Экономика медицинских исследований. Развитие экономики здравоохранения

Обновлено: 27.04.2024

Распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 N 2816-р утвержден Перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.

4.4. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Развитие здравоохранения на период до 2030 года должно быть ориентировано на создание эффективной системы, способной обеспечить население своевременными профилактическими мероприятиями, доступной и качественной медицинской помощью, с использованием достижений медицинской науки, а также реабилитационной и санаторно-курортной помощью.

Государственная политика в сфере здравоохранения на период до 2030 года будет осуществляться в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепцией демографической политики Российской Федерации до 2025 года, а также задачами, поставленными Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в указах от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в области здравоохранения" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

Развитие здравоохранения в период до 2030 года будет осуществляться в условиях неблагоприятной демографической ситуации, в период увеличения доли населения старше трудоспособного возраста.

На развитие здравоохранения будут влиять следующие факторы:

- снижение численности населения трудоспособного возраста России с 86,6 млн. человек в 2012 году до 77,2 млн. человек к 2030 году;

- численность населения старше трудоспособного возраста возрастет с 32,8 млн. человек в 2012 году до 40,4 млн. человек к 2030 году.

Вместе с тем предстоит обеспечить достижение к 2018 году следующих целевых показателей:

1. Снижение смертности от болезней системы кровообращения до 649,4 случаев на 100 тыс. населения.

2. Снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) до 192,8 случаев на 100 тыс. населения.

3. Снижение смертности от туберкулеза до 11,8 случаев на 100 тыс. населения.

4. Снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случаев на 100 тыс. населения.

5. Снижение младенческой смертности, в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя, до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми.

6. Доведение объема производства отечественных лекарственных средств по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов.

7. Повышение средней заработной платы врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

8. Повышение средней заработной платы социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Также в указанный период необходимо обеспечить реализацию следующих мероприятий:

а) совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения";

б) Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года;

в) реализацию мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации, включая популяризацию культуры здорового питания, спортивно-оздоровительных программ, профилактику алкоголизма и наркомании, противодействие потреблению табака;

г) Стратегии лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года;

д) комплекса мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, а также принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей;

е) модернизацию наркологической службы Российской Федерации.

С 2013 года предусматривается реализация государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Государственная программа), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 2511-р.

Целью Государственной программы является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.

Общий объем финансового обеспечения Государственной программы в 2013 - 2020 годах в текущих ценах составляет 33,7 трлн. рублей. Предполагаемый объем финансирования Государственной программы составляет: за счет средств федерального бюджета 2,7 трлн. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 10,5 трлн. рублей, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17,1 трлн. рублей. Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета заявлена в объеме 3,4 трлн. рублей.

В рамках Государственной программы определены основные векторы развития системы здравоохранения: профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортное лечение, в том числе детей, кадровое обеспечение системы здравоохранения, развитие международных отношений в сфере охраны здоровья, экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья, медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.

В результате реализации Государственной программы к 2020 году планируется достигнуть следующих значений показателей:

1. Смертность от болезней системы кровообращения 622,4 случаев на 100 тыс. населения.

2. Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) 190 случаев на 100 тыс. населения.

3. Смертность от туберкулеза 11,2 случаев на 100 тыс. населения.

4. Смертность от дорожно-транспортных происшествий 10 случаев на 100 тыс. населения.

5. Младенческая смертность 6,4 на 1 тыс. родившихся живыми.

6. Снижение потребления алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 10 литров на душу населения.

7. Распространенность потребления табака среди взрослого населения 25 процентов.

8. Распространенность потребления табака среди детей и подростков 15 процентов.

9. Материнская смертность 15,5 случаев на 100 тыс. родившихся живыми.

10. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении 74,3 лет.

11. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала 1:3.

12. Средняя заработная плата врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, представляющих медицинские услуги (обеспечивающих представление медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 200 процентов.

13. Средняя заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 100 процентов.

14. Средняя заработная плата младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 100 процентов.

В консервативном сценарии развития в условиях низких темпов экономического роста расходы на здравоохранение увеличатся с 4,3% в 2011 году до 5,6% ВВП к 2020 году и до 6,2% ВВП к 2030 году.

В долгосрочной перспективе не будут решены главные проблемы российской системы здравоохранения: финансовая обеспеченность декларированных государством обязательств в этой сфере, не отвечающий современным требованиям уровень материально-технического оснащения медицинских организаций, дефицит и недостаточный уровень квалификации медицинского персонала.

Выполнение задачи предоставления бесплатной медицинской помощи населению на всей территории Российской Федерации будет осуществляться в условиях недостаточного финансового обеспечения системы здравоохранения.

Для адекватной реализация мероприятий Государственной программы, содержания и обновления материально-технологической базы в прогнозный период будет требоваться больше расходов.

В соответствии с инновационным сценарием развития сферы здравоохранения до 2030 года будет обеспечен качественный прорыв в системе здравоохранения, внедрены инновационные разработки в области диагностики, лечения и профилактики заболеваний, создана эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрены в деятельность медицинских организаций современные информационные системы.

Расходы на здравоохранение возрастают до 6,1% ВВП к 2020 году и до 7,1% ВВП к 2030 году.

С целью обеспечения государственных гарантий медицинской помощи, ее доступности и высокого качества в период до 2030 года должны быть решены следующие задачи:

1. Обеспечение государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в полном объеме.

2. Постоянное совершенствование системы стандартов медицинской помощи с целью внедрения современных медицинских технологий при лечении и диагностике наиболее распространенных заболеваний.

3. Совершенствование системы обязательного медицинского страхования, функционирующей на основе страховых принципов.

4. Повышение структурной эффективности системы организации медицинской помощи.

5. Повышение роли профилактической составляющей на основе периодических диспансеризаций, постоянного наблюдения за группами риска.

6. Реализация мероприятий по формированию здорового образа жизни.

7. Оплата медицинской помощи на основе стандартов медицинской помощи в зависимости от качества ее оказания.

8. Расширение инновационной деятельности медицинских и научных организаций для разработки и внедрения новых медицинских технологий.

9. Повышение удовлетворения потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи.

10. Дальнейшее развитие взаимовыгодного государственно-частного партнерства.

11. Привлечение негосударственных инвестиций в основные фонды.

12. Изменение соотношения врачебного и среднего медицинского персонала, в сторону последнего для обеспечения доступности медицинских услуг.

13. Увеличение уровня оплаты труда медицинских работников до средней заработной платы по региону.

Решение перечисленных задач в условиях постоянного увеличения расходов на здравоохранение к 2030 году позволит добиться существенного улучшения демографических показателей и показателей состояния здоровья населения, снизить общий коэффициент смертности, в том числе среди трудоспособного населения, увеличить среднюю продолжительность жизни.

В форсированном сценарии развития к 2030 году в России будет создана система здравоохранения, способная конкурировать со здравоохранением развитых европейских стран, и характеризующаяся: низкими показателями заболеваемости, смертности и инвалидизации; высококвалифицированным медицинским персоналом, международного уровня; инновационными методами диагностики (включая дистанционные), лечения и профилактики заболеваний, основанных на последних достижениях мировой науки и техники. С учетом вступления России в ВТО возрастет конкуренция на рынке медицинских услуг и, как следствие, повысится качество предоставляемой медицинской помощи.

Расходы на здравоохранение вырастут до 7,1% ВВП к 2020 году и до 9,4% ВВП к 2030 году.

Благодаря развитию биомедицинских технологий широкое распространение получит персонифицированное лечение. Получит широкую доступность для граждан тестирование с целью выявления серьезных генетических заболеваний. Развитие клеточных технологий позволит восстанавливать поврежденные ткани.

Повысится доступность для граждан необходимых диагностических исследований, в том числе с использованием ядерных технологий, оказание гражданам высокотехнологичной медицинской помощи будет приближена к 100% к 2030 году.

Будет создана эффективная система лекарственного обеспечения граждан, что поможет обеспечить доступность лекарственных средств, назначаемых по медицинским показаниям для населения и снизит количество осложнений и обострений заболеваний.

Повысится влияние профессиональных врачебных объединений и медицинских организаций на принятие решений в сфере здравоохранения.

При этом отдельно предстоит решить следующие задачи.

1. Снижение заболеваемости и смертности населения потребует оптимизации численности и структуры медицинских организаций.

2. Увеличение продолжительности жизни потребует форсированного развития гериатрического направления медицины, в том числе сети медицинских организаций данного профиля.

3. Повышение эффективности лечения тяжелых заболеваний потребует развития системы медицинской реабилитации и диспансерного наблюдения.

4. Стремительное развитие технологий потребует качественных изменений системы непрерывного медицинского образования, выработки новых форм управления здравоохранением.

Обеспечение социальной справедливости, содействие достойному труду

МОТ является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций

Для удовлетворения мировых потребностей в базовых медицинских услугах не хватает порядка 50 млн достойных рабочих мест, в то время как уход за больными в значительной мере берут на себя 57 млн неоплачиваемых работников из числа членов их семей, говорится в последнем исследовании МОТ.

Исследование «Медицинский персонал: метод глобальной цепочки поставок» содержит новые данные о воздействии экономики здравоохранения на сферу занятости в 185 странах. В нем используется не применявшийся ранее подход, согласно которому в глобальные цепочки поставок в области здравоохранения включаются все занятые в экономике в целом работники, участвующие в предоставлении медицинского ухода и услуг как внутри этих стран, так и между ними.

Указанные данные говорят о том, что массовая нехватка квалифицированных медицинских работников восполняется огромным числом так называемых «невидимых» работников, не получающих оплаты - в мире их насчитывается 57 миллионов. Большинство из них - женщины, оставившие работу по найму, чтобы заниматься уходом - например, за престарелыми членами семьи.

Согласно исследованию, над решением различных задач в области здравоохранения - таких, как обеспечение всеобщего медицинского обслуживания (ВМО), - в мире трудится порядка 234 млн работников. В их число входят 27 млн врачей, медсестер и других работников сферы здравоохранения, занятых в государственном и частном секторах. В то же время подавляющее большинство рабочей силы - 106 млн работников, или 70 процентов всей рабочей силы, задействованной в экономике здравоохранения, - заняты работой, не связанной с медицинскими профессиями. Сюда относятся уже упомянутые 57 млн неоплачиваемых работников из числа членов семей, а также 45,5 млн низкооплачиваемых, как правило, работников, занятых трудом, не обеспеченным достойными условиями, - в основном в области технического обслуживания, уборки, административной поддержки и неформального ухода.

«Сфера медицинских услуг создаст миллионы рабочих мест».

«В результате четвертой промышленной революции некоторые специальности могут устареть, а структура занятости измениться, но сфера медицинских услуг создаст миллионы рабочих мест, - заявила директор Департамента социальной защиты МОТ Исабель Ортис (Isabel Ortiz). - Создание миллионов недостающих рабочих мест повлечет за собой повышение уровня жизни, экономический рост и развитие, особенно в странах, где наблюдается высокий уровень безработицы среди низкоквалифицированных работников при нехватке медицинских услуг».

По словам автора доклада, координатора МОТ по вопросам здравоохранения Ксении Шайль-Адлунг (Xenia Scheil-Adlung), к такому выводу позволяет прийти тот факт, что 91 процент потенциала в сфере занятости в здравоохранении приходится на африканские и азиатские страны с уровнем дохода ниже среднего или низким, где создание рабочих мест даст импульс всестороннему экономическому росту и будет способствовать достижению полной занятости населения. В Африке в настоящий момент при достаточных инвестициях в ВМО можно было бы обеспечить занятость в формальном секторе экономики примерно 15 млн работников. В Азии потенциал в сфере занятости сейчас составляет 29 млн работников, чьи специальности как связаны, так и не связаны со здравоохранением. К 2030 году занятость населения в Африке может быть дополнительно увеличена на 27 млн рабочих мест, а в Азии - на 39 млн.

Если рассматривать экономику здравоохранения как глобальную цепочку поставок, остановится очевидным, что инвестиции в ВМО дают мультипликативный эффект в области занятости в различных отраслях и родах занятий в широком экономическом контексте. В ходе исследования выявлено, что каждое вложение средств в создание рабочего места врача или медсестры приводит к созданию 2,3 рабочего места для работников немедицинских специальностей.

В исследовании предлагается при решении проблем здравоохранения уделять пристальное внимание многочисленным работникам экономики здавоохранения в широком смысле, работающим по немедицинским специальностям, особенно тем, чей труд не оплачивается. Для достижения устойчивых результатов и продвижения к провозглашенным ООН Целям устойчивого развития (ЦУР) крайне важно сосредоточить усилия на обеспечении достойных условий труда всем работникам, занятым в глобальных цепочках поставок в области здравоохранения и в экономике здравоохранения на национальном уровне, включая выплату достойной зарплаты и предоставление социальной защиты.

«Нам необходимо пересмотреть нынешнюю политику, чтобы обеспечить всеобщее медицинское обслуживание, используя потенциал достойной занятости», - заключает Шайл-Адлунг. В исследовании подчеркивается необходимость преобразования неформального и неоплачиваемого ухода за больными в достаточное количество обеспеченных достойными условиями труда рабочих мест для квалифицированных работников. Это даст прямое положительное воздействие на экономику и на положение миллионов женщин, которые в отсутствие квалифицированных медицинских работников вынуждены оставлять работу в формальном секторе ради ухода за престарелыми членами семей.


В современных условиях развития нашей страны отмечается целый ряд нерешенных проблем в здраво­охранении, главные из них: 1) переход от планового ведения этой отрасли народного хозяйства на рыноч­ной принцип экономического развития, 2) достойное обеспечение медицинской помощью сельского насе­ления, 3) полное отсутствие у значительной части лиц нашей страны контроля за состоянием своего здоро­вья, 4) серьезное отставание практического здраво­охранения от достижений ведущих научных центров, 5) обеспечение действенного материального стимули­рования лиц, производственная деятельность которых связана с медициной, 6) полномасштабное использо­вание природных ресурсов в укреплении здоровья населения, 7) создание лекарственных препаратов и разработка новых технологий, позволяющих отка­заться от закупки соответствующих аналогов в других странах мира.

Все перечисленные проблемы тесно взаимозави­симы друг от друга и для своего разрешения требуют разработки единого комплексного плана. Если еще два - три года назад стоял вопрос только об выжива­нии отечественной медицины, то нынешняя экономи­ческая ситуация в России позволяет уже продуманно переводить здравоохранение на рыночную основу и тем самым сделать медицину рентабельной отраслью. Для этого действия имеется и юридическая база - пункт 2 статьи 41 Конституции РФ ( развитие частной системы здравоохранения в стране в качестве альтер­нативной государственной и муниципальной систем).

В настоящее время работу медицинских страхо­вых компаний нельзя даже отнести к категории по­среднической, так как в основном они заняты само­финансированием - за счет средств, отчисляемых промышленными предприятиями здравоохранению. Это мнение подтверждает следующее. Величина зар­платы медицинских работников полностью зависит об бюджетного финансирования - согласно тарифного разряда. Частные «пожертвования» населения за ме­дицинские услуги вообще не поддаются контролю, так как идут напрямую в карман своим лечащим вра­чам. Единственными средствами, попадающие почти в полное распоряжение медицинских страховых ком­паний, оказываются как раз эти целевые отчисления. Для их распределения среди медицинских подразде­лений, создан «новый хозяйственный механизм», в основу которого положен анализ лечения каждого больного в той или иной больнице по критериям ка­чества медицинской помощи. Эта «дополнительная» зарплата не только очень разная, но и, как правило, вовсе отсутствует - путем различных штрафных санк­ций (в основном за оформление медицинской доку­ментации) эти деньги изымаются из приработка ме­дицинских работников и остаются в медицинских компаниях. Критерии качества лечения основаны на соблюдении «золотого срединного стандарта» - свое­образного прокрустова ложа, то есть наказываются и те кто плохо работает и те кто хорошо. Поощритель­ные же меры в этой системе вообще не предусмот­рены. Плохая работа - это очень и очень субъективная оценка труда. И при желании, а это желание конечно имеется, всегда можно найти огрехи. Сложилась такая ситуация, что существующая форма медицинского страхования просто препятствует развитию медицины в нашей стране - стиль «середнячка» не является предпосылкой для прогресса.

Для этого надо в первую очередь создать банк «Здоровье», через который будут выдаваться кредиты как на строительство, так и на техническое оснащение частных медицинских объектов (возможно и еще большее расширение его финансовой деятельности ), что обеспечит быстрое реагирование здравоохранения на запрос населения в деле оказания того или иного вида медицинской помощи. Этот же банк может суб­сидировать частным лицам средства на лечение и об­следование. На нам взгляд, любые предложения по улучшению современного здравоохранения в России заслуживают критического рассмотрения. Это и по­будило нас высказать свою точку зрения по существу всех поставленных вопросов.

Читайте также: