Диспраксия у детей: что это такое, симптомы, коррекция и диагностика
Обновлено: 08.06.2024
Диспраксия - задержка (нарушение) формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при сохранности мышечной силы и амплитуды движений.
Происхождение термина “диспраксия: "дис" - нарушение; "праксис" - движение.
Праксис - высшая психическая функция человека, формирующаяся прижизненно в контакте с окружающим миром. Праксис как высшая психическая функция служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Завязать шнурки, взять со стола ложку, сложить кубики, написать в тетради слово - все это может быть недоступным для человека с несформированным или нарушенным праксисом, при этом пациент не испытывает ограничений в двигательной сфере, не страдает парезами и параличами.
Причины
Нарушения в сфере праксиса связаны с недостаточным функционированием соответствующих отделов коры головного мозга, отвечающих за управление данной функцией. В детском возрасте подобные задержки могут быть связаны с органическими поражениями головного мозга, нарушившими естественный процесс созревания коры больших полушарий либо с депривацией той или иной деятельности, необходимой в конкретный период развития для полноценного становления функции. Например, ребенок, лишенный возможности двигаться в раннем детском возрасте из-за соматического заболевания (высокая температура, инфекции, заболевания суставов, переломы и т.д.) с высокой долей вероятности впоследствии будет демонстрировать несформированность двигательной сферы в виде диспраксии.
Нарушения праксиса проявляются как в мануальной, так и в артикуляционной сфере. Это обусловлено близкой локализацией и совместной работой моторных зон коры, отвечающих за осуществление сложных двигательных актов.
Таким образом, диагностируя у ребенка мануальную диспраксию, мы с высокой долей вероятности, можем прогнозировать у него трудности формирования речи, мышления, а впоследствии, возможно, дисграфию и дислексию, т.е. трудности формирования всех видов деятельности, где необходимо построение плана отдельных движений и действий, переключение с одного элемента на другой, осуществление целой "моторной программы".
Классификация
В зависимости от того, какой участок коры головного мозга функционально не сформирован, от того, какие первичные нарушения двигательной функции удается обнаружить при нейропсихологическом обследовании, различают несколько основных видов диспраксий:
- Кинетическая (эфферентная) диспраксия (задние лобные / премоторные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) - трудности выполнения серии последовательных движений в виде сложностей переключения внутри моторной программы, перестановок элементов программы местами, "застреваний" на отдельных элементах программы;
- Кинестетическая (афферентная) диспраксия (теменные отделы коры левого полушария головного мозга у правшей) - трудности подбора отдельных поз в мануальной и артикуляционной сфере;
- Пространственная диспраксия (теменно-затылочные отделы коры головного мозга) - трудности ориентации собственного тела в пространстве, невозможность правильно повторить пространственную позу, несформированность представлений лево-право, верх-низ;
- Конструктивная диспраксия (теменно-височно-затылочные отделы коры головного мозга) - трудности овладения конструктивной деятельностью - игра с кубиками, собирание пазлов, рисование предметов с учетом их пространственных отношений и характеристик;
- Регуляторная диспраксия (лобные отделы коры головного мозга) - несформированность произвольного контроля над собственной деятельностью. Проявляется в виде набора несистемных неспецифических ошибок во всех сферах праксиса.
Лечение
Преодолением диспраксии занимаются нейропсихолог, логопед и невролог (при артикуляционной диспраксии). Также бывают необходимы курсы логопедического массажа, общего медицинского массажа и остеопатического лечения).
Симптомы диспраксии
Диспраксия — вид задержки развития, при котором у ребенка есть проблемы с координацией и выполнением сложных действий, но при этом нет нарушений мышечного тонуса и параличей. Физических патологий у диспраксии нет, поэтому в раннем возрасте диспраксию выявить невозможно. По мере развития ребенка появляются следующие симптомы:
- Неловкость, неуклюжесть;
- Неаккуратность во время еды: еда падает со столового прибора, напитки проливаются во время питья;
- Плохая осанка;
- Падения на ровном месте;
- Проблемы с моторикой;
- Частые спотыкания во время ходьбе;
- Повышенная утомляемость из-за того, что приходится прилагать много усилий для выполнения повседневных действий;
- Проблемы с активными играми: ребенок не может словить и бросить мяч, прокатиться на велосипеде, ему трудно прыгать и бегать;
- Плохая память: ребенок забывает за день выученный материал.
Ребенок с диспраксией даже в младшем школьном возрасте часто не может самостоятельно одеться: путает перед и зад, левые и правые ботинки. Не может застегнуть пуговицу и завязать шнурки. Каждый раз задумывается, какой рукой держать ложку и карандаш. Иногда у таких детей нет чувства направления движения: ребенок может хаотично перемещаться, если взрослый не ведет его куда-то целенаправленно. Такое поведение характерно только для детей 2-3 лет.
Диспраксия не проходит сама по себе. Для подростков и взрослых характерны плохой, непоставленный «детский» почерк, проблемы с рисованием (человек не может вывести ровную линию). Неловкость с годами также усиливается: у людей с диспраксией неуклюжая походка и все «валится с рук». На выполнение бытовых действий нужно в несколько раз больше времени, чем для обычных людей. Люди невнимательны и рассеянны, часто забывают о важных вещах.
Если вы заметили у своего ребенка эти симптомы, обязательно проконсультируйтесь со специалистом. Одна из основных проблем для людей с диспраксией — одиночество. Дети игнорируют сверстников с «особенностями», из-за чего люди с детства растут обособленными и нелюдимыми, не могут работать в команде, страдают от депрессивных и тревожных расстройств.
Методы коррекции центра «Акме»
Физическое развитие. Основной инструмент нашей методики — игровая терапия. Занятия проходят в специально оборудованном зале с участием родителей и одного-двух специалистов центра: неврологом, игротерапевтом и остеопатом. Чтобы во время игры дети не ушиблись, стены, пол и игровые элементы в комнате — мягкие.
Используем преимущественно активные игры, направленные на комплексное развитие опорно-двигательного аппарата. Занятия помогают ребенку ощутить свое тело и понять, как его контролировать. План коррекции строим таким образом, чтобы на каждом занятии подтягивались слабые области ребенка и укреплялись сильные. Благодаря этому результат становится заметен после первых сеансов.
Работа с родителями. Родители обязательно участвуют в каждом занятии центра, так как при участии родителей ребенок больше доверяет врачам и показывает лучшие результаты. Специалист объясняет родителям свои действия во время занятия, помогает понять ребенка и выработать к нему свой подход. Мы не даем шаблонные методы, мы учим находить выход из сложных ситуаций, подбирать нужные слова для поддержки ребенка. Взаимопонимание и навыки работы с ребенком остаются с родителями навсегда. Благодаря этому лечение не заканчивается на нескольких еженедельных сеансах, а продолжается дома.
Если у родителей возникли вопросы при выполнении домашних заданий, проконсультируем по телефону.
Аппаратные методики. Используем безопасные аппаратные методики: электрокардиографию и микрополяризацию. Электрокардиограф «Варикард» помогает оценить усталость ребенка к концу занятия. Это важно, потому как одни и те же упражнения выматывают одного ребенка и недостаточны по нагрузке для других. Благодаря отслеживанию состояния ребенка, мы увеличиваем или уменьшаем нагрузку, так, чтобы она соответствовала возможностям.
Микрополяризация — стимуляция спинного и головного мозга слабыми токами. Аппарат нормализует мышечный тонус, дыхание, стимулирует мыслительную и двигательную деятельность.
Запись на прием
Чтобы проконсультироваться со специалистом центра и начать лечение, закажите обратный звонок или напишите нам через специальную форму сайта. Ответим в кратчайшие сроки и подберем удобное для вас время приема.
Диспраксия или синдром неуклюжести — это патологическое состояние, проявляющееся нарушением движений при отсутствии параличей или снижения тонуса скелетной мускулатуры. Дети с таким диагнозом испытывают трудности при выполнении сложных двигательных актов, вроде письма или звукопроизношения. К другим характерным проявлениям заболевания относят ухудшение мелкой моторики, нарушение координации движений и общую неловкость. Лечением диспраксии занимаются детские неврологи и логопеды. Требуется комплексный подход, направленный на устранение причины недуга и восстановление двигательных функций.
Причины диспраксии у детей
В большинстве случаев такая болезнь развивается по причине поражения мозговых структур, отвечающих за координацию работы опорно-двигательного аппарата.
Патологический процесс возникает во время вынашивания ребенка или после рождения. Артикуляционная диспраксия у детей обусловлена нарушением функций коры больших полушарий. Отличительный признак недуга — отсутствие параличей, мышечной слабости и сопутствующих заболеваний. Согласно аналитическим данным, распространенность диспраксии среди детей варьируется от 1% до 20%. У мальчиков такую патологию диагностируют чаще.
Основные причины:
- повреждение центральной нервной системы в период внутриутробного развития по причине осложнения беременности;
- осложнение родовой деятельности;
- недоношенность, переношенность, продолжительная физиологическая желтуха новорожденных или другая патология у грудного ребенка;
- наследственная предрасположенность к двигательным нарушениям.
К факторам риска формирования болезни относят неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание ребенка.
Виды диспраксии у детей
Классификация заболевания может быть основана на локализации, патогенезе или характере симптомов. С точки зрения патогенеза диспраксия может быть двигательной или чувствительной. Если возникают трудности с двигательной активностью по команде, речь идет об идеомоторной диспраксии. Идеомоторная форма болезни характеризуется нарушением планирования и реализации сложных действий.
Классификация диспраксии, основанная на видах двигательной активности:
- Графомоторная. Ребенок не справляется с правильным написанием цифр или букв.
- Конструктивная. Пациенту трудно собрать что-либо из составных частей.
- Выразительная. Мимика ребенка не выражает эмоции.
- Пространственная. Нарушается пространственная ориентация движений.
Врачи также учитывают, какая область тела была затронута патологическим процессом. С точки зрения локализации выделяют пальцевую, артикуляционную и оральную формы заболевания.
Симптомы и осложнения
Проявления диспраксии зависят от вида патологии. Например, при нарушении артикуляции специалисты обращают внимание на замену сложных звуков более простыми, невнятную речь, перестановку и пропуск слогов, постоянные письменные ошибки. При пространственной или конструктивной диспраксии ребенок не справляется с подвижными играми и выглядит неуклюжим. Менее заметной может быть выразительная или графомоторная форма заболевания. Часто родители слишком поздно приводят ребенка к врачу, поскольку путают симптомы болезни с признаками неуспеваемости.
Дополнительные признаки:
- проблемы с выбором преобладающей руки;
- повышенная восприимчивость к прикосновениям;
- ребенок слишком поздно начинает ходить, сидеть или ползать;
- пациент часто спотыкается и падает из-за неуклюжей походки;
- мнестические нарушения.
Приступить к коррекции недуга рекомендуется как можно раньше, поскольку нарушение моторных и речевых навыков негативно сказывается на дальнейшем обучении и качестве жизни. Дети с диспраксией чаще страдают от одиночества и социальной изоляции из-за невозможности играть со сверстниками. Двигательные расстройства провоцируют гиподинамию и замедление темпов физического развития. К дополнительным осложнениям заболевания относят психоэмоциональные нарушения в виде апатии и депрессии.
Диагностика диспраксии
При обнаружении характерных признаков диспраксии следует записаться на прием к детскому неврологу. Врач расспросит родителей о возникших симптомах, соберет анамнестические данные для обнаружения факторов риска двигательных нарушений и поговорит с пациентом. Уже во время первичного осмотра можно выявить общую неуклюжесть, трудности при выполнении простых действий и проблемы с выражением эмоций с помощью мимики. Для постановки диагноза потребуются результаты специальных исследований.
Методы диагностики диспраксии:
- Нейрофизиологические исследования: электроэнцефалография, электронейромиография и др. Результаты таких процедур позволяют неврологу обнаружить признаки органического или функционального поражения органов ЦНС.
- Нейропсихологические исследования. Врач проводит специальные пробы для оценки состояния двигательных функций и уточнения вида заболевания.
Также ребенка направляют к логопеду для определения дефектов устной речи. Специалист оценивает произношение и выявляет характерные для патологии ошибки.
Коррекция диспраксии у детей
Для устранения заболевания и восстановления функций опорно-двигательного аппарата требуется комплексный подход. Неврологи назначают физиотерапевтические процедуры, лечебный массаж, кинезиотерапию и упражнения в рамках ЛФК. Детям с такой болезнью рекомендуется посещать клинического психолога или специального обученного педагога для прохождения нейропсихологической терапии.
Регулярные занятия у логопеда — важный этап коррекции диспраксии. Специалист предложит комплекс пассивных и активных упражнений для правильного развития артикуляционного аппарата и устранения выявленных речевых дефектов. При условии грамотного подхода логопедам удается излечить недуг у большинства пациентов. Чем раньше будет начато лечение, тем ниже риск неуспеваемости и нарушения физического развития.
Читайте также:
- Кровоснабжение молочной железы. Сосуды молочной железы. Лимфатическая система молочной железы. Лимфатические узлы молочной железы.
- Лечат простуду, вызывая инсульт. Что за лекарства несут эту опасность?
- Летний грипп. Что может скрываться за его симптомами?
- Нейромедиаторы базальных ганглиев. Болезнь Паркинсона
- Отрыжка: причины, механизм развития, к кому обратиться?