Обрезание спасло зрение израильскому мальчику

Обновлено: 28.05.2024

В израильской клинике мальчику, родившемуся без век в результате генетической аномалии, реконструировали отсутствующие органы, пересадив ткань его собственной крайней плоти, полученную после обряда обрезания, сообщает IzRus со ссылкой на газету "Едиот Ахронот".

Ребенок появился на свет пять недель назад. Отсутствие век грозило ему слепотой. Первоначально планировалось "сшить" мальчику веки, взяв кожу из-за уха или из-под колена младенца, однако затем специалисты приняли решение использовать для реконструкции ткань крайней плоти, которая чрезвычайно нежна и эластична. Кроме того, такое решение позволило не оставлять на теле ребенка лишних шрамов.

Обе операции - обряд обрезания (брит мила) и пересадку ткани - провел глава отделения детской хирургии расположенной в Реховоте больницы "Каплан" Борис Оркин.

Врожденное отсутствие век (аблефария) - редкое генетическое заболевание, как правило, сопровождающееся недоразвитием глазного яблока и другими пороками развития. Веки защищают глаза от внешних повреждений, способствуют смачиванию их слезной жидкостью, очищению роговицы и склеры, их отсутствие приводит к слепоте.

Мальчику, родившемуся без век в результате генетической аномалии, реконструировали отсутствующие органы, пересадив ткань его собственной крайней плоти, полученную после обряда обрезания. Первоначально планировалось "сшить" мальчику веки, взяв кожу из-за уха или из-под колена, однако специалисты решили, что использование крайней плоти в данном случае будет более эффективным.


Бытие 34 - одна из самых тревожных глав в книге Бытия - возможно, во всей Библии. История такова: Дина, дочь Иакова, похищена и изнасилована Сихемом, одноименным магнатом города Сихема. Теперь, глубоко влюбленный в свою жертву, насильник становится её поклонником; его отец подходит к Якобу, чтобы просить девушку руки и сердца. Отец предлагает Якобу ряд брачных союзов между двумя группами ; Сам Сихем предлагает заплатить Якобу любой выкуп за невесту, который он потребует, независимо от того, насколько он высок. Якоб ничего не говорит.

Его сыновья, братья Дины, делают встречное предложение:

". Мы не можем сделать это, отдать нашу сестру мужчине с крайней плотью, потому что это позор среди нас. Только при этом условии мы согласимся с вами: вы станете похожими на нас в том, что каждый мужчина среди вас будет обрезан. Тогда мы отдадим вам наших дочерей и возьмем ваших дочерей себе; и мы будем жить среди вас и станем одним и родными. Но если вы не послушаетесь нас и не сделаете обрезание, мы возьмем нашу дочь и уйдем» [Бытие 34: 14-17].

Рассказчик отмечает, что братья говорили с обманом, потому что Сихем осквернил их сестру (Бытие 34:13 И отвечали сыновья Яакова Шехему и Хамору, отцу его, с лукавством; и говорили так потому, что он обесчестил Дину, сестру их) ; Теперь рассказ переходит к своему оперетическому завершению. Шхемиты принимают предложение сыновей Израиля и делают себе массовое обрезание. На третий день, когда все они испытывали сильную боль от процедуры, Симеон и Левий, двое братьев Дины, совершили набег на город и убили всех мужчин, включая самого Сихема и его отца. Они забрали Дину и ушли. Другие братья разграбили город, потому что [почему множественное число?] они бросили вызов их сестре (Быт 34:27 Сыновья Якоба пришли к убитым и разграбили город за то, что обесчестили сестру их.). Якоб осуждает Симеона и Левия, утверждая, что нападение заставит оставшиеся народы Ханаана ненавидеть сыновей Израиля и, возможно, нападать на них. Симеон и Левий отвечают: неужели он будет относиться к нашей сестре как к шлюхе? На этом история заканчивается.

Этот рассказ о деревенском рыцарстве уже давно тревожит читателей. Наказание, наложенное Симеоном и Левием, намного суровее, чем оправдание преступления. Согласно Второзаконию 22: 28-29 насильник незамужней девственницы должен быть наказан путем принуждения к женитьбе на своей жертве и возмещению ее отцу компенсации за потерю выкупа за невесту.

Это именно то наказание, которое Сихем предложил себе; на самом деле он предложил гораздо больше, чем пятьдесят сребреников, требуемых Второзаконием. Почему тогда его следовало убить? И почему были убиты все горожане - какое зло они совершили? Более того, когда Якоб узнает о том, что сделали Симеон и Левий, его единственная забота состоит в том, что его репутация может пострадать; он, кажется, не обращает внимания на зло, которое они совершили.25 Ученые-феминистки заметили, что Дина хранит молчание на протяжении всей истории; на нее действуют, но она не действует. Сначала на нее действует Сихем, ее насильник , а затем - Симеон и Левий, ее спасители. Ее действительно изнасиловали? Ее действительно спасли? Возможно, отношения Дины с Сихемом были полностью добровольными, но братья - и рассказчик - не могли этого принять, потому что они пренебрегли условностями и поэтому определили это как «изнасилование». И, будучи «изнасилованной», возможно, Дина предпочла бы остаться на месте, а не быть «спасенной» 26. Ей не дают возможности высказаться или выразить свое мнение.

Исход 4 и Пасха .

В Исходе 4: 24-26 рассказывается замечательная и удивительно малоизвестная история.
Получив поручение от Бога искупить израильтян, Моисей взял свою жену Сепфору и сыновей и отправился в Египет из Мадианитян :
(24) В ночном лагере по дороге Господин встретил его и попытался убить. (25) И Сепфора взяла лопатку(камень) и срезала переднюю кожу своего сына, и коснулась ею его ног, говоря: «Ты воистину жених крови для меня». (26) И когда Он оставил его в покое, она добавила: «Жених крови за обрезание».
Эти загадочные строки озадачили комментаторов, древних, средневековых и современных.30 Во-первых, проблема с местоимениями. Кого хотел убить Господин - Моисея? Сын Моисея? Чьих ног Сепфора коснулась крайней плотью своего сына - ее сына? Моисея? Господина? Кто такой «вы», о котором говорят, что «жених крови» - Моисей? Сын Моисея? Далее следуют проблемы смысла : почему Господин хотел убить его?
Какова связь между обрезанием и прекращением приступа нападения ? Что означают два высказывания Сепфоры? Все мрачно и загадочно. Возможно, единственное, что ясно в этой истории, - это апотропическая сила обрезания: обрезание предотвращает смерть.31 Этот момент также вытекает из повествования о Пасхе, которое разворачивается в следующих главах. Господь выпускает Разрушителя - десятую и последнюю казнь перед исходом (Исход 12:13, 23) - на дома египтян, убивая каждого первенца, как людей, так и животных. Однако израильтяне спасены, защищены кровью пасхальной жертвы, которой они мазали косяки дверей своих домов (Исход 12: 21-23). Подобно обрезанию, совершенному Сепфорой, пасхальная жертва, совершаемая израильтянами, была апотропной, отвращая смерть. Два апотропных ритуала собраны вместе в инструкциях к пасхальному жертвоприношению, в которых говорится, что ни один человек с крайней плотью не может есть ее (Исход 12:48), поскольку обрезание является предварительным условием для принятия жертвы (Исход 12: 43-49). В начале повествования об Исходе Бог угрожал сыну Моисея (или самому Моисею) смертью, но смерть была предотвращена обрезанием. В первой кульминационной точке повествования об Исходе Бог убивает первых сыновей египтян, но спасает сыновей израильтян посредством пасхального жертвоприношения, предварительным условием которого является обрезание. Возможно, мы должны понять, что то, что связывает обрезание с пасхальной жертвой, - это кровь: восклицание Сепфоры: «Ты поистине кровный жених для меня» предполагает, что обрезанная кровь, как и пасхальная кровь, является тем веществом, которое удерживает Разрушителя.

Точно так же, возможно, связывая обрезание с пасхальной жертвой, мы должны рассматривать обрезание как тип жертвы.32 Обе эти идеи: сила обрезания крови и обрезание как жертвы, как мы увидим, получили существенное развитие в раннем средневековом иудаизме.
Другой набор библейских отрывков предлагает дополнительную идею. Если обрезание спасает от смерти и разрушения, как это подразумевается в Исходе 4 и 12, то отсутствие обрезания должно каким-то образом ассоциироваться со смертью и разрушением. Этот момент явно упоминается у Иезекииля. В серии видений пророк видит различных царей и армии, отправленных в Шеол, таинственную зону, в которую уходят тени мертвых и которая в некоторых контекстах отождествляется более поздним еврейским толкованием с геенной, которую западные жители называют «адом». Пророк говорит, что эти цари и армии имеют крайнюю плоть; Связь между их неповрежденными генитальными органами и их судьбой в подземном мире не объясняется пророком, но эта связь очевидна.33 Во многих раввинских текстах упоминается спасительная, апотропическая сила обрезания, в частности, сила обрезания,- защитить своего носителя от загробного наказания. Третье из трех благословений, предписанных Талмудом для чтения во время ритуала обрезания и до сих пор повторяемых сегодня, просит Бога, чтобы только что обрезанный младенец был спасен «от гибели», то есть от Геенны. Мидраш на Книгу Бытия повествует:
". Р. Леви сказал: в будущем Авраам будет сидеть у входа в Геенну и не позволит ни одному обрезанному мужчине Израиля сойти к ней. А те, кто слишком много согрешили - что Он [Бог] делает с ними? Он удаляет крайнюю плоть у младенцев, умерших до обрезания, накладывает ее на них и переносит в геенну. "35
Или, в другой формулировке:
" Обрезание драгоценно [перед Святым, благословен Он, как ясно из этого факта], что Святой, благословен Он, обещал Аврааму, что всякий, кто обрезан, не спустится в Геенну. . . но отрицатели и грешники Израиля, которые отреклись от Святого, благословен Он, и следовали обычаям язычников, даже несмотря на то, что они обрезаны, Святой, благословен Он, опускает их крайнюю плоть, и они падают в геенну. . . ." 36
Эти тексты продвигают идею о том, что обрезание защищает носителя от геенны, и обращаются к двум парадоксам, связанным с этой идеей.

Во-первых, что насчет нечестивых? Разве нет нечестивых евреев, которые за свои отвратительные грехи заслуживают наказания в геенне, несмотря на то, что они обрезаны?

Во-вторых, как насчет невинных младенцев, которые умерли до своего восьмого дня - будут ли они страдать от геенны, потому что они умрут до наступления дня, назначенного для их обрезания? Оба текста отвечают на первый вопрос: в случае грешников, которые «слишком много согрешили» или которые отрицают Бога и следуют обычаям язычников, их обрезание совсем не защищает их, потому что Бог превращает их обрезание в необрезание. Как он это делает? Во втором тексте Бог «снимает» остатки крайней плоти, чтобы скрыть обрезание. (Как мы увидим ниже, раввины сами реформировали процедуру обрезания, чтобы сделать такое сокращение трудным, если не невозможным. Но то, что невозможно для людей, не невозможно для Бога.) Первый текст принимает другую стратегию и тем самым решает обе логические проблемы одновременно. Бог удаляет крайнюю плоть у мертвых младенцев, тем самым делая их обрезанными и защищая их от разрушительного воздействия геенны, и прикрепляет ее к мембране нечестивых, делая их необрезанными и незащищенными. Я вернусь к этому ниже.

Левит 12: Очищение и Жертвоприношение .

(1) Господь сказал Моисею, говоря:
(2) Скажи израильскому народу так: когда женщина при родах родит мальчика, она будет нечистой семь дней; она будет нечистой, как во время ее менструального расстройства.
(3) На восьмой день обрезается крайняя плоть его.
(4) Она должна оставаться в состоянии очищения крови в течение тридцати трех дней: она не должна касаться ничего освященного и входить в святилище до завершения периода очищения.
(5) Если она вынашивает самку, она должна быть нечистой две недели, как во время менструации, и оставаться в состоянии очищения крови в течение шестидесяти шести дней.
(6) По окончании периода очищения для сына или дочери она должна принести священнику у входа в Шатер собрания ягненка в первый год его для сожжения, и голубя или горлицу в жертву за грех.
(7) Она принесет это Господу и искупит за нее; тогда она будет чиста от потока своей крови.

В этом тексте обрезание ассоциируется не с заветом, а с очищением. Первые семь дней после рождения сына женщина имеет статус менструирующей (правила, регулирующие менструальную нечистоту, изложены в Левите 15). На восьмой день ее нечистота уменьшается, и следующие тридцать три дня она остается в состоянии «очищения крови». Значение этого термина и условия, регулирующие этот период, неясны, но текст ясно подразумевает, что это было время очищения нечистоты. Она не может входить в святилище или касаться чего-либо освященного, но в остальном она не так нечиста, как менструация. Таким образом, первые семь дней после рождения сына женщина наиболее нечиста, как менструирующая ; следующие тридцать три дня она все еще нечиста, но в меньшей степени; наконец, через сорок дней она должна принести жертву за грех и полностью потерять свой нечистый статус. (В случае рождения девочки эти числа удваиваются: четырнадцать дней менструальной нечистоты, шестьдесят шесть дней промежуточной нечистоты, всего восемьдесят.) Несомненно, это не совпадение, что на восьмой день после рождения , первый день уменьшения нечистоты для матери - это также день обрезания для младенца. Текст предполагает, что до этого момента нечистота матери сделала бы мальчика слишком нечистым для ритуала; после этого очищение матери совершается через ожидание и через жертвоприношение, а очищение мальчика - через обрезание. Я признаю, что связь обрезания с очищением в лучшем случае подразумевается. Действительно, классическая раввинская экзегеза отрицала, что младенец мальчик был нечистым; по мнению раввинов, только мать нечиста, и только мать требует очищения. Но, по крайней мере, один средневековый раввинский экзегет видел, что неявное значение этого отрывка состоит в том, что мальчик, по крайней мере, в первые семь дней, приобщается к нечистоте своей матери 37. Более того, любое количество библейских и раввинских отрывков приписывает ему непорочность, чистоту крайней плоти, или говорят о мужчинах с крайней плотью как о нечистых, так что обрезание, удаление нечистой части кожи, не будет преувеличением рассматривать как своего рода очищение (38).

Связь обрезания с очищением очевидна и в других культурах. Геродот отмечает, что египтяне «практикуют обрезание ради чистоты; ибо они предпочитают быть чистыми, а не нечистыми ». 39 Связь обрезания с очищением очевидна также в одном из арабских названий обрезания, ( طَهُرَ • ṭahura ) , что означает« очищение » (ср. с иврита toharah). Для мусульман обрезание делает тело чистым и, таким образом, пригодным для молитвы. Язык Левита 12 очень похож на язык Левита 22:27 (и Исхода 22:29), таким образом предлагая еще одну ассоциацию, с помощью которой можно было бы интерпретировать обрезание.
(Исх 22:29-30: "Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего; отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею. Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне.")
Левит 22:27 гласит: «Когда родится вол, или овца, или коза, она должна оставаться семь дней со своей матерью, и начиная с восьмого дня это будет приемлемо как подношение огнем Господу». Понятия нечистоты и очищения в данном контексте неуместны, поскольку мать-корова не является менструально нечистой и не нуждается в очищении. Действует другая логика, которая гласит, что в течение семи дней новорожденный принадлежит своей матери и что на восьмой день он будет принят в качестве приношения. . . Господу. Что это за логика, мы можем только догадываться, но вывод ясен: восьмидневных животных приносят в жертву, восьмидневных мальчиков обрезают. Обрезание аналогично и заменяет жертвоприношение.
Даже без параллели с Левит 22:27 (и Исход 22:29), Левит 12 сам по себе предполагает связь обрезания с жертвоприношением, так как мать очищается жертвой за грех, а младенец чист. - Если моя интерпретация верна, он был испорчен обрезанием. Связь обрезания с жертвоприношением, подразумеваемая в Левите 12, особенно по сравнению с Левитом 22, становится явной в более поздних еврейских традициях и часто комментируется антропологами. Я вернусь к этому ниже.

Таким образом, в Левите 12 обрезание неявно рассматривается как очищение и жертвоприношение. Поразительно то, что в Левите 12 ничего не говорится об обрезании как завете. Возможно, авторы Левита 12 знали Генезис 17 и предполагали, что читатель тоже знает , и поэтому думали, что простого напоминания, такого как «. на восьмой день, должна быть обрезана кожа его передней части кожи», будет достаточно, чтобы вызвать теологию завета из предыдущей главы. Возможно. Но взятый сам по себе, Левит 12 не упоминает о завете. Некоторые средневековые иудейские мыслители предпочитали рассматривать Левит 12, а не Бытие 17, как библейскую войну в пользу заповеди об обрезании, потому что Левит 12 является частью божественного откровения Торы Моисею и народу Израиля, тогда как Бытие 17 - это пред-синайский период, частное откровение Бога Аврааму.40 Такой подход позволил Маймониду и некоторым другим мыслителям дековенантализировать обрезание, как мы увидим далее. Кроме того, опуская богословие завета из Книги Бытия, Левит 12 также избегает парадоксального исключения Сарры (и всех женщин) из завета.
Младенцы мальчиков должны быть обрезаны, роженицы должны быть очищены; ни один ритуал, по крайней мере, как представлено в Левите 12, не является более заветным, чем другой. При чтении книги Бытия 17, Левит 12 подскажет другим еврейским мыслителям, что если обрезание является заветным ритуалом для младенца-мальчика, то ритуал очищения должен быть заветным ритуалом для его матери. Правильно соблюдая ограничения, связанные с нечистотой, вызванной менструацией и половым актом, и должным образом очищая себя после этого, еврейские женщины не просто соблюдают божественное требование; они воплощают завет между Богом и Израилем.

Читайте также: