Игра как болезнь. Что делать, если ребенок зависает в компьютере?

Обновлено: 15.06.2024

Зависимость от компьютерных игр - это навязчивое увлечение играми, которое расценивается как форма психологической зависимости и проявляется у детей, подростков и взрослых людей.

Компьютерная зависимость - это одна из форм аддикции. То есть, когда человек стремится уйти от реальности, специально изменяя своё психическое состояние и погружаясь в иллюзорный мир.

Из-за потери контроля над игрой, уделения играм большого времени в 2018 году компьютерная зависимость была включена в Международную классификацию болезней. Введение в действие документа запланировано на январь 2022 года.

Причины появления компьютерной зависимости

Если изучить исследования, то зависят от компьютера сейчас от 6 до 14 %% пользователей интернет-пространства. Дети 20-го века, по сравнению с поколением постарше, не знают, что такое дворовые игры и гуляния, казаки-разбойники, салочки и игра в футбол. Общение происходит в социальных сетях и через мессенджеры, а личное общение свелось на нет.

Каждый школьник проводит за компьютером по несколько часов подряд за уроками или играми, пока родители не видят. Стоит ли говорить, что происходит в жизни взрослых (их родителей)? Думаем, не стоит. Вы итак все знаете сами. Общение и даже обучение (особенно в связи с коронавирусной инфекцией) перешло в интернет - пространство. Это усугубляет обстановку и развитие зависимости от компьютера и виртуальной реальности.

lech1.png

Да, прекрасно, что дети имеют больше возможностей и умеют управлять современными девайсами и техникой лучше своих родителей. Но остаётся важным не терять связь с реальностью. Как для детей, так и для взрослых.

Самое опасное, что в компьютерных играх очень много жестокости и насилия. Огромное количество игр направлено на убийства. Разве такие увлечения могут принести пользу современному обществу? Вряд ли.

Дети, как и взрослые часто начинают путать реальность и виртуальный компьютерный мир. Это уже психологическая проблема, которую необходимо решать профессиональному врачу.

Психологическая компьютерная зависимость возникает по причинам:

  • Дефицит внимания. Если ребёнок или взрослый получает недостаточное количество внимания, игнорирование, лишён любви и участия.
  • Меланхолики и холерики - это особенные типы людей, которые легче уживаются в новых особенных обстоятельствах.
  • Проблемные семьи. Если в семье насилие - это норма, а скандалы и побои часть образа жизни, то убежать от проблем можно не только физически. Особенно детям. Им некуда бежать, они вынуждены переживать любой крик или скандал, развод родителей или любую другую психологическую встряску, уходят от реальности в компьютерный мир. Компьютерная зависимость у детей - это более тяжёлое бремя, которое они вынуждены нести на своих хрупких плечах долгие годы жизни. Компьютерная зависимость у взрослых приносит не меньше осадка в сердце, многие взрослые мужчины закрываются в себе и начинают решать «семейные проблемы» с помощью компьютерных игр, боясь разобраться в проблемой в реальности.
  • У времени нет ценности. Очень важно, чтобы каждый человек, будь то взрослый или ребёнок, должен грамотно распоряжаться своим временем. Если заметить за детьми, то наверняка они редко (или почти никогда) не выносят мусор, убирают комнату. Верно? А что говорить о взрослых? Разве в каждом доме и комнате царит чистота и порядок? Вряд ли. Зато время на компьютерные «зависания» всегда найдутся, даже ночью, до утра. Верно? Замечали такое?
  • Закомплексованность. Да, это не миф, в мире очень много людей, страдающих низкой самооценкой. Если говорить о старшем поколении, то воспитание было жестким. Если говорить о нынешней молодёжи и детях, то взрослые им часто говорят: «сюда не ходи, тут не смотри, это не делай, ты такой-сякой» …и так далее. Это хорошо, если еще без матерных выражений. Но, как мы знаем, в жизни встречается всякое. Так куда же деваться таким людям? Именно…В компьютерный мир. Там человек будет чувствовать себя «своим», сильным, храбрым, умелым и вообще самым лучшим на Земле. Согласны?

lech2.png

Какие бывают виды компьютерной зависимости

  • Сетеоголизм. Это частое посещение и «жизнь» в социальных сетях. Когда люди только проснувшись берутся за свой телефон и начинают листать ленты соцсетей. Иногда люди могут не завтракать или элементарно не принять душ. Зато они будут всё свободное время находиться в интернете.
  • Кибераддикция. Это постоянное желание поглощения в виртуальный мир. Во время компьютерных игр они веселы, бодры и шутят, но стоит только выйти, их жизнь становится мрачной и унылой.
  • Интернет-серфинг. Бессистемное и постоянное нахождение в интернете. Часто не запоминают информацию, которую только что увидели или прочитали.
  • Компьютерные игры.
  • Виртуальное общение и знакомства.
  • Увлечения порноиндустрией и регулярный просмотр «взрослого» контента.

Если нахождение за компьютером и в сети интернет более 3-х часов подряд, то о лечении зависимости уже стоит задуматься. В нашем Институте практической медицины «Инпрамед» консультации проходят круглосуточно и бесплатно по телефону. Звоните.

lech3.png

ВАЖНО! Коварство этой болезни в том, что реальность вытесняется вымышленными мирами. Жизнь становится менее интересной и привлекательной, чем компьютерный мир. А отрешённость от мира приводит к серьезному психологическому заболеванию.

Признаки компьютерной зависимости

  • 24 часа в сутки быть онлайн
  • Раздражительность из-за отсутствия интернета
  • Отсутствие желания отвлечься от виртуального пространства
  • Расстроенное внимание
  • Пренебрежение гигиеной и чистоплотностью
  • Нерегулярное питание и отказ от пищи
  • Отсутствие общения в реальной жизни
  • Вложение всех денежных средств в интернет
  • Конфликтные ситуации с окружающими

Симптомы компьютерной зависимости

Зависимость от компьютерных игр у подростков, как и у более взрослых людей, подразделяется на:

Профилактика компьютерной зависимости

Диагностика компьютерных игр выявила профилактику первичного лечения в детском возрасте на улучшение психической адаптации учащихся. Межличностные отношения, ознакомление и возможные последствия необходимо для информирования учителей и родителей. Очень важно начинать с:

  • Информационных источников, телефона доверия, психологической службы и социальной поддержки.
  • Образовательных программ обучения родителей и педагогов, компьютерных клубов, обучающих программ в школах, лицеях и колледжах.
  • Обеспечивать занятость дополнительным обучением, временным трудоустройством.
  • Корректировать семейные отношения, формировать полноценное воспитание детей, общих интересов всех членов семьи, поддерживать эмоционально и формировать психологическую защиту.

Следующим этапом профилактики является выявление группы риска. Предупреждение развития зависимости от компьютера и восстановление социального статуса и личностного развития. В этом может помочь только профессиональный психолог, с большим стажем и опытом.

lech4.png

Вы можете обратиться в клинику «Инпрамед» и обсудить варианты лечения по телефону или лично по адресу: Кондратьевский проспект, дом 3

Как избавиться от компьютерной зависимости

Начинать можно с личного разбора проблемы и открытого общения в семье. Если старания не дают положительных результатов, то рекомендовано обратиться к опытному психоаналитику, который поможет раскрыть глубинные и истинные причины потери реального мира. Иногда хватает и одной беседы, чтобы специалист смог безошибочно определить проблемы, выявить комплексы и травмы. Если беседа проводится с ребёнком, то присутствие родителя обязательно.

Как избавиться от зависимости от компьютерных игр - такой вопрос задают себе и взрослые, потерявшие реальность. Чтобы провести лечение эффективно, необходимо получить консультацию психолога, психотерапевта или психиатра. Всё зависит от степени отрешённости от мира и серьёзности зависимости. Анонимные консультации предполагают то, что данные о пациенте не распространяются за стены клиники.

В некоторых случаях одним из способов лечения будет именно госпитализация в стационар. Однако самое важное в лечении будет именно психотерапия. Однако, только комплексным подходом можно добиться положительного результата. Проблема всегда носит индивидуальный характер. Однако, всех объединяет нарушение в социализации, слабая адаптационная практика, избегание решений и проблем, низкая стрессоустойчивость.

Вы также можете узнать подробнее об игровой зависимости и методах её лечения в нашей клинике. Просто нажмите сюда.

lech5.png

Как лечить компьютерную зависимость

Для начала необходимо устранить дискомфортное состояние. Повысить стрессоустойчивость и устойчивость к фрустрации.

Также очень важно прорабатывать ответственность и решительность. Если вы не умеете противостоять жизненным трудностям и отрицаете собственную значимость, то нужно начать бороться с этим. Обязательно необходимо добиться изменений в настроении.

Нужно найти интересные занятия и хобби в реальной жизни. А также важным этапом будет и формирование позитивного мышления. С опытным специалистом вы сможете добиться только положительного результата. Поэтому, пожалуйста, если не уверены в своих силах, обратитесь к специалисту, чтобы сократить время не реальной жизни.

Лечение компьютерной зависимости у взрослых и лечение компьютерной зависимости у подростков может отличаться кардинально, хотя будет иметь очень много схожих причин и симптомов. Психологи учат не только перебарывать психологические проблемы, но и принимать себя.

Чаще люди бегут от самих себя, чем от других проблем или реальности. Любить себя очень важно. Чего мы желаем каждому нашему пациенту и просто человеку, который обратился с проблемой.

Всегда рады помочь. Институт практической медицины «Инпрамед».

Компьютерная и интернет-зависимость сегодня признаны официальными психическими расстройствами. Болезнь поражает чаще молодую часть населения, преимущественно подросткового возраста.

Как понять, что ваш ребенок зависим? Нужна ли ребенку собственная страничка в "ВКонтакте"? И для чего на самом деле вашему чаду YouTube-канал? Корреспондент ИА «Татар-информ» отправился за ответами к психологу.

Нина Волкова (имя и фамилия изменены) в этом году обратилась к психологам Республиканской клинической психиатрической больницы из-за навязчивого желания сына постоянно «зависать» в телефонных играх. Казалось бы, что такого? Ведь все дети XXI века сидят в гаджетах, играют на переменках в школе и дома.

Все бы ничего, только вот во время такого простого времяпровождения у ребенка может сформироваться компьютерная или интернет-зависимость. Причем на стадии формирования расстройства родители зачастую не видят и не слышат тревожных звоночков.

«Все выражалось просто: сын телефон предпочитал, например, играм в ЛЕГО (а конструктор он любит). Потом начала страдать учеба. За комп мы первый раз пустили сына в 5 лет, ругаю себя за это. До третьего класса у сына вообще кнопочный телефон был, а вот потом потребность появилась. В конце учебного года мы подарили ему смартфон. И вот наш мальчик начал вместе со всем классом играть, причем в игры, где нужно было «донатить», так это называется, проще говоря, деньги вкладывать», - рассказала Нина.

Среди одноклассников 12-летнего мальчика такая игра очень популярна, заметила она. Телефон у сына Волковым пришлось забрать, после чего они обратились к психологу.

«Мы сходили на совместную консультацию. У нас, слава богу, еще не зависимость, но мы на стадии формирования. Стратегию коррекции мы выбрали, теперь хочу, чтобы он сам побеседовал с психологом», - поделилась Нина Волкова.

Стадия формирования - это так называемая предзависимость, что, по словам психологов, встречается часто.


«С проблемами из-за компьютеров и гаджетов ко мне обращаются именно младший и старший подростковый возраст. И обращаться-то начинают в тот период, когда родители сталкиваются с проблемами в учебе ребенка или в поведении. Кто-то сталкивается с какими-то эпизодами воровства, то есть ребенок увлекся азартными играми и крадет у родителей деньги. Ну, азартные игры - это чаще старший подростковый возраст. А младший - это так называемая компьютерная или телефонная зависимость», - рассказала заведующая отделением детских психологов Республиканской клинической психиатрической больницы им. акад. В. М. Бехтерева Оксана Макарова.

По прогнозам психологов, количество зависимых от компьютеров и интернета детей в мире будет только увеличиваться. Отчасти в этом виноваты школы, которые переходят на модные и удобные электронные пособия, считает казанский психолог, отчасти - развитие киберспорта. И, конечно же, родители, которые позволяют своим чадам бесконтрольно «зависать» в гаджетах.

«Родители не выделяют происходящее в проблему, не обращаются к психологу. Они не обращаются, когда ребенок просто мимолетом заходит в интернет или пропадает в соцсетях. Для них происходящее становится проблемой, когда они видят сформировавшуюся зависимость, когда ребенок часами сидит в компьютере или телефоне. Когда, например, ребенка оставляют делать уроки и обнаруживают, что он опять в игре, и когда он оттягивает необходимость приступить к урокам или пропускает тренировки из-за желания поиграть», - говорит Макарова.

Кто может стать зависимым?

По одной из исследовательских версий, существует группа риска, то есть те, кто в первую очередь подвержен компьютерной зависимости. Во-первых, это дети с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, то есть с нарушением внимания. Во-вторых, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. В-третьих, с расстройствами эмоционально-волевой регуляции.

«Также в группе риска дети со сложностями в общении, застенчивые, замкнутые, те, кто имеет мало знакомых и друзей. Они, как правило, впечатлительные и неуверенные в себе. При этом есть группа так называемых демонстративных подростков, которым нужно внимание и при этом есть неуверенность в себе. Они постоянно стремятся в соцсетях создать большую группу своих поклонников, публикуют бесконечные селфи, много общаются в сети», - объяснила психолог.

По словам врачей, детям нужно точно ограничивать или выставлять определенный режим игры или нахождения в сети. Однако ограничения сами по себе не спасут ребенка от возникновения зависимости. В первую очередь родителям или психологам нужно выявить основную потребность ребенка в зависимости от возраста. Для детей важна так называемая компенсация пустоты, которая появляется из-за отсутствия компьютера или телефона в их жизни.

«Сегодня зависимым может стать любой ребенок, достаточно предоставить его самому себе или перестать контролировать время, проводимое им в гаджетах», - добавила специалист.

«Мама, я хочу свой канал на YouTube»


Многие дети сегодня требуют у родителей завести свой видеоканал, а кто-то заводит самостоятельно без ведома родителей. Дело в том, что для детей, которые не могут реализоваться в настоящей жизни, YouTube-канал - это сфера, в которой это, как ему кажется, можно сделать безопасно.

По словам психолога, желание завести свой видеоблог - демонстративное заявление чада о нехватке внимания.

«Что-то создать и продемонстрировать отчасти безопасно. Опять же, есть чрезмерные проявления этого, а есть проявления нормативные. Например, журналистика в сети - это блогерство в принципе. Это уже реалии нашего мира», - подчеркнула Оксана Макарова.

Так называемая журналистика в сети - явление взрослого поколения. Блог для ребенка - все равно что выращивание зависимости своими же руками. Зависимость интернетную или компьютерную можно сравнить с наркотической, только вряд ли адекватный родитель посадит своего ребенка на наркотики специально.

«Как облегчить свою родительскую долю проще всего? Дать какой-нибудь гаджет в руки ребенку и оставить его так, получив какую-то часть свободного времени. Детям до трех лет не то, что игры и мультики, им вообще гаджеты давать недопустимо. Я как психолог считаю, что это грубейшее нарушение. Да, недопустимо ребенка, который младше трех лет, оставлять с гаджетами, предлагать ему компьютерные игры, или предоставлять возможность бесконтрольного просмотра мультфильмов. Наверное, вы наблюдали такую картину, когда родители с маленькими детьми в общественных местах, например, в ожидании приема в поликлинике, дают в им руки планшет или смартфон. Ребенок затихает», - добавила медицинский психолог.

Маленький ребенок осваивает реальный мир с помощью сенсорных каналов: трогает, пробует, нюхает. В то время как планшетный мир - плоский и не соответствует реальности и действительности.

«И что мы получаем на выходе? На выходе мы получаем подростков, которые уже имеют зависимость. Посмотрите на школьников среднего школьного возраста на каком-нибудь дне рождения! Каждый сидит со своим телефоном, редко бывает, что удается как-то привлечь их к игре, чтобы они взаимодействовали друг с другом, а не с вымышленными персонажами. Вот вам и гаджеты», - отметила специалист.

Что же делать с почти зависимым ребенком?

Для начала нужно понять, что запреты не являются эффективным методом воздействия на ребенка. Чтобы избежать зависимости или чрезмерной увлеченности ребенка, родителям нужно доказать своему чаду, что гаджет не сверхценная вещь. Ребенок на стадии формирования зависимости относится к компьютеру, планшету и телефону как к чему-то очень важному в своей жизни.

Убираем из жизни ребенка, например, компьютер. Пустующее место нужно заменить и насытить основную потребность ребенка. Но для начала эту основную потребность надо выявить: что такое с ним происходит, почему он стремится из реального мира уйти туда. Родители, которые обратились за консультацией к психологу на стадии формирования зависимости, - уже большой плюс. Я думаю, что и психологическая коррекция, посещение психолога вполне может компенсировать эту проблему», - сообщила Оксана Макарова.

Тревожный звонок: когда идти к психологу?

Идти к специалисту нужно в том случае, если ребенок прогулкам или обычным играм предпочитает компьютер, планшет, телефон.

Тревожным звоночком для родителей должно стать и желание ребенка пропустить какие-то ранее любимые занятия вне дома ради доступа к компьютеру.

«Те же, например, тренировки или посещение каких-то своих знакомых, развлекательных мероприятий. То есть если ребенок хочет остаться там, где есть доступ к компьютеру, например. Если родители видят, что их ребенок все чаще и чаще пытается залезть в гаджет. Если, допустим, семья находится вместе и пытается как-то взаимодействовать друг с другом, а ребенок тем временем отвлекается на виртуальный мир. Если его оставляют за уроками, а спустя несколько часов выясняется, что ребенок не приступил к урокам и все это время зависал в интернете или играх», - подытожила психолог.

По ее словам, ребенок, которого практически невозможно вытянуть из компьютера, который устраивает истерики и скандалы из-за отсутствия гаджетов, - уже зависим.

Как же спастись от «виртуальной эпидемии XXI века»?


Нельзя забывать про контроль за временем и образом жизни ребенка, уверены специалисты.

Маленькие дети и подростки не ориентируются во времени, не способны его распределять, поэтому так уязвимы перед гаджетами.

«Если вы установили время нахождения в сети или компьютерных играх для своего ребенка, то нужно четко соблюдать это правило. Нельзя делать послабления, разрешать удлинять игру и играть в неположенное время. Нужно предупреждать ребенка о том, что время его игры подходит к концу, к примеру, за пять минут. Вот через эти пять минут вы должны проконтролировать, что ребенок закончил играть. Ограничения компьютера должно быть наравне с ограничениями в сладком. Аналогично, например, ограничению употребления сладкого для ребенка с диатезом, аллергией или сахарным диабетом, что является понятным для всех родителей. Не все серьезно относятся к компьютерным и интернет-увлечениям своих детей», - заметила специалист.

Наказывать ребенка лишением компьютера или телефона, как выяснилось, тоже не выход. По словам психолога, наказывая этим, родители сами увеличивают ценность гаджета в глазах детей.

Если уж запретили играть в компьютер ребенку, важно заместить это время чем-то. То есть все то время, которое чадо проводило в гаджетах, нужно проводить с пользой и интересом. Например, играть семьей в настольные игры. Нельзя, чтобы ребенок ощущал пустоту во времени, чтобы считал, что его лишили чего-то важного», - подметила Оксана Макарова.

И самое главное, добавила психолог, - уделять ребенку как можно больше внимания. Родители должны придумать совместные занятия, как полезные, так и просто развлекающие.

«Более того, если ваш ребенок ищет, чем бы выделиться, или стремится стать популярным в сети - это точно комплекс неполноценности. Главная задача родителя здесь - доказать своему ребенка, что он уникален, и найти в нем какой-либо талант. Таланты есть у всех, абсолютно. Будь это танцы, вышивание, спорт или лепка из пластилина. Главное - только открыть талант», - посоветовала специалист.



Наш эксперт - детский и семейный психолог Марина Богомолова.

Компьютерные игры увлекательны и даже полезны. Они помогают снять внутреннее напряжение, улучшить координацию, память, реакцию. Но если из часа потехи это занятие превращается для ребёнка в главное дело жизни, надо бить тревогу!

Болезнь XXI века

Включение чрезмерного увлечения видео­играми в Международную классификацию болезней (МКБ‑11) в качестве психического расстройства было неслучайным. Ведь последствия игромании крайне опасны. Как правило, она ведёт к появлению агрессии и депрессии (вплоть до суицида), а также асоциального поведения у больного. Нередко эта мания идёт рука об руку с алкогольной и наркотической зависимостью. Кроме того, игроман часто становится лживым и склонным к воровству.

Лечение этой болезни комплексное, включает в себя как медикаментозную, так и психотерапию (индивидуальную и групповую). И очень нужна поддер­жка близких.

Конечно, совсем необязательно, что ребёнок, частенько зависающий в компьютере, автоматически заболеет игроманией. Во‑первых, из всех геймеров в мире, по оценкам ВОЗ, игроманов - всего около 0,2%. А во‑вторых, сильное увлечение видео­играми может быть временным. Недаром, чтобы поставить такой диагноз, больного надо наблюдать в течение года. Однако опасной может быть не только частота игр, но и их содержание.

Забавы молодых

Часто наполненные жестокостью и циничным юмором видеоигры могут негативно повлиять на разум и психику детей, только начинающих познавать себя в мире и обществе. Слишком глубокое погружение подростка в виртуальное пространство, где всё легко и всё дозволено, может сформировать асоциальную и агрессивную личность с неустойчивой психикой. У ребёнка постепенно стираются грани между виртуальным и реальным миром, что чревато трагедиями. Недаром лидер США недавно призвал разработчиков видеоигр ужесточить возрастные ограничения на свою продукцию. Особую опасность представляют так называемые бродилки и стрелялки. Игры в жанре стратегия или квесты, где нужно напрягать мозги, гораздо менее опасны, но и менее востребованны у подростков. Сейчас и в Госдуме ведётся разработка законопроекта, который будет регулировать индустрию компьютерных игр, но пока этот документ не принят, родителям необходимо пристально следить за тем, во что именно играют их дети.

Нажмите для увеличения.

Кстати

Признав игроманию болезнью, эксперты, однако, не нашли оснований считать, что зависимость от Интернета может причинить вред здоровью и психике. Поэтому, если ваша дочь с утра до вечера постит свои фотки в социальной сети, сын не отлипает от смартфона, а муж по 10 раз на дню проверяет электронную почту, а забыв дома мобильник, не находит себе места, можете быть спокойны. Они хоть и зависимы, но по крайней мере не больны.

Всё - из семьи

Кто больше всех виноват в игромании у детей? Производители видеоигр? Государственные органы, плохо контролирующие содержание такой продукции? Нет, чаще всего семья.

Среди факторов риска - как чрезмерная родительская строгость, так и полное безразличие и попустительство по отношению к детям, а также отсутствие близких отношений внутри семьи и принятые там двойные стандарты.

Ведь патологическим пристрастием к игре одержимы, как правило, вовсе не активные и азартные дети, а подростки, страдающие от неуверенности в себе и неудовлетворённости своей жизнью. Главная причина ухода в игру - это возможность спрятаться от реального мира, где неуютно и одиноко, и стать тем, кем хочется: не забитым троечником, с которым никто не хочет дружить, а всесильным и крутым героем.

Без насилия!

Поэтому, чтобы вырвать ребёнка из этой зависимости, не следует его ругать, взывать к совести, отключать Интернет и выбрасывать видеоигры. А нужно вновь открыть ему радости мира реального: чтобы он почувствовал любовь и уважение, вновь смог оценить важность дружбы, приобщился к занятиям спортом или к искусству. Конечно, это нелегко. Ведь для этого придётся самим вставать с дивана, отрываться от смартфона или телевизора и идти с сыном в поход и на рыбалку или начинать клеить модели самолётов, а потом запускать их в чистом поле. Придётся вместе осваивать гироскутеры, карабкаться по стене скалодрома, кататься на роликах, внимательно выслушивать подростковые проблемы и словом и делом помогать своему ребёнку налаживать контакт с одноклассниками. Но иначе, видимо, никак.

Читайте также: