Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка

Обновлено: 05.06.2024

Как развивается малыш в первый год жизни? Ниже - основные этапы развития и навыки по месяцам. Это не железный стандарт, а примерный ориентир, так как каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Помните, что для оценки недоношенных детей важно учитывать не паспортный, а корригированный возраст - возраст от рождения минус количество недель, на которые ребенок появился раньше срока. Например: календарный возраст ребенка 4 месяца (т.е.16 недель). Ребенок родился на 28 неделе гестации, т.е. на 12 недель раньше срока. Корригированный возраст ребенка 16-12=4 недели (1 месяц).

Что делать, если вы замечаете, что ребенок отстает в развитии? В первую очередь, нужно найти хорошего невролога, а лучше - нескольких, и обязательно показать ребенка специалистам. Возможно, врач рекомендует начать раннюю реабилитацию (о методах вы можете подробнее узнать здесь ). У малышей огромный потенциал, и чем больше вы успеете сделать в первый год жизни, тем лучше будет его развитие в дальнейшем.

Основные этапы развития детей. Оценка развития недоношенного ребенка

Хронологически возраст, физическое развитие и навыки обычно следуют рука об руку. Поскольку в норме существуют границы изменений роста с возрастом, так же существуют пределы, в которых приобретаются новые навыки. Важные навыки развития называют этапами развития.

Когда рассматривают основные этапы развития, обращают внимание на:
• средний возраст — возраст, когда половина детей стандартной популяции достигают определённого уровня, он служит показателем наиболее вероятного достижения этапа развития, но не говорит нам о том, выходят ли навыки ребёнка за пределы нормы;

• возрастной предел — возраст, к наступлению которого навыки следует приобрести. Обычно возрастным пределом считают возраст, отличающийся от среднего на два стандартных отклонения, этот показатель более точно, чем средний возраст, указывает на нормальное развитие ребёнка, несоответствие ему подтверждает необходимость вмешательства с использованием более детального осмотра, обследования или лечения.

Различие между средним возрастом и возрастным пределом может быть продемонстрировано при описании границ для такого важного момента развития, как ходьба без поддержки. Процент детей, которые делают свои первые шаги без поддержки, равен:
• 25% к 11мес;
• 50% к 12мес;
• 75% к 13мес;
• 90% к 15мес;
• 97,5% к 18мес.

оценка развития ребенка

Средний возраст начинающих ходить — 12 мес — указывает на нормальное развитие ожидания, хотя возрастные границы широки. Возрастной предел — 18 мес (2 стандартных отклонения от среднего). Из тех, кто не достиг пограничного возраста, многие будут нормально ходить, но у некоторых есть сопутствующие проблемы со здоровьем, такие как церебральный паралич, первичное заболевание мышечной системы или общая задержка развития.

У немногих может быть недостаточная мотивация из-за социальной депривации. Таким образом, любого ребёнка, который не начал ходить к 18 мес, необходимо осмотреть и обследовать. Именно поэтому 18 мес могут быть «пограничным возрастом» для детей, которые не начали ходить. Установка более раннего возрастного предела позволит раньше выявить проблему, но также увеличит количество детей, подходящих под определение «отстающие в развитии», которые в действительности нормальные.

У разных детей существуют варианты схемы двигательного развития. Например, нормальное двигательное развитие — прогресс от неподвижности до ходьбы, но не все дети развиваются одинаково. В то время как одни уже научились ползать на четвереньках (83%), другие сидят или ползают на животе по полу.

Очень немногие просто встают и идут. Схема локомоторного развития (ползание на животе, на четвереньках, на попе, вертикальная ходьба) представляет собой возраст, когда ребёнок сидит, стоит или ходит.

Ограничение возраста начала ходьбы 18 мес применимо преимущественно к детям, у которых ползание на четвереньках — предыдущая стадия двигательного развития. Дети, которые ползают на животе или сидят, склонны позже начинать ходить, чем ползающие на четвереньках, поэтому среди детей, которые к 18 мес не начали ходить, могут быть дети с вариантом схемы локомоторного развития и все еще соответствующим норме развитием.

Например, среди детей, начавших сидеть, к 18 мес 50% будут самостоятельно ходить, а к 27 мес — 97,5%, т.е. даже позже тех, кто первоначально ползал на животе.

Оценка развития недоношенных детей

Если ребёнок рождён недоношенным, для оценки возраста приобретения навыков следует отталкиваться от даты ожидаемого рождения. Таким образом, ожидаемые навыки развития 9-месячного ребёнка (хронологический возраст), рождённого на 3 мес раньше, в возрасте 28 нед беременности, скорее всего, будут соответствовать 6-месячному ребёнку (возраст с поправкой).

Поправка на возраст не требуется после двух лет, когда число недоношенных недель уже не будет влиять на развитие ребёнка.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Физическое развитие (ФР) - совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Эксперты ВОЗ определяют показатели ФР как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Многочисленные современные исследования показывают, что долговременное когнитивное развитие ребенка находится в прямой зависимости от темпов роста в раннем неонатальном периоде и после выписки из перинатального центра.

Параметры ФР представляют различную клинико-диагностическую ценность.

Длина тела характеризует процессы роста детского организма, масса свидетельствует о развитии костно-мышечного аппарата, подкожно-жировой клетчатки, внутренних органов.

Увеличение окружности головы в первые месяцы жизни, отражающее активный рост головного мозга, имеет важное прогностическое значение для дальнейшего умственного развития дошкольного и подросткового возраста. Если ребенок не растет скелетно, не прибавляет в массе соответственно заложенной генетической программе развития, то в этот период нет прибавки и массы головного мозга, как и любого другого органа. Задержка в развитии может оказаться в дальнейшем нереабилитируемой по интеллекту.

ФР недоношенных детей необходимо оценивать только по скорригированному возрасту, что особенно важно для детей, рожденных с массой тела менее 1500 грамм.

Для детей, рожденных в 32-33 недели или позже, коррекция гестационного возраста может завершаться в возрас­те 1 года. Корригированный возраст у недоношенных детей должен рассчитываться в первые два года жизни.

Для оценки ФР недоношенных детей целесообразно использовать диаграммы, позволяющие оценивать основные антропометрические параметры (массу, длину тела, окружность головы). Для недоношенных новорожденных до 50 недели постконцептуального возраста целесообразно пользоваться диаграммой Фентона (рис. 1 и 2). Антропометрические показатели считаются соответствующими гестационному возрасту, если они находятся на данной диаграмме между 10 и 90 перцентилем.

girls

Рис. 1. Центильные кривые параметров развития девочек в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013).

Кривые Фентона включают в себя 3, 10, 50, 90 и 97-й перцентиль веса, роста, окруж­ности головы, которые нанесены на сетку. В зоне от 10-го до 90-го перцентиля располагаются средние показатели ФР, свойственные 80% недоношен­ных детей. В зонах от 10-го до 3-го и от 90-го до 97-го перцентиля находятся величины, свидетельствующие об уровне развития ниже или выше среднего, свой­ственные только 7% условно здоровых недоношенных. Величины, находящиеся ниже 3-го и выше 97-го перцен­тиля, - это области очень низких и очень высоких пока­зателей, которые встречаются у здоровых недоношенных не чаще, чем в 3% случаев.

В более старшем возрасте (после 50 недели постконцептуального возраста) рекомендуется переходит на дифференцированные диаграммы, позволяющие проводить оценку физического развития до достижения ребенком скорригированного возраста 36-38 месяцев.

У детей с ОНМТ и ЭНМТ прибавка массы тела происходит более интенсивно; их масса к 2-2,5 мес. удваи­вается, к 3-3,5 мес. утраивается, а к 1 году масса тела у этих детей увеличивается в 6-8 раз.

boys

Рис. 2. Центильные кривые параметров развития мальчиков в зависимости от гестационного возраста (Fenton T.R., 2013)

За первый год жизни рост недоношенных детей увеличивается в среднем на 26-35 см и к году со­ставляет 70-75 см. Наиболее интенсивно на первом году жизни увеличивается рост глубоконедоношенных детей (на 30-32 см).

До окончания коррекции возраста при формулировании заключения о ФР в индивидуальной истории развития недоношенного ребенка используют следующие выражения: «Физическое развитие соответствует сроку гестации» или «Физическое развитие не соответствует сроку гестации» с указанием превышения иди дефицита какого-либо параметра (массы, роста, окружностей головы и груди).

Нередко, дети с ЭНМТ плохо растут в раннем детстве, и часто эта проблема сохраняется в дальнейшем. К 5 годам дефицит массы могут иметь 30%, а роста - 50% детей, родившихся до 30 недели гестации. Периоды «вытягивания» в данной группе детей начинаются на 1-2 года позднее. У детей, родившихся с массой тела менее 800г., к 3 годам длина тела и окружность головы ниже 5-го перцентиля, а масса тела - около 10-го перцентиля. Наиболее часто нарушения роста (задержка темпов роста) выявляются у детей с кардиореспираторными проблемами, патологией ЦНС (нарушение глотания), анемией и другими хроническими заболеваниями.

Уменьшение размеров окружности головы (менее третьего перцентиля) часто ассоциируется с нарушением когнитивной функции в школьном возрасте (по сравнению с детьми, имевшими нормальный рост головы в первые два года жизни, дети с замедленным увеличением окружности головы имели индекс ментального развития значительно ниже).

Прирост окружности головы (ОГ) и груди (ОГр) у недоношенных по месяцам в первый год жизни:

Читайте также: