Когда увлечение Интернетом превращается в зависимость?
Обновлено: 09.05.2024
Увлечение компьютерными играми. Интернет - зависимость.
Сегодняшние темпы компьютеризации превышают темпы развития всех других отраслей. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится сегодня ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек начинает взаимодействовать с компьютером постоянно - на работе, дома, в машине и даже в самолете.
Вместе с появлением компьютеров появились компьютерные игры, которые сразу же нашли массу поклонников. С совершенствованием компьютеров совершенствовались и игры, привлекая все больше и больше людей. На сегодняшний день компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением.
Зачем ребенка сажать за компьютер? Почему его так трудно оторвать от компьютера? Ясно, что ребенка привлекает их новизна и беспредельность игровых возможностей. Однако возникает необходимость выделить цели и задачи использования компьютера как такового в работе с детьми. Основная, образовательная цель введения компьютера в мир ребенка — это, прежде всего формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко применяющем компьютерные (информационные) технологии в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении.
А как отражается на детской психике увлечение компьютерными играми? Смотря какими и смотря сколько времени ребенок проводит за компьютером. Игры бывают разными. Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр - как правило, пасьянсы. Могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание. Из этой же серии игры-головоломки, игры на быстроту реакции.
Стратегические игры предполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром - строит дома, завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото.
Задача играющего - разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия. Такие игры могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память. В основе таких игр могут лежать реальные исторические события - например, расцвет и падение римской империи, великие войны. Успешно пройдя сложные уровни игры дети чувствуют большую уверенность в себе. Робкие и малообщительные начинают активно делиться своими впечатлениями, достижениями в овладении компьютерным миром. Меняются отношения между детьми и их родителями, поскольку ребенок может показать сам маме и папе, как играть с компьютером, он играет роль «взрослого» и получает от этого огромное удовольствие.
Отрицательным моментом таких игр можно назвать возникающую иллюзию всевластия и опасность ухода от реальности в виртуальный иллюзорный мир.
Эксперты не исключают возможность того, что у ребенка до семи лет, проводящего за компьютерными играми более часа в день, стреляя и убивая, в подсознании может закрепиться доминанта, от которой избавиться в процессе взросления нелегко, а, попав в ситуацию, сходную с компьютерной игрой, такой несовершеннолетний или молодой человек может решиться на совершение преступления, в том числе "тяжкого". Усугубляет ситуацию также тот факт, что, регулярно видя на экране компьютера сцены насилия и жестокости, подросток не только перестает ужасаться при виде кошмаров, но и теряет способность сопереживать чужим страданиям. Задача родителей - однозначно не допустить появления таких игр у ребенка.
То есть пристрастие к компьютеру может иметь как положительную, так и отрицательную стороны. С появлением Интернета мы получили огромные возможности к поиску информации. Люди с ограниченным кругом общения или с ограниченными возможностями да и просто в поисках единомышленников могут использовать Интернет для общения. Но вместе с этим появился термин «Интернет - зависимость»
Повсеместно наблюдается чрезмерное увлечение компьютером в семьях. При этом родители на "компьютерных детишек" не нарадуются, дети растут тихими, спокойными, но замкнутыми. И так маленький человек постепенно уходит из социума.
Близкие люди первыми осознают, что Интернет завладел разумом человека и поначалу надеются, что это вскоре пройдет само. Тем не менее, когда ничего не меняется, начинается использование аргументов против чрезмерного времени, проводимого в Интернете. К сожалению, чаще всего это приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить использование Интернета. Например, следуют такие стандартные фразы, как "У меня нет проблем," или "Я просто отдыхаю, не мешай мне," - это все является признаком установившейся зависимости. Ну и наконец, подобно алкоголикам которые скрывают свою потребность в алкоголе, люди начинают лгать о количестве времени, проведенном в Интернет. Все это рано или поздно подрывает близкие отношения в семье или между друзьями.
Наиболее разрушительной интернет - зависимость оказалась для семейных отношений, так как зависимого человека начинают появляться новые онлайн знакомые. Даже существует проблема "компьютерных вдов" - это жены людей, увлеченных компьютером. Бывает, что семья распадается на две части - муж с компьютером "проживают" в одной комнате, жена с ребенком - в другой.
Когда специалисты говорят о компьютерной или интернет -зависимости, имеется ввиду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день. По данным различных исследований, интернет - зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%.. Хотя, их гораздо больше.
Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и непреодолимая тяга поиска информации в сети. Сюда же относят патологическое стремление играть в сетевые игры, привязанность к онлайн - аукционам или электронным покупкам в интернете. Другая форма зависимости - общение в чатах, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Специалисты считают, что в случае долгой отлучки от компьютера и сети возникают подавленное настроение и депрессия.
В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т. д.
Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и "получают дозу" - кто 20 минут, кто час, а кто и гораздо больше.. Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединится в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ - работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.
У нас в школах уже идет тотальная информатизация, но в семьях еще не сформировалась культура дозированного общения с компьютером.
Уже в младшем школьном возрасте дети осваивают Интернет. Интернет может быть прекрасным местом как для обучения, так и для отдыха и общения с друзьями. Но, как и весь реальный мир, Сеть тоже может быть опасна. Перед тем как разрешить детям выходить в Интернет самостоятельно, следует установить ряд правил, c которыми должен согласиться и ваш ребенок.
Если вы не уверены, с чего начать, вот несколько рекомендаций, как сделать посещение Интернета для детей полностью безопасным.
современных программ. Они помогут отфильтровать вредное
содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и что
он делает на них.
О ВРЕДЕ ДЛЯ ПСИХИКИ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА
Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Статичная искривленная поза и мерцание экрана быстро наносят ущерб. Часто можно встретить и жалобы на онемение пальцев правой руки. Появилось даже название симптома - “рука, держащая мышь” - имеется в виду компьютерная мышь. При работе за компьютером руки бывают постоянно согнуты в локтях, кисти в напряжении висят над клавиатурой. Когда кисть долго неподвижна и напряжена, кровообращение в ней застаивается и снабжение тканей кислородом замедляется. Происходит отек, сжимается нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ БЕЗВРЕДНО ДЛЯ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНОК
МОЖЕТ ИГРАТЬ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ ?
Исследования физиологов, гигиенистов и врачей показали, что оптимальная для детей 5—6 лет длительность игры за компьютером составляет по 5-10 минут не более двух раз в неделю, для детей 7-9 лет 10 -15 минут не более двух раз в неделю, для детей 9-11 лет 15-20 минут не более трёх раз в неделю. Лучшее время для игр с компьютером — утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Оптимальные дни недели для занятий за компьютером — вторник, среда, четверг, в остальные дни утомляемость детей выше. Начинайте играть в компьютерную программу всегда вместе с ребенком. Обсуждайте с ним ход выполнения заданий, возможные действия, способы решения задач. Наблюдая за ребенком, вы сможете убедиться, насколько ему подходит эта компьютерная программа, интересна ли она ему, не слишком ли сложна или, наоборот, легка и насколько он справляется с работой в дальнейшем самостоятельно.
Взаимодействие с родителем в процессе любой работы (в том числе игры на компьютере) развивается речь и мышление ребенка, а так же способствует установлению взаимопонимания и эмоциональной близости между ним и родителем, что очень важно для гармоничного развития ребенка.
Если во время работы с компьютерной программой вы наблюдаете у ребенка такие симптомы, как головокружение, дезориентация, непроизвольные движения или подергивания, следует немедленно прекратить работу с компьютером. Это может быть свидетельством сильного эмоционального воздействия содержания компьютерной программы на ребенка, особой его нервной реакции на яркий мерцающий экран, может говорить о сильной впечатлительности или иных особенностях нервной системы, темперамента и характера.
Будьте внимательны! Помните, что в период дошкольного детства психика ребенка особо чувствительна к внешним воздействиям!
При соблюдении этих элементарно-гигиенических норм и правил отрицательных влияний на зрение и нервную систему детей не обнаруживается.
И все-таки хочется закончить на оптимистичной ноте: еще Сухомлинский сказал: "Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.”
Компьютер является эффективным
техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитание и обучение, всесторонне развивать ребенка. Желаю успеха!
Сколько времени вы ежедневно проводите в Сети? А ваш ребёнок?
— 5 часов в сутки — это уже тревожный показатель, — считает Владимир Малыгин, доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой психологического консультирования и психотерапии МГМСУ. — Но продолжительное застревание в Сети — не единственный повод говорить о наличии зависимости. Важно и то, что именно человек делает в Интернете. Одно дело, если это его работа, производственная необходимость, и другое — если он бесцельно, как по мусорной свалке, ползает по поисковым сайтам, удовлетворяя своё любопытство. Или играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится, занимается киберсексом, при этом отказываясь от нормального личного общения, от дружбы, любви, учёбы, карьеры. Вытеснение радостей и интересов реальной жизни — самый важный признак наличия зависимости.
Провода обрезать бесполезно
Через злоупотребление Интернетом — когда с ним забавляются, как с новой игрушкой, — проходят все. Но не все остаются в виртуальном пространстве.
В зависимости от свойств характера люди обращаются к разным ресурсам Интернета. Тот, кто вспыльчив, эмоционально неустойчив, агрессивен, скорее подсядет на различного рода «стрелялки» — игры, которые часто связывают с совершением преступлений в реальной жизни. Мы изучали поведение таких людей и обнаружили у них повышенный уровень агрессивности и тревожности. Можно предположить, что у некоторых из них игра агрессию снижает, у других, наоборот, ещё больше повышает. И хотя нельзя сказать, что деструктивные игры напрямую провоцируют преступления, в любом случае они не обучают человека нормальному поведению. Поэтому их, прежде чем допускать к продаже, необходимо подвергать психологической экспертизе, как в большинстве стран.
К многоуровневым онлайн-играм, общению в чатах чаще обращаются робкие, тревожные, погруженные в себя подростки. Им сложно решать частые в этом возрасте межличностные конфликты, а в Интернете общение спокойно, безопасно. Чаще всего за помощью обращаются родители студентов. Пока ребёнок учится в школе, возможности пользования Всемирной паутиной у него всё же ограниченны. Да и конфликты со сверстниками пока ещё не воспринимаются слишком серьёзно. Но на первом-втором курсе начинаются проблемы. С высокой долей вероятности они возникают у детей, которые рано пошли в школу, досрочно поступили в вуз. Они всегда находятся среди старших, которые их отвергают, и скрываются от обидчиков за волшебным монитором. Опасность — не в пребывании в Интернете, а в том, что зависимость от виртуального пространства вызывает задержку социального и эмоционального развития — неспособность работать и достигать результата, иметь друзей, создать семью.
Основная проблема формирования интернет-зависимости зачастую не в этих детях, а в их родителях. Ведь умение понимать людей, общаться закладывается в семье. Чувства развиваются через их переживания, через разговоры, которые ведутся дома во время ужина. Часто оказывается, что в семьях интернет-зависимых люди никогда в жизни не ели за одним столом. Никогда!
Так как же вернуть человека в реальную жизнь из виртуальной? Механические ограничения — программы по контролю доступа и даже попытки обрезать провода — не помогут. Один мой пациент — студент — просто сбежал из дома, где родители пытались его контролировать, в интернет-кафе и жил там неделю. Это довольно распространённый случай. Кроме того, я категорически против помещения таких людей в больницы или в специальные лагеря, как это делается в Китае. Временные ограничения ничего не дают, если человека не научить дружить, если не изменить его ценности. Первым делом нужно обратиться к психотерапевту — именно врачу, чтобы исключить наличие других заболеваний. Ребёнок с вами наверняка не пойдёт. Но, возможно, в этом и нет необходимости. Главное — изменить своё отношение к детям должны сами родители.
Попались в Сеть
Согласно статистике, в США от Интернета зависимы 3-5% взрослого населения. Боюсь, что это неточные данные. В Южной Корее считают, что злоупотребляют Сетью 40% школьников, а от 10 до 15% — зависимы. Примерно такие же цифры в Китае. В России эта проблема станет очень актуальной в течение ближайших 10 лет. К нам уже обращаются не только из Москвы, но и из других крупных городов. Тем временем специалистов в этой области — единицы. Поэтому в ближайшее время мы с коллегами выпустим методический материал для школьных психологов, учителей и родителей.
Сегодня значительная часть общения проходит в Интернете. И мы не знаем, какие изменения это повлечёт для будущего поколения: насколько важным будет для них живое индивидуальное общение, обмен эмоциями? Но уже очевидно, что злоупотребление виртуальной реальностью приводит к настоящей инвалидности. Мне известны молодые люди 30-35 лет, которые не могут работать, содержать и обслуживать себя. Родные кормят их с ложечки прямо возле компьютера.
Первые признаки интернет-зависимости:
• долгое нахождение в Сети,
• бесцельное её использование,
• вытеснение других интересов,
• снижение настроения, проявление агрессии при невозможности войти в Интернет.
Чрезмерная увлеченность Интернетом заставляет многих людей проводит все больше времени в Сети. Психологи спорят: идет ли речь о появлении еще одного вида зависимости?
Среди специалистов до сих пор нет единства в том, как следует называть этот феномен. Один из возможных вариантов - интернет-аддикция ( IAD - Internet Addiction Disorder). Однако многие были увлечены компьютерами задолго до того, как интернет вошел в их жизнь. И некоторых из них интернет не интересует вовсе.
Вероятно, можно было бы называть этот феномен «зависимостью от компьютера». Но не нужно забывать и о такой серьезной проблеме как пристрастие к видеоиграм, ставшей сегодня уже вполне обыденным и чуть ли не «легальным» явлением. А как быть с телефонами, которые так же становятся причиной возникновения аддикции? И далеко не всегда речь идет о «сексе по телефону». Наравне с компьютерами они являются технологически усовершенствованной формой связи. Их можно отнести к «коммуникации посредствам компьютеров» ( CMC - computer mediated communication), определяющей, по мнению исследователей, деятельность в интернете. В недалеком будущем компьютер, телефон и видео смогут успешно объединиться в одно, вероятно, весьма аддиктивное существо.
Возможно, в широком смысле, следует говорить о «кибераддикции» - зависимости от виртуальной среды, созданной благодаря компьютерным технологиям. В рамках этой общей категории могут быть выделены отличные друг от друга типы поведения. Подросток, прогуливающий школу, чтобы пройти последний уровень любимой игры, будет весьма отличаться от домохозяйки средних лет, тратящей 500$ в месяц на чаты в AOL . Она, в свою очередь, будет отличаться от бизнесмена, следящего за котировками акций и играющего на бирже через интернет.
Одни киберзависимости ориентированы на игру и дух соревнования, другие удовлетворяют социальные потребности или являются продолжением трудоголизма. Но и такие различия носят весьма поверхностный характер.
Зависимость от работы или видеоигр не часто становится мишенью для газетных публикаций и гневных реплик. Это темы вчерашнего дня. Внимание СМИ к вопросам киберпространства и интернет-зависимости - дань моде дня сегодняшнего. Помимо прочего, такой интерес служит показателем тревоги и беспокойства среди людей, не знающих, что собой представляет интернет, несмотря на многочисленные разговоры о нем. Незнание порождает страх и недоверие.
Однако иногда чрезмерное увлечение компьютерами и интернетом действительно становится причиной серьезных проблем. Неспособность контролировать пребывание в виртуальных мирах может повлечь за собой увольнение с работы, исключение из школы или развод. Все это - закономерные последствия патологической зависимости в ее крайних проявлениях. Но как и в случае всех прочих зависимостей, сложность заключается в том, чтобы провести границу между «нормальной» увлеченностью и «ненормальным» влечением.
Говоря упрощенно, склонность может быть здоровой, патологической или совмещать в себе оба эти понятия. Увлеченность, преданность делу, желание отдавать ему как можно больше времени становится путем для приобретения новых знаний, реализации творческого потенциала и самовыражения. Даже некоторые нездоровые пристрастия могут включать в себя эти положительные характеристики.
Но в, по-настоящему, патологических склонностях равновесие нарушено - негативные факторы перевешивают позитивные. В результате теряется способность нормально функционировать в реальном мире. Практически все, что вы способны представить, может стать причиной патологической зависимости: лекарства, еда, спорт, азартные игры, деньги, секс, работа…
С точки зрения клинической перспективы, патологические зависимости берут начало в личной жизни человека, и являются отражением пережитых им стрессов и конфликтов. Они представляют собой попытку контроля над депрессией и беспокойством, и свидетельствуют о чувстве незащищенности и внутренней пустоты.
На сегодняшний день не существует психологического или психиатрического диагноза «интернет» или «компьютерной» зависимости. В последнюю версию «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам» ( DSM-IV ), устанавливающего стандарты классификации типов душевных болезней, не вошла ни одна из этих категорий. Будут ли эти виды зависимости включены в руководство, покажет время.
Как и во всех подобных случаях, вынесению такого диагноза должно предшествовать всестороннее исследование. При этом необходимо учитывать два основных критерия: последовательный, надежно диагностируемый набор признаков, определяющих это расстройство и существование корреляций - общие элементы в анамнезе, личностных характеристиках и прогнозах на будущее у людей, которые диагностировались подобным образом. До тех пор пока эти требования не будут соблюдены, постановка диагноза не может считаться обоснованной, и представляется не более чем навешиванием ярлыков.
В настоящее время психологи сосредоточены на первом критерии, пробуя определить совокупность симптомов, составляющих компьютерную или интернет-зависимость.
Так Кимберли Янг диагностирует интернет-аддикцию на основании четырех и более положительных ответов, характеризующих поведение человека за последний год. При этом она фокусирует внимание на зависимости от интернета, а не на более общей компьютерной зависимости:
- Поглощены ли вы мыслями об интернете, когда находитесь оффлайн?
- Возникает ли у вас потребность проводить все больше времени в сети?
- В состоянии ли вы контролировать время, проводимое в сети?
- Чувствуете ли вы беспокойство или раздражение при попытке контролировать пребывание в сети?
- Используете ли вы интернет для того, чтобы уйти от проблем или избавиться от негативных эмоций (чувства беспомощности, вины, беспокойства или депрессии)?
- Лжете ли вы друзьям и членам семьи, о том, сколько времени проводите в интернете?
- Рискуете ли вы потерять значимые для вас отношения, работу, образование или карьеру из-за использования интернета?
- Продолжаете ли вы выходить в интернет, даже не смотря на финансовые проблемы?
- Когда вы отключаетесь от интернета, испытываете ли вы усиление депрессии, капризности и раздражительности?
- Находитесь ли вы в сети дольше, чем первоначально планировали?
В качестве шутки Иван Голдберг предложил собственный набор симптомов того, что он назвал «патологическим использованием компьютера» ( PCU ). Другими психологами обсуждаются симптомы несколько отличные от критериев Янг и пародии на такие критерии Голдберга:
- радикальное изменение образа жизни с тем, чтобы проводить больше времени в сети;
- общее уменьшение физической активности;
- безразличие к собственному здоровью как результат сетевой активности;
- уклонение от важных социальных функций из-за желания проводить время в сети;
- бессонница или изменение режима сна в результате сетевой активности;
- уменьшение социальных связей, проявляющееся в потере друзей;
- пренебрежение к семье и друзьям;
- отказ проводить свободное время вне сети;
- стремление проводить больше времени за компьютером;
- игнорирование рабочих и личных обязательств.
В списке рассылки, посвященной киберпсихологии, Линн Роберт описывает некоторые возможные психофизиологические корреляты чрезмерного использования интернета. Однако она не ставит знак равенства между этими реакциями и патологической зависимостью:
- Условная реакция (учащенный пульс, повышенное кровяное давление) на модемное соединение
- « Измененное состояние сознания» во время длительных периодов общения в диаде или группового взаимодействия (полная сосредоточенность и концентрация внимания на экране, близкая к медитативному/трансовому состоянию)
- Сновидения по типу скроллинга (эквивалент МОО - Multi-user domain, Object-Oriented)
- Проявление крайнего раздражения на отвлекающие факторы «реальной жизни» в момент нахождения в киберпространстве.
В статье о «зависимости» от графического МОО-чата Palace, я цитировал критерии, часто используемые психологами для определения любого вида аддикции. Ясно, что попытки определить компьютерную и интернет-зависимость основаны на паттернах, являющихся, вероятно, общими для всех видов аддикций и раскрывающих их более глубокие и универсальные причины:
- Является ли ваше поведение причиной уклонения от важных дел?
- Становится ли ваше поведение причиной разрыва отношений со значимыми людьми?
- Вызывает ли ваше поведение раздражение или огорчение у близких вам людей?
- Занимаете ли вы оборонительную позицию (или испытываете раздражение) в ответ на критику вашего поведения?
- Испытываете ли вы чувство вины или тревоги из-за того, что делаете?
- Пытаетесь ли вы держать в тайне, скрывать от окружающих свое поведение?
- Предпринимаете ли вы безуспешные попытки прекратить вести себя подобным образом?
- Если быть честным самим с собой, существует ли какая-то скрытая причина вашего поведения?
Вполне допускаю, что вы несколько озадачены или даже сбиты с толку приведенными здесь критериями. Действительно, в процессе определения и обоснования новой диагностической категории, психологи столкнулись с весьма непростой задачей. Но попробуем подойти к этому с другой стороны, рассмотрев юмористический вариант определения интернет-зависимости, предложенный Всемирным Центром Анонимных Нетоголиков.
Не смотря на шутливый тон, обращает на себя внимание соответствие некоторых пунктов серьезным диагностическим критериям. В каждой шутке есть доля правды:
Десять признаков того, что вы интернет-зависимы
10. Вы просыпаетесь в три утра, чтобы сходить в ванну и на обратном пути проверяете электронную почту.
9. Вы делаете себе татуировку: «Это тело лучше смотреть в Netscape Navigator 1.1 и выше».
8. Вы называете ваших детей Eudora, Mozilla и Dotcom.
7. Выключая модем, вы испытываете ужасающее чувство пустоты, как будто вас только что бросил любимый человек.
6. Во время полета в самолете вы проводите половину времени с ноутбуком на коленях и… ребенком на багажной полке.
5. Вы решаете остаться в колледже еще на год другой из-за бесплатного доступа в интернет.
4. Вы смеетесь над людьми с модемами 2400-бод.
3. Вы начинаете использовать «смайлики» в обычной почте.
2. Последний человек, с которым вы познакомились, был в jpg-формате.
1. У вас сломался компьютер. Вы не выходили в интернет уже в течение двух часов. Вы начинаете нервничать. Вы берете телефон и набираете номер провайдера вручную. Вы жужжите, изображая модем. Вам удается подключиться к сети!
Существует интригующая эпистемологическая дилемма, касающаяся самих исследователей кибераддикции. Зависимы ли они? Если они действительно чрезмерно увлечены компьютерами, делает ли их это менее объективными, а их выводы менее точными? Или их вовлеченность дает им ценное понимание включенного наблюдателя?
На эти вопросы нет простого ответа.
Принцип интеграции: объединение миров
В результате всей моей работы в сети, я пришел к следующему заключению:
Когда ваша реальная жизнь отделена от жизни в киберпространстве - это проблема. Правильнее, когда обе эти жизни объединены и составляют единое целое.
« Зависимость» от интернета или патологические проявления в киберпространстве возможны в том случае, когда реальная жизнь изолирована от виртуальной. Сетевые действия человека становятся миром в себе, тщательно оберегаемой заменой реальности или бегством от нее. Киберпространство превращается в едва ли не отдельную часть сознания - закрытую интрапсихическую зону, где отыгрываются подавляемые фантазии и конфликты. При этом ощущение реальности теряется. Устранение такого разобщения является явным или скрытым компонентом многих методов помощи интернет-зависимым.
С другой стороны, позитивное использование интернета подразумевает интеграцию реального и виртуального миров. Вы рассказываете о вашей сетевой жизни семье и друзьям. Вы приносите вашу индивидуальность, интересы и навыки в сетевое сообщество. Вы созваниваетесь и встречаетесь в реальной жизни с людьми, с которыми познакомились в интернете. Но это работает и в обратном направлении: вы переписываетесь по электронной почте или общаетесь в чатах с людьми, которых знаете в реальной жизни.
« Включение в реальную жизнь» - важная составляющая помощи людям, зависимым от киберпространства. Кроме того, это мощный инструмент при работе с девиантным поведением. Как корректировать деструктивное поведение подростка, скрывающегося за сетевой анонимностью? Назвать его реальным именем, узнать о его интересах в реальной жизни и поговорить об этом. Если это не помогает, связаться с его родителями.
Теперь позвольте мне снова вернуться к исходному тезису: «Когда реальная жизнь отделена от виртуальной - это проблема». Красота этого тезиса, как мне кажется в том, что он применим и для зеркально отраженного сценария. Некоторые критикуют интернет, не понимая и не принимая его. Это тоже разделение, неспособность и нежелание осуществлять интеграцию. И это тоже проблема.
Источник: Suler, J. (1999). Computer and Cyberspace Addiction (orig. pub. 1996), (Aug 96, Revised Aug 98, March 99 (v1.8)) / Пер.: Щепилина Е.А.
Об авторе
Джон Р. Сулер (John Suler, Ph.D.) — профессор психологии в Rider University (Department of Psychology Science and Technology Center). Признанный эксперт в области киберпсихологии, одним из основоположников которой он, по праву, считается. Кроме того, занимается вопросами восточной философии, психологии фотографии, психотерапии и творчества.
Читайте также: