Почему ребенок не хочет учиться: как школьные проблемы детей влияют на мотивацию к учебе

Обновлено: 27.09.2024

Многие родители школьников сталкиваются с ситуацией, когда их любимое чадо, придя однажды домой, уверенно заявляет, что больше в школу ходить не будет.

В чём может скрываться причина такого радикального отказа? Как себя вести и что предпринимать? Разбираемся с проблемой вместе.

Почему ребёнок не хочет учиться?

Определить мотивы, по которым возникают проблемы с учёбы, - половина решения проблем. Нужно понимать, что причин, почему ребёнок не хочет учиться, может быть множество. И здесь обязательно нужно учитывать несколько основополагающих факторов, главный из которых - в каком классе и возрасте начался «бунт».

Ребёнок не хочет учиться в 1 классе

Первый класс - это всегда колоссальный стресс для маленького человека. Если первоклассник не хочет идти в школу, обратите внимание на следующие факторы:

    личную мотивацию малыша и желание учиться, постигать что-то новое;

В противоположность этому, ребёнок 7 лет находится в абсолютной готовности идти в первый класс.

Ребёнок не хочет учиться во 2-4 классе

Начальная школа даже при самой бережной организации процесса всегда может таить в себе кризисные моменты, в том числе и поведенческие. Младшие школьники стараются учиться на «отлично», потому что, во-первых, это гораздо легче, чем, скажем, в старших классах. Во-вторых, хорошие отметки и поведение - это всегда похвала от учителя (ребёнок 8 лет и даже ребёнок 10 лет очень ценит это!). Плюс большинство учеников в принципе учатся хорошов начальной школе, так что нужно быть наравне.

Тем не менее, причины, по которым ребёнок во 2 классе или 4 классе не захочет посещать школу, могут быть следующие:

    банальное непонимание отдельных школьных предметов;

Если ребёнок в 5 классе не хочет учиться, то главным фактором спада интереса к учёбе может случится переход из начальной школы, где была создана оптимально комфортная среда, в среднюю, где программа объективно сложнее. Кроме того, появляется ряд новых предметов, к которым ребёнок в 5 классе может быть не готов. Добавляет дискомфорта постоянная смена учебных классов и учителей по каждому новому предмету.

Если ребёнок не хочет учиться в старших классах, то здесь скорее решающими факторами могут стать:

    буллинг со стороны сверстников;

Разумеется, если у ребёнка диагностирована дислексия и связанные с ней трудности обучения, то ко всем упомянутым причинам добавляется ещё одна - особенность восприятия новой информации, которая значительно влияет на мотивацию и желание учиться.

Из-за дислексии школьник может чувствовать себя не таким, как все. Может разлюбить учёбу из-за постоянных ошибок и помарок на письме. Из-за неспособности сосредотачиваться на заданиях или успевать всё делать вовремя. Из-за проблем во время чтения вслух по цепочке, пересказах или изложениях.

Вернуть веру в себя, вновь полюбить процесс учёбы и школьную среду - сложная задача, для решения которой нужно объединиться как родителям, так и узкопрофильным специалистам.

Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?

Советы кандидата психологических наук, доцента Натальи Овсяник.

Какие упражнения / фразы / игры / беседы помогут вернуть интерес школьника к учёбе?

- Наверное, первое, что нужно сделать - это развести понятия «обучение в школе» и интерес у учёбе. К огромному сожалению, на данный момент - это разные процессы.

Очень часто ребёнок 6-7 лет, который хотел учиться и проявлял к этому огромный интерес, уже к концу 1-го класса разочаровывается в школе, как в месте, в котором интересно. Вот, например, у нас есть ребёнок, который с 2,5 лет интересуется динозаврами, знает устройство их скелета, все виды. Что произойдёт с ребёнком, который приходит в школу, и никто (!) из значимых взрослых (а для первоклассников - это учитель) не проявит ни малейшего интереса к его страсти?! И вот наш ребёнок терпит, ждёт: буквы учит, прописи неинтересные пишет, стихи о зиме рассказывает, даже цветок-аппликацию сделал. И где в этом всем хоть что-то, что приблизит его к разгадке тайны исчезновения динозавров? Проектов на свободную тему нет; книги для внеклассного чтения - строго из списка. И всё это забирает силы и время от любимых занятий. На этом фоне естественно возникает непринятие школьного обучения.

Нужно ли поддерживать интерес к такому обучению через слова-должники («надо», «у всех свои обязанности», «ты должен учиться») - для меня является спорным. Если бежать «за паровозом» стандартов и общепринятых стереотипов, то есть огромный риск потерять уникальность ребёнка, его собственный интерес. Исходя из этого необходимо определиться, что для ребёнка есть учёба, к чему у него склонности, что не получается, а в чём он звезда. Наметить «программу-минимум» и «программу-максимум». Со специалистами разработать образовательный маршрут, донести это до ребёнка.

Как донести? Через понятные и полезные ему действия. Например, на моих занятиях с детьми с дислексией мы много читаем зеркального и перевёрнутого текста. Для детей это очень сложная работа. После первой строчки я обычно задаю детям вопросы: зачем я учу их так читать. Когда дети осознают, что такой способ поможет им подглядывать ответы у учителя напротив - мотивация возрастает в несколько раз. Значит для каждого ребёнка возможна индивидуальная мотивация.

Ещё обязательным условием «возвращения» является честность и открытость в признании сложности представленной работы. Мы не критикуем/ругаем учебник; не ищем виновных в пробелах знаний, а признаём «здесь и сейчас» наличие трудности в том или ином вопросе. Разбиваем эту трудность на составляющие задачи и начинаем их решать.

Кто или что может помочь? Условно можно разделить всех обучающихся на 6 типов. И вот для каждого типа будет своя значимая мотивация:

    для кого-то это будет наставник (и мы будет очень внимательно выбирать его);

Есть достаточно большая выборка детей, которые, по словам родителей, были подготовлены к школе (умели читать и считать до 100!), но к обучению в школе не проявляют интереса. Так вот, знание букв и цифр - это не познавательная активность. Ребёнок это изучает, так как порой это единственный канал общения с мамой.

Как правильно вести разговор со школьником, который не хочет учиться?

- Первое - это принятие как факта того, что ребёнок не хочет учиться. «Я вижу, или мне кажется, что . » - и здесь ваши ощущения-переживания. Не «приговор», не разоблачение, а озвучивание проблемы. Далее предложение узнать, почему так получилось. В этой ситуации нужно помнить, что дети - это наши дети, «набор» определенных трудностей мы передаём ребёнку по наследству. Поэтому уместны будут рассказы о ваших трудностях (только без героических концовок типа, «но я осознал, собрался, выучил и стал лучшим учеником в классе»), о том, как вы избегали и, может быть, до сих пор избегаете похожих ситуаций.

Например, папа/мама, которые имели трудности с выразительным чтением вряд ли будут любить читать книги своим детям.

После признания наличия проблемы и выяснения первопричин (здесь лучше обратиться к специалистам: психолог, дефектолог-логопед; невролог, остеопат) - разрабатываем веер решения проблем. Типа «налево пойдёшь - коня потеряешь».

И на каждом этапе оговаривать, какую помощь может предложить родитель.!

Весь это разговор лучше фиксировать в виде понятных картинок-комиксов, чтобы по окончанию был «договор, скреплённый кровью» - документ, которым подтверждаем программу действий.

Чем родитель может помочь своему ребёнку-старшекласснику, который испытывает трудности с учёбой или не хочет учиться вовсе?

— Знаете, мне вообще очень жаль детей, которые учатся в выхолощенной системе: с потухшими учителями, с установками «лишь бы сдать», с огромным объёмом абсолютно ненужной информации. Самым страшным предметом, который собирает в себя искаженную форму современного обучения, является география. С поиском средней зарплаты в каком-то регионе. Зачем? Что изменится/прирастёт в сознании ребёнка от знания площади территории Могилёвской области. Но вот если он сравнит площадь и население и те же показатели, например, с площадью Бангладеш, потом «соберёт» продуктовую корзину и попробует её «освоить», тогда он приобщится к экономической географии. Дети очень часто не хотят учиться именно в такой системе. Значит первым шагом - поиск альтернативных методов обучения, может быть, поиск дополнительного образования (не репетиторы!), а различного рода клубы по интересам, лаборатории.

Если же есть трудности - нужно их определять, вместе со специалистом определять актуальность коррекции или создание ситуации психологического благополучия. И если ребёнок не хочет учиться (сначала определяем: «не хочет или не может»; «не хочет учиться или не хочет сдавать ненужные контрольные. ») - предлагаем помощь в поиске практической работы на разных предприятиях и организациях. Может быть, изучение «Истории Японии» для ребёнка-практика слишком абстрактная тема, а вот ковка ограждения и изучение состава сплавов являются очень привлекательными.

В итоге схема выглядит так: есть проблема - признаём ее наличие - обращаемся за помощью к специалистам, которые занимаются проблемой, связанной с трудностями в обучении, - определяем образовательный маршрут и промежуточную цель.

Каждый любящий родитель хочет, чтобы его ребенок не только хорошо учился, но и был искренне заинтересован в обучении. Однако далеко не все школьники могут похвастаться высокой мотивацией - большинство учеников с неохотой идут в школу и выполняют задания на дом. Что делать взрослым, если их ребенок не хочет учиться и почему так происходит?

Учиться - это скучно

Отсутствие интереса к учебе - это самая распространенная причина нежелания ходить в школу. У современных детей есть множество других более увлекательных занятий, чем посещение уроков или выполнение заданий. Это может быть общение с друзьями, компьютерные игры, просмотр сериалов или мультфильмов, прогулки, занятия в любимых кружках и секциях. Если ученик не понимает важности освоения программы, то и заниматься ему не хочется.

Невысокая успеваемость

Школьники очень быстро теряют интерес к тому, что у них не получается, и это касается как каких-либо дополнительных заданий, так и освоения школьной программы. Например, если ученик хорошо знает математику и легко решает задания по этому предмету, то и учиться он будет с большим удовольствием. Если же какая-либо школьная дисциплина дается тяжело, то и интерес к ее изучению теряется. Так низкая успеваемость приводит к тому, что ученику не хочется ходить в школу.

Боязнь ошибок

Некоторые дети хорошо знают большинство предметов, но все равно не интересуются учебой, и причиной нередко является боязнь собственных ошибок. Школьник может волноваться из-за того, что неправильно выполнит домашнюю или проверочную работу и получит из-за этого плохую оценку. Если ребенок слишком сильно волнуется из-за своей успеваемости, то он постоянно испытывает стресс. В этом случае его интересуют только оценки - возможностью получить знания он не заинтересован.

Высокие учебные нагрузки

С каждым новым учебным годом школьные нагрузки возрастают - появляются новые предметы, задается больше домашних заданий, усложняются изучаемые темы. Из-за этого учеба отнимает все больше времени и сил. Если помимо школы ребенок посещает множество дополнительных занятий, то ему еще сложнее справляться с учебными нагрузками. Постепенно усталость накапливается и может вызвать переутомление и потерю мотивации.

Как повысить мотивацию ребенка к учебе

Родители могут заинтересовать школьника, если проработают причины нежелания учиться. Для этого нужно:

  • повысить мотивацию к учебе и привить ребенку интерес к знаниям. Важно рассказать школьнику о том, чем ему может пригодиться каждый из предметов. Родителям нужно приводить аргументы на основе реального жизненного опыта, чтобы показать важность школьного образования.
  • проработать сложные темы, чтобы повысить успеваемость. Если нежелание учиться связано с тем, что учащемуся сложно дается тот или иной предмет, то нужно подтянуть его знания. Когда учеба дается легко, заниматься намного интереснее.
  • объяснить, что ошибаться - это нормально. Не стоит ругать школьника за ошибки - так он только сильнее будет волноваться. Лучше проработать те задания, в которых он ошибся, и помочь разобраться с вызвавшей затруднения темой.
  • пересмотреть распорядок дня. Если ребенок регулярно переутомляется, то нужно снизить его нагрузки - отказаться от какого-либо кружка или секции, приучить его ложиться спать пораньше, изменить график выполнения заданий, которые задаются на дом.

Фото: Shutterstock

Найти мотивацию к учебе не так просто даже взрослым людям. С детьми еще сложнее: уроки могут надоедать, казаться скучными и бесполезными. Рассказываем, как зажечь искру в ребенке и мотивировать его учиться

Об эксперте: Дарья Островская, руководитель проекта «Измерение знаний» «Учи.ру».

Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок не хочет учиться. Дети, особенно младшего возраста, не умеют самостоятельно работать с мотивацией. Для многих учеба становится скучной обязанностью, в которой они не видят большого смысла. У ребенка падает интерес, стремление заниматься, и ухудшаются оценки. Ему интереснее сидеть в телефоне, смотреть смешные видео и проводить время с друзьями. Первая мысль, которая может прийти в голову родителя — заставить.

Фото:Sharon McCutcheon / Unsplash

Главное — помнить, что отсутствие интереса к учебе не говорит о том, что с ребенком что-то не так. Нежелание учиться можно сравнить с нежеланием взрослого человека работать. Оно часто возникает при проблемах с коллективом, грубых начальниках, монотонных задачах и переработках. Как только человек находит любимую работу, где к нему хорошо относятся, поддерживают и предлагают задачи, схожие с его интересами, его мотивация растет и он начинает трудиться с удовольствием. То же происходит с ребенком. Если изменить подход к обучению, у него появится интерес, а все проблемы уйдут в прошлое. Важно знать, где искать проблемные точки.

Ребенок не учит конкретный предмет

Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.

В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя. Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету.

Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.

Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.

Фото:Pixabay

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики. К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Фото:Kelly Sikkema / Unsplash

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

  • Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

Ребенок постоянно играет с гаджетами

Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.


Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.

Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.

Читайте также: