Черепномозговые нервы плода. Развитие черепно-мозговых нервов эмбриона

Обновлено: 05.06.2024

Введение
В эмбриогенезе ЦНС формируется из стенки
трубки, заполненной жидкостью.
Трубка становится вентрикулярной системой
созревшего мозга.
Прослеживая каким образом эта трубка
изменятся в процессе развития плода, можно
понять, как мозг организован и как различные
части мозга соотносятся друг с другом.

2. Развитие эмбриона

Эмбрион развивается
из плоского овального
диска (1.5 см), который
состоит из трех слоёв
клеток:
эктодерма
мезодерма
эндодерма

3. Развитие эмбриона

Из эндодермы развивается выстилка
большинства внутренних органов,
Из мезодермы – скелет и мышцы,
Из эктодермы – кожа и нервная
система.

4. Этапы развития нервной системы

1 Этап - Нейруляция
Нервная система
развивается из
нервной пластинки
(neural plate),
которая является
частью эктодермы.

5. Этапы развития нервной системы

Нервная пластинка
начинает быстро расти,
ее края начинают
утолщаться и
приподниматься над
первоначальной
нервной пластинкой.
Появляется нервный
желобок (neural
groove).

6. Этапы развития нервной системы

К концу третьей недели после
оплодотворения правый и
левый края желобка
сближаются и срастаются по
средней линии, образуя
нервную трубку (neural
tube).
Смыкание желобков сначала
происходит в центре нервной
пластинки, а затем на
переднем и заднем концах.
Вся ЦНС формируется из
стенок нервной трубки.

7. Этапы развития нервной системы

После соединения краев
нервного желобка часть
нервной пластинки
отщепляется и образует
нервный гребень (neural crest),
который находится между
нервной трубкой и
эктодермой.
Из нервного гребня
развиваются нейроны
периферической нервной
системы.
Мезодерма, которая
находится рядом с нервным
гребнем, формирует сомиты.
Из сомитов формируются
позвонки и кости черепа.

8. Нейруляция

Нейруляция – это процесс
формирования нервной
трубки из нервной пластинки.
Нейруляция заканчивается к
концу 3 недели после
оплодотворения.
Рисунок - Снимки последовательных
фаз нейруляции, сделанные с помощью
электронного микроскопа.

9. Нарушения в развитии нервной трубки

Нарушение формирования нервной
трубки является распространенным
дефектом развития эмбриона
(встречается у 1 из 500 детей).
Если края желобка не смыкаются в
нервную трубку в передней части, то
развивается дефект анэнцефалия
(отсутствие переднего мозга и черепа).
Если края желобка не смыкаются в
нервную трубку в задней части, то
развивается дефект Spina bifida
(расщепление нижней части спинного
мозга и позвоночника).
Spina bifida не приводит к летальному
исходу, но требует оперативного
вмешательства.

10. Нарушения в развитии нервной трубки

Большинство дефектов нервной трубки
вызываются недостатком Фолиевой кислоты
в пище беременной женщины в течение
первой недели после оплодотворения.
Фолиевая кислота содержится в шпинате,
овощах, печени, дрожжах, яйцах, бобовых,
апельсинах.

11. Этапы развития нервной системы

2 Этап - Формирование
мозговых пузырей
На переднем (ростральном)
конце трубки возникают три
специализированных вздутия первичные мозговые
пузыри:
передний пузырь (forebrain),
средний пузырь (midbrain),
задний пузырь (hindbrain).
Каудальная часть нервной
трубки становится спинным
мозгом.
Полость каудального отдела
нервной трубки формирует
спинномозговой канал.

12. Этапы развития нервной системы

13. Этапы развития нервной системы

3 Этап
Дифференциация
мозговых пузырей
Дифференциация
переднего пузыря
(forebrain)
Передний пузырь
подразделяется на три
вторичных пузыря:
левый и правый конечный
пузырь (telencephalon),
левый и правый зрительный
пузырь,
непарный промежуточный
пузырь (diencephalon).

14. Этапы развития нервной системы

15. Этапы развития нервной системы

1.
2.
3.
4.
Дифференциация конечного пузыря
Конечный пузырь развивается в четырех направлениях:
Левый и правый пузырь начинают расти назад и вбок
(полностью закрывая промежуточный пузырь).
Вентрально-медиальный отдел конечного пузыря смыкается с
боковой (латеральной) поверхностью промежуточного пузыря.
Из переднего отдела левого и правого пузыря формируются
обонятельные луковицы и обонятельный нерв.
Клетки стенок конечного пузыря делятся и дифференцируются
в корковые структуры (кора больших полушарий) и
подкорковые структуры (базальные ганглии).
Аксоны нейронов серого вещества формируют белое вещество
конечного мозга.

17. Этапы развития нервной системы

Вентральномедиальный отдел
конечного пузыря
смыкается с
боковой
(латеральной)
поверхностью
промежуточного
пузыря.

18. Этапы развития нервной системы

19. Этапы развития нервной системы

Клетки стенок
конечного пузыря
делятся и
дифференцируются в:
1. корковые структуры
(кора больших
полушарий)
2. подкорковые
структуры
(базальные ганглии).

20. Этапы развития нервной системы

21. Этапы развития нервной системы

Формирование белого вещества
Нейроны конечного пузыря формируют аксоны, с помощью
которых устанавливают связи с другими отделами нервной
системы.
Эти аксоны собираются в пучки, которые формируют три
основные системы белого вещества: белое вещество коры
больших полушарий, мозолистое тело (corpus callosum),
внешняя капсула.
1. Белое вещество коры больших полушарий содержит аксоны,
которые связывают между собой нейроны, находящиеся в
пределах коры больших полушарий одного полушария.
2. Мозолистое тело содержит аксоны, которые связывают
между собой корковые нейроны, которые находятся в разных
полушариях.
3. Внутренняя капсула содержит аксоны, которые связывают
кору больших полушарий со стволом мозга, в частности, с
таламусом.

22. Этапы развития нервной системы

23. Этапы развития нервной системы

Дифференциация
зрительного
пузыря
Из зрительного
пузыря развиваются
зрительный нерв и
сетчатка глаза.
Таким образом,
сетчатка глаза и
зрительный нерв
являются частью
головного мозга, а
не периферической
нервной системы.

25. Этапы развития нервной системы

Формирование желудочков
Внутреннее пространство
конечного пузыря формирует
боковые желудочки мозга.
Внутреннее пространство
промежуточного пузыря
формирует третий
желудочек мозга.

26. Этапы развития нервной системы

Дифференциация среднего
пузыря (midbrain)
Средний пузырь претерпевает
незначительные изменения по
сравнению с передним пузырем.
Дорсальная сторона среднего
пузыря развивается в тектум
(tectum - крыша) или
четверохолмие.
Вентральная сторона среднего
пузыря развивается в тегментум
(tegmentum).
Узкое внутренне пространство,
заполненное спинномозговой
жидкостью, превращается в
мозговой водопровод, который
соединен с третьим мозговым
желудочком.

27. Этапы развития нервной системы

Дифференциация
заднего пузыря
(hindbrain)
Задний пузырь
развивается в три
структуры:
1. Мозжечок (cerebellum).
2. Варолиев мост (pons).
3. Продолговатый мозг
(medulla).

28. Этапы развития нервной системы

Мозжечок и Варолиев мост
формируется из
рострального отдела заднего
пузыря.
Из ромбовидных губ, которые
находятся на дорсальной
стороне заднего пузыря,
формируется мозжечок.
Губы растут дорсально и
медиально, затем
соединятся в единое целое.
Вентральная стенка заднего
пузыря формирует Варолиев
мост.

29. Этапы развития нервной системы

Продолговатый мозг
формируется из каудального
отдела заднего пузыря.
Вентральная и латеральная
сторона пузыря разрастаются,
а дорсальная сторона
превращается в тонкую крышу,
состоящую из клеток эпендимы.
На вентральной стороне
продолговатого мозга
формируется белое вещество
(пирамиды продолговатого
мозга).
Внутренне пространство
заднего пузыря, заполненное
спинномозговой жидкостью,
превращается в четвертый
мозговой желудочек.

30. Этапы развития нервной системы

4 Этап
Рост и дифференцировка больших полушарий
мозга
Поверхность коры больших полушарий начинает
сильно разрастаться, формируя многочисленные
складки (борозды и извилины).
Кора больших полушарий дифференцируется на
четыре больших доли – фронтальная доля, теменная
доля, височная и затылочная (зрительная) доля.

Как обследовать черепные нервы


Обоняние – функция I пары черепно-мозговых нервов (обонятельный нерв), обычно оценивается только у пациентов, перенесших травму головы, или при подозрении на патологический процесс в передней черепной ямке (например, менингиома) или если пациент жалуется на изменение обоняния или вкуса.

Пациента просят определить запах предметов (например, мыла, кофе, пряностей), подносимых к каждой ноздре по отдельности при закрытой второй ноздре. Алкоголь, нашатырный спирт и другие раздражители, воздействующие на ноцицептивные рецепторы V пары черепно-мозговых нервов (тройничный нерв), используют, только когда есть подозрение на симуляцию.

2-й черепной нерв

При оценке функции II пары черепных нервов (зрительные нервы) определяют остроту зрения с использованием таблицы Снеллена для оценки зрения вдаль и переносной таблицы для оценки зрения вблизи; каждый глаз оценивается отдельно при закрытом втором глазе.

Цветовое восприятие оценивают по псевдоизохроматическим таблицам Ишихары или Харди–Рэнда–Риттера, где числа и образы встроены в поле с многочисленными специфически окрашенными точками.

III, IV и VI пары черепных нервов

При исследовании III (глазодвигательные), IV (блоковые) и VI (отводящие) пар черепных нервов следует оценивать симметричность движений глаз, положение глазных яблок, асимметрию или опущение верхних век (птоз), а также подергивания глазных яблок или век. Для определения объема движений глазных яблок, контролирующегося этими нервами, пациента просят следить взглядом за движущимся объектом (например, за пальцем врача или фонариком) во всех четырех квадрантах (с пересечением срединной линии включительно) и в направлении к кончику носа, что позволяет выявить нистагм и слабость глазных мышц. Кратковеменный мелкоамплитудный нистагм в крайних латеральных положениях взгляда является нормальным.

Анизокорию (различие размеров зрачков) следует оценивать в затененном помещении. Оценивается синхронность и живость реакции зрачков на свет.

5-й черепной нерв

При исследовании V пары черепных нервов (тройничный нерв) сенсорные ветви (глазной, верхнечелюстной и нижнечелюстной нервы) оцениваются путем определения чувствительности кожи лица с помощью иголки и с помощью роговичного рефлекса, прикасаясь клочком ваты в нижней или латеральной области роговицы. При нарушении чувствительности на лице следует проверить чувствительность в углу нижней челюсти (иннервируется корешком С2); ее сохранность подтверждает поражение тройничного нерва. Снижение или отсутствие роговичного рефлекса, которое часто встречается у лиц, пользующихся контактными линзами, следует дифференцировать от ослабленного мигания вследствие пареза мимической мускулатуры (поражение VII пары черепных нервов). При поражении мышц лица сохраняется чувствительность к прикосновению клочка ваты с обеих сторон, даже при ослабленном мигании.

Для оценки двигательной функции тройничного нерва следует пропальпировать жевательные мышцы при плотно сжатых челюстях, а также попросить пациента открыть рот, преодолевая внешнее сопротивление. При слабости крыловидной мышцы челюсть отклоняется в сторону пораженной мышцы при открывании рта.

7-й черепной нерв

При оценке функции VII пары черепных нервов (лицевой нерв) следует проверить наличие слабости мышц половины лица. На пораженной стороне отмечается сглаженность носогубной складки и расширение глазной щели. Асимметрия лица часто заметна во время разговора, особенно когда пациент улыбается, или при гримасе в ответ на болевые раздражители, если пациент находится в оглушении. Если у пациента имеется слабость только нижнего отдела лицевой мускулатуры и он может наморщить лоб и зажмурить глаза, то парез мимических мышц имеет скорее центральное происхождение, нежели периферическое.

Вкусовую чувствительность на передних двух третях языка определяют, нанося сладкий, кислый, соленый и горький раствор по обе стороны языка.

Гиперакузия, являющаяся признаком слабости стременной мышцы, может быть выявлена при поднесении к уху пациента вибрирующего камертона.

Поскольку VIII пара черепных нервов (вестибуло-кохлеарный, слуховой нервы) проводит сигналы от органа слуха и равновесия, их оценка включает в себя

Исследование вестибулярной функции

Слух - сначала проверяют в каждом ухе, прошептав что-то, противоположное ухо при этом закрыто. Любое подозреваемое снижение должно быть поводом для назначения объективного аудиологического обследования Обследование

Вестибулярную функцию можно оценить при исследовании нистагма Нистагм . Наличие и характеристики (например, направление, длительность, провоцирующие факторы) нистагма позволяют выявить вестибулярные расстройства, а иногда и произвести дифференциальную диагностику между головокружнием периферического и центрального генеза. Вестибулярный нистагм имеет 2 компонента:

Медленный компонент, вызванный вестибулярным стимулом

Быстрый корректирующий компонент, который вызывает движение в противоположном направлении (так называемая пульсация)

Нарпавление нистагма определяется по быстрому компоненту, так как его легче визуализировать. Нистагм может быть ротационным, вертикальным или горизонтальным, а также может возникать спонтанно, при фиксации взгляда либо при движении головы.

При попытке дифференцировать центральные причины головокружения от периферических, следующие рекомендации являются надежными и должны быть рассмотрены в первую очередь:

Центральных причин односторонней потери слуха не существует, потому что периферические афферентные импульсы от обоих ушей объединяются практически мгновенно после вхождения периферических нервов в варолиев мост.

Причины поражения ЦНС со стороны периферии отсутствуют. Если признаки поражения ЦНС (например, мозжечковая атаксия) появлются в то же время, когда и головокружение, локализация заболевания почти наверняка будет центральной.

Оценка головокружения с помощью проверки нистагма является особенно полезной в следующих ситуациях:

Когда пациенты испытывают головокружение во время осмотра

Когда пациенты имеют острый вестибулярный синдром

В случаях наличия у пациентов эпизодических, постуральных головокружений

Если пациенты имеют острое головокружение во время осмотра, нистагм, как правило, заметен во время него. Однако фиксация взгяда может подавлять нистагм. В таких случаях пациента просят надеть диоптрии +30 или линзы Френзеля для предотвращения фиксации взгляда, так что нистагм, если он есть, будет наблюдаться. Признаки, помогающие дифференцировать центральное головокружение от периферического у этих пациентов включают в себя следующие:

Если нистагм отсутствует при фиксации взгляда, но наблюдается при использовании линз Френзеля, то поражение, вероятно, периферическое.

Если нистагм меняет направления (например, с одной стороны к другой, например, при изменении направления взгляда), то он, вероятно, центрального характера. Однако отсутствие этого изменения не исключает основных причин.

Если нистагм является периферическим, то проявляется в сторону, противоположную пораженной.

При оценке пациентов с острым вестибулярным синдромом (быстрое развития тяжелого головокружения, тошнота и рвота, спонтанный нистагм и постуральная неустойчивость), самой важной пробой, позволяющей дифференцировать центральное головокружения от периферического, является проба Хальмаги. Врач, проводящий исследование, держит голову сидящего пациента и просит его сфокусироваться на объекте, таком, как нос экзаменатора. Затем врач резко и быстро поворачивает голову пациента примерно на 20° вправо или влево. Как правило, глаза остаются сфокусированными на объекте (вестибуло-окулярный рефлекс). Другие данные интерпретируются следующим лбразом:

Если глаза временно отводятся от объекта, а затем фронтальные корректирующие саккады возвращают взгляд к нему, нистагм, вероятно, является периферическим (например, вестибулярный нейронит). Одностороннее нарушение функции вестибулярного аппарата. Чем быстрее кружится голова, тем более явной является корректирующая саккада.

Если глаза остаются сфокусированными на объекте и нет необходимости в корректирующей саккаде, нистагм, вероятно, является центральным (например, мозжечковаый инсульт).

Когда головокружение является эпизодическим и спровоцировано изменением положения, проба Дикса-Холлпайка (или Барани), проводится для выявления обструкции заднего полукруглого канала сместившимися отолитическими кристаллами (т.е., в случае доброкачественного пароксизмального позиционного головокружения [ДППГ]). При проведении этой пробы пациент сидит в вертикальном положении на кушетке. Пациента быстро опускают назад в положение лежа с головой, разогнутой на 45° ниже горизонтальной плоскости (над краем кушетки для осмотра) и с поворотом на 45° в одну сторону (например, вправо). Следует обратить внимание на направление и длительность нистагма и появление головокружения. Затем пациента возвращают в вертикальное положение и повторяют данный прием с поворотом головы в другую сторону. Нистагм на фоне ДППГ имеет следующие характеристики, почти патогномоничные:

Латентный период от 5 до 10 секунд

Как правило, вертикальный (пульсирующий вверх) нистагм, когда глаза обращены в сторону, противоположную пораженному уху, и ротарный нистагм, когда глаза обращены к пораженному уху

Нистагм истощается при повторении пробы Дикса-Холлпайка

В отличие от этого, позиционное головокружение и нистагм, связанные с дисфункцией ЦНС, не имеют латентного периода и не истощаются.

Маневр Эпли – изменение положения отолитовых кристаллов, может быть проведен с обеих сторон для подтверждения диагноза ДППГ. Если у пациента имеется ДППГ, существует высокая вероятность (до 90%), что симптомы исчезнут после маневра Эпли, и тогда результаты повторной пробы Дикса-Холлпайка будут отрицательными.

IX и X пары черепных нервов

IX (языкоглоточный нерв) и X (блуждающий нерв) пары черепных нервов обычно исследуют вместе. Оценивается симметричность подъема мягкого неба во время произнесения пациентом звука "а". При парезе одной стороны, язычок приподнимается в сторону от нее. Для касания то одной, то другой стороны задней части глотки можно использовать шпатель и проверить, симметричный ли рвотный рефлекс; двустороннее отсутствие рвотного рефлекса часто встречается у здоровых людей, и может быть не значимо.

В бессознательном состоянии у интубированного пациента аспирация содержимого эндотрахеальной трубки обычно вызывает кашель.

При наличии дисфонии исследуют голосовые связки. Изолированная дисфония (при нормальном рвотном рефлексе и подвижности мягкого неба) может свидетельствовать о наличии образований, сдавливающих возвратный гортанный нерв (например, лимфома средостения, аневризма аорты).

XI пара черепных нервов

XI пару черепных нервов (добавочный нерв) оценивают, исследуя иннервируемые ими мышцы:

Функцию грудинно-ключично-сосцевидной мышцы исследуют при повороте головы против сопротивления, оказываемого рукой врача; свободной рукой врач пальпирует активную мышцу (на стороне, противоположной повороту головы).

Для оценки верхней части трапециевидной мышцы пациента просят поднять плечи, преодолевая сопротивление, оказываемое врачом.

XII пара черепных нервов

XII пара черепных нервов (подъязычный нерв) иннервирует мускулатуру языка, осмотр которого может выявить атрофию, фасцикуляции и слабость (язык отклоняется в сторону поражения).

Авторское право © 2022 Merck & Co., Inc., Rahway, NJ, США и ее аффилированные лица. Все права сохранены.

Анатомия 12 пар черепно-мозговых нервов

От базальной поверхности, стволовой основы головного мозга последовательно отходит 12 пар черепно-мозговых нервов. Каждая пара имеет номер, который обозначен римскими цифрами, зависит от порядка расположения в основании. ЧМН наделены различными функциями, поскольку содержат двигательные, чувствительные или оба вида волокон.

Название пар черепно-мозговых нервов


Нервы являются пучками волокон или отростков нервных клеток в специальных оболочках. Количество волокон в одном нерве – десятки и сотни тысяч. Диаметр колеблется от долей миллиметров до сантиметра. У человека существует двенадцать пар черепно-мозговых нервов:

  • I – п. olfactorius, обонятельный;
  • II – п. opticus, зрительный;
  • III – п. oculomotorius, глазодвигательный;
  • IV – п. trochlearis, блоковый;
  • V – п. trigeminus, тройничный;
  • VI – п. abducens, отводящий;
  • VII – п. facialis, лицевой;
  • VIII – п. vestibulocochlearis, преддверно-улитковый;
  • IX – п. glossopharyngeus, языкоглоточный;
  • X – п. vagus, блуждающий;
  • XI – п. accessories, добавочный;
  • XII – п. hypoglossus, подъязычный.

Выделяют нулевую пару – концевой или терминальный нерв, который на латинском языке называется п. terminalis. Специфические небольшие нервные пучки, которые прилегают к обонятельным нервам.

Каждый нерв состоит из нервных волокон различного функционального назначения. При помощи соединительнотканных оболочек объединяются в нервный ствол. Ствол имеет строгую топографо-анатомическую локализацию. Некоторые нервы содержат нервные клетки, которые рассеянны по всему стволу, скапливаются в микроганглии.

Классификация ЧМН


Существует несколько видов классификаций ЧМН. По функциям нервы делят на чувствительные, двигательные и смешанные.

По отделам головного мозга:

  • переднего мозга;
  • среднего отдела;
  • заднего или ромбовидного мозга

Нервная система закладывается и начинает развиваться с первой недели после зачатия. Если возникли нарушения в формировании, плод погибнет от неврологических патологий, не совместимых с жизнью.

Эмбриональное развитие и физиология


На сложность развития черепных нервов влияет развитие органов и чувств и висцеральных дуг, редукция парных метамерных образований (сомитов).

Развитие черепных нервов связано:

  • с развитием центральной нервной системы, первичной дифференцировкой нервной трубки;
  • с развитием мышц и кожных покровов;
  • с первичными закладками сердечно-сосудистой системы и внутренних органов.

Двигательные нейроны образуются при прорастании в зародыши мускулов нервных волокон из двигательных ядер головного мозга.

Чувствительные нервы возникают при проникновении отростков нервных клеток, которые находятся в нервных узлах. Некоторые ответвления врастают в головной мозг, другие вплетаются в ткани эпидермиса и слизистых оболочек. Чувствительные узлы черепных нервов образуются при миграции из ганглиозных валиков нервных клеток.

Первая и вторая пара ЧМН – выросты конечного и промежуточного мозга, которые вынесены на периферию. По строению и происхождению занимают особое положение, поскольку не имеют ядер в головном мозге. Относятся к чувствительным нервам, но в них нет чувствительных узлов.

Третья, четвертая и шестая пара в развитии связаны со средним мозгом и тремя головными предушными зародышами скелетной мускулатуры (миотомы), из которых образуются мускулы глазного яблока.

Пятая, седьмая, девятая, десятая и одиннадцатая пары в развитии связаны с ромбовидным мозгом и висцеральными дугами.

Строение черепных и спинномозговых нервов во многом схожее. Но есть ряд особенностей. ЧМН не соответствуют полному спинномозговому нерву. У них нет двух корешков, которые выходят раздельно, а затем соединяются. Спинномозговые нервы все смешанные, чего нельзя сказать о черепных.

Оценку функций черепных нервов обязательно проводят при каждом неврологическом осмотре новорожденных.

Как расположены черепно-мозговые нервы


ЧМН анатомически и функционально связаны с головным мозгом. Подробные схемы расположения можно увидеть в анатомических атласах, на изображениях фронтального среза головного мозга.

Места выхода нервов из мозга и черепной коробки:

  • I – обонятельная луковица и решетчатая пластинка одноименной кости.
  • II – зрительный перекрест и канал, формируется на заднем полушарии;
  • III – входит в межножковую ямку, проходит в борозде глазодвигательного нерва. Окончание выходит в глазницу.

При поражении волоконных пучков черепных нервов появляется боль, развиваются различные дисфункции. Основные патологии ЧМН – парезы, паралич, невралгия, невриты, невропатия. Лечение патологий проходит в отделении неврологии.

Особенности и функции ЧМН

Существуют двигательные, чувствительные и смешанные черепные нервы.

Таблица особенностей строения, характеристик и функций.

Нерв Описание Функции
Обонятельный – чувствительный Всего около 20 обонятельных пучков. Не имеют анатомически оформленных узлов и ядер. Состоят из ответвлений чувствительных клеток обонятельного эпителия. Непрочные, часто разрываются и прижимаются при травмах, невриноме и других опухолях головного мозга. Ощущение запахов.
Зрительный – чувствительный Не содержит ядер, узлов. Формируется из отростков мультиполярных клеток сетчатки. Состоит из 1 млн. волокон. Делится на внутриглазную, глазничную, канальную и внутричерепную части. Ядра с двухсторонней корковой иннервацией, поэтому при одностороннем поражении функции не нарушаются. Ствол крупный, 4-5 мм в диаметре. Проводит импульсы от глаз к головному мозгу, отвечает за зрение.
Глазодвигательный – двигательный Состоит из двигательных и вегетативных волокон. Ядро состоит из 5 групп клеток, имеют двухстороннюю иннервацию. Движение глазных яблок, ресниц, верхнего века. Сужение зрачка, регулирует степень кривизны хрусталика.

Нерв Описание Функции
Блоковый – двигательный Иннервирует верхнюю косую мышцу глазного яблока. Проводит импульсы от головного мозга к наружным глазным мышцам.
Тройничный – смешанный Вегетативные волокна отсутствуют. Чувствительный узел находится в области тройничного вдавления на пирамиде височной кости, называется Гассеров узел. Состоит из трех ветвей. Проекция двигательного ядра – верхний отдел, дно ромбовидной ямки. Чувствительность лица, кожи черепа, зубов, конъюнктивы, слизистых носа и ротовой полости. Отвечает за жевательные движения.
Отводящий – двигательный Иннервирует наружную прямую мышцу глазного яблока. Поворот глазных яблок наружу.
Лицевой – смешанный Состоит из двигательных, чувствительных и парасимпатических волокон. Отвечает за работу вкусовых рецепторов. Движения мимических мышц.
Преддверно-улитковый – чувствительный Ганглии находятся в спиральном канале улитки, во внутреннем слуховом проходе. Третьи нейроны слуховых путей проходят в верхних оливах и ядрах трапециевидного тела. Восьмая пара нервов иннервирует преддверно-улитковый орган, который состоит из анализатора гравитации и слуха, отвечает за равновесие.
Языкоглоточный – смешанный Содержит чувствительные, парасимпатически и двигательные волокна. Ощущения вкуса задней третью языка. Чувствительность нёба, глотки, среднего уха. Глотательные движения, процесс выделения слюны.
Блуждающий – смешанный Нерв под номером 10 самый разветвленный и длинный, проходит от головы до брюшной полости. Чувствительность гортани, глотки, органов брюшной и грудной клетки. Акт глотания, речеобразование. Замедление сердечного ритма, усиление перистальтики.
Добавочный – двигательный Зона иннервации – грудино-ключично-сосцевидная, трапециевидная мышцы. Нерв под номером 11 обеспечивает движения плечевого пояса, повороты шеи, наклоны головы.
Подъязычный – двигательный Ядро располагается почти на всем протяжении покрышки продолговатого мозга. Иннервирует мышцы языка Движения языка, работа речевого аппарата.

Опираясь на знание топографии нервных волокон в медицине, их ядер и функций, ролей мышц, которые они иннервируют, врач любого профиля может понять, какие нервы работают неправильно. Основной метод диагностики – МРТ головного мозга. Расшифровкой снимков занимается невролог.

Ядра центральной нервной системы


Ядра черепных нервов – это скопление нервных клеток, тел и частично отростков в веществе спинного и головного мозга. Отличаются формой, величиной, структурой, принципом действия, преимущественно парные. Название в анатомии на латыни – nuclei.

Ядра бывают с четкими границами или переходить в близлежащие. Нервные клетки в их составе могут располагаться компактно или дисперсно.

Функциональное значение и название ядер ЦНС определяется их нейронными связями и участие в работе различных органов и систем.

Многие названия ядер называются так же, как черепно-мозговые нервы, которые от них отходят.

В спинном мозге находятся ядра, которые относятся к соматической и вегетативной частям нервной системы. Соматические ядра делятся на соматосенсорные и соматомоторные. Находятся в боковых, задних и передних рогах спинного мозга. Подчиняются высшим центрам нервной системы.

В процессе развития эмбриона соматомоторные ядра формируются из основной пластинки нервной трубки. Соматосенсорные – из крыльной ткани. Вегетативные – их ткани нервной трубки, которая окружает пограничную борозду.

Работу соматических ядер контролирует сознание. Вегетативные скопления нервных клеток автономные, участвуют в процессе дыхания, пищеварения, кровообращения.

В стволе головного мозга присутствуют ядра черепных нервов, ядра ретикулярной формации и собственные ядра. В большинстве образований залегает начало или окончание ЧМН.

Возле средней линии мозгового ствола образуется 2 ряда соматомоторных ядер. Дорсальный – содержит ядра двигательных ЧМН. Вентральный – состоит из ядер двигательных ядер смешанных черепных нервов. В латеральной зоне вентральной области находятся соматосенсорные ядра чувствительных и смешанных нервов. Вегетативные ядра расположены между ядрами предыдущих двух типов.

Ретикулярная формация – комплекс ядер, которые соединяются между собой и корой большого мозга при помощи многочисленных волокон. Обеспечивает передачу возбуждающих, тормозящих нервных импульсов, активацию коры головного мозга.

Ядра черепных нервов имеют множество афферентов и эфферентов. Все чувствительные ядра посылают эфференты в таламус, а оттуда информация поступает в кору больших полушарий. Чувствительные ядра передают сигналы в ретикулярную формацию мозгового ствола. Все двигательные ядра получают афференты от коры больших полушарий. Между самими ядрами черепных нервов существуют многочисленные связи, что облегчает согласованную работу различных органов. Благодаря нейронным связям между чувствительными и двигательными ядрами замыкаются дуги стволовых безусловных физиологических рефлексов – рвотного, мигательного, слюноотделительного.

Открытая медицинская библиотека

Статьи и лекции по медицине ✚ Библиотека студента-медика ✚ Болезни и способы их лечения.

Категории

Эндокринология II. Черепно-мозговые нервы

Черепно-мозговые нервы (nervi craniales (PNA), nervi capitals (JNA), nervi cerebrales (BNA), ЧМН); головные нервы, черепные нервы-нервы, отходящие от головного мозга) в количестве 12 пар иннервируют кожу, мышцы, органы головы и шеи, а также ряд органов грудной и брюшной полостей.

Первые упоминания о черепно-мозговых нервах встречаются в трудах Эразистрата (IV-III вв. до н.э.) и Герофила (III в. до н. э.). Согласно представлениям Эразистрата͵ в мозге образуется «душевная пневма», которая вытекает из него по нервам. Такого же представления о функциях нервов, в том числе и ЧМН, придерживался К. Гален. Черепно-мозговые нервы описал в 1543ᴦ. А. Везалий, детали их строения уточнялись К. Варолием (XVI в.) и Р. Вьессаном (XVIII в.). В последнее время основное внимание уделяется изучению внутриствольного строения черепно-мозговых нервов, составу нервных проводников, развитию ЧМН.

Черепно-мозговые нервы относятся к периферическому отделу нервной системы. Анатомически и функционально связаны с головным мозгом, где располагаются их центры.

В онтогенезе у человеческого эмбриона закладка черепно-мозговых нервов происходит на стадии формирования сомитов. В состав черепно-мозговых нервов входят соматические и висцеральные чувствительные, а также соматические висцеральные двигательные проводники.

I и II пары ЧМН развиваются как выросты из стенок конечного и промежуточного мозговых пузырей.

III–XI пары – из различных отделов мозгового ствола, где локализованы их центры, контролирующие функции органов головы и шеи. При этом III и IV пары нервов связаны со средним мозгом, откуда регулируются верхние стволовые рефлексы – движения глазных яблок и зрачковый и аккомодационный рефлексы.

V–VIII пары нервов связаны с мостом, а IX–XII пары ЧМН – с продолговатым мозгом. Из этих отделов заднего мозга регулируются нижние стволовые рефлексы, связанные с мягким небом, глоткой и гортанью.

По составу волокон черепные нервы разделяют на три группы:

1- чувствительные нервы – I, II и VIII пары;

2- двигательные нервы – IV, VI, XI и XII пары;

3- смешанные нервы – III, V, VII, IX и X пары.

Точное расположение ядер головных нервов представлено на рис. 9. Общая схема областей иннервации нервов представлена на рис. 10.


Рис. 9 Локализация ядер черепно-мозговых нервов в стволовом отделœе головного мозга:

1 - ядро глазодвигательного нерва (III) nucl. n. oculomotorii (III) ;

2 - ядро блокового нерва (IV) nucl. n. trochlearis (IV) .

Ядра тройничного нерва (V) :

3 - ядро среднемозгового пути nucl. mesencephalicus n. trigemini ;

4 - двигательное ядро nucl. motorius n. trigemini ;

8. Продолжить влечение плода горизонтально на себя до рождения плода до нижнего угла лопаток. С этого момента головка плода вступает во вход в таз и прижимает пуповину к костному кольцу. Поэтому дальнейшие манипуляции до рождения головки плода должны занять не более 5. [Ознакомиться подробнее.]

7. Отыскать ножку плода рукой введенной в полость матки коротким или длинным способами. Продвижению руки в полости матки может препятствовать плечико плода (при поперечном положении) или головка (при косом положении плода). При этом необходимо внутренней рукой переместить. [Ознакомиться подробнее.]

Для формування умінь студент повинен знати: 1) організацію спеціалізованої допомоги вагітним з екстрагенітальною патологією: спеціалізовані диспансери (кабінети), підліткові кабінети, дільничні педіатри, терапевти територіальних поліклінік, жіночі кон­ сультації. [Ознакомиться подробнее.]

Для формування умінь студент повинен знати: 1) що таке великий (велетенський) плід; 2) основні причини, що викликають розвиток великого плода; 3) основні методи діагностики великого плода; 4) особливості перебігу вагітності та пологів при великому плоді; 5) особливості. [Ознакомиться подробнее.]

Після вивчення теми студент повинен знати: 1) етіологію та патогенез позаматкової вагітності; 2) класифікацію позаматкової вагітності залежно від локалізації; 3) клініку та симптоматику позаматкової вагітності; 4) основні принципи діагностики, диференційну. [Ознакомиться подробнее.]

У результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) структуру жіночої консультації. 2) основні завдання роботи жіночої консультації. 3) основні показники роботи жіночої консультації. 4) основні показання для направлення вагітних в стаціонар. 5) основні фактори. [Ознакомиться подробнее.]

В результаті проведення заняття студент повинен знати: 1) класифікацію геморагічного шоку; 2) діагностику геморагічного шоку різного ступеня; 3) основні принципи лікування геморагічного шоку; 4) причини розвитку ДВЗ-синдрому; 5) класифікацію ДВЗ-синдрому за клінічним. [Ознакомиться подробнее.]

1. Наследственность. 2. Перенесенные заболевания. 3. Менструальная функция: а) время появления первых менструаций; б) через какое время установилась, если сразу не установилась, то за этот период какой имели тип и характер; в) тип менструаций: по сколько дней длятся, через. [Ознакомиться подробнее.]

1. Основні та додаткові розміри таза жінки, розміри доношеного плода. 2. Пальпація матки за методом Леопольда. 3. Вагінальне дослідження, його ціль, можливості, небезпечність. 4. Сучасні інструментальні методи дослідження в акушерстві (УЗД, ФКГ та ін.). 5. Роль. [Ознакомиться подробнее.]

1. Будова жіночого кісткового таза, м'яких тканин пологового каналу, кровопостачання та інервація органів малого тазу. 2. Плід як об'єкт пологів. 3. Фізіологія вагітності та пологів, рівні руху голівки відносно орієнтирів малого таза в динаміці пологів. 4. Біомеханізм. [Ознакомиться подробнее.]

Розвиток Центральної Нервової Системи у плода та новонародженого Доцент кафедри педіатрії1 і неонатології ХНМУ Ріга О.О. - презентация

Презентация на тему: " Розвиток Центральної Нервової Системи у плода та новонародженого Доцент кафедри педіатрії1 і неонатології ХНМУ Ріга О.О." — Транскрипт:

1 Розвиток Центральної Нервової Системи у плода та новонародженого Доцент кафедри педіатрії1 і неонатології ХНМУ Ріга О.О.

3 План лекции Формирование центральной нервной системы во внутриутробном периоде Формирование ЦНС в раннем неонатальном периоде Различия развития ЦНС у доношенных и недоношенных детей Оценка Функции ЦНС Неврологический осмотр ребенка Врожденная патология ЦНС

4 Развитие мозга начинается в течение первых дней после зачатья, продолжаясь путем образования новых связей, всю оставшуюся жизнь.

6 Как развивается мозг – начальные факты Формирование нервной системы начинается на 19 день после зачатия. К 26 дню эмбрионального развития закрывается нервная трубка, продолжая расти в длину, формируя спинной мозг. В 6 недель обнаруживается начальное формирование моста и medula в стволе, мозжечка, таламусов, базальных ядер, лимбической системы, и коры. Уже к 8 неделям, ребенка называют - плод с формой человека. В 4 месяца беременности плод имеет видимые пальцы на руках и ногах, четырехкамерное сердце, и сформированную ЦНС. К 6 месяцам плод способен жить вне матки при применении систем жизнеобеспечения. This information is from Elise Eliot, Whats Going on in There? How the brain and Mind Develop in the First Five Years of Life, pp

7 Три зародышевых листка ЦНС развивается из эктодермы. В период эмбрио- генеза преобладает ликворный путь питания головного мозга, в раннем фетальном – ликворно-кровяной, в позднем – кровяной.

8 Нормальный состав СМЖ у новорожденного Клетки 0-10 в п.зр. Белок – 0,33 г/л Глюкоза – 1,2- 2,4 ммоль/л Общий объем ликвора – мл

9 9 недель Ребёнок может сосать палец и чувствовать боль, появляются первые рефлексы. Зародыш вырастает с 10 до мм и начинает внешне напоминать человека. С начала 9-й недели он уже называется плодом.

10 10-11 недель Ребенок может глотать околоплодную жидкость. Может чувствовать свет, тепло и шум. На 11 неделе четко определяется кора больших полушарий мозга, объем мозга достигает 16-ти мл,

11 13 недель Если внешний мир начинает беспокоить начинает беспокоить резкими звуками, ребенок пытается закрыть руками уши (он слышит! ) и старается загородиться ладошкой от луча света, направленного в глаза (он видит! ). Если дотронуться до его ладошки, она сожмется в кулачок. Все эти движения осуществляются благодаря тому, что у малыша сформировался вестибулярный аппарат, который помогает ему ориентироваться в пространстве.

13 Аксон Нервные окончания Миелиновая оболочка Направление сигнала Дендриты Тело клетки

15 В течение внутриутробного развития мозг развивается с очень большой скоростью.

16 Микроструктуры головного мозга Нейроны развиваются с частотой до 250,000 в минуту в течение внутриутробного развития. Нейроны состоят из ядер и клеточных тел с одним аксоном и до 100,000 дендритов (в зависимости от стимуляции). Elliot 25-27

18 Глиальные клетки, помогают нейронам начать процесс миелинезации и они являются «нянями» для нейронов. Взрослый мозг имеет 100 миллиардов нейронов и миллион миллиардов связей… это квадриллион! Более 83% формирования дендритов и синапсов образуется после рождения. Elliot 25-27

19 Развитие коры Ко дню рождения нейроны поверхностной зоны коры детского мозга меньше по размеру и имеют намного меньше отростков, чем они будут иметь несколькими неделями позже.

20 Развитие коры К трем месяцам жизни можно видеть «дендритный лес», который уже разветвлен и растет основываясь на генетической программе ребенка и на процессах, происходящих в первые 12 недель его жизни.

22 Формирование борозд головного мозга

24 Как диагностировать микроцефалию и макроцефалию?

25 Главные моменты, влияющие на развитие головного мозга Рост и дифференцировка ткани Миграционные процессы Деление клеток Экпрессия генов Нейрохимические процессы Развитие нейротрансмиттеров

27 Приключения голубого карбункула Ватсон: Как вы пришли к заключению, что этот мужчина – интеллектуал? Холмс: Этот вопрос касается трехмерного пространства. Мужчина с такой большой головой должен иметь что-то внутри. (Артур Конан Дойл) Головной мозг достигает 90% размеров взрослого к 1 году жизни, 95% к 6 годам и заканчивает свое увеличение в 7 лет.

28 Размеры большого родничка имеют большой нормальный разброс от 1 до 4 см и обычно закрывается к 2,5 годам. Малый родничок меньше большого и закрывается к 2-3 месяцам жизни.

29 Знали ли Вы, что….. Количество прикосновений, таких как объятие, похлопывание, укачивание, массаж, является очень важным для эмоционального и когнитивного развития.

30 Знали ли Вы, что….. Дети рождаются с хорошо развитым чувством баланса и движения, как вариантом шестого чувства.

31 Знали ли Вы, что….. Дети меньше кричат, когда их носят на руках, ритмично покачивают, убаюкивают, стимулируя вестибулярный аппарат. И это хорошо для формирования умственных способностей.

32 Вестибулярный аппарат Позволяет поддерживать положение головы и тела во время движения. Позволяет глазам удерживать поле зрения при раскачивании и прыжках. Располагается во внутреннем ухе барабанной полости. Использует полукруглые каналы для определения поворота головы и отолит для определения линейных движений, положения тела и наклонов головы. Полагается на зрелость постуральных, пропреоцептивных, двигательных способностей и зрения ребенка. Чувство баланса полностью созревает к 7 годам и в некоторых случаях, к половому созреванию. Может медленно развиваться и быть причиной задержки двигательного развития.

33 Обоняние Обоняние является единственным чувством, которое полностью развито к рождению. В течение третьего триместра беременности дети ощущают все, что мама ест и вдыхает.

34 Обоняние Слизистый слой носовых ходов с ворсинчатым эпителием определяет запахи и направляет их в обонятельный нерв снизу лобной доли. Различие между хорошими и плохими запахами полностью развивается к 3 годам жизни. Полностью развитое обоняние к рождению является очень важным для нужд питания. Обоняние очень важно для привязанности эмоциональной безопасности. Родители и воспитатели не должны менять мыло духи, стиральные порошки очень часто и без необходимости, что бы поддерживать обонятельную среду стабильной, приятной и комфортной.

35 Вкус Вкусовые рецепторы на языке, твердом и мягком небе, передних отделах зева определяют четыре категории – сладкое, соленое, горькое и кислое. Только язык имеет около 4,500 вкусовых сосочков и каждый из них может иметь до 40 вкусовых рецепторов. Стимуляция вкуса в среднем мозге активирует слюноотделение, глотание и движение языка. Вкусовая информация, контролируемая несколькими образованиями лимбической системы, определяет нашу мотивацию принимать пищу и утолять жажду. Полное ощущение вкуса координирует с обонянием. Когда обоняние блокировано до 90% точных вкусовых ощущений может быть потеряна. Другие факторы, такие как текстура и температура могут определять, нравится или не нравится еда по вкусу.

36 Зрение Зрение начинается с миграции нейронов в область мозга для зрительной интерпретации (определено природой), но завершение процесса формирования зрительного анализатора происходит через зрение (определено развитием). Постнатальные опыты формируют зрительные центры мозга. Восприятие глубины, различие цветов, мелкие детали и хорошо контролируемые движения глаза устанавливаются к 6 месяцам. Задача мозга перевести световую информацию в электрические сигналы, каждый из которых разбиваются на цвета и направляется в зрительные центры. Изображения - это сери точек, которые заполняют зрительные центры мозга, где происходит интерпретация, что из себя представляют объекты. Имеются минимум 32 различных области в каждой гемисфере, которые обеспечивают параллельную обработку визуального стимула.

37 Слух Слух ребенка формируется за 12 недель до рождения и к моменту рождения ребенок отдает четкое предпочтение материнскому голосу. Очень маленькие дети проявляют интерес к людям, говорящим в их окружении. Маленькие дети предпочитают слушать «мамочкины» медленные, хорошо выговариваемые слова с четкой интонацией. Слуховые способности впечатляющие у дошкольников и детей первых классов. Опыт различных звуков в раннем возрасте влияет на способность различать звуки в более старшем. Возможность потери слуха наиболее вероятна до и сразу после 15 недели гестации. Слух, вероятно, наиболее важен для обучения, как опыт с языком, ритмом, и музыкальной стимуляцией мозга для умственного и эмоционального развития.

38 Знали ли Вы, что….. Дети всех возрастов любят музыку и это обеспечивает их когнитивное развитие, формируя связь и эмоциональный комфорт с родителями.

40 Особенности у недоношенных Анализ ЯМР мозга детей недель и здоровых недоношенных детей (

41 Особенности у недоношенных Newborns GA 28wks to term were studied to investigate preterm/fullterm neurodevelopmental differences, applying 3D MRI and post-acquisition image-processing with 3D multi-channel tissue segmentation algorithms to quantitate total brain volume and absolute GM/WM volumes of in premature infants [Huppi etal, Annals of Neurology, 43(2), (1998)],

42 Объем и поверхность мозга ребенка ) недель гестации и 40 недель гестации. Т.О. Увеличение в 3 триместре. Мозг доношенного ребенка

43 Менингеальные симптомы. Показателем раздражения мозговых оболочек в период новорожденности служит выбухание и пульсация большого родничка, общая гиперестезия, поза опистотонуса и симптом подвешивания Лессажа с поджиманием ножек при вертикальном подъеме ребенка (ригидность затылочных мышц обычно не выявляется, а симптомы Кернига и Брудзинского до 4-6 месяцев определяются в норме у здоровых детей).

44 Черепные нервы Черепные нервы. N. Olfactorius В ответ на любой резкий запах ребенок морщит нос, зажмуривает глаза и иногда чихает. N. Opticus В ответ на предъявление светового раздражителя новорожденный зажмуривает глаза (смыкает веки).

45 N. Oculomotorius, n trochlearis, n.abducens Проверяется ширина и симметричность глазных щелей, отсутствие птоза. У здоровых новорожденных часто отсутствует содружественное движение глазных яблок, иногда спонтанно возникает кратковременное сходящееся косоглазие, установочный нистагм.

46 Черепные нервы N. Trigeminus Для новорожденного ребенка наиболее важна двигательная функция тройничного нерва (обеспечение движений нижней челюсти в акте сосания). В номе нижняя челюсть должна располагаться симметрично и плотно прилегать к верхней челюсти..

47 Черепные нервы N. Facialis В норме лицо новорожденного ребенка симметрично. При наличии асимметрии лица следует дифференцировать поражение лицевого нерва от врожденной асимметрии лица, которая сочетается с асимметрией лицевого скелета.При центральном парезе лицевого нерва на стороне поражения угол рта обычно опущен, губы несколько истончены, отмечается ослабление поискового рефлекса и перетягивание угла рта во время плача в здоровую сторону.При периферическом парезе лицевого нерва во сне наблюдается неполное закрытие глазной щели, иногда с лагофтальмом. При плаче отмечается асиметрия глазных щелей с большим раскрытием на стороне поражения, резкое перетягивание рта в здоровую сторону, поисковый рефлекс на больной стороне ослаблен.

48 N. Vestibulo- cochlearis. При резких звуках новорожденный зажмуривает глазки, иногда вздрагивает и разводит ручки (первая фаза рефлекса Моро). Резкое вздрагивание - "старт-рефлекс" нередко говорит о повышенной возбудимости стволовых структур головного мозга ребенка.Функцию вестибулярной порции преддверно-улиткового нерва характеризует ряд безусловных рефлексов : рефлекс Моро, асимметричный шейно-тонический рефлекс, тонические лабиринтные рефлексы, защитный рефлекс

49 N. Accessorius. Иннервирует мускулатуру шеи и плечевого пояса, осуществляет повороты и подъем головы.В позиции ребенка лежа на животе дает возможность реализации защитного рефлекса.При поражении добавочного нерва у ребенка наблюдается кривошея, ведущая к перераспределению мышечного тонуса с элементами асимметричного шейно- тонического рефлекса. При повреждении корково-ядерного пути добавочного нерва часто отмечается подергивание головой.

50 Черепные нервы N. Hypoglossus Иннервирует мускулатуру языка, в норме у новорожденных язык находится в постоянном движении. Поражение подъязычного нерва проявляется нарушением присасывания ребенка во время кормления. N. Glossopharyngeus, n. vagus. Основной функцией этих нервов для новорожденного ребенка является глотание.

51 Бульбарный синдром Развивается вследствие ядерного поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Харакетеризуется затруднением глотания и нарушением фонации, ребенок во время кормления задерживает молоко в полости рта, поперхивается и захлебывается, выливая молоко через нос. Плач становится глухим и тихим, маломодулированным, с носовым (гнусавым) оттенком.В отличие от псевдобульбарного синдрома, при ядерном поражении языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов отмечается одышка с нарушением ритма сердечной деятельности (с периодически возникающей брадикардией) и дыхания (без четких изменений в легких)

52 Псевдобульбарный синдром Развивается вследствие надъядерного поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов. Характеризуется затруднением глотания и нарушением фонации, ребенок во время кормления задерживает молоко в полости рта, поперхивается и захлебывается, выливая молоко через нос. Плач становится глухим и тихим, маломодулированным, с носовым (гнусавым) оттенком.В отличие от бульбарного синдрома, яркую выраженность приобретает поражение подъязычного нерва с ограничением подвижности языка.

53 Двигательная сфера Поза ребенка Здоровый новорожденный в развернутом виде находится в постоянном хаотичном движении с преобладанием флексорной гипертонии мышц. Руки и ноги обычно согнуты и приближены к туловищу, кисти сжаты в кулачок с оппонированным большим пальцем, стопы находятся в положении умеренного тыльного сгибания. Отмечается тенденция к запрокидыванию головки за счет повышения тонуса разгибателей шеи. Тонус мышц. До 1,5-2 месяцев жизни у ребенка преобладает физиологический гипертонус флексорных групп мышц. Сухожильные рефлексы. У новорожденных детей чрезвычайно лабильны, часто торпидны.

54 Чувствительность. В раннем возрасте у детей присутствует лишь недифференцированная, генерализованная реакция на внешний раздражитель, характеризующаяся общим двигательным возбуждением и иногда сопровождающаяся плачем.

55 Безусловные рефлексы (позиция ребенка на спине) Поисковый рефлекс Куссмауля - при поглаживании угла рта, ребенок поворачивает голову в сторону раздражителя, приоткрывает рот и пытается языком дотронуться до места раздражения.

56 Поисковый рефлекс Куссмауля

57 Безусловные рефлексы (позиция ребенка на спине) Сосательный рефлекс - помещенный между губами предмет плотно захватывается и удерживается ребенком в полости рта, одновременно губами производятся ритмичные сосательные движения.

58 Сосательный рефлекс Появляется с 24 недели гестации и хорошо выражен с 32 недели. Координация сосание/глотание является зрелой к неделе.

59 Безусловные рефлексы Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина - при надавливании на ладонную поверхность обеих рук в области тенаров ребенок открывает рот, слегка нагнув голову кпереди.

60 Безусловные рефлексы Хватательный рефлекс - при надавливании на ладонную поверхность кисти, пальцы ребенка рефлекторно сжимаются (ребенка можно поднять кверху).

61 Хватательный рефлекс Хорошо выражен с 32 – 34 недели гестации

62 Безусловные рефлексы Рефлекс объятия Моро - вызывается резким ударом по пеленальному столу, любым резким звуковым или вибрационным раздражителем. 1 фаза (тоническая) - разведение рук в стороны с резким их высвобождением, выпрямление ножек, предварительно согнутых и прижатых к животу. 2 фаза (клоническая) - сведение рук с тенденцией к обхватыванию туловища.

63 Рефлекс начинает вызываться уже с недели гестационного возраста

64 Безусловные рефлексы Подошвенный рефлекс -при надавливании на середину подошвы, ребенок в норме поджимает пальцы стоп. Рефлекс Бабинского - при раздражении наружного края стопы у ребенка возникает экстензия большого пальца с веерообразным раскрытием остальных пальцев.

65 Безусловные рефлексы (рефлексы вертикальной позиции ребенка) Рефлекс опоры - возникает при соприкосновении ножек ребенка с опорой.1 фаза - ребенок отдергивает ножки и поджимает их под себя.2 фаза - ребенок выпрямляет ножки и опирается всей стопой о поверхность стола. Рефлекс автоматической походки - при слегка наклоненном кпереди туловище, ребенок начинает переступать ногами, делая шаговые движения.

67 Безусловные рефлексы (позиция лежа на животе) Защитный рефлекс - при выкладывании ребенка на живот, ребенок поворачивает голову в сторону. Сохраняется до 1-1,5 месяцев жизни.

68 Безусловные рефлексы (позиция лежа на животе) Рефлекс ползания Бауэра - при упоре в стопы ребенка, новорожденный начинает делать "плавающие" движения руками и ногами, ползет вперед.

Читайте также: