Психодрама как метод психотерапии - методика

Обновлено: 16.05.2024

Психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе.

Понятие о драме как о коррекционном методе возникло в результате эксперимента, который был поставлен Якобом Леви Морено (1892-1974) по окончании первой мировой войны. Этот эксперимент получил название "спонтанный театр". Впервые Морено задумался о терапевтическом потенциале игровых методик, когда обратил внимание на то, как гуляющие в парках Вены дети разыгрывали свои фантазии.

По версии самого Морено, идея психодрамы как метода воздействия возникла у него после того, как один из актеров его театра рассказал о своих проблемах в отношении с невестой. При содействии труппы Морено вывел актера вместе с его личными проблемами на сцену. Эксперимент оказался весьма полезным как для жениха с невестой, так и для всей группы.

Морено стал экспериментировать с подобными групповыми представлениями дальше, применяя уже более формализованные исследовательские методы и разрабатывая технические приемы, которые позже стали неотъемлемой частью психодрамы. Создавая свою методику, Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуации возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни.

Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы - диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального. Клиент с помощью ведущего и группы воспроизводит в драматическом действии значимые события своей жизни, разыгрывает сцены, имеющие отношения к его проблемам. Сцены разыгрываются таким образом, как если бы они происходили в данный момент. Действие структурируется так, чтобы способствовать прояснению и конкретизации проблемы. Анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляются поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения, на которых построена психодрама, повышают возможность использования такого важного источника познания себя и других, как сигналы невербального поведения.

Работа группы психодрамы проводится в форме сюжетно-ролевой игры на избираемую самими клиентами тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли в психодраме задаются и исполняются таким образом, чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Психодрама призвана помогать тем клиентам, у которых имеются трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. В психодраматической ситуации клиент одновременно и главный герой своей драмы, и ее творец, исследователь себя и своей жизни.

Используется этот метод при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. В качестве разновидностей терапевтической драматизации А. Вольтман использует биодраму и кукольную драматизацию. Особенность биодрамы в том, что между детьми распределяются роли зверей. Авторы данного метода полагают, что ребенку, особенно дошкольнику, легче принять роль животного, чем роль самого себя, своих товарищей или родителей. При кукольных драматизациях взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации. Целесообразно использовать кукольные драматизации с преддошкольниками и дошкольниками, с которыми затруднен контакт.

Возможна и другая форма, когда один из участников группы в театрализованной форме рассказывает о событиях своей жизни. При этом важное значение имеют импровизация и доброжелательность группы.

Наиболее успешно психодрама используется в комплексе с другими методами групповой работы (в частности, с групповой дискуссией, психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации и интеллектуализации, помогает клиенту выразить трудновербализуемые эмоции и способствует достижению осознания. Психодрама как составная часть групповой работы широко используется при коррекционной работе с эмоциональными расстройствами, некоторыми психосоматическими заболеваниями, в работе с детьми и подростками, а также в семейной психокоррекции.

Рассказчик в зависимости от избранной формы работы может быть участником или зрителем, больше или меньше влиять на ход драматизации. Необходимое условие для проведения психодрамы - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек по-новому осознает проблемы, способы своего реагирования, отношения к событиям, ценностям, конкретным делам. Он открывает новые возможности построения отношений и самореализации.

Большое значение в психодраме уделяется катарсическому эффекту, возникающему при отреагировании внутренних конфликтов, выявляемых в ходе психодраматического действия.

Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: в гештальттерапии, в поведенческой терапии, в социально-психологическом тренинге, деловых играх и т.д.

Задачи психодрамы:

  1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.
  2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом.
  3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования.
  4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

Психодраматическое разыгрывание ролей изменяет поведение клиента, его отношение, установки, способы эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно влияющих на изменение установок, указывают: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Психодрама способствует преодолению защитных позиций у клиента, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.

Классическая процедура психодрамы включает в себя 5 основных элементов:

  1. Протагонист.
  2. Режиссер (фасилитатор).
  3. Вспомогательные "Я".
  4. Зрители.
  5. Сцена.

Протагонист - первый игрок (от греческих слов "ргоtos" - первый и "agon" -борьба, игра), изображает в психодраме героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. Протагонист создает образ собственной жизни. Он является главным персонажем, и на него обращены взгляды всей группы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов протагонист воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

Режиссер - тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы. Как правило, это психолог. Его функции заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные направления),
предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия. От хорошего режиссера требуются такие качества, как гибкость, способность привлечь к участию в психодраме всю группу.

Режиссер в психодраме выполняет функции постановщика, аналитика, терапевта.

В роли постановщика режиссер организует работу в группе, побуждает участников к выражению их мыслей в сценических действиях. Постановщик должен быть чрезвычайно чувствительным ко всем вербальным и невербальным проявлениям психических состояний актеров психодрамы и настроения ее зрителей. Главными качествами хорошего постановщика считают творческий подход к работе, гибкость, способность вовлекать в психодраматическое действие всех без исключения членов группы.

В роли аналитика режиссер обсуждает действия всех участников психодрамы, интерпретирует их поведение, мысли и чувства. В роли аналитика руководитель группы интерпретирует и комментирует поведение каждого члена группы во время представления. Кроме того, он выделяет и анализирует общие реакции участников на отдельные эпизоды.

В роли терапевта руководитель психодраматического действия направляет его в нужное психокорректирующее русло. В роли терапевта режиссер психодрамы старается помочь участникам изменить нежелательные формы поведения. Терапевт может позволить себе сидеть в кресле, разрешая участникам вести спектакль самостоятельно, или может быть в высшей степени активным, подталкивая членов группы к действиям. Как любой руководитель режиссер может оказаться мишенью для критики со стороны группы, но, будучи в то же время членом группы, должен быть открытым для критики и не защищаться от нападок.

Вспомогательные "Я" - это клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные "Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного "Я".

Основные функции вспомогательных "Я": сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов; помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Вспомогательные "Я" решают в психодраме следующие задачи:

  • Изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме.
  • Являются посредниками между ведущим психодрамы и протагонистом и, как таковые, должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем психодрамы и его указаниях.
  • Выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные межчеловеческие отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами. Благодаря интенсивному сопереживанию в разыгрываемой ситуации ролевая обратная связь предоставляет возможность протагонисту еще больше прояснить себе и понять изображенные в драме межчеловеческие отношения.

Вспомогательное "Я" олицетворяет тех людей, которые имели особенное значение в жизни протагониста. Этих персонажей изображают в психодраме члены группы с целью усиления впечатления от межличностных отношений протагониста. Это могут быть роли властной матери, деспотичного отца, пылкого любовника, несправедливого начальника, заботливого друга и др. Хороший исполнитель роли вспомогательного "Я" должен уметь быстро в эту роль войти, точно ее исполнить. Играть он должен так, как представил роль протагонист или как подсказывает интуиция, но не так, как он сам вел бы себя в аналогичных реальных обстоятельствах.

В некоторых группах вводятся профессиональные вспомогательные "Я", которые прошли специальную подготовку и могут легко входить в любые образы.

Таким образом, вспомогательные "Я" - это участники группы, представляющие отсутствующих людей такими, какими они предстают во внутреннем мире клиента. Вспомогательные "Я" выступают в двойном качестве: являясь, с одной стороны, как бы продолжением режиссера в его взаимодействиях с клиентом, с другой - продолжением клиента, так как они помогают ему изображать его внутренние отношения к значимым другим в его жизни. Клиент-протагонист обычно сам выбирает вспомогательные "Я". Они могут быть либо другими клиентами, либо режиссером, либо зрителями.

Несмотря на то что клиент выбирает в качестве вспомогательного "Я" того, кто напоминает ему конкретного человека, внешнее сходство оказывается отнюдь не решающим фактором. Например, клиент, всю жизнь ощущавший давление со стороны матери, может выбрать для исполнения роли своей матери массивного высокого мужчину, хотя в реальной жизни его мать может быть небольшого роста и хрупкого сложения. Здесь важно то, что клиент всегда воспринимал свою мать великаном и потому выбирает очень крупного мужчину для изображения ее в психодраматическом действии.

В качестве зрителей выступают члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе). На заключительном этапе занятия они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме.

Задача зрителей, с одной стороны, помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене, с другой - помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и таким образом достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов. Когда сценическое действие заканчивается, зрители могут помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом.

В результате он чувствует себя увереннее, зная, что неодинок со своими проблемами, что другие тоже могут испытывать подобные трудности и вследствие этого они способны к сопереживанию и пониманию его ситуации.

Сцена - это место в пространстве, где разворачивается действие. Часто психодраму применяют в специально организованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах.

Классической формой психодраматической сцены является сцена в Мореновском терапевтическом театре, в Беконе, штат Нью-Йорк. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон.

Располагаясь на первом ярусе, протагонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодраматическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круглой платформе, которая насчитывает 4 м в диаметре.

Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение должно иметь правильные пропорции.

Слишком маленькие помещения ограничивают свободу перемещения исполнителей, слишком большие - отрицательно сказываются на групповом чувстве, слишком светлые, невыразительные непригодны для изображения драматичных воображаемых или исполненных теплыми человеческими чувствами сцен. Если нет цветовых возможностей освещения, то освещение можно варьировать с помощью оконных штор и переносных ламп. В качестве реквизита используются простые для транспортировки стулья с небольшим столиком.

Психодрама — как метод психотерапии

Психотерапию сегодня невозможно представить без такого метода, как психодрама. Он был создан в 1920-х годах прошлого века Якобом Морено и получил распространение как первый и единственный групповой терапевтический метод. Однако элементы психодрамы можно также с успехом включать в индивидуальную терапию и консультирование (подтверждение тому — известная в психодраме техника «пустого стула», успешно применяемая в гештальт-терапии). Во многом схожи с ней техники трансактного анализа, когда выводятся «на сцену» разные эго-состояния человека, также и другие методы используют техники, имеющие психодраматическое происхождение.

Психодрама очень эффективна, метод считается весьма бережным по отношению к клиенту, широко применяется в психологическом консультировании, индивидуальной, групповой и семейной терапии, бизнес-консультировании, педагогике и медицине (известна и описана работа с пациентами психотического уровня — драма галлюцинаций), политике, искусстве и других областях.

Психодрама — один из методов действия: когда человек работается со своими проблемами и потребностями, он делает это посредством действия. Именно действие позволяет быстро продвинуться за пределы того, что он о себе уже знает, действие в каком-то смысле «правдивее» слов. Мы можем красиво или некрасиво изложить проблему, но когда начинаем действовать, то случаются чудеса. Если попытаться дать определение психодраме простыми словами, то хороша следующая метафора: «У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. Мы вспоминаем прошлое и представляем будущее, ведем мысленно диалоги (со значимыми для нас людьми и сами с собой). Иногда мы даже конфликтуем сами с собой. Другими словами, в нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то получится психодрама».

Во время психодраматической работы участники погружаются не только в собственные чувства и мысли, но также могут «входить в роли» других значимых для них персон: близких, коллег, родственников, предков и других. Этот процесс не является мистическим, он отражает личный опыт восприятия людей и событий. Одним из главных достоинств метода является возможность непосредственно, в конкретной ситуации посмотреть на себя «глазами других», это помогает понять собственные реакции и реакции людей, мотивы их действий и слов, переживания.

Еще одной уникальной способностью психодрамы является возможность посмотреть на трудную ситуацию со стороны, увидеть происходящее целиком, что само по себе имеет мощный терапевтический эффект. Анализ, возможность в рамках работы внести изменения и сразу попробовать их на практике в безопасном пространстве группы делает психодраму, безусловно, уникальным методом обучения и формирования навыков психотерапевтической работы.

Психодраматерапевт — специалист, прошедший обучение психодраме и получивший сертификат в одном из институтов, имеющих аккредитацию международного уровня*.

*Образовательные программы по психодраме Московского Института Гештальта и Психодрамы аккредитованы Федерацией Европейских Психодраматических Образовательных Организаций (FEPTO).

Основная программа обучения психодраме состоит из двух модулей-ступеней. Каждый модуль предусматривает учебный план, определенное количество учебных часов и ряд сертификационных требований.

МИГИП постоянно сотрудничает с зарубежными мастерами. В разное время психодраматисты посещали мастерские Г. Лейтц, Я. Мюллера (Германия), М. Карп (Великобритания), Я. Наора (Израиль) и других известных психотерапевтов.

Психодрама

Психодрама — метод психотерапии, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека, развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

Современная психодрама – это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с клиентами (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

Формат классической психодраматической работы

Психодраматические группы обычно состоят из 8 – 16 человек и ведущего психодрамы. Группы бывают как длительными – на несколько месяцев, так и короткими – на несколько часов или 1-2 дня. Длительные группы обычно закрытые, т.е. присоединиться к ним в процессе работы уже нельзя – только с самого начала, в течение первых встреч.

Структура встречи

Работа группы часто начинается с простых упражнений или игр, которые облегчают общение между участниками и способствуют доверию и сплоченности. Потом, обычно, ведущий спрашивает: кто хотел бы поработать над своей проблемой в психодраматическом действии? И из тех, кто проявил желание, выбирается один или два человека. Все остальные участники группы принимают участие в этом выборе, выбирая ту тему, которая наиболее близка им лично в этот момент. На длительной группе ведущий и сама группа организуют процесс таким образом, чтобы каждый, кто хочет поработать над своей проблемой, смог это сделать (возможно и несколько раз) за время работы группы.

Участник, который работает в группе над своей личной темой, на время этой работы называется протагонистом. Протагонист может выбрать участников группы на роли в проигрывании своей ситуации. Для того, чтобы играть эти роли, не требуется никаких актерских способностей, скорее наоборот – актерские способности часто мешают. Остальные участники группы являются зрителями.

Психодраматическое действие обычно длится от получаса до полутора часов и является для протагониста индивидуальной психотерапевтической работой, которая позволяет продвигаться к разрешению собственных сложностей. А зрителям и участникам, играющим роли, психодраматическое действие часто дает возможность понять и прожить что-то важное и для себя. Часть терапевтического эффекта психодрамы заключено в проживании и сопереживании. Протагонист на своем собственном опыте проживает проблему и ее решение. А участники группы могут сопереживать происходящему, погружаясь в действие, как в фильм или книгу, и проходя с протагонистом через проблемы к решению. И в этом смысле, особенно важно, что группа принимает участие в выборе протагонистов, темы которых для нее важны.

Темой для работы может быть любая проблема протагониста, любой вопрос, который его волнует и на который ему важно найти ответ. Это может быть почти все что угодно: выбор работы или выбор супруга, повышение качества жизни или проблемы в отношениях с людьми, обретение внутренней свободы или поиск смысла жизни.

Когда участник группы становится протагонистом, ведущий психодрамы вникает в проблему и ситуацию протагониста и предлагает ему один или несколько вариантов того, с чего можно было бы начать проигрывать эту проблему. Это может быть встреча с важным для протагониста человеком, неприятная ситуация на работе, сцена внутреннего конфликта или что-то другое.

Содержание психодраматического действия

Психодраматическое действие создается протагонистом и ведущим вместе. Роль ведущего в этом процессе может варьироваться от простого наблюдения до активной режиссерской работы – в зависимости от потребностей протагониста. Психодраматическое действие – это творческий процесс поиска конструктивного решения проблемы. Оно не всегда приводит к решению, но часто позволяет клиенту существенно продвинуться к нему.

Часто в психодраме проигрываются сцены из прошлого, в которых происходило что-то значимое для протагониста (если протагонист вспоминает о прошлом). Бывает, что у протагониста есть в прошлом какой-то неприятный эпизод, который вызвал когда-то много негативных или спутанных чувств, и отголоски этих чувств остаются с ним, мешая ему в настоящем. В психодраме можно вернуться в прошлое и понять, что именно внутри протагониста тогда произошло. И тогда найти способ отпустить эту ситуацию. Иногда значимый терапевтический эффект дает проживание своего прошлого по новому, хорошему сценарию.

В некоторых ситуациях психодраматическое действие может быть не реальным, а символическим. Это позволяет работать с событиями прошлого, если они слишком тяжелы для того, чтобы в них возвращаться. Символическое действие также может быть уместным в ситуациях, когда у протагониста нет конкретных воспоминаний о прошлом, или когда протагонист не хочет говорить на группе о чем-то конкретном из своего прошлого.

В психодраматическом действии можно спроектировать и проиграть желаемое будущее протагониста для того, чтобы увидеть его и почувствовать, действительно ли оно столь желаемое? А может быть понять, почему оно не наступает? Или как-то иначе. Реальное будущее всегда получается отличным от разыгранного в психодраме, но опыт разыгранного будущего часто оказывается важным для жизни в настоящем.

Психодраматическим действием может стать разыгрывание внутреннего конфликта протагониста. Например, можно разыграть ситуацию, когда вокруг протагониста стоят его внутренние голоса и говорят ему, что ему нужно делать. Такое разыгрывание часто приводит к осознанию структуры и причин этого конфликта. А после этого, например, можно во взаимодействии со своими внутренними голосами попробовать разные способы преодоления этого конфликта и найти подходящий.

Всегда ли это психотерапия?

Психодрама - разве это не обучение навыку, когда вас пересаживают со стула на стул, разве это не обучение навыку анализировать свои эмоции? Тогда что это? Обучающий тренинг или психотерапия?

Если психодрама проводится с людьми, которые находятся в позиции автора и руководствуются не эмоциями, не беспомощностью, а разумной головой – это обучающая педагогическая и развивающая работа. Если человека нужно вынуть из его переживаний и его вовлекают в новое состояние, но сам он подобные вещи делать не может, т.к. у него нет ни сил, он ощущает себя жертвой трудных обстоятельств, психодрама является типовой психотерапией.

Методы и приемы одни и те же, но в зависимости от позиции клиента и характера работы - учим мы клиента или лечим - когда-то это психотерапия, а когда-то психологическое обучение.

Каков в этом смысл?

Психодрама направлена на проживание нового и важного для человека опыта непосредственно в психодраматической группе. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой. Реалистичность психодрамы заключается в следующем. Когда человек проигрывает в психодраме ситуацию своей жизни или своего внутреннего мира, он погружается в реальные чувства, характерные для этой ситуации. И когда в психодраме он эту ситуацию разрешает, это разрешение становится его новым опытом действия в такой ситуации.

Одним из наиболее эффективных и интересных методов групповой психотерапии, является психодрама. Многие ошибочно полагают, что данная методика сродни уроку театрального мастерства, однако, это не совсем верно. Психодрама представляет собой ролевое проигрывание значимых событий, в ходе которого создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств. Термин «психодрама» образован от двух греческих слов psyche — душа и drama — действие.

Психодрама, как метод психотерапии, построена на изучении и анализе действий под руководством опытного психотерапевта для решения самого широкого спектра психологических проблем, как у взрослых, так и у детей.

Основы психодрамы были заложены Якобом Морено в 20-х годах XX века. От классической психотерапии этот метод положительно отличает то, что он гораздо эффективнее помогает раскрыться людям, имеющим трудности в описании своих чувств и эмоций.

Цель психодрамы — проработать как внутренние проблемы индивида, так и его отношения с социальной средой (социодрама). Интересен тот факт, что психодрама и социодрама с самого начала успешно использовались педагогами для решения проблем в детских коллективах, что подтвердило безопасность и широкие возможности методики — от развития творческих способностей до решения сложных внутренних эмоциональных конфликтов.

Методы психоаналитической психодрамы

В результате ролевой игры психодрамы происходит спонтанное раскрытие глубинных чувств участников в гораздо большей степени, чем при использовании других методик психотерапии.

Методы психодрамы прекрасно сочетаются с другими техниками и усиливают их эффект.

  • Групповая психодрама — участники группы совместно выбирают героя (протагониста) и тему, актуальную для всех. Затем герой проигрывает ситуацию с вовлечением других участников на роли как его самого, так и важных людей из его референтного окружения. После отыгрывания ситуации участники дают эмоциональные отклики, делятся своими впечатлениями и открытиями. Важно отметить, что данный процесс не является оценкой действий участников, а позволяет им раскрыть свои собственные чувства. Учитывая важность данного этапа, групповую психодраму в Москве в ЦМЗ «Альянс» проводят только высококвалифицированные специалисты.
  • Индивидуальная психодрама — или, как ее еще называют, «монодрама» — это разновидность индивидуальной психотерапии. Данный прием используется также в других терапевтических подходах, таких, как гештальт-терапия. Гештальт, психодрама — наиболее эффективные и популярные методики, с успехом практикуемые специалистами нашего центра.

Принципы психодрамы

Сам автор метода выделял следующие основные принципы психодрамы:

  • роли и ролевые игры (участники выбирают наиболее важную и актуальную для всех тему и распределяют роли);
  • спонтанность (психодрама всегда проходит по неумышленному и незаданному сценарию);
  • теле (процесс восприятия происходящего между всеми участниками процесса);
  • катарсис и инсайт (осознание пациентом своей проблемы через переживания всех участников).

Психодрама, в отличие от театра, всегда проходит без заранее запланированного сценария, и именно эта возникающая спонтанность помогает многим пациентам в результате психотерапии психодрамы, в том числе, избавиться от внутренних зажимов и вызванных ими неврозов.

Все большую популярность также приобретает детская психодрама для лечения невротических расстройств у детей, а также и для развития креативности и социальных навыков.

Техники проведения психодрамы

Психодрама является уникальным инструментом, поскольку включает огромное количество техник, разработанных для самых разных ситуаций. Основные техники психодрамы были подробно описаны еще женой Якоба Морено.

Существуют и ключевые техники, подходящие под большинство ситуаций, которые могут быть скомбинированы и скорректированы опытными специалистами ЦМЗ «Альянс» для конкретной ситуации каждого клиента:

  • техника монолога;
  • техника представления себя;
  • техника двойника.

Продедура психодрамы включает

  • стадию разогрева (выбор темы, настрой группы, распределение ролей);
  • стадию действия (в соответствии с рекомендованной ведущим техникой);
  • стадию шеринга (обмен эмоциями между участниками).

Метод психодрамы, проводимый в ЦМЗ «Альянс», имеет неограниченный спектр применения: от формирования и развития уникальных личностных качеств до серьёзной психотерапевтической работы в случае клинических проблем. Итоги работы, в том числе с семейными отношениями, лечение зависимостей, выстраивание эффективных социальных взаимоотношений — показывают самые высокие результаты. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам лучших специалистов по психодраме с полноценным психотерапевтическим образованием.

Психодрама — интегральный метод психотерапии, который базируется на ролевой игре, однако не ограничивается ею. Она охватывает целый ряд техник, среди которых важными есть «Дублирование», «Обмен ролями», «Зеркало». Благодаря им появляется возможность исследовать ситуацию с различных взглядов, воспринять позицию другого, понять неосознанные факторы поведения и др.

психодрама

Еще одной особенностью психодрамы является то, что в психодраматический ролевой игре должен быть протагонист (главный герой), который предлагает для постановки свою жизненную ситуацию.

В психодраме существует много вариантов и подходов — в зависимости от характера психологических проблем, состава психотерапевтической группы и других психологических и клинических показаний.

Кроме клинической сферы, психодраматический метод плодотворно применяется и в отраслях, достаточно далеких от сферы решения личностных проблем. Речь идет о психологических тренингах широкого спектра: бизнес, политика, образование, профессиональная подготовка, организационное развитие и др.

Основные направления психодрамы

Групповая психотерапия — помощь людям в решении личностных и клинических проблем психодраматическими средствами.

Тренинги личностного роста для самопознания и саморазвития человека в жизненной и профессиональной сферах.

Бизнес-тренинги — использование психодрамы в бизнесе для решения разнообразных задач: тренинги эффективных продаж, принятия решений и др.

Монодрама — использование психодрамы в индивидуальном консультировании и психотерапии. Вместо других людей, которые должны играть вспомогательные «Я», в монодраме «берут участие» пустые стулья или символические предметы (например, игрушки).

Социодрама — работа с темами, общими для большой группы.

Аксиодрама — вид социодрамы, основан на работе с личностными ценностями, как реальными, так и символическими.

Драматерапия — использование литературных сюжетов, разыгрываемых на сцене с психотерапевтической целью.

Библиодрама — жанр психодрамы, в основании которого лежит психодраматическое разыгрывание библейских сюжетов, содержащих основные архетипные конфликты человека.

Мифодрама, по методологии близка к предыдущей. Заключается в разыгрывании мифологических сюжетов (например, древнегреческих или скандинавских).

Театр «Play-back» и другие виды театральной психодрамы — синтез театра и психодрамы. Одним из видов такого синтеза выступает театр импровизации. Play-back — это разыгрывание группой актеров, котороые имеют психодраматическую подготовку, различных сцен из жизни кого-либо зрителей зала. Является формой самопознания и психотерапевтической помощи.

Психодрама в образовании — синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе. Метод применим для всех возрастных групп — от малышей детского сада до слушателей заведенийпоследипломного образования.

Техники психодрамы

Сегодня в психодраме используется множество техник и методик (по некоторыми оценкам — более 200). Не все они до сих пор описаны в методической литературе. Каждый психодраматист в собственной практике изобретает собственные техники и методики, формируя индивидуальный методический арсенал.

Это — один из методически богатейших методов современной психотерапии. Многие психодраматические техники успешно заимствованы другими направлениям и подходами.

Однако есть базовые техники, без которых не может обойтись ни одна психодрама. Вот их краткие характеристики.

Самопрезентация — серии коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих действиях протагонист есть, собственно, единственным участником, и игра получается абсолютно субъективной.

Выполнение роли — акт принятия роли кого-либо другого:

  • человека, который жив или умер, реального или придуманного;
  • части тела (руки, сердца);
  • животные (дикого или домашнего);
  • неживого объекта (например, вазы или сувенира);
  • представлений или понятий (например, таких как время, роды, смерть).

Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми. Вспомогательные лица — это те сами люди, с которыми протагонист взаимодействует в реальной жизни. Роли, которые выполняют вспомогательные лица в технике диалога, — их собственные, а не чьи-то чужие. Каждый играет самого себя — это касается и протагониста, и вспомогательных персонажей.

Монолог — изложение своих чувств и мыслей вслух протагонистом (но при этом интимно) когда он как бы советуется сам с собой. Эта психодраматическая техника может выглядеть как комментирование своих действий в ролевых играх во время сценического действа, перед его началом или в конце.

Дублирование — вспомогательному персонажу предлагается сыграть специальную роль, которая дублирует роль протагониста. Он выполняет это роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником», быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, раскрывать тайные мысли и суждения, помогать выражать их максимально полно и открыто.

Реплики «В сторону» — протагонист поворачивает голову в сторону, противоположную от вспомогательного персонажа, прикрывает рот рукой и вслух говорит, что он на самом деле думает, чувствует или собирается делать. При этом вспомогательный персонаж продолжает действовать, вроде бы он не слышал, что было сказано сторону.

Обмен ролями — два участники психодрамы меняются местами физически. Каждый принимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого. В контексте психотерапии в обмене ролями всегда берет участие протагонист. Он временно становится вспомогательным персонажем, а последний играет роль протагониста в течении срока, определенного этим обменом ролями.

Пустой стул — протагонист действует без помощи вспомогательных лиц, взаимодействуя с воображаемым кем –то (или чем-то), представленным одним или несколькими пустыми стульями. Стулья служат «заместителями» отсутствующих лиц, предметов, явлений и т. д.

Зеркало — осуществляется вспомогательным персонажем, выполняющем роль протагониста в течении короткого времени, а протагонист в наблюдает за ним, выйдя из пространства действия. Основная задача вспомогательного лица — скопировать поведение протагониста, быть «психологическим зеркалом». Иногда также прибегают к преувеличению отдельных черт поведения протагониста. Техника требует хорошей интуиции и благоразумия.

Читайте также: