Пример диагностики сенсоневральной тугоухости у грудного ребенка

Обновлено: 04.06.2024

Слуховая функция у людей имеет ведущее значение в формировании второй сигнальной системы - речи. В раннем детском возрасте особое значение с медицинской и с социальной точки зрения приобретают вопросы диагностики, лечения и профилактики патологии органов слуха.

Нарушение слуховой функции связывают с патологическими изменениями в звукопроводящем или звуковоспринимающем отделах органа слуха. Точное и своевременное определение степени поражения слуховой функции у детей в отличие от взрослых очень важно, ввиду того, что ухудшение слуха в детском возрасте останавливает речевое развитие, а значительное понижение слуха в раннем детском возрасте может привести к ее полному отсутствию (немоте).

Для чего проводить раннюю диагностику нарушений слуха?

Проверка слуха у новорожденных и маленьких детей ставит целью раннее выявление нарушений слуха для проведения своевременного лечения и принятия мер по реабилитации слуха и речи. Ранняя диагностика состояния слуха обязательна прежде всего в группах детей с повышенным риском нарушений слуха. К группе риска специалисты относят детей, анамнез которых, отягощен следующими факторами: - в семейном анамнезе отмечены нарушения слуха в молодом возрасте хотя бы у одного члена семьи; - мать во время беременности перенесла болезни, вызванные вирусами: краснуху, корь, цитомегаловирус, опоясывающий лишай, герпес, паротит (свинку), тосикоплазмоз - у ребенка: масса при рождении ниже 1500 г, пункты по шкале Апгар 0-3, тяжелая желтуха, сочетанные пороки с нарушением слуха, врожденные пороки лицевого черепа, энцефалит и/или менингит, травмы черепа, лечение ототоксическими лекарственными препаратами.

Какие факторы и причины вызывают патологию слуха?

Современная медицина все факторы, вызывающие патологию слуха или способствующие её развитию, делит на 3 группы: Группа 1 - включает в себя причины и факторы наследственного генеза, которые приводят к изменениям в структурах слухового аппарата и развитию наследственной тугоухости. Группа 2 - сюда относят факторы эндо- или экзогенного патологического воздействия на орган слуха плода, которые вызывают появление врожденной тугоухости. Группа 3 - в группу вошли факторы, воздействующие на орган слуха здорового от рождения ребенка в один из периодов его развития и приводящие к развитию приобретенной тугоухости.

Причин, вызывающих поражение или ухудшение слуха гораздо больше, врачи разделяют их на четыре группы:

1-ая группа причин поражения слуха у здорового ребенка (инородные тела наружного слухового прохода и серные пробки), на первый взгляд, может показаться малосущественной, но это мнение ошибочно, так как при наличии серной пробки, которая формируется постепенно, даже взрослые не сразу отмечают снижение слуха, а оно может быть значительным. Маленькие дети, как правило, не жалуются, если инородное тело не доставляет помех и не вызывает боли. Длительное пребывание в наружном слуховом проходе инородного предмета может привести к воспалительным явлениям не только местного характера, но и возможному формированию отита. 2-ая группа причин, вызывающих снижение слуха у детей, объединяет заболевания ЛОР органов, не касающихся уха напрямую. К таким заболеваниям относим аденоидиты (аденоидные вегетации), острые риниты, аллергические и вазомоторный риниты, то есть заболевания полости носа и носоглотки. 3-я группа причин тугоухости у детей включает все воспалительные и невоспалительные заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (наружные, средние отиты). 4-ю группу причин тугоухости составляют различного вида травмы головы и уха. В зависимости от факторов и причин лор-врач или сурдолог проводят диагностику и назначают лечение выявленных отклонений.

Аудиологический скрининг новорожденных - как проводят и зачем?

Сегодня золотым международным стандартом является завершение скринингового этапа в возрасте до 1 месяца. В настоящее время скрининг всем новорожденным детям должны проводить в условиях родильных домов или на участке в поликлинике с помощью выполнения отоакустической эмиссии. В случае отрицательного результата тестирования, данное исследование повторяется до 3-х раз и в случае совпадения результата ребенку выполняют КСВП (коротколатентные стволовые вызванные потенциалы) - объективный метод, основанный на регистрации вызванных потенциалов в ответ на звуковую стимуляцию. Данное исследование проводится в состоянии естественного или медикаментозного сна.

Могут ли родители самостоятельно определить есть ли снижение слуха у детей?

Для того, чтобы заподозрить наличие снижения слуха у ребенка в младенческом возрасте существует типовая анкета-опросник (ред. - размещена ниже) для родителей, включающая вопросы, ответ на которые могут дать только близкие люди, находящиеся с ребёнком в ежедневном контакте. На вопросы анкеты родители могут ответить дома, перед визитом к врачу-сурдологу в Детский Диагностический центр. Для того, чтобы определить есть ли снижение слуха у детей более старшего возраста, родителям необходимо обращать внимание на то, как формируется речь у ребенка, нет ли ее распада и выпадения звуков и слогов. Как часто переспрашивает ребенок и при каких условиях (обращенная речь при непосредственном контакте или на расстоянии, когда малыш не видит говорящего), поворачивает ли одно ухо к говорящему, ухудшилась ли успеваемость в школе. Насколько быстро ребенок развивается в психоэмоциональном и умственном плане по сравнению со своими сверстниками.

Какие виды диагностики нарушения слуха применяют врачи-сурдологи?

Для диагностики нарушения слуха в данном возрасте используется акустическая импедансометрия (для оценки состояния среднего уха и слуховой трубы), отоакустическая эмиссия, тональная пороговая аудиометрия (у детей старше 5 лет), игровая аудиометрия и пилот-тест у детей младшего возраста, а также КСВП у детей разного возраста и умственного развития. При нарушении слуха по сенсоневральному типу показано стационарное обследование и лечение с учетом этиологии и патогенеза данного состояния. Чаще всего у детей встречается нарушение слуха по кондуктивному (реже смешанному) типу. В качестве лечения в подавляющем случае используют консервативное лечение (продувание слуховых труб по Политцеру, пневмомассаж барабанных перепонок, физиотерапевтическое воздействие, а также в комплексе прием лекарственных средств). При неэффективности консервативного лечения и дальнейшего прогрессирования тугоухости врач принимает решение о хирургической коррекции данного состояния. Кохлеарная имплантация одно- и двусторонняя проводится детям с полной глухотой после полного аудиологического и генетического обследования.

В настоящее время в Детском Диагностическом центре г. Домодедово есть возможность обследования детей старше 5-6 лет с помощью субъективного метода исследования - тональной пороговой аудиометрии и камертональное обследование (для определения сторон и вида поражения слуховой функции). В плане лечения в нашем центре возможно консервативное лечение кондуктивной и хронической смешанной тугоухости (продувание слуховых труб по Политцеру, пневмомассаж барабанных перепонок, назначение лекарственных средств) Обследование и лечение проводит врач отоларинголог-сурдолог, Павликова Елена Владимировна.

Анкета-опросник для родителей по выявлению симптомов снижения или нарушения слуха

Для того, чтобы заподозрить наличие снижения слуха у ребенка в грудном возрасте существует типовая анкета-опросник для родителей, включающая вопросы, ответ на которые могут дать только близкие люди, находящиеся с ребёнком в ежедневном контакте. На эти вопросы родители могут ответить дома, перед визитом к врачу-сурдологу в Детский Диагностический Центр.

Список вопросов:

1. Вздрагивает ли ваш ребенок от громких звуков в первые 2-3 недели жизни?

2. Появляется ли замирание ребенка на голос в возрасте 2-3 недель?

3. Поворачивается ли ребенок в возрасте 1 месяца на звук голоса позади него?

4. Оживляется ли ребенок в возрасте 1-3 месяцев на голос матери?

5. Поворачивает ли ребенок голову в возрасте 4 месяцев в сторону звучащей игрушки или голоса?

6. Реагирует ли ребенок в возрасте 1,5 - 6 месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

7. Есть ли гуление у ребенка в возрасте 2-4 месяца?

8. Переходит ли гуление в лепет у ребенка в возрасте 4-5 месяцев?

9. Замечаете ли Вы у ребенка появление нового (эмоционального) лепета, например, на появление родителей?

Ответы на эти вопросы помогут врачу провести более точную диагностику. Ранняя диагностика тугоухости залог благоприятного прогноза в плане лечения и и реабилитации нарушения слуховой функции.

Пример диагностики сенсоневральной тугоухости у грудного ребенка

Девочка 14 недель, у которой вскоре после рождения при скрининговом исследовании ABR зафиксировано снижение слуха. В семейном анамнезе отмечалась тугоухость по материнской линии. При оценке в возрасте девяти недель ABR y нее также не определялись ни с одной из сторон.

Тимпанометрия, проведенная на частоте 1000 Гц, показала нормальную подвижность барабанной перепонки с двух сторон, характеризующуюся тимпанограммой типа А и нормальным статическим иммитансом.

Для исследования чувствительности слуха использовались слуховые вызванные потенциалы. Результаты показали снижение порогов сигналов воздушной проводимости до 40 дБ в правом ухе и 35 дБ на левом. Результаты ABR с костной проводимостью без маскировки показали снижение до 35 дБ. Эти результаты согласуются с двухсторонней высокочастотной сенсоневральной тугоухостью.

Для аудиометрической оценки тугоухости была проведена оценка слуховых стационарных потенциалов мозга (ASSR). Тоны на интервалах октавы, в диапазоне слуховых частот были смодулированы на частоте 90/с. Фиксация ответа производилось путем оценки стабильности взаимоотношения фаз при модулированном ответе.

Аудиограмма на рисунке ниже, подтверждает наличие умеренной и умеренно-тяжелой высокочастотной сенсоневральной двухсторонней тугоухости.

Тональная аудиометрия при сенсоневральной тугоухости

Предполагаемые результаты аудиограммы, основанные на оценке слуховых стационарных потенциалов мозга (ASSR),
у 14-недельной девочки с умеренной сенсоневральной тугоухостью.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Тугоухость у ребенка

Тугоухость - это снижение слуха, при котором затрудне но общение с окружающими людьми. Тугоухость у ребенка, как правило, приводит к задер жке психоречевого развития , ведь он учится говорить, подражая услышанному, а «недослышанные» слова приводят к речевым дефектам.

Чем больше снижен слух, тем грубее задержка психоречевого развития.

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

  • Выявить причину тугоухости.
  • Устранить, либо оказать лечебное воздействие на саму причину тугоухости.
  • При необходимости подобрать слуховой аппарат.
  • А также оказать комплексное воздействие на задержку развития речи.

Диагностика тугоухости.

Для выявления тугоухости детям прямо в роддоме проводят исследование
- слуховые вызванные потенциалы.
Однако, в таком случае выявляют только врожденную тугоухость. Этот вид тугоухости развивается у малыша, если во время беременности его мама перенесла такое заболевание как грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз. Степень врожденной тугоухости, как правило, тяжелая, но в реальной жизни она встречается редко. Также редко встречается наследственная тугоухость.
У многих детей тугоухость развивается после рождения и диагностируют ее уже на более поздних этапах. Например в 3-4 года, когда начинают искать причину задержи развития речи у малыша, и оказывается что это сниженный слух.
Для определения степени снижения слуха детям в таком возрасте проводят аудиограмму.


Тугоухость у детей подразделяется на нейросенсорную тугоухость (аналогичный термин - сенсоневральная тугоухость) и кондуктивную тугоухость.

Причины тугоухости

Кондуктивная тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано нарушением проведения звуковых волн - по слуховому проходу, поврежденной барабанной перепонке или воспаленным слуховым косточкам среднего уха.

Самая безобидная причина кондуктивной тугоухости - серная пробка (вымывается физиологическим раствором на приеме у ЛОР-врача). Но у детей гораздо чаще причиной кондуктивной тугоухости становится хронический отит (воспаление среднего уха), а к отитам могут приводить аденоиды 3-4 степени, хронический очаг инфекции в носоглотке и сниженный иммунитет.

Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано поражением слухового анализатора нервной системы: поражением улитки (органа слуха) или слухового нерва, проводящих путей и зон слуха головного мозга. Причина нейросенсорной тугоухости чаще всего кроется в родовой травме, глубокой недоношенности, гидроцефалии, перинатальной патологии, ишемическом поражении центральной нервной системы.

Улитка (орган слуха) часто страдает при применении ототоксичных антибиотиков - аминогликозидов (гентамицин, стрептомицин, канамицин, амикацин, мономицин и пр.).

У детей с гидроцефалией как правило страдают проводящие пути (демиелинизация) и улитка «слышит» звуки, но они «не доходят» до головного мозга по поврежденным проводящим путям. При гидроцефалии повышенное внутричерепное давление так же давит на слуховой нерв, проводящие пути и на зоны слуха коры головного мозга, препятствуя их нормальной работе.
Недостаток кислорода во время беременности и родов приводит к гипоксически-ишемическому поражению зон слуха в коре головного мозга.
При родовой травме шейного отдела позвоночника нарушается нормальный ток крови по позвоночным артериям, в результате чего страдает кровоснабжение улитки и слухового нерва.
У многих детей тугоухость смешанная. То есть в родах пострадала и нервная система и есть например хронический отит.


Тугоухость 1, 2, 3, 4 степени.

1, 2, 3, 4 степень нейросенсорной тугоухости:

Нейросенсорная тугоухость 1 степени (26-40 дБ) ребенок не слышит тихие звуки, не может разобрать человеческую речь в шумной обстановке. Различает разговорную речь на расстоянии не более 6 метров, а «шепотную» — с расстояния 1—3 метра. У детей с 1 степенью нейросенсорной тугоухости часто страдает произношение и они порой переспрашивают.
Нейросенсорная тугоухость 2 степени (40-55дБ) является причиной «недослышивания» тихих и средних по громкости звуков. Разговорная речь воспринимается на расстоянии 4 метра, а шепот улавливается только у уха. У деток со 2 степенью тугоухости речевое развитие задерживается, ребенок неохотно вступает в речевой контакт, если речь есть, то она как правило бедная, На вопросы ребенок отвечает односложно (да, нет и т.д.) неправильно произносит многие слова, из-за «недослышивания».
Нейросенсорная тугоухость 3 степени (55-70 дБ) характеризуется неспособностью различать большинство звуков, общение ребенка с окружающими людьми резко затруднено. «Шепотная» речь вообще не воспринимается, а разговорная только с расстояния 1 метра, если с ним громко говорить. У детей с 3 степенью тугоухости как правило формируется грубая задержка психоречевого развития, он не понимает и не выполняет просьбы и не пытается разговаривать.
Нейросенсорная тугоухость 4 степени (70-90 дБ) ребенок может слышать только очень громкие звуки, состояние граничит с глухотой. У детей с 4 степенью тугоухости - речь не развивается вовсе. Если слуховой аппарат не улучшает слух, то при 4 степени прибегают к сложному оперативному вмешательству - кохлеарной имплантации.

Лечение тугоухости у ребенка.

Лечение 1, 2, 3, 4 степени нейросенсорной тугоухости.

Важно вовремя выявить и лечить тугоухость у ребенка.
ЛОР-врач лечит хронический отит, лазером можно удалить разросшиеся аденоиды (лазерная редукция аденоидов).
Если ребенок при рождении перенес родовую травму, то улучшению слуха будут способствовать методы лечения, улучшающие работу центральной нервной системы:

Тугоухость лечение

Микротоковая рефлесотерапия при нейросенсорной тугоухости проводится по индивидуальной программе:
1. Улучшение кровоснабжения улитки и слухового нерва
(за счет снятия спазма позвоночных артерий).
2. Стимуляция слухового нерва для улучшения проводимости по нему нервных импульсов.
3. Активизация зон слуха и понимания речи коры головного мозга.
4. Активизация речевых зон головного мозга, отвечающих за

  • понимание речи,
  • желание вступать в речевой контакт,
  • набор словарного запаса,
  • навык построения предложений.

5. Нормализация тонуса сосудов головного мозга приводит к уменьшению выработки ликвора (внутричереной жидкости) и внутричерепное давление стабилизируется.
6. Снижение возбудимости у невротизированных, расторможенных и агрессивных детей улучшает их адаптацию в детском саду и повышает эффективность занятий с логопедом.


Медикаментозная терапия при нейросенсорной тугоухости
проводится в перерывах между курсами микротоковой рефлексотерапии:

- Витамины группы В и препараты содержащие фосфолипиды (лецитин, цераксон, глиатилин и пр.), необходимы для восстановления пострадавших проводящих путей нервной системы и слухового нерва.
- Сосудистые препараты — улучшают кровоснабжение улитки, слухового нерва.
- Ноотропы (кортексин, мексидол, цераксон, актовегин и пр.) - питают и восстанавливают пострадавшую нервную систему.
- Для стабилизации внутричерепного давления у деток предпочтительно использовать не диакарб, а мочегонные травы (хвощ, фенхель, брусничный лист). А так же «конский каштан» (эскузан), который укрепляет сосуды венозных сплетений, вырабатывающих ликвор и таким образом уменьшает внутричерепное давление.

Медикаментозную терапию каждому ребенку подбирают строго индивидуально, в зависимости от причин нейросенсорной тугоухости после проведения курса основного лечения - Микротоковой рефлексотерапии.

Цель лечения тугоухости: не только улучшить слух, но самое главное запустить правильное развитие речи и учебных навыков.

Детям с нейросенсорной тугоухостью также необходимы -
Занятия с логопедом-дефектологом и детским психологом:
Развивающие занятия направлены на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, мышления, изучение таких понятий как цвет, размер, формирование навыков счета, чтения и письма.
Часть деток на занятиях могут обходиться без слухового аппарата, другие без слухового аппарата слышат не достаточно хорошо, чтобы правильно развиваться.
В таком случае ношение слухового аппарата обязательно.
Но улучшение слуха и речи на фоне комплексного лечения все равно будет.

Если у ребенка 4 степень тугоухости и ему уже проведена операция по кохлеарной имплантации, но речь так и не развилась до возрастной нормы, ребенок возбудим и плохо усваивает учебный материал ему так же может помочь микротоковая рефлексотерапия.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ РЕАЦЕНТРА В САМАРЕ.

Читайте также: