Отношения педагогов ребенка и его родителей

Обновлено: 12.05.2024

Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение учителей и родителей имеет свои особенности. Их общение - шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями, усвоение педагогического опыта, знаний, которые учителя и родители передают друг другу.

Неотъемлемой, важной и в то же время непростой частью нашей учительской профессии являются взаимоотношения с родителями.

Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.

Еще французские просветители 18 в. обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации. Но никакие технические средства информации, какой бы интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается неизменной. Это - семья.

Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель - родители ученика», нужно исходить из того, что семья - важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его нравственно-психологических установок.

Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток на формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.

В школу приходит семилетний человек, у которого уже имеются представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.

Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы отношений.

Чаще всего под активным влиянием учителей оказываются родители так называемых трудных детей, которые приносят в школу негативный опыт своего поведения в семье. А если ребенок внешне не проявляет отклонений от моральных норм, учитель не беспокоится за его судьбу, мало интересуется его домашним воспитанием, взаимоотношениями в семье. Вряд ли такую практику взаимодействия семьи и школы можно считать приемлемой и эффективной.

Отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т. е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика - частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

При таком слиянии микросреды и возможны подлинное взаимопонимание, взаимная забота, взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных отношений в непосредственном окружении школьника.

Есть еще одно обстоятельство, которое не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена перевоспитывать его. И в том и в другом случае учителю необходимо знать конкретную нравственную ситуацию в семье, а родителям следует знать педагогические и нравственные требования учителя. Без этой взаимоознакомленности невозможно осуществлять педагогическое управление нравственным развитием детей, успешно претворять один из принципов педагогики: принцип единства требований семьи и школы. Этот принцип основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за судьбу детей.

В отношениях с родителями учеников учителю отводится ведущая роль. Но, к сожалению, педагогу не всегда удается осуществлять эту роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Так как учитель не располагает никакой властью помимо своего морального авторитета, а также потому, что ему приходится налаживать контакты с разными родителями. Поэтому педагогам следует помнить некоторые правила эффективного взаимодействия с родителями учащихся:

родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет;

стремитесь наладить деловые связи с родителями;

активно привлекайте родителей к воспитательной работе с детьми, опирайтесь на их помощь;

на родительских собраниях говорите о планах, проблемах всего класса, а не только некоторых детей;

будьте открытыми всем, но не вступайте с родителями в панибратские отношения;

не старайтесь угодить всем родителям сразу, иначе они поймут, что в вас нет принципиальности и твердости характера;

Отдельно хотелось бы остановиться на взаимодействии с родителями трудновоспитуемых обучающихся. А ведь чаще всего такие дети из неблагополучных семей и это еще больше осложняет ситуацию.

Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с родителями таких учеников. Если родители занимают оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они обычно выдвигают аргументы: «Мы заняты, у нас нет времени», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто можно услышать от родителей: «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный», Школа должна воспитывать, а не мы!». Иногда родители просят: «Ребенок нас не слушает, помогите!», «Мы растеряны, не знаем, что делать, что вы посоветуете?» В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?

Важно, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потерял самостоятельность и «подыгрывает» родителям, достичь конструктивных результатов в разговоре становится невозможным. Попавший под влияние учитель, возможно, будет либо оправдываться, либо начнет угрожать: примем административные меры. Если же родитель показывает свою беспомощность, учитель, жалея его, обещает «Что-нибудь предпринять», чтобы изменить к лучшему поведение ребенка. Но и в том, и в другом случае нет реального, содержательного взаимодействия родителей с учителем и последний останется один на один со своей проблемой: низкой успеваемостью и плохим поведением ученика.

Способность к общению - профессиональное качество учителя.

Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника - школьник или его родители. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно.

Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству.

Нередко учитель видит в родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном «учительском» тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нежелательно - вы только оттолкнете собеседника. Ни о каких совместных действиях тут и речи быть не может: родители начинают жалеть своего ребенка, обвинять учителя, который в беседе с ними проявил себя таким несимпатичным человеком. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того - найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству.

Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями.

Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Людям нравится ощущать собственное значение.

Один из способов привлечения родителей к сотрудничеству - подчеркивание его значения в этом процессе. Объясните родителям их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Укрепите уверенность родителей в том, что они, безусловно, могут быть терпеливыми и настойчивыми, что могут наладить жизнь и учебу своего сына или дочери.

Покажите родителям свою любовь по отношению к его ребенку.

Психологический контакт с родителями возникает сразу же, как только учитель показывает, что видит положительные стороны в характере ребенка, симпатизирует и даже любит его. Согласитесь, что хорошее начало есть в каждом человеке, даже в самом отчаянном нарушителе или двоечнике.

Когда отец или мать видит дружелюбные глаза учителя и чувствует, что учитель тоже заботится о благополучии ребенка, психологическая защита становится ненужной. Тут и можно переходить к сотрудничеству.

Ведение конструктивного диалога с родителями - основа системы взаимоотношений с родителями. Добиться конструктивного диалога помогут следующие правила:

Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.

Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит, таким образом, то, возможно, учителю и удастся организовать совместную деятельность, а возможно - и нет. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

Другими словами, основная цель беседы учителя с родителями ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.

Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишится поддержки родителей.

Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш психолого-педагогический «Диагноз учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение. Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно само утверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками - предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

«Не верьте генетике»

К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители… сами плохо учились, не отличались хорошим поведением, злоупотребляют алкоголем и т.д.

Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» - «плохой».

Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.

«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ваша беседа с родителями ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.

Еще хотелось бы остановиться на такой распространенной форме работы с родителями, как родительское собрание.

По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми .

Текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания -это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий.

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Правила подготовки классного родительского собрания

1.Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

2.Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

3. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.

4. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

5. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

6. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

перед началом собрания лучше оставить за дверью плохое настроение;

отведите на собрание не более 1,5 часов;

самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

Родители являются первыми воспитателями ребенка.

  • Принцип второй (мало осознаваемый педагогами и не известный родителям):

Детские сады создаются в помощь семье в деле воспитания детей.

  • Принцип третий (смутно осознаваемый и родителями, и педагогами):

Какие педагоги - такие и родители, и наоборот - какие родители - такие и педагоги.

  • И, наконец, четвертый принцип (вызывающий самое большое количество разногласий между педагогами и родителями):

Педагоги воздействуют на семью через ребенка и для ребенка; семья, в свою очередь, воздействует на педагогов через ребенка и для ребенка.

Особенности взаимодействия родителей с педагогами и специалистами

  • Родителям нужно учитывать, что педагоги не получали специальной подготовки по работе со взрослыми людьми.
  • Следствием чего является установка педагога на взаимодействие с родителями, как с детьми.
  • Главная специфика взаимодействия со взрослыми — это не способность родителей учиться, а возможность родителям научиться самим с помощью специалистов.

Какие ограничения родителям нужно учитывать при взаимодействии с педагогами и специалистами

  • детский сад призван взаимодействовать с семьей для полноценной реализации уставных задач, но в силу обстоятельств не всегда способен к полноценному взаимодействию
  • семья всегда способна (исходя из своих функций) к взаимодействию с детским садом, но не всегда реализует свое право на взаимодействие (исходя из наличных компетенций)

По каким признакам родителям можно оценить эффективность взаимодействия с педагогами и специалистами

1. Активность субъектов взаимодействия, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.

2. Способность реализовывать учреждением и семьей полноценную субъектную позицию: предоставление свободы выбора и действий, ответственность и самостоятельность.

3. Возможность занимать объектную позицию: быть детскому саду, семье объектом воздействия со стороны субъекта воздействия (семьи, детского сада).

4. Результативность взаимодействия: степень достижения поставленных целей, эффективность достижения результата, оптимальность соотношения приложенных усилий и полученных результатов, удовлетворенность участвующих сторон процессом и результатами совместной деятельности.

5. Продуктивность взаимодействия: видимые результаты совместной деятельности детского сада и семьи, вклад семьи в развитие дошкольного образовательного учреждения, вклад учреждения в развитие семьи.

6. Удовлетворенность субъектов взаимодействия: отсутствие конфликтных и стрессовых ситуаций, соблюдение принципа «не навреди» по отношению к физическому и психическому здоровью участников взаимодействия.

7. Отсроченные результаты: использование полученных знаний, технологий в дальнейшей работе.

Перестройка позиций участников взаимодействия (педагогов и родителей)

Обобщая отношение педагогов к родителям, можно представить собирательный образ семьи в глазах воспитателей ДОУ:

Какие бывают родители (глазами педагогов)

Ярлыки (заблуждения)Снятие ярлыков
1. «Пассивные»
2. «Скандальные»
3. «Незаинтересованные»
4. «Немотивированные»
5. «Занятые»
6. «Грамотные»
7. «19:00» (родители, которые приходят в детский сад в последние минуты прекращения его работы)
8. «19:01» (родители, которые приходят в детский сад после прекращения его работы)
9. «Не умеющие воспитывать ребенка»
10. «Не занятые»

Для изменения отношения педагогов к родителям следует сначала прочитать левую колонку утверждений и отметить те, с которыми педагог согласен. Затем определить процентное выражение собственных заблуждений относительно родителей: количество своих согласий нужно разделить на 10 и умножить на 100. Затем в правой колонке необходимо написать аргументы, разрушающие собственные заблуждения. Например: если Вы согласны с утверждением «пассивные родители», контраргументируйте это тем, что родитель - это человек, любящий ребенка и никогда на свете, не допускающий свою апатию и не любовь к нему.

Чтобы уравновесить позиции, следует привести и противоположный портрет (педагогов в глазах родителей).

Какие бывают педагоги (глазами родителей)

Ярлыки (заблуждения)Снятие ярлыков
1. «Строгие»
2. «Требовательные»
3. «Необязательные»
4. «Любящие детей»
5. «Не любящие детей»
6. «Жесткие»
7. «Мягкие»
8. «Неопытные»
9. «Опытные»
10. «Раздражительные»

Родителям следует так же, как и педагогам, бороться с заблуждениями.

Дополнение указанных позиций, их согласованность определяется теми канонами, которые гласно и/ или негласно сложились во взаимодействии педагогов и родителей.

Ниже представлен ряд запрещенных (табуированных) высказываний, который позволит, с одной стороны, снять существующие напряжения в общении родителя и воспитателя, с другой, призван способствовать профилактике конфликтности.

Табу для родителей.

Запреты родителям: никогда не говори «некогда».

О педагогах: Что она может, Она не грамотная, Она не профессионал и т. д.

О других родителях: Они не уделяют время ребенку, Они его не (правильно) воспитывают.

О детях: Он плохой, Он хуже моего ребенка, Не играй (общайся) с ним.

Данные установки позволяют продуктивно взаимодействовать педагогам и родителям в образовании и являются ориентирами для перестройки существующих отношений.

Роли и позиции родителей в процессе выстраивания взаимодействия с педагогами и специалистами

Определение ролей и позиций субъектов педагогического взаимодействия (в частности, педагогов и семьи) является неотъемлемым компонентов эффективного сотрудничества.

Ниже мы представляем вариант налаживания взаимодействия в игровой форме.

Дидактическая игра «родители обязаны, педагоги должны»

«Должны (по договору)-обязаны (по статусу)»

Цель: уточнить представления родителей и детского сада о правах ребенка, ответственности детского сада и обязанностях родителей.

— определить представления родителей об ответственности детского сада;

— закрепить представления родителей о собственных обязанностях;

— систематизировать представления детского сада и семьи о правах ребенка.

Планшет с 3 столбцами («родители обязаны», «детский сад и родители беспрекословно выполняют», «педагоги должны») и передвигающимися по строкам карточками с обозначением обязанностей субъектов дошкольного воспитания (на обратной стороне карточек подписать носителя данной обязанности (детский сад, либо семья, либо детский сад и семья).

Инструкция для родителей:

Мы предлагаем вам принять участие в акции: «Социальное партнерство ДОУ и семьи в воспитании ребенка».

Вам необходимо расположить предлагаемые карточки с обязанностями субъектов воспитания по группам обязанностей в соответствующих столбцах - «обязанности детского сада», «обязанности семьи», «обязанности семьи и детского сада».

По итогам работы с родителями перевернуть карточки, после того как все будут расположены, и подсчитать количество ошибочных мнений родителей: после запланировать работу по итогам выявленных проблем.

Примерный набор карточек:

Лицевая сторонаОборотная сторона
…..имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка (Ст. 44 З-на «Об образовании в РФ»)Родители
….несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка (СК РФ, ст. 61)
…..обязаны обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию (СК РФ, ст. 65)
….обязаны воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию (СК РФ, ст. 65);
…. формирование общей культуры,ДОУ
….развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
…..формирование предпосылок учебной деятельности;
….сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
(ст. 64 ФЗ РФ 273)

Итогом игры должно стать понимаемое и зафиксированное наглядно представление родителей, детского сада об обязанностях детского сада, родителей, детского сада и родителей.

По итогам игры «общественный договор» о сотрудничестве педагогов и родителей может быть зафиксирован в форме наглядно в форме плакатов: «Родители являются первыми педагогами», «ДОУ действуют в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития».

Достигнутые договоренности между педагогами и родителями следует зафиксировать документально: в частности, родителям предлагается внести свои изменения и предложения в договор между детским садом и родителями, где могли бы быть более четко отражены позиции субъектов воспитания: права и обязанности семьи по поводу ее участия в жизни ребенка в детском саду.

Активные и интерактивные технологии, которые могут использовать родители для совместной работы со специалистами

— метод «дельфи» - метод мозгового штурма, мозговой атаки - это метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой педагогов и родителей для отбора лучшего решения, по актуальным проблемам воспитания;

— метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций) - метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель участник семинара-практикума проявляется наиболее отчетливо;

— тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях возникающих в семье;

— акции - это комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;

— мастер-классы для родителей - это передача действующей технологии, способ взаимодействия между обладающего признанным авторитетом педагогом, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

— тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей, каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению, к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты.

Как родители могут эффективно взаимодействовать с педагогами и специалистами

Формы участие семьи в жизни ребенка в детском саду

Формы работы с семьей за пределами детского сада

Университет педагогических знаний и лекторий

Компетентностный подходТрадиционный подход
В качестве лекторов могут быть привлечены родители, специализирующиеся по тем или иным проблемам. Занятия должны быть практико-ориентированными, включать элементы тренинга и упражнений с детьми.
Как и лектории, УПЗ создаются в системе лекционной пропаганды знаний. Но если лектории могут быть эпизодическими, либо проводиться циклами лекций, а посещение их свободное, то УПЗ - это своеобразное учебное заведение, которое имеет организующее ядро (ректорат); постоянный состав слушателей; определенную учебную программу; преподавательский лекторский состав и т.п. Задачи университетов: вооружить родителей основами педагогических знаний, необходимых для организации жизни и воспитания детей в семье; обеспечить единство воспитательных воздействий детского сада и семьи; обобщить и распространить положительный опыт семейного воспитания; предупредить наиболее распространенные ошибки воспитания в семье; привлечь родителей к воспитательной работе в дошкольных учреждениях.

Киноуниверситет или кинолекторий

Компетентностный подходТрадиционный подход
Фильмы монтируются, озвучиваются специалистами и предлагаются родителям для домашнего просмотра. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в новой, закрытой для них обстановке и сделать соответствующие выводы.Эта форма педагогической пропаганды позволяет широко использовать как короткометражные научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, так и полнометражные художественные. В настоящее время используется видеозапись реальной жизни ДОУ. Работа киноуниверситета строится на основе определенного учебного плана и соответствующей программы. К каждому занятию подбирается тематический фильм.

Школы для родителей

Компетентностный подходТрадиционный подход
Школы для родителей должны содержать элементы школы родителей: когда семья выступает не только в качестве объекта учения, но и обучающего (других родителей) субъекта.Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики района города, более актуальны школы «Молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, средне образовательными школами, профессиональными училищами.

Читательские конференции по книгам о воспитании

Компетентностный подходТрадиционный подход
Организаторами конференций выступают родители, дети и педагоги являются участниками конференций.Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.
Тематические выставки
Компетентностный подходТрадиционный подход
Выставки содержат материал о творчестве родителей, детей. Площадки для выставок представляют родители. Например, банк, магазин, приемная администрации, офис компании и т.д. в зависимости от места работы родителей. Данная форма презентации творческих работ ребенка становится частью его портфолио, в том числе сам факт организации подобных выставок.Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, Домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках, выставочных залах пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района.

Информационные бюллетени

Компетентностный подходТрадиционный подход
Бюллетени содержат информацию от родителей, могут быть подготовлены семьями воспитанников.Они вывешиваются (по договоренности) на предприятии, а также в близлежащих магазинах игрушек, книг, детской одежды, спортивного инвентаря. В бюллетенях покупателям даются рекомендации: какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте; как организовать игровой уголок дома; какие книги нужны дошкольнику; какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разные времена года и т.п.

Дни открытых дверей в дошкольных учреждениях

Компетентностный подходТрадиционный подход
Презентация групп проходит с участием родителей и воспитанников.На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются родители, имеющие детей дошкольного возраста проживающие в вашем микрорайоне.

Родительские конференции

Компетентностный подходТрадиционный подход
Родительские конференции инициируются самими родителями, организаторами выступают родительские комитеты, педагоги являются тьютерами и кураторами конференции. Дошкольное учреждение предоставляет помещение для проведения мероприятия.Их организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, Домах культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и могут быть посвящены физическому, умственному, эстетическому, нравственному воспитанию детей, а также тем вопросам, которые наиболее актуальны, особо интересуют родителей.

Консультации для родителей

Компетентностный подходТрадиционный подход
Организация общественной приемной для консультирования, как педагогов, так и родителей (включая жителей микрорайона). Создание консультационного пункта на базе ДОУ на общественных началах. Организаторами могут быть юристы, экономисты, педагоги, люди творческих профессий из числа родителей.К ним привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители).

Библиотечки для родителей при дошкольных учреждениях

Компетентностный подходТрадиционный подход
Библиотека создается самими родителями, может быть виртуальной, комплектация курируется самими родителями.Их услугами могут пользоваться и родители детей, не посещающих детский сад, в ряде случаев это платная услуга.

Выступления воспитанников детских садов

Компетентностный подходТрадиционный подход
Создается программа выступлений детей и родителей по принципу «Минуты славы», программа составляется родителями, с привлечением тренеров, педагогов центров дополнительного образования, музыкальных школ которые посещают дети. Участие ребенка в празднике, утреннике, выступление перед ветеранами, становится частью портфолио ребенка.Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки и др. могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель их показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях.

Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати

Как учителю выстроить продуктивные отношения с родителями

По мнению учителя истории и обществознания «Павловской гимназии» Григория Камчатнова, одна из центральных задач учителя — дать понять родителям, что вы прекрасно разбираетесь в своем деле:

«Учитель должен максимально демонстрировать профессионализм во взаимоотношениях с родителями, показывать, что он разбирается в методиках, действует по четко установленному плану, владеет терминологией. А затем подтвердить это на практике».

Быть тактичным и проявлять уважение

Учитель начальный классов из «Оренбургской православной гимназии» Вера Иванова считает, что без взаимоуважения выстроить хорошие отношения с родителями невозможно. Не стоит обсуждать неудачи, неуспеваемость или плохое поведение одного ребенка при всех родителях — лучше это сделать при личной беседе.

«Родители всегда приходят ко мне на собрания, потому что они знают, что я их не поставлю в неловкое положение при всем классе».

О важности взаимоуважения говорит и директор «Новой школы Натальи Колгановой» Наталья Колганова. Давая каждому родителю высказать свою позицию, педагог выстраивает с ними хорошие отношения.

Учитель русского языка и литературы «Общеобразовательного центра «Школа» Евгения Копнинова считает, что в отношениях родителей и педагога нет главных: все равны, мнение каждого важно:

«Мы работаем в цепочке: педагог — ученик — родитель. И у каждого своя зона ответственности».

Григорий Камчатнов советует показывать семьям, что вы внимательно относитесь к ребенку, к его вопросам, проблемам, успехам и неудачам. Нельзя сравнивать его с другими детьми, а также давать абстрактные формулировки по поводу успеваемости.

С ним согласна и учитель биологии школы «Поколение» Инна Миронова:

«Родители всегда чувствуют заинтересованность и неравнодушие педагога, поэтому важно давать обратную связь: освещать прошедшие мероприятия, рассказывать о победах и успехах детей».

Быть открытым

Психолог и классный руководитель лицея №1 «Спутник» Евгения Бродина уверена, что отношения «учитель-родители» проходят определенные этапы: от влюбленности до конфликтов, их решения и сплоченности. В этих взаимоотношениях педагог рекомендует придерживаться принципов искренности и открытости:

«Я на связи 24/7, для меня нет неудобного времени или неудобных вопросов, я первый человек, к которому они могут обратиться за помощью».

Учитель начальных классов из «Школы Леонова» Анна Здорова и учитель начальный классов из «Оренбургской православной гимназии» Вера Иванова тоже выступают за открытое и доверительное общение с родителями.

«Я руководитель класса, а не мама детей или родителей. Никого не учу, как поступать и вести себя. Мягко, тактично подвожу к нужной теме и даю понять, как нужно сделать», — говорит Вера.

Где общаться с родителями

Чаты в мессенджерах

Такого же мнения придерживается и учитель русского языка и литературы Алина Медведева из школы «Сота», однако добавляет, что не стоит забывать и про личные границы:

«Нужно объяснить родителям, что после, например, семи вечера вам лучше не писать, потому что это ваше личное время».

Наталья Колганова также большое внимание уделяет культуре общения в чате: необходимо вначале много сил уделить этому аспекту, чтобы такой формат онлайн-общения успешно существовал.

Родительские собрания

В школе «SOFT», где Юлия Белова работает учителем начальных классов, традиционные родительские собрания приобрели новую форму и превратились в родительские конференции. В первой части учитель обозначает главные вопросы для обсуждения, а во второй — родители в индивидуальном порядке могут пообщаться с преподавателями, тьюторами класса и специалистами школы. Любой родитель может посмотреть тетради и творческие работы своего ребенка, ознакомиться с критериями оценивания по предмету, узнать, какие умения уже были освоены ребенком.

Наталья Шкуркина пересмотрела привычный формат родительских собраний: теперь встречи с родителями проходят совместно с детьми, чтобы в них было больше открытости.

Индивидуальные беседы

А вот Евгения Бродина не видит смысла в организации совместных родительских собраний из-за того, что нельзя обсудить тонкие моменты, которые не стоит выносить на публику. Выходом становятся индивидуальные встречи в онлайн-формате: так каждый родитель может задать личные вопросы по поводу ребенка, высказать свои опасения или пожелания.

Не может отказаться от личного взаимодействия с родителями и Наталья Шкуркина:

«Я предпочитаю позвонить и услышать голос каждого родителя. Главное — это общение от сердца к сердцу».

Читайте также: