Педагогический, педиатрический прикорм для детей, приучение ребенка к самостоятельному приему пищи: советы родителям малыша

Обновлено: 08.05.2024

Малыш растет не по дням, а намного быстрее, пытаясь овладевать все новыми навыками. Один из них, наверное, самый важный, умение кушать ложечкой и пить из чашечки. У родителей появляется проблема, как научить ребенка есть самостоятельно, ведь ему так этого хочется, но, пока не очень получается. До тех пор, когда ребенок начнет кушать аккуратно, используя столовые приборы, пройдет года три-четыре, но первые попытки он начинает делать намного раньше, в шесть-семь месяцев, удерживая в ручке кусочек хлеба.

Ближе к годику, детки активно проявляют самостоятельность, хватая ложечку, и стараясь что-то зачерпнуть ей. Конечно, в рот ничего не попадает, но, лиха беда начало - мама не должна пропустить этот момент, всячески поддерживая стремления малыша. Перед началом процесса обучения, подготовьте необходимый «инвентарь», обязательно детский.

Потребуются:

несколько тарелочек и мисочек с яркой расцветкой и красивыми рисунками;

детские приборы - ложки и, впоследствии, когда малышок подрастет, вилки;

стульчик, в котором будет удобно сидеть;

полотенце, для утирания личика;

набор «слюнявчиков, защищающих одежду крохи.

Проверьте обязательно наличие сертификатов, позволяющих использовать посуду и приборы для детского кормления. В них не должно быть вредных для здоровья деток компонентов.

Трудные шаги обучения самостоятельного приема пищи - советы для родителей

Дети быстрее начинают кушать самостоятельно, если во время приема пищи сидят в детском стульчике за общим столом. Они видят, как едят взрослые, и делают попытки подражать им, взяв в руки ложку.

Одежда малышка должна быть такой, которую легко постирать, или не жалко выбросить. Обязательно закрепите на груди «слюнявчик», чтобы как-то защитить одежду.

Перед тем, как учить ребенка есть самостоятельно, дайте малышу в руки ложечку, ему нужно «познакомиться» с ней, рассмотреть ее, засунуть в рот.

Первую ложку кашки мама дает сама, а затем предлагает карапузику попробовать есть самому. Каша - лучший вариант для начала учебы есть самостоятельно, она не такая жидкая. Первая «самостоятельная» ложка каши не попадет в рот, она будет размазана по столу, или окажется на полу.

На первых порах помогайте вашему «неумехе», поддерживая тарелочку с едой в удобном для «захвата» еды положении.

Не ругайте карапузика и не сердитесь, дайте ему вволю наиграться, а затем покажите, что нужно делать. Положите ложку правильно в его руку, а затем, удерживая его ручку с ложечкой, зачерпните кашу, и донесите ее до рта. Повторите это несколько раз. При этом сохраняйте спокойствие, не забирайте ложку, увидев, что еда не попадает в рот, не начинайте кормить сами. Малыш, поняв, что кушать самому нелегко, начнет капризничать, требуя, чтобы его покормила мама. Не поддавайтесь на «провокацию».

Чтобы ребенок все-таки поел, воспользуйтесь второй ложкой, подкармливая из нее, а первой пусть он управляется сам.

Баловаться за столом во время еды недопустимо. Это можно разрешить на первом этапе обучения.

Затем, увидев, что началась «игра» с едой, уберите тарелку. Дети начинают играть, когда насытились. При этом нужно объяснить, что еда, ложка и тарелочка не игрушки.

Когда «ученик» отказывается от пищи, не настаивайте, возможно, он не голоден.

В дальнейшем, готовя детскую еду, украшайте ее - красивое блюдо повышает аппетит.

Педагогический прикорм - это способ знакомства ребенка со «взрослой» едой, развитие у него интереса к еде и обучение кушать самостоятельно. В отличие от традиционного введения прикорма, тут нет строго плана по видам и количеству продуктов. Одно из главных отличий - то, что для ребенка ничего не готовят специально. Ему предлагают так называемые микродозы (два-три рисовых зерна или один глоток) «взрослой» еды. При этом важно не заставлять ребенка есть - нужно, чтобы он сам проявил интерес к еде. Малыш лишь знакомится с новой пищей. Основным питанием для него остается материнское молоко. Поэтому, этот вид прикорма подходит только для тех, кто кормит грудью.

Зачем нужен педагогический прикорм?

Педагогический прикорм постепенно приучает ребенка ко взрослой еде. Пищевой интерес возникает в 4-7 месяцев, и его нужно поддерживать и развивать, чтобы у малыша в будущем был хороший аппетит.
Поскольку при педагогическом прикорме для ребенка вовсе не обязательно измельчать (пюрировать) пищу, он начинает знакомиться с твердыми кусочками, делает первые попытки прожевать и проглотить микроскопические порции (микродозы). Наблюдая за взрослыми, ребенок учится пользоваться посудой и столовыми приборами, самостоятельно есть. При этом организм ребенка постепенно привыкает именно к той еде, которую едят в его семье. Сторонники педагогического прикорма считают, что бессмысленно приучать ребенка к баночкам, потому что впоследствии он не будет этим питаться. Кроме того, сомнительным является и содержание детского питания, потому что их срок годности - два года, а, значит, они полны консервантов.

В каком возрасте можно начинать педприкорм?

Брать ребенка с собой за стол рекомендуется с трех-четрых месяцев. Так он узнает, что еда - часть ежедневной жизни всех членов семьи. Родителям важно не упустить момент, когда ребенок начнет проявлять интерес к «взрослой» еде.
В пять-семь месяцев исчезает выталкивающий рефлекс языка, когда малыш стремится все выплюнуть. К этому возрасту он уже может сам садиться, а его организм готов к перевариванию твердой пищи. В это время можно начинать педагогический прикорм.

Как организовать педагогический прикорм?

Первые несколько недель ребенок во время еды сидит на коленях у мамы и пробует микродозы из ее тарелки. Поэтому, метод подходит только тем мамам, которые сами правильно и разнообразно питаются. Проще говоря, если у вас сегодня на обед сосиски с кетчупом, то идея педприкорма вам явно не подходит.
Важно предлагать ребенку все виды пищи, но если ему не нравится - не настаивать. Дав малышу попробовать что-то новое, лучше сделать перерыв на несколько дней. Это необходимо для того, чтобы выяснить, нет ли у него аллергии на какие-либо продукты.
За один раз можно пробовать две-три микродозы одного продукта или по микродозе трех-пяти видов продуктов. Постепенно количество микродоз и видов еды увеличивается. Ребенка можно пересадить в стульчик для кормления и дать ему свою тарелку. Грудное вскармливание продолжается параллельно с прикормом.

Не полезнее ли с целью прикорма давать детское питание?

Цель педприкорма состоит в постепенной адаптации детского желудка к «взрослой» пище. Получая совсем небольшие порции именно «взрослой» пищи, малыш адаптируется ко всем ее компонентам, к новой консистенции и к незнакомым вкусовым ощущениям.
Если ребенка кормят из баночек, эта адаптация происходит гораздо медленнее. Из-за его равномерной полужидкой консистенции и более нейтрального вкуса. К тому же специальное детское питание содержит консерванты и стабилизаторы, сухие концентраты с добавлением синтетических витаминов и ароматизаторов. Всю эту информацию внимательные родители могут прочесть на этикетках к детским продуктам. Другое дело, что этикеток к зимним овощам и фруктам и вовсе нет. Но от этого не становится спокойнее за их состав, если они не выращены на своем огороде.

Не подавится ли малыш неизмельченными кусочками пищи?

Еду для малыша не стоит специально измельчать — достаточно отщипывать маленькие кусочки. Если он пытается проглотить слишком большой кусок пищи, маме стоит вытащить еду пальцем. Получая микродозы «взрослой» еды, грудной малыш учится жевать своими пока еще беззубыми деснами. Если ребенку трудно проглотить микродозу, он может “запить” ее грудным молоком.

В какой момент прикорм начинает заменять кормления молоком?

На что следует обратить внимание при введении педприкорма?

1. Состояние здоровье малыша

Если у малыша аллергия или проблемы с желудком, следует быть предельно внимательными, чтобы эти явления не усилились. Тут подходит принцип «Тише едешь - дальше будешь». Любые новые продукты стоит вводить небольшими порциями, отслеживать любые ухудшения после них.

2. Состояние здоровья мамы и папы

Важно, чтобы и мама, и любой член семьи, с тарелки которого ребенок ест, были здоровы. Кариозные зубы во рту, язвенная болезнь в стадии обострения, некоторые хронические инфекции, текущее ОРВИ создают опасность передачи инфекции ребенку при пользовании общей тарелкой. Если какой-либо из этих неприятных моментов имеет место, ребенку лучше пользоваться отдельной посудой.

3. Здоровое питание

Поскольку ребенок тянет руки абсолютно к любому продукту, который увидит, разумно будет сделать так, чтобы копченая, острая и вся другая «запретная еда» не попадалась ему на глаза. Для этого все взрослые члены семьи должны приобщиться к здоровому питанию.

Ребенку бывает сложно научиться пользоваться ложкой, да и от взрослых этот процесс требует внимания и терпения. Как научить малыша есть самостоятельно, какими должны быть кусочки пищи и нужна ли в полгода посуда? Полезные советы дает нутрициолог Анастасия Ивановна Шалунова.

— Анастасия Ивановна, в каком возрасте детей учат есть самостоятельно?

— Это очень важная тема и для родителей, и для врачей. Дети начинают самостоятельно питаться в разном возрасте. Но приучать их держать в руках приборы и пользоваться тарелочками можно с самого начала прикорма.

Педиатры рекомендуют пробовать предлагать ребенку есть самостоятельно с 6-7 месяцев. К этому моменту ребенок должен:

  • уверенно брать и удерживать в руке ложку;
  • сидеть без поддержки;
  • в течение трех-четырех недель есть прикорм.

Малыш должен понимать, зачем нужно садиться за стол и для чего ему дают столовые приборы — тогда ему будет проще научиться самостоятельности.

Ребенок и без родителей может освоить навык самостоятельного приема пищи, но все-таки ему стоит помогать. Личный или коллективный пример работает наилучшим образом. В противовес этому можно вспомнить истории детей-«маугли», которых никто не обучает социальным навыкам, что дает соответствующий печальный результат.

— Что делать, если родители упустили момент начала обучения? Как научить ребенка есть ложкой?

— Запастись терпением. По отзывам мам маленьких детей, в этом очень помогает максимальная социализация — например, пребывание в детском саду. В группе малыши повторяют действия друг за другом и втягиваются в процесс. Если ребенок не может ходить в детсад, то важно посещать больше общественных мест, чтобы он видел, как питаются другие дети.

Можно учить играючи и под мультики, но главное — не заиграться

  • Игры с едой используют как дидактический материал: родители рассказывают про форму, размер, текстуру продукта.Важное условие: играть не во время еды.
  • Мультики должны нести смысловую нагрузку: их надо подбирать по теме питания.Телевизоры, планшеты и телефоны используются точечно для отвлечения малыша, а не ежедневно.

— В каком возрасте можно давать ребенку еду кусочками?

— Текстура продукта имеет большое значение во время знакомства ребенка с твердой пищей и первых шагов к тому, чтобы кушать самостоятельно. Жевать и глотать он учится постепенно, переходя от полужидких продуктов к плотным и твердым.

  • В 3-4 месяца некоторые выбирают педагогический прикорм с целью не накормить, а дать попробовать вкус продукта. И здесь кусочки будут размером со спичечную головку.
  • В 4-6 месяцев вводят первый настоящий прикорм — это гомогенные каши или пюре.
  • В 6-7 месяцев дают мягкие кусочки размером с ноготок мизинца, чтобы ребенок не подавился.

Врачи отмечают, что твердая взрослая пища помогает правильно формироваться всем структурам детского организма. Особенно она важна в развитии головного мозга, зубов и прикуса.

— Нужна ли термическая обработка овощей и фруктов или можно давать их ребенку в сыром виде?

— Лучше термически обрабатывать плоды, но нужно учитывать вид овощей и фруктов, а также то, даете вы продукт из магазина или выращенный на собственном участке. В любом случае маме желательно быть внимательной к малышу и в идеале вести дневник питания, отслеживая поведение ребенка, реакцию его организма, изменения стула и так далее.

— Как способность ребенка есть без помощи мамы связана с его развитием и здоровьем?

— Примерно к семи месяцам формируется ладонный тип захвата: ребенок может брать и удерживать руками мелкие предметы. С этого момента ему можно предлагать попробовать фруктовые дольки или печенье. Но раньше этого возраста давать их нежелательно.

К активному самостоятельному питанию приучают с 6 до 10-12 месяцев. Если упустить время, то дальше ввести в рацион твердую пищу будет проблематично.

К чему приводит отсутствие умения жевать:

  • ребенок начнет давиться едой, выплевывать пищевой комок, отказываться жевать и глотать предлагаемый продукт;
  • могут выработаться склонность к жидкообразному питанию, излишняя разборчивость в еде;
  • нарушаются пищеварение, становление навыков речи.

— Как не подавиться? Есть ли какие-то правила кормления?

— Маленький ребенок чаще давится едой и мелкими предметами от игрушек. Даже дети у груди могут поперхнуться молоком в случае индивидуальных особенностей организма малыша и матери. Чтобы избежать неприятных ситуаций при срыгивании, после кормления младенца нужно держать на руках вертикально до тех пор, пока он не срыгнет.

Основная ошибка родителей — они торопятся. Рано начинают приучать ребенка есть самостоятельно или дают ему большую порцию, большие кусочки еды. Неподготовленный малыш просто не поймет, что делать с ложкой, тарелочкой, едой. Научить держать ложку или брать еду руками, подносить пищу ко рту и полноценно ее пережевывать можно только постепенно и не спеша.

— Если ребенок все-таки подавился, как ему помочь?

— К таким моментам важно подготовиться и заранее посмотреть обучающие видео.

Первая помощь подавившемуся младенцу

  • Руки ребенка поднимают вверх, чтобы шире открыть дыхательные пути, — тогда дыхание может нормализоваться само.
  • В сложных случаях можно выложить ребенка животом на предплечье, с небольшим наклоном, чтобы спина оказалась выше головы. Несильно похлопать по межлопаточной зоне.
  • Еда остановилась в гортани. Вызовите рвотный рефлекс, чтобы пища покинула орган.
  • Иногда до приезда скорой родителям приходится самим делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца малышу.

— Помогая подавившемуся ребенку, родителям нужно помнить, что любой кашель всегда эффективнее физических манипуляций с телом. И если ребенок пытается откашляться, не нужно вмешиваться, организм справится сам.

Если ребенок подавился чем-то твердым, не пытайтесь зажать и вытащить инородное тело пальцами или пинцетом. Оно может проскочить еще глубже и поцарапать нежную слизистую рта и органов дыхания малыша.

Критические ситуации, при которых нужно незамедлительно оказать помощь:

  • ребенок не может самостоятельно дышать;
  • у малыша широко раскрыты глаза;
  • ребенок испуган, обхватывает горло руками;
  • слышны хрипы;
  • повышено слюноотделение, рот широко открывается;
  • малыш краснеет, затем начинает синеть, теряет сознание.

— Нужно ли покупать ребенку личную посуду и другие аксессуары для еды?

— Приступать к еде из посуды лучше с шести-семи месяцев. Если молочные зубы начинают резаться рано, то с четырех-пяти месяцев можно пользоваться ниблером.

Личная детская посуда независимо от формы и размера, персональное и постоянное место за столом, определенное время кормления — все это приучает ребенка к самостоятельному питанию.

Начинают знакомить малыша с тарелками и ложками также с четырех-пяти месяцев. Первым делом мама может поиграть с ребенком и понарошку приготовить кашу в кастрюльке, положить ее на тарелочку и выдать ложечку.

Посуда для кормления малыша должна быть легкой и безопасной. Цвет и форма подбираются индивидуально. А вот рисунки на тарелке могут стать заменой мультикам, если их рассматривать или придумывать истории. Например, «Съешь кашу или суп и увидишь, что спрятано на дне тарелки» или «Давай спасать героя». Главное — не заиграться в этот момент, чтобы ребенок поел.

— Если ребенок не хочет есть с ложки, какие принципы обучения помогут родителям?

— Если ребенок отказывается от столовых приборов, пробуют другие варианты либо подбирают другую консистенцию пищи. Расскажу случай из личного опыта.

Младшей дочке 3,5 года, и она любит залезать в тарелку руками, особенно в суп, хотя с ложками дружит, вилками и ножом тоже пользоваться умеет. Возможно, она таким способом решает какие-то тактильные задачи, и мы ее за это не наказываем, но стараемся, например, не заказывать супы в кафе. Важно помнить, что на личном примере проще научить ребенка есть ложкой, и существуют психологические моменты, за которые не поругаешь и которые в то же время нельзя назвать отклонениями.

— То есть у малыша может быть своя веская причина отказа от посуды.

— Нередко ребенок отказывается от еды, если он в ней не заинтересован, ему не нравится цвет посуды или форма ложки или же то, что мама настойчиво сует ложку в рот, поторапливает его. Ассоциации с едой должны быть положительными. Очень важно питание ребенка с семьей, поэтому желательно как можно чаще всем вместе собираться за столом: так малыш получит образец для подражания. Социализация сделает свое дело, и ребенок привыкнет, что все едят ложками и вилками, каши и супы подают в глубоких тарелках, а овощи, крупы и макароны — на плоских.

Еще одна интересная задача — как научить ребенка пить из чашки. Родители идут на хитрость и дают малышу питье из чашек с носиком, поильников с силиконовыми трубочками. Но все это помогает временно. Когда ребенок уже умеет что-то держать в руках и координировать свои движения, нужно чаще давать ему обычную кухонную кружку или чашку, которую он может удержать, в том числе с жидкостью определенного объема. Например, если ребенок быстро привык к кружечке, заполненной наполовину, не наливайте ее до краев. Всегда нужно учитывать два момента — детский интерес к посуде и желание взрослых помогать в формировании нового навыка.

Самый оптимальный возраст для обучения ребенка есть самостоятельно — с шести до двенадцати месяцев. Мамы и папы должны быть на подхвате и помогать, чтобы малыш понимал, чем он занимается. Еда должна стать возможностью утолить голод, частью режима дня, увлекательным и безопасным процессом — это максимально приятно для ребенка и полезно для формирования навыка самостоятельного питания.

член Российского союза нутрициологов, диетологов и специалистов пищевой индустрии (РоСНДП), @wellnutrition.family

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Сколько должен съедать ребенок от рождения до года?

Сколько должен съедать ребенок от рождения до года?
0 - 3 месяцев

Аппетит у детей разный: некоторые предпочитают есть чаще, а другие отказываются от пищи, даже если пришло время кормления. Однако существуют общие правила и рекомендации по частоте и объему питания младенцев.

Нужно ли будить грудничка для кормления

Нужно ли будить грудничка для кормления
0 - 3 месяцев

Некоторые мамы беспокоятся, что их ребенок не просит есть ночью. Разбираемся, нужно ли будить младенца для кормления по ночам или для его роста и развития достаточно дневного питания, а также как правильно нарушить сон и покормить малыша, если это необходимо.

Груднички: стресс и режим, прививки, медосмотры, питание

Груднички: стресс и режим, прививки, медосмотры, питание
0 - 3 месяцев

Стресс во время карантина мы не раз обсуждали с российскими и зарубежными психологами. Но проблема затрагивает не только отношения в семьях с малышами. Родителям детей до года важно знать, что делать с плановыми осмотрами и прививками, как поддержать детский иммунитет, можно ли гулять с ребенком или детские площадки тоже на карантине.

Читайте также: