Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

Обновлено: 05.06.2024

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Дети с тяжелой формой дизартрии получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи - она понятна для окружающих, но нечеткая.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки - дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно. Такого ребенка нужно учить надувать щеки и удерживать воздух, а потом перекачивать его из одной щеки в другую, втягивать щеки при открытом рте и сомкнутых губах. Только после этих упражнений можно приучать ребенка полоскать рот водой.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Одними приказаниями здесь ничего не добьешься. Следует постепенно развивать мелкую моторику рук, используя специальные упражнения. Можно учить ребенка застегивать пуговицы (сначала крупные, потом мелкие) на одежде куклы или на снятом платье, пальто. При этом взрослый не только показывает движения, но и помогает их производить руками самого ребенка. После подобной тренировки дети смогут уже застегивать пуговицы на одежде, надетой на себя. Для тренировки умения шнуровать обувь используются различной формы фигуры (квадрат, круг и др.), вырезанные из плотного картона. По краям фигуры на расстоянии 1см друг от друга делаются дырочки. Ребенок должен последовательно продеть во все дырочки через край длинный шнурок с металлическим концом, как бы обметывая края. Чтобы у ребенка не ослабевал интерес к упражнениям, можно наклеить в середине фигуры какую-нибудь картинку и сказать, что, правильно продев цветной шнурок, малыш сделает таким образом игрушку и сможет подарить ее кому захочет. Затем ему предлагают шнуровать ботинки, сначала снятые с ног, затем непосредственно у себя на ногах.

Дети-дизартрики испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку. Для того, чтобы быстрее и лучше научить ребенка пользоваться ножницами, надо вложить его пальцы вместе со своими в кольца ножнц и производить совместные действия, последовательно отрабатывая все необходимые движения. Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребенка воспитывают умение регулировать силу и точность своих движений.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге. Обычно взрослый помогает ребенку прыгать на одной ноге, сначала поддерживая его за талию, а потом - спереди за обе руки, пока он не научится это делать самостоятельно.

Нарушения моторики у детей требуют дополнительных индивидуальных занятий в специальных учреждениях и дома. Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

Дизартрия у детей. Алалия у ребенка

Экстрапирамидная, или подкорковая, форма дизартрии возникает при поражении подкорковых узлов и их связей. Дистония или повышение мышечного тонуса в мышцах языка, непостоянное проявление гиперкинезов отличают экстрапирамидную дизартрию от псевдобульбарной и мозжечковой. Для экстрапирамидной дизартрии характерно отсутствие стабильности артикуляционных нарушений, поэтому и расстройства фонации (звукопроизношения) менее постоянны и более вариабельны, чем при других формах.

Корковая дизартрия наблюдается при поражении двигательных и чувствительных зон коры головного мозга, участвующих в иннервации артикуляционного аппарата. При пора-ч/ жении нижних отделов передней центральной извилины возникает эфферентная форма корковой дизартрии. Для нее характерно более изолированное поражение отдельных мышц артикуляционного аппарата, особенно мыпщ языка по типу центрального коркового пареза. В связи с этим при корковой дизартрии страдает произношение тех звуков, которые связаны с наиболее тонкими изолированными движениями отдельных мышечных групп языка, это прежде всего некоторые переднеязычные звуки — «р», «л» и др. При корковой дизартрии в отличие от других форм дизартрии нет слюнотечения, может не быть нарушений голоса и дыхания. Диагноз корковой дизартрии представляет определенные трудности и ставится на основе общего неврологического обследования.

При поражени зон задней центральной извилины, где проецируется чувствительность от мышц артикуляционного аппарата, возникает афферентная форма корковой дизартрии. Основным проявлением ее является артикуляторная апраксия (нарушение движений без выраженного пареза артикуляторной мускулатуры) .

дизартрия у детей

Анатомическая близость расположения корковых двигательных и речевых зон, а также проводящих путей определяет то, что при дизартрии особенно часто вовлекаются в процесс двигательные системы мозга, и у ребенка наряду с речевыми нарушениями проявляются и двигательные расстройства различной степени выраженности. Наиболее часто дизартрии наблюдаются при детских церебральных параличах. Стертые формы дизартрии отмечаются у детей с так называемой минимальной мозговой дисфункцией. Дизартрия может быть и без других симптомов наследственно-дегенеративных заболеваний нервной системы.

Алалия — недоразвитие речи, обусловленное нарушением коркового уровня речевой функциональной системы в доречевои период. Как правило, медицинская страховка позволяет диагносцировать данную патологию у невролога. Причиной алалии является поражение или недоразвитие определенных зон коры больших полушарий. Корковые речевые расстройства возникают чаще при поражении доминантного полушария (для правшей — левого).

Поскольку речь у детей раннего возраста находится только в стадии формирования, признаки поражения корковых речевых зон носят иной характер, чем у взрослых.

Моторная алалия возникает при нарушении развития премоторно-лобных отделов доминантного полушария. При моторной алалии наблюдаются проявления речевой апраксии и нарушение формирования программы моторного речевого акта. Поэтому при отсутствии параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата у ребенка не формируется «навык» произношения. Правильно выговаривая отдельные слоги и односложные слова, ребенок затрудняется в произнесении многосложных слов и предложений. За счет своеобразной речевой апраксии у него отмечаются выраженные и стойкие нарушения слоговой структуры слов, с трудом формируются линейная последовательность и динамика речевой деятельности. При этой форме речевого недоразвития обычно также наблюдаются недостаточность сенсорной речи и нарушения речевого мышления. Понимание речи при этой форме алалии более сохранно, чем возможность собственной моторной речи.

Сенсорная алалия наблюдается при поражении теменно-височно-затылочных отделов мозга доминантного полушария. При этом нарушен афферентный корковый синтез. Ребенок не понимает обращенную речь при сохранной функции слуха и не может сформировать достаточный пассивный словарь (речевая агнозия). Это приводит к «врожденной словесной глухонемоте». При этом у ребенка нарушено формирование как сенсорной, так и моторной речи и всегда имеются выраженные нарушения слуховой памяти.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Мы лечим детей по принципам доказательной медицины: выбираем только те методы диагностики и лечения, которые доказали свою эффективность. Никогда не назначим лишних обследований и лекарств!

Что такое алалия? К какому врачу обращаться?

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи. При этом у ребенка нет нарушений слуха, и сохранен интеллект. Хотим отметить, что диагноз “алалия” ставит не логопед, а детский невролог (возможно, при участии детского психиатра). Невролог определяет характер нарушения речи: ОНР (общее недоразвитие речи), афазия (расстройство уже появившейся речи), алалия и т.д. Задача логопеда - работать с ребенком, улучшать его речь всеми эффективными способами.

Левин Анна Семеновна

Логопед. Опыт работы более 20 лет. Коррекция основных логопедических проблем у детей: дизартрия, алалия, дислалия, общее недоразвитие речи, задержка речевого развития. Устранение миофункциональных нарушений. Подготовка детей к школе (совместно с психологом). Артикуляционная гимнастика (логопедический массаж). Доктор использует в работе все современные методики, доказавшие свою эффективность.

Виды алалии у ребенка

Диагноз “алалия” ставится в современной детской неврологии нечасто. Однако есть маленькие пациенты, которым нужна речевая коррекция. Логопеды чаще сталкиваются с двумя видами алалии - моторной алалией и сенсорной алалией.

Моторная алалия характеризуется аграмматизмами, недостаточностью речевой продукции (или ее отсутствием), понимание речи сохранно. При моторной алалии ребенок не может верно двигать своими мышцами, поэтому неправильно произносит звуки.

Сенсорная алалия проявляется нарушением понимания речи, при этом речевая активность сохранна. То есть ребенок хуже понимает речь, поэтому хуже ее воспроизводит.

Когда обращаться к логопеду?

Часто родители слышат совет обращаться к логопеду только после 5 лет. Это не так. Речью ребенка нужно заниматься именно в тот момент, когда вы поняли, что нарушения есть. Сначала нужно обратиться к неврологу (возможно, понадобится дополнительная консультация детского психиатра). А затем - к логопеду, для коррекции нарушения речи.

Лечение алалии

У логопеда есть много различных методов коррекции определенных видов алалии. Если пройти курс занятий, обязательно заниматься с ребенком дома, можно добиться впечатляющих успехов. Можно полностью восстановить речевую функцию. Как мы корректируем различные виды алалии?

При сенсорной алалии логопед учит ребенка правильно слышать и понимать речь: сначала выделять неречевой звук, затем речевой, потом слово из контекста. Затем разделять фразу на слова и понимать смысл слов и фразы. Также предстоит большая работа с фонематическим слухом. Будут специальные игры, нацеленные на формирование лексико-грамматических навыков.

При моторной алалии в основе занятий с ребенком произвольные упражнения активной артикуляционной гимнастики, произвольные движения мелкой моторики рук. Логопед учит переключать органы артикуляции с одного движения на другое. Много внимания уделяется логоритмике. Образно говоря, при моторной алалии логопед учит центральную нервную систему ребенка физически «делать» звук и переключаться с одного звука на другой.

При сенсомоторной алалии (которая также встречается в логопедической практике) занятия совмещают практически все перечисленные выше методы и упражнения.

Мифы о развития речи у ребенка

Развитие речи ребенка - очень часто предмет беспокойства родителей. Также вокруг речевого развития всегда много мифов и заблуждений. Вот некоторые из них:

Читайте также: