Чем опасен отказ родителей от лечения и госпитализации детей в больницу

Обновлено: 31.05.2024

Вы вызвали ребенку «Скорую помощь», врачи считают, что его нужно отвезти в больницу. Узнайте, в каких случаях отказываться от медицинской помощи в стационаре крайне опасно.

Почти каждый родитель сталкивался с ситуацией, когда состояние ребенка требовало немедленной медицинской помощи. Бригада врачей, которая приезжает по вызову, может настоятельно рекомендовать отвезти ребенка в больницу, но родители частенько сомневаются, стоит ли соглашаться с медиками или подписать отказ от госпитализации, рассчитывая на то, что справятся самостоятельно.

В каких случаях подобный отказ может угрожать здоровью и жизни ребенка?

Комментирует Фатима Феликсовна Тхакумашева, педиатр семейной клиники «Мама папа я»

Есть две категории родителей, с которыми врачам работать особенно тяжело. К первой можно отнести тех, которые по любому чиху или легкому недомоганию настаивают на госпитализации детей в больницу, даже если врачи не находят серьезных патологий или болезней.

Другая категория родителей - это те, которые даже при тяжелых и угрожающих жизни детей состояниях настаивают на отказе от госпитализации, не осознавая всей меры ответственности и серьезности ситуации.

Принимая решение отказаться от госпитализации, каждый родитель должен четко понимать, какие угрожающие жизни ребенка последствия могут наступить из-за его отказа.

Основные показания для госпитализации

Чтобы быть объективными, необходимо знать, когда показания к госпитализации расширяются или сужаются. Именно такой подход позволяет врачу «Скорой помощи» принять правильное решение.

Не рекомендуется писать отказ при следующих отягчающих состояниях:

1. При высокой температуре. Температура тела 39 - 40 градусов — пиретическая, то есть аномально высокая для ребенка. Она может быть вызвана разными факторами: вирусной болезнью, инфекцией, аллергическими реакциями, например, отеком Квинке, солнечным ударом, отравлением.

В некоторых случаях температура трудно сбивается, жаропонижающие препараты не действуют или действуют слабо.

В этом случае очень рискованно пытаться самостоятельно устранить симптомы,

поскольку такая температура тела вызывает в детском организме необратимые последствия.

Она может привести к осложнениям со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, фебрильным судорогам, для которых характерны потеря сознания и конвульсии.

В этом случае врачи неотложки окажут первую помощь малышу и, скорее всего, будут настаивать на госпитализации.

2. При затрудненном дыхании. В такой ситуации организм ребенка не получает достаточного количества кислорода. Это могут быть временные симптомы, вызванные как дисфункцией органов дыхания, так и сбоями в сердечно-сосудистой системе — неспособностью сердца переработать нужное количество крови и обеспечить ее доставку к тканям и органам.

Если функция вовремя не восстанавливается, организму нечем компенсировать нехватку кислорода в тканях и клетках, наступает удушье, учащается сердцебиение, ребенок может потерять сознание.

Опасную симптоматику родитель уже не может контролировать, стоит вызвать «Скорую помощь» и воспользоваться госпитализацией для выявления причин аномального состояния, его диагностики и лечения.

3. При любых видах отравлений. Они могут быть пищевыми, медикаментозными, химическими, а также отравления газом или другими токсическими парами. Параллельно может случиться ожог слизистых — в этом случае поражаются и внутренние органы.

И зачастую бывает опасен именно скрытый характер течения таких повреждений, поскольку внешне они могут никак не проявлять себя.

Иммунная система ребенка развита слабо, а опасные вещества и токсины, которые проникают в организм вместе с парами или ядами, очень быстро распространяются, вывести их из организма очень трудно.

В стационаре проведут терапию, которая направлена на устранение причин интоксикации, выявление источника и места локализации опасных веществ в организме ребенка для их ликвидации. Пациенту назначат абсорбирующие средства, сделают промывание желудка при необходимости.

А вот отказ от госпитализации, даже если нет внешних сильных проявлений, может привести к тяжелым последствиям вплоть до летального исхода.

Только в стационарных условиях лечащий врач в зависимости от степени токсичности и угрозы жизни и здоровью ребенка может правильно диагностировать заболевание и назначить лечение с учетом всех особенностей детского организма.

  1. Травмы, ожоги, кровотечения, судороги. В этих случаях также очень рискованно подписывать отказ от осмотра и/или обследования в больнице.

Педиатр, который приезжает на вызов, должен принимать решение о тактике лечения больного ребенка в каждой ситуации индивидуально: оставить в стационаре, лечить амбулаторно на дому, госпитализировать или оказать экстренную догоспитальную медицинскую помощь немедленно.

Кроме того, даже если мама подпишет документ об отказе, врачи неотложки дадут рекомендации, как действовать в разных ситуациях в зависимости от состояния здоровья ребенка, выпишут препараты и, возможно, сделают внутримышечные инъекции, если возникнет необходимость снять симптомы или блокировать какие-либо опасные процессы в организме ребенка.

Комментирует Елена Борисовна Черкасова, педиатр сети клиник «Витбиомед+», врач высшей категории

Кто-то вызывает «Скорую» по незначительному поводу, кто-то не вызывает врача в случае серьезной болезни. Отчасти причина в том, что родители не знают, в каких случаях куда следует обращаться.

Нужно запомнить главное отличие: «Скорая помощь» — для экстренных ситуаций, угрожающих жизни, когда счет идет на минуты, неотложка — для сложных, но не угрожающих жизни ситуаций.

О «Скорой помощи»

Время приезда кареты «Скорой помощи» регламентировано, норматив составляет максимум 20 минут, но в большинстве серьезных ситуаций «Скорая» приезжает за 7-10 минут.

Некоторые родители порой недооценивают серьезность ситуации и ждут участкового врача.

Бывали случаи, когда ребенка с тяжелейшей травмой после падения с высоты самостоятельно привозили в травмпункт, хотя транспортировка при таких травмах должна быть только в карете «Скорой помощи», иначе можно причинить дополнительные повреждения.

То же самое и в ситуации с обильной рвотой и температурой — у детей очень быстро наступает обезвоживание, часто восстановить водно-электролитный баланс самостоятельно бывает невозможно (например, при обильной рвоте, когда ребенок не может пить, и потери жидкости не компенсируются за счет питья), требуются капельницы, а обезвоживание угрожает жизни ребенка.

Если больной не желает проходить лечение в больнице, т. е. быть госпитализирован, тогда ему придется подписать отказ. Это будет своего рода подстраховкой для медика, в случае возникновения ухудшения здоровья пациента.

Но бывают ситуации, когда отказаться от госпитализации просто будет нереально:
— в экстренных случаях, когда помощь медиков требуется незамедлительно (жизнеугрожающие состояния и заболевания, бессознательное состояние больного);
— когда ситуация связана с расследованием уголовного преступления и необходимо получить заключение судебных специалистов;
— когда пациент грубо нарушает установленные законом правила в медицинском плане;
— когда больной не в состоянии принимать сам решения. Это в случаях его недееспособности или нарушении психики.

В перечисленных ситуациях отказаться от лечения больнице будет нельзя, а значит пациент в принудительном порядке будет доставлен в соответствующее медицинское заведение.

Риски, связанные с подписанием отказа для родителей

Если говорить о детях, которые еще не достигли совершеннолетия, и находятся под «крылом» своих родителей или опекунов, то отказ от госпитализации необходимо брать у ответственных за них лиц.
Стоит помнить, что после написания отказа, вся ответственность за состояние больного будет лежать на родителях или опекунах, которые составляли отказной документ.
Нередко врачи попросту отказываются принимать отказ от родителей, если ребенок уже находится на лечении или его готовят к срочной операции.
И здесь речь идет не просто о моральной стороне дела, но и об уголовной ответственности, так как подписывая отказ, родитель всю ответственность берет на себя.

Отказ при беременности от госпитализации

Обычно такой отказ пишется, когда речь идет о выборе медучреждения. Беременная женщина вправе самостоятельно выбирать себе квалифицированного специалиста и находить для себя и своего будущего чада клинику.
Можно написать отказ и при прохождении стационарного лечения. Исключением будут случаи, о которых мы говорили ранее.
Это экстренные ситуации, когда речь идет о здоровье роженицы и жизни ее малыша.
Отказы, после родов могут писать женщины, которые не готовые положенный срок находиться в больнице. Конечно, подобные случаи не приветствуются медиками, но и никаких препятствий для этого не создается.

Какие действия может предпринять врач, в случае если гражданину реально необходима помощь медиков, но он отказывается ее получать

Врачи в таких ситуациях действуют беспрекословно. К примеру, если грудничку необходима срочная медпомощь, но родители отказываются от госпитализации, сотрудники скорой медицинской помощи могут обратиться в органы опеки или правоохранительные органы.

Или другая ситуация, когда члены семьи препятствуют госпитализации своего престарелого родственника, находящегося в бессознательном состоянии.
При возникновении такой ситуации медперсонал выездных бригад обращается за помощью к сотрудникам правоохранительных органов. К сожалению, такие ситуации не редки. Уже после происходят юридические разбирательства, связанные с подачей заявления в суд.

Отказ от госпитализации — это процедура, требующая грамотного подхода и соблюдения действующего законодательства. Врачи не могут отказывать в лечении, но и не могут заставить пациента лечь в стационар принудительно. Больные имеют право отказаться от лечения в медучреждении, заменив его другим, или проходить терапию в домашних условиях.

ds

Сегодня вступили в силу изменения в законодательстве, которые позволят медицинским организациям своевременно оспаривать в суде отказы родителей от оказания медицинской помощи детям. До вступления закона в силу клиники уже имели возможность обратиться в суд с заявлением о защите интересов ребенка. Однако такие административные дела могли рассматриваться судами в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления в суд. Теперь иски клиник в защиту маленьких пациентов должны будут рассматриваться в срок, не превышающий пяти дней с момента поступления заявления в суд, а по ходатайству медицинской организации - в день подачи искового заявления.

Президент РФ Владимир Путин подписал ФЗ-223 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации». Документ размещён на официальном портале правовой информации. Он защищает права несовершеннолетних пациентов в случае отказа родителей от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. Разбирательство, согласно законопроекту, должно проходить при участии прокурора и представителя органа опеки и попечительства, а решение должно быть оглашено в день разбирательства. К процессам суды смогут привлекать и самих пациентов, в отношении которых решается вопрос о медицинском вмешательстве, в том случае, если этому не препятствует состояние их здоровья.

Принятый закон еще далек от идеала, но уже способен облегчить врачам работу с теми родителями, которые в силу разных причин - религиозных убеждений, социального неблагополучия, особенностей характера и многого другого - вместо того, чтобы заниматься лечением своего ребенка, создают ненужные трудности, а порой и угрозу жизни ребенку, отказываясь от госпитализации и лечения. «За рубежом такой опыт есть: родителей могут лишить родительских прав, забрать ребенка, вылечить его, а потом после окончания лечения вернуть в семью. В моей практике было такое, когда родители отказывались от лечения ребенка, и я предупреждала их о том, что у нас такое право тоже есть, - говорит заместитель главврача по онкогематологии ЧОДКБ Ирина Спичак. - В онкологии благоприятный прогноз - это вообще редкое счастье, у детей он случается чаще, но его тоже надо достигнуть». К сожалению, в практике Ирины Ильиничны были и комические, и трагические случаи. Показательны две истории. Несколько лет назад в отделении онкогематологии ЧОДКБ лечилась девочка-подросток из Миасса, она вышла в ремиссию по лейкозу. Ей нужно было продолжить лечение, но маме не хотелось лежать в больнице по уходу за ребенком: девочку тошнит, за ней нужен уход, соседи по палате тоже плохо себя чувствуют, а тут - Новый год, и как же его провести в больнице. Мама забрала ребенка и ушла из отделения. Врачи обратились с заявлением в суд, пока суть да дело, у девочки случился рецидив, и девочку потеряли.

Точно такая же история случилась в этом году в Нагайбакском районе - у девочки была саркома Юинга, которая хорошо поддается химиотерапии, и девочка могла бы жить. Но родители вместо кропотливого лечения и ухода за дочерью требовали дать им какое-то чудодейственное лекарство, чтобы разом все прошло, предъявляли претензии врачам, сами же умудрились, пока ребенку проводилась подготовка к трансплантации в Санкт-Петербурге, хорошенько погулять и попьянствовать. Затем ребенку нужно было продолжить лечение, их уговаривали, но они трижды писали отказ. «Ужасно обидно, когда знаешь, что можно было бы спасти ребенка, а возможность упущена, - сокрушается Ирина Ильинична. - Тут бьешься за каждого, порой даже и безнадежного, а когда шансы были, и они упущены, то. ужасно сознавать свое бессилие».

В минздраве Челябинской области отмечают, что необходимым условием любого медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие самого гражданина или его законного представителя. «Один из родителей или иной законный представитель, в том числе несовершеннолетнего, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, - добавляет руководитель пресс-службы минздрава Челябинской области Мария Хворостова. - В этом случае решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина принимается консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента либо судом».

Таким образом, при оказании медицинской помощи по экстренным показаниям у медицинской организации есть возможность сделать это без согласия родителей. По мнению юристов, пока это единственный реально действующий механизм. В остальном хорошую идею может погубить пресловутое бумаготворчество и бюрократические проволочки. «Если более детально рассмотреть новый закон, даже несмотря на то, что административное дело может быть рассмотрено в день поступления, то у медицинской организации оперативно собрать документы, необходимые для подачи иска (заключение врачебной комиссии, документы, подтверждающие отказ от медицинского вмешательства, документы, подтверждающие уведомление органа опеки и попечительства и пр. - Прим. авт.) не получится, - отмечает юрист, директор ЮК «Виктория» Галина Тараскина. - При необходимости суд также может истребовать и иные документы, что тоже может привести к затягиванию рассмотрения дела». Кроме этого, могут возникнуть и другие формальности, соблюдение которых затормозит процесс.

«Пять дней вместо двух месяцев - это уже хорошо, но надо исходить из реальности - иногда даже часа нет на разбирательства, поэтому было бы неплохо учесть и это, и, например, в дежурном порядке в течение часа-двух разбирать обращения больниц, - соглашается с коллегой директор НП «Медицинская палата Челябинской области» Алексей Ларин. - Было бы идеально, если бы следом вышел некий подзаконный акт, определяющий порядок такого обращения и некую форму документа - ходатайства от больницы, в котором были бы прописаны все возможные обоснования для подобного вмешательства и решения. Пока в случае с консилиумом непонятно: на кого лягут все риски, кто будет нести ответственность за принятое коллегиальное решение о медицинском вмешательстве, если в результате каких-то врачебных действий что-то пойдет не так».

Еще один важный вопрос: как быть, если прямого риска для жизни ребенка нет, но любое промедление в выполнении назначенного лечения может ухудшить его самочувствие, причем существенно? С такими вопросами чаще всего сталкиваются врачи амбулаторного звена, когда больному нужно не хирургическое вмешательство, а длительное и планомерное лечение, например, при наличии у ребенка ВИЧ-инфекции или того же ОРВИ, в домашних условиях, а родители по каким-то причинам саботируют прием назначенных препаратов. В таких случаях вроде бы ребенку и не грозит летальный исход, скажем так, немедленный. И тем не менее. В случае отказа от лечения или его несвоевременного проведения потерять больного малыша вполне возможно, и такие случаи, к сожалению, есть. Как осуществлять контроль в этом случае - пока непонятно.

«Если родители не выкупили назначенное врачом лекарство в течение трех часов и не начали лечение, то потом-то уже может быть поздно, могут начаться осложнения, и тогда то лекарство, которое было назначено исходя из клинической картины, которую врач видел, а не то, во что она превратилась, спустя упущенное время, окажется не эффективным, - соглашается педиатр, врач по контролю качества медпомощи, ДГКП №3 Вера Шахбанова. - В наше время самый опасный советчик - Интернет. Мамочки как делают: после врача "идут" в Интернет, думают - подожду, поищу, почитаю. И не начинают вовремя лечение ребенку, оно затягивается и дает, конечно, уже не тот результат, на который рассчитывала мамочка. Недовольная, она пишет жалобы, и в таком случае хорошо, что есть какой-то документ в защиту врача и ребенка». «Настрой родителей в лечении их ребенка очень важен, - поддерживает коллегу Ирина Спичак. - Если сами родители не верят, не хотят лечить, то и ребенок против, не хочет лечится. Даже когда ему без пяти минут 18, все равно важно быть рядом и поддерживать, и верить. Чудо бывает какое угодно, и хотелось бы, чтобы оно было хорошее».

Читайте также: