Когда увлечение Интернетом превращается в зависимость?

Обновлено: 09.05.2024

Увлечение компьютерными играми. Интернет - зависимость.

Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете.

Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.

Зачем ребенка сажать за компьютер? Почему его так трудно оторвать от компьютера? Ясно, что ребенка привлекает их новизна и беспредельность игровых возможностей. Однако возникает необходимость выделить цели и задачи использования компьютера как такового в работе с детьми. Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребенка — это, прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) техноло­гии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.

А как отражается на детской психике увлечение компьютерными играми? Смотря какими и смотря сколько времени ребенок проводит за компьютером. Игры бывают разными. Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр - как правило, пасьянсы. Могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание. Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции.

Стратегические игры предполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром - строит дома, завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото.

Задача играющего - разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия. Такие игры могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память. В основе таких игр могут лежать реальные исторические события - например, расцвет и падение римской империи, великие войны. Успешно пройдя сложные уровни игры дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в овладении компьютерным миром. Меняются отношения между детьми и их родителями, поскольку ребенок может показать сам маме и папе, как играть с компьютером, он играет роль «взрослого» и получает от этого огромное удовольствие.

Отрицательным моментом таких игр можно назвать возникающую иллюзию всевластия и опасность ухода от реальности в виртуальный иллюзорный мир.

Эксперты не исключают возможность того, что у ребенка до семи лет, проводящего за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, в подсознании может закрепиться доминанта, от которой избавиться в процессе взросления нелегко, а, попав в ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой несовершеннолетний или молодой человек может решиться на совершение преступления, в том числе "тяжкого". Усугубляет ситуацию также тот факт, что, регулярно видя на экране компьютера сцены насилия и жестокости, подросток не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Задача родителей - однозначно не допустить появления таких игр у ребенка.

То есть пристрастие к компьютеру может иметь как положительную, так и отрицательную стороны. С появлением Интернета мы получили огромные возможности к поиску информации. Люди с ограниченным кругом общения или с ограниченными возможностями да и просто в поисках единомышленников могут использовать Интернет для общения. Но вместе с этим появился термин «Интернет - зависимость»

Повсеместно наблюдается чрез­мерное увлечение компьютером в семьях. При этом родители на "ком­пьютерных детишек" не нарадуются, дети растут тихими, спокойными, но замкнутыми. И так маленький человек постепенно уходит из социума.

Близкие люди первыми осознают, что Интернет завладел разумом человека и поначалу надеются, что это вскоре пройдет само. Тем не менее, когда ничего не меняется, начинается использование аргументов против чрезмерного времени, проводимого в Интернете. К сожалению, чаще всего это приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как "У меня нет проблем," или "Я просто отдыхаю, не мешай мне," - это все является признаком установившейся зависимости. Ну и наконец, подобно алкоголикам которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями.

Наиболее разрушительной интернет - зависимость оказалась для семейных отношений, так как зависимого человека начинают появляться новые онлайн знакомые. Даже существует проблема "компьютерных вдов" - это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части - муж с компьютером "проживают" в одной комнате, жена с ребенком - в другой.

Когда специалисты говорят о компьютерной или интернет -зависимости, имеется ввиду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. По данным различных исследований, интернет - зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%.. Хотя, их гораздо больше.

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга поиска информации в сети. Сюда же относят патологическое стремление играть в сетевые игры, привязанность к онлайн - аукционам или электронным покупкам в интернете. Другая форма зависимости - общение в чатах, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Специалисты считают, что в случае долгой отлучки от компьютера и сети возникают подавленное настроение и депрессия.

В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т. д.

Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и гораздо больше.. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединится в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.

У нас в школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером.

Уже в младшем школьном возрасте дети осваивают Интернет. Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.

Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.

современных программ. Они помогут отфильтровать вредное

содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что

он делает на них.

О ВРЕДЕ ДЛЯ ПСИХИКИ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Часто можно встретить и жалобы на онемение пальцев правой руки. Появилось даже название симптома - “рука, держащая мышь” - имеется в виду компьютерная мышь. При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ БЕЗВРЕДНО ДЛЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНОК

МОЖЕТ ИГРАТЬ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ?

Исследования физиологов, гигиенистов и врачей показали, что оптимальная для детей 5—6 лет длительность игры за компьютером составляет по 5-10 минут не более двух раз в неделю, для детей 7-9 лет 10 -15 минут не более двух раз в неделю, для детей 9-11 лет 15-20 минут не более трёх раз в неделю. Лучшее время для игр с компьютером — утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Оптимальные дни недели для занятий за компьютером — вторник, среда, чет­верг, в остальные дни утомляемость детей выше. Начинайте играть в компьютерную программу всегда вместе с ребенком. Обсуждайте с ним ход выполнения заданий, возможные действия, способы решения задач. Наблюдая за ребенком, вы сможете убедиться, насколько ему подходит эта компьютерная программа, интересна ли она ему, не слишком ли сложна или, наоборот, легка и насколько он справляется с работой в дальнейшем самостоятельно.

Взаимодействие с родителем в процессе любой работы (в том числе игры на компьютере) развивается речь и мышление ребенка, а так же способствует установлению взаимопонимания и эмоциональной близости между ним и родителем, что очень важно для гармоничного развития ребенка.

Если во время работы с компьютерной программой вы наблюдаете у ребенка такие симптомы, как головокружение, дезориентация, непроизвольные движения или подергивания, следует немедленно прекратить работу с компьютером. Это может быть свидетельством сильного эмоционального воздействия содержания компьютерной программы на ребенка, особой его нервной реакции на яркий мерцающий экран, может говорить о сильной впечатлительности или иных особенностях нервной системы, темперамента и характера.

Будьте внимательны! Помните, что в период дошкольного детства психика ребенка особо чувствительна к внешним воздействиям!

При соблюдении этих элементарно-гигиенических норм и правил отрицательных влияний на зрение и нервную систему детей не обнаруживается.

И все-таки хочется закончить на оптимистичной ноте: еще Сухомлинский сказал: "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”

Компьютер является эффективным

техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, всесторонне развивать ребенка. Желаю успеха!

Сколько времени вы ежедневно проводите в Сети? А ваш ребёнок?

— 5 часов в сутки — это уже тревожный показатель, — считает Владимир Малыгин, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой психологического консультирования и психотерапии МГМСУ. — Но продолжительное застревание в Сети — не единственный повод говорить о наличии зависимости. Важно и то, что именно человек делает в Интернете. Одно дело, если это его работа, производственная необходимость, и другое — если он бесцельно, как по мусорной свалке, ползает по поисковым сайтам, удовлетворяя своё любопытство. Или играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится, занимается киберсексом, при этом отказываясь от нормального личного общения, от дружбы, любви, учёбы, карьеры. Вытеснение радостей и интересов реальной жизни — самый важный признак наличия зависимости.

Провода обрезать бесполезно

Через злоупотребление Интернетом — когда с ним забавляются, как с новой игрушкой, — проходят все. Но не все остаются в виртуальном пространстве.

В зависимости от свойств характера люди обращаются к разным ресурсам Интернета. Тот, кто вспыльчив, эмоционально неустойчив, агрессивен, скорее подсядет на различного рода «стрелялки» — игры, которые часто связывают с совершением преступлений в реальной жизни. Мы изучали поведение таких людей и обнаружили у них повышенный уровень агрессивности и тревожности. Можно предположить, что у некоторых из них игра агрессию снижает, у других, наоборот, ещё больше повышает. И хотя нельзя сказать, что деструктивные игры напрямую провоцируют преступления, в любом случае они не обучают человека нормальному поведению. Поэтому их, прежде чем допускать к продаже, необходимо подвергать психологической экспертизе, как в большинстве стран.

К многоуровневым онлайн-играм, общению в чатах чаще обращаются робкие, тревожные, погруженные в себя подростки. Им сложно решать частые в этом возрасте межличностные конфликты, а в Интернете общение спокойно, безопасно. Чаще всего за помощью обращаются родители студентов. Пока ребёнок учится в школе, возможности пользования Всемирной паутиной у него всё же ограниченны. Да и конфликты со сверстниками пока ещё не воспринимаются слишком серьёзно. Но на первом-втором курсе начинаются проблемы. С высокой долей вероятности они возникают у детей, которые рано пошли в школу, досрочно поступили в вуз. Они всегда находятся среди старших, которые их отвергают, и скрываются от обидчиков за волшебным монитором. Опасность — не в пребывании в Интернете, а в том, что зависимость от виртуального пространства вызывает задержку социального и эмоционального развития — неспособность работать и достигать результата, иметь друзей, создать семью.

Основная проблема формирования интернет-зависимости зачастую не в этих детях, а в их родителях. Ведь умение понимать людей, общаться закладывается в семье. Чувства развиваются через их переживания, через разговоры, которые ведутся дома во время ужина. Часто оказывается, что в семьях интернет-зависимых люди никогда в жизни не ели за одним столом. Никогда!

Так как же вернуть человека в реальную жизнь из виртуальной? Механические ограничения — программы по контролю доступа и даже попытки обрезать провода — не помогут. Один мой пациент — студент — просто сбежал из дома, где родители пытались его контролировать, в интернет-кафе и жил там неделю. Это довольно распространённый случай. Кроме того, я категорически против помещения таких людей в больницы или в специальные лагеря, как это делается в Китае. Временные ограничения ничего не дают, если человека не научить дружить, если не изменить его ценности. Первым делом нужно обратиться к психотерапевту — именно врачу, чтобы исключить наличие других заболеваний. Ребёнок с вами наверняка не пойдёт. Но, возможно, в этом и нет необходимости. Главное — изменить своё отношение к детям должны сами родители.

Попались в Сеть

Согласно статистике, в США от Интернета зависимы 3-5% взрослого населения. Боюсь, что это неточные данные. В Южной Корее считают, что злоупотребляют Сетью 40% школьников, а от 10 до 15% — зависимы. Примерно такие же цифры в Китае. В России эта проблема станет очень актуальной в течение ближайших 10 лет. К нам уже обращаются не только из Москвы, но и из других крупных городов. Тем временем специалистов в этой области — единицы. Поэтому в ближайшее время мы с коллегами выпустим методический материал для школьных психологов, учителей и родителей.

Сегодня значительная часть общения проходит в Интернете. И мы не знаем, какие изменения это повлечёт для будущего поколения: насколько важным будет для них живое индивидуальное общение, обмен эмоциями? Но уже очевидно, что злоупотребление виртуальной реальностью приводит к настоящей инвалидности. Мне известны молодые люди 30-35 лет, которые не могут работать, содержать и обслуживать себя. Родные кормят их с ложечки прямо возле компьютера.

Первые признаки интернет-зависимости:

• долгое нахождение в Сети,

• бесцельное её использование,

• вытеснение других интересов,

• снижение настроения, проявление агрессии при невозможности войти в Интернет.

Сулер Дж. Компьютерная и интернет-зависимость

Чрез­мер­ная увле­чен­ность Интер­не­том застав­ля­ет мно­гих людей про­во­дит все боль­ше вре­ме­ни в Сети. Пси­хо­ло­ги спо­рят: идет ли речь о появ­ле­нии еще одно­го вида зависимости?

Сре­ди спе­ци­а­ли­стов до сих пор нет един­ства в том, как сле­ду­ет назы­вать этот фено­мен. Один из воз­мож­ных вари­ан­тов - интер­нет-аддик­ция ( IAD - Internet Addiction Disorder). Одна­ко мно­гие были увле­че­ны ком­пью­те­ра­ми задол­го до того, как интер­нет вошел в их жизнь. И неко­то­рых из них интер­нет не инте­ре­су­ет вовсе.

Веро­ят­но, мож­но было бы назы­вать этот фено­мен «зави­си­мо­стью от ком­пью­те­ра». Но не нуж­но забы­вать и о такой серьез­ной про­бле­ме как при­стра­стие к видео­иг­рам, став­шей сего­дня уже вполне обы­ден­ным и чуть ли не «легаль­ным» явле­ни­ем. А как быть с теле­фо­на­ми, кото­рые так же ста­но­вят­ся при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния аддик­ции? И дале­ко не все­гда речь идет о «сек­се по теле­фо­ну». Наравне с ком­пью­те­ра­ми они явля­ют­ся тех­но­ло­ги­че­ски усо­вер­шен­ство­ван­ной фор­мой свя­зи. Их мож­но отне­сти к «ком­му­ни­ка­ции посред­ствам ком­пью­те­ров» ( CMC - computer mediated communication), опре­де­ля­ю­щей, по мне­нию иссле­до­ва­те­лей, дея­тель­ность в интер­не­те. В неда­ле­ком буду­щем ком­пью­тер, теле­фон и видео смо­гут успеш­но объ­еди­нить­ся в одно, веро­ят­но, весь­ма аддик­тив­ное существо.

Воз­мож­но, в широ­ком смыс­ле, сле­ду­ет гово­рить о «кибе­рад­дик­ции» - зави­си­мо­сти от вир­ту­аль­ной сре­ды, создан­ной бла­го­да­ря ком­пью­тер­ным тех­но­ло­ги­ям. В рам­ках этой общей кате­го­рии могут быть выде­ле­ны отлич­ные друг от дру­га типы пове­де­ния. Под­ро­сток, про­гу­ли­ва­ю­щий шко­лу, что­бы прой­ти послед­ний уро­вень люби­мой игры, будет весь­ма отли­чать­ся от домо­хо­зяй­ки сред­них лет, тра­тя­щей 500$ в месяц на чаты в AOL . Она, в свою оче­редь, будет отли­чать­ся от биз­не­сме­на, сле­дя­ще­го за коти­ров­ка­ми акций и игра­ю­ще­го на бир­же через интернет.

Одни кибер­за­ви­си­мо­сти ори­ен­ти­ро­ва­ны на игру и дух сорев­но­ва­ния, дру­гие удо­вле­тво­ря­ют соци­аль­ные потреб­но­сти или явля­ют­ся про­дол­же­ни­ем тру­до­го­лиз­ма. Но и такие раз­ли­чия носят весь­ма поверх­ност­ный характер.

Зави­си­мость от рабо­ты или видео­игр не часто ста­но­вит­ся мише­нью для газет­ных пуб­ли­ка­ций и гнев­ных реплик. Это темы вче­раш­не­го дня. Вни­ма­ние СМИ к вопро­сам кибер­про­стран­ства и интер­нет-зави­си­мо­сти - дань моде дня сего­дняш­не­го. Поми­мо про­че­го, такой инте­рес слу­жит пока­за­те­лем тре­во­ги и бес­по­кой­ства сре­ди людей, не зна­ю­щих, что собой пред­став­ля­ет интер­нет, несмот­ря на мно­го­чис­лен­ные раз­го­во­ры о нем. Незна­ние порож­да­ет страх и недоверие.

Одна­ко ино­гда чрез­мер­ное увле­че­ние ком­пью­те­ра­ми и интер­не­том дей­стви­тель­но ста­но­вит­ся при­чи­ной серьез­ных про­блем. Неспо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать пре­бы­ва­ние в вир­ту­аль­ных мирах может повлечь за собой уволь­не­ние с рабо­ты, исклю­че­ние из шко­лы или раз­вод. Все это - зако­но­мер­ные послед­ствия пато­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти в ее край­них про­яв­ле­ни­ях. Но как и в слу­чае всех про­чих зави­си­мо­стей, слож­ность заклю­ча­ет­ся в том, что­бы про­ве­сти гра­ни­цу меж­ду «нор­маль­ной» увле­чен­но­стью и «ненор­маль­ным» влечением.

Гово­ря упро­щен­но, склон­ность может быть здо­ро­вой, пато­ло­ги­че­ской или сов­ме­щать в себе оба эти поня­тия. Увле­чен­ность, пре­дан­ность делу, жела­ние отда­вать ему как мож­но боль­ше вре­ме­ни ста­но­вит­ся путем для при­об­ре­те­ния новых зна­ний, реа­ли­за­ции твор­че­ско­го потен­ци­а­ла и само­вы­ра­же­ния. Даже неко­то­рые нездо­ро­вые при­стра­стия могут вклю­чать в себя эти поло­жи­тель­ные характеристики.

Но в, по-насто­я­ще­му, пато­ло­ги­че­ских склон­но­стях рав­но­ве­сие нару­ше­но - нега­тив­ные фак­то­ры пере­ве­ши­ва­ют пози­тив­ные. В резуль­та­те теря­ет­ся спо­соб­ность нор­маль­но функ­ци­о­ни­ро­вать в реаль­ном мире. Прак­ти­че­ски все, что вы спо­соб­ны пред­ста­вить, может стать при­чи­ной пато­ло­ги­че­ской зави­си­мо­сти: лекар­ства, еда, спорт, азарт­ные игры, день­ги, секс, работа…

С точ­ки зре­ния кли­ни­че­ской пер­спек­ти­вы, пато­ло­ги­че­ские зави­си­мо­сти берут нача­ло в лич­ной жиз­ни чело­ве­ка, и явля­ют­ся отра­же­ни­ем пере­жи­тых им стрес­сов и кон­флик­тов. Они пред­став­ля­ют собой попыт­ку кон­тро­ля над депрес­си­ей и бес­по­кой­ством, и сви­де­тель­ству­ют о чув­стве неза­щи­щен­но­сти и внут­рен­ней пустоты.

На сего­дняш­ний день не суще­ству­ет пси­хо­ло­ги­че­ско­го или пси­хи­ат­ри­че­ско­го диа­гно­за «интер­нет» или «ком­пью­тер­ной» зави­си­мо­сти. В послед­нюю вер­сию «Диа­гно­сти­че­ско­го и ста­ти­сти­че­ско­го руко­вод­ства по пси­хи­че­ским рас­строй­ствам» ( DSM-IV ), уста­нав­ли­ва­ю­ще­го стан­дар­ты клас­си­фи­ка­ции типов душев­ных болез­ней, не вошла ни одна из этих кате­го­рий. Будут ли эти виды зави­си­мо­сти вклю­че­ны в руко­вод­ство, пока­жет время.

Как и во всех подоб­ных слу­ча­ях, выне­се­нию тако­го диа­гно­за долж­но пред­ше­ство­вать все­сто­рон­нее иссле­до­ва­ние. При этом необ­хо­ди­мо учи­ты­вать два основ­ных кри­те­рия: после­до­ва­тель­ный, надеж­но диа­гно­сти­ру­е­мый набор при­зна­ков, опре­де­ля­ю­щих это рас­строй­ство и суще­ство­ва­ние кор­ре­ля­ций - общие эле­мен­ты в ана­мне­зе, лич­ност­ных харак­те­ри­сти­ках и про­гно­зах на буду­щее у людей, кото­рые диа­гно­сти­ро­ва­лись подоб­ным обра­зом. До тех пор пока эти тре­бо­ва­ния не будут соблю­де­ны, поста­нов­ка диа­гно­за не может счи­тать­ся обос­но­ван­ной, и пред­став­ля­ет­ся не более чем наве­ши­ва­ни­ем ярлыков.

В насто­я­щее вре­мя пси­хо­ло­ги сосре­до­то­че­ны на пер­вом кри­те­рии, про­буя опре­де­лить сово­куп­ность симп­то­мов, состав­ля­ю­щих ком­пью­тер­ную или интернет-зависимость.

Так Ким­бер­ли Янг диа­гно­сти­ру­ет интер­нет-аддик­цию на осно­ва­нии четы­рех и более поло­жи­тель­ных отве­тов, харак­те­ри­зу­ю­щих пове­де­ние чело­ве­ка за послед­ний год. При этом она фоку­си­ру­ет вни­ма­ние на зави­си­мо­сти от интер­не­та, а не на более общей ком­пью­тер­ной зависимости:

  1. Погло­ще­ны ли вы мыс­ля­ми об интер­не­те, когда нахо­ди­тесь оффлайн?
  2. Воз­ни­ка­ет ли у вас потреб­ность про­во­дить все боль­ше вре­ме­ни в сети?
  3. В состо­я­нии ли вы кон­тро­ли­ро­вать вре­мя, про­во­ди­мое в сети?
  4. Чув­ству­е­те ли вы бес­по­кой­ство или раз­дра­же­ние при попыт­ке кон­тро­ли­ро­вать пре­бы­ва­ние в сети?
  5. Исполь­зу­е­те ли вы интер­нет для того, что­бы уйти от про­блем или изба­вить­ся от нега­тив­ных эмо­ций (чув­ства бес­по­мощ­но­сти, вины, бес­по­кой­ства или депрессии)?
  6. Лже­те ли вы дру­зьям и чле­нам семьи, о том, сколь­ко вре­ме­ни про­во­ди­те в интернете?
  7. Рис­ку­е­те ли вы поте­рять зна­чи­мые для вас отно­ше­ния, рабо­ту, обра­зо­ва­ние или карье­ру из-за исполь­зо­ва­ния интернета?
  8. Про­дол­жа­е­те ли вы выхо­дить в интер­нет, даже не смот­ря на финан­со­вые проблемы?
  9. Когда вы отклю­ча­е­тесь от интер­не­та, испы­ты­ва­е­те ли вы уси­ле­ние депрес­сии, каприз­но­сти и раздражительности?
  10. Нахо­ди­тесь ли вы в сети доль­ше, чем пер­во­на­чаль­но планировали?

В каче­стве шут­ки Иван Гол­дберг пред­ло­жил соб­ствен­ный набор симп­то­мов того, что он назвал «пато­ло­ги­че­ским исполь­зо­ва­ни­ем ком­пью­те­ра» ( PCU ). Дру­ги­ми пси­хо­ло­га­ми обсуж­да­ют­ся симп­то­мы несколь­ко отлич­ные от кри­те­ри­ев Янг и паро­дии на такие кри­те­рии Голдберга:

  • ради­каль­ное изме­не­ние обра­за жиз­ни с тем, что­бы про­во­дить боль­ше вре­ме­ни в сети;
  • общее умень­ше­ние физи­че­ской активности;
  • без­раз­ли­чие к соб­ствен­но­му здо­ро­вью как резуль­тат сете­вой активности;
  • укло­не­ние от важ­ных соци­аль­ных функ­ций из-за жела­ния про­во­дить вре­мя в сети;
  • бес­сон­ни­ца или изме­не­ние режи­ма сна в резуль­та­те сете­вой активности;
  • умень­ше­ние соци­аль­ных свя­зей, про­яв­ля­ю­ще­е­ся в поте­ре друзей;
  • пре­не­бре­же­ние к семье и друзьям;
  • отказ про­во­дить сво­бод­ное вре­мя вне сети;
  • стрем­ле­ние про­во­дить боль­ше вре­ме­ни за компьютером;
  • игно­ри­ро­ва­ние рабо­чих и лич­ных обязательств.

В спис­ке рас­сыл­ки, посвя­щен­ной кибер­пси­хо­ло­гии, Линн Роберт опи­сы­ва­ет неко­то­рые воз­мож­ные пси­хо­фи­зио­ло­ги­че­ские кор­ре­ля­ты чрез­мер­но­го исполь­зо­ва­ния интер­не­та. Одна­ко она не ста­вит знак равен­ства меж­ду эти­ми реак­ци­я­ми и пато­ло­ги­че­ской зависимостью:

  • Услов­ная реак­ция (уча­щен­ный пульс, повы­шен­ное кро­вя­ное дав­ле­ние) на модем­ное соединение
  • « Изме­нен­ное состо­я­ние созна­ния» во вре­мя дли­тель­ных пери­о­дов обще­ния в диа­де или груп­по­во­го вза­и­мо­дей­ствия (пол­ная сосре­до­то­чен­ность и кон­цен­тра­ция вни­ма­ния на экране, близ­кая к медитативному/трансовому состоянию)
  • Сно­ви­де­ния по типу скрол­лин­га (экви­ва­лент МОО - Multi-user domain, Object-Oriented)
  • Про­яв­ле­ние край­не­го раз­дра­же­ния на отвле­ка­ю­щие фак­то­ры «реаль­ной жиз­ни» в момент нахож­де­ния в киберпространстве.

В ста­тье о «зави­си­мо­сти» от гра­фи­че­ско­го МОО-чата Palace, я цити­ро­вал кри­те­рии, часто исполь­зу­е­мые пси­хо­ло­га­ми для опре­де­ле­ния любо­го вида аддик­ции. Ясно, что попыт­ки опре­де­лить ком­пью­тер­ную и интер­нет-зави­си­мость осно­ва­ны на пат­тер­нах, явля­ю­щих­ся, веро­ят­но, общи­ми для всех видов аддик­ций и рас­кры­ва­ю­щих их более глу­бо­кие и уни­вер­саль­ные причины:

  1. Явля­ет­ся ли ваше пове­де­ние при­чи­ной укло­не­ния от важ­ных дел?
  2. Ста­но­вит­ся ли ваше пове­де­ние при­чи­ной раз­ры­ва отно­ше­ний со зна­чи­мы­ми людьми?
  3. Вызы­ва­ет ли ваше пове­де­ние раз­дра­же­ние или огор­че­ние у близ­ких вам людей?
  4. Зани­ма­е­те ли вы обо­ро­ни­тель­ную пози­цию (или испы­ты­ва­е­те раз­дра­же­ние) в ответ на кри­ти­ку ваше­го поведения?
  5. Испы­ты­ва­е­те ли вы чув­ство вины или тре­во­ги из-за того, что делаете?
  6. Пыта­е­тесь ли вы дер­жать в тайне, скры­вать от окру­жа­ю­щих свое поведение?
  7. Пред­при­ни­ма­е­те ли вы без­успеш­ные попыт­ки пре­кра­тить вести себя подоб­ным образом?
  8. Если быть чест­ным самим с собой, суще­ству­ет ли какая-то скры­тая при­чи­на ваше­го поведения?

Вполне допус­каю, что вы несколь­ко оза­да­че­ны или даже сби­ты с тол­ку при­ве­ден­ны­ми здесь кри­те­ри­я­ми. Дей­стви­тель­но, в про­цес­се опре­де­ле­ния и обос­но­ва­ния новой диа­гно­сти­че­ской кате­го­рии, пси­хо­ло­ги столк­ну­лись с весь­ма непро­стой зада­чей. Но попро­бу­ем подой­ти к это­му с дру­гой сто­ро­ны, рас­смот­рев юмо­ри­сти­че­ский вари­ант опре­де­ле­ния интер­нет-зави­си­мо­сти, пред­ло­жен­ный Все­мир­ным Цен­тром Ано­ним­ных Нетоголиков.

Не смот­ря на шут­ли­вый тон, обра­ща­ет на себя вни­ма­ние соот­вет­ствие неко­то­рых пунк­тов серьез­ным диа­гно­сти­че­ским кри­те­ри­ям. В каж­дой шут­ке есть доля правды:

Десять признаков того, что вы интернет-зависимы

10. Вы про­сы­па­е­тесь в три утра, что­бы схо­дить в ван­ну и на обрат­ном пути про­ве­ря­е­те элек­трон­ную почту.

9. Вы дела­е­те себе тату­и­ров­ку: «Это тело луч­ше смот­реть в Netscape Navigator 1.1 и выше».

8. Вы назы­ва­е­те ваших детей Eudora, Mozilla и Dotcom.

7. Выклю­чая модем, вы испы­ты­ва­е­те ужа­са­ю­щее чув­ство пусто­ты, как буд­то вас толь­ко что бро­сил люби­мый человек.

6. Во вре­мя поле­та в само­ле­те вы про­во­ди­те поло­ви­ну вре­ме­ни с ноут­бу­ком на коле­нях и… ребен­ком на багаж­ной полке.

5. Вы реша­е­те остать­ся в кол­ле­дже еще на год дру­гой из-за бес­плат­но­го досту­па в интернет.

4. Вы сме­е­тесь над людь­ми с моде­ма­ми 2400-бод.

3. Вы начи­на­е­те исполь­зо­вать «смай­ли­ки» в обыч­ной почте.

2. Послед­ний чело­век, с кото­рым вы позна­ко­ми­лись, был в jpg-формате.

1. У вас сло­мал­ся ком­пью­тер. Вы не выхо­ди­ли в интер­нет уже в тече­ние двух часов. Вы начи­на­е­те нерв­ни­чать. Вы бере­те теле­фон и наби­ра­е­те номер про­вай­де­ра вруч­ную. Вы жуж­жи­те, изоб­ра­жая модем. Вам уда­ет­ся под­клю­чить­ся к сети!

Суще­ству­ет интри­гу­ю­щая эпи­сте­мо­ло­ги­че­ская дилем­ма, каса­ю­ща­я­ся самих иссле­до­ва­те­лей кибе­рад­дик­ции. Зави­си­мы ли они? Если они дей­стви­тель­но чрез­мер­но увле­че­ны ком­пью­те­ра­ми, дела­ет ли их это менее объ­ек­тив­ны­ми, а их выво­ды менее точ­ны­ми? Или их вовле­чен­ность дает им цен­ное пони­ма­ние вклю­чен­но­го наблюдателя?
На эти вопро­сы нет про­сто­го ответа.

Принцип интеграции: объединение миров

В резуль­та­те всей моей рабо­ты в сети, я при­шел к сле­ду­ю­ще­му заключению:

Когда ваша реаль­ная жизнь отде­ле­на от жиз­ни в кибер­про­стран­стве - это про­бле­ма. Пра­виль­нее, когда обе эти жиз­ни объ­еди­не­ны и состав­ля­ют еди­ное целое.

« Зави­си­мость» от интер­не­та или пато­ло­ги­че­ские про­яв­ле­ния в кибер­про­стран­стве воз­мож­ны в том слу­чае, когда реаль­ная жизнь изо­ли­ро­ва­на от вир­ту­аль­ной. Сете­вые дей­ствия чело­ве­ка ста­но­вят­ся миром в себе, тща­тель­но обе­ре­га­е­мой заме­ной реаль­но­сти или бег­ством от нее. Кибер­про­стран­ство пре­вра­ща­ет­ся в едва ли не отдель­ную часть созна­ния - закры­тую интра­пси­хи­че­скую зону, где отыг­ры­ва­ют­ся подав­ля­е­мые фан­та­зии и кон­флик­ты. При этом ощу­ще­ние реаль­но­сти теря­ет­ся. Устра­не­ние тако­го раз­об­ще­ния явля­ет­ся явным или скры­тым ком­по­нен­том мно­гих мето­дов помо­щи интернет-зависимым.

С дру­гой сто­ро­ны, пози­тив­ное исполь­зо­ва­ние интер­не­та под­ра­зу­ме­ва­ет инте­гра­цию реаль­но­го и вир­ту­аль­но­го миров. Вы рас­ска­зы­ва­е­те о вашей сете­вой жиз­ни семье и дру­зьям. Вы при­но­си­те вашу инди­ви­ду­аль­ность, инте­ре­сы и навы­ки в сете­вое сооб­ще­ство. Вы созва­ни­ва­е­тесь и встре­ча­е­тесь в реаль­ной жиз­ни с людь­ми, с кото­ры­ми позна­ко­ми­лись в интер­не­те. Но это рабо­та­ет и в обрат­ном направ­ле­нии: вы пере­пи­сы­ва­е­тесь по элек­трон­ной почте или обща­е­тесь в чатах с людь­ми, кото­рых зна­е­те в реаль­ной жизни.

« Вклю­че­ние в реаль­ную жизнь» - важ­ная состав­ля­ю­щая помо­щи людям, зави­си­мым от кибер­про­стран­ства. Кро­ме того, это мощ­ный инстру­мент при рабо­те с деви­ант­ным пове­де­ни­ем. Как кор­рек­ти­ро­вать деструк­тив­ное пове­де­ние под­рост­ка, скры­ва­ю­ще­го­ся за сете­вой ано­ним­но­стью? Назвать его реаль­ным име­нем, узнать о его инте­ре­сах в реаль­ной жиз­ни и пого­во­рить об этом. Если это не помо­га­ет, свя­зать­ся с его родителями.

Теперь поз­воль­те мне сно­ва вер­нуть­ся к исход­но­му тези­су: «Когда реаль­ная жизнь отде­ле­на от вир­ту­аль­ной - это про­бле­ма». Кра­со­та это­го тези­са, как мне кажет­ся в том, что он при­ме­ним и для зер­каль­но отра­жен­но­го сце­на­рия. Неко­то­рые кри­ти­ку­ют интер­нет, не пони­мая и не при­ни­мая его. Это тоже раз­де­ле­ние, неспо­соб­ность и неже­ла­ние осу­ществ­лять инте­гра­цию. И это тоже проблема.

Источ­ник: Suler, J. (1999). Computer and Cyberspace Addiction (orig. pub. 1996), (Aug 96, Revised Aug 98, March 99 (v1.8)) / Пер.: Щепи­ли­на Е.А.

Об авторе

Джон Р. Сулер (John Suler, Ph.D.) — про­фес­сор пси­хо­ло­гии в Rider University (Department of Psychology Science and Technology Center). При­знан­ный экс­перт в обла­сти кибер­пси­хо­ло­гии, одним из осно­во­по­лож­ни­ков кото­рой он, по пра­ву, счи­та­ет­ся. Кро­ме того, зани­ма­ет­ся вопро­са­ми восточ­ной фило­со­фии, пси­хо­ло­гии фото­гра­фии, пси­хо­те­ра­пии и творчества.

Читайте также: