Марина Степнова. Быть первым - тяжело, перестать быть первым - еще тяжелей

Обновлено: 18.05.2024

Марина Степнова стала автором Тотального диктанта — 2022

8 сентября, в Международный день грамотности, стало известно имя автора текста Тотального диктанта 2022 года: им стала современная российская писательница Марина Степнова.

Новый сезон всемирного просветительского проекта «Тотальный диктант» начался с онлайн-марафона «Русский язык: прошлое, настоящее, будущее», который провели директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец и председатель Филологического совета акции Владимир Пахомов. Это второй совместный марафон с компанией «Яндекс», который был проведен на площадке Российского союза молодежи.

В рамках онлайн-марафона прошло несколько лекций. Руководитель группы исследований Яндекса Максим Матющенко рассказал, как данные Яндекса помогают исследовать русский язык; из лекции Анны Пестовой, младшего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, одного из составителей «Академического толкового словаря русского языка» и «Толкового словаря русской разговорной речи», зрители узнали, как отличить толковый словарь от бестолкового. Д. ф. н., профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Лариса Селезнева рассказала, как избежать распространенных ошибок в коммуникации.

Гостями прямого эфира стали известные российские лингвисты: директор Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН д. ф. н. Федор Успенский, директор Института лингвистики РГГУ к. ф. н. Игорь Исаев, заведующий сектором теоретической семантики ИРЯ РАН, ученый Яндекса к. ф. н. Борис Иомдин, писатель, лингвист Мария Бурас. Литературный критик Галина Юзефович в прямом эфире марафона провела открытое интервью с Мариной Степновой.

О выборе автора рассказала директор фонда «Тотальный диктант» Ольга Ребковец:

«Марина Степнова, безусловно, яркая фигура современной российской литературы, выход каждой ее книги — это событие. Марина Львовна была не раз номинирована на крупные литературные премии, а ее произведения переведены почти на три десятка языков. Приглашая писателей подготовить текст для Тотального диктанта, мы преследуем одну глобальную цель — познакомить самую широкую аудиторию с хорошей современной русской литературой. Авторы Тотального диктанта становятся одними из самых упоминаемых писателей, растет внимание к их произведениям, сотни тысяч людей пишут их тексты под диктовку. Мы по опыту знаем, что никого тексты диктанта не оставляют равнодушными. Уверена, что многочисленным участникам акции текст Марины Степновой не только поможет проверить свою грамотность, но и доставит эстетическое удовольствие».

Главной интригой марафона стало появление автора: впервые за много лет организаторы отошли от традиции объявления автора в рамках пресс-конференции, которая обычно проходила в конце октября — в ноябре. В этом году имя автора стало известно раньше: текст Тотального диктанта 2022 года готовит писательница, переводчик, сценарист, лауреат премий «Большая книга», «Национальный бестселлер», «Русский букер» и «Ясная поляна» Марина Степнова.

«Конечно, я знала о Тотальном диктанте, но почему-то никогда даже не допускала мысли, что могу быть автором текста, который однажды напишут сотни тысяч человек: мне всегда казалось, что туда приглашают исключительно небожителей. Поэтому, когда мне написала Ольга, время на раздумье я не брала: приняла приглашение молниеносно и с большим восторгом.

Я сразу знала, что история будет происходить в XIX веке, потому что никак не выберусь из него после последней книжки. А потом я очень кстати поехала в Воронеж, на Платоновский фестиваль, влюбилась в город с первого взгляда, и так определилось ещё и место. С идеей пришлось помучиться, но, как обычно, на помощь пришла любовь: участники напишут текст о жизни мальчика-подростка, который живёт в Воронеже конца XIX века и готовится к встрече с первой любовью.

Честно говоря, это непростой текст, довольно плотно написанный. Я старалась не мучить никого слишком устаревшей лексикой, тем не менее, участникам диктанта не помешают хотя бы самые общие представления о том, как и чем жил российский губернский город конца XIX века», ― рассказала об истории создания текста Марина Степнова.

«Это очень красивый текст, который погружает нас в атмосферу провинциального города конца позапрошлого века. Да, в нем, как уже отметила Марина Львовна, встретится ряд слов, отражающих реалии тех лет. Но хочу сразу успокоить наших участников: самые сложные и интересные случаи мы, как всегда, выведем на экран во время диктанта, вспомним, как пишутся и что означают эти слова. Как обычно, перед диктантом в наших соцсетях будут опубликованы «12 слов Тотального». Всё это поможет участникам лучше подготовиться к диктанту. Если говорить о правилах, которые встретятся в тексте, то стоит повторить, как пишутся сочетания с приложением, а также вспомнить правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий. И, конечно, приглашаю всех на онлайн- и офлайн-курсы подготовки к диктанту, которые помогут подготовиться к акции наиболее успешно» , — продолжил председатель Филологического совета Тотального диктанта Владимир Пахомов.

Напомним, что диктант пройдет 9 апреля 2022 года по всему миру.

Справка о Тотальном диктанте. Тотальный диктант — ежегодная культурно-просветительская акция, направленная на формирование интереса к изучению русского языка и повышение уровня грамотности носителей языка и изучающих русский язык как иностранный и неродной. Акция проводится для всех желающих, независимо от возраста, национальности, уровня образования и социального статуса. Она показывает, что быть грамотным важно для каждого, что заниматься русским языком нелегко, но увлекательно и полезно; она объединяет всех, кто умеет или хочет писать и говорить по-русски.

Первый Тотальный диктант провели в 2004 году студенты гуманитарного факультета Новосибирского государственного университета. За 18 лет акция приобрела всемирный масштаб: ее организует фонд «Тотальный диктант», а воплощают активисты и волонтеры в разных уголках планеты. В 2021 году событие охватило 123 страны, объединив более 675 тысяч человек очно, онлайн и в трансляции онлайн-марафона. Авторами диктанта в разное время были Павел Басинский, Гузель Яхина, Леонид Юзефович, Андрей Усачёв, Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Дина Рубина, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Андрей Геласимов, Дмитрий Глуховский.

Помимо Тотального диктанта Фонд «Тотальный диктант» реализует различные образовательные и просветительские инициативы: очные и онлайн-курсы русского языка, лектории, просветительские мероприятия в городах РФ и за рубежом, онлайн-марафоны, издание научно-популярной литературы и т.д.

Яндекс всегда поддерживал лингвистов и участвовал в просветительских проектах. Язык и технологии неразрывно связаны в продуктах компании — каждый день пользователи задают Яндексу более 300 миллионов поисковых запросов. По ним можно увидеть, как живёт и развивается русский язык. В 2021 году Яндекс стал партнёром акции «Тотальный диктант»

Марина Степнова.

- Давайте не про Олимпиаду, наконец. Давайте про людей. Не про тех, что кричат «Слава!». И не про тех, что с той же яростной силой орут «Позор!».

Кто из них прав, знает только время, у которого нет эмоций, нет жалости, есть только ход. И еще время знает, что и тем и другим оравшим когда-нибудь станет стыдно. Потому что в крике, каким бы искренним и громким он ни был, нет ни малейшего достоинства. Кричат, чтобы привлечь внимание к себе. Отобрать его у других. Тот, кто кричит во всеуслышание, - жив, часто нагл, еще чаще - глуп. Опасное сочетание. Очень опасное.

Люди, которым по-настоящему тяжело, обычно молчаливы. Непростые решения не требуют слов, зато нуждаются в действии. Очень часто и настоящая боль беззвучна. По крайней мере те, кто орет, этой боли не слышат. Это ведь чужая боль. Сами они здоровы, полны ярости и сил. Все чаще ярость и обида заменяет нам разум, вы заметили? Все чаще. Это тоже опасное сочетание. Вообще опасности в воздухе все больше, сам воздух все холоднее.

Может быть, простых и вовсе не бывает.

Но давайте вернемся к людям. К тем, которым больно. Которые молчат. Да что уж там, вернемся к Олимпиаде. Честное слово, я никогда не любила цирк, спорт, балет. Все, что требует выхода за пределы физических возможностей только для того, чтобы другие поорали из зрительного зала или с трибун. Нет, я понимаю, что человек должен делать следующий шаг. Преодолевать. Прыгать и бегать все выше. Никогда не останавливаться, потому что не прогресс - это регресс. Только улюлюкать в спину упавшего циркача - еще больший регресс. Даже не средневековье - много хуже.

Быть первым - тяжело. Ты на виду у всех, и каждый из этих всех искреннее уверен, что имеет на тебя полное право. Талант ведь принадлежит народу. А народ мудр. В зрелищах он нуждается, куда больше, чем в хлебе. Потому что когда есть зрелище, как-то забываешь про урчащий живот.

Перестать быть первым - еще тяжелей. Каждый из тех, кто считал тебя своим персональным богом, теперь норовит пнуть тебя побольнее. Вот расплата за долгую дорогу вверх, за карабканье, за непосильные нагрузки. Вышел за пределы человеческих возможностей, добрался до самого пика - и обнаружил, что воздуха там нет. И сам ты - больше не человек.

Во всяком случае никто не считает тебя человеком. Ты всех подвел. Ты лишил свой народ зрелища.
Крики все громче. Боль все сильнее.

Марина Степнова

О тексте Марины Степновой организаторы акции отзываются возвышенно: очень интересный, прекрасный! Никто и не сомневался, ведь Степнова - лауреат премии «Большая книга», а ее романы «Сад», «Женщины Лазаря», «Хирург», «Безбожный переулок» покорили читателей необыкновенно красивым, особенным стилем. Текст для Тотального диктанта Марина написала еще прошлым летом, и он никогда и нигде еще не был опубликован. Почти год держала новое произведение в тайне, не показывала даже мужу. Таковы правила Тотального диктанта: все участники должны услышать текст впервые именно 9 апреля, никаких исключений. Незадолго до старта акции в Московском доме книги прошла творческая встреча с писательницей. Запись можно посмотреть в официальной группе проекта во “ВКонтакте”. Приводим самые яркие моменты той беседы.

О ТОТАЛЬНОМ ДИКТАНТЕ

- В атмосфере такой секретности, которой окутан текст Тотального диктанта, я не была никогда в жизни. Когда Ольга (директор фонда Тотальный диктант Ольга Ребковец - Ред.) предложила мне стать автором диктанта, я ужасно обрадовалась и, конечно, сразу согласилась - кто же отказывается от таких предложений? Ольга сразу же строго сказала: об этом никто не должен знать, текст никому нельзя показывать. “Ну как же? - возразила я. - У меня есть издатель, агенты, семья. “Никто!” - повторила она. И я держалась.

О РАБОТЕ С ФИЛОЛОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ

- Мне поручили написать текст из четырех частей, в каждой части определенное количество слов. А потом с ним работал филологический совет. Тотального диктанта Проверяли, можно ли текст под диктовку писать. Сразу стало ясно, что нельзя. В одном предложении оказалось более 10 допустимых вариантов расстановки каких-то знаков препинания — это чересчур! Предложили: давайте возьмем ножницы и сделаем это предложение орфографически и пунктуационно прекрасным. Или хотя бы приемлемым. Потом нашли слово, показывающее употребление интересного правила. Значит, нужно сделать так, чтобы и в других частях диктанта это же правило работало. Чтобы все части были одинаковой сложности. Корректировка текста - это не так просто, как кажется. Это вызов! Но мы работали во взаимной любви, шутках, приязни. Там удивительные, чудесные люди, влюбленные в русский язык и литературу.

О ГРАМОТНОСТИ

- Я хорошо писала диктанты в школе, была отличницей. Но вывозило меня не знание правил, а начитанность. Много читала, плюс хорошая зрительная память. До сих пор если сомневаюсь, а это со мной случается часто, пишу в двух вариантах и тогда сразу вижу, как правильно. Пунктуацию так не натренируешь. Так что знаки препинания я расставляю вдохновенно! Так, как считаю нужным. Корректоров это приводит в ярость. Потом я объясняю: мол, если вы начнете расставлять знаки так, как надо, быстро сойдете с ума. Они пробуют и говорят: да, точно. И им становится еще грустнее. Неправильно расставлять знаки препинания и не сойти с ума или расставлять правильно и сойти с ума - тяжелый выбор для корректора.

О НОВОМ РОМАНЕ

О ВОРОНЕЖЕ

Воронеж мне не чужой город. Там познакомились и поженились мои мама с папой. Мама — из села Хреновое, которое фигурирует в “Саде”, и каждое лето меня возили туда к бабушке и дедушке, как это было принято в Советском Союзе. В Воронеже была ночная пересадка в калач - это такой поезд локального значения. Я мало что помню о тех поездках: зал ожидания, фонари. Что взять с сонного ребенка? Приехав в Воронеж год назад уже взрослой, на Платоновский фестиваль, я была совершенно очарована этим городом. Он сразу подарил мне нового героя. Остановились в отеле - такой особнячок краснокирпичный XIX века. А на нем табличка: мол, в этом доме жил отец Ростроповича. О, думаю, спасибо, значит, будет Ростропович.

О ДОЧКЕ

Все стало другим с появлением дочки: режим жизни, работа над текстами, сами тексты. Кому-то тяжело, а для меня рождение ребенка - самое счастливое событие. Страшно даже подумать, что бы мы делали без Маруси.

О СЕБЕ КАК ПИСАТЕЛЕ

Очень люблю читать. Если бы я не читала так много, я бы не стала писать. Есть любимые авторы, без которых это было бы невозможно. Я очень любопытна - без этого тоже, наверное, ничего бы не сварилось. Мне интересны люди. Мне не все равно, что происходит вокруг меня. Есть писатели, зацикленные на себе, и это хорошо и для них, и для читателей. У меня наоборот. Если бы я не интересовалась другими людьми, я бы так не писала.

О КРИТИКЕ

К критике отношусь совершенно спокойно. Я сама - читатель. Есть книги, которые мне не нравятся. Терпеть не могу Достоевского. Это не значит, что он плохой писатель, это значит, что лично я его терпеть не могу. Просто у него нет ключа к моему сердцу. Знаю таких, кто не выносит Набокова: читать невозможно, как стекловатой по всем местам. Однако все, что нам не нравится в книгах, кино, людях - это про нас, а не про них. Поэтому я очень понимаю, что огромному количеству читателей не близко ни стилистически, ни тематически то, что я пишу. Отношусь к этому уважительно. Самое тяжелое и страшное, что может случиться с книгой, - это когда ее не заметят. А когда ругают, очень хорошо.

О СВОИХ КНИГАХ

Специально хочу, чтобы каждая моя книга была стилистически и тематически не похожа на предыдущую. Я долго пишу, я писатель-тянучка, и мне становится скучно. На “Женщинах Лазаря” можно было бы пастись довольно долго: “Женщины Лазаря”, “Мужчины Лазаря”. (смеется) Можно было бы томов пять отжать из этого дела, хотя это и так сага, и народу там много понапихано. Но так было бы нечестно.

О ЛЮБИМЫХ ПИСАТЕЛЯХ

Любимые книжки - это как кошатники и собачники. Как правило, тот, кто не любит Достоевского, любит Толстого. Лев Николаевич с Набоковым долго сражались внутри меня за центральный трон. Там довольно долго сидел Набоков, и Толстой его мягко потеснил. В юности любила раннего Пастернака, сейчас больше нравится поздний. Может, что-то изменится со временем.

Кого люблю из современных? Ужасный вопрос. Как часто бывает, отвечаю на него минут 30, а после встречи начинаю выть - я забыла Водолазкина. Не буду про тех, кого все читали. Назову тех, кого не читали, чтобы вы их не проглядели. Я преподаю литературное мастерство в Высшей школе экономики, у нас потрясающие магистранты. Через несколько лет будут топы продаж их книг, вот увидите. Это Тимур Валитов и его «Угловая комната» - двухслойный прекрасный роман, он уже вышел. Еще два скоро выйдут: «Несвобода» Сергея Лебеденко - судебный роман и «Выше ноги от земли» - психологический роман Михаила Турбина. Когда Миша его прислал, это был тот случай, когда за чтением забываешь покормить ребенка. Права на его экранизацию, к слову, были куплены раньше, чем права на публикацию. Рекомендую обратить внимание на эти имена.

О СПОСОБАХ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Мой спасительный круг - дипломы магистрантов. Хочешь не хочешь - читаешь, и потом ходишь счастливый. Еще способ переключиться, перестать волноваться - поэзия. Опять начала читать много стихов. Традиционно когда чувствую, что голову перегрузила, мне помогает нон-фикшн. А еще я вышиваю. Гладью. Такую красивую синицу закончила вышивать - здоровенную!

Возрастная категория сайта 18 +

И.О. ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

И.О. шеф-редактора сайта - Канский Виктор Федорович

Читайте также: