Как организовать общение с маленьким почемучкой?

Обновлено: 16.05.2024

Чем больше слов слышит ребенок в первые три года жизни, тем успешнее он развивается в дальнейшем. Значит, стоит чаще включать ему подкасты о бизнесе и науке? Все не так просто. Педиатр рассказывает, как создать оптимальные условия для общения.

Настоящим открытием рубежа веков стало исследование возрастных психологов из Канзасского университета (США) Бэтти Харт и Тодд Рисли о том, что предопределяют достижения человека не врожденные способности, не экономическое положение семьи, не раса и не пол, а количество слов, с которым к нему обращаются окружающие в первые годы жизни 1 .

Усаживать ребенка перед телевизором или включать на несколько часов аудиокнигу бесполезно: принципиальное значение имеет коммуникация со взрослым.

Разумеется, сказав «прекрати» тридцать миллионов раз, мы не поможем ребенку вырасти умным, продуктивным и эмоционально стабильным взрослым. Важно, чтобы это общение было осмысленным, а речь — сложной и разнообразной.

Без взаимодействия с окружающими способность учиться ослабевает. «В отличие от кувшина, который будет хранить все, что вы в него нальете, мозг без обратной связи больше похож на решето, — замечает Дана Саскинд. — Языку нельзя научиться пассивно, а только с помощью ответной (желательно позитивной) реакции окружающих и социального взаимодействия».

Доктор Саскинд обобщила новейшие исследования в области раннего развития и разработала программу общения родителей и детей, которая поспособствует наилучшему развитию детского мозга. Ее стратегия состоит из трех принципов: настраиваться на ребенка, чаще с ним общаться, развивать диалог.

Настройка на ребенка

Речь об осознанном стремлении родителя замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним на эту тему. Другими словами, надо смотреть в ту же сторону, что и ребенок.

Проявите внимание к его занятиям. Например, взрослый, преисполненный благих намерений, садится на пол с любимой книжкой ребенка и приглашает его послушать. Но ребенок не реагирует, продолжая строить башню из разбросанных на полу кубиков. Родители снова зовут: «Иди сюда, садись. Смотри, какая интересная книжка. Сейчас я тебе почитаю».

Вроде бы все хорошо, да? Любящий взрослый, книжка. Что еще нужно ребенку? Пожалуй, только одно: внимание родителей к занятию, которым в данный момент заинтересован сам ребенок.

Настроиться на ребенка — значит внимательно отнестись к тому, чем он занимается, и включиться в его деятельность. Это укрепляет контакт и помогает улучшить навыки, задействованные в игре, а посредством речевого взаимодействия — развивать его мозг.

Мой педагогический стаж работы в детском саду 29лет . Поэтому я хотела бы поделиться своим опытом и обсудить проблемы современного воспитания в семье.

Как бы педагог не старался, чтобы дети усваивали все то хорошее, чему мы их учим, все - таки основная роль в воспитании принадлежит семье. Ведь для малышей родители - это эталон, образец для подражания.

И если мамы и папы заинтересованы в умственном и нравственном воспитании ребенка, то период дошкольного детства самый благоприятный. В это время душа ребенка как пластилин, из которого можно вылепить все что угодно, учитывая конечно характер ребенка.

Очень часто молодые родители заняты своими делами и проблемами, в то время как их ребенок часто оказывается, предоставлен сам себе. В его понятии, если мама и папа с ним не играют, не отвечают на его вопросы - значит, они его не любят. Вследствии этого у малыша появляется чувство своей ненужности.

Когда вы играете с малышом ,вы учите его жизни, ведь первый опыт познания мира приходит посредством игры.. Вы отвечаете на вопросы ребенка, тем самым расширяя его кругозор. И будьте готовы к тому, чем чаще вы отвечаете на его вопросы - тем больше их будет. Ведь у маленького почемучки развивается мышление, любознательность и способность анализировать, полученную информацию.

А теперь представьте, что вы пропустили этот период игры и общения с ребенком. Сколько он и вы потеряли. Ребенок не развивался, в полной мере не получил родительской любви и в итоге замкнулся в себе.

И еще одной проблемой современного воспитания является телевизор Дети сидят у телевизора, «впитывая» совершенно ненужную информацию, усваивает те моральные качества, которые нам предлагаются с экрана телевизора, использует в игре то что он видел в многочисленных сериалах. Часто дети сидят за компьютером, играют в разные стрелялки. Разве это тот опыт, который нужен ребенку?

В среднюю группу к нам пришел мальчик, воспитанный на компьютерных играх и все его общение со сверстниками напоминало мне поведение робота. Он махал руками, стрелял, дрался ногами. Почему? Это яркий пример дефицита родительского внимания И авторитетом для ребенка явились герои из этих стрелялок и сколько же нам пришлось приложить сил и терпения, чтобы ребенок усвоил другие игры и начал по - другому общаться с детьми.

Очень часто для мамы важнее порядок в квартире и ребенку не разрешают рисовать дома красками, лепить из пластилина. И делают большую ошибку. Ведь рисование, а особенно при поддержке взрослых, лепка, аппликация развивают мелкую моторику , укрепляют руку ребенка и готовят его к школе. На примере детей своей группы ,я вижу ,как рисует Леночка, которой всегда были доступны и краски, и фломастеры и пластилин, и цветная бумага и ножницы, и как Коля, который с трудом держит карандаш, не говоря уже о том чтобы что - то нарисовать. Очень легко провести параллель. У Лены развита речь, логическое мышление, а у Коли с этим большие трудности.

Хотелось бы предостеречь родителей, как вы будете относиться к своему ребенку в детстве, так он будет относиться к вам в старости. Вы кричите на него, шлепаете, отталкиваете от себя, не удивляйтесь, почему ваши дети выросли не благодарными и не имеют к вам должного уважения в старости. Ведь помните ту притчу. Отец на глазах ребенка посадил своего немощного отца на саночки, отвез и столкнул в овраг. Сын спрашивает: «А как же мы заберем саночки?» На вопрос отца, зачем ему саночки? Малыш ответил: «А на чем же я тебя в старости повезу в овраг?» Здесь комметарии излишни. Только личным примером, добрыми поступками вы воспитаете добро и уважение. Учите своих детей только хорошему, плохому они научатся сами.

— Почему дверь скрипит?

— Что такое бензин?

— Почему в ноге щекотно?

— Кто сидит в телефоне?

Так, при помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями.

В основе многих детских вопросов лежит познавательный интерес. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить: «Подрастешь - узнаешь» — значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Если Вам сложно что-то перевести с «взрослого» языка на «детский», подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами («Мир на ладошке»).

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ и сами, если бы немного подумали. Родители, не надо торопиться давать в таких случаях быстрые ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: “Почему чашка разбилась?” - спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: “Потому что она стеклянная”. Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: “А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?”, постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством — разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Да, детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос — ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос.

Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство и желание узнать, как можно больше нового. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. «Ты правда меня любишь?», «Ты видишь, какой я уже умный?», «Объясни мне, что происходит…»

Мамы и папы, пожалуйста:

При этом следует помнить мудрый совет В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен, значит маленький почемучка верит в его разумность, в то, что старший способен понять, поддержать, разъяснить, дать совет. Когда ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе. «Все равно мне ничего не понятно: слишком много слов и раздражения. Да и сам я еще такой маленький и бестолковый. Что со мной разговаривать?»

А ещё — каждому малышу жизненно необходима ваша поддержка, похвала, любовь. И получить это всё он может через непосредственное и обязательно положительное общение с вами. Если вы не проявляете к вопросам ребёнка должного уважения, он разочаровывается и теряет надежду заслужить его в будущем.

А уже дальше возможны всякие неприятные сценарии. Малыш уходит в себя, замыкается, избегает вас, считая себя недостойным вашего внимания. Или становится чрезмерно капризным и требовательным, задавая кучу бессмысленных вопросов только ради того, чтобы убедиться, что вы всё ещё его слышите.

Ваше раздражение тоже может быть следствием этого. Поэтому будьте осторожны! Даже если вы отмахнулись от малыша пару раз — подойдите и извинитесь. Похвалите его за любознательность. Научите формулировать вопросы правильно. Например, почемучкой станут папа или мама, а ребёнок — грамотным экспертом.

Допускаются и шуточные вопросы и ответы. Записывайте их в тетрадку и сохраняйте для истории. Когда малыш вырастет, будете перечитывать их всей семьёй!

Дорогие родители, какими бы «почемучками» ни были ваши дети, им все равно нужно уделять внимание, и кто, кроме вас объяснит им сначала простые, а потом уже и сложные вопросы.

Читайте также: