Послеоперационные ранние осложнения кохлеарной имплантации

Обновлено: 28.05.2024

Обложка

Статья посвящена актуальной проблеме - коррекции нарушений слуха у пациентов с сопутствующими заболеваниями. Представлены результаты сравнительного анализа данных пациентов с соматическими заболеваниями, которым выполнена кохлеарная имплантация (КИ) по поводу сенсоневральной тугоухости 4-й степени и глухоты под местной анестезией (МА) и общей. Материалы и методы. На базе ФГБУ «НМИЦО ФМБА России» проведена КИ под МА 10 больным с коморбидными заболеваниями, что представляло трудности для использования общей анестезии (основная группа). Все больные в ходе предоперационной подготовки ознакомлены с каждым этапом операции и с наглядными таблицами для поддержания контакта во время хирургического вмешательства. Группу контроля составили 10 пациентов, которым КИ выполнена под общим наркозом. КИ проводилась по стандартной методике. После операции осуществлен опрос пациентов обеих групп о субъективных ощущениях в ходе операции и в раннем послеоперационном периоде. Результаты. КИ под МА занимает в среднем 18±5,2 мин c учетом времени анестезии, что на 15±5,3 мин меньше, чем при общей анестезии (р ×

Об авторах

Хассан Мохамад Али Диаб

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства»; ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Николай Аркадьевич Дайхес

Афлатон Мустафаевич Араби

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства»

аспирант Москва, Россия

Ольга Александровна Пащинина

Дмитрий Сергеевич Кондратчиков

Список литературы

  1. Староха А.В., Балакина А.В., Литвак М.М., и др. Особенности кохлеарной имплантации у пожилых пациентов. Бюллетень сибирской медицины. 2014; 13 (1): 122-8
  2. Таварткиладзе Г.А. История кохлеарной имплантации. Вестник оториноларингологии. 2016; 6: 4-8
  3. Кузовков В.Е., Пудов В.И., Клячко Д.С. История многоканальной кохлеарной имплантации. Рус. мед. журн. 2017; 23: 1720-4
  4. Alzahrani F, Martin C, Bobillier A, et al. Combined local anesthesia and monitored anesthesia care for cochlear implantation. Eur Ann Otorhinolaryngol Head Neck Dis 2014; 131 (4): 261-2.
  5. Ласциг Р., Ашендорф А. Кохлеарная имплантация. Медицинский совет. 2011; 3 (4): 15-8
  6. Lin FR, Chien WW, Lingsheng Li, et al. Cochlear implantation in older adults. Medicine. 2012; 91: 229-41. doi: 10.1097/MD.0b013e31826b145a
  7. Оганов Р.Г., Симаненков В.И., Бакулин И.Г., и др. Коморбидная патология в клинической практике. Алгоритмы диагностики и лечения. Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2019; 18 (1): 5-66
  8. Hamerschmidt R, Mocellin M, Gasperin A, et al. Local anesthesia for cochlear implant surgery: a possible alternative. Braz J Otorhinolaryngol 2010; 76 (5): 561-4.
  9. Рязанов В.Б., Диаб Х.М., Дайхес Н.А., и др. Особенности анестезиологического пособия при операции кохлеарной имплантации в педиатрии. Анестезиология и реаниматология. 2016; 61 (4): 272-4
  10. Диаб Х.М., Дайхес Н.А., Рязанов В.Б., и др. Кохлеарная имплантация под местной анестезией с применением Дексдор. Голова и Шея. Российский журнал. 2019; 7 (4): 53-60
  11. Kecskemeti N, Szonyi M, Kustel M, et al. Cochlear implantation under local anesthesia: a possible alternative for elderly patients. Eur Arch Otorhinolaryngol 2019; 276 (6): 1643-7. doi: 10.1007/s00405-019-05407-7
  12. Dietz A, Wustefeld M, Niskanen M, et al. Cochlear Implant Surgery in the Elderly: The Feasibility of a Modified Suprameatal Approach Under Local Anesthesia. Otol Neurotol 2016; 37 (5): 487-91. doi: 10.1097/MAO.0000000000001025
  13. Pateron B, Bakhos D, Bordure P, et al. Implantation cochleaire sous anesthesie locale potentialisee. Annales frangaises d’oto-rhino-laryngologie et de pathologie cervico-faciale 2014; 131 (4): 29-68. doi: 10.1016/j.aforl.2014.07.087

© Диаб Х.М., Дайхес Н.А., Араби А.М., Пащинина О.А., Кондратчиков Д.С., 2021


Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации

На современном этапе развития науки и техники кохлеарная имплантация является одним из наиболее эффективных методов реабилитации глухих детей, которая позволяет абсолютно глухим людям слышать и понимать речь.

В отличии от обычных слуховых аппаратов, которые просто усиливают звук, кохлеарная имплантация обходит неработающие части уха и доставляет сигнал непосредственно к слуховому нерву.

Таким образом, в процессе операции во внутренне ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Но сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Для этого послеоперационная реабилитация детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

1. Настройка речевого процессора кохлеарного импланта.
2. Развитие слухового восприятия и речи.
3. Общее развитие ребенка (невербальный интеллект, моторика, память, внимание и т.д.).
4. Психологическая помощь ребенку и его близким.

Было проведено исследование, которое включало в себя проведение диагностирующих и педагогических коррекционных мероприятий по развитию слухо-речевого поведения глухих детей. В результате изучения результатов послеоперационной педагогической реабилитации установлено, что несмотря на определенную возрастную однородность рассматриваемой группы, результаты послеоперационной педагогической реабилитации у дошкольников могут очень различаться в зависимости от ряда факторов:

1. Уровень развития слухового восприятия до кохлеарной имплантации и наличия слухового опыта.
2. Уровня развития языковой способности и речевой деятельности детей.
3. Индивидуальные психологические особенности.
4. Наличие сопутствующих нарушений (зрение, интеллект и т.д.).
5. Наличие у родителей (или лиц их заменяющих) возможности принимать активное участие в реабилитации.
6. Успешность проведенного хирургического вмешательства.
7. Адекватность настройки речевого процессора.
8. Наличие постоянного ношения кохлеарного импланта.
9. Появление положительного опыта в развитии навыков слушания и говорения.

Первое включение и настройка речевого процессора у маленьких детей достаточно сложный процесс, поскольку они не могут дать отчет о своих ощущениях, даже если они имели слуховой опыт. Именно поэтому необходимы специальные педагогические занятия по выработке условно-двигательной реакции на сигнал (например, надевание колец на пирамидку на хлопок, складывание кубиков в кузов машины на удар барабана или бросание пуговиц в коробочку на "па-па-па-па" и др.).

Всех маленьких детей с кохлеарной имплантацией можно условно разделить на три группы в зависимости от уровня развития слухового восприятия:

1. Дети, оглохшие в период до овладения речью. К данной категории относятся все врожденно глухие дети с кохлеарными имплантами до трех лет.
2. Вторую группу составляют дети, имеющие слуховой опыт и потерявшие слух в период овладения речью, а также часть детей, протезированных в раннем возрасте и эффективно занимавшихся с сурдопедагогами.

Занятия по развитию слухового восприятия у ребенка важно начинать на предоперационном этапе и продолжать после операции (через неделю после снятия швов) до включения речевого процессора. Главная цель занятий на этом этапе - подготовка к включению кохлеарного импланта, т.е. выработка условно-рефлекторной двигательной реакции на звук. В процессе этих занятий ребенок также приучается к систематической работе, у него формируется усидчивость, навык прислушивания.

При развитии слухового восприятия с помощью речевого процессора у маленьких детей используются те же приемы и методы, как и при работе с малышами со слуховыми аппаратами, но результат при этом достигается несравнимо быстрее. У ребенка с КИ необходимо развивать слуховое восприятие по следующим направлениям: обнаружение звука, локализация источника звука в пространстве, различение речевых и неречевых звуков, различение и опознавание различных характеристик звуков, различение и опознавание неречевых звуков окружающей среды, различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз).

После первой настройки речевого процессора ребенок способен слышать только очень громкие звуки (при этом он может это никак не проявлять), но постепенно в результате адаптации к новым ощущениям, коррекции настройки, обучения достигается восприниятие тихих звуков. И здесь важны наблюдения педагога, который должен оценивать развитие у ребенка способности обнаруживать тихие низкочастотные и высокочастотные звуки. В частности, полезным критерием адекватности настройки является способность ребенка слышать низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные фонемы или слова.

Дети с кохлеарной имплантацией быстро обучаются имитировать отдельные звуки речи, слова и даже короткие фразы в процессе занятий. Во всех заданиях по развитию слухового восприятия должны быть две стадии: сначала сигналы предъявляются ребенку слухо-зрительно, так чтобы он видел действия, вызывающие звук, далее он воспринимает их только на слух.

При развитии слухового восприятия у детей после кохлеарной имплантации необходимо помнить, что: перед предъявлением сигнала надо обязательно привлечь слуховое и зрительное внимание ребенка; в первое время до достижения достаточного уровня настройки процессора КИ дети не слышат тихих звуков и надо использовать звуки достаточной громкости, чтобы вызвать реакцию, у них увеличен латентный период реакции на звуки, поэтому после подачи звука надо оставить паузу и дать время для ответной реакции, при ее отсутствии повторить сигнал, у детей нередко быстрее вырабатывается реакция на время подачи стимула, чем реакция на звук, поэтому при выработке двигательной реакции на звук надо менять длительность интервала между сигналами, иногда пропускать их.

При систематической работе педагогов и родителей слуховые возможности у маленьких детей после кохлеарной имплантации развиваются намного быстрее, чем с обычными слуховыми аппаратами. Это особенно характерно для детей, потерявших слух в период овладения речью и имеющих слуховой опыт. Быстрое развитие слухового восприятия резко контрастирует с более медленно развивающейся способностью детей формировать устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом\явлением (ребенок может повторять разные слова, не осознавая их значения, даже если он знает эти слова).

В течение первого месяца после первого включения речевого процессора и занятий большинство детей может различать на слух такие качества звука как "один-много", "тихий-громкий", "длинный-короткий", слова, различающиеся числом слогов.

Для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Ребенок должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств для общения. Цель этих занятий - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря. После включения речевого процессора эта работа продолжается с активным вовлечением слухового анализатора. В накоплении словаря ведущая роль принадлежит родителям и в самом начале важно объяснить им значение этой работы для развития понимания речи. В отличие от тугоухих детей с обычными слуховыми аппаратами быстро растущие слуховые возможности ребенка с кохлеарными имплантами в целом позволяют ему воспринимать наиболее тихие части речевых сигналов - окончания слов, приставки, предлоги, которые являются формообразующими элементами и определяют синтаксическую структуру высказывания. Это обеспечивает возможность овладения ребенком правилами морфологии и синтаксиса уже на ранних этапах работы, особенно при работе с детьми, имеющими слуховой опыт.

Собственная речь маленьких детей на момент проведения кохлеарной имплантации в большинстве случаев либо полностью отсутствует, либо представлена неосознанным лепетом. Работа по формированию устной речи после включения речевого процессора ведется на основе быстро развивающегося слухового восприятия, развития представлений об окружающем мире (представлений о различных предметах и явлениях, их свойствах и функциях) и формировании у ребенка способности к голосовым и артикуляторным имитациям. В процессе формирования слухо-зрительного внимания к обращенной речи, узнавания и понимания различных речевых единиц педагог многократно произносит эти слова, соотнося их с соответствующими предметами. Постепенно ребенок пытается повторить за педагогом произносимые звуки, начиная с артикуляторно наиболее простых. В первую очередь необходимо сформировать у ребенка необходимость в речевом общении. В процессе обучения используется письмо и чтение (глобальное, послоговое). Результаты развития устной речи у детей различны. Однако, при условии интенсивной помощи родителей к концу первого курса обучения, ребенок начинает активно имитировать просодические характеристики речи окружающих людей. У большинства детей удается сформировать через 1,5 года с момента проведения операции умение строить высказывание из нескольких слов, экспрессивный словарь ребенка при этом составляет не менее 50 слов. Через 2 года после операции у ребенка формируется связная речь, позволяющая детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, читать стихи, петь песенки. Это опережает сроки формирования речи у тугоухих детей раннего возраста.

Развитие речи и слуха ребенка напрямую зависит от его психофизического уровня развития. Поэтому с маленькими детьми после кохлеарной имплантации необходимо проводить занятия по развитию невербальных функций. Невербальное развитие детей после кохлеарной имплантации основано на возрастных и программных требованиях массового детского сада и включает развитие:

а) двигательной активности (крупная и мелкая моторика, предметная деятельность);
б) восприятия окружающего мира (представления о свойствах и функциях предметов и их частей, представления о явлениях, пространственных и временных отношениях предметов и явлений);
в) внимания (зрительного, слухового, непроизвольного, произвольного, развитие таких свойств внимания как объем, устойчивость, распределенность, переключаемость)
г) памяти (слуховой, зрительной, двигательной)
д) воображения
е) мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного мышления с использованием заданий по конструированию, составлению целого из частей, подбору и сортировке объектов в соответствии с размером, цветом, формой, количеством и др., заданий по невербальной классификации, составлении серии сюжетных картинок и пр.)
ж) эмоционально-волевой сферы (формирование умения доводить дело до конца, преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других и др., что необходимо для процесса обучения ребенка).

Итак, дети с врожденной глухотой и дети, потерявшие слух в период овладения речи (1-5 лет), прооперированные в раннем возрасте являются одной из наиболее перспективных групп с точки зрения слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации. Маленькие дети после кохлеарной имплантации нуждаются в послеоперационной реабилитации, которая включает точную настройку речевого процессора, развитие коммуникативных навыков, развитие слухового восприятия окружающих звуков и речи с помощью аппарата, развитие языковой способности, развитие устной речи, развитие невербального интеллекта и других психических функций и моторных навыков, психологическую помощь ребенку и его близким. Подготовку к послеоперационной реабилитации необходимо начинать на дооперационном этапе и как можно раньше. Отличительными особенностями развития слухоречевого восприятия маленьких детей после кохлеарной имплантации являются: быстрые темпы развития слухового восприятия, возможность использования акустической обратной связи для развития правильных артикуляторных укладов на ранних этапах реабилитации, трудности формирования устойчивой связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом\явлением, трудности запоминания значения слов, проблемы непроизвольного и произвольного слухового внимания.

Реабилитация маленьких детей с КИ продолжается 3-5 лет, и ее конечной целью для большей части детей можно рассматривать подготовку к массовой школе. Это требует совместных усилий специалистов центра кохлеарной имплантации, специалистов на местах и близких ребенка.

Возможные осложнения после имплантации зубов

Возможные осложнения после имплантации зубов

Имплантация – это способ восстановления зубного ряда, при котором на место отсутствующего корня ввинчивают титановый штифт. Дентальная имплантация, единственная на сегодняшний день процедура, которая восстанавливает функциональность и эстетику зубов в полной мере.

Однако, стоит иметь ввиду, что имплантация – это хирургическое вмешательство и, как всякая операция, имеет свои последствия. Иногда они незначительные и проходят самостоятельно. В отдельных случаях, проблему должен решать врач.

Осложнения после имплантации зубов условно разделяют на 3 вида:

  1. Операционные
  2. Послеоперационные ранние
  3. Послеоперационные поздние

Что может случиться во время операции

Какими бы дорогими и качественными не были импланты, осложнения во время операции зависят от квалификации имплантолога. Поэтому выбор врача так важен. У опытных врачей практически не бывает осечек в виде:

  • Кровотечения вследствие повреждения сосуда

Кровотечение может быть связано с повышением артериального давления, плохой свертываемостью крови. Однако, в подавляющем большинстве случаев разрыв сосуда происходит из-за погрешности хирурга.

В верхней челюсти кости для установки мало, часто ее приходится подсаживать (синус-лифтинг). При имплантации верхних зубов врачу легко ошибиться и просверлить слишком глубокое отверстие. 3D моделирование и хирургические шаблоны, вкупе с опытом хирурга, значительно сокращают такие случаи.

гайморова пазуха

Во время работы на нижней челюсти есть вероятность задеть альвеолярный, подбородочный или язычный нерв. Это приводит к онемению. Вот почему имплантологи настаивают на проведении КТ перед операцией, это помогает произвести точные измерения на участке, где вживляют штифт.

Результат неправильно подобранного размера имплантата.

строение челюсти

Современные технологии: 3D моделирование, хирургические шаблоны, КТ и ортопантомограмма практически исключают операционные ошибки.

Проблемы после имплантации – чего не стоит пугаться

После любого оперативного вмешательства, организму нужно время, чтобы восстановиться. Реакция на хирургическую операцию может (но не обязательно) проявиться в виде следующих симптомов:

  • Боли в челюсти после того, как отойдет анестезия. Исчезают за 2-3 дня, максимум, за неделю, постепенно ослабевая.
  • Умеренные кровотечения2-3 часа после операции. Иногда, слюна может быть розовой 2-3 дня, но как таковое кровотечение отсутствует.
  • Отеки. Могут нарастать в течение первых 3-х дней после операции, но затем спадают.
  • Повышение температуры. 2-3 дня температура может подниматься до 37,3 градусов, но общее самочувствие при этом остается нормальным.
  • Потеря чувствительности. Восстанавливается самостоятельно за короткий промежуток времени.

Когда обращаться к врачу

Если боль не утихает в течение 3-4-х дней, становится более резкой, пульсирующей. Температура не падает, общее состояние вялое, чувствуется слабость во всем теле, хочется спать. Обильное кровотечение длится больше 3-х часов, кровь продолжает выделяться в течение нескольких дней. Отеки не спадают, становятся болезненными. Чувствительность не возвращается больше месяца. Все эти симптомы – повод обратиться за помощью в стоматологию, где проходила операция.

Ранние осложнения после установки импланта

Успех любой имплантации зависит от множества факторов, учесть которые не представляется возможным. Это и индивидуальные особенности организма, и реакция на вмешательство, наличие противопоказаний и соблюдение рекомендаций. Да, современный импланты имеют высокий процент приживляемости, до 99%, но всегда есть тот самый 1%, который вызовет осложнения. Это может быть:

Ранний периимплантит

Это воспаление тканей, прилегающих к импланту. Приводит к тому, что между штифтом и костью образуется карман, ткань убывает.

Во время операции нарушаются наружные покровы ротовой полости, которые защищают организм от инфекций. Бактерии могут проникнуть в плохо обработанную рану. То же самое происходит при недостаточном соблюдении гигиены рта после операции. Воспаление может быть вызвано перегревом тканей во время имплантации.

периимплантит на рентгеновском снимке

На начальных стадиях периимплантит поддается лечению. В запущенных случаях штифт удаляют.

Отторжение импланта

Через несколько дней после имплантации пациент замечает подвижность штифта, которая нарастает. Десна краснеет и отекает. Возможно образование свища. На рентгенограмме видно, что кость разрушается. Это и вызывает подвижность импланта. Его придется удалить. Отторжение вызывают бактерии, которые провоцируют гнойное воспаление кости, или перегрев кости во время операции.

Отдаленные последствия после имплантации зубов

Если ранние осложнения больше зависят от ошибок врача, то поздние – ответственность пациента. Подавляющее большинство проблем после имплантации зубов возникает в результате недостаточной гигиены полости рта:

  • Мукозит и гиперплазия. Воспаления десневой манжетки в результате образования налета на головке импланта. Десна краснеет, отекает, на ней образовываются язвочки. Налет необходимо удалить и уход сделать более тщательным.
  • Поздний периимплантит. Причина: плохая гигиена и постоянное травматическое воздействие. Если плотность костной ткани низкая, нужна будет подсадка дополнительной ткани.
  • Синуситы. Воспаление гайморовых пазух может быть вызвано периимплантитом. Если штифт подвижен, есть признаки воспаления, то имплант удаляют и проводят лечение синусита. Если этих признаков нет, то синуситы лечат без удаления импланта.

Лечение

Рентгенологическое исследование дает стоматологу понять, в чем именно состоит проблема. В основном, осложнений вызваны воспалительными процессами. Проводится противовоспалительная терапия, антисептическая обработка поверхности, гигиенический уход.

При периимплантите удаляют воспаленные ткани, проводят очищение штифта и обработку антисептиком.

В некоторых случаях, осложнения после дентальной имплантации требуют удаления штифта. Например, если имплант сломался, произошло его отторжение или лечение воспалительных процессов не принесло успеха.

Удаляют имплантат аккуратно выкручивая его из кости, стараясь минимизировать травмирование окружающих тканей.

Вопрос повторной имплантации рассматривается в каждом случае отдельно. Чаще всего, двухэтапный протокол невозможен без подсадки костной ткани. А вот при одноэтапном методе, без нее можно обойтись. В любом случае, придется подождать, пока воспаленные ткани восстановятся. Однако и затягивать нельзя, чтобы избежать потери костной ткани.

Решение о повторной имплантации после удаления импланта зуба, должен принять врач. Он учитывает все факторы, необходимые для успеха операции. Если отторжение вызвано биологическими причинами, низким иммунитетом, курением, то положительный результат повторной имплантации под сомнением и лучше применить альтернативные методы протезирования.

Как избежать осложнений при дентальной имплантации

Проблем, связанных с медицинскими ошибками при установке импланта зуба, можно избежать, правильно выбрав имплантолога. Нужно понимать, что опытные врачи, которые потратили годы на обучение и достигли успехов в своей области, вряд ли будут принимать в маленькой районной стоматологии. Врачи с высокой квалификацией устанавливают имплантаты в крупных центрах, с отличной материальной базой.

Для диагностики, а значит правильной установки импланта, нужно современное цифровое оборудование с высоким разрешением.

При наличии проблем со здоровьем, выраженной атрофии костной ткани и других причин, усложняющих имплантацию, важно применять новые методики. Они повышают шансы на приживление, даже в сложных ситуациях. Это одноэтапные, одномоментные протоколы, малоинвазивные методы установки имплантов.

Известные бренды постоянно инвестируют в разработку новых технологий, дизайн и покрытие имплантов, чтобы ускорить их приживление. Неизвестный китайский имплант может принести множество неприятностей.

Но имплантация – это ответственность и пациента тоже. Соблюдение рекомендаций врача сразу после операции снижает риск возможных осложнений при имплантации. Необходимо тщательно соблюдать гигиену полости рта. Пользоваться зубной нитью или ирригатором. Посещать стоматолога раз в полгода, даже если нет жалоб. Бережно относиться к имплантам, не подвергать их необоснованным нагрузкам. Предупреждение осложнений требует меньше усилий, чем их лечение.

Имплантология развивается стремительными темпами. Благодаря новым методам и технологиям осложнений после установки имплантов становится все меньше, а красивых улыбок – все больше.

Стоит ли бояться кохлеарной имплантации – интервью с аудиологом Николаем Пудовым

Стоит ли бояться кохлеарной имплантации – интервью с аудиологом Николаем Пудовым

«Не забыть белье, чашку, зубную щетку…». А вы помните, как собирали в больницу своего ребенка? Кроме списка вещей, документов и анализов, кандидатов на кохлеарную имплантацию весь путь до встречи с врачами сопровождают страхи и сомнения. Как пройдет операция? А если осложнение? Как жить после? Будет ли жизнь моего ребенка такой же, как раньше? Эти и многие другие вопросы родители задают на каждой встрече с Николаем Пудовым, аудиологом, экспертом программы «Я слышу мир» и специалистом по настройке систем кохлеарной имплантации. Сегодня и мы попросили его ответить на самые распространенные.

Про таких специалистов, как Николай Пудов, говорят: «Это у него в крови». Помимо того, что Николай много лет занимается практической работой, он еще один из представителей семейной династии сурдологов-реабилитологов. Николай Викторович выезжает в регионы, где проводит настроечные сессии для детей с кохлеарными имплантатами и настраивает КИ удаленно через систему телемедицины. Мы обратились к Николаю Викторовичу как к специалисту, имеющему уникальный опыт по настройке системы кохлеарной имплантации, с вопросами, которые часто задают обеспокоенные пациенты.

– Николай Викторович, почему пациенты или родители детей, которым рекомендовано установить кохлеарный имплантат, боятся операции? Что их чаще всего пугает?

– Пугает неизвестность, и, как ни странно, многие больше боятся не самого хирургического вмешательства, а использования наркоза.

– Что Вы обычно говорите таким пациентам?

– Рассказываю, в чем заключается суть процедуры, объясняю последовательность манипуляций. Хорошо, если получается дать возможность пообщаться с людьми, у которых уже установлен имплантат.

– Долго длится операция?

– Такие операции начали делать более 40 лет назад, и в наше время – это уже усовершенствованная медицинская процедура, которая занимает всего 30 минут при условии, что у пациента нет анатомических особенностей и заболеваний. Во время операции работает бригада специалистов: анестезиолог с помощником, хирург, сурдолог-оториноларинголог и операционная сестра.

Николай Пудов

Николай Пудов рассказывает, как бороться со страхами, связанными с операцией по установке КИ

– Как подготовиться к такой операции?

– Любое вмешательство в организм воспринимается как сильный стресс. Подготовка к операции должна быть одним из этапов лечения. От подготовки во многом зависят результаты дальнейшей реабилитации. В этот момент с пациентом и его семьей проводят определенную работу. Потому что важно не только физическое состояние пациента, но и его психологическое и эмоциональное самочувствие: у него самого или у родителей ребенка должна быть мотивация.

– Чем отличаются кохлеарные имплантаты разных производителей?

– Сейчас в России представлено пять фирм, производящих системы КИ. Модели кохлеарных имплантатов отличаются длиной электродной цепочки, числом электродов, стратегиями обработки речевой информации и другими техническими параметрами.

Николай Пудов

Николай Пудов часто проводит «ликбезы» о системах КИ

– Можно самому выбрать систему кохлеарной имплантации? Если да, то как это сделать?

– В Федеральном законе № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что пациент может выбрать медицинское учреждение, в котором будет проведена операция. То есть можно выбрать клинику, где установят КИ необходимой модели.

– Как долго пациенты адаптируются к системе кохлеарной имплантации?

– Все зависит от индивидуальных особенностей и периода глухоты. Чем меньше длится глухота, тем успешнее пройдет реабилитация, и пациент быстрее адаптируется к кохлеарному имплантату.

– У нас был маленький пациент – кандидат на КИ, у которого оказалась доброкачественная опухоль мозга, что явилось противопоказанием к операции. Скажите, пожалуйста, много таких противопоказаний?

– Противопоказаний несколько. Это полная или частичная, но значительная облитерация улитки; ретрокохлеарная патология; отрицательные результаты электрофизиологического тестирования; сопутствующие соматические и психические заболевания, препятствующие проведению хирургической операции под общей анестезией и последующей слухоречевой реабилитации; отсутствие мотивации к послеоперационной слухоречевой реабилитации и поддержки со стороны местных специалистов и членов семьи.

– Какие медицинские манипуляции противопоказаны пациентам с КИ? А каких не стоит опасаться?

– Пациенты с кохлеарными имплантатами могут проходить терапевтическое и хирургическое лечение, диагностические обследования: рентген, компьютерную томографию, ЭКГ, ЭЭГ. А вот ультразвук и лечение лазером строго запрещены. В любом случае перед проведением медицинских процедур всегда сообщайте врачу, что у вас установлен кохлеарный имплантат.

Николай Пудов

Перед проведением любых медицинских манипуляций нужно предупреждать врача, что у вас установлен кохлеарный имплантат

– В чем ограничены люди с имплантатами в обычной жизни? Можно им заниматься спортом, летать на самолете?

– Как и любые другие люди, пациенты с системами КИ могут участвовать в социальной жизни и заниматься спортом. Избегать нужно только контактных видов спорта, при которых возможны удары по голове или продолжительное давление на область имплантата, так как это может вызвать его механическое повреждение. К другим видам физической активности противопоказаний нет.

На самолете летать тоже можно. Нужно только выключать электронные приборы на время взлета и посадки, так как они могут повлиять на работу бортовой аппаратуры. Это относится также и к речевому процессору. Предварительно скажите бортпроводнику, что вы используете кохлеарный имплантат, и объясните, как с вами общаться при выключенном речевом процессоре.

Что касается систем безопасности, например в том же аэропорту, КИ может вызвать их срабатывание, но это не представляет опасности для имплантата.

– Есть характерные поломки у КИ и РП? И куда в таком случае обращаться?

– Электроника системы кохлеарной имплантации разработана с учетом требований надежности и рассчитана на долгий срок безотказной работы при аккуратном обращении. Но если наружная часть сломалась, нужно отнести аппарат в сервисный центр. На время ремонта обычно выдают подменный речевой процессор. На РП действует пятилетняя гарантия с момента первого включения. Плановую замену осуществляют каждые 5 лет на основании Приказа МЗ РФ № 178н.

– Что значит аккуратное обращение с системой кохлеарной имплантации и речевым процессором?

– Достаточно придерживаться нескольких правил. Прежде всего, прочитать инструкцию и соблюдать ее. Никогда не вскрывать корпус речевого процессора, потому что несанкционированное вскрытие влечет за собой потерю гарантии. Беречь речевой процессор от падений и следить, чтобы он не попадал в опасные зоны с работающими механизмами или с высоким напряжением. Не давить на область, где установлен имплантат. Этого будет достаточно.

Николай Пудов

Николай Пудов рассказал, как живут пациенты с КИ и почему не надо бояться операции по установке имплантата

– Николай Викторович, большое спасибо за беседу.

– Пожалуйста, рад был помочь.

Ели у вас есть еще вопросы о системах кохлеарной имплантации, речевых процессорах, оставляйте их в комментариях – мы обязательно ответим. Или запишитесь на консультацию по КИ к нашим специалистам.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

Лето, солнце, жара… слух

Лето, солнце, жара… слух

Берегите уши на отдыхе. Особенно детские. Иначе вместо пляжа, моря и курортных развлечений будете лечить отит, покупать лекарства и ходить по поликлиникам. Читать далее →

Что нужно знать о тимпанометрии каждому пациенту сурдолога

Что нужно знать о тимпанометрии каждому пациенту сурдолога

Тимпанометрия – один из тестов, входящих в комплекс обследований – импедансометрию, который еще называют «золотым стандартом аудиологического обследования». Читать далее →

Музыка и другие звуки против тиннитуса

Музыка и другие звуки против тиннитуса

Не панацея, конечно, но во многих случаях – это реальная возможность спастись от раздражающего шума и звона в ушах. Читать далее →

После первых шагов — первые звуки. Кохлеарная имплантация для Арины

кохлеарная имплантация — история Арины

Кохлеарная имплантация и восстановление слуха не были главной целью Надежды, когда родилась её дочь Арина. Она сосредоточила все усилия на том, чтобы девочка могла ходить — Арина родилась с травмой позвоночника. Когда в возрасте 2 лет девочка наконец-то пошла, обнаружились проблемы со слухом. Надежда рассказала, как они преодолели трудности.

Мою дочь зовут Арина. Сейчас ей 7 лет, и она проимплантирована на оба ушка — первая операция в 2011 году, когда ей было 3 года, а вторая — в 2012 в возрасте 4,5 года.

Травма шейного позвонка

Арина родилась с родовой травмой — повреждение шейного позвонка (неврология). Врачи предупредили, что, возможно, моя дочь не будет ходить. Но я решила не сдаваться и делала всё для того, чтобы дочка смогла ходить: специальные процедуры, массаж, парафин, электрофорез, — всё, что рекомендовал врач. В 2 года Арина пошла! Моей радости не было предела, не зря я приложила столько усилий!

Диагноз — двусторонняя нейросенсорная тугоухость

Проблемы с неврологией занимали всё внимание, а через некоторое время после первых шагов Арины я заметила, что она не реагирует на звуки. Я обратилась к врачам, они направили нас с дочерью на консультацию в больницу в Чебоксарах. После обследования в Чебоксарах мы поехали в Москву на Ленинский проспект — в Центр Аудиологии и слухопротезирования. Здесь нам поставили диагноз «двусторонняя нейросенсорная тугоухость четвёртой степени, пограничная с глухотой». Со мной случилась истерика, я испытала сильнейший шок. Потом, когда пришла в себя, немного успокоилась, решила бороться за здоровье дочери, сделать всё, чтобы она слышала, как здоровые дети. Врачи, обследовавшие нас, порекомендовали слуховые аппараты. Мы их купили, пользовались ими три месяца, но, к сожалению, никакого результата не добились. После этого врачи посоветовали сделать кохлеарную имплантацию. Я решилась на операцию, потому что не видела другой возможности вернуть дочке слух.

Кохлеарная имплантация: делать на два ушка или на одно? Совет Н. А. Милешиной.

кохлеарная имплантация — история Арины

Кохлеарная имплантация

Две операции прошли успешно, нас оперировал профессор Владимир Игоревич Федосеев. Послеоперационные периоды без осложнений. Я с нетерпением ожидала подключения, очень волновалась. И вот, когда Арине впервые надели речевой процессор, она начала нервничать, смотрела в разные стороны, не понимала, что происходит. Тогда я поняла, что Арина слышит. Потом каждые три месяца мы ездили в Москву для настройки речевого процессора, и с каждым разом слух улучшался.

Когда Арине впервые надели речевой процессор, она начала нервничать, смотрела в разные стороны, не понимала, что происходит

После подключения оставалось одно — много работать. Благодаря сурдопедагогу в Чебоксарах Маргарите Геннадьевне Каштановой и сурдологу Галине Ивановне, словарный запас дочери значительно пополнился, также мы занимаемся с психологами, логопедами, дефектологами.

кохлеарная имплантация — история Арины

Я очень рада, что кохлеарная имплантация дала возможность моей дочери слышать и наслаждаться полноценной жизнью. Сейчас Арина пошла в первый речевой класс, всё понимает, словарный запас пополнился, хотя она испытывает трудности при пении песен и рассказе, заучивании стихов. Моя дочь очень красиво рисует, танцует и любит плавать. Главное — постоянно заниматься, и всё получится.

Читайте также: