Без кнута и пряника. Почему первые три недели в школе - самые стрессовые?

Обновлено: 31.05.2024

Почему одни дети зани­ма­ются много и охотно, а труд­но­сти лишь добав­ляют им энер­гии и жела­ния добиться постав­лен­ной цели, а дру­гие все делают словно из-под палки, а при воз­ник­но­ве­нии хоть сколько-нибудь зна­чи­тель­ных пре­пят­ствий теряют инте­рес или совсем пре­кра­щают дея­тель­ность? От чего на самом деле зави­сят дет­ские успехи в учебе и обще­нии? И можно ли вос­пи­тать в ребенке усид­чи­вость? Ключ к отве­там на эти вопросы лежит в моти­ва­ции. Именно она помо­гает нам вос­ста­нав­ли­ваться после неудач и пора­же­ний, не укло­няться от тяже­лых задач и доби­ваться успеха.

Все начинается с самоконтроля

Один из самых запо­ми­на­ю­щих и про­стых экс­пе­ри­мен­тов, кото­рый поз­во­ляет выявить уро­вень моти­ва­ции у ребенка, был про­ве­ден еще в 1972 году пси­хо­ло­гом из Стен­форда Воль­те­ром Мише­лем. Marshmallow test (пере­ве­сти назва­ние можно как “Зефир­ный тест”) дает воз­мож­ность узнать спо­соб­но­сти ребенка усми­рять свои еже­се­кунд­ные жела­ния ради боль­ших свер­ше­ний в будущем.

Ребенка 4-5 лет остав­ляли одного в ком­нате за сто­лом, на кото­ром лежала зефирка. Пред­ва­ри­тельно ему объ­яс­няли пра­вила «игры». Чтобы полу­чить вто­рую зефирку, нужно дождаться воз­вра­ще­ния взрос­лых и не съесть уго­ще­ние, кото­рое уже лежит на столе.

Резуль­таты наглядно пока­зы­вают уро­вень само­кон­троля у ребенка и нали­чие (или отсут­ствие) спо­соб­но­сти откла­ды­вать воз­на­граж­де­ние, то есть про­ти­во­сто­ять иску­ше­нию в дан­ный момент, чтобы после полу­чить боль­шую награду. Неко­то­рые дети съе­дали зефирку даже не дождав­шись конца объ­яс­не­ния. Но были и такие, кото­рые смогли про­ждать 10 и более минут одни наедине с заман­чиво лежа­щей прямо перед ними сла­до­стью. Все только для того, чтобы полу­чить еще больше.

Уче­ные обна­ру­жили, что дети, кото­рые в ходе этого экс­пе­ри­мента пока­зали спо­соб­ность откла­ды­вать воз­на­граж­де­ние, в даль­ней­шем не только пока­зы­вают луч­шие резуль­таты в учебе, но и легче схо­дятся с людьми, у них больше дру­зей, они спо­собны уста­нав­ли­вать более проч­ные кон­такты в группе, а самое глав­ное, они легче и эффек­тив­нее справ­ля­ются с трудностями.

Даль­ней­шие иссле­до­ва­ния уче­ных пока­зали, что пред­рас­по­ло­жен­ность к само­кон­тролю про­яв­ля­ется у детей с самого ран­него воз­раста. Был про­ве­ден ана­лиз пове­де­ния шести­ме­сяч­ных мла­ден­цев. После обыч­ной игры с ребен­ком мам попро­сили в тече­ние несколь­ких минут про­сто смот­реть на малыша без эмо­ций. Для малыша это непо­нят­ная и крайне непри­ят­ная ситу­а­ция. Пер­вая реак­ция прак­ти­че­ски всех мла­ден­цев - воз­му­ще­ние. За воз­му­ще­нием у боль­шин­ства детей сле­до­вали слезы. Но неко­то­рые дети вме­сто того, чтобы запла­кать, стали наобо­рот улы­баться. Если мамино лицо никак не меня­лось, они инту­и­тивно начи­нали искать спо­соб снять напря­же­ние, пере­клю­чив себя на дру­гую дея­тель­ность: смот­рели по сто­ро­нам, изу­чали окру­жа­ю­щую обстановку.

Про­фес­сор факуль­тета пси­хо­ло­гии Сеуль­ского госу­дар­ствен­ного уни­вер­си­тета Кваг Кымчжу счи­тает, что такое пове­де­ние пока­зы­вает нали­чие у ребенка спо­соб­но­сти, кото­рая в даль­ней­шем при воз­ник­но­ве­нии труд­но­стей поз­во­лит ему сдер­жи­вать соб­ствен­ные эмо­ции и искать наи­бо­лее опти­маль­ный выход из ситу­а­ции. Это же каче­ство вли­яет на то, каким обра­зом ребе­нок будет стро­ить отно­ше­ния с дру­гими людьми.

Кроме того, уме­ние в стрес­со­вой ситу­а­ции кон­тро­ли­ро­вать эмо­ции, пере­клю­чать соб­ствен­ное вни­ма­ние и сни­мать напря­же­ние напря­мую свя­зано с раз­ви­тием спо­соб­но­сти откла­ды­вать воз­на­граж­де­ние. В пове­де­нии детей, кото­рые в экс­пе­ри­менте с зефи­ром смогли дождаться воз­вра­ще­ния взрос­лых, была одна общая черта: они делали все, чтобы не смот­реть на завет­ное уго­ще­ние перед их носом, и отвлечь себя даже от мыс­лей о том, что сла­дость можно съесть.

Это очень важ­ное и полез­ное каче­ство. Как только чело­век начи­нает кон­цен­три­ро­вать все вни­ма­ние на непри­ят­ном моменте, отри­ца­тель­ные эмо­ции нарас­тают в нем, как снеж­ный ком, и сдер­жать их или найти трез­вое реше­ние про­блемы ста­но­вится прак­ти­че­ски невозможно.

Опи­сан­ные выше экс­пе­ри­менты про­сты, но резуль­таты их очень пока­за­тельны. Любой роди­тель может про­ве­сти подоб­ное «мини-тести­ро­ва­ние» для сво­его ребенка, чтобы узнать больше о его спо­соб­но­стях и пред­рас­по­ло­жен­но­стях. И даже если ваш ребе­нок съел зефирку, не дождав­шись конца объ­яс­не­ния пра­вил «игры», не стоит рас­стра­и­ваться. К сча­стью, начать вос­пи­ты­вать в ребенке усид­чи­вость и поло­жи­тель­ную моти­ва­цию нико­гда не рано и нико­гда не поздно. Не бывает детей без поло­жи­тель­ной моти­ва­ции, есть только дети, кото­рые по тем или иным при­чи­нам ее утра­тили. Вос­ста­но­вить это каче­ство в ребенке - задача родителей.

Методы, которые работают

В еже­днев­ном обще­нии стре­ми­тесь пока­зать ему, что тер­пе­ние все­гда при­но­сит луч­ший резуль­тат и боль­шее удо­вле­тво­ре­ние (награду). Ста­рай­тесь заме­чать и все­гда поощ­рять любые, даже самые незна­чи­тель­ные попытки ребенка про­явить настой­чи­вость и тер­пе­ние. Роди­тель­ское слово и похвала для малень­кого ребенка зна­чат гораздо больше, чем мы обычно считаем.

Без­условно, на раз­ви­тие моти­ва­ции вли­яет мно­же­ство раз­ных фак­то­ров. Однако пси­хо­логи уве­рены, что дове­ри­тель­ные отно­ше­ния с роди­те­лями очень суще­ственно вли­яют на фор­ми­ро­ва­ние в ребенке спо­соб­но­сти пре­одо­ле­вать труд­но­сти. Мама и папа для малыша пер­вый и самый глав­ный авто­ри­тет. Ребе­нок искренне верит вам и вашим сло­вам. К этой вере необ­хо­димо отно­ситься с долж­ным ува­же­нием. Очень важно все­гда выпол­нять дан­ные ребенку обе­ща­ния. Не стоит исполь­зо­вать пустые отго­ворки вроде «потом купим», «потом сде­лаем», где «потом» фак­ти­че­ски озна­чает «нико­гда». Часто кажется, что через минуту ребе­нок забу­дет это обе­ща­ние роди­те­лей, как и свое жела­ние. Однако, это далеко не все­гда так. Фак­ти­че­ски, не испол­няя свои обе­ща­ния, даже те, кото­рые взрос­лым кажутся совер­шенно несу­ще­ствен­ными, роди­тели создают для ребенка ситу­а­цию посто­ян­ного разо­ча­ро­ва­ния. Осо­знан­ное или нет, такое разо­ча­ро­ва­ние фор­ми­рует в ребенке убеж­де­ние в том, что его тер­пе­ние ни к чему не ведет. Обе­щан­ная отло­жен­ная награда так и не при­хо­дит. Тогда зачем сдер­жи­вать себя, ста­раться или ждать? В резуль­тате малыш теряет уве­рен­ность и спо­соб­ность к само­кон­тролю. Если ребе­нок точно знает, что роди­тели испол­нят то, что обе­щали, он рас­тет более уве­рен­ным, и в нем ско­рее разо­вьются такие каче­ства, как тер­пе­ние и усидчивость.

Цель «научиться» и цель «показать себя»

Все дети учатся на ошиб­ках и неуда­чах. Однако, не все оди­на­ково их вос­при­ни­мают. Кто-то стал­ки­ва­ясь с труд­но­стями теряет инте­рес, выно­сит вер­дикт «я это не могу» и сда­ется. Для дру­гих неудача - это лишь допол­ни­тель­ный сти­мул, чтобы еще упор­нее идти к постав­лен­ной цели. Про­фес­сор Стэнд­форд­ского уни­вер­си­тета Док­тор Кэрол С. Двэк, один из веду­щих миро­вых иссле­до­ва­те­лей в сфере моти­ва­ции, счи­тает, что подоб­ная раз­ница в пове­де­нии опре­де­ля­ется раз­ни­цей целей, на кото­рые ори­ен­ти­ро­ваны дети при выпол­не­нии зада­ний. В своем иссле­до­ва­нии док­тор Двэк выде­ляет так назы­ва­е­мые «пока­за­тель­ную» и «учеб­ную» цели. (Motvational processes affecting learning American Psychologist, Vol. 41, No. 10. (October 1986), pp. 1040-1048 ) Моти­ва­ция ребенка может быть осно­вана на жела­нии пока­зать себя, предъ­явить окру­жа­ю­щим свои спо­соб­но­сти или на жела­нии научиться чему-то новому, пре­одо­леть труд­ность и решить постав­лен­ную задачу. В пер­вом слу­чае дети стре­мятся к быст­рому резуль­тату и быст­рой награде (в виде похвалы, оценки, поощ­ре­ния и т.д). Воз­ник­но­ве­ние труд­но­стей обес­ку­ра­жи­вает их. Такие дети легко теряют уве­рен­ность в себе и неудачи обычно объ­яс­няют недо­стат­ком спо­соб­но­стей. Так рож­да­ются всем нам зна­ко­мые фразы: «не могу», «это не для меня», «мне это не по силам», «это слиш­ком тяжело», за кото­рыми, как пра­вило, сле­дует отказ от выпол­не­ния задания.

Дети, наце­лен­ные на «учеб­ную» цель, чаще выби­рают слож­ные задачи и, даже если слу­ча­ются про­валы и неудачи, их само­оценка стра­дает гораздо меньше. Соб­ствен­ные ошибки такие дети отно­сят, обычно не к недо­статку спо­соб­но­стей, а к недо­статку усер­дия. «Чтобы спра­виться с этой зада­чей, нужно всего лишь чуть больше поста­раться», — думают они. Разу­ме­ется, такая моти­ва­ция не может не давать поло­жи­тель­ных результатов.

Задача роди­те­лей в дан­ном слу­чае обра­тить вни­ма­ние на то, что в дей­стви­тель­но­сти дви­жет ребен­ком и вос­пи­ты­вать в нем жела­ние научиться, совла­дать с зада­чей, решить про­блему само­сто­я­тельно. Для этого важно обра­тить вни­ма­ние на несколько моментов.

Воспитывайте в ребенке самостоятельность

Неве­рие в соб­ствен­ные спо­соб­но­сти - глав­ный враг моти­ва­ции. Как только ребе­нок пове­рил в то, что он «это не может» в нем пре­кра­ща­ется вся­кое ста­ра­ние и жела­ние действовать.

Чтобы помочь ребенку стать уве­рен­нее в себе, нужно, в первую оче­редь, научить его дей­ство­вать само­сто­я­тельно. И чем раньше роди­тели нач­нут это делать, тем лучше. Жизнь малень­кого ребенка состоит из проб и оши­бок. Но очень важно, чтобы роди­тели поз­во­лили ребенку (в рам­ках без­опас­ного пре­дела, разу­ме­ется) совер­шать эти ошибки. Если вы видите, что ваше чадо без­успешно пыта­ется попасть ногой в шта­нину, застег­нуть куртку или сло­жить новую голо­во­ломку, не спе­шите «помочь» и сде­лать все за него. Поз­вольте ребенку самому спра­виться с зада­чей. Играя с ребен­ком, помо­гайте сове­том, но нико­гда не под­ска­зы­вайте отве­тов и не выпол­няйте зада­ний вме­сте с ним, если фак­ти­че­ски это озна­чает, что вы выпол­ните их за ребенка.

Запа­си­тесь тер­пе­нием и при­го­товь­тесь спо­койно наблю­дать дет­ские ошибки. Очень часто сами папы и мамы ори­ен­ти­ро­ваны на «пока­за­тель­ную» цель. Любому роди­телю хочется, чтобы его ребе­нок был самым спо­соб­ным, все схва­ты­вал на лету и во всем имел успех. Но так ли важен быст­рый успех, если для выпол­не­ния зада­ния ребе­нок всего лишь вос­поль­зо­вался вашими зна­ни­ями и уме­ни­ями и в резуль­тате не при­об­рел ника­ких соб­ствен­ных навы­ков? Такой «успех» вли­яет на само­оценку малыша еще хуже, чем ошибки. Ребе­нок пре­красно пони­мает, что зада­ние выпол­нил не он сам. Со вре­ме­нем теря­ется ощу­ще­ние дости­же­ния: «я сде­лал», «я спра­вился». Воз­ни­кает пси­хо­ло­ги­че­ская зави­си­мость от чужой помощи, кото­рая сохра­ня­ется даже когда физи­че­ской необ­хо­ди­мо­сти в такой помощи уже давно нет.

Чтобы дей­стви­тельно помочь ребенку с чем-то спра­виться, будьте его совет­чи­ком, поощ­ряйте его уси­лия и под­дер­жи­вайте его веру в себя, но не делайте за него. Все­гда гово­рите ему: «Ты обя­за­тельно спра­вишься», «Ты это можешь, нужно только немного поста­раться», «Ты можешь это сде­лать сам, про­сто попро­буй еще раз». Дей­ствуйте через вопросы:

- Как ты счи­та­ешь, что нужно сде­лать дальше?

Чем раньше вы нач­нете такое обу­че­ние, тем лучше. И самое глав­ное, не рас­стра­и­вай­тесь и не сер­ди­тесь на ребенка за то, что у него что-то не полу­ча­ется. Ошибки - есте­ствен­ная часть про­цесса обу­че­ния. Без них невоз­можно идти вперед.

Предъявляйте разумные требования

Еще одно пре­пят­ствие в раз­ви­тии поло­жи­тель­ной моти­ва­ции в ребенке - это завы­шен­ные ожи­да­ния родителей.

Пока­зы­вая ребенку, как мно­гого вы от него ждете, вы ста­вите его в ситу­а­цию стресса. Необ­хо­ди­мость неиз­менно оправ­ды­вать ожи­да­ния роди­те­лей создает напря­же­ние, кото­рое уже само по себе может стать при­чи­ной дет­ских неудач. Кроме того, цель выпол­не­ния зада­ния авто­ма­ти­че­ски из «учеб­ной» пре­вра­ща­ется в «пока­за­тель­ную». Ребе­нок уже не ста­ра­ется научиться, а лишь стре­миться пока­зать роди­те­лям, что они в нем не ошиблись.

Пси­хо­лог и про­фес­сор Стэнд­форда Дэбора Стай­пек во мно­гих своих рабо­тах напо­ми­нает роди­те­лям о том, что ока­зы­вая чрез­мер­ное дав­ле­ние на ребенка, роди­тели необ­ра­тимо полу­чат резуль­тат обрат­ный жела­е­мому. Поста­рай­тесь сооб­ра­зо­вать свои ожи­да­ния с реаль­ным поло­же­нием дел. У мно­гих роди­те­лей суще­ствуют очень опре­де­лен­ные пред­став­ле­ния о том, что именно их дети должны делать хорошо. Таким обра­зом игно­ри­ру­ются реаль­ные спо­соб­но­сти ребенка, стра­дает дет­ская само­оценка и моти­ва­ция. Тре­бо­ва­ния роди­те­лей должны быть чуть выше того уровня, на кото­ром ребе­нок нахо­дится в дан­ный момент. Образно говоря, не стоит тре­бо­вать от тро­еч­ника, чтобы он стал круг­лым отлич­ни­ком, направьте уси­лия ребенка на полу­че­ние твер­дой чет­верки. А там и пятерки ока­жутся не такими уж недостижимыми.

Развивайте внутреннюю мотивацию ребенка

Очень часто роди­тели и учи­теля выби­рают метод кнута и пря­ника, чтобы сти­му­ли­ро­вать дет­скую моти­ва­цию. Этот спо­соб стар, как мир и, без­условно, дает неко­то­рый эффект. Но обе­ща­ние награды или угроза нака­за­ния спо­собны раз­вить лишь внеш­нюю моти­ва­цию. В одном из своих иссле­до­ва­ний про­фес­сор Стай­пек утвер­ждает, что несмотря на важ­ность внеш­ней моти­ва­ции, наи­боль­ших резуль­та­тов можно достичь, если раз­вить в ребенке внут­рен­нюю моти­ва­цию. Дети учатся гораздо быст­рее, если на заня­тиях ими дви­жет любо­пыт­ство и инте­рес, а не жела­ние полу­чить конфету.

Есть ста­рая притча о том, что воз­на­граж­де­ние — один из вер­ней­ших спо­со­бов заста­вить ребенка чего-то НЕ делать. Возле дома одного пожи­лого чело­века целыми днями рез­ви­лась детвора. Было так шумно, что ста­рик не знал, куда деваться от голов­ной боли. Нако­нец он при­ду­мал спо­соб, как отучить детей шуметь под его окнами. Одна­жды он позвал их и ска­зал, что очень любит слу­шать дет­ский смех и говор, поэтому он будет давать им по три монеты каж­дый день, если они будут при­хо­дить к его дому и шуметь, как можно громче. Дети с радо­стью вопили под окнами ста­рика целыми днями и под вечер полу­чали свою награду. Через неделю он снова позвал ребят и ска­зал, что, к сожа­ле­нию, теперь он смо­жет давать им только по две монеты в день. Дети про­дол­жали при­хо­дить, но уже менее охотно. Когда на тре­тью неделю, ста­рик ска­зал им, что будет давать по монете в день, дети рас­сер­ди­лись и ска­зали, что больше не при­дут играть под его окна совсем. Так муд­рый чело­век нако­нец-то добился тишины и покоя.

Исто­рия эта наглядно пока­зы­вает, как вли­яют внеш­ние сти­мулы на моти­ва­цию. В конце кон­цов выпол­не­ние зада­ния будет цели­ком зави­сеть от полу­че­ния и объ­ема награды. Со вре­ме­нем ребе­нок про­сто разу­чится делать что-либо без пре­сло­ву­того «пря­ника». Реак­ция на ошибки и неудачи также будет опре­де­ляться награ­дой или нака­за­нием. Гораздо более эффек­тив­ный спо­соб моти­ви­ро­вать ребенка - это заин­те­ре­со­вать его. Любое зада­ние может быть скор­рек­ти­ро­вано с уче­том инди­ви­ду­аль­ных спо­соб­но­стей, пишет про­фес­сор Стай­пек, так чтобы сде­лать его инте­рес­ным именно для вашего ребенка. Если конеч­ная цель - научиться, то форма при­об­ре­те­ния зна­ния может быть любой.

Хвалите ребенка за усилия больше, чем за результат

Пси­хо­логи утвер­ждают, что очень важно дать почув­ство­вать ребенку, что вам не без­раз­личны его уси­лия. Известно, что чрез­мер­ная похвала отри­ца­тельно вли­яет на моти­ва­цию ребенка. Однако, про­фес­сор Кэрол Двэк счи­тает, что даже похвала «в рам­ках доз­во­лен­ного» должна быть прежде всего похва­лой дет­ских усилий.

Ребе­нок дол­жен чув­ство­вать, что его настой­чи­вость, тер­пе­ние, труд, кото­рые он при­ло­жил к выпол­не­нию зада­ния для вас даже важ­нее самого резуль­тата, кото­рый всего лишь их зако­но­мер­ное след­ствие. Полу­ча­ется не у того, кто все может, а у того, кто ста­ра­ется. Гово­рите об этом вашим детям. Хва­лите их уси­лия больше, чем дости­же­ния. Такая похвала убе­дит ребенка в том, что ключ к его успе­хам в ста­ра­тель­но­сти и усид­чи­во­сти. И это дей­стви­тельно так!

«Дисциплина - это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь». Будь моя воля, этот остроумный афоризм южноафриканского писателя Джона Максвелла я начертал бы на знамени каждой школы мира. Но… Мне не давали таких полномочий.
А если серьезно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В разных странах мира своя система школьных запретов. У каждой школы свой кнут и свой пряник.

Штраф за разбитый нос

В Англии самой строгой школой считается школа Микейла. На уроках исключен даже рабочий шепот. Говорит только учитель или отвечающий урок ученик. Балаган и беготня невозможны и во время перемены. Больше того, гулять по коридору можно только по строго выделенной линии, она выклеена на полу желтой лентой. Туалет без зеркал. Эта мера (по мнению администрации) исключает пользование косметикой. Разумеется, разрешена только единая школьная форма. Ни малейших вольностей в одежде. Украшения? И помечтать-то страшно!

В школе Микейла все до мелочей заточено на учебу. Знания - все! Остальное не важно.

Директор школы Катрин Бербалсин гордится тем, что «таких результатов, как у нас, нет ни в одной школе Англии. Успеваемость поразительная! Все школы за год проходят два уровня подготовки, а в нашей - четыре».

Строгая учебная дисциплина удивительно гармонично сочетается с гуманным отношением учеников друг к другу и учителей к ученикам. Конечно, здесь есть здоровая конкуренция (как без нее?!), но нет столь модного в школах мира буллинга. «Школа Микейла - самое безопасное место для ребенка, - говорит Катрин. - У нас ребенок остается ребенком, а не становится солдатом».

При этом правилом дурного тона считается заводить закадычного (лучшего) друга или подругу. Дружить, так всем, а не парами (тройками…). Никаких группировок! Избирательная дружба недопустима, потому что ущемляет чувства остальных ребят, не менее заслуживающих крепкой дружбы. Эта норма записана в устав школы Микейла.

Как и то, что ученик может запросто схлопотать выговор только за то, что забыл дома ручку (тетрадь, учебник, фломастеры…).

Учителям запрещено, в частности, ставить отметки и исправлять ошибки в тетрадях красным цветом. «Это (особенно в младших классах) вселяет известный страх в учеников, травмирует их психику», - уточняет директор. (К слову, ручками с красным цветом запрещено пользоваться учителям и в школах Австрии, Швейцарии, Франции, Германии… Но пример подала Англия, а вслед за ней Австралия.)

Отличникам в школе Микейла незачем тянуть руку, чтобы блеснуть ответом. Здесь это не принято. Преподаватель сам знает, кого спросить, а руки (по опыту других школ) тянут обычно одни и те же всезнайки.
В Англии есть школы, где запрещено фамильярное «привет!». В ходу только светски высокопарное обращение, как и положено будущим джентльменам и леди. Типа: «Рад вас видеть, сэр».

В Великобритании запрещено фотографировать детей на территории школы и во время прогулок вне школьной территории. (Я сталкивался с этим явным «нарушением прав журналиста» и в других странах Европы. А вот в странах Азии дети сами лезут в объектив под поощрительные улыбки взрослых.) Европейцы справедливо опасаются, что изображение ребенка могут использовать в мерзких, а то и в преступных целях. А как же фото на память с выпускного бала? А групповое фото с учителями по поводу окончания школы?
«Судьбоносную» фотосессию имеют право делать только авторизованные, проверенные фотографы со специальной лицензией. Обязательно письменное разрешение родителей с детальным уточнением, что и как снимать, и строжайшим запретом выкладывать фото детей в социальные сети.

Во многих школах Франции (а в частных школах в обязательном порядке) родители платят страховку, гарантирующую выплату компенсации, в случае если ваше чадо нанесло ущерб школьному имуществу, личным вещам одноклассников или (не дай бог!) здоровью другого ученика. Страховой полис прикрепляется к банковскому счету папы или мамы. Испортил школьный компьютер? Вырвал «с мясом» пуговицу с куртки одноклассника? Да еще и нос ему разбил?! Страховочка (спасибо!) уплачена, но и серьезного разбора полетов перед однокашниками не избежать.

В школах многих стран Европы обязательны прививки. Отказ от вакцинации возможен только в крайних случаях с разрешения специальной медицинской комиссии. Минимальный штраф за подлог медицинской справки о прививках или отказ от вакцинации в той же Франции полторы тысячи евро.

Лекарства в школьном рюкзачке тоже строго запрещены. Если ребенку прописаны (скажем) антибиотики и он должен принимать их строго по часам, родители пишут записку «классному руководителю» с указанием дозы медикамента, прилагают к записке медицинскую справку, заверенную врачом, упаковывают препарат в специальный контейнер и только после этого отправляют приболевшее чадо в школу.

Во многих школах Франции (а в частных без исключения) за опоздания на уроки штрафуют. У учителей начальных классов на руках списки родственников и доверенных лиц, которые имеют право встретить и забрать ребенка из школы. Если родители в разводе (что бывает сплошь и рядом), учитель знает, в какой день папе или маме разрешено судом брать малыша к себе.

Моя одноклассница, давно живущая в Париже и рано овдовевшая, рассказывала мне, что ее сына, когда он учился в третьем классе, не выдали ее родной сестре только потому, что тетя ребенка не была внесена мамой в список доверенных лиц, хотя мальчик при встрече с восторгом бросился родной тете на шею. Пришлось учителю, мальчугану и его тетке куковать до позднего вечера в ожидании бабушки, внесенной в список доверенных лиц (мама была в командировке в Лионе).

В уважающих себя школах Франции (да и Европы в целом) запрещены мобильники. То есть смартфон может лежать выключенным на дне рюкзачка, но не более.

Тюремная роба вместо формы

Пестрят запретами уставы японских школ. Есть и вовсе на грани фантастики. Например, в школах Токио если учителя подозревают, что у ученицы (ученика) ненатуральный цвет волос, он должен доказать обратное. Как? Принести из дома детскую фотографию. Такой (унизительной?) процедуре подвергаются почти 60 процентов школьников Токио. Не выделяйся! Будь, как все. Это железное правило японцев.

Каждому японскому школьнику присваивается индивидуальный номер. Контрольные работы или тесты ученик подписывает не именем и фамилией, а ставит свой номер.

Во многих школах запрещены браслеты и амулеты с пожеланием удачи. Это считается мошенничеством, ведь ты не сам, а с божьей помощью добиваешься успехов.

Японские школьники с удовольствием моют полы в классах, школьных коридорах и в туалете. Уборщиц там просто нет (правило, которое не мешало бы ввести и в наших школах).

А в школах Южной Кореи у учеников свой порядковый номер. Список класса составлен не по алфавиту, а по дате рождения ребенка. Чтобы развивать коммуникативные способности, избежать мешающих учебе привязанностей и стимулировать конкуренцию, каждый год классы перемешивают.

За опоздание на урок или разговоры в классе южнокорейского школьника могут наказать отжиманиями от пола, «марафоном» вокруг школьного здания во время длинной перемены, а мальчика - стойкой на руках.
Есть дисциплинарные запреты, которые (на первый взгляд) могут показаться курьезными, а если вдуматься, то не лишены здравого смысла. Например, Департамент образования Нью-Йорка запретил использовать в стандартных учебных тестах слова, которые могут вызвать у школьника душевный дискомфорт, - «нищета», «развод родителей», «болезнь», «долги», «смерть», «теракт»…

В одной из школ Пенсильвании, после того как одного мальчугана отправили в больницу с острой аллергической реакцией, запретили пользоваться дезодорантами в виде спрея. В той же Пенсильвании есть школа, правила которой запрещают девушкам носить угги. Глупость? Не исключаю. Но таким образом администрация борется с мобильниками - в полусапожках телефоны легко пронести в школу.

В Чикаго есть школа, в которой ученикам можно посетить туалет во время уроков не более трех раз в семестр. Преподаватели за этим строго следят и ведут учет посещений «мест общего пользования».

В некоторых школах Хьюстона ввели электронные бейджики, которые безошибочно обнаруживают прогульщиков.

За нарушение дресс-кода в одной из школ Техаса следует уж очень экзотическое наказание. Провинившихся переодевают в… арестантские робы. Робы настоящие, а не бутафорские, сшитые зеками в местной тюрьме. И смех и грех. Тюремные робы настолько понравились подросткам, что они намеренно стали нарушать школьный дресс-код, чтобы весь учебный день пощеголять друг перед другом в одежде техасских заключенных.

«Парта - это не кровать, и на ней нельзя лежать…» Эта строчка из стихотворения Самуила Маршака явно не про китайцев и не для китайцев. В школах Поднебесной официально разрешено вздремнуть 30 минут после обеда. Прямо за партой. Для этого из дома ученик приносит маленькую подушку. Учитывая, что китайские школьники находятся в школе с утра до вечера, что дисциплина в школах приближена к армейской, получасовой сон за партой в радость.

В школах Нидерландов за систематические пропуски уроков без уважительной причины родителей злостного прогульщика сначала штрафуют, а если не помогло, могут на месяц… посадить под домашний арест. А самого ученика привлечь к общественно полезному труду. Например, ухаживать за умирающими в хосписе.

Южно-Африканская Республика (ЮАР) не может похвастаться высоким качеством среднего образования, но гордится полуармейскими порядками в школах страны. Здесь девочкам запрещено пользоваться косметикой и распускать волосы, а все мальчики коротко пострижены.

Школьники Германии обязательно сдают экзамены по вождению велосипеда. В каждом школьном дворе есть дорожный перекресток, оборудованный по всем правилам безопасности движения. По скользящему графику в конце каждого месяца в школу приходят «гаишники» и максимально строго экзаменуют ребят. Далеко не все ученики сдают экзамен с первого, а то и со второго раза. Но к окончанию школы, как правило, все учащиеся получают настоящие права на вождение велосипеда.

Жесткая система запретов и обязаловок в школах Северной Кореи. Попробуй не знать основные вехи жизни и деятельности великого Ким Ир Сена! Это просто невозможно. А в десять лет юный северокореец обязан вступить в Союз детей, по сути и структуре очень напоминающий пионерскую организацию советских времен. Кто был пионером, тот не даст соврать: сначала красный галстук повязывают отличникам, спустя недельку - середнякам, а уж в последнюю очередь тем, кто должен равняться на правофланговых. В Северной Корее так до сих пор. И обязательна так называемая трудовая повинность. Всех без исключения школьников вывозят убирать урожай овощей, помогать на стройках коммунизма.

В школах Ирана запрещен жест, который у нас считается поощрительным, а потому очень распространен: восхищаясь чем-то или кем-то, желая кого-то похвалить, мы поднимаем большой палец. Покажи в иранской школе большой палец кому-либо, и ты рискуешь быть исключенным из школы. Но до этого учитель может отхлестать ученика шлангом, хотя официально физические наказания школьников в Иране запрещены. Минимальное, что ждет хама, - крутой разговор с директором школы и… продолжение «банкета» дома. У иранцев в ходу пословица: «Строгость учителя лучше, чем доброта отца».



Родительские заблуждения разбирает Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

Недетский страх

Юлия Борта, «АиФ»: Наталья Николаевна, многие родители ещё летом жаловались: их трясёт от мыслей о школе.

Наталья Авдеева: Их детям можно только посочувствовать. Ведь тем самым родители невольно сообщают ребёнку: кончается хорошая пора и начинается что-то мучительное. Родителям школьников нужно сделать над собой усилие и перестать чувствовать себя так, будто они выполняют тяжкую повинность. Лучше поискать, чему поучиться: например, рассчитывать время, справляться с неудачами (в детском саду ребёнка хвалили, а тут вдруг ругают, в начальной школе был отличником, а в средней - тройки) и т. д.

- Любая адаптация, будь то новый климат, новое место, иной режим дня и т. д., длится минимум три недели. В это время надо быть особенно внимательными к ребёнку. Узнавать, что было трудно, что легко, что нравилось, а что нет, и работать как раз с тем, что трудно и не нравилось. Но не требовать и не заставлять. Метод кнута и пряника в воспитании - совершенно устарелый в информационном веке. Обязательно разбирайте ошибки. Попытайтесь понять вместе, почему не получилось: неинтересно, что-то отвлекало.

Капризы и уловки

- Домашние задания помогать делать?

- Часто учителя, особенно в начальной школе, именно на это и рассчитывают. Лучше всё же избегать роли надсмотрщика и приучать ребёнка к самостоятельности. Пусть сам планирует, когда будет делать уроки, когда пойдёт гулять или поиграет. Минимум сопротивления, максимум активности: сам запланировал - сам сделал. Плюсов масса: ребёнок учится себя контролировать, не быть пассивным, не идти за кем-то, а проявлять свою волю. От формулы, что ребёнок - это объект воспитания и мы его дрессируем, надо уходить.

- Нет. Проявлять заинтересованность, вовлечённость надо обязательно! Дети лучше всего развиваются в том, к чему проявляют интерес родители. Бывает, что ребёнок рассказывает об успехах, а родители воспринимают это как должное. А реагируют, только когда у него двойка или плохое поведение. Не надо с порога спрашивать, какие оценки сегодня получил. Поинтересуйтесь, что было интересного в школе? Когда ребёнок с энтузиазмом рассказывает - «а вот у нас…», «а вот ещё…», «а завтра у нас будет. », - это то искомое, что помогает не относиться к учёбе как к скучной обузе. Родители должны показать, что школа - это значимое и хорошее место, поддерживать положительные перспективы.

- Ребёнок через неделю начинает жаловаться: то голова болит, то живот, поэтому в школу он пойти не может. Как понять - это реальная усталость или уловка?

- Вполне вероятно, что уловка. Особенно если родители склонны баловать ребёнка и считают, что школа - это тяжело, с нетерпением ждут очередных каникул или выходных, чтобы уже не водить на уроки и поспать подольше по утрам. Но причиной жалоб может быть слишком большая нагрузка в школе. Тогда стоит подумать о том, чтобы отказаться от каких-то дополнительных занятий, перевести ребёнка в другой класс, где он будет чувствовать себя комфортнее.

Нажмите для увеличения

:

- Абсолютное большинство детей идёт в школу с удовольствием. Но буквально через 1-2 года радости как не бывало. Одна из причин очень интересная. Ребёнок приходит, например, во 2-й класс. Ему дают сочинение на тему «Как ты провёл лето?». Обращение в прошлое - это уже неправильно. Ребёнок пришёл с надеждой на будущее, чему-то новому научиться, а тут ему - бац, как ты провёл лето. Летом было хорошо, но это было в прошлом. Основная э­моция - печаль. Вместо любопытства, радости и направленности в будущее детей «якорят» (состояние, вызванное определёнными воспоминаниям­и, переживаниями) 10-11 лет на прошлом, на печали. Кому будет нравиться такое место?

Читайте также: