Как помочь детям адаптироваться к большому количеству учителей и предметов?

Обновлено: 16.06.2024

Педсовет


Фотографии: АГН «Москва» / Unsplash. Иллюстрации: Юлия Замжицкая

Переход в другую школу для учителя — не меньший стресс, чем для ребенка. И в интересах руководства — помочь новичку адаптироваться как можно скорее. Опросили школьных администраторов и собрали несколько советов, которые помогут в этом.

Поприветствуйте нового сотрудника

Познакомиться с новым учителем лучше до начала занятий: представить его коллективу, обсудить школьные правила и решить мелкие вопросы в спокойной обстановке. Также будет очень кстати экскурсия по школе — не только детям, но и взрослым бывает сложно сориентироваться в незнакомом пространстве в стрессовой ситуации.

Теплый прием ускорит адаптацию новичка: например, можно приготовить для него небольшой приветственный подарок с письмом и школьными принадлежностями.

Пообещайте помощь

Очень важно проговорить это и с новым педагогом, и с коллективом. Сотрудник должен знать, что в случае любых затруднений может обратиться за помощью к коллегам. А педагогический состав должен быть готов поддержать его — психологически, организационно и т. п.

Найдите куратора/помощника

Адаптацию новых учителей очень облегчает работа с куратором. В рамках такой работы могут проводиться, например, инсценировки родительских собраний, проигрываться различные ситуации, происходящие в классе.

Кстати, совершенно не обязательно куратор должен быть старше и опытнее новичка.

Светлана Подъянова, основатель детского сада и школы «Талантвилль»:

«Для успешной адаптации мы всегда назначаем новому сотруднику наставника. Стараемся, чтобы он был примерно того же возраста и чтобы он тоже работал в коллективе недавно — чтобы не оказывать на новичка давление. Если пришли два новых сотрудника, мы ставим их в пару».

Наблюдайте

В идеале первые несколько занятий нового педагога могут проходить под наблюдением методиста/опытного коллеги. К наблюдениям стоит возвращаться время от времени (через две недели, через месяц), чтобы фиксировать изменения/их отсутствие.

Наблюдать должен и сам новичок. Очень полезно попросить учителя вести дневник и оценивать в нем свое поведение и состояние в сложных, стрессовых ситуациях. Это могут быть записи в простой тетради или таблица, в которой он будет отмечать свое состояние при общении с детьми и коллегами: что чувствовал, как себя вел, как вышел из ситуации. Саморефлексия — незаменимый инструмент, потому что если учителя все время будет оценивать кто-то другой, это может его спугнуть.

Собирайте и давайте обратную связь

Администрации школы полезно получать обратную связь от учеников и коллег — пусть даже анонимно. Так можно выявить ошибки и недочеты, узнать о том, что на самом деле волнует коллектив, а иногда — находить нестандартные решения проблем (и взгляд новичка в данном случае обычно оказывается самым «незамыленным»).

Не забывайте и сами давать обратную связь педагогу. Если он видит, что за ним наблюдают, но ничего при этом не говорят, — это нервирует и провоцирует недоверие. Кстати, хвалить не менее полезно, чем критиковать.

Вдохновляйте

Поддержка новичков — сложная задача: важно соблюдать тонкую грань между вовлечением педагога в школьную жизнь и уважением к его личному пространству.

При поддержке опытных педагогов есть свои сложности.

Татьяна Есина, директор частной школы «Феникс»:

«Самое сложное при работе с педагогами с большим опытом — „сбить корону“ (убеждение, что я все умею, все могу и мне уже ничему не нужно учиться). Тут помогает только личный пример. Сколько бы лет мы сами ни работали в образовании, мы продолжаем двигаться и заряжать коллектив. Человек без способностей к самообразованию просто с нами не уживется».

Мотивация нужна всем учителям — и начинающим, и опытным. И не только рабочая. Неформальная атмосфера в коллективе, совместные вечера с настольными играми, просмотр лекций TED, организация школьных мероприятий пойдут на пользу всем.

Не торопитесь

Стоит помнить, что полноценная интеграция нового человека в коллектив — процесс небыстрый и часто не укладывается в три месяца стандартного испытательного срока. Чтобы привыкнуть к писанным и неписанным правилам, усвоить новые навыки, научиться взаимодействовать с детьми, коллегами и родителями, многим нужно больше времени. Говорить об успехе/провале адаптации и принимать какие-то административные шаги можно, если человек так и не смог адаптироваться за год работы в школе.

Материалы по теме:

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

В этом году за парты сядут около 2,5 миллиона первоклашек. Волнуются и дети, и родители: понравится ли ребенку в школе, как сложатся отношения с учителем, одноклассниками, чем помочь ребенку, чтобы адаптация к школе прошла хорошо?

Александр Демьянчук/ТАСС

Психологи МГППУ дали несколько ценных советов родителям первоклашек.

1. Постарайтесь соблюдать режим дня. Первокласснику для сна необходимо не меньше 10 часов. Подъем - хотя бы за час до начала занятий, допустим, в семь утра, ночной сон - в 21 час. После занятий в школе - прогулка минут на 40. Потом обед, может быть, снова отдых, а уж потом домашние задания.

2. Обсудите с ребенком ситуации, которые с ним уже случались, но теперь все это будет происходить в новой обстановке. Например, что делать, если на уроке ребенок вдруг захотел в туалет? Щепетильный вопрос, согласитесь. Родителям надо заранее спросить у учителя, какие правила приняты в школе. Во всех школах они разные: где-то нужно поднять руку, а где-то дети могут выйти из класса без разрешения. Учителя начальных классов очень просят родителей научить детей перед школой завязывать шнурки и застегивать пуговицы.

3. В первом классе оценки, конечно, не ставят, но уж поверьте, ваш ребенок точно знает, что в школе есть колы и двойки. И то, что это плохо и стыдно. Скажите ему, что ошибки - это абсолютно нормально, ошибки совершает каждый. Не ошибается только тот, кто ничего не делает: "Даже если ты принесешь тройку или двойку, мы это исправим".

4. Ребенка надо подготовить к тому, что в школе будут новые знакомства. Он будет попадать в непривычные для него ситуации. "Научите ребенка здороваться с другими детьми и взрослыми. Не бойтесь открыть дом для друзей вашего ребенка. Напоминайте, что нельзя говорить грубо о ком-то за спиной, чтобы сформировать уважительное отношение к своим друзьям, одноклассникам", - рассказала на вебинаре в рамках Всероссийской недели родительской компетентности преподаватель кафедры "Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова" МГППУ Маргарита Тюхтина.

5. Помните, адаптационный период для первоклашки - первые два - два с половиной месяца. Но это усредненные данные. Бывает, что процесс затягивается и это вовсе не значит, что с ребенком что-то не так. Психологи напоминают: все дети разные. По сравнению с детским садом в школе у ребенка колоссальная нагрузка. Поэтому постарайтесь почаще хвалить ребенка и замечать даже самые небольшие успехи.

Как помочь детям адаптироваться к изменениям

Дети непрерывно сталкиваются с большим количеством новой информации, новых условий, занятий, ожиданий, людей и многого другого. Поэтому само собой разумеется, что чем больше времени они проводят в тех местах, с предметами, традициями и людьми, которые им уже хорошо знакомы, тем более безопасно и уверенно они себя чувствуют и тем менее вероятно, что они будут перегружены и ошеломлены.

Дети любят установленный порядок, привычный ритм и проводить время, делая то, что они уже хорошо освоили и в чем неплохо преуспевают. В то же время дети вынуждены постоянно учиться и исследовать новые территории, приспосабливаться к изменениям. При этом они хотели бы изучать новое, пребывая в надежном и безопасном месте, чувствуя, что о них заботится тот, кого поистине волнует их благополучие. Вот почему очень важно стать для ребенка «мостом» связи и доверия к новому человеку или новой обстановке.

Ребенок узнаёт о том, кто безопасен, а кто нет, от вас, поэтому, вместо того чтобы ожидать от него самостоятельного установления новых контактов и построения связей, помогайте ему во время общения с новыми людьми, помогайте делиться своими мыслями и переживаниями, а также помогайте другим людям лучше узнавать вашего ребенка. Маленьким детям нужен посредник - тот, кто расскажет, какие связи необходимы, а также о том, как их построить. При этом важно, чтобы ребенок чувствовал уверенность при реализации своих коммуникативных и других потребностей. Помните о том, что он хочет чувствовать заботу тех людей, которые, как он считает, действительно искренне прислушиваются к нему, беспокоятся о нем и готовы терпеливо помогать адаптироваться к новой ситуации или занятию.

Независимость зиждется на твердом фундаменте удовлетворенных потребностей ребенка в зависимости. Во времена перемен ребенок будет пытаться получить все, что ему нужно от человека или людей, которые любят его и заботятся о нем больше всех. Ребенок нуждается в большей чуткости родителей и принятии ими того факта, что ему необходимо немного больше взаимосвязи с ними, близости, тепла, поддержки и внимательного выслушивания. Мы, взрослые, принимаем как должное большое количество знаний и навыков, которыми владеем, ведь нам уже не нужно беспокоиться об их приобретении. Но наши дети ежедневно узнают много нового, и даже скучные разговоры взрослых, которые они случайно слышат, им незнакомы и непонятны. Обучение и примирение с новым отнимает у них много энергии и может привести к большому количеству разочарований и негативных эмоций, поэтому не удивительно, что детям требуется гораздо больше времени для сна, чем нам!

Когда происходят перемены, многие дети могут чувствовать себя в меньшей безопасности и быть более напряженными. Когда ребенок чувствует себя неуверенно и напряженно, ему тяжелее справляться с чем угодно, даже с самыми маленькими трудностями. Печаль из-за расставания с мамой или папой во время похода в школу или грусть об окончании игры с другом может вызвать более глубокое чувство горя, связанное с большими переменами. Например, девочка может быть вне себя от горя и страданий, от того, что, когда она вернулась в библиотеку за забытой карточкой, библиотека оказалась закрытой. Мать этой девочки умерла несколько лет назад, и маленькая печаль задела ее большое чувство горя, глубоко прячущееся внутри. Если мы будем с любовью прислушиваться ко всем подобным чувствам ребенка, это сделает его намного сильнее.

Перемены всегда сопровождаются нарушением привычного хода тех или иных событий. Стресс от изменений у разных детей проявляется по-разному. Многие дети становятся излишне прилипчивыми, навязчивыми и требуют большего количества родительских объятий, больше сказок перед сном и больше внимания в целом. Также для детей в таких случаях обычно проявление регрессивного поведения. Так, у четырехлетнего мальчика, давно приученного к горшку, могут случиться несколько инцидентов. Трехлетняя девочка, которая давно и счастливо спит в своей собственной кроватке, внезапно может захотеть спать с родителями. Голоса взрослых мальчиков и девочек могут вдруг зазвучать в высокой тональности и порой даже напоминать визг. Семилетний ребенок может начать толкать своих друзей, когда сердится, - так же, как он поступал несколько лет ранее.

Поскольку ребенок, испытывающий неосознаваемые переживания, связанные с предполагаемой или недавней переменой, вряд ли способен определить и выразить их убедительно, скорее всего, он продемонстрирует эти чувства с помощью асоциального поведения. В таком случае очень важно предоставить ему дополнительную эмоциональную теплоту и поддержку, а не сосредотачивать свое внимание на его раздражительной манере поведения. Важно помнить, что дети не хотят сделать нашу и без того напряженную и загруженную жизнь еще сложнее, они просто не могут управлять своими сильными чувствами без нашей эмоциональной поддержки.

Изменение может сделать ребенка очень раздражительным, при этом родители могут чувствовать огромное напряжение, стараясь не высказывать требования и не исправлять ребенка в надежде избежать его эмоциональных кризисов. Но на самом деле большее облегчение ребенку приносит то, когда родители прекращают попытки успокоить его и контролировать его стремление чрезмерно эмоционально реагировать, а вместо этого настаивают на определенном ограничении. Например, «нет» просмотру телевизора, сладостям, походу в гости, чему угодно, а затем сосредотачивают внимание на неизбежном срыве, который позволяет негативным чувствам ребенка выплеснуться наружу.

Дети стараются избегать дискомфортных ощущений, придерживаясь того, что делает их счастливыми. Но в таких случаях есть разница между тем, чего они хотят и что им по-настоящему нужно. Несмотря на то что хорошо, когда у детей есть много возможностей для обсуждения и решения проблем, в тех случаях, когда они переполнены отрицательными эмоциями, они нуждаются в нашей помощи, чтобы получить некоторое эмоциональное освобождение, ведь в таком состоянии они не способны на полноценное общение и принятие решений. Только вы как родитель можете определить то, в чем ваш ребенок действительно нуждается. Поэтому, когда вы видите, что ваш малыш полон разочарования, придерживайтесь ограничений с любовью и сочувствием, и это даст возможность безопасного выхода эмоций, при этом ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заботу.

Слезы и выплеск эмоций исцеляют от стресса. Ребенок может рассчитывать на нашу самую сильную эмоциональную поддержку. Часто это приводит к слезам и выплеску эмоций, которые помогают ему избавиться от тягостных переживаний. Зачастую после большого эмоционального срыва дети восстанавливают свою энергию, чтобы быть способными к принятию новых вызовов. Например, выслушивая и позволяя ребенку протестовать и расстраиваться по поводу появления на свет нового члена семьи, вы разбиваете себе сердце, но часто после того, как ребенок выплеснет все это наружу, он начинает демонстрировать безграничную любовь и заботу о младшем братике или сестричке.

Когда дети переживают большие перемены, мы можем помочь им, делая процесс изменений настолько поступательным, насколько это возможно. Здорово, если мы при этом помогаем детям заранее познакомиться с чем-то новым с помощью визитов, чатов, книг, рассказов, видео. К примеру, перед посещением нового города отправьтесь с ребенком в турагентство и возьмите пару брошюр, прочитайте о нем на веб-сайтах и в книгах, посмотрите соответствующее видео, чтобы помочь ребенку наладить чувство связи и близкого знакомства с этим городом.

Полезно помнить, что «это тоже пройдет»

Читайте также: