Ребенок разговаривает сам с собой: причины, нормально ли это, что делать

Обновлено: 12.05.2024

Здравствуйте! Ребенку 11 лет разговаривает сам с собой в школе и дома, постоянно что-то поет. На вопрос зачем ты это делаешь? Говорит, что не знает. Подскажите, как мне быть?

В ситуации надо разбираться подробнее. Как давно это началось, что это дает ребенку, как реагируют в школе, как вы к этому относитесь, почему появилась тревога?

Причин такому поведению может быть несколько. Например, так ваш ребенок «отключается от реальности», чтобы пережить стресс или это способ релаксации. Или, может быть, он кого-то подсознательно копирует. Или ваш ребенок испытывает некоторые сложности с самоконтролем. Если других причин для тревоги нет, ребенок хорошо питается, спит, то не вижу повода для беспокойства.

Если же ребенок испытывает стресс из-за этого, это мешает ему жить, то стоит обратиться за очной консультацией к психологу для того, чтобы не только выяснить причину, но и сформировать новый навык. Но помните, работа с психологом имеет эффект только, если родители являются активными участниками процесса на занятиях со специалистом.

Самое простое объяснение этому явлению - преобладание аудиального канала восприятия. Ребенку проще понять свои действия, оценить их, если он проговорит поступок. Второе объяснение заключается в том, что разговор с самим собой придает малышу уверенности.

Он представляет своего собеседника, может ругаться на него, учить его каким-то действиям. Таким образом он выражает свою индивидуальность, самоутверждается. Третье объяснение состоит в том, что любые издаваемые звуки позволяют внести в мир ребенка новые эмоции. Проговаривая свои мысли вслух, ребенок частично меняет структуру мышления, начинает мыслить и поступать иначе, осознавая любые свои действия гораздо четче, чем, если бы это была внутренняя речь. Многие психологи объединяют эти три объяснения в одно и называют их одним понятием: личная речь, или речь для себя. Она способствует не только развитию рационального мышления, но и развивает эмоциональную составляющую психики. Необходимо выделить три стадии такой речи ребенка:

1. Озвучивание результата проделанной работы или совершенного поступка: «Я попил».

2. Речь, которая становится сопровождением действия: «Я рисую маму».

3. Речь, которая предшествует действию: «Сейчас я пойду к бабушке, и она купит мне конфет».

Современные психологи и психиатры в области детского развития и речевого поведения считают, что эти три стадии соответствуют этапам развития малыша и его мышления. На 3-й стадии ребенок учится не только комментировать происходящее, но и планировать последующие действия. Как правило, родители замечают наиболее активные разговоры малыша с собой в возрасте 3-5 лет. Постепенно процесс замедляется и практически прекращается к 8 годам. Связано это с тем, что именно в этом возрасте личная речь трансформируется во внутреннюю. Ребенок больше внимания уделяет самому процессу, а не его озвучиванию. Тем не менее не торопитесь вести ребенка к психологу, если и в 10 лет он разговаривает сам с собой. Возможно, он является одаренным или просто достаточно импульсивным. Нормой для него будет наличие личной речи до 10-12 лет.

Разговоры с самим собой / Газета «Ставропольская правда» / 29 ноября 2013 г.

Практикующий психолог. Консультант по вопросам семейных и межличностных отношений. Эксперт в вопросах воспитания детей.

Нормально ли, что ребенок разговаривает сам с собой

Этот маленький болтунишка: лечить нельзя понять

Конечно, вы вправе поставить запятую в любом месте этой фразы. Но давайте сначала подумаем.

«Тихо сам с собою я веду беседу. »

Так, например, если ваш Петя постоянно сам с собой болтает, а больше вы таких детей отродясь не встречали, это значит только то, что у вас просто небольшой опыт общения с разными детьми. А Петя, скорее всего, мальчик с большой фантазией, который живет насыщенной внутренней жизнью, что-то сочиняет, придумывает и тут же выдает это наружу. Таким Петей надо гордиться, а не переживать, нормален ли он.

Нужно ли обращаться к психологу

Конечно, если вы твердо уверены, что это ненормально и вашему ребенку срочно нужен психолог, мне вряд ли удастся вас разубедить. Вы все равно найдете специалиста, который будет разделять вашу точку зрения и предложит вам план борьбы с этой «ненормальностью».

Только вот не факт, что борьба эта увенчается успехом. Потому что ребенок - живой человек и имеет право разговаривать вслух с самим собой, не сверяясь с мнением профессионалов по этому поводу.

Задача психолога в этом случае - понять, почему ребенок разговаривает сам с собой и какая психологическая потребность за этим стоит. Если ее можно удовлетворить другими способами - нужно эти способы найти. Если нельзя - надо порадоваться, что ребенок нашел хотя бы этот способ.

Почему он так делает

Давайте же посмотрим, какие психологические потребности удовлетворяет ребенок, разговаривая вслух.

Игра, фантазирование

Герои детских фантазий разговаривают на разные голоса, спорят и соглашаются. А вы снаружи слышите только, что ребенок разговаривает с собой вслух. Но это не он разговаривает, это разговаривают его персонажи!

Ребенок разговаривает сам с собой во время игр и фантазий

Дети, от природы наделенные богатым воображением, легко и непринужденно оживляют в своем сознании даже самые обычные предметы быта. А уж машинки, мягкие игрушки и куклы просто созданы для того, чтобы разыгрывать с ними всевозможные сюжеты!

Позже такой ребенок, скорее всего, начнет записывать эти сюжеты в виде рассказов, сценариев, стихов (особенно, если вы не будете его критиковать за разговоры вслух). А пока все это выдается наружу таким вот образом.

Эмоциональная подпитка

Часто дети без видимой причины раз за разом цитируют запомнившиеся им фрагменты мультфильмов, чем пугают своих родителей. Но ведь взрослые тоже часто пересматривают любимые фильмы, слушают по кругу одни и те же песни.

Если ребенок впечатлился какой-то ситуацией из мультфильма, если переживания героев затронули важные струны его души, он может вновь и вновь повторять эти реплики. Не надо пугаться и подозревать ребенка в умственной отсталости и задержке развития. С ним все в порядке! Это пройдет!

Потребность в дружбе

Дети разговаривают сами с собой из-за отсутствия друзей

Не всем детям удается найти себе друга. Это только кажется, что вокруг много детей и подружиться можно практически с любым (не дерется - уже хорошо, чем не друг?!). На самом деле, некоторые дети - опять же, от природы - очень разборчивы, и с первым встречным дружить не станут. Это ведь как любовь - надо совпасть с человеком…

Так вот, когда потребность в друге есть, а настоящего друга нет, некоторые дети придумывают себе такого вот идеального друга и ведут с ним долгие задушевные беседы.

Если ребенка «доставать» вопросами, с кем это он разговаривает, он, конечно, засмущается и разговаривать, скорее всего, перестанет (ну или, по крайней мере, начнет скрывать эти разговоры от вас). Но, по сути, вы, таким образом, только подчеркнете ему его одиночество, которого он стремится избежать. Найдется настоящий живой друг - исчезнет и потребность разговаривать с самим собой.

Освоение языка

Ребенок разговаривает сам с собой в процессе освоения языка

Ребенок осваивает родной язык так же, как и иностранный - копируя чужую речь, то есть повторяет те слова и предложения, которые слышит. Как правило, от повторения чужих конструкций (слов, словосочетаний, предложений) ребенок переходит к построению собственных.

Но иногда этот процесс задерживается или идет не так гладко, как хотелось бы. И тогда ребенок, взрослея, продолжает «на автомате» повторять то, что слышит непосредственно сейчас или слышал когда-то.

С одной стороны, эхолалия (повторение чужих фраз, слов или частей слов) часто является симптомом как задержки психологического или речевого развития, так и аутизма. С другой стороны, она же является инструментом мышления и языкового развития.

Повторяя услышанное от других людей, рассуждая вслух, ребенок слушает сам себя, проверяет, правильно ли он говорит. Для некоторых детей это естественный этап освоения и внутреннего монолога, и речи в принципе.

Ребенок, который не уверен в том, что он правильно использует грамматические и синтаксические конструкции, тренируется на разговорах с самим собой вслух, прежде чем начать разговаривать с другими.

Таковы основные причины, по которым дети разговаривают сами с собой. В подавляющем большинстве случаев такие разговоры вслух со временем проходят. Если же это не единственное, что вас беспокоит в поведении вашего ребенка, конечно, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Читайте также: