Авиакомпании за сутки доставили в Россию свыше 1,4 тысяч человек

Обновлено: 17.05.2024

МОСКВА, 29 мая. /ИТАР-ТАСС/. Российские авиакомпании готовы перевезти в Крым и обратно за этот летний сезон более 2 млн пассажиров, следует из количества заявленных рейсов и типов поставленных на маршрут самолетов на период с начала мая по конец октября 2014 года. Данные представлены ИТАР-ТАСС пресс-службой Минтранса.

В общей сложности за шесть месяцев компании обеспечат перевозку от 2,065 млн до почти 2,149 млн пассажиров. Максимальный объем будет обеспечен, если в зависимости от спроса компании поставят на крымские рейсы самолеты большей провозной емкости: например, А321 вместо А320.

Это примерно в 4,4 раза больше, чем перевезли российские авиакомпании в Крым и обратно за те же месяцы 2013 года. Тогда с мая по конец октября было перевезено более 484,8 тыс. пассажиров. За весь прошлый год они доставили на полуостров и обратно более 592 тыс. пассажиров при том, что аэропорт Симферополя обслужил в общей сложности 1,2 млн человек.

Согласно оперативным данным Росавиации, с 1 по 27 мая включительно в Крым и обратно уже перевезены более 134 тыс. пассажиров.

С июня аэропорт Симферополя начнет принимать и отправлять в 2,5 раза рейсов больше, чем в мае - до 2,54 тыс. ежемесячно (в среднем примерно 42 оборотных рейса ежесуточно).

Основной поток приходится на московское направление. "Аэрофлот", в частности, за эти полгода сможет перевезти 400-430 тыс пассажиров из Москвы в Симферополь и обратно (в зависимости от поставленных на рейс самолетов). "У нас, например, по 7500 рублей - несмотря на большое количество рейсов - билеты поданы до конца июля. Билетов нет", - рассказывал в интервью ИТАР-ТАСС гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев.

Еще около 200 тыс. пассажиров за сезон готова взять на себя лоукост-авиакомпания "Добролет" (группа "Аэрофлот"), которая осуществит первый рейс в Симферополь 11 июня. За первые сутки продаж, по данным пресс-службы "Аэрофлота", забронировано 13,7 тыс. билетов на рейсы по маршруту Москва-Симферополь-Москва. Это около половины выставленных на продажу билетов.

С учетом остальных авиаперевозчиков - "Трансаэро", группа S7, Red Wings, "Вим-Авиа", "Якутия" и "Уральские авиалинии" - между Москвой и Симферополем может быть перевезено более 1,33 млн пассажиров. Билеты на эти рейсы пока можно приобрести в диапазоне 5-8 тыс рублей, следует из данных систем бронирования. Например, "Ямал" предлагает улететь в Симферополь 16 июня за 5125 рублей; "Вим-Авиа" 16 июля - за 6400 рублей. На август еще свободны билеты сразу нескольких перевозчиков по цене до 5 тыс. рублей.

Кроме того, прямые рейсы в Крым будут осуществляться из еще 29 российских городов, в том числе по программе субсидирования воздушных перевозок. Среди них - Курск, Анапа, Грозный, Архангельск, Екатеринбург, Челябинск, Бугульма и другие.

"Спрос, который мы видим сегодня, превосходит все наши самые оптимистические ожидания, - сообщил накануне замминистра транспорта Валерий Окулов. - Заявленное расписание почти на все лето забронировано. Компании, которые продают билеты в Крым из регионов, испытывают ошеломляющий спрос".

Владимир Путин подписал указ, согласно которому российские авиакомпании должны прекратить полеты в Грузию с 8 июля 2019 года. С этого же дня вступает в силу временный запрет на полеты грузинских авиакомпаний в Россию

Фото: Irakli Gedenidze / Reuters

О чем говорится в указе

  • 21 июня президент России Владимир Путин подписал указ «Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий».
  • Согласно тексту документа, с 8 июля 2019 года вводится запрет для российских авиакомпаний на полеты в Грузию.
  • Туроператорам рекомендуется «воздержаться» от продажи туров в Грузию.
  • Правительство России должно «принять меры по обеспечению возвращения в Российскую Федерацию граждан Российской Федерации, временно находящихся на территории Грузии, а также их багажа».

Фото:Zurab Tsertsvadze / AP

  • Указ вступает в действие с 21 июня.
  • Комментируя указ президента, его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что он будет действовать до тех пор, пока ситуация в Грузии не нормализуется, а «любые угрозы для безопасности наших граждан» не исчезнут.

Запрет на полеты грузинских авиакомпаний

  • Минтранс России в субботу объявил, что с 8 июля вводится временный запрет на полеты грузинских авиакомпаний в Россию. Ведомство объяснило этот шаг необходимостью обеспечить безопасность полетов и просроченной задолженностью за аэронавигационную деятельность перед ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». Минтранс сообщил, что сумма задолженности грузинской стороны (без учета пени) составляет $792,5 тыс. и 592,2 тыс. руб. Из Грузии в Россию летают Georgian Airways и MyWay Airlines.

Что произошло в Грузии

Вечером 20 июня в Тбилиси прошла акция протеста. Она была вызвана тем, что депутат Госдумы от КПРФ Сергей Гаврилов во время открытия заседания Межпарламентской ассамблеи православия в парламенте Грузии сел в кресло спикера. Оппозиционные грузинские партии — «Единое национальное движение» и «Европейская Грузии» — посчитали, что депутат из России — страны, которую считают оккупировавшей грузинские Абхазию и Южную Осетию и с которой у Тбилиси нет дипломатических отношений, — не может находиться в грузинском парламенте, а тем более сидеть на месте председателя. Протестующие требовали отставки спикера Ираклия Кобахидзе и проведения внеочередных парламентских выборов. Кобахидзе выполнил их требования, уйдя в отставку с 21 июня. Полиция разогнала митинг, применив резиновые пули и слезоточивый газ. В беспорядках пострадали более 200 человек.

Президент Грузии Саломе Зурабишвили заявила, что протесты в стране выгодны только для России, назвав ее «врагом и оккупантом».

Фото:Zurab Tsertsvadze / AP

Сколько в Грузии туристов из России

    Как рассказала директор Ассоциации туроператоров Майя Ломидзе, в Грузии сейчас находятся несколько тысяч российских туристов, в основном самостоятельных. Их «раза в 2-2,5 больше, чем клиентов туроператоров», заявила она. Тем, у кого поездка выходит за рамки 8 июля, авиакомпании будут предлагать вывозные рейсы. По экспертным оценкам, в Грузию до конца года забронировали туры около 10 тыс. человек, и некоторые их уже оплатили, сообщила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

По данным Ростуризма, по линии российских туроператоров в стране находятся около 1,5 тыс. туристов, информация о числе самостоятельных путешественников уточняется.

Какие российские авиакомпании летают в Грузию и что они будут делать

Как оценивают ситуацию в грузинских отелях

  • В тбилисском отеле Stamba РБК рассказали, что аннулировали много бронирований. В Tbilisi Marriott Hotel заявили, что отмены бронирований наблюдались накануне, при этом 22 июня отмен не было.
  • Отмены бронирования в день протестов были, однако их было не больше, чем в обычные дни, заявили в Holiday Inn Tbilisi.
  • В отеле Hotels & Preference Hualing Tbilisi, в свою очередь, утверждают, что туристы не отменяли брони, при этом появились новые бронирования.

Реакция

  • В Росавиации РБК заявили, что будут ждать указаний от кабинета министров, отказавшись от дальнейших комментариев.
  • Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на своей странице в социальной сети вспомнила слова президента Грузии, назвавшей Россию оккупантом. «Ну, что, доигрались? «Оккупант» отступает, выводя своих туристов из Вашей экономики, — написала она. — Фантастические же в Грузии политики: сами решили проводить у себя парламентский форум, сами же этому ужаснулись, сами друг друга постреляли, сами как и 30 лет назад не удосужились вспомнить про законы и политические институты, а на следующий день вся страна в плакатах «Россия виновата».
  • Представитель вице-премьера Максима Акимова сообщил, что по вопросу запрета воздушных перевозок состоялось совещание. В ходе него были выработаны меры по минимизации негативных последствий для находящихся в Грузии россиян. Также на совещании отметили, что авиакомпании фиксируют массовую сдачу билетов на рейсы в Грузию, что облегчит возвращение граждан домой.
  • Спецпредставитель премьера Грузии по связям с Россией Зураб Абашидзе заявил, что руководство страны детально изучает решение российских властей о временной приостановке полетов в страну. Советник премьер-министра Грузии по вопросам стратегических коммуникаций Ираклий Чиковани сказал, что «радикальная политическая повестка как на межгосударственном уровне, так и внутри страны равномерно вредит интересам обоих государств».
  • В Georgian Airways, осуществляющей рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Уфу, Казань, заявили, что в случае вступления запрета в силу организуют транзитные рейсы через Ереван с гарантированным часом на пересадку.
  • Некоторые рестораторы в Тбилиси в беседе с РБК выразили обеспокоенность перспективой снижения числа российских клиентов.

Украина

Египет

Турция

Запрет на чартерные перевозки в Турцию был введен в конце 2015 года после того, как в Сирии турецким истребителем был сбит российский военный самолет Су-24. Мораторий был снят в августе 2016 года.

Как получить компенсацию за задержанный рейс

Отмена рейсов затрагивает более тысячи пассажиров в день только в России. Не всегда авиакомпании возвращают деньги мирно. В ином случае можно потребовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда. Перевозчика освободят от ответственности, если он не виноват в задержке: например, была плохая погода. Но если в суде выяснится, что это только отговорки, компания заплатит вдвойне. Юристы дали советы, а один из них поделился, как взыскал с авиакомпании €1 600 за семь часов задержки - в то время как она предлагала выплатить 700 руб.

Рейс задержали. Что делать?

В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.

п. 99 Федеральных авиационных правил

Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.


В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.

Получить компенсацию

Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.

Чем грамотнее будет составлена претензия, тем больше шансов, что компания выплатит компенсацию, считает Ольга Туренко, адвокат АК Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × . Она советует указать все максимально подробно: свои анкетные и контактные данные, даты покупки билетов, номер рейса, даты вылета, время вылета (плановое и фактическое), сумму, подлежащую компенсации, реквизиты счета, куда нужно перечислить средства. Важно, по словам эксперта, не только перечислить все факты, но и подтвердить их.

Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.

Разный размер компенсации

Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором - Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.


Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.

Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:

  • экипаж или борт не готов к выполнению рейса;
  • допущены ошибки в расписании перелетов;
  • пассажиру отказано в посадке (так называемый овербукинг, когда количество проданных на рейс билетов превышает число посадочных мест в самолете);
  • перелет отменен из-за нерентабельности.

Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).

Обстоятельство непреодолимой силы - это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.

Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии - это тоже обстоятельство непреодолимой силы.

Практика в пользу авиаперевозчиков

Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» - это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.

Хотя туман или сильный ветер - серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).

Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.

Практика в пользу пассажира

Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность - снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).

К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.

Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.

Подобные споры - редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.


Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.

Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×

В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.

  • наличие договора воздушной перевозки (билеты, счета, акты, платежные поручения и тому подобное);
  • ненадлежащее исполнение обязанностей по перевозке;
  • наличие и размер убытков (билеты, платежные поручения);
  • наличие причинно-следственной связи между задержкой рейса и убытками;
  • соблюдение претензионного порядка (претензии, переписка сторон, уведомления).

Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения ×

Читайте также: