслух (громко, потом шёпотом), потом звуков нет, но есть шевеление губами, а потом и это ребёнку уже не нужно, он читает без внешних проявлений своего чтения. Люди в своей общественной, в речевой деятельности производят и своё сознание.

Прежде всего зададимся вопросом: в чём состоит различие между мышлением и сознанием? В структуре моего сознания заложены мои совокупные знания (со + знание) об окружающем меня мире и обо мне самом, в том числе и знания языка или языков. В материи языка содержатся два абстрактных образа – от материи знака и от материи внешнего объекта (уровни 1, 4 в модели знака), т.е. два идеальных образа от материй, живущих в мозгу (уровни 2, 3 в модели знака) как отражение этих материй в виде их абстрактных, условных названий. Это значит, что в сознании нет ничего, кроме самого сознания, имеющего своё «содержание» и свою «форму».

От сознания как продукта мышления, его статического состояния, надо отличать само мышление как идеальный процесс отражения мира, процесс, в котором задействованы все элементы сознания и рождаются всё новые и новые факты сознания. Все мои знания о мире и мои отношения к нему хранятся в моём мозгу как моё личное совокупное знание или сознание, которое может быть опознано, осознано, выявлено, систематизировано, «передано» другим людям, эксплицировано только и только в виде звучащего (написанного) языка, или точнее – оречевлённого, вербального мышления. Когда я говорю или пишу, я «выношу» вовне «кусочек» моего сознания. Когда я читаю и слушаю, я воспринимаю «кусочек» сознания других. Поэтому слово, предложение, текст – это всегда материальный внемозговой фрагмент сознания человека.

Как соотносятся мышление как процесс и сознание как статическое состояние памяти? Сознание как продукт есть вторичное по отношению к материальному мозгу, так как и всё духовное, вторично по отношению к материальному. Мышление есть деятельность, процесс, но сама мысль противопоставлена мышлению как нечто не процессуальное. Мысль «выносится» из головы через языковые знаки, как материальные оболочки идей, понятий. Обычно существует разрыв между пониманием мышления как процесса, деятельности, и пониманием сознания как статического мышления, как продукта мыслительной деятельности, познавательного процесса. Этот разрыв идёт от традиционного разрыва между психологией и логикой. У психологов мышление – это процесс, деятельность, у логиков – понятия как уже готовые мысли, фиксирующие признаки предмета.

Понимание мышления как деятельности, а сознания как продукта этой деятельности, как багажа нервно-мозговых связей, не позволяет их оторвать от мыслящего органа, без которого и независимо от которого мышления и сознания не существует (согласно некоторым теориям мысль отражается в языке), и тем самым позволяет отождествить сознание как с результатами, продуктами деятельности мозга, так и с самой деятельностью мозга, ибо единицы сознания – понятия – сами включаются в процесс мышления.

Что такое память? Это физиологическое и одновременно психологическое закрепление результатов процесса мышления, множественных рядов последовательностей в поступках, индивидуальных актах, состояниях, умственных и физических действиях. Наследственные инстинкты у любого существа можно тоже назвать разновидностью памяти. В своей физиологической основе – это временные нервные связи в коре головного мозга. Этот физиологический и психический процесс служит организации мысли в речевых актах. Память – это функциональный инструмент накопления информации в процессе жизни людей, способность нервных клеток мозга удерживать в сознании идеальные образы реальных предметов, событий, свойств, отношений. Память – это результат накопления, удержания и преломления в мозгу глубинных биологических процессов, связанных с эмоциональным состоянием индивидов. Память как психическое проявляет себя в процессе запоминания, воспоминания, забывания. Память обслуживает все стороны человеческой жизни, она не материальна, а идеальная продукция живой материи – мозга. Память многослойна, без неё нет движения мысли, творчества. Память имеет объём, глубину и пространственно-временную протяжённость.

Объективно существуют сам человек как реальная действительность, его мышление, сознание, память, логика, язык, речь, текст. Без каждого из этих составляющих компонентов интеллекта человека мозг не работает, следовательно, нет и человека.

137. Мышление. Сознание. Физиологические подходы к изучению процесса мышления.

Мышление - это процесс познавательной деятельности человека, проявляющийся обобщенным отражением явлений внешнего мира и своих внутренних переживаний. Сущность мышления состоит в способности мысленно моделировать события в любом временном направлении. Мышление имеет 2 аспекта: распознавание, т.е. принятие решения, и устойчивая стратегия выполнения поставленной задачи. Формирование мышления начинается между первым и вторым годами. Этот процесс состоит в построении сенсомоторных схем, т.е. образовании связей сенсорной информации и двигательными действиями. Раньше всего создаются сенсомоторные схемы ходьбы и речи. В период с 2 до 7 лет идет первая фаза формирования человеческого мышления. Она проявляется способностью мысленно осуществлять какие-либо действия, и ребенок приобретает способность прогнозировать результаты определенных действий. В то же время действие пока еще остается основным элементом мышления (птица то, что летает). С 7 до 10 лет протекает вторая фаза. Возникает способность к логическому рассуждению и построению достаточно сложных умозаключений. В возрасте 11-15 лет идет 3 фаза. Мозг приобретает способность к сложным абстракциям, оценке гипотез.

Выделяют 3 формы мышления:

Наглядно-действенное. Проявляется в реализации действий. Слово имеет лишь вспомогательное значение.

Образное мышление - это оперирование образами. Наибольшее значение оно имеет у детей 6-8 лет.

Абстрактно-логическое мышление пользуется понятиями, суждениями, умозаключениями, построенными с помощью абстрактных символов - слов, формул и т.д. Оно возможно лишь при наличии речи. Этот вид мышления наиболее эффективен при достаточном объеме накопленной памятью информации.

Первая фаза мышления, т.е. стратегия решения задач, осуществляется нейронами теменно-затылочных, височных и лобных областей коры, а также лимбическими структурами. Этот процесс в основном происходит в ассоциативных нейронах коры. В них обрабатывается сенсорная информация и информация из памяти. В решении задач главная роль принадлежит ассоциативным нейронам лобных областей.

Полушария выполняют разные мыслительные функции. Каждое полушарие обладает собственными ощущениями, восприятием, мыслями, воспоминаниями, эмоциональной оценкой событий. В определенном смысле каждое полушарие имеет собственное мышление. Правое обеспечивает наглядно-действенное и образное мышление. Левое - абстрактно-логическое. Однако в целом процессы мышления осуществляются согласованно.

При психической патологии наблюдаются нарушения мышления. Это навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. В соматической клинике достаточно часто встречается ипохондрический синдром, когда пациент уверен в наличии у него тяжелого заболевания (кацерофобия, кардиофобия, сифилофобия и т.д.).

Сознание - это высший уровень психического отражения действительности, присущий человеку как общественно-историческому существу. Иметь сознание, значит иметь возможность осознавать себя как личность, анализировать свою психическую деятельность, а также передать свое знание другой личности. Наиболее общепринятой является вербальная теория сознания. Она доказывается нейрофизиологическими исследованиями людей, выходящих из коматозного состояния. На первой стадии человек открывает глаза. На второй фиксирует взгляд на знакомых лицах. На третьей начинает понимать речь окружающих, а на четвертой начинает говорить сам. Нормальные а – и b-ритмы ЭЭГ восстанавливаются лишь с началом третьей стадии. К сознанию можно отнести и 2 неосознаваемых психических процесса:

Подсознание. В него входит все то, что уже было осознано и закреплено в памяти. Поэтому может быть осознано вновь при определенных условиях. К подсознательному относятся автоматизированные навыки, этические и эстетические нормы.

Сверхсознание, или интуиция. Им объясняются процессы творчества, не контролируемые сознанием. Поэтому сверхсознание является источником озарений и открытий. Нейрофизиологической основой сверхсознания является актуализация определенных следов памяти, их сложная комбинация и создание совершенно новых связей.

Сознательное восприятие осуществляется нейронами сенсорных зон коры. От них нервные импульсы идут к ассоциативным нейронам. К ним же поступает информация и из памяти. В результате взаимодействия этих сигналов формируется осознанное восприятие. Активность сознания возрастает под влиянием ретикулярной формации. Конечным звеном сознательного акта является действие, проявляющееся движением.

В настоящее время процесс сознания связывается с модульными колонками коры. Кора состоит из множества вертикальных колонок, проходящих через все ее слои. В этих колонках нейроны связаны между собой синаптическими контактами. Несколько вертикальных колонок объединяются в крупную модульную. Такая колонка способна обрабатывать большой объем информации. В них же хранятся энграммы. Колонки формируют так называемые распределительные системы. Эти системы получают сенсорную информацию и информацию из памяти. В результате ее обработки обеспечивается обучение. Когда происходит обработка всей имеющейся информации, возникает осознание собственного "Я" и положения в окружающей природной и социальной среде.

§ 53. Мышление и сознание

Сущность мышления. Существенным признаком человека как разумного существа является мышление, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Источником мышления, его основой является чувственное познание — изучение окружающей среды с помощью сенсорных систем. В процессе мышления человек познает такие явления, которые нельзя непосредственно воспринять органами чувств, обнаруживает существенные признаки, свойства предметов и явлений, взаимосвязи между ними. Мышление активизируется тогда, когда у человека возникают вопросы («Что это?», «Почему так?», «Как это устроено?» и т. п.), на которые нельзя получить от

вет путем восприятия тех или иных объектов. Размышляя, человек оперирует имеющимися у него знаниями, открывает неизвестное в известном и таким образом постигает новое.

В процессе мышления человек познает мир обобщенно и опосредованно (через слово). Любая мысль возникает и приобретает свое развитие в слове, а удачно подобранное слово совершенствует, уточняет мысль. Особую роль в процессе мышления играет внутренняя речь. Она способствует возникновению мысли и подготавливает ее к высказыванию.

Физиологические основы и операции мышления. В основе мышления лежит высшая нервная деятельность всей коры головного мозга, первая и вторая сигнальные системы. Первая сигнальная система обеспечивает предметное конкретное мышление. Вторая сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление, которое значительно расширяет приспособительные возможности человека. На основании имеющейся информации, способностей, навыков и привычек человек ассоциирует, то есть устанавливает связи между предметами.

МЫШЛЕНИЕ — процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями действительности, обеспечивающий усвоение новых знаний.

Ассоциации помогают ему проникнуть в глубину природных явлений, найти подобные качества предметов, благодаря чему раскрывается их суть, особенности. Например, кислое ассоциируется с лимоном, сладкое — с конфетой.

Мышление, опираясь на знания, осуществляется через анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификацию, то есть через мыслительные (умственные) операции (ил. 132). Анализ является первым этапом изучения любого предмета или явления. Синтез обеспечивает целостное видение объекта. Неразрывное единство анализа и синтеза реализуется в сравнении, что является основанием для обобщения. Выделение существенных признаков дает возможность для классификации. Абстрагирование раскрывает взаимосвязи между объектами и явлениями и т. п.

Формы и виды мышления. Выполнение мыслительных операций базируется на формах мышления (ил. 133). Понятие отражает существенные свойства предметов. Суждение отражает связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-то. Умозаключение — форма мышления, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Различается мышление нескольких видов (ил. 133). Наглядно-действенное мышление основывается на непосредственном восприятии предметов. Наглядно-образное мышление опирается на представление объекта, предмета. Особенностью словеснологического мышления является то, что оно осуществляется с опорой на понятия и суждения.

Роль коры больших полушарий в мышлении. Вам известно, что в коре полушарий головного мозга выделяют чувствительные, двигательные и ассоциативные зоны.

Ил. 132. Операции мышления

Ил. 133. Формы и виды мышления

Ил. 134. Ассоциативные зоны коры полушарий головного мозга

В мышлении человека важную роль играют ассоциативные зоны. Они осуществляют связь между различными участками коры, объединяя все импульсы, поступающие к ним, в целостные акты обучения (чтение, речь, письмо), логического мышления, памяти, и обеспечивают целесообразное поведение (ил. 134). С ассоциативными зонами коры связано формирование второй сигнальной системы.

Несмотря на то что оба полушария головного мозга имеют почти одинаковое анатомическое и микроскопическое строение, роль каждого из полушарий в их совместной деятельности неодинакова. В выполнении одних функций организма преобладает правое, других — левое полушарие. Это явление назвали функциональной специализацией коры головного мозга.

По функциональным особенностям полушарий люди делятся на праворуких и леворуких. Нервные пути, пролегающие от органов к головному мозгу, перекрещиваются. Поэтому левую часть тела контролирует правое полушарие, а правую часть тела — левое полушарие. У большинства людей левое полушарие является доминантным. Речевую функцию обычно контролирует левое полушарие. Это наблюдается у всех праворуких и у 70 % леворуких. Доминирующее левое полушарие обеспечивает праворуким понимание и формирование устной и письменной речи, словесно-логическое мышление, чтение. В нем есть центр счета и памяти (ил. 135).

Правое полушарие у правшей и у 70 % левшей отвечает за восприятие, переработку, анализ и синтез сигналов первой сигнальной системы. Чувственно-образное восприятие мира, эмоции, чувства, воображение, настроение преимущественно формируются в правом полушарии. Оно содержит центры ориентирования в пространстве и времени. Правому полушарию свойственно чувственно-образное, конкретное мышление. Музыкальные и художественные способности тоже преимущественно определяются функцией правого полушария.

Несмотря на определенное разделение функций и сложные взаимосвязи, оба полушария функционируют согласованно. Левое полушарие позволяет выделить из долговременной памяти сведения. Правое полушарие быстро воспринимает и воспроизводит оперативную информацию. Благодаря левому полушарию человек решает логические задачи, размышляет, планирует свои действия. Благодаря правому — воспринимает целостные образы и музыку, узнает лица и голоса, шум дождя, мечтает. Левое полушарие обусловливает жизнерадостность и оптимизм, а правое — тревогу и печаль.

Ил. 135. Схема размещения центров регуляции функций организма в коре головного мозга

Человек целостно воспринимает окружающий мир благодаря взаимодействию двух полушарий. Например, если раздается звонок, «слышат» его оба полушария. Однако левое полушарие «не знает», будильник это, телефон или просто звонок в дверь. Правое полушарие «сообщает»: звонит телефон, и человек соответственно отвечает на звонок. Левое полушарие «понимает» слова, но «не может определить», знакомый или незнакомый голос звучит, мужчина это или женщина. Правое полушарие, не вникая в суть разговора, «подсказывает», что говорить и с какой интонацией произносить фразы.

СОЗНАНИЕ — процесс отражения действительности мозгом человека, охватывающий все формы ВНД и обусловливающий ее целенаправленную деятельность.

Сознание и его физиологические основы. Сознание — особая функция мозга, свойственная только человеку. Оно отвечает за психическое отражение внешнего мира (восприятие, запоминание, мышление, воображение), за общение с другими людьми, обеспечивает целенаправленное поведение человека и определяет его внутреннее состояние. Сознание обеспечивает связь человека с реальным миром, обществом и самим собой. Оно возникает только в обществе под влиянием трудовой деятельности и общения с другими людьми.

В структуре сознания выделяются четыре основные характеристики:

1. Способность отражать окружающий мир с помощью познавательных процессов. Основными среди них являются ощущение, восприятие, мышление, представление. Нарушение любого из этих процессов приводит к расстройству сознания.

2. Способность к самопознанию. Человек способен познать свое «Я», а также разделять мир на «Я» и «не-Я». Осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям называется самосознанием личности. Оно формируется под влиянием жизненного опыта человека и проявляется в способности выделять себя из окружающей среды.

3. Формирование человеком целей деятельности. Человек способен предвидеть будущее, ставить перед собой цель. При этом он оценивает различные мотивы, принимает решения, контролирует и корректирует выполнение действий. Своей деятельностью человек влияет на окружающий мир.

4. Наличие эмоционально-оценочных отношений ко всему, что происходит вокруг него, к другим людям и к самому себе. Отношение проявляется в чувствах и эмоциях.

Физиологической основой сознания считается определенный уровень активности головного мозга. Сознание — это результат целостной деятельности мозга, тесного взаимодействия коры и подкорковых центров. Это особое состояние мозга, при котором возможна реализация высших психических функций (памяти, мышления, воображения и др.). Формирование сознания в первую очередь зависит от факторов внешней среды. Этот процесс связан с языком, поэтому сознание не появляется сразу после рождения, а развивается по мере того, как приобретается жизненный опыт. Человек осознает только те процессы, которые были переработаны мозгом с помощью слов.

Осознанное и неосознанное. Для процесса осознания внешнего воздействия важна продолжительность активности нейронов коры большого мозга. Отличие между осознанными и неосознанными реакциями состоит также в уровне активности мозга, которая определяется количеством возбужденных мозговых структур. Если работает незначительное количество нейронов коры и подкорковых структур, то такие реакции осуществляются как подсознательные. А если реакции происходят при активности значительной части мозга, то они осознаются.

У человека регуляция внутренних функций осуществляется на неосознанном уровне. Не осознаются также некоторые врожденные мотивы деятельности и поведения, влечения, а также патологические явления (бред, галлюцинации). Основу поведения, осуществляемого на уровне подсознания, составляет жизненный опыт, прочные навыки, обеспечивающие возникновение почти мгновенных реакций, автоматических форм поведения. Когда же необходимо нестандартное решение, тогда включаются сознательные механизмы поведенческих реакций.

Человеку свойственно самосознание, благодаря которому он способен понимать не только окружающий мир, но и самого себя, свое отношение к объектам окружающей среды. Оно проявляется в различных формах деятельности, направленных на себя: самонаблюдение, самоанализ, самоконтроль, самооценка, самочувствие и т. п. Благодаря им человек способен к самовоспитанию. С помощью самовоспитания — сознательной деятельности, направленной на выработку и совершенствование положительных и преодоление отрицательных привычек поведения, — человек может воспитывать в себе положительные и устранять отрицательные черты.

Сознание. Самовоспитание

Ученые пытаются выяснить механизмы, обеспечивающие непрерывное осознание окружающего мира. Согласно одной гипотезе, этот процесс основывается на постоянном сопоставлении сигналов, поступающих через органы чувств, с информацией, получаемой из памяти. Мозг выполняет такую работу примерно каждые 0,1 с, то есть человек автоматически вспоминает, каким был окружающий мир мгновение назад, и сопоставляет с данным моментом. Выявленные изменения складываются в последовательную цепь, что обеспечивает непрерывность сознания.

1. Что такое мышление? Что является его физиологической основой? 2. Назовите операции мышления. 3. Какие различают формы и виды мышления? 4. Что называется функциональной специализацией коры головного мозга? 5. Какое полушарие головного мозга отвечает за логическое мышление? 6. Каковы физиологические основы сознания? 7. В чем проявляется сознание человека? 8. В чем состоит различие словесно-логического и наглядно-образного мышления? 9. Проанализируйте, какое полушарие большого мозга «определяет» расстояние до предметов и «различает» среди значительного количества звуков шум автомашин, а какое «учитывает» правила дорожного движения, расшифровывает дорожные знаки. 10. Долгое время левшей заставляли в школе писать правой рукой. Однако впоследствии было установлено, что переучивание таких детей вредно для здоровья. Почему? 11. Присуще ли сознание новорожденным детям? Почему? 12. Некоторые человекообразные обезьяны с помощью языка жестов могут сообщить о своем эмоциональном состоянии и узнают свое изображение в зеркале. Является ли это свидетельством имеющегося у них сознания? Почему? 13. Среди индивидуальных характеристик мышления выделяют следующие: глубина, широта, гибкость, осознанность, самостоятельность, критичность. На основании самонаблюдений охарактеризуйте особенности своего мышления. 14. Дайте ответ на вопрос «Кто я?» двадцатью словами. Это могут быть существительные и прилагательные, которые, по вашему мнению, вас характеризуют. Попросите родственников ответить на этот вопрос за вас. Сравните полученные результаты и сделайте вывод относительно объективности вашей самооценки. Составьте проект для самовоспитания личностных качеств. 15. Сознание человека может быть не только ясным и четким, но и измененным. Измененные состояния сознания — это способ адаптироваться к изменениям внешней или внутренней среды, например, во время засыпания, при значительной усталости, в экстремальных ситуациях. Измененные состояния сознания достигаются и искусственно во время гипноза, медитации, а также под действием психотропных средств — алкоголя, наркотиков и т. п. Можно ли оправдать поведение человека, совершившего преступление в состоянии опьянения? Почему?

Память, речь, мышление

2. Память- это сложный психический процесс, способность мозга хранить и воспроизводить информацию.

3. Каждая часть мозга хранит свою информацию

5. Виды памяти

П
А
М
Я
Т
Ь
Кратковременная память
Долговременная память
Ассоциативная память
Визуальная память
Аудиальная память
Tактильная память
Эмоциональная память

6. Память

Кратковременная памятьодин из видов памяти,
характеризующийся
ограниченным временем
хранения информации (до
30 с) и ограниченным
количеством
удерживаемых элементов.
Долговременная памятьвид памяти человека и
животных,
характеризующийся
прежде всего длительным
сохранением материала
после многократного его
повторения и
воспроизведения.

7. Память

Ассоциативная памятьпамять, в которой
элементы запоминаемого
материала связаны между
собой ассоциативно.
Визуальная памятьэто память способна
хранить воспоминания о
посещенных местах, лица
и внешний вид людей,
картины, фильмы, и даже
тексты. Визуальная
память хранится в
образах и картинках.

8. Память

Аудиальная память- это
звуковая память, то есть
это речь, звуки и музыка
которую слышит человек.
Tактильная память- это
хранение информации,
полученной путем
осязания.

9. Речь

10. Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

11. Виды речи

12. Речь

УСТНАЯ РЕЧЬ
Устная речь — форма
речевой деятельности,
включающая понимание
звучащей речи и
осуществление речевых
высказываний в звуковой
форме.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
Письменная речь – это речь,
которую мы видим и
пишем. Это на-писанная
речь. Для письма люди
используют буквы или
другие знаки.

13. Мысленная речь

— это беззвучная речь, которая возникает в
тот момент, когда мы думаем о чем-либо, решаем в уме какиелибо задачи, мысленно составляем планы, припоминаем
прочитанные книги и разговоры

14. Мышление

Виды мышления
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Абстрактное(словесно-логическое)
мышление
Теоретическое мышление
Практическое мышление
Аналитическое мышление
Интуитивное мышление

Мышление
Нагляднодейственно
е
мышление
заключаетс
я в том, что
решение
задач
осуществля
ется путем
реального
преобразова
ния
ситуации и
выполнения
двигательно
го акта.
Нагляднообразное
мышление
основывается на
образах
представлений,
преобразовании
ситуации в план
образов.
Особенностью
абстрактного
(словеснологического)
мышления
является то, что
оно происходит
с опорой на
понятие,
суждение, не
используя
эмпирических
данных.
Теоретическое
мышление состоит
в познании
законов, правил.

Мышление
Основная
задача
практического
мышления
является
физическое
преобразование
действительнос
ти.
Аналитическое
мышление - это вид
мышления,
развернутого во
времени, имеет
четко выраженные
этапы, в
достаточной мере
осознанные
субъектом.
Интуитивное
мышление,
наоборот, свернуто во
времени, в нем
отсутствует
разделение на
этапы, оно было
представлено в
сознании.

19. Сознание

20. Cознание — высшая форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности, свойственная только людям и связаная с

речью. Это функция
мозга, заключающаяся
в получении и
использовании знаний,
в разумном
регулировании и
самоконтроле
поведения человека.

21. Деятельность сознания

СОЗНАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сознательная
деятельность — это
деятельность, которая
осуществляется со
знанием её задач,
значения и последствий.
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Бессознательная
деятельность —
деятельность, при
которой недостаточно
осознаются её цель,
задачи и последствия, а
действия, которые были
осознаваемы, в процессе
обучения сделались
автоматическими и
непроизвольными.

Сознание всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не существует помимо
них.
Особенности высшей формы жизни — сознания:
Сознание является высшей формой отражения мира и связано с членораздельной
речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями, что присуще только
человеку.
Стержнем сознания, способом его существования является знание.
Труд развивает сознание.
Речь (язык) формирует сознание.
Сознание является функцией мозга.
Сознание многокомпонентное, но составляет единое целое.
Сознание активно и обладает возможностью воздействовать на окружающую
действительность.
Сознание — это результат общественно-исторического опыта поколений (труд, язык
и знания)

Этапы формирования сознания
Первый этап — бодрствующее сознание (до 1 года). На этом этапе ребёнок может
оценивать наиболее приятную для него ситуацию, например находиться на руках у матери
или засыпать при покачивании.
Второй этап — предметное сознание (от 1 года до 3 лет). На этом этапе ребёнок ещё не
улавливает взаимосвязь реальных событий и предметов с прошлым и будущим, он живёт
только в настоящем и не выделяет себя из окружающей среды. Поэтому в его речи пока
отсутствует местоимение «я».
Третий этап — индивидуальное сознание (от 3 до 9 лет). На этом этапе появляются
первые представления о пространстве и времени и выделение себя из окружающей среды.
Четвёртый этап — коллективное сознание (от 9 до 16 лет). В этот период появляются
представления о взаимоотношениях в коллективе, о связи переживаемых в прошлом
событий с настоящим. Обучение в старших классах школы сопровождается участием в
общественных мероприятиях и появлением социального (общественного) сознания.
Пятый этап — рефлексивное, высшее, социальное сознание (от 16 до 22 лет). На этом
этапе приобретённые знания соотносятся с реальными событиями и возникает рефлексия
— размышление о собственных мыслях и переживаниях.

Читайте также: