В цифрах и фактах: 12,5-14,5 часа длится рабочий день старшеклассника

Обновлено: 14.05.2024

По данным специальных исследований, до 70% школьников употребляют алкоголь, до 30% школьников курят, до 6% время от времени употребляют наркотики.

Итак, любопытные цифры и факты, которые характеризуют современную школу.

Государственная или частная?

В России сейчас, по данным статистики, около 70 тысяч общеобразовательных школ, в которых обучается 20 миллионов детей. Охват общим образованием в Российской Федерации по-прежнему является, несмотря ни на что, одним из самых высоких в мире и составляет 81% от численности населения в возрасте от 7 до 17 лет включительно. Правда, общее число учащихся дневных общеобразовательных школ к 2008-2010 годам сократится по сравнению с 1999 годом на 30%. Подобная ситуация обусловлена сокращением рождаемости в РФ в последние десять лет.

Частных школ в России насчитывается около 700 (из них в Москве примерно 280). В частных российских школах обучается 45 тысяч детей, что составляет 5% от общего числа учеников. Средняя наполняемость московской городской школы - 550-950 человек, частной - от 100 до 200.

Что россияне думают о школе

Данные социологических опросов, проведенных агентством ROMIR Monitoring. Всего было опрошено 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше.

Как Вы считаете, кто является для нынешних школьников наибольшим авторитетом?

  • Родители 36%
  • Друзья 23%
  • Герои кинофильмов, книг 23%
  • Бабушка (дедушка) 4%
  • Брат (сестра) 3%
  • Учителя 3%
  • Политические деятели 1%
  • Другое 6%
  • Затрудняюсь ответить 2%.

Где учится Ваш сын/дочь?

  • В обычной школе 23%
  • В лицее (гимназии) 4%
  • В спецшколе 1 %
  • У меня нет ребенка школьного возраста 72%.

Платите ли Вы за обучение своего ребенка? (Рассматривается мнение респондентов, у которых есть ребенок школьного возраста).

Довольны ли Вы результатами учебы Вашего ребенка? (Рассматривается мнение респондентов, у которых есть ребенок школьного возраста).

  • Полностью доволен 24%
  • Скорее доволен 52%
  • Скорее недоволен 20%
  • Совершенно недоволен 3%
  • Затрудняюсь ответить 1%.

Как Вам кажется, что должна делать школа в первую очередь — давать знания или воспитывать цельную личность?

  • Давать необходимые знания 21%
  • Воспитывать личность 13 %
  • Делать то и другое в равной степени 66%.

Учиться в школе опасно для здоровья!

Врачи бьют тревогу: с 1997 года среди подростков от 15 до 17 лет общая соматическая заболеваемость выросла на 18%, эндокринной системы - более чем на 30%. Болезней органов пищеварения стало больше на 14%, на 27% увеличилось количество недугов костно-мышечной системы, миопия встречается чаще в 2,8 раза.

Школьники чаще стали страдать и от нервно-психических нарушений и заболеваний. Заметим, что в образовательных учреждениях нового типа - «продвинутых» школах, лицеях, гимназиях - углубление знаний достигается за счет значительного уплотнения школьной программы. Порой это уплотнение намного превышает психофизиологические способности и возможности школьников. В таких школах учебный рабочий день, включающий школьные и домашние задания, увеличился до 10-12 часов в начальных и 15-16 часов в старших классах! В результате в школах нового типа здоровых учащихся осталось всего 2%, в то время как в обычных школах - 10,1%. У подростков из «сильных» школ элементарная физическая усталость может проявляться в повышении артериального давления, неврозоподобных реакциях, нарушениях сна.

По данным специальных исследований, до 70% школьников употребляют алкоголь, из них 10% составляют группу риска по развитию алкоголизма, до 30% школьников курят, до 6% время от времени употребляют наркотики.

О хлебе насущном

Точнее, о питании в школе. Во времена нашего детства для завтрака отводилась большая перемена после второго урока, и чинными парами каждый класс по очереди направлялся в столовую, где давали котлету с солянкой или творожный сырок с киселем. Качество было, конечно, стандартно-общепитовским, но все-таки лучше, чем ничего. Потом наступил момент, когда завтраками кормить в школе перестали, и тогда ученики стали носить с собой бутерброды и термосы, утяжеляя и без того нелегкую ежедневную ношу. К счастью, сейчас практически во всех школах питание существует. В некоторые школы еду привозят уже в разогретом виде, в других - завтраки готовят на месте. Отдельные школы даже шведский стол устраивают.

Кто бы мог подумать, что школьные завтраки тоже могут нуждаться в реформе? А ведь поди ж ты. Например, муниципалитет города Нью-Йорка принял решение: в школьных завтраках не должно быть сладостей. Под угрозой исключения находятся также блюда из макарон и картофеля. Популярные у тинэйджеров пицца и куриные нагеты (обжаренные во фритюре кусочки мяса в панировке) останутся в меню, но их порции будут уменьшены. В школах отныне запрещена продажа жевательной резинки, конфет, печенья и лимонада. Взамен учащимся будут предложены блюда из овощей, молочные продукты и фрукты. Такое революционное решение продиктовано печальной статистикой - сейчас примерно каждый пятый нью-йоркский школьник страдает ожирением.

Заботятся о здоровом питании школьников и в Японии: здесь в школьный завтрак в обязательном порядке входят два-три перепелиных яйца, а также крабы, которых, кстати, поставляют из России.

Любопытно, что мальчики и девочки выбирают в школьных столовых разные блюда. Исследователи центра Sodexho проанализировали, чем обусловлен выбор детей и подростков от 5 до 17 лет в одиннадцати разных странах. Выяснилось вот что:

  • Дети настаивают на своем праве выбирать еду по вкусу. Если в 1960 году 76 % детей были согласны «есть, что дают», то сегодня таких только 10%.
  • За последние три десятка лет общая суточная калорийность потребляемых в школе продуктов в целом уменьшилась.
  • Мальчики тратят на еду в три раза больше денег, чем девочки.
  • За завтраком девочки проводят в полтора раза больше времени, чем мальчики, зато мальчики предпочитают подольше посидеть за обедом (ланчем).
  • Мальчики потребляют калорий в среднем на 56% больше, чем девочки.
  • 73 % девочек заявили, что сидели на диете на протяжении последних двенадцати месяцев.
  • У 20% мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой.

Школьные годы чудесные.

Но сколько их - чудесных лет? Вопрос для России больной, сейчас очень много спорят о целесообразности двенадцатилетнего образования. Идея увеличить срок учебы на один год возникла еще лет пять назад и вызвала бурную реакцию среди многих политиков. А сколько лет учатся дети в зарубежных школах?

В целом во всем мире дети стали больше времени проводить в школе. Согласно данным ЮНЕСКО по образованию за 2004 года, в Финляндии, Новой Зеландии и Норвегии дети могут рассчитывать на получение образования в течение более тринадцати лет (после основной школы-«десятилетки» дети могут поступить либо в лицей, готовящий в вуз, либо в профессиональный колледж; и в лицее, и в колледже учеба длится три года). Тринадцать лет - это почти в два раза больше, чем в Бангладеш или Мьянме (Бирме), и в четыре раза больше по сравнению с Нигером или Буркина-Фасо.

В Европе, Латинской Америке и Океании в среднем дети учатся в начальной и средней школе около двенадцати лет. За ними идут североамериканские школьники, которые проводят в школе чуть больше одиннадцати лет. Для Азии этот показатель составляет девять лет, а для Африки - семь с половиной лет.

Меньше всего (чуть больше двух лет) учатся дети в Афганистане. Статистика за последние десять лет отмечает общий рост посещаемости начальной и средней школы во всем мире. По данным ЮНЕСКО, наиболее значительные перемены произошли в Африке: в некоторых странах продолжительность образования выросла на 2-3 года, а в Уганде и на Коморских островах - на четыре года. В других странах, например, Конго, продолжительность обучения в школе, наоборот уменьшилась.

По мнению экспертов, существует прямая связь между продолжительностью образования и национальным богатством.

Школьная форма: за и против

Для того, чтобы решить вопрос о школьной форме, Министерство образования РФ решило провести социологический опрос путем анонимного анкетирования учащихся, педагогов и родителей. Результаты опроса показали: за введение школьной формы выступили 70% учителей, 55% родителей и 24% школьников.

Кстати, в Японии сейчас школьная форма неожиданно стала эталоном подростковой моды. Теперь девочки вне стен школы носят некое подобие своей школьной формы: белые блузки, темно-голубые плиссированные короткие юбки, высокие, до колен, гольфы и гармонирующие с ними легкие кожаные туфли.

Канадские школьники носят клетчатые жилеты и подобранные к ним в тон шорты или юбки, белые блузки и гольфы.

Впрочем, понятие о форме - вещь довольно расплывчатая, обусловленная национальным менталитетом и традициями. Например, в Свазиленде правительство запретило школьницам надевать в школу мини-юбки. Отныне все девочки старше десяти лет должны носить юбки ниже колена.

В Иране же, наоборот, принято решение о небывалом смягчении требований к школьной форме. Ученицам начальной школы теперь позволено носить накидки не черного или коричневого, а более светлых цветов - голубого, бежевого, зеленого и розового, при условии, что эти яркие тона никого не шокируют и гармонируют с самим духом школьного образования. «Конечно, предпочтительно ношение чадры, - заявило либеральное министерство образования, - но специально принуждать к этому школьниц мы не будем».


«Педагогами» в Древней Греции называли рабов, не пригодных для тяжелых работ, но отличившихся преданностью. Эти рабы водили детей в школу и приводили обратно. Дословно - «ведущий ребенка».

Первая государственная школа в России появилась при Петре I, она была для мальчиков 12-17 лет.


Около 70 тысяч общеобразовательных школ сейчас работают в России, в них обучаются 20 миллионов детей.

5% от общего числа российских учеников обучаются в частных школах. В стране таких школ насчитывается около 700 (из них в Москве примерно 280).

550-950 учеников - средняя наполняемость московской городской школы, частной - от 100 до 200 учеников.

12,5-14,5 часа длится сегодня рабочий день старшеклассника.

В 5 лет идут в школу дети в Великобритании, в Австралии, в странах Океании и Западной Сахары. С 6 лет начинают учиться в большинстве стран мира: начиная с США, Канады, Европы и заканчивая некоторыми африканскими государствами, южноамериканскими странами и Индией.

С 7 лет идут в школу дети из стран бывшего Советского Союза, за исключением Беларуси и Украины. А также дети в Балканских странах, Китае, Эфиопии, ЮАР, Танзании, Замбии, Индонезии и Гватемале.

45 минут - стандартная продолжительность одного урока. Уроки бывают и короче, но, как правило, не менее 35 минут.

28 уроков в неделю должно быть по санитарным нормам в 5‑м классе при 5‑дневной рабочей неделе, при шестидневке - 31 урок. И никакие гимназии и лицеи не могут закладывать в расписание уроков больше.

До 2 часов - максимальная длительность приготовления домашних уроков в 3-4-х классах. С ее учетом должны задаваться домашние задания. До 2,5 часа - в 5-6‑м классах. До 3 часов - в 7-8‑м классах. До 4 часов - в 9-11‑м классах.

70% учителей, 55% родителей и 24% школьников выступили, согласно данным соцопроса Минобразования, за введение школьной формы.

76% детей в 1960 году были согласны есть в школьном буфете «что дают», сегодня таких только 10%.

Только 45% родителей школьников озабочены тем, что школа подрывает здоровье их детей.

Всей командой inplace мы захотели вернуться в эпоху до ковидной жизни и составили топ-5 лист стран с наиболее отличительными условиями работы от России, на наш взгляд. Предлагаем вместе вспомнить, кто сколько работал и отдыхал до пандемии.

Сколько работают и отдыхают в разных странах

Итоги в цифрах:

- рабочих часов в неделю: 40 часов;

- рабочих дней в неделю: 5 дней;

- отпуск: 28 дней в год.

Чемпион по продолжительности рабочей недели - Китай. Жизнь работников мегаполиса кардинально отличается от размеренной европейской: шестидневная рабочая неделя, минимум по 10 часов в день. Обеденный перерыв длится всего 20 минут, а ежегодный отпуск - 10 дней. Жители Китая привыкли много работать и мало отдыхать. Для нации длительный отдых - признак лени и бесстыдства.


- рабочих часов в неделю: 60;

- рабочих дней в неделю: 6;

- отпуск: 10 дней в год.

Меньше всего работают в Нидерландах. Самая короткая рабочая неделя в мире - в Голландии, четырёхдневная по семь часов в день. Обеденный перерыв - час. Государство заботится о балансе своих сотрудников между личной жизнью и работой. В середине 2000-х голландцы первыми в мире ввели рабочую неделю меньше 30 часов. Удивительно, но это нисколько не отразилось на экономике.


Итоги в цифрах.

Рабочих часов в неделю: 28.

Рабочих дней в неделю: 4.

Отпуск: 35-42 дня в год.

В Швеции принято работать шесть дней в неделю и не больше шести часов в день. Кофе-брейк - каждые два часа по 15 минут. На обед уходят на столько, на сколько потребуется, но этой свободой никто не злоупотребляет. Такой график повышает продуктивность работы и благоприятно влияет на здоровье. Пока что Швеция - вторая страна, в которой не только говорят о сокращении рабочего времени, но и воплощают новую концепцию в жизнь.

Интересный факт: в скандинавских странах, если вы перегорели на работе и у вас депрессия, это официальная причина взять больничный на пару месяцев.


- рабочих часов в неделю: 36;

- отпуск: 30 дней в год.

В Испании пятидневная рабочая неделя по семь часов в день. В стране очень жарко, поэтому в рабочие дни предусмотрены 2- 3-часовые перерывы на сиесту*. Чтобы увеличить работоспособность сотрудников, когда столбики термометров показывают больше 35 градусов, работодатели поощряют работу ранним утром или на дому.

*Сиеста - полуденный отдых в самое жаркое время дня, он же обед.


- рабочих часов в неделю: 35 часов;

- рабочих дней в неделю: 5;

- отпуск: 22 дня в год.

Граждане Франции трудятся пять дней в неделю по семь часов. В стране, где очень любят забастовки, это считают слишком большой цифрой. Профсоюзы регулярно поднимают вопрос о шестичасовом рабочем дне или четырёхдневной рабочей неделе. Не в ущерб полуторачасовому традиционному обеденному перерыву с бокалом вина - неотъемлемой части культурной жизни французов.


- рабочих часов в неделю: 35;

- отпуск: 25 дней в год.

Вернётся ли мир в ближайшее время к прежнему режиму - пока неизвестно. Некоторые компании продолжают работать в удалённом формате, а в какие-то мегаполисы только начинает возвращаться полноценный ритм жизни.

Какие интересные факты о разных странах знаете вы? Поделитесь опытом и наблюдениями в нашем инстаграме.

Читайте также: