Оптимизация программы реабилитации пациентов с черепно-мозговыми травмами

Обновлено: 29.05.2024

Весь процесс реабилитации делится на 4 периода (по В.Л. Найдину): ранний, промежуточный, поздний восстановительный и резидуальный.

Основные задачи реабилитации в этом периоде состоят в профилактике осложнений со стороны дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактике пролежней и контрактур паретичных конечностей. Физическая нагрузка существенно ограничена и сводится к использованию пассивных, пассивно-активных упражнений, большому числу дыхательных упражнений и лечению положением.

Легкий массаж конечностей проводят для улучшения кровообращения в мышцах, для уменьшения отека, снижения спастичности. Массаж проводится как отдельная процедура и как включение приемов массажа в комплекс лечебной гимнастики.

Физиотерапия направлена на уменьшение болевого синдрома, отеков, улучшение кровообращения (диадинамические токи, синусоидальные модулированные токи, ультразвуковой или ультрафонофорез, электрофорез анальгина, новокаина и др.).

Медикаметозная терапия: ноотропы, нейропротекторы, сосудистые препараты, симптоматическая терапия.

При возможности важное значение имеет неропсихологическое тестирование и как можно раннее начало нейропсихологической реабилитации.

Рефлексотерапия в комплексном лечении ЧМТ преследует как системные цели: улучшение мозгового кровотока, улучшение конитивных функций, так и локальные: борьба с болевым синдромом, спастичностью, контарктурами.

  • упражнения ЛФК направленные на уменьшение спастики.
  • Индивидуальное занятия ЛФК при заболеваниях ЦНС и головного мозга
  • Роботизированная механотерапия при заболеваниях ЦНС и головного мозга
  • Рефлексотерапия при заболеваниях ЦНС
  • Мануальная терапия при заболеваниях ЦНС
  • Нейропсихологическое тестирование
  • Непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов

В этот период продолжают лечение положением, дыхательные упражнения, некоторые пассивные движения. При стабилизации кровообращения и ликвороциркуляции значительно увеличивают общую нагрузку. Основное содержание занятий ЛФК составляют активные упражнения для восстановления нарушенных функций. В случае необходимости вырабатывают компенсацию утраченной функции. Постепенно больного адаптируют к вертикальному положению, подготавливают к вставанию и ходьбе. Методика схожа с методикой при инсульте. Характер, число и очередность упражнений подбирают строго индивидуально для каждого пациента.

  • Упражнения ЛФК направленные на уменьшение спастики
  • Индивидуальное занятия ЛФК при заболеваниях ЦНС и головного мозга
  • Роботизированная механотерапия при заболеваниях ЦНС и головного мозга
  • Рефлексотерапия при заболеваниях ЦНС
  • Мануальная терапия при заболеваниях ЦНС
  • Сеанс вестибулярной реабилитации на стабилометрической платформе
  • Упражнения с использованием подвесных систем
  • Нейропсихологическое тестирование
  • Непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов

На этом этапе особое внимание уделяется выработке компенсаций утраченных двигательных функций. Занятия в основном направлены на выработку навыков самообслуживания, трудовых навыков. Помимо специальных упражнений используют трудотерапию, занятия на тренажерах и специальных стендах.

Для восстановления необходимых навыков особенно важно использование упражнений, направленных на расширение всей гаммы мышечной деятельности (О.Г. Коган, 1988), в которых объектами тренировки являются скорость, плавность, ускорение и замедление движения, соразмерность движений и др. Для повышения эффективности восстановления применяют прикладные целесообразные действия. Не менее важны упражнения на координацию движений. Среди них можно выделить упражнения, направленные на повышение точности и меткости движений, на согласованность действий мышечных групп.

Эффективно применение различных тренажеров, в которых регистрируется скорость и амплитуда движений. Они повышают эмоциональную мотивацию больного, его заинтересованность в правильном выполнении движений.

Как и в предыдущих периодах, значительное место в процессе реабилитации занимает массаж. Процедуры массажа, проводимые курсами, способствуют улучшению крово- и лимфообращения, восстановлению двигательной функции, снижению мышечного тонуса, уменьшению содружественных движений. Используют локальный и точечный массаж по тормозной методике, общеукрепляющий массаж.

Для борьбы со спастичностью назначают физиотерапию (магнитотерапию), термотерапию (парафино-, озокеритотерапию, криотерапию), гидротерапию (вихревые ванны).

На протяжении всех периодов реабилитации у пациентов с последствиями ЧМТ, так же как и у больных, перенесших инсульт, для восстановления нарушенных функций используется нервно-мышечная электростимуляция. Кроме того, применяются новые технологии: вертикализация, робототехнические устройства для обучения двигательным навыкам в паретичной руке Армео, для восстановления навыка ходьбы в системе локомат, а также метод биоуправления по статокинезограмме для тренировки постурального контроля ( С-милл, стабилоплатформа).

  • Упражнения ЛФК направленные на уменьшение спастики
  • Индивидуальное занятия ЛФК при заболеваниях ЦНС и головного мозга
  • Роботизированная механотерапия при заболеваниях ЦНС и головного мозга
  • Рефлексотерапия при заболеваниях ЦНС.
  • Мануальная терапия при заболеваниях ЦНС
  • Сеанс вестибулярной реабилитации на стабилометрической платформе
  • Упражнения с использованием подвесных систем
  • Тренировка с биологической обратной связью по опорной реакции на аппаратах Alter G
  • Роботизированная механотерапия Локомат\Армео
  • Эрготерапия
  • Нейропсихологическое тестирование
  • Непрерывное внутривенное введение лекарственных препаратов

Стоимость включает размещение в 2-х местной палате, 4х-разовое питание и все необходимые процедуры в течение 1 недели. Финальная стоимость определяется после консультации с врачом.

Реабилитация включает комплексную терапию. В зависимости от тяжести и типа повреждения лечащий врач составляет индивидуальную программу после тестирования и диагностики.

предоставляем актуальную медицинскую информацию от ведущих специалистов, помогая врачам в ежедневной работе

Для цитирования: Путилина М.В., Радишевский М.В. Оптимизация программы реабилитации пациентов с черепно-мозговыми травмами. РМЖ. 2005;22:1483.

Реабилитация больных с последствиями черепно-мозговых травм (ЧМТ) - одна из важнейших медико-социальных проблем. Это связано с увеличением частоты встречаемости ЧМТ вследствие роста числа дорожно-транспортных происшествий, экстремальных видов спорта, расширения зон военных конфликтов. Вместе с тем совершенствование интенсивной терапии и успехи современной нейрохирургии привели к существенному снижению летальности у этой категории больных и поставили на первое место проблему восстановительного лечения травматической болезни головного мозга. Травматическая болезнь мозга приводит к стойкой инвалидизации и делает невозможной социальную адаптацию пациентов [7]. Программа медицинской реабилитации пациентов с последствиями ЧМТ, особенно трудоспособного возраста, должна подбираться индивидуально, с учетом клинических и патоморфологических особенностей. Усовершенствование методов лечения ЧМТ является важной задачей для практического врача. Необходимость фармакологической коррекции делает актуальным поиск новых препаратов с ноотропным и нейротрофическим действием. В то же время возрастает интерес к возможности увеличения суточных доз ранее известных лекарственных средств. При этом следует учитывать наличие у ноотропных препаратов выраженного противосудорожного действия, так как у пациентов велика вероятность развития посттравматической эпилепсии [8].

Луцетам (пирацетам) - ноотропный препарат, циклическое производное g-аминомасляной кислоты. Он оказывает положительное влияние на кровообращение и обменные процессы головного мозга, увеличивает энергетический потенциал организма, обладает антигипоксическим и антитоксическим действием на центральную нервную систему (ЦНС) [6]. Результаты экспериментальных исследований выявили выраженный противосудорожный эффект пирацетама [9]. Изучению эффективности Луцетама при посттравматических поражениях посвящено много публикаций [4,5]. Однако проблема оптимизации суточной дозы и ее связи с клинической картиной у пациентов в восстановительном периоде ЧМТ остается не решенной.
Целью данного исследования явилось выявление особенностей применения высоких доз препарата Луцетам при коррекции последствий ЧМТ.
Материалы и методы исследования
Под наблюдением находилось 30 больных (24 мужчины и 6 женщин) с диагнозом: последствия ЧМТ. Средний возраст исследуемых составлял 37±3,5 лет. Катамнез заболевания составлял от 3 до 7 лет. Ведущими клиническими проявлениями у большинства пациентов являлись вестибуло-атаксический и астенический синдромы. У 10 пациентов дополнительно диагностирован ликвородинамический синдром. По характеру травмы преобладало сотрясение головного мозга, которое имелось в анамнезе у 16 больных (55%); ушиб головного мозга легкой, средней и тяжелой степеней перенесли соответственно 6 (20%), 5 (15%) и 3 (10%) пациента.
Все больные до лечения предъявляли жалобы на головную боль, потерю памяти, головокружение, утомляемость, раздражительность, тревожность, нарушения сна. В неврологической симптоматике преобладали нарушения координаторных проб, когнитивные нарушения, выраженный астенический синдром. Из исследования исключались пациенты с тяжелой черепно-мозговой травмой, выраженной соматической патологией, сосудистой деменцией. Пациенты были разделены на 2 группы, сопоставимые по всем показателям. Лечение проводилось по стандартным методикам, включавшим применение ноотропных препаратов и симптоматических средств. Пациенты контрольной группы получали Луцетам в дозе 1200 мг в сутки внутрь, больные основной группы - 4800 мг в сутки. Обследование больных проводилось при поступлении и в конце лечения на 28-й день терапии.
Для оценки эффективности лечения использовали: клинико-неврологическое обследование, анкетный метод оценки психо-вегетативных нарушений, нейропсихологическое исследование (шкала MMSE), оценку качества жизни (шкала SF-36), тесты Спилберга и Мюстенберга, пробу Шульте, тест «десяти слов», балльную оценку выраженности головокружения. Для оценки динамики астенического синдрома исследовались жалобы больных, количество баллов по анкете качества сна [2], шкале САН и визуальной аналоговой шкале самочувствия (ВАШ). Всем пациентам проводилась электроэнцефалография (ЭЭГ) для исключения повышения судорожной активности головного мозга.
Оценка эффективности лечения - степени потенциального улучшения - рассчитывалась по следующей формуле: оценка в баллах при выписке минус оценка в баллах при поступлении больного (максимальная оценка в баллах минус минимальная оценка в баллах) х100. Субъективная оценка эффективности терапии проводилась пациентами по следующей схеме: «хорошо» - 4 балла, «удовлетворительно» - 3 балла, «неудовлетворительно» - 0 баллов. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6.0 с использованием t-критериев Стьюдента для зависимых и независимых выборок, критериев Манна-Уитни, Уилкоксона.
Результаты исследования
После проведенного лечения у пациентов уменьшилось количество жалоб на головную боль, раздраженность, плаксивость, снижение внимания, плохой сон, причем в основной группе данные изменения были более выражены. В контрольной группе двое больных отметили полное исчезновение жалоб на общую слабость, усталость, расстройства сна к концу лечения, у 13 сохранялись субъективные нарушения, иногда мешающие ежедневной активности. У 13 больных основной группы жалобы астенического характера регрессировали полностью, у двоих оставалось чувство усталости, небольшая слабость, существенно не влияющие на обычную жизнедеятельность.
В неврологическом статусе у пациентов обеих групп регистрировалась положительная динамика, что отразилось в снижении выраженности головокружения, нормализации координаторных проб и, как следствие, повысилось качество жизни (табл. 1). У больных улучшилось настроение и показатели повседневной активности. В то же время в основной группе динамика была более выражена.
При применении высоких доз Луцетама существенно улучшились сомнологические характеристики: сократился период засыпания, исчезли ночные пробуждения, улучшилось самочувствие после пробуждения, субьективная балльная оценка сна составила 5 баллов (в контрольной группе -3 балла).
Нейропсихологическое тестирование фиксировало тесную корреляцию между приемом ноотропа и регрессом психической дисфункции. Если до начала лечения отмечалось отчетливое снижение всех оцениваемых показателей, то после проведенной терапии когнитивные способности повысились в среднем на 5 баллов по шкале MMSE у пациентов основной группы (в контрольной группе - на 3 балла). Полученные результаты убедительно свидетельствуют в пользу назначения высоких доз ноотропных препаратов, т.к. подобные результаты не встречались в проведенных ранее исследованиях, где использовались более низкие дозировки препаратов, аналогичных Луцетаму.
Достоверное улучшение самочувствия, активности, фонового настроения у пациентов основной группы превалировало над показателями контрольной группы (табл. 2).
Особо отмечалась появившаяся у ряда пациентов отчетливая динамика показателей степени и качества концентрации внимания. Во всех группах при фоновом исследовании эти характеристики были снижены более чем на 50% по сравнению с нормой. При использовании таблиц Шульте регистрировались выраженные различия между больными, принимавшими высокие дозы Луцетама, и контрольной группой. Исследование способности пациентов к запоминанию и воспроизведению дискретного вербального материала с помощью методики «десяти слов» также выявило положительную динамику в основной группе, проявившуюся в увеличении объема и точности кратковременной памяти, способности к заучиванию. По сравнению с начальной фазой исследования среднее количество правильно воспроизведенных элементов возрастало с 6,00 до 8,18 (р

Альманах №25. Дети с черепно-мозговой травмой. Междисциплинарная команда специалистов в реабилитации: взаимодействие медиков, педагогов и психологов

Современная медицина располагает колоссальными возможностями в оказании помощи пациентам с ЧМТ: от хирургических и лечебных до психолого-педагогических. И, если ранее только врач пытался разобраться в тонкостях работы поврежденного мозга и связанных с этим последствиями, то сегодня целая команда специалистов: медиков, психологов, педагогов по крупицам восстанавливает возможности пациента, опираясь на потенциал его психической активности во взаимодействии с ближайшим окружением.

Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни

В статье представлены эпидемиологические данные о черепно-мозговой травме (ЧМТ), социально-эпидемиологические особенности черепно-мозговой травмы у детей в г. Москве (на примере НИИ НДХ и Т). Показано, что Москва является регионом с высокой заболеваемостью и низкой смертностью по детской ЧМТ. Дается социально-демографический портрет ребенка с ЧМТ как важный инструмент в решении проблемы черепно-мозгового травматизма в целом. Рассматривается показатель качества жизни детей с ЧМТ, основанный на субъективной оценке физического, психологического и социального благополучия.

Ключевые слова

Черепно-мозговая травма у детей: социально-эпидемиологические особенности и качество жизни

черепно-мозговая травма
эпидемиология
качество жизни при ЧМТ
неотложная медицинская помощь
реабилитация
восстановление
госпитальный этап

Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является одной из основных причин возникновения тяжелых неврологических и психических расстройств у детей, требующих длительного лечения и реабилитации. Ежегодно в России получают травму головы более 270 тыс. детей, более 100 тыс. госпитализируются, 1,5 тысяч погибают, более 5 тысяч становятся инвалидами. Улучшение качества диагностики, совершенствование реанимационных мероприятий, внедрение методов малотравматичной нейрохирургии увеличивают долю пациентов, выживших после тяжелых травм головы, что заставляет максимально уделить внимание прогнозированию исхода, и оптимизировать ранние подходы к реабилитации детей с тяжёлой ЧМТ.

Ранняя нейрореабилитация детей с тяжелой черепно-мозговой травмой

черепно-мозговая травма
последствия ЧМТ
ранняя нейрореабилитация детей с ЧМТ
программа реабилитации

Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой …или один день в стационаре

Публикуются дневниковые записи о работе педагога-дефектолога в стационаре, в котором лечатся и реабилитируются дети с тяжелой черепно-мозговой травмой. Чтобы читателю было легче понять специфику работы предлагаются нескольких клинических случаев с краткими сведениями о детях (до травмы) и описание конкретных приемов с объяснением смысла их использования в процессе налаживания доступного ребенку взаимодействия со взрослым. Статья будет полезна не только специалистам. Понимание другого и возможность посильной помощи в трудной жизненной ситуации - это момент истины для любого человека.

Дети с тяжелой черепно-мозговой травмой …или один день в стационаре

дети с тяжелой черепно-мозговой травмой
дети с ЧМТ
реабилитация
восстановление
коррекционное обучение
взаимодействие ребенка и взрослого
коррекционные приемы

Ранний этап педагогической работы с близкими ребенка, перенесшего тяжелую травму мозга (из опыта работы педагога-дефектолога)

В статье представлен опыт педагогической помощи детям, имеющим нейрохирургическую патологию (постнатальные мозговые инфекции, травмы, интоксикации, энцефалопатии). Автор касается начального этапа работы, подробно описывая взаимодействие специалиста-дефектолога с родителями и приводит его конкретный пример.

Ранний этап педагогической работы с близкими ребенка, перенесшего тяжелую травму мозга (из опыта работы педагога-дефектолога)

педагогические технологии
дети младенческого и раннего возраста
стационар
педагог-дефектолог
комплексный подход
перинатальная патология
гидроцефалия
нейрохирургическая патология
родители.

Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проявления афазии у детей и подростков с черепно- мозговой травмой. Рассматриваются сходства и различия афатических проявлений у детей и взрослых. Приводится клинический пример логопедической работы с пациентом 4 лет.

Особенности афатических расстройств у детей и подростков с черепно-мозговой травмой

дети с тяжелой черепно-мозговой травмой
ТЧМТ у детей
дети с речевыми нарушениями
афазии у детей

Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы

Статья посвящена роли нейропсихолога в процессе восстановления детей после тяжелой черепно-мозговой травмы. Задача нейропсихологического сопровождения пациентазависят от течения нейротравмы, уровня восстановления психической деятельности и реабилитационных целей при интердисциплинарной форме работы с пациентом. В статье рассматриваются основные особенности нейропсихологического сопровождения на каждом этапе восстановления психической деятельности детей после тяжелой черепно-мозговой травмы.

Этапы нейропсихологического сопровождения детей в раннем периоде восстановления после тяжелой черепно-мозговой травмы

дети с ЧМТ
тяжелая черепно-мозговая травма
нейропсихологическая диагностика и реабилитация

Психологический взгляд на взаимодействие «Родитель-Врач» на ранних этапах восстановления детей при тяжелой инвалидизации

В статье представлены данные психологического исследования, посвященного изучению контингента взрослых (в том числе родителей), ухаживающих за ребенком с черепно -мозговой травмой в стационаре во время курса реабилитации. Дается анализ участия и конфликтности родителей в ситуации травм, описаны разные формы общения близких ребенку взрослых со специалистами, обозначены риски взаимодействия всех участников реабилитации ребенка.

Психологический взгляд на взаимодействие «Родитель-Врач» на ранних этапах восстановления детей при тяжелой инвалидизации

дети с ЧМТ
тяжелая травма головного мозга
глубокие измененные состояния сознания
методы реабилитации пациентов в сниженном сознании
взаимодействие

Психолого-психиатрическая помощь детям с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой

В статье показано, что восстановление после тяжелой позвоночно-спинномозговой травмы имеет свои особенности у детей. Совместное психолого-психиатрическое сопровождение детей на раннем этапе реабилитации позволит вовремя провести дифференцированную оценку эмоционально-мотивационных расстройств с выработкой тактики ведения, сопровождения и лечения пациентов после нейротравмы.

Психолого-психиатрическая помощь детям с тяжелой позвоночно-спинномозговой травмой

Позвоночно-спинномозговая травма
реабилитация
психологическая помощь
депрессия
тревога
снижение мотиваций
лечение

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

Все права защищены. Все права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.

При использовании материалов прямая активная ссылка на издание Альманах Института коррекционной педагогики / Almanac Institute of special education обязательна.

Читайте также: