Основные принципы Вальдорфской школы у вас дома

Обновлено: 17.05.2024

Вальдорфская педагогика — одна из самых противоречивых «воспитательных» систем в мире. Даже если эта философия в целом вам придется не по душе, некоторые прикладные элементы могут заинтересовать.

В 1919 году в Германии дети рабочих, трудившихся на табачной фабрике «Вальдорф Астория» (г. Штутгарт, Германия), впервые опробовали на себе обучение по вальдорфской системе — методике, которая базировалась на философии австрийского философа и ученого Рудольфа Штайнера. Название, как становится понятно, произошло от названия предприятия, где она впервые была опробована.

Пожалуй, самое главное отличие этой школы от всех остальных в то время заключалось в ее толерантности: в вальдорфской школе не допускалось деления учеников по социальным слоям, вероисповеданию и даже показателю IQ. В ней все были равны.

Чуть позже при той же фабрике стараниями Штайнера был организован и вальдорфский детский сад. Спустя десятилетия новый подход стал причиной непрерывных споров и разногласий, предметом восторженных отзывов тысяч родителей, педагогов и детей, а также основой для огромного количества детских садов и школ во всем мире (сегодня суммарное их количество превышает три тысячи учреждений).

Покой в розовом цвете

Воспитание по вальдорфской системе предполагает, прежде всего, чуткость и внимательность к основным потребностям ребенка. Штайнер считал, что в первые месяцы жизни малышу необходим покой и защищенность, а не обилие впечатлений. Вальдорфская школа считает, что кроха приходит во внешний мир с тем, что он принес с собой из «доземной» жизни. После рождения он должен приспособиться к новым условиям жизни вне материнской утробы, к новому способу дыхания и питания. Значит, нужно обеспечить малышу надежный «домик» и защиту от внешнего мира, суеты и шума.

В качестве такой «оболочки» вальдорфская педагогика рекомендует люльку, накрытую с одной стороны прозрачной розовой тканью или тюлем. Подвешенная в воздухе качающаяся люлька символизирует плавный переход из материнской утробы в физический мир. Каждый новый шаг вперед — познание своего тела, знакомство с близкими, сидение и ползание — для малыша серьезное достижение. По мнению Штайнера, искусственно ускорять развитие не нужно: на освоение новых навыков малышу требуется время. Однако это совсем не означает, что нужно бездействовать! Задача родителей — дать ребенку то, что ему необходимо именно сейчас, в настоящий момент, а не в будущем. Это основной принцип, которым руководствуется вальдорфская педагогика.

Пример для подражания

Что же такое воспитание по вальдорфской системе? «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится на подражании: младенец старается повторить выражение лица своей мамы, а двухлетняя малышка кокетничает перед зеркалом, накрасив губы помадой.

В качестве основы обучения и построения модели «взрослый-ребенок» вальдорфцы взяли именно эту «впитывающую» особенность детской личности. Вот почему в системе Штайнера в детском мире особое место занимает взрослый (это может быть не только родитель, но и воспитатель, учитель). Он является для ребенка безоговорочным авторитетом и абсолютным примером. Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что от поведения взрослого зависит вся атмосфера дома или же в садике. Эмоциональная детская личность отличается высокой восприимчивостью не только к поступкам окружающих людей, но и их переживаниям, мыслям. Дети подражают старшим, в том числе, когда наблюдают, как те одеваются, убирают, готовят и т.п.

Представьте себе вальдорфский детский сад: воспитатель в нем ведет себя так же, как мама, занимаясь хозяйством. Он вытирает пыль, варит компот или печет пироги, время от времени подходя к детям, чтобы поиграть с ними или рассказать сказку. Ребята постарше помогают ему накрывать на стол, работать в саду, убираться в группе. Много времени уделяется творческим занятиям: рисованию, лепке, аппликации (а в старших группах — даже валянию и вязанию), игре в кукольный театр, разучиванию песенок и стишков. И все-таки в некоторых аспектах вальдорфский детский сад солидарен с обычным садиком — полноценное четырехразовое питание и дневной сон в нем обязательны!

Кстати!

Вальдорфские педагоги рекомендуют и дома придерживаться строгого распорядка дня для ребенка, считая, что дети, живущие по режиму, более спокойны и собраны, поскольку знают, что их ждет в течение дня. А вот беспорядочный образ жизни, наоборот, может выбить малыша из колеи и заставить нервничать.

Детское время

Обучение по вальдорфской системе не просто не обещает научить дошкольников читать, писать и считать. Напротив, оно полностью отрицает обучение чтение и письму до 7 лет (того возраста, когда пора будет отправляться в школу). Вальдорфцы не торопят интеллектуальное развитие ребенка! Они считают, что главное свойство интеллекта — это способность к творчеству. Развитие воображения, словарного запаса и прикладных навыков — вот что станет благоприятной почвой для взращивания интеллектуального и абстрактного мышления в будущем.

Таким образом, обучение по вальдорфской системе предполагает не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального «проживания» информации. Это способствует эффективному обучению без вреда для психологического здоровья. Ведь полноценно развиваться интеллект может только тогда, когда есть качественный фундамент для этого — сформирован эмоциональный мир. Происходит это, когда «все молочные зубы сменяются на постоянные» (т.е. примерно в 12 лет).

Вот почему вальдорфские педагоги призывают не делать из ребенка взрослого, а наоборот, помогать ему как можно дольше оставаться маленьким, чтобы он успел вкусить все прелестные плоды детства и, разумеется, раскрыть все свои таланты. Воспитание по вальдорфской системе накладывает строгое табу на раннее обучение письму и чтению. «Есть лошади, принужденные с малолетства возить тяжелые грузы, и есть те, которые ждут, пока вырастут их кости и разовьются их мускулы. Какие из лошадей будут сильнее впоследствии?» — эта притча как нельзя лучше отражает принцип, которым руководствуется вальдорфская школа.

Основа основ

Вальдорфская педагогика делает основной акцент в обучении на развитии интуиции и воображения, на умении фантазировать и творить. Детство ребенка-дошкольника полностью посвящается игре. Свободная игра ребенка — одна из основ развития, в ней «приводится в движение» воля, расцветает я творческая фантазия. Эмоциональная сторона на самом деле гораздо важнее, чем владение логикой и анализом. Вальдорфский детский сад — место, где много времени посвящается играм на свежем воздухе (с песком, водой), садовым работам, сближающим детей с природой. Вальдорфская педагогика провозглашает одной из своих главных целей — «связь» с жизнью, т.е. установление соотношений между научными знаниями и опытом. Быт, окружающий современного ребенка, настолько автоматизирован и далек от природы, что дети не имеют представления об элементарных навыках человеческой деятельности: как растят цветы, как пекут хлеб, как строят дом, как плетут корзины.

Воспитание по вальдорфской системе предполагает, что и мальчики, и девочки с самого раннего детства вышивают, вырезают по дереву, сами делают игрушки, работают на гончарном круге, рисуют красками и мелками, лепят из глины и воска без образцов и предложенных шаблонов, без заданной темы и определенных правил. Вальдорфский детский сад предлагает детям три основных цвета: красный, желтый и синий. Остальные цвета малыши создают сами, смешивая и разбавляя краски. Вальдорфская педагогика также включает в себя элементы традиционной народной культуры: песни, игры, потешки, сказки, хороводы.

Гениальное — просто

Конечно, как и любая другая развивающая воспитательная система вальдорфская педагогика не может обойтись без игрушек. Игрушки для «вальдорфских» детей просты и самобытны. Вальдорфский детский сад не предложит воспитанникам готовых игрушек: дети и педагоги мастерят их сами. Основа — природные материалы (необработанное дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Красители тоже только натуральные: водные краски, соки растений, специи, кофе и т.п.

Категоричное «нет» говорит вальдорфская школа пластмассе, механике и электронике — в общем, всему тому, чем сегодня заполнены полки детских магазинов. Но не только экологичность и ручная работа являются отличительными чертами вальдорфских игрушек. Всех их выделяет из массы остальных «мягкая» форма: даже деревянные кубики не имеют четких острых углов и, кажется, немного несовершенны по форме. В этом и заключается главный принцип вальдорфской игрушки — намек на форму и способ игры с ней. Делается это для того, чтобы получило импульс для развития детское воображение.

Когда фантазия берет старт, любой брусок может стать корабликом, а листочек, опавший с дерева, — парусом, три лоскутка заменяют куколку, а палка — лошадку. Самые маленькие ребята играют с неокрашенными глиняными, лоскутными или деревянными куклами, у которых даже не прорисовано лицо — в игре малютка сам решает, смеется кукла или плачет. Нельзя, однако, сказать, что таким принципом вальдорфская школа обедняет игрушечный детский мир. Вариантов полно: музыкальные игрушки (флейты, ксилофоны, трещотки), фигурки животных и растений, деревянные кубики и конструкторы (в том числе из природных материалов — веточек, палочек, каштанов, желудей, шишек и орехов), игрушки для обучения ремеслам (гончарный круг, ящик с деревянными инструментами, клубки ниток и пр.), мозаики-пазлы, вальдорфские куклы.

К доске

Несмотря на то, что популярность вальдорфской методики воспитания в России набирает обороты, и количество вальдорфских детских садов неуклонно растет, вальдорфских школ у нас пока немного. Это и неудивительно: вальдорфская педагогика разительно отличается от традиционной. В качестве основных отличий можно отметить отрицание оценок не только в начальной, но и в средней — вплоть до 8 класса — школе (в конце года родители ученика получают табель-резюме, повествующее о его достижениях), и отсутствие учебников как таковых (на уроках дети работают в специальных тетрадях, которые и являются обучающими книгами). Обучение рассчитано на 12-13 лет (никаких «перепрыгиваний» через класс!), при этом в школу ребята идут только по достижении 7-летнего возраста.

Имейте в виду, что если ваш ребенок пойдет в вальдорфскую школу, а затем вдруг по каким-то причинам вы решите покинуть ее, в обычном общеобразовательном учреждении он сможет присоединиться только к ребятам, обучающимся двумя классами «ниже» (т.е. вместо 7-го класса его примут в 5-й). Из чего ясно следует, что обязательная образовательная программа вальдорфской школы все же отстает от общепринятой у нас в стране. И, как это логично вытекает из принципов вальдорфской педагогики, предметы, являющиеся второстепенными для обычной школы (музыка, рисование, природоведение и т.п.), в вальдорфском образовательном учреждении становятся основными на первые восемь лет обучения. Впрочем, есть у вальдорфских школ и плюс, который несомненно оценят современные родители — пристальное внимание здесь уделяется изучению иностранных языков. С первого же класса дети изучают их два, причем погружение в языковую среду происходит максимально органично — через народный фольклор (народные песни, потешки, стихи и т.п.).

Не зря вальдорфскую школу часто называют «школой жизни»: можете быть уверены, здесь ребенок быстрее, чем где бы то ни было научится печь пирожки, садить цветы и вязать на спицах. Главный принцип обучения — накапливание жизненного опыта путем переживаний, а не пустая зубрежка теорий. Отсутствие уверенности в том, что вальдорфская школа не дает ребенку реальных знаний для продолжения образования, например, в институте или университете, вынуждает многих родителей скептически относиться к этой педагогике. Но то, что дети в вальдорфской школе учатся без страха и сомнений (отметок-то нет — чего бояться?), с удовольствием и радостным удивлением, безусловно, заставляет симпатизировать. И если вы психологически готовы к тому, что ваш ребенок начнет изучать геометрию в первом классе посредством вождения хороводов и подвижных игр, можно попробовать познакомиться с вальдорфской системой обучения поближе.

Список вальдорфских школ и вальдорфских детских садов, которые работают в России, вы можете найти на сайте .

Больше полезных материалов о детском воспитании — в нашем канале на Яндекс.Дзен .

Опытный преподаватель английского языка со стажем более десяти лет, увлечённый книголюб и дипломированный филолог. Мама активного трëхлетки, практикующая осознанное родительство.

С момента основания первой школы вальдорфская методика преподавания завоевала множество поклонников, но в то же время получила множество критических оценок. Одна из самых неоднозначных на сегодняшний день педагогических систем становится всё популярнее, привлекая внимание родителей будущих первоклассников. Разберёмся, в чём заключаются основные принципы обучения в вальдорфской школе и детском саду, а также в тонкостях организации учебного процесса и причины популярности.

Содержание:

Кратко о вальдорфской педагогике

Первая вальдорфская школа была открыта в начале двадцатого века в Германии при фабрике «Вальдорф Астория», откуда и появилось название. Руководить школой был приглашён австрийский философ и педагог Рудольф Штайнер, основоположник антропософии — религиозно-мистического учения, которое сам автор называл «наукой о духе».

Главным отличием школы Штайнера в то время было полное равноправие всех учеников: ни социальное положение, ни вероисповедание, ни разные умственные способности учеников не имели значения. Разрабатывая принципы вальдорфской педагогики, Штайнер руководствовался потребностями ребёнка в разные периоды его развития. Остановимся на этих принципах подробнее.

Основные концепции вальдорфской педагогики

Свои идеи о развитии детей и методах воспитания и обучения Штайнер изложил в книге «Образование ребёнка» и курсе лекций, которые он читал во время поездки в Англию. Эти идеи стали основой для организации учебного процесса в вальдорфских учебных заведениях по всему миру.

  1. Человек — это Дух, Душа и Тело, которым соответствуют мысли, чувства и сила воли. Образовательный процесс обязан содействовать развитию всех этих составляющих.
  2. Помимо физического тела, Штайнер выделяет эфирное и астральное тела, а также «Я». В возрасте около семи лет в человеке проявляется эфирное тело, которое отвечает за физическое развитие, память и фантазию. В возрасте четырнадцати лет появляется астральное тело, отвечающее за эмоциональное созревание, абстрактное мышление и свободу мысли. В возрасте около двадцати одного года рождается «Я», и человек вступает в фазу саморазвития. Считается, что учебный процесс не должен опережать рождение в ребёнке этих сущностей, то есть интеллектуальное развитие возможно только по достижении эмоциональной зрелости.
  3. Обучение в первые несколько лет должно принимать во внимание концепцию темпераментов, пока дети не научатся контролировать проявления своего характера.

Методика преподавания в вальдорфских школах

Фокус на возрастных особенностях и потребностях ребёнка лежит в основе методов, применяемых в вальдорфских школах и детских садах. Эти методы, завоевавшие множество поклонников среди педагогов и родителей, служат одной цели — гармоничному развитию личности.

  1. Вальдорфская система безоценочна вплоть до старших классов: вместо итоговых баллов в дневнике родители получают развёрнутый отчёт преподавателя об успехах ребёнка.
  2. Учебники не используются на занятиях: преподаватель сам презентует новый материал, а ученики ведут тетради-конспекты. Тем не менее на занятиях применяются различные учебные пособия для отработки полученных навыков.
  3. Педагоги в вальдорфских школах ведут все основные уроки у одной группы учащихся на протяжении семи лет. Основной целью такого подхода является создание доверительной обстановки в классе и индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель имеет огромный авторитет: от него исходит мотивация к получению знаний.
  4. Основные навыки — чтение, письмо, счёт и другие — отрабатываются регулярно, а другие дисциплины изучаются периодами продолжительностью от трёх до четырёх недель — «эпохами», которые сменяют друг друга в течение учебного года. Так учащиеся имеют возможность погрузиться в тему и изучить её более детально.
  5. Каждый учебный день начинается с главного урока продолжительностью два академических часа, который имеет определённую структуру: вначале — своего рода разминка (музицирование, чтение стихотворений), затем — презентация и отработка нового материала, в конце — обсуждение или рассказ учителя, связанный с темой урока.
  6. В расписании присутствуют такие предметы, как гимнастика, рисование формы и эвритмия. Рисование формы — предмет, преподаваемый в начальных классах — предшествует письму, графике и каллиграфии. Эвритмия была разработана самим Штайнером и включает в себя танец, музыку и декламацию стихотворений.
  7. Вальдорфская методика не приемлет механического заучивания материала и стремится избавить учеников от чрезмерных нагрузок. Считается, что наилучшим образом усваивается информация, полученная с практическим опытом. Поэтому ученики практикуются в ремёслах, учатся готовить, украшают классы поделками из природных материалов, работают в саду и ухаживают за животными. Старшеклассники проходят практику в школах, детских домах и домах престарелых.
  8. Большая роль отводится творчеству: ученики много музицируют и рисуют, устраивают регулярные отчётные концерты и праздники. Родители принимают активное участие в школьных мероприятиях.

Критика вальдорфской системы

Несмотря на очевидную притягательность вальдорфской педагогики для многих родителей и, прежде всего, детей (кому не захочется учиться в школе без оценок!), критики этой педагогической системы указывают на многие спорные моменты:

  1. Самым главным недостатком вальдорфской системы считается отставание от общепринятой школьной программы в первые годы обучения. Это связано с тем, что в начальной школе — период достижения ребёнком эмоциональной зрелости — особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию, а не основным предметам. Например, пишут ученики вальдорфской школы до третьего класса только печатными буквами, в то время как в обычной школе этот навык отрабатывается с первого класса.
  2. Некоторые исследователи относят учение Штайнера к оккультным и наблюдают черты религиозной секты в вальдорфских учебных заведениях. Несмотря на то, что антропософия не преподаётся ученикам, есть спорные моменты, на которые указывают исследования: к примеру, чтение молитв перед едой и беспрекословное подчинение авторитету учителя.
  3. Ещё один важный вопрос беспокоит многих родителей: сможет ли человек, получивший образование в дружественной, чуть ли не семейной обстановке, полностью доверяя и во всём слушаясь учителя, без стресса вступить во взрослую жизнь? Выпускники могут оказаться психологически не готовы к принятию самостоятельных решений в будущем.

Вальдорфские школы в России

Первая вальдорфская школа в России была открыта в 1992 году, и на сегодняшний день существует более двадцати аккредитованных школ и вальдорфских классов в общеобразовательных школах. Многие из них входят в Ассоциацию вальдорфских школ России, которая осуществляет подготовку учителей и контроль качества образования.

Вальдорфское движение в России набирает обороты: несмотря на то, что школы есть не во всех городах (больше всего их в Москве и Московской области), во многих других учебных заведениях применяются идеи вальдорфской педагогики — такие учебные заведения называют вальдорфски ориентированными. Существует и Youtube-канал о вальдорфской педагогике — Waldorf TV.

Почти во всех школах одиннадцать классов, и только в Иркутской Вальдорфской школе обучение длится двенадцать лет, как и в немецких вальдорфских школах. При некоторых школах работают детские сады, развивающие студии и лечебно-педагогические классы.

Лишь немногие вальдорфские школы получают государственное финансирование, поэтому в большинстве из них обучение платное. Родители платят около 20 000-30 000 рублей ежемесячно. Кроме того, в некоторых школах существует вступительный взнос.

Порядок поступления в вальдорфскую школу

Зачисление в школу осуществляется по итогам собеседования с ребёнком и его родителями. После принятия комиссией положительного решения, родители должны предоставить комплект документов: медицинскую и прививочную карту ребёнка, копию медицинского полиса, паспорт одного из родителей и свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства.

Единственной проблемой может стать нехватка мест: приоритет при поступлении будет у детей с пропиской в том районе, где находится школа. Самый надёжный способ обеспечить ребёнку место в первом классе — заранее отдать его в детсад при школе.

Во многих школах есть испытательный срок продолжительностью от двух недель до двух месяцев: по итогам этого периода руководство школы может принять решение об отчислении ребёнка.

Правила для учащихся и внутренний распорядок

В вальдорфских школах действуют строгие правила в отношении гаджетов: здесь запрещено пользоваться мобильными телефонами, компьютерами и планшетами. На сайтах школ обычно опубликовано расписание звонков, и созвониться с ребёнком родители могут только во время перемены.

Даже если ребёнок не может подойти к телефону, вы всё равно можете удостовериться, что он в безопасности. Приложение «Где мои дети» даёт возможность слушать звук вокруг и уведомляет, если ребёнок вышел из установленных зон.

Уроки начинаются в 8:00-8:30 и у старших классов продолжаются до 15:30. Расписание уроков одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.

В некоторых школах есть занятия и для родителей: например, Владимирская Вальдорфская школа предлагает по субботам поучаствовать в репетиции хора и заняться гимнастикой и эвритмией.

Стоит ли отдавать ребёнка в вальдорфскую школу: за и против

Несомненно, каждая семья самостоятельно принимает решение о том, подходит ли вальдорфская методика их ребёнку. Основные плюсы и минусы вальдорфского образования в России представлены в нашей таблице:

Преимущества вальдорфских школ Недостатки вальдорфских школ
Учебная программа построена в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения. При переходе в обычную школу ребёнку сложно адаптироваться к системе оценивания знаний.
Учащиеся проходят итоговую аттестацию в четвёртом, девятом и одиннадцатом классах. Учебная программа в начальной школе отстаёт от обычных школ.
Иностранные языки — английский и немецкий — изучают с первого класса. Не все родители могут разделять эзотерические представления о человеке, которые лежат в основе вальдорфской педагогики.
Школа особенно подходит тем детям, у которых возникли трудности с усвоением традиционной программы, а также детям с особенностями развития. Качество полученных знаний напрямую зависит от уровня подготовки классного педагога.
В школе создаётся максимально комфортная обстановка, способствующая раскрытию талантов ребёнка. Высокая стоимость обучения и небольшое количество аккредитованных школ делают вальдорфское образование труднодоступным.
Родители получают подробный отчёт об успеваемости и участвуют в школьных мероприятиях.
Запрет на использование гаджетов помогает сосредоточиться на учёбе.

Знаменитые выпускники вальдорфских школ

Среди выпускников вальдорфских школ по всему миру — не просто успешные люди, но и известные представители творческих профессий и предприниматели:

  • Кеннет Шено, бизнесмен, бывший глава «American Express»;
  • Вольфганг Порше, один из руководителей автоконцерна «Porsche»;
  • Михаэль Энде, писатель;
  • Томас Майер, дизайнер одежды;
  • Линн Ульманн, писательница;
  • Уильям Ли Скотт, актёр;
  • Сандра Буллок, актриса;
  • Дженнифер Энистон, актриса; и другие.

Вальдорфские детские сады

Со дня основания первого вальдорфского детского сада в нашей стране эти дошкольные учреждения приобрели даже большую популярность, чем школы: родители с удовольствием отдают своё чадо в такой садик, ведь дружественная семейная обстановка отлично подходит для естественного развития дошколят.

На сегодняшний день в России функционирует около шестидесяти вальдорфских детсадов. Кроме того, некоторые прикладные принципы вальдорфской педагогики применяются и в других дошкольных образовательных учреждениях.

Перечислим основные особенности вальдорфских детских садов:

  1. В одной группе занимаются дети от трёх до семи лет: старшие помогают младшим, как в обычной семье.
  2. Обучение основано на подражании: малыши наблюдают за старшими детьми и воспитателем и учатся одеваться, убирать за собой, заниматься ремёслами, живописью и рукоделием.
  3. Все виды деятельности сменяют друг друга в строгом порядке, активные игры чередуются со спокойными занятиями.
  4. Особое внимание уделяется интерьеру помещений, который дети украшают самостоятельно.
  5. Личность малыша и его желания — в центре внимания: ребёнок может отказаться от совместных занятий с воспитателем и поиграть отдельно.
  6. Свободная игра — ключевое понятие вальдорфского воспитания. В свободной сюжетно-ролевой развивается фантазия и способность к самовыражению.
  7. Игрушки, используемые в детском саду, также должны пробуждать в детях фантазию: это самодельные куклы из ткани и соломы, деревянные кубики и кукольная мебель, глиняные фигурки и кухонная утварь. Тряпичные куклы шьются по специальным выкройкам: в процессе изготовления важно соблюсти правильные пропорции, а вот лицо может и вовсе отсутствовать.
  8. Некоторые вальдорфские детские сады и группы в обычных садах являются государственными. Однако большинство из них — частные. Стоимость обучения сравнима с другими частными садами: от 12 000 рублей в месяц за неполный день и до 33 000 рублей.
  9. Основной проблемой, с которой сталкиваются родители выпускников вальдорфских садов, является то, что детей не учат чтению, письму и счёту; поэтому, планируя поступление в обычную школу, необходимо заранее позаботиться о подготовительных занятиях с ребёнком.

Применение принципов вальдорфской педагогики в общеобразовательных школах и детских садах

Несмотря на то, что «вальдорфской» может называться далеко не каждая школа, основы вальдорфской методики воспитания и обучения возможно применять в любых образовательных учреждениях.

Уважение к личности ребёнка, стремление раскрыть его творческий потенциал, метод погружения и акцент на получении практического опыта — вот главные принципы, которые успешно внедряют некоторые прогрессивные школы через проектную работу, сюжетно-ролевую игру, научные опыты и внеклассную деятельность.

В детских садах методы штайнеровской педагогики, как и методы системы Монтессори, набирают популярность: детей вовлекают в хозяйственную деятельность, обучают лепке, рисованию и приготовлению пищи. На полках соседствуют яркие пластиковые игрушки и кубики и цилиндры из дерева. Игровые помещения зонируют ширмами и стеллажами: в каждом уголке ребёнок может самостоятельно создать декорации для свободной игры.

Как внедрить вальдорфские принципы дома: советы родителям

Воспитатели и педагоги вальдорфских образовательных учреждений проходят длительную подготовку и осваивают обширную методическую базу. Но некоторые принципы вальдорфской педагогики можно реализовать в домашних условиях, следуя нашим советам:

Многие педагоги и учёные в последние годы строят гипотезы о том, какой должна быть школа будущего, чтобы соответствовать потребностям общества и, в первую очередь, самих учеников. И эта модель имеет много общего с идеями Рудольфа Штайнера, разработанными им более ста лет назад: персонализация образования, стремление раскрыть таланты каждого ученика, наставническая роль учителя и получение детьми практических навыков в разных областях.

Сегодня особенно остро чувствуется необходимость реформы школьного образования: учащиеся испытывают непомерные нагрузки, вынуждены заучивать огромное количество учебного материала, не подкреплённого практикой, и при этом система оценивания знаний не учитывает индивидуальных особенностей детей. Несмотря на критические оценки, вальдорфская школа лишена этих недостатков, что объясняет растущую популярность этой педагогической системы во всём мире.


Вальдорфская педагогика — очень популярная во всем мире образовательных систем. Сегодня школы, практикующие ее, открыты более чем в 60 странах мира, в том числе и в России. Чем отличается этот педагогический подход от того, что используется в обычных массовых школах? В чем ее преимущества? Об этом рассуждает выпускница московской вальдорфской школы имени Анатолия Пинского, педагог Антонина Лизякина.

Антонина Лизякина, выпускница вальдорфской школы, преподаватель физики и английского языка в «Живой школе»


Вальдорфская образовательная система появилась в начале ХХ века в Германии и была разработана философом и педагогом Рудольфом Штайнером для детей работников табачной фабрики «Вальдорф Астория». Во главу угла своей системы Штайнер поставил не стремление заложить в ребенка обязательную программу, а его развитие, реализацию талантов. Из этой идеи особенного отношения к ребенку проистекают основные принципы вальдорфской педагогики.

У ребенка в такой школе должны быть все условия для развития интеллекта, эмоциональной и физической сфер, или, на языке вальдорфской системы, мышления, чувства и воли. На каждом этапе обучения доминирует один элемент: в младших классах — воля, или движения, в среднем звене — эмоции, чувства, в старших классах — мышление.

Эстетическое воспитание важно так, как и интеллектуальное. Это проявляется даже в учебном расписании: там есть уроки не только музыки, как и везде, но и живописи, театра, ремесла, рукоделия, эвритмии, то есть искусству отражения звуков движением тела. Детей учат видеть красоту, искусство в том, что они изучают, будь то математика или русский язык. Даже в танце можно увидеть математические закономерности — этому тоже учат. Ученики оформляют свои тетради рисунками, учатся «чувствовать» и таблицу умножения, и разницу между частями речи. Для этого педагоги подбирают специальные упражнения. Например, геометрические фигуры малыши изучают… водя хороводы: они двигаются вместе так, чтобы составить квадрат, прямоугольник и так далее.

Особое внимание уделяется лингвистической подготовке: еще с начальной школы преподается сразу два иностранных языка. При этом ученики знакомятся с фольклором: изучают народные песни и стихи на иностранном языке.

Разностороннее развитие дает опору для самоопределения. Так, ребенок, которому не дается математика, знает, что у него есть склонности к музыке.

Эпохальность

Основные предметы в вальдорфской школе преподаются эпохами. Эпоха — это раздел курса, имеющий завершенный вид. Материал в таком курсе концентрированный, ребенок изучает его при по 3−4 недели. Как это происходит? Каждый день проводится полуторачасовой урок по одному и тому же предмету, когда изучается основной материал. Дети его не забывают, поскольку отрабатывают изученное на регулярных уроках.

Кстати, учебников в привычном нам понимании в таких школах нет. Основное учебное пособие — это тетрадь, которую ученик составляет и ведет сам, систематизируя знания, полученные на уроке и самостоятельно.

Проживание, осмысление, закрепление

Вальдорфская педагогика отрицательно относится к попыткам загрузить память и интеллект ребенка. Именно поэтому в детские головы не вкладывают готовых знаний.

Учитель старается дать детям возможность сначала «пережить материал» при помощи движения или искусства, потом обсуждает его с классом и только после этого записывает правила. В этом отличие от классического подхода, где в учебниках сразу после правила идут примеры.

Уроки истории — это не просто лекции. Ученики принимают участие в рыцарских турнирах, межшкольных олимпийских играх, проникаются духом этих событий — все это способствует осмыслению и закреплению материала.

Современные дети, быт которых автоматизирован, часто не имеют никакого представления о том, как растет пшеница, как пекут хлеб, как делают ткань. Ученики вальдорфских школ осмысляют эти процессы на собственном опыте: например, в моей школе сеяли, собирали и мололи пшеницу.

Безоценочность

В вальдорфских школах не сравнивают детей друг с другом, в том числе и по оценкам. Дети не гонятся за пятерками и не переживают из-за двоек: оценки появляются только ближе к государственным экзаменам, при подготовке. Успеваемость ребенка оценивается иначе: как «зачет» или «незачет» и комментариями учителя о том, что хорошо получается, а над чем еще стоит работать. Такой подход позволяет детям полнее раскрыться и не чувствовать себя среди отстающих, если что-то не получается. Они выполняют работу не ради оценки, а ради закрепления знаний.

Ритмичность

В вальдорфской школе невозможна ситуация, когда ученики весь день только записывают за учителем и переходят из кабинета в кабинет. Здесь каждый день, каждый урок построен с чередованием активной и пассивной деятельности. После активного обсуждения материала следует пассивная запись в тетрадь, после чтения ритмичного стихотворения — спокойное, после урока математики — музыка или рукоделие.

У года тоже есть свой ритм: за буднями следуют праздники. В вальдорфских школах отмечают общехристианские Пасху и Рождество, традиционно русскую Масленицу, немецкий день святого Михаила и день фонариков.

Материал подбирается так, чтобы дети увлеченно, с удовольствием и интересом занимались. В младшей школе много времени посвящено играм и сказкам, в средней — мифам и истории древнего мира, что позволяет осознать понятие героизма, в старшей — вопросам, которые ставит перед подростком реальный взрослый мир.

С 3 класса дети как бы погружаются в исторические эпохи, которые, по мере их взросления детей, продвигаются к современности, куда и попадает выпускник. Таким образом, ребенок, изучая культуру, понимает эволюцию человеческого сознания от древних времен к современности. Его сознание проходит тот путь, по котором двигалось человеческое общество. Отсутствие учебников позволяет учителю подбирать материал специально для конкретных детей.

Естественность, натуральность и практичность

Материалы, окружающие детей максимально, натуральны. Шторы — льняные или шелковые, парты и карандаши — деревянные. Когда малыши занимаются лепкой, они используют пчелиный воск, а не пластилин.

Для интеллектуальной работы подбирается максимально аутентичный материал. Например, дети даже разучивают фрагменты из Илиады на греческом языке. Если они проходят средневековую музыку, то пробуют ее самостоятельно воспроизвести на музыкальных инструментах; если народные песни, то поют их. На уроках ремесла и рукоделия ученики делают исключительно практичные вещи: прихватки, варежки и даже рюкзаки.

Многое из этого может показаться спорным, сомнительным, а кому-то даже вредным, поскольку разительно отличается от общепринятой системы образования. Но выпускники вальдорфских школ не уступают сверстникам в обычных школах, точно так же успешно сдают вступительные экзамены в российские и зарубежные вузы и находят себя в жизни. Например, я успешно окончила Московский инженерно-физический институт — учебное заведение с одной из самых сложных программ, и связала свою жизнь с педагогикой.

Читайте также: