Управление сознанием. Некоторые техники управления своим мозгом

Обновлено: 03.06.2024

65 лет назад была запущена секретная программа ЦРУ по контролю над сознанием MK-Ultra Monarch. Официально она считается последним масштабным исследованием подобного рода в США. В общей сложности эксперименты, целью которых была разработка эффективных методов воздействия на разум человека, длились более 20 лет. В своих трудах американцы опирались на «достижения» нацистских учёных. По словам экспертов, от подобных опытов в Штатах не отказались до сих пор, хотя сейчас они носят иной характер. Как в Америке пытались промывать мозги по рецептам Третьего рейха, разбирался RT.

«Наследство» Третьего рейха

Преамбулой к масштабным научным опытам США по контролю над сознанием стала операция Paperclip («Скрепка»). Штаты стремились завербовать учёных Третьего рейха. В частности, благодаря этой программе Вашингтон смог завершить Манхэттенский проект по разработке ядерного оружия.

Американцы оценили потенциал многоплановой научной работы, проведённой Третьим рейхом, и сделали всё возможное, чтобы технологические наработки нацистов, а также многочисленные исследования психики и психологии человека не оказались в распоряжении СССР.

Так, спецслужбы США сразу после окончания военных действий на территории Европы нелегально переправили через океан более 1,7 тыс. ведущих психологов, психиатров, а также физиков и биологов из бывшей нацистской Германии, сфальсифицировав их биографии. Прошлое «лучших умов Третьего рейха» Вашингтон не интересовало.

В первую очередь группа немецких учёных принялась за разработку ракетных установок, двигателей и боеголовок, однако через несколько лет США привлекли иммигрантов к разработке психологического оружия.

Программа контроля над разумом Blue Bird («Синяя птица») проводилась в 1950—1953 годах. Перед тем как её запустить, руководство ЦРУ поручило полковнику Шеффилду Эдвардсу изучить документы Нюрнбергского процесса, содержавшие информацию о методиках пыток и допросов, которые применяли нацисты.


Научная мифология: что сказки рассказали психологам о поведении человека

Учёные из нескольких зарубежных университетов решили выяснить, имеют ли популярные стереотипы и сценарии народных сказок под собой.

Перед группой специалистов стояла задача подобрать методы, позволяющие подчинять разум другого человека и в результате достичь такого уровня контроля над сознанием, чтобы человек мог исполнять любые приказы против своей воли, забыв об инстинкте самосохранения.

Зомбирование проходило в несколько этапов. Для начала человека на долгое время лишали сна, пищи и тепла, оказывали мощное психологическое давление. На втором этапе, когда подопытный уже плохо контролировал свои действия, ему давали наркотические вещества, повышая таким образом его внушаемость. Затем объект опыта заставляли выполнять определённые действия с помощью гипноза. Однако после этого у подопытного вызывали психогенную амнезию. Наконец, на пятом этапе человеку подавали специально разработанный условный сигнал, после которого он должен был выполнить все действия, на которые был запрограммирован. В случае, если эксперимент оказывался неудачным, все этапы повторяли заново.

«Перед своей нацией мы были непогрешимы»

В скором времени Blue Bird эволюционировала в проект Artichoke («Артишок»), а позже — в MK-Ultra. Первый проект был назван в честь любимого овоща директора ЦРУ.

«Перед своей нацией мы были непогрешимы. Все самые сложные и опасные опыты, порой с летальным исходом, мы проводили не на американцах и не в Штатах, а в Западной Германии, на иностранцах», — вспоминал один из руководителей проекта, офицер ВМС США Сэмюэл Томпсон.

В августе 1952 года американский самолёт с тремя сотрудниками ЦРУ на борту вылетел в Западную Германию. Незадолго до этого профессор Ричард Уэндт, руководитель факультета психологии одного из университетов Рочестера, доложил начальству, что ему удалось разработать «сыворотку правды», благодаря которой у человека можно было выпытать любые секретные данные. Её основными компонентами были транквилизатор (секонал) и психостимулятор амфетаминовой группы (декседрин).


Нашли совесть: учёные выяснили, как мозг принимает решения за нас

Исследователи из Великобритании выяснили, как мозг человека реагирует на принятие правильных и неправильных с моральной точки зрения.

Для опытов на территории Германии отделение ЦРУ во Франкфурте выделило два загородных конспиративных дома, которые круглосуточно охраняли американские военные.

Первым подопытным стал подозреваемый в шпионаже в пользу СССР. Эксперимент с применением сыворотки длился три дня, однако никаких результатов не дал. Затем американцы провели ещё несколько опытов, но они также оказались неудачными. После этого программу решили закрыть.

Однако перспектива контролировать умы была для американцев слишком заманчива. Следующую программу под руководством директора ЦРУ Аллена Даллеса MK-Ultra Monarch, по некоторым данным, разработал Ангел Смерти из Освенцима — нацистский врач Йозеф Менгеле.

Своим названием проект обязан одноимённому виду бабочек. Как выяснилось, под действием электрошока перед глазами человека возникают световые пятна, по форме напоминающие бабочек. В этом насекомом американцы усмотрели и символический смысл: метаморфозы на всех этапах развития бабочки напоминают идею «преобразования личности» в рамках MK-Ultra Monarch.

В ходе проекта, длившегося с апреля 1953 года до конца 60-х годов, были разработаны и испытаны химические средства воздействия на психику человека.

В психиатрической клинике The Allan Memorial Institute в канадском Монреале психиатр Дональд Камерон продолжал эксперименты с наркотическими веществами. Особое внимание учёный уделил препаратам нервнопаралитического действия, всевозможным вариациям ЛСД, а также психотропным веществам. Камерон применял и электросудорожную терапию.

Объектами экспериментов стали пациенты института с различными невротическими и тревожными расстройствами. При этом ни один из больных не был до конца проинформирован о сути и последствиях предлагаемого «лечения».

Медикаментозная терапия проводилась на протяжении нескольких месяцев. Подопытных вводили в коматозное состояние, при этом на магнитофоне воспроизводились повторяющиеся команды. Таким образом учёные рассчитывали выработать методику стирания памяти и полностью переформатировать личность.


«Мы перестанем быть людьми»: философ о плане Илона Маска подключить мозг к компьютеру

Миллиардер Илон Маск учредил компанию, разрабатывающую технологию соединения человеческого мозга с компьютером. Ранее он заявлял, что.

Однако после того, как один из пациентов The Allan Memorial Institute скончался, деятельностью клиники заинтересовался конгресс США. Но в 1973 году ЦРУ уничтожило основные отчёты MK-Ultra Monarch, из-за чего расследование зашло в тупик. В итоге программа была закрыта. Она считается последним проектом ЦРУ по контролю над сознанием.

В 1992 году психолог из университета Юты, известный своими исследованиями в области клинического гипноза, Коридон Хаммонд выступил с докладом «Гипноз при MPD (множественном расстройстве личности)». Учёный подчеркнул, что сотрудники ЦРУ, проводившие опыты в 1950-х—1960-х годах, фактически являются наследниками нацистов.

Однако эксперты отмечают, что, несмотря на официальное завершение подобных госпрограмм, США не отказались от попыток установить контроль над сознанием человека. Просто теперь для этого используются другие методы.

«В США разработана целая система методов воздействия на людей, и исследования такого рода процветают и очень хорошо финансируются. В основном они посвящены изменениям поведения человека. В частности, есть очень интересные опыты, направленные на вынужденное согласие человека, когда он не осознаёт, что его заставили что-то сделать, но тем не менее он это делает и в результате считает себя сторонником идеи, которую отвергал раньше», — заявил в интервью RT кандидат психологических наук, эксперт по религиозным культам Александр Невеев.

По словам психолога, в США до сих пор проводится огромное количество экспериментов на внушаемых людях. В результате этих опытов раскрывается множество способов по изменению поведения личности.

«Например, человека просят оправдать действия США в Ираке, Сирии или Ливии. И если человек попадает под это внушение, то ему начинает казаться, что США были правы. У всех ведущих вузов Соединённых Штатов есть специальные кафедры, где изучают, каким образом можно повлиять на социальное поведение человека и изменить его установки», — рассказал Невеев в беседе с RT.

Тонкая настройка

Современные психологи отмечают, что управлять сознанием не так сложно, как кажется на первый взгляд.

«В V веке этим занимались ещё тюркоязычные кочевые народы. Пленных они связывали, после чего надевали им шапочки из верблюжьей кожи и оставляли под палящим солнцем на несколько дней. За это время шапочка высыхала и сильно сжималась на голове. У тех, кто оставался в живых после таких пыток, навсегда стиралась память», — рассказала в интервью RT кандидат биологических наук, сотрудник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Лариса Жиганова.

Сегодня, по словам эксперта, любые манипуляции мыслительными процессами направлены исключительно на психологическую реабилитацию людей. Их проводят, например, для лечения депрессии и посттравматических синдромов.

«Учёным удалось провести важные и успешные эксперименты, внедрив в мозг мышей ложные приятные воспоминания или изменив эмоциональную окраску воспоминаний на противоположную. Это были эксперименты с нейронами гиппокампа (отдела головного мозга, отвечающего за память. — RT). Конечно, у мышей мозг меньше человеческого, и повлиять на память людей таким способом будет сложнее. Но в перспективе нет никаких препятствий, чтобы изменять или создавать новые воспоминания у человека, всего лишь настроив необходимые нейроны», — подытожила Жиганова.

Что управляет нашей личностью: душа или мозг?

В медицинской практике есть немало примеров внезапных перемен в личности, вызванных повреждением префронтальной коры, в частности орбитофронтальной коры.

В 1848 году 25-летний Гейдж работал строителем в железнодорожной компании. В его функции входила сложная процедура взрывания скал с помощью взрывчатого вещества и железного стержня. В момент взрыва Гейдж отвлекся, заряд отклонился, и железный стержень пронзил его левую щеку, прошел сквозь мозг и вышел из головы на высокой скорости. Современные методы показали, что участок повреждения был частью его префронтальной коры. Гейдж упал на пол, но был в сознании. Его тело восстанавливалось быстро, но поведение изменилось в крайне противоположную сторону. Раньше хорошо воспитанный, уважаемый, умный человек, Гейдж стал безответственным, грубым и агрессивным. Он был небрежен и не мог принимать взвешенные решения. Женщинам рекомендовали не оставаться надолго в его компании, и его друзья едва узнали его.

Аналогичный случай произошел у создателя хронофотографии (прототип кинематографа) Эдварда Мейбриджа. В 1860 году дилижанс, в котором он ехал, попал в аварию. Эдвард Мейбридж получил черепно-мозговую травму в орбитофронтальной коре. Про аварию он ничего не помнил, но у него появились черты, совершенно несвойственные его прежнему «я». Он стал агрессивным, эмоционально неустойчивым, импульсивным. В 1874 году, застав жену с другим мужчиной, он убил его.

Возможно, еще более дискуссионной выглядит ситуация 40-летнего школьного учителя, который в 2000 году вдруг начал сильно интересоваться порнографией. Всячески пытаясь скрывать нездоровый интерес, пациент не мог противиться своим эмоциональным импульсам. Когда он начал домогаться своей молодой падчерицы, его изолировали и обвинили в педофилии. Позже у него обнаружили опухоль мозга, которая оказывала давление на орбитофронтальную коры, нарушая ее функцию. Симптомы исчезли с удалением опухоли.

Все эти случаи имеют одну общую черту: у пациентов были повреждены некоторые участки префронтальной коры, в частности, орбитофронтальной коры. Префронтальная кора участвует в управлении поведением, регулировании эмоций и адекватном реагировании. Поэтому неадекватное и криминальное поведение, психопатия, импульсивность связаны с повреждением этой области.

Изменения личности после травмы могут проявляться не так ярко, как в ситуациях, описанных выше. Человек становится агрессивным, подозрительным, беспокойным. Ему тяжелее строить и поддерживать отношения с людьми. Многие выжившие после травмы головного мозга страдают депрессией.

С точки зрения нейропсихологии, мы зависимы от мозга, а не от души. Повреждение префронтальной коры может изменить нашу личность и всю последующую жизнь. К счастью, появляются методы лечения, которые дают шансы на нормальное продолжение жизни с прежней способностью к адекватным эмоциональным реакциям.


Как работает наш мозг и что мешает нам быть эффективнее? Краткий конспект лекции «42» Вадима Макишвили на конференции Яндекса «YaTalks».

Если вам знакомо ощущение, что вы непродуктивны, мало работаете и медленно учитесь, то добро пожаловать в клуб. Избыток информации и быстрое развитие технологий неслабо бьют по самооценке и внутренним ресурсам.

Мозг — главный инструмент программистов, веб-мастеров, оптимизаторов и коллег из смежных сфер. Мы гонимся за продуктивностью и пытаемся заставить себя быть еще эффективнее: устанавливаем тайм-трекеры, отслеживаем задачи, ограничиваем соцсети, расписываем дни по часам. Возможно, мы подходим не с той стороны, и нужно не повышать эффективность, а восстанавливать ее упадок?

Конспект одобрен автором. Если у вас есть замечания к фактической части материала, напишите их в комментарии.

В статье:


Вадим Макишвили

Врач по образованию и автор книги «Большая книга манипуляций. Изучаем секреты управления сознанием», автор известного доклада под названием «36». Занимается веб-разработкой с 1996 года, поэтому знает, с какими проблемами сталкиваются программисты.

Мозг — инструмент, к которому есть документация

Что нужно изучать, чтобы стать разработчиком? Раньше можно было ответить «Учи HTML, CSS и JavaScript», но сейчас этого недостаточно, нужна фулл-стек разработка и постоянное освоение новых технологий. Из-за этого легко оказаться в эмоциональных качелях: то хвалим себя, потому что все успели, то просиживаем над задачей весь день и считаем себя бездарями.

Многие ищут способы повысить эффективность: изучают техники тайм-менеджмента, ставят планировщики и напоминалки, софт для работы в команде и другие программы для контроля занятости, чтобы успевать больше.

Перед использованием любого инструмента стоит понять, как он работает, чтобы не забивать гвозди микроскопом. Если программист хочет взять какую-то библиотеку, он почитает документацию и поймет, как с ней взаимодействовать. Эффективность работы программиста зависит от работы его мозга, но кто даст документацию к этому инструменту? Возможно, мы просто неправильно используем свой мозг и не слышим сигналов от организма, поэтому наша эффективность нуждается в восстановлении.

На самом деле документация к мозгу уже есть, она изложена в учебниках медицинских вузов по нейробиологии — принципы давно описаны и уточняются новыми фактами. Разберемся, как работает мозг, чтобы понять, что делать с нашей эффективностью.

Как работает наш мозг

Понятным языком о физиологии, нейрофизиологии и о том, как это влияет на выполнение рабочих задач.

Физиология

Разберемся в теме эффективности работы мозга и начнем с принципов функционирования нашего организма.

Важна концентрация веществ

Любой живой организм может комфортно функционировать в узких диапазонах концентрации потребляемых веществ. То есть плохо, когда чего-то недостаточно, но и избыток не лучше.

Мало — плохо

Клетки нашего тела потребляют кислород, а самый главный потребитель кислорода — мозг, ему нужно 25% кислорода, который мы вдохнули. То есть когда у нас в офисе душно, это вопрос не просто дискомфорта, это вопрос эффективности интеллектуальной деятельности.

Много — тоже плохо

Избыток питательных веществ тоже приводит к расстройству жизнедеятельности. Пример: мёд полезный и вкусный, но если один из слушателей лекции на протяжении всего доклада будет наворачивать мёд большой ложкой, к перерыву у него начнутся судороги, и он довольно быстро попадет в кому.

Почему так происходит

За 2,5 млн лет существования человека как вида практически не было времени, когда бы мы жили в эпоху пищевого изобилия. Всегда был голод, механизмы игнорирования излишков в организме до этого времени развивать было особо не нужно. Поэтому большинство избыточных веществ организм встраивает в химические реакции, которые протекают в нашем теле, а не игнорирует и выводит.

Информации это тоже касается

Каждое существо постоянно анализирует звуки, запахи и образы из окружающей среды. Такие сигналы — это информация, и для нее справедлив этот же принцип: недостаток или избыток мешает комфортному существованию.

Мало — опасно

Когда мало информации о том, что происходит вокруг, существо в природе быстро погибает. Люди живут не в дикой природе, но шансы погибнуть, не получив сигнал об опасности, тоже велики: опасно слушать громкую музыку в наушниках и переходить дорогу, не смотря по сторонам.

Много — плохо

Почему много информации — плохо? Казалось бы, можно взять от поступающей информации какие-то нужные факты, а остальное проигнорировать.

С этим не согласны нейрофизиологи. Люди реагируют на поступающие сигналы, а изобилие информации снижает интеллектуальные функции: рассеивает внимание, делает мышление поверхностным и увеличивает количество ошибок. Эволюционные психологи считают также: эпоха информационного изобилия началась не так давно, так что механизмы игнорирования лишней информации не развиты.

Теперь разберем, как в таких условиях работает наш мозг.

Нейрофизиология

Мозг изучать сложно, так что долго ученые могли только догадываться, что происходит в нашей черепной коробке. Около 150 лет назад русский ученый-физиолог Иван Михайлович Сеченов опубликовал работу «Рефлексы головного мозга»: суть в том, что за всей нашей деятельностью стоит материальный субстрат — рефлексус, все действия — это реакция на стимул, который возник снаружи или внутри организма.

Дальше ученые сформулировали принципы координирования рефлекторной деятельности, которые справедливы и сейчас. А 80 лет назад Петр Кузьмич Анохин написал работу «Теория функциональных систем», о которой поговорим подробнее.

Функциональные системы

Представим, что человека укололи иголкой. У него активизировалось несколько центров: он почувствовал укол — включился нервный центр боли, испытал удивление или страх — сработали нейроны центра эмоционального состояния, запомнил ситуацию — нейроны в гиппокампе, связал причину со следствием — центр, который отвечает за анализ образов. Для простой задачи сработали разные группы нейронов, они составляют функциональную систему.

Для выполнения интеллектуальной деятельности тоже работают такие сети.

Представим зал, в котором проходит лекция. Спикер читает доклад, у него активна одна группа нейронов, у спикера из другого зала будет активна такая же. У зрителей, которые слушают лекцию, активна другая группа. А у людей, которые созерцают закат и ни о чем особенном не думают, активна третья, отличная от предыдущих двух.

Эти функциональные сети нейронов называют по-разному: «быстрый» и «медленный мозг», «думающий», «рефлексирующий» и «архивирующий мозг», но вообще есть принятые научные названия:

  • «salience network» — сеть выявления значимости, активируется, когда мы потребляем информацию и пытаемся определить, насколько она нам нужна;
  • «central executive network» — центральная исполнительская сеть, активизируется, когда мы создаем информацию, реализуем какое-то решение, которое сами придумали;
  • «default mode network» — сеть пассивного режима мозга, когда кажется, что человек ничего не делает и ни о чем особенном не размышляет.

Все три задействованы в интеллектуальной деятельности, но остановимся на первых двух сетях. Нужно разобрать несколько принципов функционирования сетей, чтобы понять, как устроена наша интеллектуальная деятельность во время выполнения рабочих задач.

Реципрокность

Упрощенно говоря, первая сеть активна, когда мы смотрим Фейсбук, читаем письмо, изучаем чужой пул-реквест и активно потребляем информацию. Вторая активна, когда реализуем решение написать программу, пишем в пул-реквесте замечание, сочиняем письмо начальнику — воплощаем свои идеи и что-то создаем.

А как работают сети, когда мы одновременно и потребляем информацию, и создаем? Например, читаем и комментируем пул-реквест, слушаем начальника и выдвигаем предложения, изучаем результаты анализа сайта и составляем список задач программисту. Они могут активизироваться одновременно?

Сети работают по принципу реципрокности. Принцип работает для многих органов и означает, что ткань может делать что-то одно или другое и никогда все это вместе.

Для нервной ткани принцип также справедлив: может функционировать или одна сеть, или другая, и никогда обе сразу. При активации одной сети другая получает тормозящий импульс, на который тратится какое-то количество времени и ресурсов.

Доминантность

Второй принцип — доминантность. Когда активируется одна функциональная сеть, она стремится доминировать над всем остальными сетями.

Представим, что ночью выпало много снега. С утра кто-то пошел на работу и протоптал дорожку, за ним пошел второй, и еще несколько. Так образовалась тропинка, по которой проще идти, чем вытаптывать свой путь. Также и с сетями: если уже есть цепочка нейронов, активно взаимодействующих друг с другом, любое возбуждение из других групп стекается к этим нейронам и подпитывает работу этой функциональной сети.

Как это влияет на работу:

Способность укреплять связи между нейронами лежит в основе пластичности нашего головного мозга. На протяжении всей жизни связи между клетками мозга создаются и реорганизуются.

Например, сотрудник находится в отпуске и не нагружается рабочими задачами, ничего не пишет и не создает — смотрит сериалы, валяется на солнышке, любуется закатом и читает много художественных книг. В это время в мозге физически укрепляются связи между нейронами, работает сеть выявления значимости. Когда он через месяц вернется на свою работу программистом, пару дней ему будет очень тяжело начать писать код. Он будет отвлекаться на почту, читать соцсети, продолжать потреблять информацию, потому что мозг настроился на этот вид деятельности.

Для этого даже не нужен месяц: если вы посмотрели пять серий «Игры престолов» подряд, то единственное, что вы сможете сделать после этого — посмотреть шестую.

Как они работают вместе

Итак, для того, чтобы человек потреблял информацию, у него активизируется сеть выявления значимости — «salience network». Чтобы он что-то сделал, активируется центральная исполнительская сеть — «central executive network». Они работают реципрокно — или одна или другая и никак не вместе. Когда сотрудник ведет диалог, изучает и комментирует чей-то пул-реквест, у него происходит очень быстрая смена сетей, которую он не замечает, но ресурсы организма активно тратятся.

Когда он долго находится в состоянии активности одной сети, в его головном мозге физически укрепляются нейронные связи именно для этого вида деятельности, что приводит к доминированию этой сети.

Как мы мешаем себе быть эффективными

В современной эпохе информации очень много, и если человек потребляет ее бесконтрольно, он долго находится в состоянии активности одной сети — сети выявления значимости. А в ней он может только потреблять и оценивать важность информации, но не может ничего сделать сам.

И вот мы подошли к теме неэффективности работы. Почему эффективность стоит восстанавливать, а не повышать?

В 1978 году ученый Герберт Саймон получил Нобелевскую премию за создание научных основ управленческого поведения и принятия решений в больших организациях. Он сказал:

«В мире, где главным ограниченным ресурсом является внимание, информация может быть дорогостоящим предметом роскоши, так как она способна переключать наше внимание с важного на несущественное». Источник

На работе мы сталкиваемся с отвлекающими уведомлениями и информацией разной степени важности: оповещениями соцсетей, письмами на личной почте, рассылками, уведомлениями о рабочих процессах. Какие сигналы могут рассеивать внимание с важного на несущественное на вашей работе? Обычно это шум, множество уведомлений и параллельное чтение или слушание какой-то информации.

«Страх и ненависть в опенспейсе»

В больших офисах работают много людей, они переговариваются, печатают, щелкают мышью, запускают принтеры — словом, шумят. Многие считают, что могут абстрагироваться от офисного шума, но на самом деле мы просто не замечаем, как шум нам мешает.

В 2000 году двое ученых из Корнуэллского университета США опубликовали статью «Стресс и шум и опенспейсе». Они провели эксперимент: 40 офисных сотрудниц разделили на две группы и дали им одинаковые задания. В одной комнате было тихо, в другой включили звуки обычного офиса — щелчки клавиатуры, жужжание техники, звуки принтера, отдаленные разговоры и так далее. Испытуемые делали задания три часа, спустя это время экспериментаторы взяли кровь у участниц и исследовали уровни гормонов — адреналина, норадреналина и других.

Оказалось, что у испытуемых, кто работал при шуме, уровень этих гормонов был существенно выше, чем у группы из тихого офиса. Больше всего повысился адреналин и норадреналин: адреналин связан со страхом, а норадреналин с ненавистью. Статью про эксперимент вполне можно было переименовать на «Страх и ненависть в офисе».

При этом женщины, которым включали фоновые звуки, на вопрос о шуме ответили, что даже не замечали его. Но организм все заметил и выбросил в кровь сигнальные белковые молекулы, которые меняют систему тела и готовят нас к борьбе или к бегству.

Реакция состоит из двух фаз: мы прекращаем деятельность и оборачиваемся на источник сигнала, поэтому шум в офисе — вопрос не комфорта, а продуктивности работы. Если сотрудник вдумчиво писал код, и у него была задействована центральная исполнительская сеть, она будет тормозиться, потому что он начнет отвлекаться и прислушиваться к источнику раздражителя. И чем больше шума, тем чаще он будете отвлекаться, переключаться и терять на этом свои ресурсы.

Срочные оповещения

Обучение

Программисту, оптимизатору и другим веб-мастерам приходится постоянно учиться, чтобы не отставать от развивающейся сферы. Многие предпочитают повышать навыки на работе — фоном к выполнению рабочих дел включают вебинары и подкасты.

Такой подход мешает и работать, и учиться: когда человек слушает подкаст, у него активизируется сеть выявления значимости, а когда пишет код, то исполнительская сеть. И они не могут работать одновременно, поэтому постоянно переключается. Человек то слушает подкаст, то программирует, и рассеивает внимание.

На эффективность влияют и другие факторы, но в целом они попадают под эти же принципы. Комфортная жизнь возможна в узких диапазонах концентрации веществ и информации, которую мы потребляем, поэтому избыток контента и быстрая смена деятельности заставляет переключать функциональные сети и тратить много ресурсов.

Так что не надо пытаться дать себе больше нагрузки и стать эффективнее за счет усиленной траты энергии. Если мы научимся эффективно пользоваться своим мозгом, то восстановим свою эффективность до нормального уровня.

Список литературы, ссылки на статьи с исследованиями и дополнительные материалы собраны в файле по ссылке.

Если вам интересно узнать о работе мозга немного подробнее и услышать больше примеров, посмотрите видеозапись лекции Вадима Макишвили «42» на конференции Яндекса YaTalks:

Читайте также: