Ребенок от года до трех лет

Обновлено: 18.05.2024

К возрасту 31 - 36 месяцев, т.е. к 2,5 годам, ваш ребенок будет в состоянии правильно держать толстый карандаш или мелок в положении письма и изображать всевозможные линии. А бывают и такие вундеркинды, которые в 3 года уже могут написать буквы своего имени, хотя для большинства это пока трудновато. Не заставляйте вашего ребенка учиться писать, лучше подождать, пока ему действительно не будет интересно и увлекательно. Наберитесь терпения, ведь до школы еще достаточно времени, чтобы успеть сформировать этот навык.

Игры для детей 2 - 3 лет

В возрасте 24 - 30 месяцев дети уже могут играть в сюжетные игры: копировать отдельные действия взрослых: «варить кашу», «кормить» и «укладывать спать» кукол и т.д.

Приблизительно в 30 - 36 месяцев ваш ребенок начнет брать на себя новые роли - доктора, водителя, продавца или мамы.

Отдельные игровые действия, например, кормление куклы, укладывание спать, объединяются в единую сюжетную линию: кормить-укладывать спать. Поначалу цепочки игровых действий довольно хаотичные; ребенок может укладывать куклу спать, потом снова её кормить. С приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика (кормить-укладывать спать), затем цепочки становятся более продолжительными (готовить обед - кормить - укладывать спать), обогащается содержание игры (готовить обед для куклы и её подружек - самостоятельно сервировать стол - кормить всех кукол - укладывать их спать под колыбельную). Эксперты по развитию любят повторять высказывание, что игра - это работа детей, по окончании которой начинается работа для родителей.

С возрастом игровая деятельность вашего ребенка, естественно, становится разнообразнее и сложнее. Играя со своими сверстниками, ребенок учится вести диалог, совместно решать возникающие вопросы. Через игру развивается креативность, образное мышление, а также самостоятельность и стрессоустойчивость.

Выбор зимней верхней одежды для ребенка до трех лет в Хабаровске

Выбор одежды зависит от возраста. Чем младше ребенок, тем тоньше и нежнее у него кожа, интенсивнее кровообращение и поэтому охлаждение организма происходит быстрее. Поэтому для малышей до 3 лет оптимальный вариант для прогулки зимой является комбинезон. При его выборе, обратите внимание на такие детали:

1. Манжеты из резинки на рукавах и по низу брюк - это дополнительная защита от холода и попадания снега.

2. Младенцу лучше не покупать комбинезон с варежками и теплыми «пинетками», входящими в комплект и пристегивающимися на кнопки - все равно продувает. Лучше, когда варежки и «обувь» на комбинезоне в виде отворотов: хочешь отвернул, хочешь завернул.

3. Молний на комбинезоне должно быть две.

4. Лучше покупать комбинезон не толстый, а довольно тонкий, гибкий и мягкий, чтобы в коляске малышу не было тесно.

5. Водонепроницаемая непродуваемая зимняя одежда для малышей - это замечательно. Микроциркуляция воздуха достигается за счет пропитки тканей уникальными материалами, поэтому в такой одежде ребенок не потеет, тело остается сухим даже во время продолжительных прогулок.

6. Синтетические материалы нового поколения держат тепло за счет того, что они изготовлены из полых волокон специальной формы. Известно, что воздух - отличный термоизолятор.

7. При температуре от 0 до минус 15°C подходят термолайт, изософт.

Большой выбор зимней верхней одежды с ценами в Хабаровске представлен на сайте Фарпост в разделе "Детская одежда". Для удобства поиска можно ввести желаемый размер, пол и найти подходящий по цене вариант.

Примут ли ребенка в детский сад, если он не привит

Вам не имеют право отказать в приеме в детский сад. Вам лишь могут временно отказать в приеме, если в это время в детском саде или группе, имеется угроза инфекционного заболевания (карантин). Как только карантин будет снят, вашего ребенка обязаны принять в детский сад.

Методика раннего развития Никитиных

Результаты методики Никитиных ошеломляют. Так, специалисты по тестированию из Великобритании и Японии зафиксировали у 7-х детей Бориса и Елены Никитиных самые высокие на планете показатели коэффициента IQ.

«Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне сделать самому, и я пойму», - эту свою любимую поговорку Борис Никитин старался воплощать в жизнь.

Активное обучение малыша Никитины рекомендуют начинать уже с 1,5 года, избегая следующих 6 вещей:

1. Излишняя организованность

- Ваша задача - создать ребенку условия. Например, если он любит рисовать - повесьте вдоль стен на уровне его роста листы ватмана и оставьте на видном месте фломастеры. Таким образом вы предоставите малышу возможность научиться прислушиваться к себе, к своим желаниям и выбирать как само действие, так и время для него.

- Если же вы будете использовать строгие временные рамки и предписания, вы лишите ребенка возможности проявлять самостоятельность и таким образом будете тормозить его развитие.

2. Отсутствие сплоченности

- Малышу очень интересно и приятно заниматься с вами общим делом. Предложите ему вымыть вместе с вами пол или посуду.

- Совместный труд - самый эффективный вид общения родителей и детей. Это единство, сплоченность и чувство команды бесценны.

3. Лишняя одежда и калорийная пища

- Перегревание и переедание пагубно влияют на развитие. А вот закаливание и правильное питание приносят огромную пользу.

4. Неравномерное развитие

- Важно уделять внимание тренировке тела. Физическая активность благотворно влияет на развитие умственных способностей.

- Пусть малыш много двигается. Для него естественными процессами должны быть зарядка, пробежка, активные игры.

5. Равнодушие и безучастность

- Очень важно, несмотря на занятость и суету, принимать участие в играх, соревнованиях, да и вообще в жизни детей.

- Не стоит ограничиваться в общении с малышом только механическими действиями: накормить, напоить и спать уложить.

6. Помощь и поддержка

- Если, к примеру, ребенок долго не находит нужную картинку, не стоит торопить и подгонять его или выполнять задание за него. Не лишайте малыша возможности проверять свои силы, искать новые пути и решения. Все приходит с опытом.

- Игры Никитиных отличаются от других подобных «развивалок» многофункциональностью и безграничным простором для творчества. Они позволяют детям и родителям самим придумывать новые игры, менять правила.

- Так как уровень сложности у всех игр разный, то они будут интересны не только 2—3-летним малышам, но и детям постарше и их родителям.

- Игры представляют собой наборы кубиков, кирпичиков, квадратов, конструкторов. Форма заданий тоже разнообразна: это может быть подробная письменная инструкция или простая схема. В любом случае каждый раз вы и ваш ребенок будете постепенно переходить от простой задачи к более трудной и замысловатой.

Здоровое питание ребенка: питательные вещества и их источники

Рацион питания вашего малыша в возрасте от 1 до 3-х лет должен быть сбалансированным и учитывать физиологические особенности детей. Предлагаем вам ознакомиться в каких продуктах содержутся необходимые для ребенка питательные вещества:

1. Белки. Необходимы для роста и восстановления клеток и тканей. Содержаться в мясе, бобовых и молочных продуктах.

2. Углеводы. Запас энергии. Содержатся в картофеле, макаронах, хлопьях, молочных продуктах, свежих фруктах.

3. Жиры. Способствуют усвоению жирорастворимых витаминов. Содержатся в молоке, молочных продуктах, мясе, жирной рыбе, авокадо, растительных маслах.

Безопасные игрушки: требования к игрушками

Производители игрушек должны не только ставить на этикетках символы безопасности, но и следить, чтобы при изготовлении игрушки не использовались:

- свинцовые красители или растворители

- не тщательно обработанное дерево (опасность заноз)

- воспламеняющиеся материалы или набивка для мягких игрушек и кукол.

- мелкие детали — пуговицы, шарики, бусинки и т. д.,если игрушки предназначены для очень маленьких детей.

- электрические шнуры — игрушки должны работать от батареек или аккумуляторов.

Кроме того производители должны заботиться о том, чтобы движущиеся части игрушек были снабжены защитными кожухами , надежно защищающими от попадания пальцев ребенка внутрь.

«Жиры для мозга» в рационе ребенка

1. Растущему мозгу необходимы умные жиры. В первые годы жизни мозг человека растет быстрее всего. Для своего роста мозг использует 60 % всей энергии, потребляемой ребенком, а сам мозг на 60 % состоит из жира. Также жиры обеспечивают поступление основного компонента для развития мембран клеток мозга и миелина.

2. Жиры являются в организме самыми большими аккумуляторными батареями, хранящими запас энергии. Каждый грамм жира обеспечивает девять калорий, более чем вдвое больше, чем грамм сахаров или белков.

3. Жиры являются основными компонентами важных гормонов и незаменимой частью клеточных мембран, особенно для красных кровяных телец.

4. Эти бесценные питательные вещества также транспортируют витамины А, D, Е и К.

5. Жиры делают пищу более питательной, насыщая каждую калорию в минимальном объеме пищи. Эта повышенная питательность очень на руку, так как дети старше года становятся очень разборчивыми едоками и съедают понемногу в каждую трапезу.

Жиры делают для организма много хорошего при условии, что мы обеспечиваем организм правильными жирами и в правильных пропорциях.

Лучшие жиры для малыша

Дети должны не только получать 40-50 % калорий из жиров, они должны получать эти калории из правильных жиров. Вдобавок к грудному молоку, лучшим источником жиров для младенца (а также для более старших детей и взрослых) являются морская рыба и овощи. По содержанию питательных веществ их можно расположить следующим образом:

- Морская рыба и морепродукты (особенно лосось)

- Ореховые масла (если у ребенка есть предрасположенность к аллергии, педиатр может посоветовать вам не давать ребенку арахисовое масло до двух лет)

Два основных источника жиров (грудное молоко и морепродукты) богаты жирными кислотами омега-3, которые незаменимы для здорового роста головного мозга. Вдобавок к этим умным жирам ребенку необходимо получать и другие жиры.

Насыщенные жиры в рационе ребенка

Эти жиры содержатся главным образом в продуктах животного происхождения, таких как мясо, яйца и молочные продукты. В первые два года жизни ребенка родители не должны ограничивать в его рационе количество насыщенных жиров (не забывайте, что человеческое молоко содержит 44 % насыщенных жиров).

Главным объектом беспокойства является более старший ребенок, подросток и взрослый, продолжающий потреблять большое количество насыщенных жиров, тем самым повышая риск возникновения сердечных заболеваний - главным образом потому, что насыщенные жиры повышают уровень холестерина в крови.

Необходимо постепенно снижать количество насыщенных жиров (продуктов животного происхождения, яиц и молочных продуктов) по мере того, как ваш ребенок подрастает.

К продуктам, содержащим преимущественно насыщенные жиры, относятся следующие:

- жирные молочные продукты;

- пальмовое масло и пальмовое косточковое масло;

Пять золотых правил здоровых зубов

Для того чтобы зубки вашего малыша были здоровыми, важно помнить пять золотых правил здоровых зубов:

Правило 1. Ребенок должен чистить зубы после каждой еды или по крайне мерее дважды в день, в том числе обязательно перед сном.

Правило 2. По возможности уменьшите содержание сахара в детской диете. Предлагайте воду или натуральный сок вместо подслащенных напитков и никогда не давайте сладкое питье перед сном.

Правило 3. Следите за тем, чтобы диета вашего малыша была богата кальцием и витамином D, что означает много молока, сыра, творога и солнца.

Правило 4. Регулярно приводите ребенка на осмотр к стоматологу, чтобы проверить хватает ли вашему малышу фтора.

Правило 5. В первый раз посетить стоматолога можно в два года. После этого проверяйте зубы не реже чем через каждые полгода.

Осмотр стоматолога можно пройти в поликлинике по прописке бесплатно в следующих стоматологиях города:

  • Стоматологическая поликлиника №19
  • Регион (Стоматологическая поликлиника)
  • Стоматологическая поликлиника №18
  • Детская стоматологическая поликлиника №22
  • Отделенческая поликлиника на станции Хабаровск-1
  • Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения (Стоматологическая клиника "Стомадент")
  • 1-я Детская стоматология
  • Городская поликлиника №8

Так же осмотр можно пройти и в частной стоматологии от 150 рублей. Выбрать врача и почитать отзывы о нем можно здесь.

Лучшие источники железа

Младенцам и детям требуется примерно 1,1 миллиграмма железа на 1 килограмм массы тела в день. Продукты, в которых содержится железо:

• обогащенная железом искусственная детская смесь

• обогащенные железом хлопья из злаков

• тушеный говяжий фарш с фасолью

• семена (толченые): подсолнечника, тыквы.

Витаминная недостаточность при плохом аппетите

Даже если ваш ребенок в буквальном смысле клюет, а не ест, он вряд ли будет страдать от витаминной недостаточности. Многие продукты содержат такое разнообразие витаминов, что даже самые привередливые едоки непременно получают за определенный период времени достаточно витаминов. Если вы даете своему ребенку разнообразные продукты, это гарантирует достаточное количество витаминов.

Занятия, помогающие развивать новые умения

Даже дома вы можете предложить ребенку множество занятий, помогающих освоить те или иные навыки:

1. Координацию: собирая простые пазлы, помещая кусочки различной формы на соответствующие им места, или строя дома и башни.

2. Творчество: рисование, лепка, создание коллажей и аппликации.

3. Память и наблюдательность: разделение предметов по каким-то признакам или поиск спрятанных игрушек.

4. Исследования окружающего мира: пусть наполнит водой тазик и смотрит, какие предметы утонут, а какие поплывут по воде, пусть учится переливать воду из одной чашки в другую, играет с разными объемами.

5. Освоения речи и развитие памяти: детские стихи и песни, чтение вслух и обсуждение с ребенком событий прошедшего дня.

Игра в детском бассейне на лоне природы

Прежде чем предложить своему малышу поиграть в бассейне, например на даче, не забудьте:

- Добавить в бассейн горячей воды.

- Одеться так, чтобы вам не было жалко вымокнуть.

- Надеть на ребенка панамку, чтобы защитить его от солнца, и намазать солнцезащитным кремом его нежную кожу.

- Принести в бассейн те игрушки, с которыми ваш малыш обычно играет в ванне, и предложить ему вволю побрызгаться.

- Нельзя ни на минуту оставлять его одного.

Для забав в воде подойдут самые разнообразные игрушки, причем детям особенно нравятся те, которые могут плавать или в которые можно наливать воду. Нельзя оставлять малышей без присмотра.


Период от 1 года до 3 лет называется ранний возраст. Это время психологического отделения от матери, которое проходи в 3 периода.

От 1 года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить и говорить, становится более самостоятельным, в этом возрасте он - исследователь. Он лезет всюду, набивает себе шишки, и его не удержать.

От полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках. Вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

От 2 до 3 лет - период активного умственного развития ребенка.

Начиная с перинатального периода у ребенка активно развивается правое полушарие головного мозга. Оно отвечает за считывание эмоции, эстетическое восприятие, поэтому дети тонко чувствуют настроения родителей, любят всё яркое и имеют бурную фантазию. Подгоняя его развитие, мы как бы закрываем возможности развития левого полушария и не даем ребенку реализовать возможности развития своего эмоционального интеллекта. Ребенок, который начал читать в три года по любой из множества различных существующих ныне методик, может в будущем с трудом разбираться в своих и чужих эмоциях, не испытывать большого удовольствия от похода на концерт или в картинную галерею, не мечтать. А что такое мечта для взрослого человека? Это основа целеполагания.

Ребенок постоянно манипулирует предметами и игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. В конце раннего возраста появляется игра с сюжетом, когда малыш придумывает истории и проигрывает их. Для развития игры важно появление символических действий.

Новообразования раннего возраста: отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми.

В это время запоминаются обобщенные образы мужчины и женщины как таковых и их различие между собой, формируется способность любить и образцы эмоциональных программ, любящих мужчины и женщины.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит на 2-3 году жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Малыши все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать их физическую близость. Предпочтение отдается родителю противоположного пола. Важен тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек может остаться тактильно бесчувствен.

В этот период ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро меняются, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой, выбрать ребенок еще не может.

Малыш, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм в этом возрасте - это норма. Он еще не умеет сопереживать, ребенку характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с его желаниями. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно предложить заняться с ним чем-то интересным, и ребенок мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоциональной сферы малыша тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Узнавание себя в зеркале - простейшая, первичная форма самосознания появляется к 2 годам. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития.

В голове у вашего ребенка уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать ее ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому поменьше ограничивайте малыша, дайте ему возможность исследовать мир.

Материал подготовили специалисты отдела профилактики социальных рисков

КГБУ ХЦППМСП Тюляева О. А., Поздеева К.А.

развитие речи

Развитие ребенка первого года жизни - это очень важное время. Именно сейчас происходит как физическое, так и психическое развитие ребенка. Современное развитие детей, конечно, немного отличается от темпов развития предыдущих поколений и на то множество причин: экология мегаполиса, прием медикаментов, питание, общим темп жизни, и главное, тип взаимодействия с ребенком. Что умеет малыш в 2 месяца?
Нормы развития ребенка в этом возрасте такие:

  • закрывается задний родничок
  • угасают новорожденные рефлексы
  • мышцы шеи становится более крепкими, ребенок может держать голову непродолжительное время
  • уменьшается напряжение в конечностях
  • малыш различает предметы на близком расстоянии
  • тянет в рот предметы
  • появляется интонация, которой ребенок демонстрирует свою реакцию на происходящее
  • ребенок реагирует на звук поворотом головы
  • умеет улыбаться
  • различает голоса родителей

Нормы развития ребенка в 4 месяца:

  • держит голову в положении сидя на руках родителей
  • сидит с поддержкой
  • умеет переворачиваться
  • фиксирует взгляд
  • держит погремушку, рассматривает её
  • смеется «в голос»
  • заметно оживляется, если видит бутылочку либо грудь (смотря, как малыш питается)
  • различает маму и папу, по звуку голоса и по внешнему виду

Оценка индивидуального развития детей осуществляется по тем навыкам и умениям, которые малыш освоил к определённому возрасту.


Нормы развития ребенка в 6 месяцев составляют следующие умения:

  • ребенок перекладывает предметы из руки в руку
  • может поднять упавшую игрушку
  • может переворачиваться со спины на живот
  • уверенно сидит с поддержкой
  • появляются первые зубы

Развитие ребенка в 6 месяцев можно считать нормальным, если он:

  • различает незнакомцев и относится к ним с недоверием
  • может криком или плачем «позвать» маму, «попросить» поднять или дать игрушку
  • слышит «дальние» звуки
  • пытается подражать звукам, которые слышит

речи развитие у детей

Детское развитие ребенка волнует всех без исключения мам, но многие родители возводят развитие детей в культ: начинают буквально «терроризировать» ребенка карточками, буквами, цифрами почти с рождения. Здесь важно помнить, что нервно-психическое развитие детей только начинается в возрасте 9 месяцев и в это время нужно формировать эмоциональную, сенсорную чувствительно ребенка.
Ведь сейчас малыш:

  • начинает знакомство с окружающим миром
  • уверенно сидит
  • пытается стоять
  • может брать игрушку указательным и большим пальцами
  • трясет погремушку
  • активно лепечет
  • крепко держится за маму
  • понимает простые «команды»
  • понимает значение слова «нельзя»;
  • продолжает подражать звукам речи или звукам на улице
  • не любит оставаться один;
  • плачет, если мама или папа уходят (на работу или в магазин)

Развитие ребенка в 10-12 месяцев определяет, как будет происходить развитие речи от 1 до 3 лет. Вместе с активным физическим ростом происходит развитие психики. Когда малыш начинает ходить, запускается развитие двигательной и познавательной активности ребенка, напрямую связанной с речью и мышлением.

В год ваш крепыш уже:

  • утроил вес от рождения;
  • вырос на половину;
  • ходит или уверенно пытается идти за ручку
  • сидит сам
  • листает страницы книги
  • может следить за объектами, которые двигаются быстро
  • знает свое имя

Ребенок 1,5 года:

  • говорит «мама», «папа», «баба»
  • подражает звуки животных
  • различает названия предметов
  • «помогает» одевать себя (поднимает ручку, ножку)
  • любит игры с мячом
  • показывает на объекты
  • выделяет из всех игрушек любимую
  • зарос верхний (передний) родничок
  • умеет шагать по лестнице
  • может собирать пирамидку
  • уверенно держит ложку, кружку, может сам кушать
  • рассматривает картинки в книге
  • демонстрирует привязанность к родителям
  • испытывает грусть, тоску по одному из родителей
  • воспринимает на слух рассказы
  • знает до 10 слов
  • морщится, если щекотно
  • знает, где глазки, ушки, ручки, носик и т.д
  • понимает, какие предметы одежды на нём надеты
  • проявляет чувство собственности по отношению к игрушкам

Развитие ребенка от 0 до 3 лет происходит интенсивно, поэтому очень важно не упустить это время и посвятить его активному изучению окружающего мира вместе с ребёнком. Это время, когда начинается развитие способностей у детей.

Развитие ребенка в 2-2,5 года выглядит так:

  • малыш умеет поворачивать дверную ручку
  • может ударить по мячу и устоять на ногах
  • может подбирать с пола предметы, нагибаясь и не падая
  • может надеть простую одежду
  • строить простое предложение из 2-4 слов
  • понимает сложные команды (Принеси мишку, а чашку поставь на стол»)
  • активный словарный запас достигает до 150-200 слов
  • умеет считать до трех
  • задает много вопросов

малыши речь после 2х лет

Развитие ребенка 2,5 — 3 года - это сложная система событий, где каждый день имеет значение, это время, в которое нужно знакомиться и изучать окружающий мир. В это время нужно заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Ребенок в 3 года:

  • может построить крепость из множества кубиков
  • может собрать мелкие предметы и уложить их в бутылку с узким горлышком
  • умеет сам одеваться, но со шнурками сам не справится
  • в активной речи 500-800 слов, есть фразы из трех и более слов.

Для предупреждения задержки речевого развития следует заниматься как мелкой моторикой, так и артикулляционной гимнастикой О развитии ребенка 3-7 лет читайте в этой статье

Читайте также: