Какая польза от лета детям? Идеи для совместных занятий на каникулах

Обновлено: 17.05.2024

Чуть больше недели осталось до начала школьных каникул. Многие родители уже распланировали летний отдых своих детей. Однако не у всех есть бабушки в деревне и финансовые возможности купить путевку в хороший лагерь. Да и дети все разные, далеко не каждый любит такой отдых. Поэтому чуть ли не половина детей значительную часть лета проведет дома, никуда не уезжая. Как организовать летний отдых в городе, чтобы каникулы были яркими и запоминающимися, а родители не потратили на это всю зарплату, рассказали эксперты.

Как сделать лето незабываемым?

Эксперты советуют приступать к планированию детского отдыха только после разговора с самим школьником. «Для начала спросите ребенка, как бы он хотел провести лето. Все запишите, обсудите, - говорит специалист по семейному обучению Елена Валькова. - Он сам даст вам массу идей. Возможно, у ребенка есть мечта научиться что-то делать и сейчас появилось свободное время. Или он уже распланировал лето, а вам нужно только подстроиться. Если нет, займитесь планированием вместе. Чтобы все получили максимум удовольствия и пользы от каникул».

Вот несколько бюджетных идей от Елены Вальковой, которые подойдут младшим и средним школьникам, а кое-что понравится и старшим.

«Составьте расписание. Многие активности будут регулярными, но наполнение и результат окажутся разными. Делайте то, что вам по силам, что вы сами любите. Делайте это с удовольствием. Тогда ребенок запомнит это лето, - говорит Елена Валькова. - Если у вас нет возможности постоянно проводить время с детьми, пишите ежедневные послания-задания на день, давайте подробные инструкции взрослому, который будет с ребенком. Как вариант - объединитесь с двумя-тремя семьями и по очереди исполняйте роль организаторов досуга для детей. А вечером слушайте рассказы об удивительных находках, играх и восторгах от прожитого дня».

Надо ли учиться во время каникул?

Больше всего споров и сомнений вызывает вопрос, надо ли учиться летом.

Летние каникулы - в первую очередь, время для отдыха. Необходимо, чтобы ребенок отдохнул и набрался сил перед следующим учебным годом, утверждают психологи.

«Переведите ребенка на «летний режим», - говорит клинический психолог, детский нейропсихолог Дарья Худяшова. - Разрешите ложиться на час-два позже обычного, а вставать без будильника, когда он сам проснется. Обратно в рабочий режим нужно будет вернуться за пару недель до первого сентября. Первые две-три недели каникул стоит заняться абсолютным ничегонеделанием: пусть ребенок гуляет, спит, играет, общается с друзьями, играет в гаджеты. После этого, чтобы ребенок не забыл пройденное за год, можно вернуться к учебе, но делать это в игровой форме. Стоит придумать занятия, которые будут принципиально отличаться от школьных уроков».

Вместо длительного сидения за школьными пособиями выберите более активный и увлекательный досуг, советует основатель онлайн-школы ЕГЭLAND Александр Филатов:


«Например, историю можно изучать в археологическом музее, в галерее изобразительных искусств и даже на улицах города, рассматривая памятники архитектуры и значимые места. Вместо изучения биологии по учебнику можно пойти в Дарвиновский, Зоологический музеи или в Планетариум. Поскольку музыкальная школа тоже закрылась на каникулы, сходите на концерт живой музыки. А художественную можно заменить пленером на открытом воздухе или посещением новой выставки. Такие развлечения не только помогут отдохнуть от школы, но и вдохновят ребенка на новые достижения».

Психолог, академический директор онлайн-школы Skysmart Анастасия Екушевская советует предложить детям вместо опостылевшей зубрежки и учебников современные образовательные курсы с геймификацией и интерактивом: квесты по математике, комиксы по изучению английского, марафоны по созданию игр. «Формат edutainment - эффективный способ превратить гаджетозависимость ребенка в полезное хобби», - говорит она.

По словам эксперта, сейчас много бесплатных курсов такого формата, поэтому семейный бюджет не пострадает. Кстати, выбирая онлайн-занятия для детей, родители могут найти такие развлекательно-образовательные программы и для себя.

«Время от времени освежать память необходимо. Особенно, если у ребенка есть пробелы в знаниях. Договоритесь, что несколько часов в неделю вы будете повторять материал по предметам, читать пару глав книги или решать 5-10 примеров по математике, - говорит педагог-психолог, руководитель отделения Виртуальный класс в Школе программистов МШП Ирина Шувалова. - Однако помните, что лето - время отдыха. Ни в коем случае не стоит загружать вашего школьника занятиями и расписывать его день по минутам. Пообещайте лучше, что если он будет выполнять договоренности по занятиям (всего несколько часов в неделю), то вы организуете интересные поездки и мероприятия. Не обещайте чего-то материального, дарите впечатления и время, проведенное вместе».

Главные ошибки родителей

Есть несколько внутренних установок, которые не дают родителям правильно организовать отдых детей. И главная из них - что нужно не терять время и наполнять летнюю жизнь ребенка чем-то полезным. На самом деле, даже денек совершенного ничегонеделания иногда необходим. Он позволяет ребенку перезагрузиться, «устать» от отдыха и захотеть чего-то нового.

«Вспомните, что отдых - это не учеба и не воспитание. Позвольте ребенку быть собой и иметь свои желания. Договаривайтесь с ним о том, что было бы интересно вам обоим, и просто отдыхайте вместе. Тогда после каникул у него останутся самые теплые воспоминания о лете с родителями, которые сделали его каникулы счастливыми», - говорит Ирина Шувалова.

Психолог сформулировала еще несколько ошибок родителей в плане организации отдыха детей. Вот они:

  1. Убеждение, что ребенок сам найдет себе занятия. Да, найдет - это будут гаджеты и компьютерные игры.
  2. Стремление чем-то занять ребенка без своего участия. Да, если вы готовы оплатить поездку в дорогой детский лагерь, купить 10 посещений в разные развлекательные центры, интерактивные музеи и т.д. При этом ребенок все равно будет скучать по общению с вами.
  3. Мнение, что ребенок должен каждую минуту что-то изучать, чем-то заниматься, где-то участвовать. Дети - такие же люди, как и взрослые. Им тоже нужны периоды перезагрузки и эмоциональные разрядки. Нет ничего плохого в «овощных» (бесполезных с точки зрения учебы и развития) днях. Особенно, если они еще и проведены совместно с родителями.

Идеи для бюджетных путешествий с детьми

Один из самых приятных способов совместного досуга - однодневные путешествия в ближайшие города. Пресс-служба АО «Центральная ППК» делится несколькими идеями бюджетных путешествий с детьми на электричках по Московской области. Все предлагаемые варианты досуга - недорогие или вовсе бесплатные, а электрички - комфортные и современные. Спорим, о многих удивительных местах вы даже не знали?

Звенигород

Сюда можно добраться электричкой с Белорусского вокзала, поезд идет чуть больше часа. Про Саввино-Сторожевский монастырь, замечательный историко-архитектурный музей и прочие достопримечательности Звенигорода знают многие, но для подростков мы посоветуем другое. Например, посетить знаменитую Звенигородскую биостанцию МГУ, расположенную в удивительном природном уголке, где сохранились растения из Красной книги. Сотрудники биостанции регулярно проводят экскурсии, а для более продвинутых любителей живого мира тут есть обширные волонтерские и туристические программы. Можно даже пожить на заповедной территории, изучая многообразие подмосковной природы.

Еще одно необычное место в Звенигороде - самая настоящая научная обсерватория, где ведутся исследования космоса. Периодически здесь проходят дни открытых дверей, о которых можно узнать на официальном сайте обсерватории. В такие дни все желающие могут посмотреть в телескопы, узнать о деятельности ученых и прослушать популярные лекции.

Пущино

Уникальный космический объект можно найти и на другом конце Московской области, в городке Пущино. Сюда легко добраться сначала на электричке с Курского вокзала до Серпухова, а потом на автобусе.


В Пущино находится старейшая радиоастрономическая обсерватория страны, тут слушают голоса дальнего космоса. А еще здесь снимались разные фантастические фильмы: от сюрреалистических видов фантастического «Посредника» до постапокалиптических пейзажей «Аванпоста». В обсерватории тоже проходят дни открытых дверей, можно увидеть огромные телескопы, которые слушают звуки космоса, и, конечно, услышать эти звуки.

Если останется время, можно посмотреть, как под Серпуховом выращивают страусов. Много лет тут существует ферма с патриотичным названием «Русский страус». Впрочем, птицы на ней живут вполне себе заграничных разновидностей: африканские и австралийские. Дети могут не только увидеть страусов, но и принять участие в необычных мастер-классах по росписи страусиных яиц, изготовлению поделок из страусиных перьев. А на обед посетители могут отведать огромную яичницу из страусиного яйца.

Дмитров

Экзотических животных можно найти и недалеко от Дмитрова, электричка ЦППК идет туда с Савеловского вокзала. На экспрессе дорога займет чуть больше часа. Дальше на автобусе отправляемся в деревню Походкино, где энтузиасты много лет занимаются разведением уникальных южноамериканских животных альпака под брендом «Российские альпака». Миниатюрные родственники верблюдов с мягчайшей драгоценной шерсткой прижились в Подмосковье и чувствуют себя тут превосходно, дают потомство. Все желающие могут подружиться с альпака, погладить их и покормить, послушать, какие забавные звуки они издают. Общение с пушистыми теплыми животными - отличный антистресс для любого подростка после экзаменов, да и для взрослого тоже.

Ну и, конечно, Дмитров без пряника - поездка на ветер. Этот город известен своими имбирными сладостями, а мастер-классы по росписи традиционного лакомства можно найти в нескольких городских музеях. Получившуюся красоту можно привезти домой в подарок. Благодаря уникальной рецептуре дмитровские имбирные пряники хранятся довольно долго, не черствея.

И это - всего несколько идей для однодневных поездок с детьми. Чтобы лето стало незабываемым, отдыхайте и путешествуйте вместе с ребенком. Общение и совместное времяпрепровождение с родителями дают ему понять, что он для вас любим и важен. А это ­- самый главный ингредиент хороших каникул.



Советует Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета:

- Каникулы - это лучшее время для родителей и детей, чтобы провести его вместе. Причём не за повторением пройденного в школе, а в совместных прогулках, походах в кино, на экскурсии, выездах на природу и т. д. Сегодня нагрузка на детей в школе огромная, учёба им даётся нелегко. Дайте ребёнку как следует отдохнуть за каникулы, выспаться, пообщаться со сверстниками, с вами, наконец. В обычной жизни многие сегодняшние мамы и папы большую часть дня заняты на работе и почти не общаются с детьми. Нужно дать школьникам за каникулы как можно больше новых впечатлений - дети в них очень нуждаются, ведь их жизнь во время учебного года довольно однообразная: школа, дом, уроки, занятия. Показателем успешно проведённых каникул будет такое радостное чувство, что он прожил время очень весело и интересно, ему есть что вспомнить и рассказать друзьям. Главное - не зацикливаться на чём-то одном, а предлагать ребёнку разные способы времяпрепровождения.

Чем можно заняться вместе на каникулах?

Приготовить что-то вкусное дома своими руками. Например, слепить пельмени, испечь пироги или пиццу. А потом всей семь­ёй за красиво накрытым столом попробовать угощения.

Сходить в кино. посмотреть новый фильм или мультфильм. Обязательно поделитесь впечатлениями от увиденного. Такое общение необыкновенно ценно тем, что сближает детей и родителей, потому что даёт возможность разделить свои чувства друг с другом. А плюс к тому играет важную воспитательную роль. Родители могут обратить внимание на какие-то нравственные моменты в том же фильме или мультфильме.

Разрешите ребёнку позвать домой одноклассников. Многие об этом забывают, а это важно. Школьники общаются в виртуальных мирах, соцсетях и пере­стали ходить друг к другу в гости, как раньше. Устройте такое детское чаепитие. Дети с удовольствием придут, для них реальное общение очень ценно. А со временем это может перерасти в традицию.

Попробуйте сделать какую-нибудь поделку или сувенир своими руками. Вариантов сегодня множество: вышивание, плетение, аппликации и игрушки из различных современных материалов (в детских магазинах полно таких наборов для творчества). Здесь полезнее даже не то, что ребёнок сидит и сам делает (и при этом, кстати, развивается мелкая моторика рук), а то, что при этом родители и дети могут общаться.

Восполнить пробелы в знаниях. Подтянуть знания по предметам тоже можно, но желательно к концу каникул. Если вы видите, что ребёнок отдохнул, набрался сил, у него радостное настроение, можно немного позаниматься. Например, поиграть в игры, связанные со счётом (скажем, такие как «да» и «нет» не говорить»), весёлые шарады. Можно написать письмо бабушке, если ребёнку с трудом давалось письмо в школе. Но лучше, чтобы учебная деятельность носила характер игры и была включена в общение. Тогда это для ребёнка будет носить не характер школьных уроков, от которых он уже и так устал, а именно интересных занятий вместе со взрослыми.

Больше гулять, двигаться. Ролики, велосипеды, самокаты, подвижные игры на свежем воздухе - физическая активность должна быть как можно разнообразнее. Тогда ребёнок будет развиваться гармонично. Как ни странно, чем больше ребёнок сидит, тем больше устаёт. Чем больше двигается, тем лучше себя чувствует.

Дети играют с плазменным шаром в музее занимательных наук «Экспериментаниум» в Москве.

Хочется, чтобы ребёнок учился лучше. Сколько времени в день можно заниматься математикой, чтением, письмом?

Светлана Протченкова, Самара

Отвечает Наталья Красавина, директор московской школы № 91:

- Как человек с большим педагогическим стажем, психолог и учитель, могу сказать - нисколько. Особенно если ребёнок учится в начальной школе. Со старше­классниками ситуация несколько иная. Дети уже готовятся поступать в вузы, поэтому те, кому не хватает знаний, добирают их летом.

Для маленьких ребят главное - мотивация на учёбу, желание учиться. Если это есть, то у них всё легко получается во время учебного года. Не зря все великие психологи и педагоги выделили учебный год, а дальше - чётко определённое время каникул. Это связано с психофизиологическим состоянием ребёнка. Он, как и взрослые, устаёт. И поэтому у него должно быть время на отдых. Но активный. Учёба забирает очень много моральных и физических сил. Если ребёнок не готов физически заниматься, если его мозг не от­дохнул, не переключился, то утомляемость наступает очень быстро - а это влечёт за собой и заболевания, и отставания по школьной программе. Конечно, если ребёнок взял летом книжку в руки, надо это поощрить. Если вдруг открыл учебник математики - вместе полистать, посмотреть. Но никаких занятий через силу, из-под палки. Потому что в таком случае мы убиваем вот это сладостное слово «учёба», когда «я хочу - и я делаю». Даже если ваш школьник в начальных классах учится не очень хорошо, не стоит летом снова сажать его за «парту». По типу: вот ты сейчас погулял, а теперь 20 минут математика или письмо. Ему и так весь год не хотелось ходить в школу, так ещё и на каникулах заставляют учиться. Ребёнок должен захотеть, почувствовать радость от учения. Это и есть мотивация. Когда он чувствует постоянное напряжение (что он должен решать задачи, писать, читать), мы не получим результата. К 7-му классу такие дети, которых без конца заставляют заниматься - в выходные, на каникулах, по вечерам, - просто перестают учиться - уже выдохлись, интереса больше нет.

Как пробудить и сохранить интерес к учению и узнаванию нового?

Вывезти ребёнка из города, на просторы. На дачу, на море, к бабушке в деревню. Чтобы взгляд не упирался в стену дома или забор, а устремлялся до горизонта без ограничения видимости. Как говорят - дать простор для мысли. А когда в голове поселяется мысль, у ребёнка возникает вопрос. А учёба - это есть «вопрос - ответ». К примеру, ребёнок спрашивает: «Мама, а что это за полоса такая на небе?» Вот вам и повод почитать об этом, порассуждать. Или ребёнок посмотрел на цветы, заинтересовался, почему они разные. Опять повод узнать новое. Всё это тоже учёба. Мелкая моторика развивается не только когда ребёнок взял ручку и выписывает буквы. Помочь бабушке что-то посадить на огороде, маме нарвать цветов, собрать камушки, травинки, листочки - такие занятия ребёнку интересны и в то же время тренируют мелкие мышцы кисти, необходимые для правильного письма. Словом, учиться и познавать максимум разных впечатлений, которые в течение учебного года недоступны.

Поощрять интерес к окружающему миру. Задачки по силам можно находить где угодно. Равно как и учить таблицу умножения. Когда ребёнок изучает явления на каких-то жизненных примерах, он легче усваивает информацию. Если ребёнок даже просто сидит с компьютером на берегу реки, в саду, в огороде - это совсем другая история. Всё равно ему надо иногда встать, и при этом взгляд может уйти вдаль, отвлечься на жужжание комара или мухи, дуновение ветерка, шум дождя.

Подсовывать книжки. Заставить читать книгу силой невозможно. Попробуйте пойти на хитрость - скажем, сослаться на занятость: «Ты знаешь, мне сейчас надо салат приготовить, почитай мне пока книжку, я так люблю слушать твой голос. » Не стоит отбирать у ребёнка книжки или журналы, на взгляд родителей бесполезные, например комиксы. И нужно формировать у ребёнка потребность поделиться с родителями тем, что он узнал нового.

20 вещей, которые нужно успеть сделать за лето с ребёнком

1. Сплести венок из одуванчиков и ромашек.
2. Запустить воздушного змея.
3. Сходить в лес за ягодами.
4. Отметить праздник Ивана Купалы, прыгая через костёр.
5. Покачаться на тарзанке.
6. Устроить пикник.
7. Сходить в кинотеатр под открытым небом.
8. Найти и съесть лист клевера с 4 лепестками.
9. Построить шалаш.
10. Ловить бабочек сачком, а затем отпускать.
11. Пройтись на рассвете босиком по мокрой от росы траве.
12. Сходить на рыбалку.
13. Поиграть в летающую тарелку и бадминтон.
14. Порисовать мелками на асфальте.
15. Приготовить мороженое собственноручно.
16. Поехать в маленькую деревню, чтобы посмотреть, как доят коров и выращивают овощи на грядках.
17. Поплавать на лодке.
18. Сходить в поход.
19. Покататься на аттракционах.
20. Устроить пленэр - нарисовать с натуры парк, церковь или речку.


Казалось бы, после школы можно отпустить вожжи и дать ребенку возможность побездельничать. Но точно ли лежать на диване с джойстиком все лето — это полезно? Собрали лучшие способы умного отдыха для детей, чтобы они и отдохнули от школы, и набрались новых впечатлений и знаний.

О чем эта статья:

Как выбрать занятия на лето

Исследование Wallace foundation показывает , что дети, которые не прекращают заниматься и летом, учатся лучше и добиваются своих целей проще, чем те, кто летом только отдыхает. Но летние развивашки не должны быть стрессом и поводом для ссор.

Вот на что стоит ориентироваться родителям, когда они предлагают ребенку записаться в кружок или на онлайн-курсы.

Что учесть родителям

Чего хочет ребенок. Здорово, если ребенок сам проявит интерес к какому-то делу. Принуждение всегда рождает сопротивление, а значит, и польза от занятий окажется сомнительной. Кроме этого, под угрозой могут оказаться и ваши добрые отношения.

Что развивает летний досуг. Обратите внимание, какую сферу развивает летнее занятие. Например, в школе обычно перегружают когнитивную сферу: ребенку нужно много запоминать, думать, считать. Другим сторонам — физической, эмоциональной, социальной — все же уделяется меньше времени. Им-то и можно посвятить летние каникулы, чтобы восстановить баланс.

Какой формат. В-третьих, избегайте слишком академического подхода. Ребенок весь год сидел за партой, смотрел на доску, слушал учителя и выполнял упражнения. Он сыт таким форматом по горло. Постарайтесь найти что-то максимально непохожее на его школьные будни: игровые занятия, квесты, кружки с проектной работой.

Если вы хотите, чтобы это лето стало для вашего ребенка особенным, подписывайтесь на бесплатный имейл-марафон Skysmart для родителей «Летняя Перезагрузка». Каждую неделю — письма о том, как родителям отдохнуть самим и организовать полезные и нескучные каникулы для ребенка. А 16 июня — прямой эфир с телеведущей, мамой и блогером Татьяной Лазаревой.

А теперь — несколько нескучных идей на лето.

Читательские клубы и школы дебатов

Вместо: скучной и непонятной классики

Где: при библиотеках, книжных магазинах или онлайн.

Зачем: Во время учебного года детям приходится часто читать на бегу и задействовать так называемое «поисковое чтение»: просмотреть параграф, чтобы сориентироваться на уроке, пробежать сайт глазами и найти ответ на нужный вопрос.

Летом можно погрузиться в художественную литературу основательно: читать ее запоем, отмечая мелкие детали и подчеркивая интересные места. В книжном клубе люди обмениваются мнениями не ради оценки, а просто для удовольствия — это отличная мотивация для детей читать и делиться мыслями. А еще в таких клубах школьники развивают вербальные навыки, учатся слушать и получают приятное ощущение причастности к интеллектуальному кружку.

Ролевые и словесно-ролевые игры

Вместо: игр в смартфоне и социальных сетей

Где: детские центры развития, студенческие кружки, городские лагеря

Зачем: Ролевая игра дает массу возможностей для познания себя, людей и мира вокруг. В игре человек пробует выходить из привычной роли и в безопасной среде осваивает различные сценарии поведения. Он может быть хитрецом, злодеем или паладином-спасителем угнетенных.

Игра не структурирована: здесь нет преподавателя, который говорит тебе, что делать. У игрока всегда есть возможность выбирать и влиять на происходящее. Она ставит перед ребенком открытые задачи, учит пробовать, принимать решения и творчески подходить к проблемам.

Есть обычные ролевые игры, где игроки берут на себя роль персонажа и вживую отыгрывают его. Например, если это сражение — ребята дерутся на мягких мечах, выталкивают друг друга из круга или просто играют в гляделки.

В словесно-ролевых играх участники не отыгрывают действия, а только рассказывают о них и вместе создают историю. Сидя за столом, участники игры делают заявки и бросают кубик. Мастер игры может сказать: «‎На вас нападает огромный дракон», а игроки не дерутся, а только сообщают о том, что они делают: «Я бросаю в него файербол». Самая известная из таких систем — Dragon and Dungeons (DnD).

Курсы по геймдизайну

Вместо: игры в компьютер

Где: занятия при компьютерных клубах и магазинах настольных игр

Зачем: Проектирование своей игры — настольной или компьютерной — переводит ребенка из потребителя в создателя. Такая творческая работа в команде развивает проектное мышление. Кроме того, создание игры отлично прокачивает системные представления о мире, ведь геймдизайн — комплексное искусство: здесь важна и игровая механика, и сюжетная канва, и художественные детали.

Кстати, вовсе не обязательно сразу браться за шедевр цифрового искусства. Многие известные геймдизайнеры начинали с простых картонных настолок и бумажных прототипов.

Хайкинг и походы

Вместо: просмотра передач о путешествиях

Где: туристические группы, выходные с семьей или друзьями

Зачем: Неважно, сколько вы собираетесь идти — даже поход вокруг дачного озера дарит массу впечатлений. Ребенок, утомленный школьной рутиной, получает мощную стимулирующую сенсорную среду: здесь поют птицы, в лицо дует ветер, под ногами хрустят ветки. Каждый шаг должен быть осознанным — в лесу не получится идти, уставившись в смартфон.

А еще поход — это приключение, которое может сплотить любую команду: рано или поздно вы столкнетесь с препятствием, кто-то устанет идти, кому-то будет сложно карабкаться на холм, костер никак не будет разжигаться. Решение подобных задач объединяет и учит человека выдержке, взаимодействию и оптимизму. А порой — даже навыкам выживания.

Кроме того, прогулки по пересеченной местности — отличная физическая нагрузка. Отдельный бонус: заодно можно рассказать ребенку, как работать с картой и ориентироваться на местности.

Собственная гаражная распродажа

Вместо: летнего шоппинга

Где: в своем районе, в компании эко-активистов

Зачем: Можно долго рассказывать детям о пользе переработки и ответственности за окружающий мир, но совместные действия красноречивее заявят о вашей позиции. Да и ребенку гораздо веселее работать над реальным проектом, чем слушать чьи-то абстрактные рассуждения. Это возможность реально повлиять на мир, а по пути прокачать социальные и организационные навыки.

Гараж-сейл можно устроить вместе с соседями на даче или в своем городском дворе. Ребенок может собрать игрушки, в которые он уже не играет, одежду, которую он не носит, и вещи, которые просто не пригодились.

Только представьте, как приятно вынести старый мольберт или скейт, который два года стоит в углу комнаты. Здорово, если вы вместе нарисуете афиши, разместите их в группе вашего двора или расклеите на стенах. Позовите друзей, приготовьте печенье, придумайте правила обмена вещами и наслаждайтесь пользой, которую вы приносите миру.

Садоводство (но не то, что принудительное)

Вместо: заполнения летней тетради по окружающему миру

Где: на даче, во дворе, в кружках при ботанических садах и теплицах, в ящике на балконе

Зачем: Не только ботаникам нужны эксперименты с грядками. Работа с растениями здорово снимает напряжение и дарит чувство гордости за свои труды. А может, даже и вкусные плоды — в буквальном смысле слова. Все-таки это тоже серьезный проект: вырастить из семечка целое растение. Это опыт, который даст человеку ощущение широты собственных возможностей — «Я многое могу». Как ни крути, очень важная штука не только для детей, но и для взрослых.

Читайте также: