Общее недоразвитие речи у ребенка: методики развития связной речи у детей с ОНР

Обновлено: 08.06.2024

Детский медицинский центр неврологии и педиатрии предлагает вашему вниманию услугу - лечение детей с ОНР. Наши специалисты имеют многолетний опыт и отличные отзывы!

Общее недоразвитие речи (ОНР) - одна из наиболее распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста. Характеризуется стойкими нарушениями в развитии почти всех речевых функций. Страдает понимание речи окружающих. Однако ребенок при этом обладает сформировавшимся интеллектом, соответствующим возрасту, и не имеет проблем со слухом. Точно диагностировать ОНР возможно детям в возрасте 3-5 лет, пройдя полное логопедическое обследование.

Довольно часто на фоне общего недоразвития речи ребенок имеет ряд сопутствующих нарушений в мыслительной, познавательной, а также двигательной сфере. Он молчалив, не задает вопросов, не интересуется книгами или игрушками, не стремится к общению и играм со сверстниками, имеет трудности с запоминанием и концентрацией внимания.

Симптоматика детей с ОНР

Симптомы детей с ОНР отличаются большим разнообразием. Все дети развиваются в их собственном, индивидуальном темпе. Степень выраженности и способы коррекции детей с ОНР сможет выявить только специалист.

Если у ребенка обнаружились следующие проявления - не откладывая, проконсультируйтесь с квалифицированным логопедом:

  • речь ребенка неразборчива, непонятна никому из взрослых;
  • ребенок все понимает, но не может правильно выразить и передать свои мысли;
  • речь не сформировалась к 4-5 годам;
  • несогласованность речи, ребенок не правильно употребляет и согласовывает словоформы, даже хорошо известные и самые простые слова.

Классификация у детей ОНР

Проявление у детей с ОНР принято классифицировать в зависимости от степени тяжести имеющегося недуга:

Уровень 1 - связная речь отсутствует полностью. Для общения ребенок использует отдельные звуки или звукоподражания, активно применяя жесты, мимику;

Уровень 2 - присутствуют фразы и словосочетания из 2-3 слов, однако речь слабая, словарный запас беден;

Уровень 3 - речь состоит из односложных предложений, грамматический строй речи не устойчив. Сохраняются проблемы со звуковой, а также смысловой стороной речи.

Уровень 4 - речь достаточно развита, словарный запас не плохо сформирован. Однако навык связной речи все еще развит слабо. Ребенку трудно усвоить новый материал, познавательная сторона и логическое мышление не достаточно развиты.

Причины ОНР у детей

Причин, способных негативно повлиять на развития речи малыша, довольно много. Однако большинство из них является следствием неблагоприятного течения беременности или родов:

  • инфекционные заболевания матери;
  • токсикоз;
  • стрессовые нагрузки во время беременности;
  • злоупотребление алкоголем и курением;
  • родовые травмы;
  • применение матерью опасных лекарств;
  • патологии нервной системы;
  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт матери и плода.

Дополнительными усугубляющими факторами, способными спровоцировать у детей с ОНР могут послужить частые инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, а также неблагоприятная окружающая обстановка, недостаток внимания и общения, грубое обращение.

Родители должны понимать, что детям с ОНР без профессиональной помощи не обойтись. Полномасштабная коррекционная программа, систематические занятия с логопедом, а также совместная работа дефектологов, психологов, детских неврологов и, конечно же, родителей помогут ребенку скорректировать имеющиеся нарушения, максимально полно овладеть навыками речи, улучшить общее психическое и физическое здоровье.

Аннотация. Связная речь является сложной формой речевой деятельности. Для полноценного овладения связной речью необходим достаточный уровень речевого и интеллектуального развития. Однако существует категория детей, у которых наблюдается нарушение формирования связной речи. В статье представлен анализ проблемы исследования нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи, предложена структура методики констатирующего эксперимента, направленного на изучение монологической речи у детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи в дошкольном возрасте является важным условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, писать изложения и сочинения.

Формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи. Даже при IV уровне общего недоразвития речи у детей отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания.

Проблема изучения общего недоразвития речи (ОНР) отражена в работах многих авторов. Вопросы развития связной речи у детей с нормальным речевым развитием изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородич, Ф.А. Сохиным и другими авторами. У детей с ОНР препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы. Об этом писали Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская, Л.Н. Ефименкова и другие [1,2,3,4,5].

В силу того, что связная речь формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком закономерностями родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте может привести к значительным трудностям при обучении в школе. Эффективность процесса зависит от своевременного его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений.

Связная речь, - подчеркивал Ф.А. Сохин - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития [5].

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка: при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений [1].

Существует классификация Р.Е.Левиной, в которой выделены три уровня общего недоразвития речи и в зависимости от уровня ОНР у дошкольников существуют определенные речевые особенности, а также недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью [1].

У детей с общим недоразвитием можно выделить следующие особенности связной речи:

1) В беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок констатируются нарушения логической последовательности, "застревание" на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов;

2) Рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями.

3) Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

Логопедическое воздействие должно быть направлено не только на коррекцию речевых нарушений, но и на развитие психологической базы речи, формирование самоконтроля общей произвольной деятельности, саморегуляции, самоконтроля речевой деятельности.

При проведении исследования в модифицированном виде применялась методика В.П. Глухова. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [3,6,7,8].

Методика констатирующего эксперимента включает следующий комплекс заданий:

  1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы
  2. Выявить способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
  3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
  4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
  5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
  6. Составить описательный рассказ. Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Подбор методики обоснован проблематикой развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

1. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967

2. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - Издательство: М.: АРКТИ, Просвещение, 1989

3. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. М., Издательский дом “Грааль”, 2001.

4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. - 320 с. - (Серия: Учимся играя)

5. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

6. Елецкая О.В., Тараканова А.А., Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учебн.-метод. пособие / О.В. Елецкая, А.А. Тараканова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. - 312 с.

7. Елецкая О.В., Логинова Е.А., Пеньковская Г.А., Смирнова В.П., Тараканова А.А., Тимакова С.М., Щукина Д.А. Мониторинг коррекционно-логопедической работы. Учебно-методическое пособие / под ред. О.В. Елецкой. - М.: ФОРУМ, 2016. 400 с.

В статье рассматривается проблема особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения и для дальнейшего развития. На современном этапе теории и практики в развитии связной речи особое значение приобретает мнемотехника. Мнемотехника является искусством запоминания, в основе которого лежит разные приемы, которые позволяют запоминать большое количество информаций, облегчает навыки запоминания, приемы и методы мнемотехники эффективно влияет на развитие ребенка. В статье автор показывает о своевременной логопедической работы, указывается о необходимости помощи детям с речевыми нарушениями. Подчеркивается значимость развития речи детей для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка. Подробно описываются дети с общим недоразвитием речи. В данной статье дан анализ исследования по развитию связной речи, описана опытно-экспериментальная работа, система логопедической работы, направленная на развитие речи у старших дошкольников с ОНР. Авторы подчеркивают, что мнемотехника является одним из вспомогательных, эффективных приемов формирования развития связной речи.


2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. 224 с.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.

5. Глухов В.П., Смирнова М.Н. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи // Логопедия. 2005. № 3. С. 13-24.

7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 288 с.

Первостепенной задачей в логопедической работе представляет собой развитие связной речи. Связное высказывание является развёрнутым изложением определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно и образно. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности [1, с. 23].

Проблема недоразвитие связной речи приобретает особую актуальность при переходе детей с дошкольной на школьную ступень детства. Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Для старших дошкольников как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно - образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций [2, с. 122].

Достаточное по объему языкового материала является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Побуждающее ребенка к овладению речью, в полную меру его возможностей, на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно развивается мышление ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может влиять на его дальнейшее развитие.

По мнению С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития [4, с. 43].

В 50-60-х годах XX века сторонниками (Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др. был выработан единый педагогический подход к разнородным по своей этиологии проявлениям недоразвития детской речи и решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния речевой системы. Это позволило представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов. По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

У детей 1 уровня речевого развития связной речи нет, имеются отдельные лепетные слова, которые в разных случаях имеют разное значение и сопровождаются мимикой и жестами. Вне ситуации такая речь не понятна окружающим. Недостаточность речи детей 2 уровня проявляется во всех ее компонентах. Дети пользуются простыми предложениями из 2-3 слов, могут ответить на вопросы по картинке, на которой изображены члены семьи, события окружающей жизни. 3 уровень речевого развития предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь развернуто недостаточно. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым передается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной. 4 уровень к нему относятся дети с Нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи. Незначительные нарушения всех компонентов языка выявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий [5, с. 45].

Как показывают данные исследований логопедов, психологов и педагогов, к началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР значительно отстает от нормы, самостоятельная связная монологическая речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются при передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья.

Ведущую роль речи в умственном развитии детей дошкольного возраста подчеркивали К.Д. Ушинский, В.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др. Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались: А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко и др. В работах исследователей подчеркивается, что в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР формирование связной речи приобретает особое значение из-за структуры дефекта и превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно - обоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР [6, с. 37].

Взяв за основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами, но изменяя, совершенствуя их по-своему мы использовали в своей работе по развитию связной речи приемы мнемотехники. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по - разному: В.К. Воробьева указывает эту методику сенсорно - графическими схемами, Т.А. Ткаченко предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов блоками - квадратами, Л.В. Ефименкова схемой составления рассказа.

Особенность методики заключается в том, что применяется не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения домашних животных используется дом, а для обозначения диких животных используется лес. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом виде деятельности включается не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Опытно - экспериментальное исследование проводилась в 2 этапа, где каждый этап имел свои цели и задачи: констатирующий, формирующий, контрольный. В эксперименте принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ОНР, посещающие МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 89 «Парус» ГО «Город Якутск».

С целью выявления уровня развития связной речи у старших дошкольников с ОНР на констатирующем этапе мы использовали методику О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, где исследовались уровни развития речи старшего дошкольного возраста по составлению рассказа, для оценки выполнения заданий использовалась бально-уровневая система [7, с. 68].

По результатам констатирующего этапа мы выявили, что у старших дошкольников с ОНР в экспериментальной и контрольной группах связная речь в большинстве своем находится на низком уровне (экспериментальная - 60 %, контрольная 40 %).

Получив данные результаты, мы на формирующем этапе разработали систему логопедической работы по развитию связной речи который включает в себя комплекс заданий, направленное на составление рассказов с использованием мнемотехники с учетом следующих условий: правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, т.к. характерные недостатки детских рассказов - короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные, повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз. Помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений, обозначающим отношение предметов по месту и времени, а также причинно - следственные связи. Кроме того, учить их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщении.

Работу начали с более легкого задания с мнемоквадрата. Для этого детям дали одиночные картинки, которые обозначали одно слово, словосочетание или простое предложение и дети, называя предмет описывали его и задавались такие вопросы, как что здесь изображено? Какого цвета этот предмет? Большинство детей с заданием справились. После выполненного задания мы усложняли работу на мнемодорожку, чтобы дети составляли небольшой рассказ из двух, четырех предложений с помощью ряда картинок. При выполнении данного задания некоторые дети испытывали трудности при составлении предложений по заданным картинкам. Детям, которые затруднялись при составлении предложений были заданы наводящие вопросы. После того как дети усвоили мнемоквдрат и мнемодорожку мы предоставили мнемотаблицу, который усложняется в количестве предметных картин. Рассмотрев данные картинки из мнемотаблицы, испытуемый должен составить расширенный содержательный рассказ. При выполнении данного задания дети немножко затруднялись, им понадобилась время для обдумывания, но они справились.

После проделанной работы по развитию связной речи у детей экспериментальной группы были выявлены следующие результаты: высокий уровень никто не показал, средний уровень - 60 % и низкий уровень - 40 %. У детей контрольной группы высокий уровень никто не показал, средний уровень показали 80 % детей, низкий - 20 %.

Положительная динамика развития связной речи убедительно доказало эффективность использования предложенной нами системы логопедической работы по развитию связной речи у старших дошкольников с ОНР.

Читайте также: