Без кнута и пряника. Почему первые три недели в школе - самые стрессовые?
Обновлено: 31.05.2024
Почему одни дети занимаются много и охотно, а трудности лишь добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, а другие все делают словно из-под палки, а при возникновении хоть сколько-нибудь значительных препятствий теряют интерес или совсем прекращают деятельность? От чего на самом деле зависят детские успехи в учебе и общении? И можно ли воспитать в ребенке усидчивость? Ключ к ответам на эти вопросы лежит в мотивации. Именно она помогает нам восстанавливаться после неудач и поражений, не уклоняться от тяжелых задач и добиваться успеха.
Все начинается с самоконтроля
Один из самых запоминающих и простых экспериментов, который позволяет выявить уровень мотивации у ребенка, был проведен еще в 1972 году психологом из Стенфорда Вольтером Мишелем. Marshmallow test (перевести название можно как “Зефирный тест”) дает возможность узнать способности ребенка усмирять свои ежесекундные желания ради больших свершений в будущем.
Ребенка 4-5 лет оставляли одного в комнате за столом, на котором лежала зефирка. Предварительно ему объясняли правила «игры». Чтобы получить вторую зефирку, нужно дождаться возвращения взрослых и не съесть угощение, которое уже лежит на столе.
Результаты наглядно показывают уровень самоконтроля у ребенка и наличие (или отсутствие) способности откладывать вознаграждение, то есть противостоять искушению в данный момент, чтобы после получить большую награду. Некоторые дети съедали зефирку даже не дождавшись конца объяснения. Но были и такие, которые смогли прождать 10 и более минут одни наедине с заманчиво лежащей прямо перед ними сладостью. Все только для того, чтобы получить еще больше.
Ученые обнаружили, что дети, которые в ходе этого эксперимента показали способность откладывать вознаграждение, в дальнейшем не только показывают лучшие результаты в учебе, но и легче сходятся с людьми, у них больше друзей, они способны устанавливать более прочные контакты в группе, а самое главное, они легче и эффективнее справляются с трудностями.
Дальнейшие исследования ученых показали, что предрасположенность к самоконтролю проявляется у детей с самого раннего возраста. Был проведен анализ поведения шестимесячных младенцев. После обычной игры с ребенком мам попросили в течение нескольких минут просто смотреть на малыша без эмоций. Для малыша это непонятная и крайне неприятная ситуация. Первая реакция практически всех младенцев - возмущение. За возмущением у большинства детей следовали слезы. Но некоторые дети вместо того, чтобы заплакать, стали наоборот улыбаться. Если мамино лицо никак не менялось, они интуитивно начинали искать способ снять напряжение, переключив себя на другую деятельность: смотрели по сторонам, изучали окружающую обстановку.
Профессор факультета психологии Сеульского государственного университета Кваг Кымчжу считает, что такое поведение показывает наличие у ребенка способности, которая в дальнейшем при возникновении трудностей позволит ему сдерживать собственные эмоции и искать наиболее оптимальный выход из ситуации. Это же качество влияет на то, каким образом ребенок будет строить отношения с другими людьми.
Кроме того, умение в стрессовой ситуации контролировать эмоции, переключать собственное внимание и снимать напряжение напрямую связано с развитием способности откладывать вознаграждение. В поведении детей, которые в эксперименте с зефиром смогли дождаться возвращения взрослых, была одна общая черта: они делали все, чтобы не смотреть на заветное угощение перед их носом, и отвлечь себя даже от мыслей о том, что сладость можно съесть.
Это очень важное и полезное качество. Как только человек начинает концентрировать все внимание на неприятном моменте, отрицательные эмоции нарастают в нем, как снежный ком, и сдержать их или найти трезвое решение проблемы становится практически невозможно.
Описанные выше эксперименты просты, но результаты их очень показательны. Любой родитель может провести подобное «мини-тестирование» для своего ребенка, чтобы узнать больше о его способностях и предрасположенностях. И даже если ваш ребенок съел зефирку, не дождавшись конца объяснения правил «игры», не стоит расстраиваться. К счастью, начать воспитывать в ребенке усидчивость и положительную мотивацию никогда не рано и никогда не поздно. Не бывает детей без положительной мотивации, есть только дети, которые по тем или иным причинам ее утратили. Восстановить это качество в ребенке - задача родителей.
Методы, которые работают
В ежедневном общении стремитесь показать ему, что терпение всегда приносит лучший результат и большее удовлетворение (награду). Старайтесь замечать и всегда поощрять любые, даже самые незначительные попытки ребенка проявить настойчивость и терпение. Родительское слово и похвала для маленького ребенка значат гораздо больше, чем мы обычно считаем.
Безусловно, на развитие мотивации влияет множество разных факторов. Однако психологи уверены, что доверительные отношения с родителями очень существенно влияют на формирование в ребенке способности преодолевать трудности. Мама и папа для малыша первый и самый главный авторитет. Ребенок искренне верит вам и вашим словам. К этой вере необходимо относиться с должным уважением. Очень важно всегда выполнять данные ребенку обещания. Не стоит использовать пустые отговорки вроде «потом купим», «потом сделаем», где «потом» фактически означает «никогда». Часто кажется, что через минуту ребенок забудет это обещание родителей, как и свое желание. Однако, это далеко не всегда так. Фактически, не исполняя свои обещания, даже те, которые взрослым кажутся совершенно несущественными, родители создают для ребенка ситуацию постоянного разочарования. Осознанное или нет, такое разочарование формирует в ребенке убеждение в том, что его терпение ни к чему не ведет. Обещанная отложенная награда так и не приходит. Тогда зачем сдерживать себя, стараться или ждать? В результате малыш теряет уверенность и способность к самоконтролю. Если ребенок точно знает, что родители исполнят то, что обещали, он растет более уверенным, и в нем скорее разовьются такие качества, как терпение и усидчивость.
Цель «научиться» и цель «показать себя»
Все дети учатся на ошибках и неудачах. Однако, не все одинаково их воспринимают. Кто-то сталкиваясь с трудностями теряет интерес, выносит вердикт «я это не могу» и сдается. Для других неудача - это лишь дополнительный стимул, чтобы еще упорнее идти к поставленной цели. Профессор Стэндфордского университета Доктор Кэрол С. Двэк, один из ведущих мировых исследователей в сфере мотивации, считает, что подобная разница в поведении определяется разницей целей, на которые ориентированы дети при выполнении заданий. В своем исследовании доктор Двэк выделяет так называемые «показательную» и «учебную» цели. (Motvational processes affecting learning American Psychologist, Vol. 41, No. 10. (October 1986), pp. 1040-1048 ) Мотивация ребенка может быть основана на желании показать себя, предъявить окружающим свои способности или на желании научиться чему-то новому, преодолеть трудность и решить поставленную задачу. В первом случае дети стремятся к быстрому результату и быстрой награде (в виде похвалы, оценки, поощрения и т.д). Возникновение трудностей обескураживает их. Такие дети легко теряют уверенность в себе и неудачи обычно объясняют недостатком способностей. Так рождаются всем нам знакомые фразы: «не могу», «это не для меня», «мне это не по силам», «это слишком тяжело», за которыми, как правило, следует отказ от выполнения задания.
Дети, нацеленные на «учебную» цель, чаще выбирают сложные задачи и, даже если случаются провалы и неудачи, их самооценка страдает гораздо меньше. Собственные ошибки такие дети относят, обычно не к недостатку способностей, а к недостатку усердия. «Чтобы справиться с этой задачей, нужно всего лишь чуть больше постараться», — думают они. Разумеется, такая мотивация не может не давать положительных результатов.
Задача родителей в данном случае обратить внимание на то, что в действительности движет ребенком и воспитывать в нем желание научиться, совладать с задачей, решить проблему самостоятельно. Для этого важно обратить внимание на несколько моментов.
Воспитывайте в ребенке самостоятельность
Неверие в собственные способности - главный враг мотивации. Как только ребенок поверил в то, что он «это не может» в нем прекращается всякое старание и желание действовать.
Чтобы помочь ребенку стать увереннее в себе, нужно, в первую очередь, научить его действовать самостоятельно. И чем раньше родители начнут это делать, тем лучше. Жизнь маленького ребенка состоит из проб и ошибок. Но очень важно, чтобы родители позволили ребенку (в рамках безопасного предела, разумеется) совершать эти ошибки. Если вы видите, что ваше чадо безуспешно пытается попасть ногой в штанину, застегнуть куртку или сложить новую головоломку, не спешите «помочь» и сделать все за него. Позвольте ребенку самому справиться с задачей. Играя с ребенком, помогайте советом, но никогда не подсказывайте ответов и не выполняйте заданий вместе с ним, если фактически это означает, что вы выполните их за ребенка.
Запаситесь терпением и приготовьтесь спокойно наблюдать детские ошибки. Очень часто сами папы и мамы ориентированы на «показательную» цель. Любому родителю хочется, чтобы его ребенок был самым способным, все схватывал на лету и во всем имел успех. Но так ли важен быстрый успех, если для выполнения задания ребенок всего лишь воспользовался вашими знаниями и умениями и в результате не приобрел никаких собственных навыков? Такой «успех» влияет на самооценку малыша еще хуже, чем ошибки. Ребенок прекрасно понимает, что задание выполнил не он сам. Со временем теряется ощущение достижения: «я сделал», «я справился». Возникает психологическая зависимость от чужой помощи, которая сохраняется даже когда физической необходимости в такой помощи уже давно нет.
Чтобы действительно помочь ребенку с чем-то справиться, будьте его советчиком, поощряйте его усилия и поддерживайте его веру в себя, но не делайте за него. Всегда говорите ему: «Ты обязательно справишься», «Ты это можешь, нужно только немного постараться», «Ты можешь это сделать сам, просто попробуй еще раз». Действуйте через вопросы:
- Как ты считаешь, что нужно сделать дальше?
Чем раньше вы начнете такое обучение, тем лучше. И самое главное, не расстраивайтесь и не сердитесь на ребенка за то, что у него что-то не получается. Ошибки - естественная часть процесса обучения. Без них невозможно идти вперед.
Предъявляйте разумные требования
Еще одно препятствие в развитии положительной мотивации в ребенке - это завышенные ожидания родителей.
Показывая ребенку, как многого вы от него ждете, вы ставите его в ситуацию стресса. Необходимость неизменно оправдывать ожидания родителей создает напряжение, которое уже само по себе может стать причиной детских неудач. Кроме того, цель выполнения задания автоматически из «учебной» превращается в «показательную». Ребенок уже не старается научиться, а лишь стремиться показать родителям, что они в нем не ошиблись.
Психолог и профессор Стэндфорда Дэбора Стайпек во многих своих работах напоминает родителям о том, что оказывая чрезмерное давление на ребенка, родители необратимо получат результат обратный желаемому. Постарайтесь сообразовать свои ожидания с реальным положением дел. У многих родителей существуют очень определенные представления о том, что именно их дети должны делать хорошо. Таким образом игнорируются реальные способности ребенка, страдает детская самооценка и мотивация. Требования родителей должны быть чуть выше того уровня, на котором ребенок находится в данный момент. Образно говоря, не стоит требовать от троечника, чтобы он стал круглым отличником, направьте усилия ребенка на получение твердой четверки. А там и пятерки окажутся не такими уж недостижимыми.
Развивайте внутреннюю мотивацию ребенка
Очень часто родители и учителя выбирают метод кнута и пряника, чтобы стимулировать детскую мотивацию. Этот способ стар, как мир и, безусловно, дает некоторый эффект. Но обещание награды или угроза наказания способны развить лишь внешнюю мотивацию. В одном из своих исследований профессор Стайпек утверждает, что несмотря на важность внешней мотивации, наибольших результатов можно достичь, если развить в ребенке внутреннюю мотивацию. Дети учатся гораздо быстрее, если на занятиях ими движет любопытство и интерес, а не желание получить конфету.
Есть старая притча о том, что вознаграждение — один из вернейших способов заставить ребенка чего-то НЕ делать. Возле дома одного пожилого человека целыми днями резвилась детвора. Было так шумно, что старик не знал, куда деваться от головной боли. Наконец он придумал способ, как отучить детей шуметь под его окнами. Однажды он позвал их и сказал, что очень любит слушать детский смех и говор, поэтому он будет давать им по три монеты каждый день, если они будут приходить к его дому и шуметь, как можно громче. Дети с радостью вопили под окнами старика целыми днями и под вечер получали свою награду. Через неделю он снова позвал ребят и сказал, что, к сожалению, теперь он сможет давать им только по две монеты в день. Дети продолжали приходить, но уже менее охотно. Когда на третью неделю, старик сказал им, что будет давать по монете в день, дети рассердились и сказали, что больше не придут играть под его окна совсем. Так мудрый человек наконец-то добился тишины и покоя.
История эта наглядно показывает, как влияют внешние стимулы на мотивацию. В конце концов выполнение задания будет целиком зависеть от получения и объема награды. Со временем ребенок просто разучится делать что-либо без пресловутого «пряника». Реакция на ошибки и неудачи также будет определяться наградой или наказанием. Гораздо более эффективный способ мотивировать ребенка - это заинтересовать его. Любое задание может быть скорректировано с учетом индивидуальных способностей, пишет профессор Стайпек, так чтобы сделать его интересным именно для вашего ребенка. Если конечная цель - научиться, то форма приобретения знания может быть любой.
Хвалите ребенка за усилия больше, чем за результат
Психологи утверждают, что очень важно дать почувствовать ребенку, что вам не безразличны его усилия. Известно, что чрезмерная похвала отрицательно влияет на мотивацию ребенка. Однако, профессор Кэрол Двэк считает, что даже похвала «в рамках дозволенного» должна быть прежде всего похвалой детских усилий.
Ребенок должен чувствовать, что его настойчивость, терпение, труд, которые он приложил к выполнению задания для вас даже важнее самого результата, который всего лишь их закономерное следствие. Получается не у того, кто все может, а у того, кто старается. Говорите об этом вашим детям. Хвалите их усилия больше, чем достижения. Такая похвала убедит ребенка в том, что ключ к его успехам в старательности и усидчивости. И это действительно так!
«Дисциплина - это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь». Будь моя воля, этот остроумный афоризм южноафриканского писателя Джона Максвелла я начертал бы на знамени каждой школы мира. Но… Мне не давали таких полномочий.
А если серьезно, в чужой монастырь со своим уставом не ходят. В разных странах мира своя система школьных запретов. У каждой школы свой кнут и свой пряник.
Штраф за разбитый нос
В Англии самой строгой школой считается школа Микейла. На уроках исключен даже рабочий шепот. Говорит только учитель или отвечающий урок ученик. Балаган и беготня невозможны и во время перемены. Больше того, гулять по коридору можно только по строго выделенной линии, она выклеена на полу желтой лентой. Туалет без зеркал. Эта мера (по мнению администрации) исключает пользование косметикой. Разумеется, разрешена только единая школьная форма. Ни малейших вольностей в одежде. Украшения? И помечтать-то страшно!
В школе Микейла все до мелочей заточено на учебу. Знания - все! Остальное не важно.
Директор школы Катрин Бербалсин гордится тем, что «таких результатов, как у нас, нет ни в одной школе Англии. Успеваемость поразительная! Все школы за год проходят два уровня подготовки, а в нашей - четыре».
Строгая учебная дисциплина удивительно гармонично сочетается с гуманным отношением учеников друг к другу и учителей к ученикам. Конечно, здесь есть здоровая конкуренция (как без нее?!), но нет столь модного в школах мира буллинга. «Школа Микейла - самое безопасное место для ребенка, - говорит Катрин. - У нас ребенок остается ребенком, а не становится солдатом».
При этом правилом дурного тона считается заводить закадычного (лучшего) друга или подругу. Дружить, так всем, а не парами (тройками…). Никаких группировок! Избирательная дружба недопустима, потому что ущемляет чувства остальных ребят, не менее заслуживающих крепкой дружбы. Эта норма записана в устав школы Микейла.
Как и то, что ученик может запросто схлопотать выговор только за то, что забыл дома ручку (тетрадь, учебник, фломастеры…).
Учителям запрещено, в частности, ставить отметки и исправлять ошибки в тетрадях красным цветом. «Это (особенно в младших классах) вселяет известный страх в учеников, травмирует их психику», - уточняет директор. (К слову, ручками с красным цветом запрещено пользоваться учителям и в школах Австрии, Швейцарии, Франции, Германии… Но пример подала Англия, а вслед за ней Австралия.)
Отличникам в школе Микейла незачем тянуть руку, чтобы блеснуть ответом. Здесь это не принято. Преподаватель сам знает, кого спросить, а руки (по опыту других школ) тянут обычно одни и те же всезнайки.
В Англии есть школы, где запрещено фамильярное «привет!». В ходу только светски высокопарное обращение, как и положено будущим джентльменам и леди. Типа: «Рад вас видеть, сэр».
В Великобритании запрещено фотографировать детей на территории школы и во время прогулок вне школьной территории. (Я сталкивался с этим явным «нарушением прав журналиста» и в других странах Европы. А вот в странах Азии дети сами лезут в объектив под поощрительные улыбки взрослых.) Европейцы справедливо опасаются, что изображение ребенка могут использовать в мерзких, а то и в преступных целях. А как же фото на память с выпускного бала? А групповое фото с учителями по поводу окончания школы?
«Судьбоносную» фотосессию имеют право делать только авторизованные, проверенные фотографы со специальной лицензией. Обязательно письменное разрешение родителей с детальным уточнением, что и как снимать, и строжайшим запретом выкладывать фото детей в социальные сети.
Во многих школах Франции (а в частных школах в обязательном порядке) родители платят страховку, гарантирующую выплату компенсации, в случае если ваше чадо нанесло ущерб школьному имуществу, личным вещам одноклассников или (не дай бог!) здоровью другого ученика. Страховой полис прикрепляется к банковскому счету папы или мамы. Испортил школьный компьютер? Вырвал «с мясом» пуговицу с куртки одноклассника? Да еще и нос ему разбил?! Страховочка (спасибо!) уплачена, но и серьезного разбора полетов перед однокашниками не избежать.
В школах многих стран Европы обязательны прививки. Отказ от вакцинации возможен только в крайних случаях с разрешения специальной медицинской комиссии. Минимальный штраф за подлог медицинской справки о прививках или отказ от вакцинации в той же Франции полторы тысячи евро.
Лекарства в школьном рюкзачке тоже строго запрещены. Если ребенку прописаны (скажем) антибиотики и он должен принимать их строго по часам, родители пишут записку «классному руководителю» с указанием дозы медикамента, прилагают к записке медицинскую справку, заверенную врачом, упаковывают препарат в специальный контейнер и только после этого отправляют приболевшее чадо в школу.
Во многих школах Франции (а в частных без исключения) за опоздания на уроки штрафуют. У учителей начальных классов на руках списки родственников и доверенных лиц, которые имеют право встретить и забрать ребенка из школы. Если родители в разводе (что бывает сплошь и рядом), учитель знает, в какой день папе или маме разрешено судом брать малыша к себе.
Моя одноклассница, давно живущая в Париже и рано овдовевшая, рассказывала мне, что ее сына, когда он учился в третьем классе, не выдали ее родной сестре только потому, что тетя ребенка не была внесена мамой в список доверенных лиц, хотя мальчик при встрече с восторгом бросился родной тете на шею. Пришлось учителю, мальчугану и его тетке куковать до позднего вечера в ожидании бабушки, внесенной в список доверенных лиц (мама была в командировке в Лионе).
В уважающих себя школах Франции (да и Европы в целом) запрещены мобильники. То есть смартфон может лежать выключенным на дне рюкзачка, но не более.
Тюремная роба вместо формы
Пестрят запретами уставы японских школ. Есть и вовсе на грани фантастики. Например, в школах Токио если учителя подозревают, что у ученицы (ученика) ненатуральный цвет волос, он должен доказать обратное. Как? Принести из дома детскую фотографию. Такой (унизительной?) процедуре подвергаются почти 60 процентов школьников Токио. Не выделяйся! Будь, как все. Это железное правило японцев.
Каждому японскому школьнику присваивается индивидуальный номер. Контрольные работы или тесты ученик подписывает не именем и фамилией, а ставит свой номер.
Во многих школах запрещены браслеты и амулеты с пожеланием удачи. Это считается мошенничеством, ведь ты не сам, а с божьей помощью добиваешься успехов.
Японские школьники с удовольствием моют полы в классах, школьных коридорах и в туалете. Уборщиц там просто нет (правило, которое не мешало бы ввести и в наших школах).
А в школах Южной Кореи у учеников свой порядковый номер. Список класса составлен не по алфавиту, а по дате рождения ребенка. Чтобы развивать коммуникативные способности, избежать мешающих учебе привязанностей и стимулировать конкуренцию, каждый год классы перемешивают.
За опоздание на урок или разговоры в классе южнокорейского школьника могут наказать отжиманиями от пола, «марафоном» вокруг школьного здания во время длинной перемены, а мальчика - стойкой на руках.
Есть дисциплинарные запреты, которые (на первый взгляд) могут показаться курьезными, а если вдуматься, то не лишены здравого смысла. Например, Департамент образования Нью-Йорка запретил использовать в стандартных учебных тестах слова, которые могут вызвать у школьника душевный дискомфорт, - «нищета», «развод родителей», «болезнь», «долги», «смерть», «теракт»…
В одной из школ Пенсильвании, после того как одного мальчугана отправили в больницу с острой аллергической реакцией, запретили пользоваться дезодорантами в виде спрея. В той же Пенсильвании есть школа, правила которой запрещают девушкам носить угги. Глупость? Не исключаю. Но таким образом администрация борется с мобильниками - в полусапожках телефоны легко пронести в школу.
В Чикаго есть школа, в которой ученикам можно посетить туалет во время уроков не более трех раз в семестр. Преподаватели за этим строго следят и ведут учет посещений «мест общего пользования».
В некоторых школах Хьюстона ввели электронные бейджики, которые безошибочно обнаруживают прогульщиков.
За нарушение дресс-кода в одной из школ Техаса следует уж очень экзотическое наказание. Провинившихся переодевают в… арестантские робы. Робы настоящие, а не бутафорские, сшитые зеками в местной тюрьме. И смех и грех. Тюремные робы настолько понравились подросткам, что они намеренно стали нарушать школьный дресс-код, чтобы весь учебный день пощеголять друг перед другом в одежде техасских заключенных.
«Парта - это не кровать, и на ней нельзя лежать…» Эта строчка из стихотворения Самуила Маршака явно не про китайцев и не для китайцев. В школах Поднебесной официально разрешено вздремнуть 30 минут после обеда. Прямо за партой. Для этого из дома ученик приносит маленькую подушку. Учитывая, что китайские школьники находятся в школе с утра до вечера, что дисциплина в школах приближена к армейской, получасовой сон за партой в радость.
В школах Нидерландов за систематические пропуски уроков без уважительной причины родителей злостного прогульщика сначала штрафуют, а если не помогло, могут на месяц… посадить под домашний арест. А самого ученика привлечь к общественно полезному труду. Например, ухаживать за умирающими в хосписе.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) не может похвастаться высоким качеством среднего образования, но гордится полуармейскими порядками в школах страны. Здесь девочкам запрещено пользоваться косметикой и распускать волосы, а все мальчики коротко пострижены.
Школьники Германии обязательно сдают экзамены по вождению велосипеда. В каждом школьном дворе есть дорожный перекресток, оборудованный по всем правилам безопасности движения. По скользящему графику в конце каждого месяца в школу приходят «гаишники» и максимально строго экзаменуют ребят. Далеко не все ученики сдают экзамен с первого, а то и со второго раза. Но к окончанию школы, как правило, все учащиеся получают настоящие права на вождение велосипеда.
Жесткая система запретов и обязаловок в школах Северной Кореи. Попробуй не знать основные вехи жизни и деятельности великого Ким Ир Сена! Это просто невозможно. А в десять лет юный северокореец обязан вступить в Союз детей, по сути и структуре очень напоминающий пионерскую организацию советских времен. Кто был пионером, тот не даст соврать: сначала красный галстук повязывают отличникам, спустя недельку - середнякам, а уж в последнюю очередь тем, кто должен равняться на правофланговых. В Северной Корее так до сих пор. И обязательна так называемая трудовая повинность. Всех без исключения школьников вывозят убирать урожай овощей, помогать на стройках коммунизма.
В школах Ирана запрещен жест, который у нас считается поощрительным, а потому очень распространен: восхищаясь чем-то или кем-то, желая кого-то похвалить, мы поднимаем большой палец. Покажи в иранской школе большой палец кому-либо, и ты рискуешь быть исключенным из школы. Но до этого учитель может отхлестать ученика шлангом, хотя официально физические наказания школьников в Иране запрещены. Минимальное, что ждет хама, - крутой разговор с директором школы и… продолжение «банкета» дома. У иранцев в ходу пословица: «Строгость учителя лучше, чем доброта отца».
Родительские заблуждения разбирает Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.
Недетский страх
Юлия Борта, «АиФ»: Наталья Николаевна, многие родители ещё летом жаловались: их трясёт от мыслей о школе.
Наталья Авдеева: Их детям можно только посочувствовать. Ведь тем самым родители невольно сообщают ребёнку: кончается хорошая пора и начинается что-то мучительное. Родителям школьников нужно сделать над собой усилие и перестать чувствовать себя так, будто они выполняют тяжкую повинность. Лучше поискать, чему поучиться: например, рассчитывать время, справляться с неудачами (в детском саду ребёнка хвалили, а тут вдруг ругают, в начальной школе был отличником, а в средней - тройки) и т. д.
- Любая адаптация, будь то новый климат, новое место, иной режим дня и т. д., длится минимум три недели. В это время надо быть особенно внимательными к ребёнку. Узнавать, что было трудно, что легко, что нравилось, а что нет, и работать как раз с тем, что трудно и не нравилось. Но не требовать и не заставлять. Метод кнута и пряника в воспитании - совершенно устарелый в информационном веке. Обязательно разбирайте ошибки. Попытайтесь понять вместе, почему не получилось: неинтересно, что-то отвлекало.
Капризы и уловки
- Домашние задания помогать делать?
- Часто учителя, особенно в начальной школе, именно на это и рассчитывают. Лучше всё же избегать роли надсмотрщика и приучать ребёнка к самостоятельности. Пусть сам планирует, когда будет делать уроки, когда пойдёт гулять или поиграет. Минимум сопротивления, максимум активности: сам запланировал - сам сделал. Плюсов масса: ребёнок учится себя контролировать, не быть пассивным, не идти за кем-то, а проявлять свою волю. От формулы, что ребёнок - это объект воспитания и мы его дрессируем, надо уходить.
- Нет. Проявлять заинтересованность, вовлечённость надо обязательно! Дети лучше всего развиваются в том, к чему проявляют интерес родители. Бывает, что ребёнок рассказывает об успехах, а родители воспринимают это как должное. А реагируют, только когда у него двойка или плохое поведение. Не надо с порога спрашивать, какие оценки сегодня получил. Поинтересуйтесь, что было интересного в школе? Когда ребёнок с энтузиазмом рассказывает - «а вот у нас…», «а вот ещё…», «а завтра у нас будет. », - это то искомое, что помогает не относиться к учёбе как к скучной обузе. Родители должны показать, что школа - это значимое и хорошее место, поддерживать положительные перспективы.
- Ребёнок через неделю начинает жаловаться: то голова болит, то живот, поэтому в школу он пойти не может. Как понять - это реальная усталость или уловка?
- Вполне вероятно, что уловка. Особенно если родители склонны баловать ребёнка и считают, что школа - это тяжело, с нетерпением ждут очередных каникул или выходных, чтобы уже не водить на уроки и поспать подольше по утрам. Но причиной жалоб может быть слишком большая нагрузка в школе. Тогда стоит подумать о том, чтобы отказаться от каких-то дополнительных занятий, перевести ребёнка в другой класс, где он будет чувствовать себя комфортнее.
:
- Абсолютное большинство детей идёт в школу с удовольствием. Но буквально через 1-2 года радости как не бывало. Одна из причин очень интересная. Ребёнок приходит, например, во 2-й класс. Ему дают сочинение на тему «Как ты провёл лето?». Обращение в прошлое - это уже неправильно. Ребёнок пришёл с надеждой на будущее, чему-то новому научиться, а тут ему - бац, как ты провёл лето. Летом было хорошо, но это было в прошлом. Основная эмоция - печаль. Вместо любопытства, радости и направленности в будущее детей «якорят» (состояние, вызванное определёнными воспоминаниями, переживаниями) 10-11 лет на прошлом, на печали. Кому будет нравиться такое место?
Читайте также:
- Закономерности ощущений в психологии. Что это такое, характеристика с примерами, свойства кратко, виды
- Диагностика нервно-кожного меланоза на МРТ, КТ головного мозга
- Косметика для лица, которую не стоит использовать после 40 лет
- Методы обследования стеноза почечной артерии
- Шокоголизм: почему люди любят шоколад?