О подготовке специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в Российской Федерации

Обновлено: 04.05.2024

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" предусмотрены реформы, направленные на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в новых экономических условиях.

Одним из ключевых компонентов любой реформы являются людские ресурсы. Тщательное планирование штатной структуры и сочетания различных категорий медицинских работников, а также их подготовки, переподготовки и повышения квалификации лежит в основе реального воплощения идеи в практику. Говоря о проблеме подготовки кадров в настоящий момент, необходимо пересмотреть традиционное распределение медицинских ролей и характера распределения обязанностей и ответственности между работниками здравоохранения различного уровня профессиональной подготовки. Целесообразно передать часть функциональных задач, выполняемых в силу сложившейся практики высококвалифицированным персоналом, работникам отрасли, обязанным их выполнять в соответствии с требованиями квалификационных характеристик. Развитие сестринского образования и реформа сестринского дела будут способствовать развитию сестринского процесса и экономической эффективности медицинской помощи.

За последние годы Минздравом России совместно с Минобразования России, территориальными органами управления здравоохранением и Межрегиональной ассоциацией медсестер ведется активная работа по возрождению сестринской, акушерской и фельдшерской профессий, повышению их социальной значимости. Так, в 1994 - 1996 годах этим вопросам посвящались коллегии Минздрава России, была разработана Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации в рамках выполнения приказа Минздрава России от 31.12.97 № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации", а также организован I Всероссийский съезда средних медицинских работников, состоявшийся 3-5 ноября 1998 года в Санкт-Петербурге.

Съезд дал дополнительный импульс развитию подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием и способствовал повышению их престижа не только среди медицинской общественности, но и в обществе в целом.

В настоящее время численность специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в системе здравоохранения Российской Федерации составляет 1461,6 тысячи человек, обеспеченность на 10000 населения составляет 100,1. Численность врачебных кадров - 613,4, обеспеченность - 42,0.

Для среднего медицинского образования России характерна развитая сеть средних медицинских и фармацевтических учебных заведений. Подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием осуществляют 450 учреждений среднего профессионального образования (в том числе 26 - республиканского подчинения). Отбор в средние медицинские учебные заведения только хорошо подготовленной и профессионально ориентированной молодежи является основным этапом формирования контингента учебного заведения. С 1995 года отмечается стабилизация плана приема в средние медицинские и фармацевтические учебные заведения на уровне 73-78 тысяч человек. При этом выпуск составил в 1999 году более 63 тысяч специалистов, что, к сожалению, не соответствует потребностям учреждений здравоохранения. 410 средних медицинских и фармацевтических учебных заведений осуществляют базовый уровень подготовки по 10 специальностям, закрепленным за отраслью здравоохранение (лечебное дело, акушерское дело, медико-профилактическое дело, стоматология, сестринское дело, фармация, лабораторная диагностика, медицинская оптика и др.).

107 учебных заведений на основании разработанных и утвержденных критериев реорганизованы в колледжи и осуществляют подготовку специалистов по углубленным программам, обеспечивая выпускникам повышенный уровень квалификации.

Сегодня в среднем профессиональном образовании так же, как и в высшем, сформировано единое образовательное пространство. Министерством образования Российской Федерации утверждены госстандарты по 10 специальностям, требования стандарта базового уровня были введены в действие с 1.09.97 г. В подготовке государственных образовательных стандартов принимали активное участие общественные организации, ассоциации медицинских сестер и средние медицинские учебные заведения, структурные подразделения министерства, высшие учебные заведения, что обеспечило объективный подход к их разработке.

Государственный стандарт среднего профессионального образования является нормативным документом, регламентирующим образовательную деятельность учебного заведения и предназначенным для обеспечения:

o качества среднего медицинского и фармацевтического образования;

o единства образовательного пространства Российской Федерации и условий для академической мобильности обучающихся;

o основы для объективной оценки деятельности образовательного учреждения;

o признания и установления эквивалентности документов о среднем профессиональном образовании.

Государственный образовательный стандарт един для всех форм обучения. При определении единых требований к уровню подготовки выпускников учитывались современное состояние и перспективы развития здравоохранения в Российской Федерации; уровень научных знаний, опыт отечественных учебных заведений, а также рекомендации региональных медицинских ассоциаций субъектов Российской Федерации и ВОЗ, зарубежный опыт.

Реализация требований государственного образовательного стандарта возможна при наличии программного обеспечения образовательного процесса. В настоящее время завершена разработка учебных программ по всему перечню дисциплин как базового, так и повышенного уровня образования. Большое внимание уделено изучению гуманитарных, социальных и экономических дисциплин с обновленным содержанием, что позволяет студентам уже в процессе обучения получить базовый уровень знаний на современном уровне.

Государственный стандарт среднего медицинского и фармацевтического образования включает в себя не только федеральный компонент, но и предусматривает решение региональных вопросов в рамках образовательного процесса. Именно это позволяет при составлении учебного плана тем или иным училищам и колледжам предусмотреть подготовку специалиста с учетом социально-экономических, этнических особенностей региона, а также статистических показателей здоровья и заболеваемости населения в данной территории.

Государственным образовательным стандартом нормативно закреплена многоуровневость среднего профессионального образования. Установлено два уровня среднего специального образования: базовый и повышенный. Каждому уровню соответствует своя основная профессиональная образовательная программа.

Базовый уровень - основной, с продолжительностью обучения по всем специальностям 2 года 10 месяцев. Осуществляется подготовка медсестер широкого профиля, обеспечивающих общий уход и наблюдение за пациентом, способных оказать неотложную помощь.

Подготовка проводится по углубленным программам среднего профессионального образования, обеспечивает выпускникам повышенный уровень квалификации. Срок обучения 3 года 10 месяцев - это подготовка медсестер специализированных отделений ЛПУ, учреждений соцобеспечения, преподавателей ссузов.

В настоящее время также разработаны и утверждены стандарты последипломной подготовки по направлениям согласно утвержденной номенклатуре специальностей средних медицинских работников.

Углубленная профессиональная подготовка в последипломном периоде позволяет решать, насколько специалист готов к самостоятельной профессиональной деятельности.

Особое место в условиях реформы отраслевого образования и повышения престижа сестринской специальности как в отрасли, так и в обществе в целом занимает высшее сестринское образование. Всесоюзным совещанием средних медицинских работников (1989 г., Тула) был определен курс на развитие высшего сестринского образования в России. Решение Всесоюзного совещания о необходимости подготовки медицинских сестер с высшим образованием реализовано приказом Государственного комитета СССР по народному образованию от 28.06.91 № 313 "Об открытии специальности "сестринское дело", и в перечень специальностей высших учебных заведений СССР была внесена специальность "сестринское дело".

Необходимость подготовки медицинских сестер с высшим образованием подтверждена Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер и территориальными органами управления здравоохранением Российской Федерации, что было одобрено решением коллегии Минздравмедпрома России от 20.04.94 № 4 "О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации", а также I Всероссийским съездом средних медицинских работников. В настоящее время более 20 вузов Российской Федерации ведут подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела.

С 1996 года Санкт-Петербургская государственная медицинская академия, Самарский государственный медицинский университет, Оренбургская государственная медицинская академия и другие совместно с руководителями лечебных учреждений предоставили возможность медицинским сестрам без отрыва от основной работы реализовать свое право на высшее сестринское образование по заочной форме обучения.

В настоящее время, по сведениям, поступающим из вузов Российской Федерации, выпускники факультетов высшего сестринского образования в основном востребованы на преподавательской работе в учреждениях среднего профессионального образования и становятся более востребованными в системе лечебно-профилактических учреждений.

Решение всех вопросов по реформированию системы подготовки сестринских кадров и специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием осуществляется на основе предложений практического здравоохранения, опыта и традиций отечественной медицинской школы, науки и международного опыта.

Проект Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации, рассмотренный и одобренный коллегией МЗ РФ 28.12.99 г., разработан в соответствии с указанием Минздрава России рабочей группой из представителей средних и высших учебных заведений практического здравоохранения и структурных подразделений МЗ РФ.

Проект Доктрины был разработан в соответствии с Законом РФ "Об образовании" с учетом проекта национальной Доктрины образования РФ, проекта программы развития среднего профессионального образования РФ.

В Доктрине определены основные цели, направления развития системы среднего медицинского и фармацевтического образования, отражены задачи Минздрава России и органов управления средним медицинским и фармацевтическим образованием субъектов Российской Федерации, а также ожидаемые результаты от реализации Доктрины.

Главным и основным направлением Доктрины является проведение единой согласованной государственной политики в области среднего медицинского и фармацевтического образования, сохранение его целостности и значимости в системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования. Определений стратегической линии на дальнейшее развитие и совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием позволит обеспечить отрасль квалифицированными кадрами.

Одобренный на совещании краткосрочный план реализации позволит всем образовательным учреждениям осуществлять комплекс организационных мероприятий по освоению Доктрины образования, а также подготовке предложений для разработки нового поколения государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, определяющих единые гостребования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования - это практическая реализация и становление системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, введение ее обеспечивает планомерное, эволюционное развитие отечественного образования, а также сохраняет и воспроизводит лучшие традиции российской системы классического среднего медицинского и фармацевтического образования.

Предпринимаемые меры по реализации Доктрины среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации будут способствовать существенному повышению качества подготовки специалистов отрасли, совершенствованию их профессиональных знаний и умений, решению проблем оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению в рамках выполнения Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" и с учетом того, что здоровье и жизнь человека - это один из главнейших аспектов безопасности нации.

Николай ВОЛОДИН,
руководитель Департамента
образовательных медицинских
учреждений и кадровой
политики МЗ РФ

Анна ДРУЖИНИНА,
начальник отдела
среднего профессионального
образования

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

1. Подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

1) образовательные программы среднего профессионального образования;

2) образовательные программы высшего образования;

3) дополнительные профессиональные программы.

2. Реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации.

3. Примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);

2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);

3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

5. Организация практической подготовки обучающихся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 4 настоящей статьи, осуществляется на основании договора между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья. Типовая форма указанного договора утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования. Указанный договор должен содержать положения, определяющие виды деятельности, по которым осуществляется практическая подготовка обучающихся, сроки осуществления практической подготовки в соответствии с учебным планом, перечень работников образовательной организации, работников научной организации, количество обучающихся, участвующих в практической подготовке, порядок и условия использования необходимого для организации практической подготовки имущества сторон договора, порядок участия обучающихся, работников образовательной организации, работников научной организации в соответствующей деятельности, включая порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, ответственность образовательной организации, научной организации за вред, причиненный при осуществлении практической подготовки обучающихся, в том числе пациентам.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 389-ФЗ, от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

6. Практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в государственных и муниципальных организациях, указанных в части 5 настоящей статьи, и использование необходимого для практической подготовки обучающихся имущества этих организаций осуществляются на безвозмездной основе.

7. Участие обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

8. Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

9. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

10. Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

11. Федеральными государственными образовательными стандартами по определенным специальностям и (или) направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника.

12. Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

13. К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование и прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

14. К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, допускаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование и прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре работники медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Порядок
организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 3 сентября 2013 г. N 620н)

1. Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования (далее - Порядок) определяет последовательность организации и проведения практической подготовки обучающихся (студентов (курсантов), аспирантов, интернов, ординаторов, слушателей), получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование.

2. Настоящий Порядок распространяется на образовательные и научные организации (далее - организации), осуществляющие образовательную деятельность по профессиональным образовательным программам медицинского образования и фармацевтического образования (образовательные программы среднего профессионального образования; образовательные программы высшего образования; дополнительные профессиональные программы) (далее - образовательные программы) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, федеральными государственными образовательными стандартами по программам ординатуры и примерными дополнительными профессиональными программами медицинского образования и фармацевтического образования (далее - стандарт).

3. Практическая подготовка обучающихся включает виды учебной деятельности, предусмотренные образовательными программами, и связанные с необходимостью участия обучающихся в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности для достижения результатов освоения образовательных программ.

4. Практическая подготовка обучающихся обеспечивается путем их участия в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в том числе путем участия в оказании медицинской помощи гражданам в порядке, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22 августа 2013 г. N 585н*.

5. Практическая подготовка обучающихся, получающих среднее медицинское образование или среднее фармацевтическое образование либо высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование, а также дополнительное профессиональное образование, организуется в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники), в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база), в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, имеющих лицензию на медицинскую деятельность и (или) фармацевтическую деятельность, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг), соответствующих видам работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и предусмотренных образовательной программой.

6. Организация практической подготовки обучающихся на базе медицинской организации либо организации, осуществляющей производство лекарственных средств, организации, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организации, судебно-экспертного учреждения или иной организации, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, осуществляется на основании договора.

Указанный договор заключается между организацией и организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Договор должен содержать положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности, в том числе порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, организаций, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности.**

7. Практическая подготовка обучающихся в организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, осуществляется при создании указанными организациями условий для успешного выполнения обучающимися всех видов учебной деятельности соответствующего периода учебного плана основной профессиональной образовательной программы, предусматривающих теоретическую подготовку и приобретение практических навыков с использованием средств обучения, основанных на применении симуляционных технологий, в том числе фантомной и симуляционной техники, имитирующей медицинские вмешательства, в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

8. Для организации и проведения практической подготовки обучающихся руководитель организации назначает из числа работников такой организации руководителя практической подготовки; руководитель организации, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, назначает работника (работников), замещающего (замещающих) штатные должности в данной организации, ответственного за организацию и проведение практической подготовки (далее - ответственный работник).

Руководитель практической подготовки обучающихся:

несет персональную ответственность совместно с ответственным работником за проведение практической подготовки и соблюдение обучающимися правил охраны труда;

обеспечивает контроль за правом обучающихся на выполнение определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, на основании успешного выполнения обучающимися видов учебной деятельности в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка;

обеспечивает контроль за выполнением обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью;

оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

** Пункт 5 статьи 82 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).

Читайте также: