Опора дыхания при пении. Спирометрия

Обновлено: 17.05.2024

Опора дыхания при пении. Спирометрия

Расширение грудной клетки в передне-заднем направлении имеет при опоре также очень большое значение. Осуществляется оно благодаря двухстороннему сокращению следующих мышц: большой грудной мышцы (m. pectoralis major), малой грудной мышцы (m. pectoralis minor), а также наружных межреберных мышц (mm. intercostales externi).
Определённое соответствие в напряжении вдыхательных и выдыхательных мышц является необходимым условием нормального функционирования голосового аппарата.

Напряжение мышц-вдыхателей при одновременном сокращении мышц-выдыхателей имеет значение главным образом в начальной фазе опоры и продолжается около 8 секнуд. От функции этих мышц зависит давление воздуха на сомкнутые голосовые связки во время эмиссии голоса. Степень сгущения и упругость воздуха при этом являются решающими моментами, в то время как количество воздуха имеет второстепенное значение.

Опоре, как каждой двигательной функции человека, присущи индивидуальные признаки. Выдыхаемый воздух не вызывает колебаний голосовых связок. Он, с одной стороны, является средой, в которой могут колебаться голосовые связки, а с другой — раздражителем для периферического рецептора, находящегося в подсвязочном пространстве.

Импульсы, идущие из этой области, поступают в находящиеся в головном мозгу центры, которые координируют и регулируют функцию голосового аппарата. Если от периферических рецепторов к центрам головного мозга приходит слишком большое количество импульсов, то возникает обратная связь (feed back) контролирующей системы, которая представляет собой естественное и выгодное для огранизма проявление регуляции. Однако, если в течение длительного времени на рецепрторы воздействуют раздражители, по силе и частоте превышающие границу физиологической выносливости, то импульсы, поступающие в нервные центры, перестают подчиняться регулирующему и объединяющему влиянию центральной нервной системы; возникают тогда расстройства функции голосового аппарата и парадоксальные реакции.

спирометрия

Спирометрия

Существует целый ряд объективных методов, которые могут оказать помощь при оценке нарушений дыхательной функции во время разговорной речи и пения. Эти методы во многих случаях могут помочь ранней диагностике заболеваний дыхательных путей и предотвратить их дальнейшее развитие.

Для исследования дыхания существуют следующие методы: 1) спирометрия (измерение количества воздуха, проходящего через легкие во время вдоха и выдоха, 2) рентгеноскопическое контролирование движения диафрагмы, 3) хронаксометрия (исследование электромоторной возбудимости дыхательных мышц и в особенности диафрагмы), 4) пневмография (графическая запись дыхательных движений) и 5) рентгенокинематография.

Благодаря исследованию дыхательного аппарата, можно получить представление об его состоянии и своевременно обнаружить возникшие в нем патологические процессы.
Спирометрия относится к объективным научным методам исследования функции дыхания. Сущеетвует целый ряд методов объективного исследования дыхательной функции. До настоящего времени дыхание считают основой всех вопросов, связанных с вокалистикои, хотя во многих случаях такое предствление является неправильным.

Спирометры — ото аппараты, с помощью которых можно определить количество воздуха, проходящего в единицу времени через легкие во время вдоха и выдоха. Чаще всего они построены по принципу газометров. Количество воздуха, проходящего через дыхательные пути в единицу времени, зависит от типа дыхания, который может быть 1) диафрагмально-реберным, 2) диафрагмально-брюишым, 3) смешанным. Новейшие исследования выяснили, что функция голосового аппарата не зависит от величины жизненной ёмкости легких, в связи с этим в последнее время почти перестали пользоваться спирометрическим методом при фониатрическом исследовании.
Метод непосредственного наблюдения дыхательных движений с помощью рентгеноскопии мы считаем более авторитетным при оценке дыхательной функции во время пения.

И. Левидов. Певческий голос в здоровом и больном состоянии


И. И. Левидов. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Москва.: "Искусство", 1939

В книге излагаются научные данные о певческом голосе (на момент 1939 г.), знание которых непосредственно или косвенно важно для вокалистов. Параллельно в ней сообщены результаты личных экспериментов И. Левидова и наблюдений в области развития и воспитания голоса вокалиста. Автор описал формы заболеваний голосового аппарата, являющиеся следствием нерациональной постановки голоса и неправильного голосового режима певцов, а также и профилактические мероприятия против этих заболеваний.

Краткий очерк акустики, анатомии и физиологии голосового аппарата

Звук. Резонанс. Разложение звука. Анатомия голосового аппарата. Физиология голосового аппарата. Образование гласных. Гласные в певческом голосе. Образование согласных. Мутация голоса.

Методы исследования голосового аппарата

Ларингоскопия. Стробоскопия. Исследование интонации. Исследование движений гортани (ларингография). Исследование процесса дыхания при пении (спирометрия, пнеймометрия, исследование утечки воздуха при пении, пнеймография). Исследование движений органов артикуляционного аппарата (движения мягкого неба, языка, губ).

Тембр голоса и резонаторы

Голосовой аппарат как «музыкальный инструмент». Опыты с искусственными надставными трубками. Опыты с вырезанной гортанью. Стробоскопические наблюдения автора. Рот как резонатор певческого голоса. Резонаторное значение придаточных полостей носа.

Гласные в пении

Вокальная дикция. Физиолого-акустические особенности вокальных гласных. Вокальная фонетика.

Примарный тон

Сущность примарного тона. Методы отыскания примарного тона в голосе. Акустическая обстановка классной комнаты

Дыхание

Особенности дыхания при пении. «Опора звука».

Гортань

Положение гортани при пении. Атака звука.

Регистры

Грудной регистр и фальцет. Исследование силы звука на разных регистрах. Механизм регистров. Регистры детского голоса.

Слово в пении

Слово как важнейший фактор в пении. Методические замечания.

Вибрация и тремолоирование голоса

Два вида вибрации голоса. Изучение вибрации методом стробоскопии. Физиолого-акустическая сущность вибрации и тремолирования голоса.

Определение типа голоса

Врачебная диагностика голоса и ее значение. Методы объективной характеристики типа голоса.

Болезни голоса у певцов

Функциональные болезни голосового аппарата. Стробоскопические исследования гортани при функциональных болезнях. Органические болезни голосового аппарата. Профилактика и лечение болезней голоса.

Cover-diaphragme

Наверное, вы слышали такое выражение: «Искусство пения есть искусство дыхания». Действительно, правильное дыхание или пение на опоре — основа вокала. Одни из главных вопросов начинающего вокалиста: как дышать при пении, что такое вокальная опора и где ее искать?

Опора дыхания — это своеобразное ощущение, которое возникает у певца во время пения. Пожалуй, никакой другой аспект вокала не вызывает таких серьезных споров, разногласий и разных мнений. Описывают и ощущают опору по-разному. Рассмотрим, какие мнения есть у певцов и педагогов на этот счет.

Как брать дыхание?

Начнем со вздоха. В педагогической практике есть четкое разделение певческого дыхания на три группы: ключицами, ребрами+животом и просто животом. Намеренно упростим описание, чтобы не углубляться в разные термины. Итак, ключицами не советует дышать никто. Это поверхностное, вредное дыхание, дающее зажим шеи, плеч и гортани. Что касается ребер и живота, то часто встречается такое мнение: колоратурное сопрано дышит преимущественно ребрами, остальные голоса больше животом и нижними ребрами. Существует так же деление по полу. Высокие женские голоса часто полнее используют грудную клетку, которая заметно поднимается при вдохе (не плечи, не ключицы, а грудная клетка. ) и как можно дольше не опускается при выдохе. Мужские голоса в силу своей конституции дышат наиболее глубоко, в живот и в низ живота.

Дыхание и диафрагма

Опора дыхания

На самом деле, дышим мы конечно лёгкими. Всё дело в диафрагме — большой мышце, которая представляет собой перегородку между лёгкими и желудком (посмотрите на рисунок).

Она имеет вид купола. Когда вы набираете воздух, ваши лёгкие расширяются, давят на диафрагму, она расплющивается и давит на желудок и все органы ниже него, эти органы давят на живот изнутри, поэтому он выпячивается при вдохе. Управлять сознательно самой диафрагмой мы не можем, только опосредованно через мышцы, через дыхание.

Вы, наверное, уже знаете, что в вокале очень большую роль играет воображение, которое помогает найти правильные певческие ощущения. Поэтому, чтобы набрать воздух правильно, представляйте, что набираете его вниз живота, а нижние ребра при этом сами приподнимутся. Если у вас лёгкий, высокий голос, вам может хватить и нижнереберного дыхания с наполнением грудной клетки (без поднятия плеч. ), для всех остальных голосов глубокое нижнереберно-диафрагмальное дыхание признано наиболее благоприятствующим пению.

Чтобы почувствовать это дыхание, лягте на пол, положите стопку книг на область пупка и поднимайте её при вдохе. При этом плечи должны быть полностью расслаблены, грудь и ключицы не поднимаются, выпячивается живот и нижние ребра, полезно еще представить, что дыхание идет в поясницу. Старайтесь дышать глубоко, но не перебирать воздух чрезмерно. Для наработки правильного дыхания часть педагогов предлагают выполнять упражнения на дыхание без звука, другая часть говорит, что они бесполезны и только утомляют мышцы, а все нужные ощущения нарабатываются во время пения. Решать вам.

Пение на опоре

Предположим, вы определились, как теперь будете брать воздух. Это еще не всё. Вот тут многие неопытные вокалисты начинают всей силой своего пресса выталкивать воздух и «громко звучать». Представьте, вся громада воздуха с большой силой ударяет по связкам. Сопоставьте в уме размеры и силу вашего пресса и размеры голосовых связок. Это неравный бой. Связкам не справится с таким мощным потоком воздуха, это называется форсированием, и это неправильное звукоизвлечение. Громкость достигается работой резонаторов, а не чрезмерным нажимом дыхания.

Для пения нам нужно медленное и равномерное выдыхание через открытую, нигде не зажатую трубу или «рупор», начинающуюся от трахеи и заканчивающуюся губами. Нужны открытое расслабленное горло и работа диафрагмы. Нужно научиться медленно расслаблять её, оставлять как бы в расплющенном состоянии при пении. Чтобы этого добиться, нужно после вдоха выполнить короткую задержку дыхания на долю секунды (в горле при этом ничего не происходит!). Далее, НЕ ОПУСКАЯ НИЖНИЕ РЕБРА (а для высоких голосов грудную клетку), регулировать животом выходящий воздух. По ощущением это часто воспринимается, как «посадить рёбра на живот». Надо заметить, что описывать словами процесс дыхания в вокале — дело сомнительное, такие вещи должен показывать и разъяснять педагог. Но если вы занимаетесь вокалом самостоятельно, вы должны очень тонко чувствовать свой организм, чтобы найти верные ощущения.

Главное, чтобы вы смогли перенести всё напряжение с горла на вашу диафрагму. Никаких усилий на уровне голосовых связок быть не должно. Только диафрагма принимает на себя лишний напор воздуха. Ваши рёбра должны оставаться приподнятыми при пении, чтобы они не давили на легкие и не выталкивали воздух напором на связки. Вот почему многие педагоги просят ученика ощутить спину. Если вы все сделаете правильно, будет казаться, что вы работаете спиной. Есть так же выражение «пояс напряжения«, которое тоже не противоречит такому дыханию. Ощущения могут быть описаны по разному: будто резиновый мячик в животе, на который вы давите, а он давит в ответ; «врастание» ногами в пол, ощущение, будто вас раздувает изнутри и пр. Есть и такое выражение - «парадоксальное дыхание». Оно так называется, потому что при выдохе вы будто продолжаете вдыхать. Ваши ребра не опускаются. В повседневной жизни человек так не дышит. Именно поэтому сложно найти нужные ощущения, но при должном упорстве они обязательно найдутся. Главное - заниматься регулярно и правильно.

Читайте также: