Принципы фармакотерапии Введение

Обновлено: 17.05.2024

1.Через рот (по возможности избегать инъекционные форма анальгетика).

2.По времени (прием анальгетика по графику, не дожидаясь появления боли).

3.По восходящей (согласно лестнице ВОЗ, назначение анальгетика производится от слабого к сильному, учитывая силу болевого синдрома.

4. Индивидуальный подбор дозы.

5. Внимание к деталям (назначение сопутствующих препаратов).

Лестница обезболивания ВОЗ

1 ступень- боль слабой интенсивности - ненаркотические анальгетики

НПВС (ибупрофен, диклофенак, кетопрофен, кеторолак)

2 ступень – умеренная боль - слабые опиоиды

3 ступень – сильная боль - сильные опиоиды

Что делать, если требуется наркотический анальгетик?

1.Пациент/доверенное лицо идет в поликлинику по месту фактического пребывания.

2. Медицинский работник осматривает пациента, выписывает рецепт (назначение наркотических средств осуществляется медицинским работником самостоятельно либо по решению врачебной комиссии, в случае принятия руководителем медицинской организации решения о необходимости согласования назначения с врачебной комиссией, рекомендаций онколога областного учреждения не требуется – Приказ № 1175н от 20.12.2012).

3.Списки пациентов поликлиникой передаются в ближайшую аптеку, имеющую лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

4.Пациент или его представитель с рецептом, справкой - прикреплением и документом удостоверяющим личность, обращается в аптечное учреждение, имеющую лицензию на осуществление деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, к которому прикреплена медицинская организация, выписавшая рецепт.

5.Получение лекарственного средства в аптеке.

Внимание! При выраженном болевом синдроме, который не купируется обезболивающим средством, обезболивание осуществляется выездной бригадой скорой медицинской помощи (Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388 н о порядке оказания скорой медицинской помощи).

Внимание! При невозможности адекватного подбора обезболивания в амбулаторных условиях его подбор в стационарных условиях осуществляется в отделении паллиативной помощи на базе ГОБУЗ «Областной клинический онкологический диспансер».

Кто направляет в отделение паллиативной помощи?

- врач онколог при наличии гистологического подтверждения злокачественного образования;

- врачебная комиссия медицинской организации, в которой проводится наблюдение и лечение пациента при отсутствии гистологического подтверждения онкологического заболевания;

- врач - терапевт или врач общей практики при наличии заключения врача - онколога об инкурабельности заболевания и необходимости обезболивающей терапии.

Отделение паллиативной помощи обеспечивается лекарственными средствами для обезболивания, имеет возможность выписки рецепта на наркотические и психотропные средства. Выдача на руки лекарственных препаратов на срок до 5 дней после выписки пациента из отделения осуществляется по решению руководителя медицинской организации.

Куда обратиться, если возникли трудности с назначением обезболивающего?

В рабочее дневное время для получения анальгезирующей терапии граждане могут обращаться в амбулаторно поликлинические учреждения Новгородской области. В ночное время, выходные и праздничные дни обезболивающая терапия доступна через скорую медицинскую помощь.

Контактные телефоны министерства здравоохранения Новгородской области:

(8 8162) 732-475 (по выписке рецепта) (только в рабочее время)

(8 8162) 732-511 (по отпуску из аптеки) (только в рабочее время)

Телефон главного внештатного специалиста по паллиативной помощи Новгородской области:

Телефон «горячей линии» Минздрава РФ:

Нормативно-правовые акты, регламентирующие назначение наркотических средств

1. Постановление Правительства РФ от 30.06.1998г № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ»

2. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 №1175 н (в редакции приказа Минздрава России от 02.12.2013 №886н )«Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения»

Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов терапевтического профиля

По специальности: Терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология.

Название: «Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов терапевтического профиля».

Цели: совершенствование компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в области : терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Задачи: Совершенствование имеющихся знаний, умений, практических навыков, необходимых для выполнения конкретных профессионально-должностных обязанностей врача- терапевта, кардиолога, общая врачебная практика, ревматолога, гастроэнтеролога, пульмонолога, невролога, эндокринолога на основе современных достижений медицины.

Программа направлена на совершенствование следующих компетенций:

ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-10, ПК-11, ПК-12

Требования к результатам освоения ДПП:

Знать:

-общие и специальные методы исследования в основных разделах : терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология ;

-основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах: терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология ;

-вопросы временной и стойкой нетрудоспособности, врачебно-трудовой экспертизы в терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологи и эндокринологии;

общие и специальные методы исследования в основных разделах: терапия, кардиология, общая врачебная практика, ревматология, гастроэнтерология, пульмонология, неврология, эндокринология ; основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологии и эндокринологии ;

- принципы профилактики и терапии сепсиса и шока;

-принципы диагностики и медикаментозного лечения синдрома системного воспалительного ответа;

-общие и специальные методы исследования в основных разделах терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологии и эндокринологии;

-основы применения эндоскопии и методов лучевой диагностики в различных разделах терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологи и эндокринологии ;

-принципы организации терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи в стране, организацию работы неотложной помощи; методы осуществления комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, методы оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека с более глубоким пониманием сущности изучаемых явлений и взаимосвязей; причины возникновения патологических процессов в организме, механизмы их развития и клинические проявления;

-основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы их нарушений и принципы лечения в детском возрасте и у взрослых; патофизиологию и терапию шока и сепсиса;

-основы иммунобиологии, микробиологии; основы рационального питания, принципы диетотерапии у терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических больных;

-принципы организации и проведения диспансеризации населения;

-формы и методы санитарно-просветительной работы; правила санитарно-эпидемиологического режима;

-основы фармакотерапии в терапии, кардиологии, общая врачебная практика, ревматологии, гастроэнтерологи, пульмонологии, неврологи и эндокринологии и смежных областях медицины;

-основы физиотерапии и лечебной физкультуры, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению

основные принципы организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях; основные принципы организации проведения медицинской экспертизы;

-основные принципы ведения учетно-отчетной документации в медицинской организации и в структурных подразделениях;

- основные принципы создания в медицинских организациях и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;

- принципы организации оценки качества оказания терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи пациентам и принципы использования основных медико-статистических показателей для этих целей.

- принципы оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях

Уметь:

- выявить факторы риска развития того или иного терапевтического, кардиологического, общая врачебная практика, ревматологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, неврологического , эндокринологического заболевания, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;

-давать оценки причин и условий возникновения и развития терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваний у человека; для оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека;

-проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам, осуществлять поиск решений различных задач в нестандартных ситуациях, проводить санитарно-просветительную работу с населением и больными;

-применить объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваний;

-определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;

-решить вопрос о трудоспособности больного;

-вести медицинскую документацию, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями; проводить диспансеризацию и оценивать ее эффективность.

- получить информацию о развитии и течении заболевания;

-оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;

-оценить тяжесть состояния больного; определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования;

-оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях;

-определить показания к госпитализации больного, определить ее срочность, организовать госпитализацию в соответствии с состоянием пациента;

- выявить факторы риска развития того или иного терапевтического, кардиологического, общая врачебная практика, ревматологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, неврологического , эндокринологического заболеваний, дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;

-оценить тяжесть состояния больного, определить необходимость, объем и последовательность лечебных, в том числе, реанимационных мероприятий;

- определить необходимость и последовательность применения специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, эндоскопических, функциональных), интерпретировать полученные данные;

- составить дифференцированный план обследования и лечения больного, проводить его коррекцию в динамике;

-определить группу крови и выполнить переливание крови; выявить возможные трансфузионные осложнения и провести необходимые лечебно-профилактические мероприятия;

- оказать необходимую срочную помощь при неотложных состояниях

- выявить факторы риска развития того или иного терапевтического, кардиологического, общая врачебная практика, ревматологического, гастроэнтерологического, пульмонологического, неврологического , эндокринологического заболевания , дать рекомендации в отношении мер профилактики его возникновения и прогрессирования;

-осуществить организацию оказания медицинской помощи в медицинских организациях их структурных подразделениях; осуществить организацию проведения медицинской экспертизы;

-вести учетно-отчетную документацию в медицинской организации и в структурных подразделениях, осуществлять преемственность между лечебно-профилактическими учреждениями;

-использовать основные медико-статистические показатели для оценки качества оказания терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи пациентам.

-оказать медицинскую помощь в неотложных ситуациях и при чрезвычайных ситуациях; принять участие в медицинской эвакуации

Практический опыт:

-специалист хирург , акушер и гинеколог должен обладать сформированными навыками, позволяющими установить диагноз и оказать квалифицированную помощь при профильных заболеваниях:

-владеть методами оценки природных и социальных факторов среды в развитии болезней у человека;

-основами профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний;

-принципами санитарно-просветительной работы по гигиеническим вопросам, что может использоваться для самостоятельной разработки программ и проектов.

-специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими установить диагноз и оказать квалифицированную помощь при терапевтических, кардиологических, общая врачебная практика, ревматологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических , эндокринологических заболеваниях;

Врач специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен владеть операциями и манипуляциями:

- венопункция , внутривенные вливания, трансфузия крови;

- катетеризация мочевого пузыря;

- массаж сердца, искусственное дыхание;

-специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими диагностировать и оказывать неотложную помощь при следующих состояниях: острая дыхательная недостаточность; острая сердечно-сосудистая недостаточность; коматозные состояния различной природы;

-специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими организовать оказание медицинской помощи в медицинских организациях и их структурных подразделениях;

-осуществить информационную безопасность; создать благоприятные условия для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда;

-обладать сформированными владениями, позволяющими оценивать качество оказания терапевтической, кардиологической, общая врачебная практика, ревматологической, гастроэнтерологической, пульмонологической, неврологической , эндокринологической помощи пациентам использованием основных медико-статистических показателей;

- специалист терапевт, кардиолог, общая врачебная практика, ревматолог, гастроэнтеролог, пульмонолог, невролог, эндокринолог должен обладать сформированными навыками, позволяющими оказать медицинскую помощь в неотложных ситуациях и при чрезвычайных ситуациях; принять участие в медицинской эвакуации.

Перечень практических навыков и умений для освоения

- провести анализ с позиций фармакодинамики адекватности выбора препарата, составляющих основу фармакотерапии данной патологии;

- проводить анализ рациональности индивидуального подбора препаратов, пути и режима его введения с учетом их возрастной фармакокинетики, особенностей течения заболевания;

- учитывать возможные нежелательные эффекты выбранного препарата (препаратов) и проводить профилактику;

- учитывать взаимодействие выбранного препарата с другими медикаментами, которые получает больной;

- проводить оценку эффективности проводимой фармакотерапии по динамике клинико-лабораторных данных и результатов функциональных и инструментальных исследований;

- проводить оценку безопасности проводимой фармакотерапии по динамике клинико-лабораторных данных и результатов функциональных и инструментальных исследований;

- интерпретировать результаты микробиологических исследований;

- обосновывать принципы противомикробной терапии на основе микробиологических исследований.

Необходимый перечень материально-технического обеспечения включает в себя - специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе: аудитории, оборудованные мультимедийными средствами обучения, позволяющими использовать обучающие технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально.

Все аудитории, оснащены таблицами и стендами по терапевтической тематике, а также наборами (тексты и цифровые носители), содержащие учебные пособия по темам семинаров, наборы рентгенограмм, ситуационных задач и тестов.

Наименование раздела дисциплины

Всего

ауд.

час.

Учебные занятия, час.

Форма контроля

(текущий контроль, промежуточная аттестация)

Л

ПЗ

СО

Основные принципы клинической фармакотерапии у пациентов терапевтического профиля

Основные принципы фармакологии

Фармакология — это наука о действии медицинского препарата, ответных реакциях организма и их постепенных изменениях. Результаты доклинических фармакологических исследований позволяют ученым сравнить положительный эффект препарата с его негативным (токсическим) действием. Такое сравнение важно для проведения тщательно анализа соотношения преимуществ и рисков до начала клинического исследования медицинского препарата (с участием людей). Если принимается решение о проведении клинического исследования препарата, то данные, собранные в рамках доклинических фармакологических и токсикологических испытаний, позволяют определить дозу препарата, которую вводят добровольцам в первых клинических исследованиях (первых исследованиях на людях).

Выделяют два основных раздела фармакологии: фармакокинетику и фармакодинамику. Рассмотрим их более подробно.

Фармакокинетика

Фармакокинетика — это изучение действия организма на медицинский препарат.

Во всех книгах по фармакокинетике вы найдете аббревиатуру ADME:

A: всасывание (от англ. absorption), процесс попадания препарата в организм

D: распределение (от англ. distribution), путь препарата в организме

M: метаболизм, химическое изменение препарата организмом

E: выведение (от англ. excretion), процесс избавления организма от препарата


Основные принципы фармакокинетики — изучения воздействия организма на медицинский препарат — обозначаются аббревиатурой ADME.

Результаты фармакокинетических исследований позволяют судить о том, что постепенно происходит с медицинским препаратом после его попадания в организм. Созданные на базе этого научные и математические модели помогают изучить и предсказать путь препарата и его метаболитов в организме. Благодаря этому ученые могут оценить соотношение желательных эффектов и токсического действия медицинского препарата, а также предсказать безопасность (переносимость) препарата при его приеме человеком. Таким образом, фармакокинетические исследования необходимы для определения режима дозирования при проведении клинических испытаний.

Фармакодинамика

Фармакодинамика — это изучение действия медицинского препарата на организм.

Выделают два вида воздействия препарата на организм:

  • препарат может изменять условия в организме; или
  • препарат может воздействовать на отдельные части тела на клеточном или субклеточном уровне.

Основной целью фармакодинамики является сбор информации о том, как медицинский препарат влияет на организм (например, какие рецепторы он активирует). На основании полученных данных ученые могут оценить эффективность препарата, т.е. наличие желаемого эффекта на мишень и его интенсивность. Они также помогают установить взаимосвязь между концентрацией препарата в организме и силой его воздействия.

Фармакодинамические исследования необходимы для оценки безопасности медицинского препарата. С их помощью выявляются нежелательные эффекты препараты, а также определяется диапазон доз, при которых достигается желательный эффект препарата на организм (широта терапевтического действия).

Особенности фармакотерапии в детском возрасте

Фармакотерапия (греч. pharmakon – лекарство, therapeia – лечение) – это лечение больного лекарственными средствами. В традиционном понимании фармакотерапия является одним из основных методов консервативного лечения. Это – быстро развивающееся направление современной клинической медицины, разрабатывающее научно обоснованную систему принципов применения препаратов с целью прерывания или замедления развития болезни. Лекарственные средства могут воздейс­твовать на причину (этиотропное лечение), ведущие звенья патогенеза (патогенетическая терапия), а также устранять тягостные или неблагоприятные проявления заболевания (симптоматическая терапия).

К главным требованиям, предъявляемым ко всем препаратам, относятся эффективность и безопасность, что особенно актуально, когда речь идет о медикаментах для детей.

Дети – ценный ресурс любой нации, и их здоровье является важной составляющей будущего успеха общества. Ребенок – не уменьшенная копия взрослого! Наименее зрелые у детей жизненно важные органы: печень, почки и мозг. В связи с этим, метаболизм, усвоение и элиминация лекарственных средств значительно отличаются от таковых у взрослых, а патологические процессы дополнительно меняют функции органов, которые участвуют в усвоении, распределении и выведении препаратов, что часто приводит к недостаточной эффективности фармакотерапии либо возникновению токсических эффектов. Помимо этого, различия в фармакодинамике и фармакокинетике у детей не являются однонаправленными для различных медикаментов. По характеру взаимодействия с большинством лекарственных средств организм ребенка приближается к таковому взрослого лишь к 12­14 годам. Наиболее выражены отличия взаимодействия медикаментов с организмом у новорожденных и грудных детей. Некоторые исследования показали, что чем младше ребенок, тем он более чувствителен к нежелательным эффектам лекарственных средств [1]. Кроме того, маленькие дети не в состоянии описать свои ощущения во время лечения, поэтому крик или плач могут быть единственным признаком неблагоприятного влияния терапии. Все это создает трудности для контролируемой фармакотерапии и повышает значение тщательного клинического наблюдения за состоянием функций и поведением ребенка при лечении. Исходя из сказанного выше, в педиатрической практике дополнительно возникает ряд особых требований к медикаментозному лечению:

• дозирование медикаментов в зависимости от возраста и массы тела ребенка, соблюдение кратности приема;

• учет физиологических и патологических особенностей детского организма, в частности, несовершенства метаболизма при синтезе, изготовлении и применении фармпрепаратов.

Терапевтические дозы медикаментов у детей определяют, исходя из клинического опыта их применения в различных возрастных группах. Устанавливают общие закономерности дозирования в единицах массы (г, мг) и объема (каплях, мл) на 1 кг массы или 1 м2 поверхности тела, редко – на один месяц или же на один год жизни.

Соблюдение режима дозирования у детей не всегда удается, так как многие препараты не имеют специальной формы выпуска. В детских формах выпускаются всего 10% от общего количества существующих медикаментов. В Украине мало выпускаются и применяются у детей такие лекарственные формы, как карамели, пастилки, бальзамы. Лишь в последние годы шире стали использовать суспензии, сиропы, свечи, содержащие высокоэффективные фармингредиенты.

Биодоступность препаратов у детей трудно предсказуема, особенно широко варьирует при пероральном введении. Это зависит от состояния желудочно­кишечного тракта: воспаления, повреждения слизистой кишечника, нарушения в ней микроциркуляции. Для получения высокой биодоступности необходимо парентеральное введение лекарственных средств. При парентеральном введении небольших объемов необходимо учитывать «мертвое» прос­транство шприца, для уменьшения погрешности препараты необходимо разводить. Эффективным у детей является введение медикаментов путем ингаляций, эндотрахеальных инстилляций, эндоназально. Некоторые исследователи указывают, что при ректальном способе введения лекарственных средств наблюдаются более низкие показатели биоусвояемости, чем введение per os [2]. Возможно, подобные результаты обусловлены тем, что препараты вводили в неопорожненный кишечник.

При выборе способа введения медикаментов у детей следует максимально избегать болевых воздейс­твий, например, при наличии катетера лучше вводить препараты внутривенно, а не внутримышечно.

Морфофункционально детский организм сущес­твенно отличается от организма взрослого, наиболее это касается новорожденных и детей первых месяцев жизни. Ниже перечислены особенности, которые значимы для успешности терапии и рис­ка возникновения побочных эффектов у детей. У маленьких детей более выражена васкуляризация желудка и кишечника, ниже кислотность желудочного сока (в 3­4 раза ниже, чем у взрослых), выше проницаемость пор кишечника для крупных молекул. Количество альбумина в плазме крови меньше, поэтому у грудных детей лекарственные средства менее прочно связываются с белками, что способствует повышенной десорбции и увеличению свободной фракции препарата в крови. Эти особенности детского организма обусловливают облегчение пассивного транспорта медикаментов и их более высокую биодоступность.

У детей в возрасте до одного года больше относительное содержание воды в организме (70 против 60% у взрослых) и объем внеклеточной жидкости (40 против 20% у взрослых), поэтому для многих медикаментов, чтобы достигнуть тех же концентраций в плазме крови, требуется введение более высоких доз. Многие препараты лучше проникают через гематоэнцефалический барьер из­за незавершенного развития гистогематических барьеров. В тоже время лекарственные средства в меньшей степени сорбируются тканью мозга, поскольку она содержит меньше липидов.

Метаболическая инактивация препаратов у детей снижена в связи с меньшей массой паренхимы печени, низкой активностью окислительных ферментов и системы детоксикации. Только в раннем детском возрасте возможно образование метаболитов, которые не обнаруживаются у взрослых и детей старшего возраста при введении некоторых медикаментов, например, аминазина, сибазона, промедола.

Выведение лекарственных средств почками у новорожденных и детей первого года жизни замедлено, что связано с более низкой, чем у взрослых, клубочковой фильтрацией и меньшей проницаемостью базальной мембраны почечных клубочков.

В Украине создаются и внедряются в практику стандарты диагностики и лечения различных заболеваний, которые должны пересматриваться каждые 2­3 года с учетом достижений науки и появления новых, современных, высокоэффективных препаратов. Это – разработанные документы, помогающие врачам принять правильные клинические решения, в том числе и в выборе адекватного медикаментозного средства. К сожалению, следует признать, что на сегодняшний день научно обоснованная информация о применении медикаментов в педиатрии недостаточна или отсутствует. Часто только данные, предоставленные фармацевтической компанией, являются единственным источником информации для врачей. Поэтому не только пациенты и их родители, но и врачи часто имеют ошибочные представления относительно выбора и применения препаратов в педиатрии.

Одна из сложнейших задач, которую приходится ежедневно решать педиатрам, – подбор медикаментов с учетом их терапевтического действия, противопоказаний, вероятности возникновения побочных эффектов, совместимости с другими препаратами, влияния на имеющиеся у ребенка другие заболевания. С этим постоянно сталкиваются детские врачи всех специальностей. Примером может служить терапия эпилепсий и эпилептических синдромов у детей.

Лечение эпилепсий у детей необходимо проводить с учетом этиопатогенетических факторов. Однако основу фармакотерапии составляет длительный (часто многолетний) прием противоэпилептических препаратов (ПЭП).

Эффективность терапии эпилепсий в первую очередь зависит от адекватности выбора ПЭП. При неверном выборе препарата (без учета формы эпилепсии, типа приступов и сопутствующей патологии) лечение может быть неэффективным, а также ухудшать состояния ребенка за счет аггравации приступов. Так, например, карбамазепин и фенитоин могут значительно ухудшать течение миоклонической и абсансной эпилепсии, ламотриджин – миоклонической эпилепсии, этосуксимид – генерализованных тонико­клонических припадков.

Назначение ПЭП без учета имеющейся у ребенка соматической патологии может привести к ухудшению ее течения и появлению токсических эффектов, а в конечном итоге – утяжелению самой эпилепсии.

Наиболее часто такие ситуации могут возникать при назначении препаратов вальпроевой кислоты пациентам с нарушениями функции печени и поджелудочной железы, карбамазепина и фенитоина – при брадикардии и нарушении сердечного ритма, топирамата – при мочекаменной болезни.

При назначении ПЭП в политерапии обязательно следует учитывать их взаимодействия друг с другом. Наиболее значимым это является при назначении комбинаций препаратов вальпроевой кислоты и ламотриджина (отмечается нарастание концентрации ламотриджина), таковых вальпроевой кислоты и карбамазепина (нарастание токсических эффектов последнего), препаратов вальпроевой кислоты и фенобарбитала (нарастание токсических эффектов фенобарбитала).

Также необходим учет взаимодействия с лекарственными средствами других групп, которые принимает ребенок, поскольку целый ряд препаратов обладает проконвульсивным действием либо увеличивает риск побочных эффектов за счет увеличения концентрации ПЭП либо их токсических метаболитов в крови.

Лечение эпилепсий отличается длительностью и необходимостью регулярного приема медикаментов. В связи с этим возникает ряд требований к ПЭП для детей.

2. Необходимо наличие лекарственных форм, содержащих «детские» дозы ПЭП, чтобы не возникало надобности делить таблетки на множество частей, в том числе и в тех случаях, когда «деление» в инструкциях по применению не рекомендовано.

3. Форма выпуска препарата должна обеспечивать возможность его приема в тех случаях, когда в силу своего состояния ребенок не может глотать, особенно капсулы, крупные таблетки.

Помощь детям, страдающим эпилепсиями в Украине, не может быть оказана в полном объеме в связи с отсутствием в нашей стране ряда лекарственных средств, которые давно и успешно используются за рубежом, таких как эсликарбазепин, вигабатрин, синактен депо, зонизамид, клобазам.

Кроме того, применение ряда новых эффективных ПЭП официально не разрешено до определенного возраста: ламотриджина и топирамата – до 2 лет, леветирацетама – до 4 лет.

Расчет суточных доз ПЭП необходимо проводить с учетом массы тела пациентов, с соблюдением рекомендаций по режиму наращивания доз для каждого препарата. Даже при достижении ремиссии дозировки должны пересматриваться каждые 6 месяцев в связи с ростом и изменением веса ребенка.

Недостаточные дозы ПЭП не дадут желаемого эффекта, а неоправданно высокие могут приводить к возникновению токсических эффектов.

• распределение препарата в течение суток в зависимости от времени возникновения припадков (для достижения максимальной концентрации в типичное время их появления);

• учитывая особенности метаболизма в детском возрасте, однократный прием ПЭП неприемлем (даже хроно­формы назначают не менее чем в два приема); такой режим способствует большей эффективности, а также снижению медикаментозной нагрузки на внутренние органы и токсичности.

Так, для лечения эпилептического статуса в нашей стране применяются лишь бензодиазепины для внутримышечного и внутривенного введения и конвулекс (вальпроат натрия), который можно вводить лишь внутривенно. В связи с этим очень сложно оказать ребенку с эпилепсией экстренную помощь в домашних и амбулаторных условиях.

В то же время в странах зарубежья арсенал медикаментов для неотложной помощи значительно шире. Для купирования эпилептического статуса на дому применяются ректальные тюбики, содержащие диазепам, а в лечебных учреждениях возможно использование таких препаратов, как лоразепам, фенобарбитал, фенгидан (фенитоин).

Фармакотерапия эпилепсий у детей наглядно демонстрирует множество проблем, требующих разрешения. Одним из действий в данном направлении, которые можно предпринять в настоящее время, может стать создание педиатрических формуляров лекарственных средств, содержащих наиболее полную и современную, регулярно обновляемую информацию обо всех препаратах, разрешенных к применению у детей. Такие формуляры созданы и опубликованы в Великобритании в 2002 г., в России – в 2007 г. [4, 5]. Это – узаконенные официальные издания, в отличие от научных статей, заключений экспертов, результатов клинических исследований. В Украине подобные нормативные документы отсутствуют.

Принципы фармакотерапии Введение

Вы используете устаревшую версию браузера, которая не полностью поддерживается OpenWHO. Возможно, вы не сможете использовать такую важную функцию, как отправка тестов. Чтобы продолжить, обновите браузер до последней версии (рекомендуемые браузеры: Mozilla Firefox или Google Chrome).

Нажмите здесь, чтобы навсегда скрыть это предупреждение.

Введение: COVID-19, способы диагностики, профилактики, лечения и контроля

Коронавирусы – это большое семейство вирусов, которое способно вызывать целый ряд заболеваний от обычной простуды до более тяжелых состояний, таких как ближневосточный респираторный синдром (MERS) и тяжелый острый респираторный синдром (SARS).

В 2019 г. в Ухане, Китай, был обнаружен новый коронавирус (COVID-19), который никогда прежде не выявлялся у людей.

Этот курс представляет собой общее введение в COVID-19 и новые респираторные вирусы и предназначен для работников общественного здравоохранения, менеджеров по чрезвычайным ситуациями, а также персонала ООН, международных и неправительственных организаций.

Обратите внимание, что содержание этого курса в настоящее время пересматривается с учетом последних рекомендаций. Обновленную информацию по некоторым темам, связанным с COVID-19, вы можете найти в следующих курсах:

Вакцинация: Вакцины от COVID-19

Профилактика и контроль инфекций (ПКИ): ПКИ в связи с вирусом COVID-19

Экспресс-диагностика антигенов: 1) Диагностический экспресс-тест на антигены SARS-CoV-2; 2) Основные соображения по внедрению ДЭТ на антиген SARS-CoV-2

Информация о курсе

Этот курс также доступен на следующих языках:

Краткий обзор: Данный курс содержит общую информацию о появляющихся респираторных вирусах, включая новые коронавирусы. К концу этого курса вы сможете описать:

  • природу неизвестных респираторных вирусов, способы обнаружения и оценки вспышки, стратегии профилактики и контроля распространения новых респираторных вирусов;
  • какие стратегии следует использовать для информирования о рисках и привлечения общественности к выявлению, профилактике и реагированию на возникновение неизвестного респираторного вируса.

К каждому модулю приложены ресурсы, которые помогут вам более глубоко изучить тему.

Цель обучения: описать основополагающие принципы новых респираторных вирусов и меры эффективного реагирования на вспышку эпидемии..

Длительность курса: приблизительно 3 часа.

Сертификаты: Сертификат об Окончании Курса будет доступен для всех участников, если они наберут не менее 80% баллов по результатам тестирования при прохождении всех курсов. Участники, получившие Сертификат о прохождении курса, также могут загрузить « Оpen Badge » для этого курса. Нажмите здесь, чтобы узнать, как это сделат.

Поскольку официальное название заболевания было введено после создания данного курса, любое упоминание nCoV относится к COVID-19, инфекционному заболеванию, вызванному недавно обнаруженным коронавирусом.

Перевод на русский язык сделан на основе рекомендаций по Emerging respiratory viruses, including COVID-19: methods for detection, prevention, response and control, 2020. ВОЗ не несет ответственности за содержание и точность перевода. В случае несоответствия между английским и русским текстами, текст на английском языке является аутентичным и имеет обязательную силу.

Читайте также: