Как воспитывать непослушного ребенка: экспертыне советы для родителей по воспитанию

Обновлено: 17.05.2024

Эта статья повествует о подводных камнях на пути воспитания и обучения, которые создают основу для ссор и конфликтов между родителями и их детьми.

Очень часто ко мне за психологической помощью обращаются родители так называемых «непослушных детей».

Вот типичные вопросы, которые они задают:

Заметили, что во всех этих вопросах

проявляется родительский эгоцентризм и авторитаризм

- одно слово «заставить» чего стоит!

Основной посыл этих высказываний: «Мы все делаем правильно, а он…. ».

Почему-то многие взрослые люди полагают, что они не могут ошибаться.

Что они практически идеальные родители.

К сожалению, многие из них страдают звездной болезнью «лучшего в мире воспитателя» и не замечают, что совершают множество ошибок в попытках «сделать из своего ребенка хорошего человека».

Об этом я уже писал в статье:

Данная публикация - ее логическое продолжение.

В ней мы разберем распространенные ошибки родителей, которые часто заводят в тупик их отношения с детьми, а иногда становятся одним из факторов того, что их брак трещит по швам.

Сразу отмечу, что рассказывая об этих ошибках, я не буду оригинальным, а буду опираться на прекрасную книгу Юлии Борисовны Гиппенрейтер - «Как общаться с ребенком?».

Ошибки родителей,

или как воспитывается непослушный ребенок

То есть воздействие на ребенка посредством приказов, команд, распоряжений, требующих беспрекословного подчинения.

С виду помогает, но в итоге выстраивает неприступные стены между ребенком и его родителями.

Дело в том, что приказ и команда, исходят из их интересов и почти никак не соотносятся с интересами ребенка.

Ребенок чувствует, что в его проблему вникать не хотят, его не слышат, а, значит, приказ загоняет его в одиночество.

Он лишает самостоятельности, подчиняет волю ребенка, подавляет инициативу, формирует жизненный сценарий неудачника.

Будете воспитывать командно-административным способом - воспитаете подчиняющуюся всем жертву, либо жуткого бунтаря.

Здесь активно действуют авторитет и власть родителей.

Они направляют ребенка в сети вечного страха и тревоги. А под их воздействием постепенно тает его психологическое здоровье.

Кроме того, угрожая ребенку, мы не только подавляем его волю, но создаем условия формирования детской агрессии.

А поскольку, чаще всего ребенок не может выразить ее прямо, то он направляет ее на себя.

Агрессия превращается в ненависть к самому себе.

А за ней следуют низкая самооценка и неуверенность в своих силах.

Вместе с приказами и директивами, угрозы формируют комплекс жертвы и прочие негативные жизненные сценарии.

Давно известно, что если ребенок плохо себя ведет, то словесные поучения и чтение моральных заповедей никогда не изменяют его в лучшую сторону.

Они только раздражают ребенка или наводят на него лень и скуку.

Нравственность и поведение, соответствующее моральным заповедям, воспитываются только примером родителей и других близких ребенку людей, а не словами.

Вместо того, что бы разглагольствоватьи бросать слова на ветер, покажите своим примером, как поступать, как жить, как работать, как правильно взаимодействовать с окружающими, и как стать счастливым человеком, тогда нужда в нотациях и нравоучениях отпадет сама собой.

Готовые решения и советы, сыплющиеся на голову ребенка со всех сторон, - один из самых действенных способов сформировать у ребенка качества неудачника.

Такое как, например, неумение самостоятельно решать проблемы.

Он привыкает к тому, что за него все сделают, примут решение, найдут способ выйти из трудностей.

Потом, дабы избежать самостоятельности и не брать на себя ответственность за собственную жизнь, он все время будет искать поддержки, совета и готового решения у жены, друзей, начальства и психолога.

Или еще хуже: у сомнительного «мудрого гуру» из какой-нибудь секты или у наставника из интенет-сообщества самоубийц.

Подробнее об этом в статье:

5. Критика и обвинения…

Обычно, если ребенок часто капризничает, не слушается, ведет себя не так, как указывают взрослые, то против него обращают критику и обвинения.

Это тоже прекрасный инструмент для подавления формирующейся личности ребенка.

Критика выискивает недостатки и обесценивает.

Самое страшное, что кроме агрессии и страха она приводит за собой разочарование ребенка в себе и в родителях.

Она воспитывает чувство вины, которое навсегда остается в душе ребенка, и он начинает жить не своей жизнью.

Критика, тем более, если она не конструктивная, чаще всего приводит к конфликтам и жизненному сценарию типа: «Я - плохой и все люди плохие».

Ключевые правила критики гласят, что она должна быть конструктивной и поддерживающей.

Должна настраивать на диалог, направлять его на решение проблемы. Должна учить ребенка большей осознанности и самостоятельности.

6. Чрезмерная похвала и неверное оценивание…

Можно часто слышать в адрес некоторых родителей: «Не перехвалите своего ребенка!».

В этом есть смысл, ребенка действительно можно перехвалить.

Тогда от любого своего действия он будет ожидать не результат, а похвалу. Похвала и положительное оценивание станут ключевыми мотивами его поведения.

Ребенок вырастит чрезмерно зависимым от мнений и оценок со стороны окружающих людей и будет все время стремиться угождать им.

Кроме того, вы можете вырастить эгоцентриста и нарцисса, или даже невротика, все время ищущего одобрения, идеальной любви и признания.

Хвалить нужно в меру и правильно.

Вместо того, что бы говорить:

«Ты получил пять? Какой ты молодец. », скажите:

«Я очень рад! Мне очень нравится, что ты хорошо учишься! Я верю в тебя, у тебя будет получаться еще лучше».

Акцент не на «ты», а на «я» превращает вашу похвалу в искреннее одобрение и дает поддержку.

Тем самым вы демонстрируете свою заинтересованность в достижениях ребенка.

Он слышит не формальное «ты - молодец», а ваше отношение к нему, что подчеркивает его ценность как личности, как очень значимого для вас человека.

7. Высмеивание и сравнение с другими детьми…

Как и прочие подобные ошибки, это тоже приводит к низкой самооценке ребенка и его обесцениванию в глазах взрослых, а также к обесцениванию в собственных глазах.

Вы думаете, что сравнивая свое чадо с другими детьми, вы породите в нем чувство конкуренции, и он начнет себя изменять в лучшую сторону?

Так бывает, но очень редко.

Такое сравнение должно поддерживать и вселять веру, что проблему можно решить, а не унижать и лишать сил.

8. Формальное сочувствие…

  • «Успокойся, все - хорошо!»
  • «Не придавай этому значения!»
  • «Не обращай внимания!»
  • «Бывает и хуже!»
  • «Все пройдет, все исправится!»

на самом деле мало успокаивают ребенка.

Более того, брошенные мимоходом, без вникания в переживания и проблемы ребенка, формируют новый виток отчуждения между вами.

Ребенок чувствует, что его проблема не трогает родителей, что они воспринимают ее, а, значит, и его как нечто незначительное, маловажное и малоценное.

Уделите ребенку время, постарайтесь его понять и поддержать. Только делайте это искренне, а не мимоходом.

9. Уход от проблем ребенка…

Это похоже на предыдущую ошибку, только еще хуже.

В этом случае, взрослый вообще не откликается на просьбу ребенка. Ведь ему как всегда некогда, или у него нет настроения.

По сути, он словно бы говорит ребенку: «Опять ты со своими проблемами! Отстань, не до тебя сейчас!»

Ребенок ждет помощи и поддержки, а в итоге остается один на один со своими трудностями и переживаниями.

Потом мы удивляемся, почему нас не понимают наши дети, почему мы словно чужие друг другу люди.

И почему так много вокруг тех, кто может легко смутить наших детей сомнительными, а порой и смертоносными мыслями и негативными убеждениями.

Думаю, что 9-ти родительских ошибок достаточно, чтобы понять, что нужно изменить в своем поведении, если ваш ребенок плохо себя ведет, и вы не можете найти с ним общий язык.

Если вы обнаружите в своей воспитательной стратегии эти ошибки и исправите хотя бы часть из них, то, скорее всего, вам уже не придется обращаться к психологу с вопросом:

Советы будут полезны воспитателям , для рекомендации родителям непослушных детей.

ВложениеРазмер
20_sovetov_dlya_roditeley.docx 49.03 КБ

Предварительный просмотр:

20 советов для родителей, у которых непослушные дети

Довольно сложно найти ребенка, который прямо с первого раза выполнял бы все просьбы родителей. Однако, если ваше чадо не хочет слышать вас и после того, как вы десять раз повторили свою просьбу, тогда стоит задуматься о том, чтобы сделать воспитание непослушного ребенка более жестким.

Совет 1 . Не стоит выделять ребенка как маленького, и в связи с этим пользующегося особыми привилегиями в семье. Намного важнее, чтобы он чувствовал свое равенство в семье;

Совет 2. Не нужно ставить ребенка в особое положение: лучшее место, первый кусочек - все это будет способствовать воспитанию эгоистических наклонностей;

Совет 3. Умейте отказывать ребенку решительно и твердо, если замечаете, что его желание уже превышает возможности семьи или же нарушает удобства старших;

Совет 4. Учите ребенка, чтобы он считался с интересами и желаниями старших, и не нарушал их труда и отдыха;

Совет 5 . Необходимо относиться к ребенку, как к равноправному члену семьи, обязательно с уважением (нужно выслушивать его мнение, давайте ему возможность принимать участие в семейных советах и прочее);

Совет 6. За ребенком закрепите постоянный круг обязанностей и при этом неотступно следите за их выполнением. Приучайте карапуза проявлять заботу о старших, надо упражнять его в этом и давать конкретные поручения («Спроси, а как чувствует себя больной, может ему что-то надо?», «Открой дверь бабушке, проводи ее до лифта», «Играй потише — взрослые отдыхают», «Эту часть съешь сам, а эту оставь сестре» и так далее);

Совет 7. Приучайте ребенка быть общительным и доброжелательным как со взрослыми, так и со сверстниками; учите его делиться лакомствами, игрушками с другими детьми и старшими; Совет 8. Присмотритесь к своему ребенку — возможно он обладает качествами общественности (способен ли он по собственной инициативе уступить удобное место кому-то из взрослых; умеет ли проявить заботу о старших членах семьи даже без вашего напоминания, а также разделять общесемейные радости или огорчения и прочее).

Совет 9. Невозможно приказать ребенку уважать себя; это уважение можно завоевать только всем образом жизни, своим отношением к людям, к труду, а также общественным положением; Совет 10. Не нужно позволять дошкольнику по отношению к взрослым панибратства и грубости;

Совет 11 . Рассказывайте ребенку о работе его близких, их общественных делах;

Совет 12. Предоставляйте ребенку возможность проявлять заботу о старших, совершать хорошие поступки.

Совет 13. Ребенок имеет большую внушаемость. Если он чувствует, что взрослые ему доверяют и считают его хорошим, то он постарается оправдать это мнение (ребенок, как правило, дает то, что с него спрашивают);

Совет 14 . Насмешка или грубое ранят душу ребенка, унижают его достоинство;

Совет 15. Обращайтесь со своим ребенком так же, как с взрослым, но только с «поправкой» на детство;

Совет 16 . Дети, у которых родителями развито чувство собственного достоинства, адекватно реагируют на родительское слово, и при этом они более податливы для педагогических воздействий.

Совет 17. Соблюдайте последовательность в требованиях к ребенку. Прежде, чем спросить с него, убедитесь в справедливости и обоснованности своих требований; не стоит отменять решений, это допустимо только лишь в исключительных случаях;

Совет 18. Правила, которые вы предъявляете к ребенку, должны соблюдаться также и всеми членами семьи: если ребенок видит, что что-то родителям можно, а ему нельзя, у вас не получится добиться желаемых результатов в воспитании;

Совет 19. Выбирая способы воздействия на ребенка, всегда начинайте с мягких мер, и только лишь в исключительных случаях прибегайте к более сильным раздражителям.

Совет 20. Четкий режим и содержательная жизнь ребенка — вот основное условие для формирования положительных устойчивых привычек, которые предотвращают возникновение капризов.

baby

Воспитание не является такой большой проблемой, если вы подразумеваете под этим словом следующее: по­мочь ребенку помогать себе, помочь ему научиться жить и играть с другими, осторожно исследовать все новое, справляться со своими чувствами, развивать его интере­сы.

Это совсем нелегко. Нет никакого волшебного «правиль­ного пути». Методы, которыми вы дисциплинируете или воспитываете своего ребенка, зависят от всех тех особен­ностей, которые отличают вашу семью от других. Дисци­плина - это не значит заставить ребенка делать то, что хотите вы. Вы не можете заставить малыша быть «хоро­шим»; конечно, некоторые дети после криков и шлепков, угождая вам, перестают делать то, что вам не нравится.

Дети бывают наиболее непослушными, когда их родите­ли постоянно заняты своими делами, сильно напряжены или переживают сложные времена. Поэтому важно помнить, что обычно дети повторяют поведение родителей. И осознавая эту ответственность, обращайте внимание на то, как вы себя ведете, так как дети все впитывают как «губка».

Следующие советы помогут вам ориентироваться в вопросах воспитания детей.

Больше хвалите вместо наказаний

Малыши любят, когда их хвалят, они очень любят угождать. Они очень хотят, чтобы их замечали. Если вы поощряете их поведение, которое вам нравится, ребенок, чтобы угодить вам, будет стараться еще больше. Объятия, улыбки, проявление интереса родителей к тому, что они делают, - это лучшая награда и мотивация для ребенка.

Будьте разумны в своих ожиданиях

Энергичные, очень подвижные малыши просто не воспринимают таких понятий, как «аккуратно», «тихо», «подожди» и т.д. Дайте им время осмыслить то, что вы говорите, покажите своим примером как это сделать, и закрепите новые знание совместно сделав с ребенком необходимое поведение и так вы поможете ребенку научиться новому поведению.

Используйте слово «нет», когда оно действительно нужно

Ребенку необходимо, чтобы вы установили ясные границы допустимого поведения. Если ему все сходит с рук, он будет в большом замешательстве и недоумении; но вы должны решить, что является действительно важным. Ваш ребенок научится правилам быстрее, если их будет не так много.

Научитесь договариваться с ребенком

Вы не можете заставить малыша есть, спать и ходить в туалет именно тогда, когда этого хотите вы. Вы не добьетесь послушания, вызывая все новые конфликты. Понимание того, как у детей формируются необходимые поведения и умение заранее договариваться с ребенком помогут вам минимизировать конфликты и наладить ваши взаимоотношения..

Отвлекайте ребенка или попробуйте свои уловки, чтобы переключить внимание ребенка на позитивное

Обычно легко переключить внимание малыша с чего-то, что вам не нравится, на более приятное занятие. Отвле­чение внимания не означает, что вы «сдались», но оно может творить чудеса. Если ребенок играет с кнопками на телевизоре, предложите ему старый фонарик для игры или всякий раз, когда собираетесь смотреть теле­визор, просите ребенка включить его. Если дочка хочет играть с вашей косметичкой, дайте ей разные баночки и коробочки, положив их в другую сумку.

Будьте настойчивы в том, что важно

Угрозы и придирки не дадут вам нужного результата. Малыши быстро учатся игнорировать постоянный поток фраз типа: «Если не перестанешь трогать телевизор, я тебя накажу»,

которые по сути ничего не значат. Поэтому важно научиться объяснять, показывать своим примером и договариваться, а также быть последовательным и настойчивым в своих решениях.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

Читайте также: