Показания к фонопедии и задачи фонопеда

Обновлено: 16.06.2024

Фонопедия – отрасль логопедии, она занимается проблемами речи. К фонопеду обращаются дети, переболевшие ларингитами, перенесшие заболевания легких, испытывающие повышенные нагрузки на голос, например, в вокальных кружках и студиях. Часто проблемы с голосом связаны с операциями или реанимационными действия. Если ребенку вовремя не оказать помощь, проблемы с голосом сами не пройдут и голосовой аппарат может оказаться поврежденным на всю жизнь.

Взрослые люди тоже могут испытывать проблемы с голосом. Причины этого бывают различные, например, курение или голосовые нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью. В исторических источниках подобные проблемы называют болезнями проповедников.

Фонопед проводит занятия и, с помощью специальных упражнений, помогает освоить правильное дыхание и развить нервномышечный аппарат. Фонопедия - высокоэффективный и неинвазивный метод восстановления голосовой функции.

В фонопедии различают несколько направлений.

  • вокальная фонопедия спасает певческий голос
  • лечебная фонопедия занимается восстановлением гортани после операций
  • речевая фонопедия помогает реабилитировать речевой аппарат.

фонопед.jpg

Чем занимается фонопед?

Фонопед не занимается вокальными упражнениями и не учит человека петь. Основная задача фонопеда – вернуть пациенту здоровый голос, максимально скорректировать и восстановить работу голосовых складок.

Прежде, чем обратиться за помощью к фонопеду, человек должен посетить врача-фониатра. Специалист исследует гортань больного, устанавливает степень и причины заболевания, назначает анализы и планирует стратегию лечения. На этом этапе к работе подключается фонопед.

Занятия со специалистом-фонопедом включают в себя дыхательные и голосовые упражнения, релаксационный тренинг.

В арсенале опытного фонопеда различные биоуправляемые тренинги, аутогенные тренировки, программное обеспечение «БОСЛАБ» или аппарат «VocaSTIM», позволяющее проводить тренинги и занятия, основанные на биологической обратной связи. Фонопед занимается исследовать психоэмоциональный статус человека, ведет курсы по постановке речевого голоса, занимается фонопедической коррекцией функциональных нарушений голоса, проводит акустический анализ голоса с использованием современного программного обеспечения, психологическую коррекцию и реабилитацию пациентов с патологией гортани.

Упражнения подпираются индивидуально, в зависимости от состояния пациента, степени нарушения голоса и диагноза.

В последнее время, для удобства пациентов, организуют дистанционные фонопедические занятия, позволяющие осуществлять полноценную голосовую коррекцию у людей, проживающих в отдаленных уголках нашей страны.

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества

  • Оказание помощи пациента
  • Работа в хороших условия
  • Востребованность компетентность специалистов на рынке труд
  • Работа в хороших условия
  • Интересные случаи в практик
  • Возможность заниматься научной работой параллельно с практической деятельностью
  • Ответственность за состояние и даже жизнь пациента, ведь от правильно или нет подобранного лечения зависит качество жизни человек
  • Трудности в общении с пациентами, которые не желают выполнять предписания специалист

Фонопед, как и любой специалист, работающий с людьми, должен обладать такими качествами, как человеколюбие, стремление помочь, умение вникнуть и понять состояние пациента, дружелюбие, вера в себя и стремление внушить пациенту уверенность в успехе лечения. Необходимы также: профессиональная эрудиция, интуиция, внимание, аналитическое мышление, умение сопоставлять и анализировать информацию.

Курсы дополнительного образования

Дистанционное обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика» позволит вам без отрыва от работы получить документ, подтверждающий вашу квалификацию.

Обучение специалиста

Фонопедия – отрасль логопедии. Будущих фонопедов обучают в педагогических ВУЗах на отделениях дефектологии или специальной педагогики.

Неполный перечень учебных заведений:

  • Московский психолого-социальный университет
  • Московский государственный областной университет
  • Российский новый университет
  • Московский социально-педагогический институт
  • Московский педагогический государственный университет
  • Российский государственный социальный университет
  • Столичная финансово-гуманитарная академия
  • Институт государственного администрирования

Где работают фонопеды?

Фонопеды работают в поликлиниках, больницах, медицинских центрах, государственных и частных логопедических кабинетах, учебных заведениях, занимающихся обучением вокалистов. Одной из возможностей карьерного роста фонопеда может стать ведение частной практики или открытие собственного центра.

Профессия фонопед.jpg

Оплата труда специалиста

Заработная плата педагога-дефектолога зависит его квалификации, опыта и места работы. В среднем фонопед получает 30 до 80 тысяч рублей в месяц.

Что должен знать и уметь фонопед

Для того, чтобы успешно помогать пациентам, фонопед должен знать нейрофизиологию голосового аппарата. Грамотный фонопед владеет навыками работы с несколькими компьютерными технологиями: акустический анализ голоса, программно-аппаратный комплекс БОС -лого, «Видимая речь».

Фонопедия

Голос человека - это его отличительная черта, а для многих людей - и главное профессиональное орудие труда. Это касается представителей таких профессий, как профессиональные певцы, актеры театра и кино, учителя, воспитатели, юристы и прочие.

Голос, как функциональный механизм, в его акустическом и анатомо-физиологическом аспектах изучает такая отрасль, как фониатрия. Фониатрия - это раздел оториноларингологии, посвящённый проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата.

Врач фониатр занимается диагностикой голоса и развитием его функциональных возможностей.

На состояние голосоречевой системы оказывает влияние нормальная работа очень многих органов: легких, бронхов, трахеи, голосовых складок, полости рта, носа и придаточных пазух. Заболевания любого из этих органов может привести к различным проблемам с голосом.

Многочисленные хронические заболевание органов и систем, не входящих в состав голосодыхательного аппарата, могут обусловливать неполноценность его функций даже в случае отсутствия каких-либо патологических изменений в гортани. Сюда относятся заболевания нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем и легких.Так же причинами нарушения голосовой функции могут быть стрессы, перегрузки и многое другое.

В процессе лечения проводится не только медикаментозный курс лечения, а так же специальная голосовая реабилитация – фонопедия.

Фонопедия – это раздел логопедии, занимающийся восстановлением и профилактикой голоса специальными педагогическими техниками.

Фонопедия является основным, высокоэффективным и неинвазивным методом реабилитации голосовой функции. Занимаются восстановлением голоса логопеды (логопедия - это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и коррекции специальными педагогическими приемами), прошедшие специализацию по фонопедии (фонопеды). Занятия включают дыхательные, голосовые упражнения, релаксационный тренинг, применяются современные компьютерные технологии. Упражнения подбираются индивидуально в зависимости от диагноза и степени нарушения голоса. Овладение навыком правильного голосоведение позволяет наилучшим образом раскрыть возможности голоса как взрослым, так и детям.

Цель фонопедических занятий – привить и закрепить правильные голосодыхательные навыки и восстановить нарушенный баланс между отделами голосового и дыхательного аппарата, которые принимают участие в голосообразовании. Использование методов фонопедии в сочетании с медикаментозным терапевтическим лечением, дает возможность быстро восстановить утраченный голос.

Если у Вас или Вашего ребенка охриплость, особенно нарастающая, нарастающее затруднение дыхания, Вам необходимо позвонить нам! В научно-клиническом отделе фониатрии ФГБУ НКЦ оториноларингологии ФМБА России Вам окажут высококвалифицированную и специализированную помощь. НКО фониатрии возглавляет один из лучших в России врачей-фониатров, к.м.н. - Е.В.Осипенко. Ждем Ваших обращений в отделе фониатрии НКЦО ФМБА России.

Логопед — фонопед

Логопед — это врач, который специализируется на работе с детьми и взрослыми и занимается постановкой недостающих звуков речи и обучая правильному произношению неправильно произносимых звуков.

Фонопедия является отраслью терапии речи, которая сочетает в себе приемы и методы лечения и профилактики расстройства голоса. В компетенции фонопеда решение вопросов, связанных с оценкой голосовой функции и логопедической диагностикой, а также профилактика расстройства голоса.

Когда требуется консультация логопеда-фонопеда?

Расстройства голоса могут проявиться в любом возрасте и они наблюдаются примерно у 5-6% детей и 3% взрослых. Наиболее частые пациенты — работники речевых профессий: профессиональные певцы, учителя, актеры, дикторы, адвокаты и т.д. Полная или частичная потеря голоса в результате перенапряжения ограничивает работоспособность человека и вызывает дискомфорт. Большое количество заболеваний гортани происходит с нарушением голосовых функций:

  • органические — узелки певцов, полипы, отек Рейнке, кровоизлияния;
  • функциональные — дисфония (широкого спектра), фонастения, патологические мутации голоса у детей в период полового созревания;
  • онкологические заболевания гортани (после проведенной ларингэктомии важной работой логопеда / фонопеда является обучение голосу, необходимому для коммуникации)
  • нейропатический парез гортани нерва и т.д.

Как подготовиться к визиту?

На консультацию к логопеду надо взять с собой все выписки и заключения, полученные в больницах, амбулаторных учреждениях и у специалистов и связанные с конкретным заболеванием. Это поможет врачу получить максимум информации, что облегчит определение диагноза и выбор подходящей тактики лечения. К тому же, эта информация поможет сэкономить время и средства, если выяснится, что какие-то обследования уже были выполнены и нет необходимости их дублировать.

Как проходит лечение?

Исправление расстройства голоса является командной работой с участием врачей, логопедов / фонопедов, психологов, физиотерапевтов. Фонопед начинает терапию голоса по рекомендации врача, где указывается рекомендуемый срок начала фонопедических занятий и желаемой интенсивности нагрузки голосовых связок. В отдельных случаях функционального расстройства, например при фонастениях, фонопед может аудитивно оценить качество и звонкость голоса и самостоятельно принять решение о начале занятий.

Цель работы фонопеда — восстановление благозвучности голоса и развитие спонтанной речи. Большое внимание в работе фонопеда отводится профилактике расстройства голоса, потому что только правильно поставленный голос и знания о гигиене его использования позволяют избежать потери голоса. Наиболее широко используются фонопедические методы коррекции искажений голоса, основанные на сбалансированной, постепенной активации мышц гортани и на формировании правильного дыхания, а также использование ортофонических упражнений.

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016


НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ЦЕНТР ПАТОЛОГИИ ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ)

1 МГТУ им. Носова, институт педагогики, психологии и социальной работы, кафедра специального образования и медико-биологических дисциплин.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

К вопросу создания Центра патологии голоса

«Человеческий голос — явление уникальное. Это бесценный дар, благодаря которому человек получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми, добиваться признания в обществе, делать карьеру».Тамара Милоченко, реабилитолог-фонопед.

Негосударственное образовательное организация - это учреждение, созданное собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствие с ФЗ "Об образовании в РФ" государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

После государственной регистрации, перед тем, как приступить к практической деятельности по оказанию услуг в области образования, негосударственное образовательное учреждение должно получить лицензию (разрешение на право либо право на выполнение некоторых действий, которое может удостоверяться (подтверждаться) одноимённым документом) на осуществление образовательной деятельности (поскольку данный вид деятельности подлежит обязательному лицензированию!).

Создание негосударственного образовательного учреждения нужно в Магнитогорске, т.к. возрастают нарушения голоса в структуре речевого дефекта у детей. (Патологии голоса у детей, по данным различных авторов, составляет от 6 до 41%).

Актуальность проблемы нарушений голоса у детей.

Логопеды все чаще в своей практике отмечают различные расстройства детского голоса. Кроме того, в коррекционной работе с дошкольниками логопедам приходится сталкиваться с расстройствами голоса, входящими в структуру некоторых речевых нарушений.

Изучение нарушений голоса и способов его восстановления является одной из проблем логопедии. Знание специфических особенностей голосовых нарушений при различных речевых патологиях, а также использование специальной методики коррекции голосовых расстройств у дошкольников, позволит логопедам быстрее устранить у детей нарушение не только голоса, но и речи в целом, поможет восстановить ее коммуникативную функцию.

В последние годы область педагогического воздействия при различных нарушениях голосового аппарата значительно расширилась, получив наименование фонопедия.

Под фонопедией понимается комплекс педагогического воздействия, направленного на постепенную активизацию и координацию нервно-мышечного аппарата гортани специальными упражнениями, коррекцию дыхания и личности обучающегося.

Фонопед - это педагог в области логопедии, занимающийся проблемами речи и нарушения голоса. Будущих логопедов готовят в педагогических вузах на факультетах дефектологии (или специальной педагогики). После окончания вузов необходимо пройти стажировку по фонопедии, чтобы стать фонопедом-специалистом. Также, после получения музыкального диплома, можно пройти авторские курсы (например по методу Кравченко), чтобы получить диплом вокального фонопеда.

Методы фонопедии - исключительно педагогические. Фонопед "ставит" голос. Его задача – помочь ребенку с помощью специальных упражнений развить нервномышечный аппарат гортани и освоить правильно дыхание. Внутри фонопедии есть различные направления работы. Например, на спасении певческого голоса специализируется вокальная фонопедия.

Фонопед должен знать нейрофизиологию голосового аппарата, в совершенстве владеть методиками восстановления голоса.

Содружественная работа в Центре специалистов в области фононопедии, логопедии и специальностей другого профиля представлена в (табл.№1)

Фониатр

Врач, специалист по проблемам с голосом.

Фонопед

Педагог, специализирующийся на нарушениях голоса.

Фонопед "ставит" голос. Задача фонопеда – помочь человеку с помощью специальных упражнений развить нервно-мышечный аппарат гортани и освоить правильно дыхание.

Педагоги-психологи

Главной задачей педагога-психолога является обеспечение психического здоровья ребенка.

А так же подготовка детей к успешному обучению в школе, оказывает помощь в адаптации ,помогает развить коммуникативные навыки и эмоциональную сферу.

Педагоги по арт-терапии (имеющие музыкальное образование)

Уроки музыкотерапии позволяют улучшить эмоциональное состояние ребенка, проработать различные страхи, раскрыть его творческий потенциал.

Логопед-дефектолог

Специалист широкого профиля, работающий со всеми видами речевых нарушений.

Специалисты по адаптивной физической культуре

Специалисты по адаптивной физической культуре используют двигательную активность для решения задачи адаптации этих людей к успешной жизни в обществе. Кроме того, они применяют специальные физические упражнения для ускорения выздоровления после заболеваний и травм, а еще осуществляют с помощью физкультурно-спортивных занятий профилактику различных нарушений, как здоровья, так и социальной адаптации.

Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов - подготовительного и восстановительного. В данные этапы входят: сеансы психотерапии, музыкотерапии, артикуляционная и дыхательная гимнастика, голосовые упражнения. Артикуляционный и дыхательный аппарат ребёнка в ходе подготовительного этапа приспосабливается к последующим интенсивным голосовым упражнениям. Необходимость подготовительного этапа заключается как в его постепенной работе как над органами артикуляции и дыхания, так и в пошаговой подготовке психики ребёнка (табл. №2).

«Подготовительный этап логопедических занятий по восстановлению голоса»

Подготовительный этап

Период

Длительность этапа

Специалисты, работающие на данном этапе

Общее описание этапа

Цель этапа

I период

1)Сбор анамнестических данных2)Обследование голосовой функции 3)Психотерапия

Систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования(организационный момент). Основная цель психотерапии- сознательное, активное включение ребёнка в процесс восстановления голоса.

II период

1.Фонопед2.Педагог по арт-терапии (с музыкальным образованием)3.Логопед-дефектлог

1)Проведение артикуляционной гимнастики2)Проведение музыкотерапии3)Проведение дыхательной гимнастики (статическая дыхательная гимнастика)

Научить ребёнка акцентировать внимание на силе, чёткости, утрированности артикуляционных движений; на умении сочетать движение с шёпотным, а затем и с громким звуком. Увеличить подвижность мягкого нёба, развить движения нижней челюсти и голосовых складок.Формирование навыков речевого дыхания.Создание для ребёнка психологически комфортной обстановки в учреждении.

III период

3.Педагог по арт-терапии

5.Специалист по адаптивной физической культуре

1)Проведение артикуляционной гимнастики2)Проведение музыкотерапии3)Проведение дыхательной гимнастики (динамическая дыхательная гимнастика)4)Оценка результативности восстановления голоса

Тренировка нижнерёберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребёнка. Выработка дифференцированного выдоха через рот и нос. Постепенно возрастающая тренировка организма, постановка речевого дыхания с акцентом на удлинённый выдох.

Центральное место в системе коррекционного обучения занимает восстановительный этап логопедических занятий по коррекции голоса данного центра. Рассмотрим содержательный компонент, который представлен в таблице №3

«Восстановительный (основной) этап логопедических занятий»

Восстановительный (основной) этап логопедических занятий

Периоды

1)Вызывание звука голоса, восстановительное обучение2)Обследование голосовой функции

1)Вызывание голоса в прямых и обратных слогах, контроль звучания голоса «в позиции резонатора», формирование правильного посыла звука голоса, его легкое, свободное, естественное звучание.

2) Научить ребёнка акцентировать внимание на чёткости артикуляционных движений

Закрепление полученного голоса. Занятия построены по принципу постепенного перехода от легких упражнений к более трудным в зависимости от возраста ребенка, индивидуальных особенностей его личности, состояния и развития речевой и голосовой функции

1)работа с глухими согласными

2)работа со звонкими согласными

3)развитие силы голоса

4)развитие высоты голоса

1)Автоматизация полученного голоса путем введения его в слоги, слова, фразы со всеми гласными и согласными.

2)Развитие высоты, силы, тембра, модуляции голоса, ритмико-мелодико-интонационной стороны речи3)Постановка певческого голоса

1)Автоматизация процесса голосообразования

2)Отработка дикции и правильного произношения, самоконтроль высоты, силы голоса3)Оценка результативности восстановления голоса

Основная цель: ввести голос в повседневную речевую практику ребенка, научить его пользоваться громким, звонким голосом легко, свободно, без напряжения, утомления и форсирования звука

Исходя из этиологии и патогенеза заболеваний, основываясь на дидактических и методологических принципах, логопедическое воздействие при патологии голоса предусматривает активизацию и координацию голосового аппарата педагогическими приемами. Эффективность применяемых приемов поставили фонопедию наравне с лечением при большинстве с хронических заболеваний гортани. В ряде случаев специальная постановка голоса – единственный способ преодоления нарушений. Дальнейшие исследования механизмов голосообразования наметят новые, более эффективные пути восстановительной работы. В настоящее время назрела серьезная потребность более полного и глубокого изучения патологии голоса у детей, особенностей ее проявления и разработки способов восстановления. Восстановление голоса необходимо начинать как можно раньше. Это предупреждает фиксацию навыка патологического голосоведения и появление невротических реакций, что значительно улучшает прогноз. Поэтому проблема создания центров патологии голоса является актуальной на сегодняшний день.

К кому обратиться в случае временной утраты голоса, осиплости, прочих проблем, снижающих качество, тембр и мелодичность голоса?

Врачи фониатр и фонопед в Перми

Врачи фониатр и фонопед в Перми

Врачи фониатр и фонопед в Перми

Врачи фониатр и фонопед в Перми

Многие из пермяков, чья работа или хобби связаны с голосом, не знают, к кому обратиться в случае временной утраты голоса, осиплости, прочих проблем, снижающих качество, тембр и мелодичность голоса.

Сегодня и всегда в клинике «Лор Плюс» принимают два самых важных врача для сохранения голоса: врач-фониатр Сажин Александр Валерьевич и фонопед.

Фониатр – это лор врач, занимающийся восстановлением голоса и развитием его возможностей. Голос лечит только фониатр. Лечение болезней голосового аппарата актуально для профессиональных певцов, актеров, преподавателей, дикторов, а также для диспетчеров, менеджеров, операторов, кассиров – всех, чья работа сопряжена с голосовой нагрузкой и речевым общением.

Фонопед — это педагог, восстанавливающий правильное и физиологически верное звукоизвлечение, то есть специализирующийся на нарушениях голоса.
Фонопед работает в тесной связке с фониатром.

К фониатру и фонопеду следует обратиться при любых заболеваниях, которые привели к изменениям голоса.
Это лор-заболевания, эндокринные, неврологические, стоматологические болезни, сосотояния после хирургических вмешательств на гортани и щитовидной железе.

При каких жалобах стоит обратиться к фониатру и фонопеду?

  • Отсутствие голоса.
  • Изменение громкости и/или тембра голоса.
  • Быстрая усталость голоса.
  • Ощущение комка в горле.
  • Чувство сухости, першения, желания откашляться и другие неприятные ощущения.
  • Осиплость голоса в утреннее и вечернее время.
  • Длительный кашель с дальнейшей осиплостью.

В «группу риска» по частоте возникновения проблем с голосом неизменно входят работники речевых профессий и просто любители вокального жанра.

Кто такие работники голосовых профессий?
Это певцы, чтецы, педагоги, учителя, диджеи, бортпроводники, экскурсоводы, аниматоры, ведущие мероприятий, юристы, адвокаты, телефонисты, диспетчера, актеры, студенты театральных и музыкальных заведений.

Отдельно отметим, что к фонопеду стоит обратиться работникам речевых профессий с целью поддержания «гигиены голоса», то есть для профилактики нарушений голоса, с целью облегчения голосовой нагрузки, с целью улучшения тембра и громкости голоса.

К фонопеду рекомендуется обращаться студентам театральных и хоровых заведений с целью обучения правильного физиологически звукоизвлечения, лицам.

Так же к фонопеду всем стоит обратиться всем лицам, которые желают улучшить продуктивность своей голосовой работы, улучшение звучания голоса, без вреда для здоровья, сохранения здоровья голосовых связок и профилактики лор заболеваний.

Занятия у фонопеда могут быть как профилактическими, так и лечебными (применяются в комплексе с лечением основного заболевания, если оно есть).

Зачастую нарушения голоса могут быть симптомом серьезных заболеваний. Поэтому изменения со стороны голосового аппарата являются веской причиной для посещения фониатра, а также могут стать поводом для тщательного и всестороннего обследования (нервной системы, желудочно-кишечного тракта, легких).

Для диагностики заболеваний голосового аппарата в клинике «Лор Плюс» применяется видеостробоскоп АТМОС (Германия). На сегодняшний день это единственный в Перми профессиональный и высокоточный специализированный аппарат для контроля за состоянием голосовых складок.
Возможность видеопротоколирования проводимых осмотров гортани дает врачу возможность контролировать эффективность лечебных процедур, а пациенту – уникальный случай увидеть состояние своего голосового аппарата, работу голосовых связок.

Помните: успех лечения во многом определяется ранней диагностикой заболеваний гортани и регулярным контролем уникальных специалистов – фониатра и фонопеда.

Сажин Александр Валерьевич

Руководитель отделения оториноларингологии

Специальность: фониатр, врач-оториноларинголог, лор-хирург, отоневролог.

Образование:
1991г. — окончание педиатрического факультета, Пермский государственный медицинский институт, г.Пермь.
1992г. — интернатура по педиатрии, Пермский государственный медицинский институт, г.Пермь.
1995г. – первичная специализация по оториноларингологии, Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей, г.Новокузнецк.
2003г. – тематическое усовершенствование по педиатрии, ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им.ак. Е.А.Вагнера (ПГМА), г.Пермь.
2003г. – тематическое усовершенствование по клинической лимфологии, ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им.ак. Е.А.Вагнера, г.Пермь.
2003, 2008, 2011, 2013гг. – тематические усовершенствования по оториноларингологии, ПГМА, г.Пермь.
2013 г. – практическое усовершенствование по теме «Функциональная эндоскопическая риносинусохирургия», Казанская государственная медицинская академия, г.Казань.
2012-2014г. – ординатура по специальности «Оториноларингология», ПГМА, г.Пермь.
2015 г., май — IV Российский мастер-класс «Современная функциональная ринохирургия», г.Москва, ФГБУ «Поликлиника №1» УД Президента РФ.
2016г., ноябрь – учебно-практический мастер-класс «Отоневрология. Современные методы диагностики головокружения с практическим курсом», кафедра оториноларингологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова (Российский научно-исследовательский медицинский институт им. Н.И.Пирогова), г.Москва.
2016 г., октябрь — тематическое усовершенствование по фониатрии в ФМБА России (Федеральное медико-биологическое агентство России), г.Москва.
2016г., ноябрь – мастер-класс «Отоневрология. Современные методики диагностики головокружений», кафедра оториноларингологии РНИМУ им. Н.И.Пирогова, г.Москва.
2017г., май – VI Российский мастер-класс с международным участием «Современная функциональная Ринохирургия», г.Москва.

Основные услуги:

  • прием взрослых и детей с 0+;
  • диагностика, лечение и профилактика заболеваний голосового аппарата;
  • эндоскопические методы диагностики и лечения лор-органов;
  • оперативное лечение носа, околоносовых пазух, гортани, глотки;
  • восстановительная хирургия лор-органов;
  • радиоволновая хирургия, криотерапия.

Запись к лор-врачу

Запишитесь на прием к Фонопеду или Фониатру в удобное для Вас время

Запись к врачу через Администратора клиники

Оставьте свои данные, наш Администратор перезвонит вам в ближайшее время, проконсультирует по стоимости услуг, подберет для Вас оптимальное время приема.

Читайте также: