Что полезнее для ребенка: сказки или мультики, сравниваем и выбираем

Обновлено: 30.05.2024

Как понять, что мультик хороший? Что он будет воспитывать только хорошие качества в ребенке, не сделает его злым, агрессивным, тревожным? Что нужно сделать? Советы по верному выбору мультфильма для детей.

ВложениеРазмер
konsultatsiya_multiki.docx 20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Как мультики могут помочь в воспитании ребенка?

Как правильно выбрать мультфильм?»

Думаете, что мультики это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять ребенка на время? А вот и нет.

На самом деле по силе воздействия мультфильмы можно сравнить с самым

мощным психологическим оружием. Только вот каким? Злым или добрым?

Полезным или вредным?

Обратите внимание на то, как дети смотрят мультики. Иногда соз

дается впечатление, что здесь сидит только оболочка, а сам ребенок там, по ту сторону экрана. Теперь представьте себе, как делается сегодня любой

мультфильм.На киностудии работают не только художники, дизайнеры, программисты, но и детские психологи. Именно они и подсказывают, как сделать так, чтобы дети не отрывались от голубых экранов. А зачем они это делают?

Все просто и одновременно сложно. Ведь создание мультфильма

это только часть айсберга. Вместе с новым мультиком компании выпускают огромное количество игрушек, например «человеков -пауков», раскрасок, комиксов, книжек, детской одежды. Вот и получается, что детей образовывают при помощи телевизора для того, чтобы завтра, увидев в магазине игрушек жуткое страшилище, они устроили родителям настоящую истерику и потребовали купить «вон того монстра» или «вот этот череп из «Пиратов Карибского моря». Вы когда-нибудь задумывались об этом? Нет? Тогда просто понаблюдайте за своими детьми.

О хороших мультиках и о том, как их определить.

Как понять, что мультик хороший? Что он будет воспитывать только хорошие качества в ребенке, не сделает его злым, агрессивным, тревожным? Вот что нужно сделать

Правило N1 . Посмотрите мультик сами.

Это главное и непременное правило, которое не так-то просто выполнить.

Ведь что сегодня происходит? Несколько детских каналов практически

круглосуточно транслируют мультфильмы и мультсериалы, а дети проводят

время у телевизора, непрерывно переключая каналы. Как же могут родители

просмотреть заранее все, что смотрят их дети?

Поэтому от неконтролируемого просмотра телевизора нужно отказаться.

Даже у 5-6 летних детей вырабатывается телезависимость.

Когда вы будете смотреть мультфильмы, обратите внимание:-не слишком ли агрессивны герои мультфильма;

-есть ли в нем моменты, которые могут напугать ребенка;

-не слишком ли длинный мультфильм по времени;

-какие выводы может сделать ребенок, посмотрев мультфильм.

Правило N2 . Долой телевизор без контроля.

Прислушивайтесь к своей родительской интуиции. Если она вам подсказывает, что мультик хороший, добрый, качественно сделанный и вам он, к тому же, понравился, тогда можете показать его ребенку.

Правило N3 . Ограничьте время просмотра телевизора.

А сколько времени ребенок может посвятить своему любимому занятию -просмотру мультфильмов?Это зависит от того, сколько лет вашему ребенку. Если ему еще нет и 3-х лет, то тогда телевизор не должен присутствовать в доме даже фоном до тех пор, пока вы не уложите ребенка спать. Ведь время до наступления 3-х летнего возраста -это время постижения окружающего мира, и он должен быть максимально естественным.От 3-х до 5 лет время просмотра качественных мультфильмов или детских телепередач не должно превышать 20 -30 минут в зависимости от особенностей вашего ребенка. То есть, если малыш слишком подвижный, возбудимый, время просмотра должно быть как можно меньше.

Правило N4 . Подбирая мультфильм, учитывайте возраст ребенка! Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на то, детям какого возраста адресован этот мультик. Ведь у каждого мультфильма есть своя возрастная аудитория. И ребенку 3-х лет будет очень страшно, а вовсе не интересно и не смешно, если вы покажете ему мультфильм для семилеток.

Правило N5 . Не используйте мультфильмы (телепередачи), чтобы просто занять ребенка («пусть лучше смотрит, а не меня дергает!»).Хотя соблазн, конечно, велик. Посадил свое чадо перед экраном - тишина и покой на достаточно продолжительное время обеспечены. Правда, нет никакой гарантии, что ребенок не проснется ночью от кошмарных сновидений по мотивам «любимых мультфильмов» или не будет драться в детском саду, имитируя манеру борьбы любимого монстра. А что, если пообщаться вместо мультфильма? А что, если телевизор «сломать», хотя бы на время? Оказывается, времени этого самого, которого так не хватает. Станет намного больше. И о ребенке много нового и интересного узнаете.

А теперь поговорим о том, какие мультфильмы смотреть полезно и почему.

Напрасно сегодня многие родители отдают предпочтение современным американским, японским или российским мультфильмам. Среди них едва ли найдется десяток таких, которые пойдут на пользу детям. Обратите внимание, продолжительность современных мультиков всегда час и более. Это очень вредно для здоровья детей. Старые подзабытые советские мультфильмы создавались очень грамотными людьми, которые кое-что понимали в детской психологии. И мультики они делали не на продажу, а для пользы. Так вот эти самые мультики были, в основном, короткими, за исключением полнометражных по «большим» сказкам. Но и большие мультики показывали обычно частями. Чтобы детская психика не страдала. А что у нас сегодня происходит? Что смотрят наши дети? Специально для тех родителей, которым интересен такой подход.

Десятка «волшебных» мультиков.

1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы -«Королева Зубная щетка» (1962 г.)

2. Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться, есть - мультик «Нехочуха» (1986 г.)

3. Ребенок боится темноты, собак. - мультик «Ахи-страхи».

4.Ребенок ленится -«Сказка про лень» (1976 г.)

5. Ребенок не умеет дружить -«Мой друг зонтик» (1982 г.)

6. Ребенок жадничает -мультик «Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.

7. Ребенок обманывает -«Замок лгунов» (1983 г.)

8. Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю» - мультик «Мама для мамонтенка» (1981 г.)

9. Ребенок не хочет учиться -«Наш друг ПишиЧитай» (1978 г.)

10. Ребенок хвастается -мультик «Лягушка-путешественница» (1965 г.)

В скобках приведен год выпуска мультфильма. Но пусть вас не пугает «эта старина». Сегодня все мультфильмы можно найти хорошего качества, а те черты, которые они воспитывают у малышей, будут цениться всегда. На самом деле подобных мультфильмов значительно больше. Если есть желание сделать ребенка лучше, добрее, умнее и счастливее, создавайте подборку мультфильмов и фильмов для ребенка, устраивайте совместные просмотры, но не заменяйте общение с ребенком телевизором, и в вашей семье все будет в порядке. Удачи вам, неравнодушные мамы и папы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо.


Консультация на тему: «Как родители могут помочь детям в формировании правильного произношения и развитии речи»
Конспект занятия по валеологии для детей старшего дошкольного возраста «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?».

Конспект занятия для детей старшей группы поможет закрепить знания детей об овощных культурах, их пользе, сформировать представление о нитратах. На занятии рассказывается о том, в каких растениях они .

Конспект образовательной и деятельности в старшей группе ПО ВАЛЕОЛОГИИ. Тема: "КОГДА ОВОЩИ МОГУТ ПОМОЧЬ, А КОГДА МОГУТ НАВРЕДИТЬ НАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ?"

Закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

Конспект НОД в группе детей старшего дошкольного возраста «Чем овощи могут помочь, а чем могут навредить нашему здоровью»

Цель: создание условий для закрепления у детей знаний о том, в каких растениях находятся нитраты и как они могут навредить, о пользе витаминов для нашего организма.Образовательные задачи:- создать усл.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ "КОГДА ОВОЩИ МОГУТ ПОМОЧЬ, А КОГДА МОГУТ НАВРЕДИТЬ НАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ?"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "КОГДА ОВОЩИ МОГУТ ПОМОЧЬ, А КОГДА МОГУТ НАВРЕДИТЬ НАШЕМУ ЗДОРОВЬЮ?".

Конспект образовательной деятельности «Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»

Закрепить знания об овощных культурах, продолжать закреплять знания детей о пользе витаминов для нашего организма.

Привет, друзья!
Сказки - очень важны для становления личности; каждая из них - по-своему.
Но могут ли они быть не только ценными, но и разрушительными для психики?
И в частности - для психики ребенка?

Сегодняшний материал будет посвящен этому вопросу: я постараюсь разобраться во всех деталях и найти ответы.

Сначала - о пользе сказки

Сказка может быть очень мощным инструментом, играющим важную роль для процесса развития и становления Я ребенка, потому что она (в том числе, авторская сказка) содержит в себе архаичные символы, архетипы, которые несут в себе ту самую мудрость, знания о мире, людях, помогающие ребенку самоидентифицироваться; сказка учит понимать себя, свои переживания, реакции, эмоции, мысли; она учит здоровому контакту с собой и с окружающей действительностью.

Любой архетип, появляющийся в сюжете сказки (а это, как правило, образ/паттерн, наполненный определенными характеристиками, близкими и понятными интуитивно даже маленьких детям - старец, злодей, красавица, ведьма, хитрец и т.д.) призван дать ребенку возможность выразить, прожить, отреагировать то, с чем ему может быть сложно взаимодействовать в реальной жизни, что сложно осознать, принять, увидеть, верно понять - в самом себе.
Например, сказка поможет понять дитя такие глубокие темы, как смерть или неотвратимость взросления.
Через хорошую сказку изначально сложные знания для малыша найдут «свое место» в его сознании без риска вытисниться в силу сопротивления.
Без нанесения вреда психике.

Сказка - хороший помощник родителю, подтверждающий свое значение в становлении, взрослении человека на протяжении несчетного количества поколений. Ведь сказка несет в себе огромный базис - пра-опыт - в емкой «капсуле» - в виде интересного сюжета, глубокого по смыслу, но доступного для понимания детям за счет универсальности символики его содержания.

На мой взгляд, главный принцип пользы сказок - именно в этом: способность просто и на интуитивном уровне донести до сознания ребенка огромный пласт информации о сложных вещах.

Опираясь на это, получается, что наиболее хороша та сказка, которая может реализовать трансцендентную функцию: нейтрализовать интропсихическое напряжения между сознанием и бессознательным в пласте Я ребенка, связывая противоположное, разрозненное - в единое, вынося из бессознательного к осознанию дитя все важные, необходимые ему знания на пути его развития; соединение содержимого бессознательного с содержимым сознания в единый функционал здоровой психики.

Страшные сказки - вредные сказки?

Пугающая ребенка сказка вовсе не означает то, что она плохая или чем-то обязательно может навредить.

Сказка, вызывающая переживание страха, несет в себе для ребенка особую функцию - инициирующую.
К тому, что пугает ребенка в сюжете повествования, нужен особый подход со стороны взрослого (родителя, психолога или учителя: в зависимости от того, кто знакомит ребенка со страшной сказкой или со сказкой, где есть страшные детали сюжета) - следует обратить внимание на возможную проекцию (бабу Ягу, допустим, могут сильно пугаться дети, в чьих семьях есть авторитарная, строгая, требующая, довлеющая, и, быть может, даже агрессивная и злая по отношению к ребенку женщина - мать, бабушка, тетя, старшая сестра и т.д.).

В страхе ребенка, как в реакции на конкретного персонажа, может быть выражен негативный комплекс, сформированный им в реальной жизни через проблемы детско-родительских отношений.
Касательно, например, бабы Яги - это негативный материнский комплекс, остро проживаемый ребенком на данном этапе; опять же, это интропсихический паттерн негативных материнских, родительских характеристик - тут активируется не «внутренняя» Великая Мать, а противоположность данного архетипа - Ужасная Мать/Ведьма. Вот, с ним и нужно работать, а не просто прятать сказку, от которой малыш плачет.

Испуг в ответ на действие триггера (контакт с тем или иным архетипом/героем посредством сказки) - всегда важный маркер функционала внутреннего мира дитя. И сказка здесь выступает в роли лакмусовой бумажки, индикатора: может помочь найти и увидеть корень проблемы, а далее - при необходимости перейти к ее коррекции.

Для лучшего понимания значения страшных сказок в развитии сознания ребенка я приведу один небольшой отрывочек из книги Ханса Дикманна (психолога, юнгианского аналитика) «Юнгианский анализ волшебных сказок. Сказание и иносказание», ярко демонстрирующий специфику восприятия ребенком пугающего аспекта в содержание сказки:

«В этой связи я хотел бы привести впечатляющий и заставляющий задуматься случай, еще в начале нашего века описанный Бильц (J. Bilz) в книге «Сказочные истории и процессы созревания» . Автор сообщает о девочке двух с половиной лет, находящейся в первой фазе упрямства (сопротивления), которая получила в подарок картинку, изображавшую Красную Шапочку и волка. На картинке был изображен волк в ночной рубашке и в ночном чепце бабушки, поджидающий Красную Шапочку. Малышке, слышавшей сказку только до эпизода встречи Красной Шапочки с волком, теперь хотелось узнать, почему волк лежит в постели. Она очень внимательно выслушала известный диалог между волком и Красной Шапочкой, который пришлось повторить около дюжины раз. Следующую ночь ребенок спал беспокойно, а просыпаясь обнаруживал страх перед злым волком. Чтобы успокоить ребенка, взрослые не нашли ничего лучшего, чем отыскать картинку, вырезать из нее волка и сжечь. Теперь девочка спала спокойно, но еще несколько дней с интересом расспрашивала о волке. Ей всякий раз объясняли, что злой волк сгорел, что волков нет и встретить их можно только в далекой России.

Несколько недель спустя отец с ребенком собрался на прогулку в находившийся неподалеку лес. Заботливая мать, одевая девочку, обратилась к ней: «Сейчас ты пойдешь с папой в лес к милым зайчикам!» Малышка просияла. Однако на лестнице нашим путешественникам попался навстречу старый сосед. Он поинтересовался, куда же они направляются. К великому удивлению отца, ребенок ответил, притом вполне определенно и без запинки: «В лес к юскому (русскому) волку!»

Бильц справедливо указывает на то, что даже этот впечатлительный ребенок по собственной инициативе ищет встречи со страшным волком. Видимо, в нем наличествуют силы, которым необходимо найти пожирающее детей чудовище.

Интересно, что этот ребенок спонтанно отыскивает то действие, которое мы находим в виде ритуала при изучении обрядов инициации в примитивных культурах, явно исходящих из знания того, что зрелость достигается лишь путем страдания, боли и мучений. Очередная, высшая ступень созревания может быть достигнута только после преодоления и разрушения предыдущей. ».

То есть, преодоление страха через его проживание в сказке, через встречу с ним - необходимо дитя, для его перехода на новую ступень развития Эго. Постоянное избегание этой встречи будет препятствовать здоровому развитию.

Иногда, к сожалению, родителям проще «вырезать волка» и дать «пустую» сказку, уже лишенную причины детского страха. Но, к сожалению, мало, кто из родителей до конца в этот момент понимает, что лишая ребенка столкновения с глубинным страхом, дитя лишается и ценного знания, символа, проживания и осознания того, что очень пригодится ему в процессе взросления.
Порой мамам и папам проще дать или самим прочитать ребенку сказку, в процессе знакомства с которой не нужно будет что-то объяснять малышу, уделять время и внимание его переживаниям.
Не у всех получается быть ресурсивными родителями, и не у всех есть достаточное понимание истинной цели сказки - отсюда и стремление к упрощению при выборе контента, что, в свою очередь, обесценивает символическое, глубинное значение сказаний, как инструмента передачи пра-опыта для дитя.

Важно подчеркнуть, что встреча ребенка посредством сказки с нечто его пугающим не несет для ребенка риска психотравмы (я знаю, что многие родители, действительно, боятся знакомить сейчас своих малышей со сказками, где есть неоднозначные по современным меркам персонажи или события; даже «Красная Шапочка» воспринимается некоторыми, как крайне неприемлемая иллюстрация насилия - но в данном случае это ложные убеждения).
Страшная сказка инициирует, позволяя становиться малышу еще больше самим Собой (при правильной поддержке родителей, конечно же).

Как объяснить ребенку эпизоды сказки, связанные с выражением агрессии?

Часто бывает, что детская сказка содержит описание расправы над врагом. Например, охотник вспорол живот волка в «Красной Шапочке», а ведьму заживо сожгли в печи в «Гензель и Гретель».
Как правильно преподнести данную модель поведения героев из сказки ребенку, чтобы не сформировать у него травму и не оправдывать агрессию?

Ведь герой - хороший, а поступает - плохо: как так?

Нельзя никогда воспринимать буквально все происходящее в сказках, так как они в большей степени выстроены через метафоры и базируются на принципе иносказания, нежели на прямом значении повествования.
Иначе, каждый, кто был бы с раннего возраста знаком, допустим, с сюжетом сказки Ершова, «Конек-Горбунок», где есть эпизод про заживо сварившегося в кипящем молоке царя, сломал бы себе психику.

Но, полагаю, как вы, я, а также многие-многие другие люди, знакомые с разными сказками с детства, в сюжете которых приключения героев не обходились порой без вспоротых животов, сжиганий, обезглавливаний и других страшных моментов, не стремились воспроизводить в реальность сказочный сюжет, подражая герою в его расправе над врагом.

Почему?
Потому что здоровая психика способна воспринимать символику насилия в сказках (допустим, по отношению к анти-герою), не как прямое значение и не как призыв к агрессии, к акту жестокой расправы над антагонистом, и не как допустимую модель поведения, а как довольно простую метафору победы над сложностями, встречающимися на жизненном пути человека.

Метафора ребенком воспринимается и «считывается» при этом сугубо интуитивно - в силу активации содержания коллективного бессознательного (это аналитический психологический аспект, базирующийся на теории Юнга) в момент знакомства с повествованием той или иной сказки.

Также родитель, знакомя дитя с содержанием сказки, все-таки, помогает правильно понять сложные, неоднозначные моменты сказки или мультика, являясь взрослым, развитым человеком, но при этом не обладающим какими-то супер-специфическими знаниями психологии, мифологии, культурологии, а просто в силу своей личностной зрелости - умеющим верно трактовать поведение персонажа и события.

Лучше не избегать знакомства со сложными моментами в сказках, а аккуратно, постепенно внедрять их в сферу познания ребенка, тщательно отслеживая реакцию и помогая ему верно усвоить новое непростое знание.
Дети, которым нарочито «вырезают волков» из сюжетов, хуже адаптируются к жизни, и при столкновении в реальности с тяжелыми переживаниями, связанными с чем-то необратимым, пугающим, но естественным для хода жизни (например, со смертью близких - бабушек, дедушек. ) испытывают больший стресс, чем дети, которых не дистанцировали от контакта с пугающими темами.
Правильное, мягкое знакомство со страшным через сказки - не риск обрести фобию, а нормальная часть взросления человека.

Мультфильмы могут заменить сказку?

Мультфильмы, часто созданные на основе хороших сказок, могут работать по аналогичному принципу. А значит, от них тоже будет польза для ребенка.

Только тут есть свои нюансы.
За счет реализованной художниками анимации на основе повествования сказки появляется дополнительный влияющий на ребенка фактор - это визуальная составляющая (рисовка, цвета, выраженные визуально характеры героев, событий и т.д.), а значит, фантазия ребенка о том, как может выглядеть вся история, при просмотре мультфильма заменяется уже «готовым фантазийным продуктом», реализованным людьми, работающими над созданием художественной мультипликационной работы. От качества их работы, от видения ими деталей сюжета, от их восприятия всего повествования и отдельных героев, очень многое зависит - каким ребенок сможет увидеть сюжет, будет ли здесь искажение.

Плохое качество реализации контента способно загубить даже суть великой сказки.
А если визуальное воплощение хорошей истории исполнено так же чудесно, как и само сказание, то проблем быть не должно.

Поэтому тут важно выбирать: из доступного множества - лучшее.

Ведь есть же масса прекрасных мультиков, в которых так здорово реализованы символы и архетипы. Например, такие анимационные воплощения чудесных сказок (еще советского периода): «12 месяцев», «Дикие лебеди», «Аргонавты», я бы еще отметила современные мультики серии «Гора самоцветов» и другие анимированные героические, этнические (и не только) сказки.
И даже часто критикуемые в обществе сказки от студии The Walt Disney Company про принцесс и героев тоже могут содержать в себе значимые и полезные символы, знания для ребенка, так как многие из них очень качественно и умело сделаны.

От себя лично отмечу французский мультфильм про африканского мальчика Кирику (это небольшой цикл из 3 анимационных работ) и его невероятных, волшебных приключениях. Думаю, взрослым он будет тоже интересен - красивый, яркий, пропитанный аутентичной мифологемой.
И мы к нему еще в этом материале вернемся.

Волшебство в сказках может формировать позицию Жертвы и мотивировать к безответственности?

В сказках часто присутствуют волшебные помощники и волшебные силы, дающие герою в сложных ситуациях то, к чему он стремился, но не мог получить сам.
Получается ли, что волшебство, обозначенное в сказках, поощряет инфантилизм и учит ребенка ждать помощи извне, на какого-то все время надеется вместо того, чтобы самому решать свои проблемы?

Волшебство в сказке, как архетип, не несет в себе такой цели.

Здесь нужно подчеркнуть символичность образов сказок. Например, Фея-крестная, помогающая Золушке реализовать цель в известном сказочном сюжете, не демонстрирует несостоятельность главной героини и не призывает ее к инфантильному поведению, к поиску «Спасателя» для «Жертвы» (понятия из концепции «Треугольник Карпмана»).

В акте волшебной помощи от Феи нет делегирования золушкиной ответственности за свою судьбу - другому персонажу.
В магических действиях сказки и, в так называемых (снова - в каноне аналитической психологии), мана-личностях (иными словами, в волшебных персонажах), всегда присутствует символ активации ранее неиспользуемой какой-либо психической функции главного героя, оказавшегося в беде, двигающегося сквозь препятствия к заветной цели, или, допустим, нуждающегося в возвращении прежней, комфортной ситуации, в ее упорядочивании.
И для Золушки таким символом является Фея и ее волшебная помощь, которая показывает, что героиня смогла найти способ активировать свою внутреннюю «волшебную» силу, а значит, свои ресурсы для достижения цели. То есть, и сама Фея, и тыква-карета, и мыши-лошади, и крыса-кучер и др. персонажи сказки - это все проекции героини, проекции Золушки, часть ее психического функционала, его аспектов, доступные для понимания как читателя, так и зрителя (если речь идет о мультфильме, фильме) - интуитивно - взрослый поймет верно и объяснит все ребенку.

От реакции взрослого, родителя во многом тоже зависит то, как ребенок воспримет контекст повествования. Если родитель, к примеру, будет регулярно науськивать малыша, что «ой, как же хорошо, Иван-дурак устроился на печи! Всем бы так. », то, конечно, для ребенка мнение взрослого, являясь априори значимым, впоследствии может оказать негативное влияние на его поведение с другими и, в целом, на развитие его мотивационно-потребностной сферы.
Поэтому разъяснения родителя, взрослого всегда крайне важны, но в случае, если взрослый может сам верно все интерпретировать, без когнитивных ошибок и предубеждений.

Теперь - о вреде сказки

Вскользь выше в тексте я уже упоминала, что «пустое» содержание контента - сказки и/или мультика - не содержащее полного спектра символов, или вовсе без архетипизации - мало, что полезного способно дать ребенку в плане духовного развития и личностного становления.
Но, как такового, и вреда данная особенность не несет.
Просто ограничивает, сужая выбор контента до содержаний, приоритетно направленных на выработку полезных навыков.
Но всегда можно выбрать более емкий по смыслу контент/сказку для ребенка, направленный на нечто большее, чем просто развитие навыков счета, развитие речи, социальных норм поведения, дисциплины, усвоение базовых моральных категорий, на развитие концентрации внимания, развитие памяти и т.д.

А, вот, реальный вред может нести то, что:

  • является контентом низкого качества; но совсем несложно даже с учетом огромного количества информации отобрать из горы «трэша» - хорошее; к счастью, нет дефицита, и к тому же, по-прежнему, актуальны авторские сказки: Гримм, Андерсена, Перро, Кэролла, Линдгрен, Пушкина, Бажова, Бианки, Волкова, Ершова, а также фольклор, мифы народов мира, красивые легенды - выбор есть, и он велик;
  • дается ребенку без необходимого разъяснения, так сказать, на полное самоизучение - взрослый здесь обязательно нужен, как источник дополнительных знаний, чтобы помочь все верно растолковать малышу, и картинки и содержание повествования, а также значим и эмоциональный контакт с малышом в процессе знакомства со сказкой - он дает ребенку чувство опоры при проживании сложных моментов;
  • не соответствует возрасту ребенка (не поняв чего-то в силу возраста, не получив объяснения чего-либо в сказке/мультике, ребенок может дать свою интерпретацию, уходя при этом в заблуждения, тем самым, формируя искажение относительно того, что он увидел - в этом мало хорошего, не так ли?).

Возрастные ограничения и цензура в сказках - как не ошибиться с выбором?

Как один из примеров хорошей сказки, реализованный в мультике, в этом материале я приводила французский мультфильм про Кирику.
Но в нем есть элементы агрессии и показаны обнаженные участки тела некоторых героев: допустимо ли взаимодействие ребенка с таким контентом (и с какого возрасте, если допустимо)?

Если вы найдете сейчас в сети скрины кадров из «Кирику» или посмотрите сам мультик, то вы увидите части человеческого тела, показанные вне эротического контекста. Так как эротизм/эротика всегда несет в себе, так или иначе, сексуальный месседж. А «Кирику» не содержит символов половой чувственности, половой любви.
При изображении частей тела человека важен контекст.
А если с вопросами цензуры выходить за пределы здравого смысла, то тогда детям не стоит ходить и в Эрмитаж…
Еще касательно темы возрастных ограничений обозначу, что сейчас весь контент регулируется законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Поэтому книга или мультфильм, проходя проверку на принадлежность к тому или иному классу возрастного рейтинга (в том числе, базируясь и на психологических особенностях возраста детей), получают необходимые ограничения - у лицензированной продукции на обложке/упаковке они всегда, как правило, указаны. Например, 12+, или 3+.

У «Кирику», опираясь на информацию из доступных онлайн-сервисов, из Кинопоиска (как вариант), возрастной ценз 0+.
Изолировать ребенка от сказок, мультиков, допустимых по возрасту, лишь потому, что там есть сцены агрессии - неверное решение, тормозящее развитие.
Нужно знакомить ребенка с миром, не закрывая ему глаза на то, что в нем есть, а поясняя то, что он в нем видит. Такой подход психологически экологичный. Так как позволять испытывать ребенку разные эмоции, помогать ему понимать их и принимать - нормально. Всеми силами избегать каких-либо эмоций - ненормально.

За последние несколько лет поток информации вырос настолько, что мы перестали успевать следить за всем, что смотрят наши дети по телевизору. Огромное количество новых мультфильмов не позволяет оценить, какие научат отличать добро от зла, какие - ценить настоящую дружбу, а какие лучше вообще не показывать. Нужно ли смотреть все мультики вместе с ребенком? Что делать, если детям нравятся отрицательные герои? Я - Родитель отвечает на эти и другие популярные вопросы.

Сегодня ассортимент мультфильмов чрезвычайно широк : их можно смотреть по телевизору, на компьютере, в режиме онлайн или на дисках. Такое многообразие приводит родителей к мукам выбора : как среди такого огромного количества мультфильмов выбрать действительно хорошие?

На самом деле самый легкий способ правильно выбрать мультфильм - это ознакомиться с его аннотацией, посмотреть трейлер и почитать отзывы о нем в интернете. Если есть время, можно посмотреть мультфильм самостоятельно, чтобы понять его сюжет.

Главный критерий выбора - понимание категории, к которой принадлежит мультфильм. Подходящими для детей считаются поучительные, ознакомительные и в некоторых случаях развлекательные мультфильмы.

Нужно ли смотреть мультфильмы вместе с ребенком?

Безусловно, смотреть вместе с ребенком мультфильмы при наличии свободного времени не только можно, но и очень полезно. Во-первых, вы сможете контролировать то, что он видит и будете застрахованы от того, что малыш самостоятельно переключит канал и посмотрит что-то неподходящее ему по возрасту или содержанию. А во-вторых, дети во время просмотра часто не понимают какие-то моменты, им требуются объяснения, почему герой поступил так или почему он пошел туда. К тому же, малышам всегда интересна реакция родителей на происходящее на экране. Смотрите мультфильмы вместе с ребенком, поясняйте ему происходящее на экране, и, конечно же, после просмотра обязательно обсудите сюжет и поведение героев. Просите ребенка рассказать, какой герой ему понравился больше всего и почему. Спросите, как бы он сам поступил в такой же ситуации. Так вы станете ближе своему ребенку и лучше поймете, что он чувствует.

Поучительные мультфильмы

Они помогают ребенку осмыслить какую-то ситуацию, взглянув на нее со стороны и сделать из этого собственные выводы. К примеру, мультфильм «Гуси-лебеди» учит не убегать от мамы. «Мойдодыр» - следить за личной гигиеной, «Цветик-семицветик» и «Путешествие Нильса с дикими гусями» - ценить дружбу, «Снежная королева» - помогать близкому человеку, попавшему в беду. Такие мультфильмы полезно смотреть детям с трех лет.

Ознакомительные мультфильмы

Вторая категория подходящих для детей мультфильмов - ознакомительные. Это мультфильмы, которые рассказывают о чем-то неизвестном, например, о природных явлениях, жизни животных, истории, мифах. Также существуют мультфильмы, которые в игровой и веселой форме учат детей правилам дорожного движения, этикету, родному и иностранному языку. Такие мультики рекомендуется показывать детям с пяти лет и старше.

Что делать, если ребенку нравятся отрицательные персонажи?

Часто происходит такое, что любимыми героями детей становятся отрицательные персонажи мультфильмов. В такой ситуации многие родители начинают переживать, все ли в порядке с психикой их чада. На самом деле ничего страшного в этом нет. Зачастую дети сочувствуют отрицательным персонажам и поэтому испытывают к ним симпатию: вспомните волка из «Ну, погоди!». Сколько выходок зайца ему пришлось вытерпеть? Важно обсудить с ребенком, почему ему нравится отрицательный герой. Может быть, малыш сам попал в такую ситуацию, как у любимого персонажа? Может быть, он так же не может завести друзей или испытывает сложности в общении? Поговорите с ребенком об этом, и вам многое станет понятно.

Мультфильмы для детей и взрослых

Последнее время появляется множество мультфильмов для совместного просмотра взрослыми и детьми. Это «Маша и медведь», «Пчелка Мая», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и прочие. Интересна эта категория мультфильмов тем, что они объединяют родителей и детей вокруг совместного просмотра: родители не зевают от скуки и вовлекаются в сюжет. Конечно же, подобное времяпрепровождение само по себе ценно для ребенка, даже если мультфильм не несет в себе большого смысла. Да и родителям шутки Маши из «Маши и медведя» доставят массу положительных эмоций.

Какие мультфильмы не стоит показывать ребенку?

Детям дошкольного возраста не рекомендуется показывать мультфильмы с быстрой сменой сюжета, к которым чаще всего относятся развлекательные мультсериалы, особенно иностранные. Дело в том, что в таких мультфильмах из-за быстрого развития сюжета ребенок не успевает уследить за ходом событий, вследствие чего не понимает, о чем идет речь. Поэтому такие мультфильмы оказываются совершенно неинформативными для детей до шести-семи лет.

Не стоит показывать детям мультфильмы, главный герой которых имеет вредные привычки и мультфильмы, в которых имеются сцены агрессии, насилия и жестокости. Также не рекомендуются к просмотру мультфильмы, снятые по мотивам компьютерных игр, поскольку часто они повторяют сюжет игры, в которой содержатся сцены жестокости.

Как правильно организовать просмотр мультфильма?

Наиболее подходящим временем для просмотра является первая половина дня. Педиатры и психологи не рекомендуют показывать мультики перед сном - особенно впечатлительным и легковозбудимым детям. Взрослые должны заранее определить, в каких местах можно сделать паузы, разбив слишком длинные мультфильмы на части. Во время просмотра малыш должен сидеть строго напротив экрана на расстоянии не менее двух метров. Родителям нужно внимательно следить - если у ребенка начали краснеть или слезиться глаза, телевизор необходимо выключить. Перед тем, как показывать детям тот или иной новый мультик, родители должны обязательно предварительно сами просмотреть его.

Какой должна быть продолжительность просмотра мультфильма?

По мнению детских специалистов.

Здоровые дети 3-4 лет могут проводить у телевизора не более 15-20 минут в день. 5-6-летние - максимум 30, младшие школьники - 1-5 часа 2-3 раза в неделю. При этом расстояние до экрана должно быть не менее 3 метров.

Не рекомендуется вообще смотреть телевизор детям до 5 лет, если:

- ребенок перенес перинатальную энцефалопатию, или у него были судороги при высокой температуре, или черепно-мозговая травма, менингит, энцефалит;

- у ребенка повышенная возбудимость, беспокойный сон, заикание, тики.

Здесь обязательно необходима консультация врача-специалиста.

Консультация для родителей «Добрые мультфильмы, которые помогают воспитывать».

Думаете, что мультики - это такие маленькие мультяшные истории, которые помогают занять ребенка на время? А вот и нет. На самом деле по силе воздействия мультфильмы можно сравнить с самым мощным психологическим оружием. Только вот каким? Злым или добрым? Полезным или вредным?

Обратите внимание на то, как дети смотрят мультики. Иногда создается впечатление, что здесь сидит только оболочка, а сам ребенок там, по ту сторону экрана. Теперь представьте себе, как делается сегодня любой мультфильм.

На киностудии работают не только художники, дизайнеры, программисты, но и детские психологи. Именно они и подсказывают, как сделать так, чтобы дети не отрывались от голубых экранов.

Как понять, что мультик хороший? Что он будет воспитывать только хорошие качества в ребенке, не сделает его злым, агрессивным, тревожным?

Вот что нужно сделать:

Посмотрите мультик сами. Это главное и непременное правило, которое не так-то просто выполнить.

Когда вы будете смотреть мультфильмы, обратите внимание:

- не слишком ли агрессивны герои мультфильма;

- есть ли в нем моменты, которые могут напугать ребенка;

- не слишком ли длинный мультфильм по времени;

- какие выводы может сделать ребенок, посмотрев мультфильм.

Долой телевизор без контроля.

Правило №3. Ограничьте время просмотра телевизора.

А сколько времени ребенок может посвятить своему любимому занятию - просмотру мультфильмов?

Это зависит от того, сколько лет вашему ребенку. Если ему еще нет и 3-х лет, то тогда телевизор не должен присутствовать в доме даже фоном до тех пор, пока вы не уложите ребенка спать. Ведь время до наступления 3-х летнего возраста - это время постижения окружающего мира, и он должен быть максимально естественным.

От 3-х до 5 лет время просмотра качественных мультфильмов или детских телепередач не должно превышать 20 - 30 минут в зависимости от особенностей вашего ребенка. То есть, если малыш слишком подвижный, возбудимый, время просмотра должно быть как можно меньше.

Правило №4. Подбирая мультфильм, учитывайте возраст ребенка!

Когда вы будете смотреть мультфильм, обратите внимание на то, детям какого возраста адресован этот мультик. Ведь у каждого мультфильма есть своя возрастная аудитория. И ребенку 3-х лет будет очень страшно, а вовсе не интересно и не смешно, если вы покажете ему мультфильм для семилеток.

Правило №5. Не используйте мультфильмы (телепередачи, чтобы просто занять ребенка («пусть лучше смотрит, а не меня дергает!»).

Хотя соблазн, конечно, велик. Посадил свое чадо перед экраном - тишина и покой на достаточно продолжительное время обеспечены. Правда, нет никакой гарантии, что ребенок не проснется ночью от кошмарных сновидений по мотивам «любимых мультфильмов» или не будет драться в детском саду, имитируя манеру борьбы любимого монстра.

А что, если пообщаться вместо мультфильма?

А что, если телевизор «сломать», хотя бы на время?

Оказывается, времени этого самого, которого так не хватает. Станет намного больше. И о ребенке много нового и интересного узнаете.

Мультфильмы, которые воспитывают и лечат.

Напрасно сегодня многие родители отдают предпочтение современным американским, японским или российским мультфильмам. Обратите внимание, продолжительность современных мультиков всегда час и более. Это очень вредно для здоровья детей.

Старые подзабытые советские мультфильмы создавались очень грамотными людьми, которые кое-что понимали в детской психологии. И мультики они делали не на продажу, а для пользы. Так вот эти самые мультики были, в основном, короткими, за исключением полнометражных по «большим» сказкам. Но и большие мультики показывали обычно частями. Чтобы детская психика не страдала. А что у нас сегодня происходит? Что смотрят наши дети? Специально для тех родителей, которым интересен такой подход.

«Волшебных» мультфильмы

1. Ребенок не хочет умываться или чистить зубы - «Королева Зубная щетка» (1962 г.)

2. Ребенок отказывается убирать игрушки, одеваться, есть - мультик «Нехочуха» (1986 г.)

3. Ребенок боится темноты, собак… - мультик «Ахи-страхи».

4. Ребенок ленится - «Сказка про лень» (1976 г.)

5. Ребенок не умеет дружить - «Мой друг зонтик» (1982 г.)

6. Ребенок жадничает - мультик «Два жадных медвежонка», снятый по венгерской народной сказке.

7. Ребенок обманывает - «Замок лгунов» (1983 г.)

8. Ребенок говорит маме: «Я тебя не люблю» - мультик «Мама для мамонтенка» (1981 г.)

9. Ребенок не хочет учиться - «Наш друг ПишиЧитай» (1978 г.)

10. Ребенок хвастается - мультик «Лягушка-путешественница» (1965 г.)

В скобках приведен год выпуска мультфильма. Но пусть вас не пугает «эта старина». Сегодня все мультфильмы можно найти хорошего качества, а те черты, которые они воспитывают у малышей, будут цениться всегда.

На самом деле подобных мультфильмов значительно больше. Если есть желание сделать ребенка лучше, добрее, умнее и счастливее, создавайте подборку мультфильмов и фильмов для ребенка, устраивайте совместные просмотры, но не заменяйте общение с ребенком телевизором, и в вашей семье все будет в порядке.

Удачи вам, неравнодушные мамы и папы!

Консультация для родителей «Современные игрушки: польза или вред?» «Современные игрушки - польза или вред» Как сориентироваться в этом мире продукции? Как оценить игровой и развивающий потенциал? Как выбрать,.

Фотоотчёт «Газированные напитки — польза или вред?»

Фотоотчёт «Газированные напитки — польза или вред?» В последнее время в связи с широким использованием консервантов, красителей и искусственных вкусовых добавок многие родители стали задумываться.

Информация для родителей «Дети и домашние животные. Вред или польза?» Дети и домашние животные. Вред или польза? У вас скоро должен появиться ребенок, а в доме уже живет кошка или собака. Многие будущие родители.

Консультация для родителей «Компьютерные игры: польза или вред?» Компьютерные игры: вред или польза? Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные.

Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер. Вред или польза?» Консультация для родителей. «Ребёнок и компьютер. Вред или польза» Аннотация: в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы.

Консультация для родителей «Вред и польза компьютера для здоровья ребенка»

Консультация для родителей «Вред и польза компьютера для здоровья ребенка» Современные дети проводят за компьютером много времени. Иногда этому способствует поведение взрослых. Чтобы ребенок не приставал к родителям.

Консультация «Компьютер и дети — польза или вред?» Жизнь человека в современном мире трудно представить без компьютера, многие дети начинают с ним знакомство еще в возрасте до трех лет. А.

Консультация «Компьютерные игры для детей — польза или вред?» Далеко не все игры носят назидательный характер, и наряду с теми играми, которые вводят детей в историю, литературу, искусство, существуют.

Пластиковая бутылка польза или вред Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки» 1. Когда в 1869 году американец А. Хэйят получил пластическую массу, которую он назвал целлулоид,.

Современные игрушки: польза или вред? Памятка для родителей дошкольников Современные игрушки: польза или вред Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся.

Читайте также: